- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,36 kb
Былины
Былины
Былины – русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, отправляющихся в загробный мир или еще каким-либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость.
В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как “детские”. А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.
Собственно народное название былины – старина, т.е. повествование о старинных событиях. Слово “былина” впервые употребил для обозначения этого жанра в середине прошлого века собиратель и исследователь фольклора И.П. Сахаров.
Традиционно выделяются два цикла былин, объединенные по месту действия или происхождению героев:
1. Киевские или Владимировы былины (песни об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).
2. Новгородские былины (Герои – Садко и Василий Буслаевич).
Кроме того, существует ряд песен, не входящих ни в один из этих циклов.
Былинные богатыри
Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
Среди богатырей принято выделять “старших” и “младших”. К “старшим”, как правило, относят Святогора и Волха Всеславьича.
“Старшие” богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли.
Бесспорно, черты этих богатырей сказочны. Поступки, ими совершаемые, обстоятельства, в которых они действуют, совсем не похожи на реальные события. Зато в их образах ярче, чем в других случаях, просматриваются древние мифологические представления.
Часто повторяющийся в былинах сюжет – сватовство. Богатырь, чтобы найти себе невесту, обычно отправляется в чужое царство, в дальний путь. По дороге герою приходится преодолеть много преград и совершить множество подвигов. Невеста, как и сам богатырь, часто обладает каким-либо особенным свойством.
Значительная часть былин посвящена борьбе богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в итоге побеждает. Однако помимо желания проявить свою удаль и потешить “богатырско сердце” героями былин движет и желание постоять за людей и за веру. Их противники несут беду людям – похищают, убивают – и ведут себя нечестиво.
Садко и Василий Буслаевич
Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет “могучих богатырей”, “полениц удалых”, сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен – Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.
Василий Буслаевич обладает невероятной силой, которой никто не может противостоять. Однако применяет силу Василий не для борьбы с чудищами или вражьей нечистью, а для собственного развлечения.
Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что все происходящее в песне, все, что приходится выполнять ее персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила – Бог, судьба – решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешиваются Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет.
Высшая сила – единственное, с чем не могут справиться богатыри, и, если они посягают на нее, их ждет смерть.
Художественный мир былины
В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы – намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам.
Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течет по-другому, не как наше. Поэтому, Илья, отправляясь в путь, “заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град”, и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу и т.д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается.
Современность для сказителей – это уже совсем иная эпоха, когда былинные витязи “перевелись”.
Происхождение былин
В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в “Слове о полку Игореве”. Это Боян, который пел о героических воинах прошлых лет. Можно предположить, что речь идет именно о сказителе былин, который находился при княжеском дворе.
В XIX в. ученые предполагали, что былины – самый древний вид народной поэзии. Однако известны они только русским и практически незнакомы украинцам и белорусам.
Скорее всего в том виде, в каком ион дошли до нас, былины появились уже поле того, как началось разделение восточных славян на три народа, т.е. не ранее XIII в.
Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их начали только тогда, когда появились люди или целые сословия, для которых истории о богатырях стали экзотикой, чем-то необычным, фантастическим. Первые записи относятся к середине XVII в. Они включались в рукописные сборники. Позднее их стали публиковать, но при этом былины подвергались обработке соответственно вкусам читающей публики того времени. Такие записи были очень далеки от подлинных текстов, как правило, перелагались прозой и имели характерные названия, начинавшиеся словами “Повесть о…”, “История о…” и т.д.
Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XVIII в. Так был составлен большой сборник, получивший полное название “Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым”.
Всплеск интереса к собиранию и чтению былин падает на вторую половину XIX в., когда именно с целью их записи начали снаряжать экспедиции.
Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день.
“Русская литература”. Энциклопедия для детей. М., Аванта +, 1998
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/