- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,35 Кб
Церковь в политической жизни России история и современность
Министерство внутренних дел РФ
Московский университет
Кафедра истории государства и права
Реферат
на тему
«Церковь в политической жизни России история и современность»
Москва 2014 г.
Содержание
Введение
1. История роли церкви в политической жизни России.
2.Политические реформы и церковь
3.Современность: политика и церковь в России.
Заключение
Список литературы
Введение
Оставаясь в течение многих веков влиятельной нравственной силой, русское Православие стало ведущим компонентом духовной жизни народа. Церковь как религиозная организация общества, оказала значительное влияние на формирование и развитие государственности и культуры Отечества. "Церковь и школа, – писал П.Н. Милюков, -таковы два главных фактора русской, как и всякой другой, духовной культуры". Развивая мысль историка, следует добавить, что эти два фактора развивались не обособленно, а в теснейшем соприкосновении, и это взаимовлияние предопределило своеобразие русской культуры, особенности развития общественной жизни.
Воздействие религиозного миропонимания на государственную идеологию и всю жизнь дореволюционного общества было неоспоримо высоким. Особую значимость приобретают сегодня события XIX века – века обострения противоречий нового и старого времени, беспрестанного чередования и взаимосвязи реформ и контрреформ, что рассматривается ныне как историческая особенность России послепетровского времени. Историографическая значимость научных исследований нового времени в России не раз подтверждались на научных конференциях.
Эпоха Великих реформ стала для России прорывом в новую историческую реальность, периодом постепенных изменений общественного строя Империи. Динамика модернизационных процессов непосредственно отразилась на смене системы ценностей и норм поведения, не обошла она стороной и Православие как особый тип культуры. В связи с современным реформированием всех сторон жизни государства и общества в к. 80-х – н. 90-х гг.20в возрос интерес к историческому опыту реформаторства, к особенностям борьбы группировок в "верхах", к портретным характеристикам политических и общественных деятелей. Однако место Церкви в процессе подготовки и проведения реформ, равно как и отношение общества к Церкви на фоне государственных преобразований отразились в исторической и политологической литературе недостаточно. Сегодня динамика развития науки уже подвела нас к тому, чтобы глубже раскрыть взаимосвязь церковной жизни с изменениями в общественно-политическом строе страны, интегрировать Церковь, ранее рассматривавшуюся изолированно, в общественную мысль и общественное движение России.
Современная общественная ситуация характеризуется интенсивным поиском Церковью своего места в обновляемой России, что проявляется не только в повсеместном воссоздании храмов, но и в частных беседах и проповедях на религиозные темы в средствах массовой информации, в интересе к религиозной литературе и истории. Православие возрождается в условиях, когда марксистская доктрина уже утратила свою значимость, а новые нравственные принципы еще не вполне устоялись в общественном сознании.
Провозглашаемая деидеологизация общества порождает духовный вакуум среди сограждан, порой заполняемый информационным потоком низкого качества. Поэтому для современного Православия актуальной остается задача более четкого оформления собственной социальной доктрины, не претендующей на монопольность, но стимулирующей общественную активность мирян во всех сферах жизни общества.
Цель работы- изучение роли церкви в политической жизни России
Задачи:
рассмотреть взаимосвязь церкви с политическими изменениями в России;
Изучить роль церкви в политической жизни России от истоков до наших дней.
1. История роли церкви в политической жизни России
Киевская Русь образовалась, как союз отдельных славянских княжеств, скрепленных экономическими и политическими связями. Немалую роль в становлении и развитии русского государства сыграла религия.
Своими корнями славянское язычество уходит в глубокую древность. Основание языческого мировоззрения покоится на утверждении, что добро и зло есть два самостоятельных, равнозначных начала мира. Древние славяне рассматривали мир, как арену борьбы между добрым и злым, и то и другое требовали соответствующих жертв. Среди славян-язычников существовали чрезвычайно жестокие обычаи, регулировавшие отношения между завоеванными и победителями, между мужем и женами, между родителями и детьми.
В X-XI веках при князе Игоре Русь приняла православное крещение – единую религию. Православие распространилось неимоверно быстро.
Покушения на русскую государственность и на ее религию исходили как с запада, так и с востока. Зависимость русских земель от Орды имела больше политико-экономический характер, так как татаро-монголы проявляли значительную степень веротерпимости. Народы, составлявшие основу их войска, исповедали самые различные религии, и по закону полагалось бояться и уважать всех богов, чьи бы они ни были.
Иначе обстояли отношения православной Руси с католическим Римом. На протяжении многих столетий Ватикан под разными предлогами и с разными условиями предлагал правителям русских земель перейти под покровительство папы, используя, тем не менее, временами и неоднократное военное вмешательство.
К концу XII века Киев утратил значение общерусского центра. Постепенно прекратилась передвижка князей по престолам удельных княжеств с целью занять наиболее престижный престол. Князь стал наследственным владельцем княжества, его хозяином и обустроителем удела. Но для процветания Руси необходимо было ее объединение для борьбы с татаро-монголами, а так же необходим был мощный подъем русского самосознания.
Этим объединяющим элементом стала русская православная церковь, которая сыграла немалую роль, как в становлении русского государства, так и в возвышении Москвы. Трудами таких властителей, как Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский и других, им подобных, утвердился взгляд на княжение как на религиозную обязанность. Русские князья стали посредниками между верховной властью и народом, воспитав в себе чувство ответственности за его судьбу, отбросив всякую привычку к своеволию.
Помимо той роли, которую сыграло православие для освобождения русских земель от татаро-монгольского ига, оно само исторически развивалось, приобретая новые функции и претерпевая изменения, вызванные исторической необходимостью.
В качестве наиболее значительных событий можно вспомнить административное разделение русской церкви в 1458 году на две митрополии, Московскую и Киевскую, которая тут же попала под частичное влияние Рима, и обратное воссоединение этих митрополий в 1654 году.
Роль объединяющего элемента церковь сыграла и во время смуты 1604-1613 гг, предотвратив распад русского государства под натиском иноземных интервентон внутренних междоусобиц и интриг. И, пожалуй, самым ярким событием в жизни русской православной церкви того времени, несомненно, является раскол ее на старообрядцев и никонианцев в 1656 году. По сути, раскол представлял собой отделение части верующих, названных впоследствии старообрядцами или раскольниками, от господствующей православной церкви, из-за разногласий, обнаружившихся при исправлении и замене старых богослужебных книг на новые откорректированные переводы.
Но этому предшествовал век XIX – век бурного развития науки и философии, литературы и искусства – «золотой век» русской классической культуры. Время исканий и надежд, прозрений и разочарований, время окончательной потери духовного равновесия народа, подорвавшее вековые устои русской православной государственности.
Событиям 1917 года предшествовали народные волнения 1905 года и отказ императора Николая II от престола.
В истории русской церкви настали самые тяжелые дни, когда кровь верующих лилась рекой, а новая государственная власть всячески старалась задушить какую бы то ни было религию на корню, объявляя ее реакционной существующему режиму.
Первые десятилетия советской власти оказались временем жесточайшего гонения на Церковь.
Весной 1922 г. в православной церкви стали возникать группы, получившие общее название «обновленцы» (их также называли «живая церковь»). Всех их роднило то, что они выступали за тесное сотрудничество с Советским государством. В остальном их программы были очень различны. Самые крайние обновленцы призывали к слиянию всех религий.
Но Великая Отечественная война со всей остротой поставила вопрос о физическом выживании русского народа и существовании государства. Серьезные изменения произошли в области церковно-государственных отношений. 4 сентября 1943 года на совещании, проходившем в одной из загородных резиденций Сталина, было решено пересмотреть государственную политику в области религии. В тот же день в Кремле Сталин принял специально доставленных по такому случаю из разных концов страны виднейших православных иерархов. Итоги внезапной перемены курса стали поистине ошеломляющими. В несколько ближайших лет на территории СССР, были открыты тысячи храмов, и количество православных общин доведено, по некоторым сведениям до 22 тысяч.
Начиная с Хрущевской оттепели, была попытка возрождения массового антиправославного террора, но общая установка властей на смягчение репрессивной деятельности, помешала повторению антирелигиозного террора первых годов советской власти. Стали закрываться монастыри, приходы, семинарии и академии. Появились ограничения на прием в академии и семинарии, и ограничения на хозяйственную деятельность Церкви.
Этот путь закончился с развалом СССР в декабре 1991 года.
Первые же годы перестройки показали истинную ориентацию реформ по отношению к религии. церковь политический реформа религия
В конце 90-х Институт социального развития ООН приходит к выводу, что " последние 20 лет ознаменовались возрождением влияния религии на политику во многих регионах мира. Представления, согласно которым распространение урбанизации, образования, экономическое развитие, научный рационализм и социальная мобильность будут сопровождаться существенным ослаблением социально-политических позиций религии, оказались недостаточно обоснованными".
Исследователи вначале осторожно, а затем все более уверенно заговорили о том, что религия все активнее будет вмешиваться в международные отношения. Религия перестала быть священным орудием оправдания власти и божественной санкцией осуществляемой ею политики. Власть, становясь все более автономной, содействует, казалось бы, разрыву политики и религии или, точнее, – политики и христианства, но это разрыв их связи в старом смысле. Ведь одновременно христианство все меньше являет себя в виде структур и институтов, организованных по образу и подобию политической власти.
2. Политические реформы и церковь
Церковная жизнь, работа и служение церкви неотделимы от общества. Часто можно слышать повторяемую как заклинание фразу: «Церковь отделена от государства», да конечно от него отделена, но не от людей, не от общества. Важно понимать, что под государством здесь понимается совокупность институтов легитимного насилия и принуждения. В этом дух российской Конституции. Церковные нормы и правила не служат основаниями для судебных решений, обязанностью гражданина не является исповедание религии, церковь не является ни законодательным, ни исполнительным органом власти. Но не более этого. Никто не сможет отделить церковь от общественной жизни, исключить взаимное влияние политического и религиозного. Именно поэтому, с конца 80-х годов прошлого столетия рождение российской демократии и возрождение христианской церкви шли взаимосвязано и параллельно.
Переломным был 1988 год, именно тогда граждане (еще советские) ощутили изменение отношения к Церкви. Это был год празднования 1000-летия крещения Руси. Генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев, принял важное историческое решение – провести публичное празднование этой даты. Впервые за много лет, открыто проводились собрания, посвященные этой дате, праздничные мероприятия. Впервые люди увидели церковных иерархов вместе с чиновниками, рассуждающими о российской истории. Тогда появилось ощущение приближающихся больших перемен. Стало понятно, что произошло что-то важное, что-то изменилось раз и навсегда. Органы государственной власти стали все чаще занимать в отношении церкви нейтральную позицию, на предприятиях и в учреждениях изменилось отношение к верующим, теперь можно было уже не скрывать своей принадлежности к церкви, впрочем, как и можно было говорить о не любви к коммунизму. Это была первая существенная подвижка
При этом аналогичные процессы были начаты и в политической сфере. Начались выборы на низовом уровне (руководителей предприятий), была легализована предпринимательская деятельность (пока правда, лишь в виде кооперативов). И эти изменения тоже были для нас чрезвычайно важны, они давали ощущение рождающейся свободы, гордости за свою страну.
Затем, политические и религиозные процессы стали набирать обороты. Прошли первые альтернативные выборы, начал работу съезд народных депутатов, уже официально начали существование некоммунистические общественные организации и партии. В церковной среде это также было временем первого массового обращения граждан к религии, крестились сотни тысяч, а затем и миллионы людей. Церковь начала занимать место в публичной сфере и напрямую участвовать в политике (как пример можно вспомнить избрание священнослужителей депутатами национального и региональных парламентов).
Но общим было не только успехи, общими были и ошибки. Представители новой политической элиты, лидеры демократии, тогда предпочли не говорить народу правды о предстоящих испытаниях. Никто не взял на себя смелость сказать, что путь из коммунизма в демократию и рынок будет очень тяжелым, что при капитализме жить лучше, но и работать надо лучше, а в первое время и больше. Никто не сказал, что миллионы людей потеряют работу, что жить лучше начнут не все и то только через много лет.
3. Современность: политика и церковь в России
Сегодня краеугольным камнем официальной церковной политики является принцип отделения церкви от государства. В этой связи считается также, что духовенству не должно участвовать в мирских делах. Однако подобное решительно противоречит всей вековой традиции русской церкви – традиции её активного участия в национально-государственном строительстве. Таковая отразилась, в частности, в идеале «премудрой двоицы» Царя и Патриарха. А этот идеал, в свою очередь, является преломлением на русской почве корневой для восточного христианства концепции симфонии светской царской и духовной церковной власти.
Нынешнюю власть , позиция церкви вполне устраивает. Однако в этой идиллии в отношениях власти и церкви немало лицемерия. Примечательно, что нынешняя российская власть практически оставила русскую церковь один на один со своими проблемами в отделившихся союзных республиках. Каноническая территория Московского патриархата подвергается непрерывным атакам, особенно на Украине и в Молдавии. Очевидно, что сама церковь отразить их не в состоянии, тут нужны дипломатические усилия государства. Но таких усилий мы не видим, и не случайно.
Вообще, говорить о том, что государство в постсоветскую эпоху признало церковь, или освободило церковь, было бы не верно. Государство признало отнюдь не православную церковь, но лишь секту. Ведь настоящее, не фальшивое, не лицемерное признание церкви со стороны государства означает и признание её государствообразующей роли, её высшей ценности для русского народа, её почётного места на русской земле. А этого-то как раз и нет. Более того, и быть не может. Попробовала бы РПЦ выступать подлинной церковью, её роман с нынешней властью быстро прекратился бы. В своё время коммунисты объявили церковь классовым врагом. И были, в сущности, правы. Церковь действительно была их врагом. Не столько классовым, сколько духовным врагом – ведь христианство не только не совместимо с марксизмом и большевизмом, но последние строятся на его отрицании. Ленин, Сталин, Хрущёв, и не только они, это хорошо понимали. Но и для западного толка лжедемократии, и идущих с нею в связке глобализма и либерализма, христианство и христианская церковь не меньшие враги. Поскольку глубинные принципы буржуазной демократии – эгалитаризм, космополитизм, индивидуализм, а глубинные принципы религии прямо противоположны – иерархия, почвенность, соборная солидарность. Поэтому настоящей искренней близости между церковью и государством, пестующим буржуазную демократию, никогда не может возникнуть. Христианство и буржуазная демократия – соперники в борьбе за души человеков. И, к сожалению, в России сегодня скорее последней удаётся отвратить от христианства массы, чем наоборот.
В заключение разговора о церкви и судьбах России скажем следующее: сегодня, гляди с близи, мы ещё не можем понять вполне ясно, что происходит с Россией. Упала ли она вся в бездну греха, или же совесть её распятая возвысилась на кресте, чтобы с высоты Креста прозреть, наконец, Путь и Истину, и отличить истинный Свет от люциферических искушений. Мы обязаны надеяться на второе, хотя первое и кажется более вероятным.
Заключение
Само русское государство было основано во взаимных трудах московской великокняжеской власти и Русской Церкви. В эпоху Святой Руси церковная и великокняжеская власть представляли, как теперь говорят, две ветви власти. Важнейшие общественные и государственные вопросы решались на поместных церковных соборах. Православная вера явилась для русских общенациональной идеей, и именно из церкви исходили объединительные импульсы. И не только неустанной проповедью и увещеванием князей, но и непосредственно кропотливой организационной работой объединяла церковь в 14-м -15-м веках разрозненные княжества – тяжёлое наследство Древней Руси, в единое, сильное и процветающее православное царство. Не случайно во время известной ссоры митрополита Московского Геронтия и Великого князя Московского Ивана III, последнему пришлось посылать к владыке сына с обещаниями впредь неизменно прислушиваться к предстоятелю церкви также и в государственных делах, лишь бы он вернулся к своему архипастырскому служению.
И в иные эпохи священноначалие Русской Церкви и духовенство не оставались в стороне от государственных забот. Но особенно решительно вмешивалось иерархи церкви в государственные дела в периоды смут и нестроений в русском государстве. Заслуги Патриарха Гермогена в преодолении Смуты не меньшие, чем Минина и Пожарского, именно святитель Гермоген своими пламенными призывами из польского узилища вдохновил последних и весь народ русский на защиту поруганного Отечества. И одновременно давал чёткие инструкции, помешавшие сговору «боярской партии» с Владиславом. А после смерти Гермогена в тюремном застенке духовным центром освободительной борьбы стала Троице-Сергиевой Лавра, отсюда рассылал патриотические послания во все концы её настоятель архимандрит Дионисий.
Так или иначе, национальное русское дело оказалось отделённым от исповедничества и духовной жизни. Как уже замечено, в результате погрома 20-х – 30-х годов, искусственной изоляции от гражданского общества, церковь утратила тесную связь с государственно-политической жизнью народа. Была порвана и вековая сцепка духовной и светской власти.
Тем не менее, сегодня среди церковных людей распространено убеждение, что православная совесть отвергает возможность для них участвовать в политической жизни страны, в местных и центральных органах государственной власти и даже в выборах в таковые. Поскольку тем самым де отвергается единственно законный пред Богом и благословенный Им через пророка Самуила институт власти – Самодержавная Православная Монархия, и признаётся власть богопротивная – демократическая. А кроме того, участие членов Церкви в выборах приводит к политическим расколам внутри самой Церкви. Со своей стороны и либералы внушают нам через подконтрольные им СМИ, что политика – дело грязное, и не следует православному церковному человеку к ней близко приближаться. Чего они добиваются? Ясно чего – чтобы мы, русские, услышав эти лукавые нашёптывания, оставались в стороне от политической жизни и отдали им на откуп всю политику в стране.
Нынешняя церковная иерархия исходит, по замечанию Г.П. Федотова, из того, что вечен Христос, а России может и не быть. Но здесь недалеко до утверждения, что и человека может не быть. Бог ведь и в этом случае остаётся. И всё же этот тезис вряд ли приемлем для христианства, так как здесь конец христианства как религии богочеловеческой. Ведь тогда теряется самый смысл подвига, совершенного Спасителем на кресте.
В современной России религия в современном российском обществе занимает все более важное место. Деятельность религиозных объединений охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических.
Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.
Сегодня проблема взаимоотношений церкви и государства остра как никогда. По данным опросов населения, подавляющее большинство россиян так или иначе осознают себя православными . Если принять во внимание, что крупнейшей и наиболее структурированной религиозной организацией в нашей стране является Русская православная церковь (Московский патриархат), осуществляющая активные контакты с государством, то становится очевидной необходимость особого подхода к изучению взаимоотношений церкви и государства. Ведь Россия – светское государство, не закрепляющая ни одну религию в качестве государственной. Данный подход должен лечь в основу более взвешенной, предсказуемой и оправданной государственной политики в этой области.
Повсеместное строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени.
Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви.
Кроме того, государство урегулировало свои отношения с церковью на законодательном уровне – в нормах Конституции РФ, федеральных законах и т.п., причем, достаточно своеобразно.
Поэтому состояние отношений между государством и церковью, церковью и обществом, обществом и государством – актуальная проблема современности.
Список литературы
1. Гордиенко Н.С. Русская православная церковь в постсоветской России //Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии: Учен. зап. T.V. (Вып.2). СПб., 2000.
2. Гордун С. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 год //ЖМП. 1993. № 1.; № 2.
.Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). М., 2006.
.Законодательство России о свободе совести и о религиозных объединениях: Сборник нормативных актов. М., 2000.
.Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии: Сборник. М., 2005.
.Михайлов Г.А. Особенности религиозной ситуации в России //Религия и право. 2009. № 1.
.Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 2005.
. Православие в истории России. М., 2008.
. Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.
. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник 2-е изд. М., 2007.
.Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985.:
.Русская Православная Церковь. М., 2010.
. Соколовский П. Положение церкви в социалистическом обществе //ЖМП. 2009. №11.
. Тришин А.Ф. Русское православие: история, вероучение, культ. Брянск, 2001.
.Федосик А.А. Церковь и государство: Критика богословских концепций. Минск, 2008.
.Хилл К. Православная церковь и плюралистическое общество // Религия и демократия. М., 2003
.Цыпин В. История Русской Церкви 1917-2007. М., 2007
.Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие.. М., 2009.
. Шабатин И. Русская православная церковь 2008
. Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство 1943-1964 гт.