- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,74 Кб
Быт, законы, нравы и обычаи еврейского народа в период патриархов
Быт, законы, нравы и обычаи еврейского народа в период патриархов
Патриа́рхи, отцы-прародители народа Израиля – Авраам, Исаак и Иаков. В Новом завете патриархами называются Авраам (Еф. 7:4), двенадцать сыновей Иакова, а также Давид (Деян. 7:8-9; 2:29).
В библейском повествовании о патриархах очевидна устойчивая связь с Месопотамией. На основании данных археологии, топографии, ономастики можно сделать вывод, что Авраам прибыл из Месопатамии в Ханаан в XX или XIX, а по новейшим данным к середине XIV в. до н.э. История исхода в ханаанскую землю передана очень просто и лаконично: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сарру, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там» (Быт. 11:31). Итак, очевидно, родиной евреев был халдейский Ур, область, расположенная в юго-западной части Месопотамии. Их переселение совершалось вместе с другими племенами. Во втором этапе переселения участвовало меньшее количество людей, в том числе Аврам, получивший от Бога обещание завета стать отцом еврейского народа: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12: 1-3) -, и Лот, предок двух народов, населявших приграничные регионы Иордании, – моавитян и аммонитов: «И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне» (Быт. 19: 36-38). По прибытии в Ханаан евреи под начальством Аврама отделились от моавитян и аммонитов, во главе которых стоял Лот, и направились в западную Палестину, землю ханаанцев: «И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе <…>. и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской» (Быт. 13:6, 11-12). Сюда он принес свои традиции, которых придерживались и новые поколения, родившиеся здесь после заключения завета.
Книга Бытия – это прекрасный источник сведений о структуре семьи и всего племени, об обрядах, связанных с рождением, женитьбой и смертью евреев, о международных отношениях, о поведении слуг и рабов, о взаимоотношениях и положении членов большой семьи.
«Еврейские переселенцы занимались в Ханаане скотоводством, или пастушеством. Они кочевали по стране, раскидывая свои шатры то в одном, то в другом месте». Вплоть до Давида и Соломона, пригласивших финикийских каменщиков и столяров, у евреев строительство не было развито. В рассматриваемый период евреи в качестве вьючных и верховых животных использовались ослы и верблюды: «был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды» (Быт. 12:16), «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего» (Быт. 22:3), «И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел» (Быт. 24:10), «Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда» (Быт. 24:64). Разводили патриархи овец и крупный рогатый скот (Быт. 12:16). В еврейском языке слово «скот» не относится к свиньям, держать которых позднее запретил Закон Моисея. За тысячелетия, отделяющие времена патриархов от событий Нового Завета пастушеская жизнь практически не изменилась. Овец и коз пасли вместе, овец держали прежде всего ради одежды, иногда в пищу употреблялся овечий курдючий жир, считавшийся деликатесом. Козья шкура была прекрасным материалом для изготовления бурдюков. Видимо, патриархи занимались также и земледелием: «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь» (Быт. 26:12), – а основными культурами были хлебные злаки, виноград, маслины. Во времена Исаака евреи занимались не только скотоводством, но и охотой, а в их рацион входили такие продукты земледелия, как вино, масло, зерно и чечевица: «и стал Исав человеком искусным в звероловстве; И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы» (Быт. 25).
Благодаря Книге Бытия мы можем подробно описать структуру семьи и всего племени, рассказать об обрядах, связанных с рождением, женитьбой и смертью евреев, о моральных ценностях и религии того времени.
Начало еврейской религии было положено в день, когда Бог впервые говорил с Аврамом, повелев ему оставить свою землю и своих родных и идти в другие земли: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении» (Быт. 12:1-2). Аврам поверил Богу, и с этих пор основной принцип иудаизма и христианства – доверие к Богу, уверенность в том, что Бог – реальная личность. «В отличие от соседних племен, евреи не имели у себя вещественных изображений Бога. Иногда только встречаются у них домашние идолы, заимствованные у родственных племен. Так, жена Якова Рахиль, уезжая из дома своего отца, арамейца Лавана, похитила у него несколько маленьких домашних идолов (терафим), вероятно, в надежде, что они ее будут охранять в пути». Аврам поступал так, как велел ему Господь и во всех местах, где разбивал шатры, ставил жертвенник и совершал служение Богу: «и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» (Быт. 12:8), так как патриархи, как и все кочевники не имели постоянных храмов. Эти жертвенники служили местами отправления культа после заселения Ханаана. Таким образом, алтарь был неотъемлемой частью жизни семейства патриархов и родственных им кланов, а забой скота всегда был ритуальным. Практика принесения в жертву животных восходит ко временам Авеля: в 4 ой книге Бытия повествуется о том, как Авель убил одного из своих ягнят и принес лучшие части мяса в жертву Богу, Ной после спасения от потопа принес в жертву животных и птиц, для скрепления завета между Богом и Авраамом было совершено жертвоприношение. Функции жреца выполнял глава семейства: он должен был приносить жертвы и благословлять домочадцев.
Внешним выражением богопочитания служили принятые у большинства народов мира поклоны и падение ниц: «И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал» (Быт. 17:3), «И преклонился человек тот и поклонился Господу» (Быт. 24:26). Характерной чертой культа патриархов был обычай «призывать имя Господа»: «и там призвал Аврам имя Господа» (Быт. 13:4); «И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа» (Быт. 26:25). Как правило, почитание и призвание Бога сопровождалось воздвижением алтаря или посадкой священного дерева или даже рощи: «И насадил [Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного» (Быт. 21:33), но иногда вместо ритуального насаждения деревьев мог быть поставлен камень или столб, предназначавшиеся для жертвенных возлияний: «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» (Быт. 28:18).
Уйдя в Ханаан, евреи не прекратили общения с их родиной, с Харраном. «Когда Иакову пришло время взять себе жену, его отец Исаак, сын Авраама, попросил его отправиться туда и жениться на одной из его двоюродных сестер (семиты эпохи патриархов, как и современные арабы, придерживались традиции заключения кузенных браков)». Представление о том, как заключались браки и какие чувства переживали люди при этом, о том, насколько крепки были семейные узы дает история Иакова и Рахили: «Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль [дочь Лавана] с мелким скотом отца своего, потому что она пасла [мелкий скот отца своего]. Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал. И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему [всё сие]. Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему навстречу, обнял его и поцеловал его, и ввел его в дом свой. … Иаков полюбил Рахиль и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. Лаван сказал [ему]: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня. И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней. Лаван созвал всех людей того места и сделал пир» (Быт. 29:9-13, 29:18-22). Но в это время существовал обычай выдавать дочерей по мере их взросления, младшую вслед за старшей, поэтому Иакову ввели Лию, старшую дочь Лавана: «Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других. Иаков так и сделал и окончил неделю этой. И [Лаван] дал Рахиль, дочь свою, ему в жену» (Быт. 29:26-28). Кроме сынов от дочерей Лавана, Иаков имел детей от служанок, таким образом, во времена патриархов было возможным иметь нескольких жен, а также брать наложницу в случае бесплодия жены. При женитьбе жених должен был заплатить отцу выкуп или отработать в хозяйстве тестя, что и произошло в истории Иакова. Отец невесты давал ей приданое – слуг как при замужестве Лии и Ревекки, землю или иную собственность.
Устойчив в библейском повествовании мотив жены-сестры: «скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Быт. 12:11-20); «И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя» (Быт. 20:1); «Исаак поселился в Гераре. Жители места того спросили о [Ревекке] жене его, и он сказал: это сестра моя; потому что боялся сказать: жена моя, чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом». (Быт. 26:6-11).
Таким образом, семьи времен патриархов были очень велики и включали в себя помимо детей и родителей дедушек, бабушек, дядей, тетей, двоюродных братьев и сестер, слуг и служанок и их детей от господина. Когда Аврам отправился освобождать Лота, попавшегося в плен к вторгшимся в Ханаан царям, он смог повести за собой 318 воинов из своей семьи: «Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана» (Быт. 14:14). В такой семейной общине отец решал и практические и, как уже было сказано раньше, религиозные вопросы. После его смерти власть в семье доставалась по праву рождения старшему сыну, но библейская история знает случай, когда право первородства было продано: «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Быт. 25:30-34). Во времена патриархов ребенка нарекали сразу же после рождения, а имя, как правило, имело символическое значение: о том, как ребенок родился, о его характере или нести богословский смысл. Даже рождение Аврама в новой вере принесло ему новое имя: «не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее» (Быт. 17:5, 15-16). Интересна история Рахили, называвшей своего долгожданного сына Иосифом, что значит «Господь даст мне и другого сына». На восьмой день после рождения младенца ему делали обрезание в напоминание о Завете, заключенном с Авраамом и его потомками во все времена.
Смерть человека в эпоху патриархов была трауром, умерших оплакивали, рвали на себе одежду, посыпали голову пеплом в знак скорби: «И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни» (Быт. 37:34). Хоронили в пещерах, которые могли вместить всех членов семьи. Так, Авраам купил землю, на которой была сначала погребена его жена Сарра, а потом он сам и многие его потомки вплоть до Израиля: «И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его. После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения» (Быт. 23:17-20); «и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре» (Быт. 50:13). Ввиду жаркого климата умершего очень скоро предавали погребению, в противном случае совершалось бальзамирование: «И повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля» (Быт. 50:2).
Хотя Библия охватывает период в почти 2000 лет, одежда, которую носил еврейский народ, практически не изменилась со времен патриархов. Бедные носили одежду из овечьей или козьей шерсти, одна для всех случаев жизни. Богатые могли позволить себе большее разнообразие. Одежда для них шилась из разных материалов, в том числе из тонкого полотна, шелка. Основные элементы одежды – это набедренная повязка или короткая юбка и туника простого кроя, стянутая поясом. Выходя на улицу, богатый человек надевал поверх туники легкий халат, полосатый или клетчатый. Во времена Иосифа халат с длинными рукавами, сшитый из разных кусков материи, носил будущий глава: «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, – и сделал ему разноцветную одежду» (Быт. 37:3). Самая распространенная обувь – сандалии. Особенности климата в Палестине требовали ношения головного убора, как правило, это был платок. На холода изготавливалась одежда из шерсти или верблюжьего волоса: плащ-гиматий.
В вопросе о политике в эпоху патриархов интересна 14-я глава Книги Бытия, в которой описывается, как цари Содома, Гоморры, Адмы, Севоима и Сегора, пяти поселений в Негеве и долины Араба, бывшие по библейскому описанию вассалами «Кедорлаомера, царя Эламского», подняли восстание. Кедорлаомер пришел вместе со своими союзниками и армией и напал на кочевые и полукочевые племена, жившие в этом регионе, в том числе «Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме, и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана» (Быт. 14:5-6), а также «всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре» (Быт. 14:7). В результате этой военной акции Лот был взят в плен и для его вызволения Авраам собрал войско, преследовал неприятеля, возвратил имущество и народ Лота, а военную добычу разделил с Содомским царем, настояв на том, чтобы царь непременно взял ее и не имел возможности сделать Авраама и его народ зависимыми от себя.
Во времена патриархов был установлен обычай десятины: «И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22).
Таким образом, в период истории патриархов были заложены основы еврейского религиозного и бытового уклада, многое из того, что было законом для патриархов, сохранило этот статус до настоящего дня. Таков обычай десятины, традиция не изображать Бога, совершать жертвоприношения, но ныне не в виде животных, традиция делать обрезание в знак Завета.
Библиографический список:
1.Дубнов, С.М. Краткая история евреев / С.М. Дубнов. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. – 576 с.
2.Библейская энциклопедия. – М.: Российское Библейское общество, 1996. – 352 с.
.прот. Николай Соколов. Ветхий Завет. Лекция 8. Авраам и его потомство // #”justify”>.Электронная еврейская энциклопедия // #”justify”>патриарх авраам бытие книга