- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,22 kb
Частушки
Частушки
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) – самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.
Происхождение частушки
Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи – еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.
Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения.
Самое главное доказательство позднего происхождения частушки – ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины (“Я девчонка боевая…”, “Я по берегу ходила…”). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы – этот прием называется психологическим параллелизмом.
Вместе с тем частушка близка и к литературе. В старинных песнях точное соблюдение размера и определенная последовательность рифм встречаются очень редко, частушке же они свойственны с самого начала. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка – не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.
Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников – украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.
Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.
В первой половине XIX столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша. Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного.
О чем она, частушка?
Частушка – песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство.
В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война… Красные и белые насмерть сражаются за свои идеи. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своем, о своей короткой молодости и любви.
В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое “яблочко”.
Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим – нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин.
Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде.
Частушка в наши дни
В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется – меняются, переделываются и частушки. Раньше было: “Без лучины, без огня зажег сердечко у меня”, сегодня поют: “Без бензина, без огня…”.
В отличие от песни частушка переделывается легко.
Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое – только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.
Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.
Поют частушки и школьники.
Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: “На березовой осине рукавица расцвела…” – не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?
Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки – напевом, особым настроением, зачинами.
Еще один вид, родственный частушке, – двустрочные “страдания” (на Руси “страдать” означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.
Бывает, частушки поют в ответ (“на отпев”), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название “Семеновна”, такое сближение отдельных строф – почти правило.
Эх, Семеновна, ты мне нравишься,
Поцелуй меня, ты не отравишься.
И продолжение:
Поцеловалася, не отравилася,
Любовью Сениной я заразилася.
Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская частушка. Город – не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на гулянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму свою деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крестьянским бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась просто в эпиграмму, веселый задиристый стишок.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/