- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,67 Кб
Чернофигурная вазопись
Введение
Вазопись как художественное явление занимает важное место в истории искусства Древней Греции. Данная тема дает возможность проследить развитие чернофигурной вазописи, а также выявить ее истоки и понять причину ее постепенного упадка и последующего зарождения краснофигурного стиля. Актуальность темы обусловлена необходимостью рассмотрения не только чернофигурной вазописи как художественного явления, но и отдельных мастеров и их влияния друг на друга, так как эксперименты в этом направлении вазописи говорят об активных творческих поисках вазописцев в период поздней архаики. Это позволяет лучше понять причины перехода от одного этапа к другому. В литературе этот материал рассматривается достаточно подробно, но ограничен одним-двумя ведущими мастерами. Меньше внимания уделяется влиянию вазописцев друг на друга и развитию их творчества.
Цели и задачи исследования
Целью данной работы является исследование развития чернофигурной вазописи периода поздней архаики и анализ творчества мастеров, работающих в этом стиле. Для этого необходимо определить хронологическую последовательность развития чернофигурной вазописи, выяснить, какие мастера были ведущими на том или ином этапе, и проанализировать и сравнить их творчество. Основными задачами исследования является выявление особенностей стиля каждого мастера, а также каждого этапа развития чернофигурной вазописи.
Исторический обзор
Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики.
Первоначально она возникла в Коринфе около 700 г. до н.э. Керамика из Коринфа господствовала в средиземноморском регионе в VII – начале VI веках до н. э. Позже, другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика».
Начиная с 530 г. до н. э. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность.
1. Чернофигурная вазопись VI века до н.э. Зарождение чернофигурного стиля
.1 Характеристика начального этапа развития чернофигурной керамики
В архаический период начинается бурный расцвет греческой расписной керамики. В этой области ведущими центрами были города Ионии: на островах Родосе, Самосе, Хиосе, а также в малоазийских центрах создаются керамические мастерские, которые заполняют своими художественными изделиями средиземноморский рынок. К VI веку до н. э. в Элладе повсеместно утверждался чернофигурный стиль. Его основные признаки заключались в том, что фигурные изображения с обозначенным контуром наносились черным лаком на светлую глину, прорабатывались внутри процарапанными линиями и иногда имели белые или пурпурные детали. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевый лак оставался черным. Этот стиль во многом отличается от господствовавшего ранее ориентализирующего стиля. Роль заполнительного орнамента теперь играют надписанные у фигур имена, фигура освобождается от восточной пестроты, становится сплочённой и цельной. Вазы становятся меньше, строже по формам, изящнее и выразительнее. Возникают групповые композиции. Тема человека начинает господствовать в вазовой росписи. Вазы, украшенные росписью, имели в жизни греков и культовое, и бытовое значение.
Первым к чернофигурному стилю перешел Коринф, в котором эта мода утвердилась уже около 625 г. до н. э. Продукция Коринфа пользовалась большим спросом, особенно небольшие узкогорлые и шаровидные вазы для масла: арибаллы и алабастры.
В коринфской керамике различают несколько периодов: протокоринфский, переходный, ранний коринфский (620/615-595 гг. до н. э.), средний коринфский (595-570 гг. до н. э.), а также I поздний коринфский (570-550 гг. до н. э.) и II поздний коринфский (после 550 г. до н. э.). Установление возраста ваз связано с некоторыми трудностями и часто опирается на даты основания греческих поселений на территории Италии.
Новую трактовку также получает тема танца. Распространенным сюжетом является танец комастов – комическая антитеза «серьезному» хороводу. Комос – это веселое шествие ряженых мужчин, изображавших рожающих женщин, готовых произвести на свет сыновей. В средней архаике появляется специальная Группа комастов (585-570 гг. до н.э.), состоявшая из мастеров, практикующих такие сюжеты. Чаще всего они изображались на котилах для вина. Особенность этих сосудов заключается в их « комедийном» сюжете и в особом подходе к орнаменту. Отходящая от ножки корзина лучей традиционна для этого времени, а разделенные пятна-цветы на венчике – новшество, но орнаменты в зоне ручек становятся особенно специфичными. Это лотосы и пальметты, затянутые крупной сетью и почти вплотную подходящие к фигуркам.
Это свежее и новое искусство опережало свой век, поскольку вазописцы первых десятилетий VI века до н. э. еще редко черпали вдохновение из жизни. Кроме того, оно создает предпосылки к распаду вазописно-гончарного комплекса на «большие» (амфоры, кратеры, гидрии, ольпы и т.п.) и «малые» вазы (чаши для вина типа киликов, котил и канфаров).
1.2 Мастера начального периода чернофигурной керамики
чернофигурный вазопись коринфский керамика
Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике. На раннеаттических вазах можно проследить постепенный переход изображений человека к объемным формам. Характерным примером может послужить раннеаттическая амфора работы мастера Несса конца VII в. до н. э., изображающая Горгон в центральной части, а на горловине – сцену убийства Геркалом кентавра Несса. Горгоны изображены еще в традициях геометрического стиля – об этом говорят их круглые глаза с концентрически вписанными зрачками, геометризированные уши, волосы и брови. Рисунок в верхней части свидейтельствует о значительном прогрессе в искусстве композиции, вся сцена проникнута динамикой, пластичность фигур близка к рельефному изображению.
Мастер Горгон был преемником мастера Несса, его вазы тяготели к геометрике своей сложной конструкцией, а светлофонной росписью с «животными фризами» – к ориентализму. Его динос с пьедесталом из Этруссии ( ок 590 г. до н. э.) выступает модифкацией трехногого котла, и отличается от ваз Несса большей сплочённостью форм: сосуд напоминает цветок на стебле. В целом его вазы меньше и изящнее.
Жители Корнифа одними из первых стали широко вводить в искусство мифические темы: они создали целый ряд новых иконографий, в которых отражалось новое мироощущение времени. Примером сосуда нового типа может послужить бутыль с изображением мифа об Ахилле и Троиле, подписанная художником Тимонидом. Композиция делится на две части: справа изображен водный источник и дерево, под которым опустился на колени Ахилл, слева изображены троянцы. Таким образом, на ней изображена не ритуально-символическая, а мифоритуальная сцена.
Кратеры с колонками-ручками получают новый размах, и именно они идут в авангарде процесса. Очень многие мастера все еще придерживаются ориентальных схем. Такие кратеры целиком заливались черной глазурью, оставляя только светлые панели-окна. Примером такого кратера может постужить Кратер Амфиарая, изображающий миф об отбытии на войну Амифиарая на лицевой стороне и пограбальные игры в честь Амифиарая на оборотной стороне.
Стоит обратить внимание на осколок небольшого сосуда типа диноса, подписанный мастером Софилом. Сюжет, представленный на вазе, был посвящен играм на похоронах Патрокла. На сохранившейся части рисунка видны вороной и белый конь, на ступенчатом возвышении сидят зрители, в нижней части изображены фигуры животных.
2.Чернофигурная вазопись третьей четверти VI века до н.э. Расцвет чернофигурного стиля
.1 Характерные черты периода расцвета чернофигурного стиля
В дальнейшем корнифские мастера стали разворачивать на вазах целые драматические сцены. Часто изображают Геркала и Тесея, а также Диониса в окружении сатиров и менад, нимф и нереид. Распространенными сюжетами являются прощание воина, уходящего на войну и бытовые сцены. Несмотря на следы схематизма и угловатости, унаследованные от геометрического периода, рисунок совершенствуется, традиционные сюжеты становятся реалистичнее. Сюжет рисунка часто был связан с назначением самого сосуда, например, на гидриях – сцены у колодца, на чашах, из которых пили вино – сцены пирушки, на рыбных блюдах – изображения рыб и морских животных. Рисунки на вазах больших форм располагаются один над другим широкими полосами – фризами.
Стоит упомянуть про килики (чаши для питья), выполненные в чернофигурной технике. Их расписывали и с внутренней, и с внешней стороны, чтобы пьющий вино мог любоваться рисунком на донышке сосуда. Так называемые «килики с глазами» представляют пример удачного соединения декорации сосуда с магическими изображениями. «Глаза» служили для ограждения пьющего от дурного глаза.
Установка корнифян на производство монументальных ваз с фигурными сценами просуществовала недолго. Во второй четверти VI века до н. э. набравшая силу Аттика стала теснить Корниф не только на греческом, но и на средиземноморском и причерноморском рынках. Мастера Аттики были более динамичны и более изобретательны в иконографии, а также постепенно опережали Корнифцев и в технике.
2.2 Мастера третьей четверти VI века до н. э.
Уже в творчестве Лидоса используется приём росписи в клейме, концентрирующий внимание зрителя на основной композиции, вводятся стоящие фигуры так называемых «зрителей». Атрибуция работ Лидоса до сих пор представляет проблемы: Лидос был основным вазописцем в аттической гончарной мастерской, отличавшейся большой продуктивностью. В связи с этим искусствоведы относят многие вазы к «типу Лидоса». Он был последним вазописцем из Аттики, работавшим с крупными вазами в коринфском стиле, украшая их фризами с изображением животных. Вазописцы группы Лидоса расписывали не только большие вазы, но и миниатюрные работы, как например клейнмейстеры и чаши с глазами. Одна из двух подписанных Лидосом ваз была найдена в афинском Акрополе и представляет собой не полностью сохранившийся динос. На основном фризе изображения находится великолепно выполненная гигантомахия. На боковых фризах изображены процессия, сцена охоты и животные. Особенностью этой работы Лидоса является детальность проработки изображения и применение красок. Так в сцене процессии Лидос изобразил на щите осу и угрожающего вида нож, воинственное впечатление от которых смягчают великолепные изображения зверей.
Другим известным произведением Лидоса является кратер-колонетта. Размером он сопоставим с «Вазой Франсуа», однако украшен лишь одним фризом, благодаря чему фигуры на изображении достигают роста 25 см. Интерес для вазописца представляет не само изображение мифологической сцены возвращения Гефеста, а отражение жестикуляции Дионисия и Гефеста и прежде всего сопровождающих их сатиров и менад. При этом мастер отказывается от прописывания второстепенных деталей, свойственного Клитию.
Стоит упомянуть вазописца Амасиса, чье настоящее имя не сохранилось. Своё условное имя он получил по имени гончара Амасиса, чьи соответствующим образом подписанные работы расписывал художник. В ранних работах Амасис следовал старым традициям изображения: изображённые тела людей вытянуты, у них несоразмерно маленькие головы и угловатые движения. Однако позже в своем творчестве он смягчил существовавшие формы изображения и обогатил их новыми композициями. Образы людей со временем стали отличаться большей полнотой и жизненной энергией.
Афинские мастера в VI веке производили огромное количество посуды самых разнообразных форм. Их продукция и вывоз ее за пределы Греции, начиная с середины века, уже значительно преобладали над ионийской и коринфской керамикой. На территории Афин они занимали целый ремесленный квартал «керамик». Одним из самых выдающихся рисовальщиков был Эксекий, творчество которого относится к расцвету аттической чернофигурной вазописи. Он был не только выдающимся художником, но и владельцем керамической мастерской. Под его руководством работала целая группа мастеров, следовавших в своем творчестве главе школы. Форма ваз этого периода отличается особой ясностью пропорций и стройностью линий. Большая часть поверхности покрывается густым черным лаком, оставляя лишь четырёхугольное поле для фигурного сюжетного изображения. Фигуры на вазах Эксекия изображаются в основном в профиль, имеют четкие изящные очертания, жесты их условны, но выразительны. Линии складок одежды стилизованы, композиции не отличаются сложностью, орнамент почти не применяется. Преобладают изображения сцен из «Илиады».
Представление о высоком мастерстве Эксекия также дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции. В основе сюжета росписи – миф о Дионисе – о его чудесном спасении от морских разбойников, которых он превратил в дельфинов. Удлиненные и изогнутые силуэты корабля и дельфинов великолепно вписаны в круг. Разбросанные по полю композиции дельфины с выгнутыми спинами создают полную беспокойного движения игру линий, похожую на морские волны. Большая по сравнению с ними ладья с выгнутой линией борта как вы плавно скользит по поверхности моря. Узор виноградной лозы на мачте венчает композицию.
Также известным произведениям Эксекия относится амфора с изображением Аянта и Ахиллеса, играющих в настольную игру типа шашек. На другой стороне изображено возвращение диоскуров. Еще одно известное произведение Эксекия – амфора с изображением Ахиллеса, убивающего царицу амазонок Пентесилею. На этом рисунке художник использовал пурпурную и белую краску, что делает сцену живописной и яркой. Надругой стороне вазы изображены Дионис и его сын Ойнопион.
В отличие от Эксекия, Андокид (третья четверть VI века до н. э.) смело вводит в силуэтную чернофигурную вазопись обильные реалистические мотивы, иногда выступающие в противоречие с приемами плоскостной архаической вазописи. Представление о творчестве Андокида может дать амфора с изображением Геракла и Цербера, где очень живым кажется движение Геракла, вставшего на одно колено и приманвающего Цербера.
3. Чернофигурная вазопись 520 – 510 гг. до н.э. Упадок чернофигурного стиля
.1 Мастера 520 – 510 гг. до н.э.
Период поздней чернофигурной вазописи прежде всего представляет мастер Антимена. Он обращает большое внимание на природу и стремился создать целостную пейзажную среду в композициях. На этом этапе мастера чернофигурной вазописи практически подошли к открытию перспективы. Антимена в основном разрабатывает идеи более ранних мастеров. Для него характерны равновесные симметричные композиции, соразмерный для персонажей пейзаж. Он делает силуэтное пятно более пластичным и гравирует контур фигур, работает бегло и обобщённо, но при этом всегда подчёркивает детали. Близкий к мастеру Антимена вазописец – Псиакс работал как в чернофигурной, так и в краснофигурной техниках. Псиакс, в сравнении с мастером Антимена, экспериментирует с формами ваз и техниками. Для него характерны тонкий рисунок и обилие деталей. Подпись Псиакса известна по двум краснофигурным алабастронам, один из которых хранится в Карлсруэ, а второй – в Одессе. Вазописец Эпиктет имитировал стиль Псиакса, а вазописцы, начавшие работать уже в краснофигурном стиле, Ефроний и Финтий были его учениками. Творческую линию мастера Антимена и мастера Псиакса продолжают росписи их предполагаемых учеников, мастера Рикрофт и мастера Приама. Мастер Приама активно использует особенности самой формы вазы и её орнаментального декора для решения своих художественных задач. Кроме того, он показывает себя как мастер сложных, «перекрывающихся» планов.
3.2 Характерные черты периода упадка чернофигурного стиля
Для аттической вазописи этого времени характерна широкая практика экспериментов. Наследие вазописцев конца VI века до н. э. отличалось значительным разнообразием творческих манер вазописцев. Определяющей становится проблема пространственных построений, размещение пересекающихся планов и вписывание фигуры в природное или архитектурное окружение, исходя из пропорциональных соотношений.
Силуэтный чернофигурный рисунок с его условностью изображний ограничивал возможности развития творчества художника, начавшего искать правдивость изображения. Стремление к передаче естественности жеста, многообразию движения не находило выхода в плоскостных изображениях чернофигурного рисунка. В конце VI века до н.э. мастера вазописи нашли новый технический прием, новые, более выразительные средства передачи изображений: было изобретено краснофигурное изображение. Таким образом, в вазописи, как и в архитектуре, к концу архаического периода получили особое значение реалистические тенденции.
Заключение
Мы приходим к выводу о целостности позднеархаического периода в развитии аттической вазописи, поскольку наблюдается чёткая преемственность и взаимодействие нескольких поколений мастеров.
Была определена роль отдельных творческих индивидуальностей, значение деятельности ведущих мастеров в каждом из этапов позднеархаического периода. На раннем этапе – это Несса, Клитий, Амфиарай, в период расцвета – Эксекий, Лидос, Амасис, в период упадка – Антимена, Псиакс, Приама.
На основании исследования можно сделать вывод, что первые чернофигурные вазы еще были близки к ориентализму и геометрическому, хотя уже появлялась динамика в изображении человека, предпринимаются попытки передать объем. Очертания фигур пока еще условны и подчинены определенной схеме. В период расцвета чернофигурной вазописи появляются сложные многофигурные сцены, например, сцены охоты. Вазописцы работают с более крупными вазами. Несмотря на все еще присутствующую стилизованность и условность, появляется большая выразительность, применяется пурпурная и белая краска, помимо черного лака. На позднем этапе чернофигурной вазописи наблюдается наибольшее количество экспериментов с техникой. Для этого периода характерны детализация изображений, попытки к изображению фигур в пространстве, применение пейзажа в композиции, зарождается реализм, который потом будет развиваться в краснофигурной вазописи.
Таким образом, может быть прослежена единая логика развития этого искусства от высокой архаики к ранней классике.
Список источников
чернофигурный вазопись коринфский керамика
1.#”justify”>.#”justify”>.#”justify”>.Акимова Л. И. «Искусство древней Греции: геометрика, архаика» Издательство «Азбука-классика». СПб, 2007
.Борухович В. Г. «Вечное искусство эллады» ИД №04372 от 26. 03.2001 г. Издательство «Алетейя» СПб 2002 г.
.Вощинина А. И. «Античное искусство» Издательство Академии Художеств СССР, Москва 1962
.Всеобщая история искусств. Том 1. «Искусство древнего мира». Под общей редакцией А. Д. Чегодаева. Государственное издательство «Искусство». Москва 1956
.Самар О. Ю. Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» Выпуск № 58 / 2008.