- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 3,48 Мб
Бумагокручение (квиллинг). Бумагопластика. Оригами
Введение
В бумагопластике преимущественно используются готовые лекала для вырезки деталей создаваемой композиции (например, растения, животного, предмета интерьера и т.п.). Сегодня в ее состав входит и квиллинг, и оригами, и следует отметить, что история данного промысла на Востоке уходит вглубь веков, неразрывно связуясь с историей возникновения самой бумаги.
Бумагокручение (квиллинг)
Считается, что искусство квиллинга возникло в средневековой Европе (по другим сведениям на Ближнем Востоке и в Древнем Египте), где монахини создавали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях).
Бумагопластика
В Европе первые абстрактные объемно-пространственные построения из бумажной плоскости возникают лишь в XX в. в среде русских конструктивистов. Философскую базу к особому пониманию плоскости в изобразительном пространстве подготавливает Казимир Малевич. Владимир Татлин в «Контррельефах» выносит плоскости из живописного в реальное трехмерное пространство. Александр Родченко использует в своих абстрактных объемно-пространственных построениях бумагу. Его бумагопластика является трехмерным прочтением изобразительного пространства. В области абстрактных построений из бумаги работают многие русские художники: Петр Митурич, Лев Юдин, Наум Габо.
ападную школу бумагопластики развивавают Ласло Мохой-Надь, Йозеф Альберс, Сантьяго Калатрава, Ларса Спойбрук, Сью Блеквелл, Зои Бредли, Хелен Масселвайт, Шэр Кристофер. Бумага обретает новый смысл, она становится активным элементом в объемно-пространственных построениях.
Оригами
Существует множество версий происхождения оригами. Знакомство с оригами следует начинать с Древнего Китая. Именно там, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами – искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. В этом году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, вместе с путешествующими в Японию китайскими монахами, стали путешествовать и некоторые тайны. И в 7веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, который умел делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
1. Бумагокручение
Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling – от слова quill (птичье перо)) – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Как хобби также популярно в Германии, Англии и Америке. Квиллинг ещё называют «бумажной филигранью». Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию.
1.1 История квиллинга
В XV-XVI веке квиллинг считался искусством, в XIX веке – дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта <#”607179.files/image001.gif”>
Рис. 1
Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила, при этом кончик бумаги проскальзывает. Подобие его можно смастерить из толстой иглы и пробки. Дети также могут накручивать бумагу на зубочистку.
Существуют линейки с отверстиями разного диаметра, позволяющие создавать элементы точно заданного размера. Для этого скрученные спирали кладутся в отверстия линейки.
Также используются пинцет (для точного закрепления деталей на основе), ножницы, клей ПВА (или любой другой достаточно густой клей), обычно берётся бутылочка с небольшим отверстием, чтобы было легче контролировать количество клея.
1.2.1 Бумага
Для квиллинга используется бумага различной плотности (от 116 до 160гр./кв.м), окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги для квиллинга (разноцветные микс и однотонные) можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1-15 миллиметров, длина от 15 до 60 сантиметров. Часто в процессе работы полоски для квиллинга разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер детали. Иногда мастера соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных спиралей.
Специальные полоски для квиллинга могут быть самых разных цветов и оттенков: белые, черные, цветные, блестящие, перламутровые, с постепенно изменяющимся по длине цветом, с двойным тонированием (одна сторона светлее, чем другая).
1.2.2 Инструменты
Инструментами для квиллинга могут быть специальные приспособления (QuillingStick) с деревянной, пластиковой или металлической ручкой и тонкой "вилочкой" на конце. В такую "вилочку" удобно вставлять полоску бумаги и постепенно её закручивать в ролл, поворачивая ручку. Кроме "вилочек" для квиллинга используют шило с тонким жалом, в этом случае после скручивания бумажного элемента практически не остается центральное отверстие, что ценится при создании миниатюрных квиллинг работ. К инструментам для квиллинга относят также: линейки с кругами для создания одинаковых элементов, машинки для нарезки бумажной бахромы, машинки для гофрирования бумаги (состоит из двух шестеренок, между которыми пропускается полоска бумаги для квиллинга), машинки для нарезания полосок из листа бумаги.
2. Бумагопластика
Бумагопластика – искусство (техника) моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создания на основе таких моделей трехмерных бумажных скульптур.
2.1 История бумагопластики
По результатам творчества бумагопластика очень похожа на такой вид изобразительного искусства, как скульптура. Но в бумагопластике, все изделия внутри пусты, все изделия – оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре – либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее. В развитии отечественной проектной культуры особое место занимает образовательный курс бумагопластики Б.Н. Рахманинова, впитавший пропедевтические традиции русского конструктивизма и школы «Баухауз». Значительный вклад в развитие идей структурной организации пространства вносят отечественные художники А.М. Родченко, В.Ф. Колейчук, В.Н. Гамаюнов, Б.Н. Рахманинов, О.Я. Боднар, А.И. Волков, С.Ф. Бойцов, М.М. Литвинов, Ю.С. Лебедев.
Проект «Бумажная планета», выполненный во ВНИИТЭ (художники А.Н. Лаврентьев, В.Ф. Колейчук, М.М. Литвинов, О.Я. Боднар), определяет в 80-90-е гг. бумагопластику как область художественного моделирования новой образности в искусстве и дизайне. Этот проект осваивает бумагопластику не только как технологию конструирования, но как богатую современную художественную базу для творческой самореализации. Среди отечественных проектов также важно отметить деятельность студии художественного проектирования (Сенеж) под руководством Е.А. Розенблюма. Бумагопластика как объект искусства представляется на многих выставочных мероприятиях, как в нашей стране, так и за рубежом: «Галерея бумажного искусства», Москва, 2005; «Метаморфозы бумаги», Москва, 2001; выставка мастеров художественного течения «Архитектура оригами», «American Craft Museum», 2001. Основатели последней выставки, М. Чайтани и К. Накаоза, выпускают целый ряд учебников, ставших настоящими бестселлерами.
Сегодня наряду с выделенными конструктивными приемами в бумагопластике: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка, – существуют и некоторые экспериментальные способы конструирования. Биговка (бытовой аналог – линейное продавливание) и фальцовка (складывание) – пара приемов трехмерного моделирования, формирующих конструктивный элемент – ребро жесткости. Приемы прорезей и разрезов предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы. Склейка – удобная форма монтажного соединения бумажных плоскостей.
Объектами работы в бумагопластике могут быть любые видимые предметы – птицы, животные, люди, модели машин, цветы, рыбки и т.п. Однако, для того чтобы окончательно воплотить задуманное в реальность, надо точно представлять окончательный результат. При занятиях по технике бумагопластика следует выполнить предварительный проект, продумать каждую мелочь и запастись специальными инструментами и материалами. Например, для резки бумаги понадобятся канцелярский нож с удобной ручкой и сменными лезвиями, а для придания объема бумажной детали потребуется специальный инструмент, который представляет собой деревянную ручку толщиной с карандаш с металлическим стержнем с шариком (разного диаметра) на конце.
2.2 Техника
Рис. 2
Техника бумагопластики пожалуй делится на 4 части. Подготовка материала, вырезка, придание формы элементу, сборка. Мы очень часто используем двухслойный материал. При этом на плотную несущую бумагу с помощью клея спрея мы на наклеиваем тонкую декоративную более красивую, но неспособную держать форму. С помощью шила с закруглённым кончиком намечается план будующей кройки, часто переводится с лекала. Далее наступает ответственный момент вырезки. Основная хитрость состоит в угле среза. Несущая бумага достаточно толстая, что бы надрез в приблизитко 45 градусов был заметен. При этом элемент композиции отбивается от фона и других деталей композиции. В готовой работе это не бросается в глаза, но общее впечатление значительно улучшается. Особенно заметен эффект на двухслойной бумаге. Например, зелёный контур несущей бумаги будет хорошо заметен на фоне красной декоративной, акцентируя внимание на элементе. После вырезания к бумаге применяются различные техники для придания ей объёмной формы. При сборке композиции мы обычно не можем применять клей, подходящий для соединения плоских поверхностей, тогда в ход идёт двухсторонний скотч различной толщины для подъёма деталей на нужную высоту.
Технология холодной обработки бумаги.
Для выполнения работы потребуются материалы: затонированный ватман, шаблоны для лепестков и листьев цветов, канцелярский нож, ножницы, плотный картон на котором будут выполнены операции по надрезу бумаги, клей ПВА, кисточки для рисования №1,7, гуашь, засушенные растения, веточки и т.д.
При помощи шаблонов переведем детали на подготовленный ватман, аккуратно их вырежем, чтобы не остались следы от карандаша. Вырезанные детали разложим на фоне работы, убедившись, в том достаточное ли количество мы вырезали лепестков и цветов. Фон оформляем в рамку, достаточно приклеить за заднюю стенку рамки.
Рис. 3
Любые цветы можно оформить не только на плоскости, но и выполнить как объемную аппликацию. Создать видимость объема помогают следующие приемы: в центре заготовки ставим точку делим на 4 части, не дорезая 5мл, до центра.
Делим еще пополам, должно получится 16 лепестков (такая заготовка используется в таких цветах как: хризантема, ромашка; если цветок в диаметре крупный, то нижний ярус делим на 32 части). Oбрезаем уголки (для ромашки – полукругом, для хризантемы – острым углом); делаем надрезы по центру канцелярским ножом, на каждом лепестке, затем выгинаем в противоположную сторону; по центру каждого листика, проводим острием канцелярского ножа, затем, листик сгибаем; отдельные элементы цветка приклеивают только частью своей плоскости; цветы в композиции должны быть направлены в одну сторону; или нижние смотрят вниз, центральный – на нас, а верхние – вверх; приклеиваем все на клей ПВА; готовую работу художественно оформляем при помощи набрызга (см.выше) белой гуашью или водоэмульсионной краской.
2.3 Материалы
Плотный картон,
ватман,
бумага чертежная,
бумага для рисования,
клеенка,
обрезки кожи,
сухоцветы,
красители (пищевые, красители водорастворимые),
калька,
копирка,
нитки,
тонкая проволока,
клей ПВА,
водоэмульсионная краска,
гуашь,
скрепки,
зажимы,
крупа манная.
Для бумагопластики используется цветная бумага подобная тонкому ватману. Более тонкая не подойдёт, так как не сможет сохранять форму и на ней не будет заметен срез 45градусов, о котором мы скажем ниже. Более толстая будет не такая поддатливая к приданию формы. Кроме такой бумаги, которую мы назовём несущей, мы применяем также декоративную корейскую бумагу ручного производства – тонкую, полупрозрачную, ярко окрашеную. Она намного художественнее, но не может сама по себе держать форму. В сочетании с несущей бумагой другого цвета даёт яркую каёмку на срезе. Перед вырезкой листы бумаги равномерно склеиваются клеем спреем.
2.4 Инструменты
Для освоения техники бумагокручения уже требуется, специальный инструмент. Однако на начальном этапе, применив смекалку, можно найти подходящую замену, а уж потом подкупить инструмент, который значительно облегчит труд и повысит качество результата. Вот краткий список необходимого для начала обучения:
Инструмент. Специальный инструмент в виде узкой лопатки-ложечки. Обычно применяется совместно с куском гладкого тонкого мягкого линолеума для придания объёмной формы, вырезанному из бумаги элементу будующей композиции. С обратной стороны имеется шильце с шариком на нонце, что также используется для продавливания бумаги.
Спец. шило. Специальный инструмент. Часто применяется для перенесения продавливания схемы с лекала на бумагу, для последующей вырезки. Инструмент похож на двустороннее шило (по одному острию с каждой каждого конца ручки), однако на кончиках остриёв располагаются крохотные гладкие шарики, для предотвращения прокалывания бумаги.
Нож по бумаге. Канчелярский нож для бумаги. Однако есть некоторые предпочтения по конструктиву. Корпус должен быть металическим, такой меньше разбалтывается. Лезвие должно чётко удерживаться конструктивом. Ручка предпочтительна прямая, подобная авторучки. Крайне неудобно работать пластмассовым инструментом с толстой чудно надутой ручкой.
Коническое шило. Специнструмент. Это шило с жалом круглого сечения, конически сходящимся к острому концу. Обычно применяется для проглаживания бумаги с целью придания ей трёхмерной формы, например, спирали.
Пинцет. Небольшой пинцет с острыми, точно сопрягающимися концами. Таким инструментом будет удобнее работать с маленькими деталями. Рабочие прихватывающие поверхности не должны иметь зазубринок. Они помешают работе с мелкими объектами и оставят на бумаге следы.
Также понадобится специальная доска, на которой будут вырезаться элементы композиции из бумаги. Она удобна для этой цели и в определённой степени устойчива к порезам. При составлении композиции понадобится двухсторонний скотч, различные клеи. Если понадобится соединить два листа бумаги для последующей вырезки, то незаменимым будет клей в виде спрея:
линейка,
карандаш,
циркуль,
ножницы,
нож,
канцелярский нож,
шило,
пинцет,
ножи для термической обработки бумаги (одинарный, двойной, бульки различного диаметра),
электрическая плита,
цветные карандаши,
кисточки для рисования №1, 7,
кисточки для клея.
3. Оригами
Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Рис. 4
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911-2005).
Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства очень часто пренебрегают этим каноном.
3.1 История оригами
Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов. Помещались на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги – коробочки "санбо", в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.
В периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. А когда массовое производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. И тогда появилось искусство самураев. В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях.
В периоды Адзути – Момояма (1573-1603 гг.) и Эдо (1603-1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, включая знаменитого японского журавлика, которые позже становятся классическими. Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки. Искусство оригами существовало много веков как храмовое, чрезвычайно регламентированное по технике исполнения. Количество фигурок было не велико. Но приемы работы с бумагой, как с материалом на, котором можно не только рисовать, но и особым образом сворачивать, тщательно шлифовались. Если обратиться к истории разных стран, то практически везде, где существовало производство бумаги, сложились свои традиции складывания из плоского листа различных фигурок. Например, Северная Африка или Латинская Америка. Но именно Япония подарила миру искусство оригами. Взрыв популярности оригами произошёл после Второй мировой войны благодаря Акиро Йошидзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию. Именно Йошидзава создал то, что сегодня называется "оригамная азбука". Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава. Сейчас оригами популярно во всём мире. Оно перестало быть просто искусством. Оригами – великолепный способ снятия стрессов, прекрасный метод обучения, да и просто увлекательное занятие.
3.2 Виды и техника оригами
.2.1 Модульное оригами
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.
История
Первое упоминание о модульном оригами встречается в японской книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году. Она содержит гравюру, изображающую группу традиционных моделей оригами, одна из которых – модульный куб. Куб показан в двух ракурсах, а в пояснении он описывается как «таматэбако» или «сундук волшебного сокровища».
В книге Исао Хонда «Мир Оригами», опубликованной в 1965 году, по видимому изображена та же модель, которую он называет «Кубической коробкой». Шесть требуемых для конструирования модулей были созданы из традиционной японской фигурки, известной как «мэнко». Каждый модуль формирует одну грань собранного куба. Ещё одной традиционной формой модульного оригами является кусудама.
Также ряд моделей модульного оригами существует в китайской традиции бумажного складывания, особенно примечательны лотос, сделанный из "бумаги счастья", а также пагода.
Несмотря на давнюю историю модульного оригами, большинство традиционных фигурок всё же сложены из одного листа бумаги. Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Нейл в США и, позднее, Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.
3.2.2 Простое оригами
Простое оригами – стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.
Рис. 5 – Парусник из бумаги
При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки. Также одним из отступлений относительно традиционного оригами является необязательность однозначного задания новых складок уже существующими элементами – многие складки проводятся на глаз. Однако это не есть недостаток, так как в силу принципа минимального складывания, где каждая складка обладает максимальной выразительностью, невозможность сложить две одинаковые модели выливается в огромные возможности для детского творчества.
3.2.3 Складывание по развёртке
Развёртка (англ. crease pattern; паттерн складок) – один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки базовой формы модели, и далее остается только придать ей вид, согласно модели фотографии автора. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана – дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки. Паттерн бывает удобен для описания сложной модели, когда обычная запись бывает слишком громоздкой. Более существенно, однако, то, что паттерны стали использоваться при проектировании современных сверхсложных моделей, подняв искусство оригами до небывалых высот реализма.
Рис. 6 – Олень и его паттрен, созданные Робертом Лэнгом при помощи программы Treemaker
История
Идея записи схемы в виде паттерна не так уж нова. Ещё в 1960-70-х годах многие оригамисты, такие как Нейл Элиас, часто использовали паттерны для описания своих работ. Однако настоящая популярность к ним пришла около 15 лет назад. Причин к этому было несколько. Во-первых, намного проще нарисовать один чертёж, нежели детальную пошаговую последовательность складывания. Во-вторых, многие оригамисты используют паттерн в процессе разработки схемы, так что она достаётся им задаром. И, наконец, с ростом квалификации оригамистов по всему миру, стало больше людей, умеющих читать паттерны.
Особенности
Может показаться, что паттерн не так иллюстративен, как пошаговая схема складывания. На самом деле, паттерн даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана. При современном способе конструирования, как утверждает Роберт Лэнг, сам автор может не знать всю последовательность складывания, более того, её просто может не существовать – в некоторых моделях все складки развёртки осуществляются одновременно, без промежуточных шагов.
Следует учесть, что на паттерне могут быть нанесены не все складки, он может передавать лишь основные черты окончательной модели – окончательную форму должен придать фигурке сам складывающий.
В паттернах редко применяются стандартные обозначения складок – долиной и горой. На чертеже присутствуют сотни линий и использование штриховых и штрих-пунктирных линий делает его нечитабельным. Общепринятой системы обозначений для паттернов ещё не сложилось, каждый автор придерживается собственного стиля. На самых сложных паттернах главные части иногда обозначаются затененными кругами.
Роберт Лэнг разработал программу TreeMaker, являющуюся мощным средством проектирования паттернов.
Складывание по паттерну не простое занятие и фигурка получается далеко не с первого раза.
3.2.4 Мокрое складывание
Техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов – в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.
Рис. 7
Бык, выполненный с использованием техники мокрого складывания
Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.
Методика складывания и рекомендации
Данной техникой, в принципе, можно складывать любые модели, хотя лучше всего подходят простые фигурки, особенно животных. Перед началом складывания мокрым способом желательно сложить модель обычным образом, чтобы хорошо изучить процесс складывания. Считается, что мокрое складывание сложнее сухого, и новичку может показаться весьма трудным.
Далее, требуется бумага, обладающая определёнными свойствами (растворимая проклейка, см ниже). Как правило, чем толще бумага, тем она лучше подходит для данной техники, но единственный способ проверить пригодность бумаги – попробовать сложить из неё что-нибудь мокрым способом. Примерный диапазон плотностей – от 90 до 170 г./кв.м., чем больше и проще модель, тем плотнее должна быть бумага и наоборот.
Для смачивания можно использовать чуть влажную губку, ткань или пульверизатор. Лист не должен быть в буквальном смысле мокрым – слегка увлажняются лишь те места, где необходимо придать бумаге форму рассматриваемым способом. Если требуется сделать несколько влажных сгибов, следует дождаться высыхания предыдущей складки, прежде чем переходить к следующему шагу (высыханию можно помочь теплом собственных пальцев). Не стоит делать острые складки, тем более проводить по ним ногтем или ножницами – такие складки впитывают больше влаги и поэтому легко рвутся.
Сложенную модель необходимо высушить, при необходимости использовать различные способы фиксации (булавки, прищепки, резинки) для предотвращения деформации модели до полного высыхания. Последнему процессу можно способствовать, например феном.
Недостатки
До сих пор многие оригамисты избегают мокрого складывания из-за некоторых его недостатков. С влажной бумагой тяжело работать и она легко рвётся. Трудно создавать многослойные складки – в них мокрая бумага расползается, а её требуемая толщина не позволяет проводить такие складки точно. Однако при использовании тонкой бумаги данная техника наоборот, позволяет сделать многослойные складки куда тоньше и острее, что важно при складывании ног и антенн у членистоногих.
Принцип действия и бумага
Техника мокрого складывания использует свойство влажной бумаги после высыхания сохранять форму, которую ей придали. Секрет кроется в проклейке бумаги – растворимом в воде клее, связывающем волокна бумаги и придающем ей жесткость. При смачивании бумаги клей растворяется, волокна отделяются друг от друга и лист становится мягким и податливым. При высыхании происходит обратный процесс и бумага принимает желаемую форму.
Обычно такая бумага выпускается одноцветной, в отличие от традиционно используемой в оригами двухцветной бумаги. Однако это препятствие можно обойти, склеив водорастворимыми клеем два тонких разноцветных листа. Подробнее о бумаге для мокрого складывания можно прочесть на сайте (англ.) Роберта Лэнга.
Распространённость
Технику мокрого складывания используют очень многие профессионалы и мастера оригами. Одним из самых видных оригамистов, работавших в данной технике, был Эрик Жуазель(1957-2010)[4]. Он специализировался на фигурках животных, людей и сказочных существ (например фей). Он также создал множество очень красивых масок. Роберт Лэнг и Джон Монтролл также практикуют эту методику.
3.3 Бумага и другие материалы
Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.
Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м². Более тяжёлые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.
Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.
В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи (яп. 和紙?). Васи жёстче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Васи обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но также может производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.
3.3.1 Формат бумаги
Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники.
3.4 Математика в оригами
бумагокручение бумагопластика оригами
Практика и изучение оригами касаются некоторых областей математики. Например, проблема плоского изгиба (возможно ли образец складки согнуть в двумерную модель) была объектом серьёзного математического исследования.
Примечательно, что бумага показывает нулевую гауссову кривизну во всех точках поверхности, и только сгибы представляют собой линии нулевой кривизны. Но кривизна вдоль поверхности неизогнутой складки на влажной бумаге или складки ногтем не удовлетворяют этому условию.
То, что составление плоской модели из образца складки является NP-полным было доказано Маршаллом Берном и Барри Хайесом.
Проблема твёрдого оригами имеет некоторое практическое значение. Она формулируется так: если мы заменим бумагу листом металла и будем использовать стержни вместо линий складок, то сможем ли мы получить соответствующую модель? Примером решения этой проблемы являются твёрдые сгибы Миуры, используемые для развёртывания массивов солнечных батарей для космических спутников.
Заключение
В восточной культуре освоение бумажной плоскости всегда осуществлялось через логику движения руки, поэтому традиционные складчатые структуры имеют закономерности сложенного, пополам квадрата бумаги. Для европейской бумагопластики немалое значение в организации объемно-пространственных структур имеют исторически сложившиеся системы пропорционирования, которые используются художниками в целях гармонизации геометрии структуры и нахождения совершенного звучания структурных элементов.
Бумагопластика – особый жанр, особая область в искусстве. Этот жанр имеет свои наработки и, разумеется, свою поэтику. Как показывает опыт, самые интересные работы получаются в результате синтеза разных приемов бумагопластики, использования самых разнообразных видов бумаги: от самого толстого картона до прозрачного пергамента. Нет стандартов и ограничений, нет предела воображению! Необходимо лишь немного терпения – и оригинальная инсталляция, радующая глаз, готова!
Литература
1. Jane Jenkins Quilling: Techniques and Inspiration. – Search Press, 2003. – 80 с. – ISBN 0855329904 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F:%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3/0855329904>.
2. Светлана Букина Квиллинг: мастерство бумажных завитков. – Россия: Феникс, 2010. – 270 с. – ISBN 978-5-222-16862-2 <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F:%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3/9785222168622>.
. Материал взят с сайта Корейского бумажного искусства.
. http://www.paper-art.ru/modules/cjaycontent/index.php?id=13.
. http://yablor.ru/blogs/bumagoplastika/1157195.
. Ник Робинсон Оригами для чайников. Как сделать оригами. Схемы и модели из бумаги для детей и взрослых = Origami Kit For Dummies. – М.: «Диалектика», 2010. – С. 256. – ISBN 978-5-8459-1688-4.
. Гончар В.В. Модульное оригами. – М.: Айрис, 2009. ISBN 978-5-8112-3465-3.