- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 35,82 Кб
Чтение подростков в сельской библиотеке
Курсовая работа
Чтение подростков в сельской библиотеке
Оглавление
Введение
Глава I. Подросток как читатель
.1 Возрастные особенности подростков
.2 Портрет читателя-подростка
.3 Видеокультура и детское чтение
Глава II. Библиотечное обслуживание читателей-подростков
.1 Библиотеки обслуживающие читателей-подростков
.2 Особенности обслуживания в сельских библиотеках
.3 Библиотечное обслуживание подростков за рубежом
Заключение
Список используемой литературы
Терминологический словарь
Введение
Последнее десятилетие в России ознаменовалось тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда сегодня велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству.
Недавние исследования социологов «Левада центра свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения» на которую опирались предшествующие поколения. Идёт процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков, особенно у тех, кто живёт в неблагоприятных условиях и лишён доступа к книжной культуре.
Кризис детского и подросткового чтения проявляется не только в малой начитанности школьников, но и в уменьшении количества читающих детей. Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Утверждения о «кризисе детского чтения» имеют под собой реальную основу. Чтение в условиях интенсивного развития новых информационных технологий – проблема, решение которой придётся искать в 21 веке ученым и практикам многих отраслей и в первую очередь педагогам, библиотекарям. Приобщение к чтению должно идти в первую очередь из семьи. В наше время главная проблема состоит из того, что в связи с занятостью, сами родители практически перестали читать, так как же помочь поколению не читающих детей.
Вначале XXI в. дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Избалованные современной индустрией развлечений школьники тяготятся чтением. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом.
Современный подросток, фигура достаточно противоречивая. Он заявляет, что чтение устарело, книг действительно интересных мало. В то же время подросток не отказался бы от совета и толковой помощи, но не видит вокруг себя вдохновляющих образцов читательского поведения. С другой стороны – растерянные взрослые, которые сетуют на кризисные явления подросткового чтения, но не видят путей изменения сложившейся ситуации.
Муниципальные библиотеки, обслуживая и взрослых, и детей, имеют все шансы помочь и тем, и другим. Работая с детьми, библиотеки формируют своих читателей-подростков. Для налаживания содержательного контакта с подростком нужны не день и не два. Подросток – вчерашний ребенок, и если ребенку было интересно и уютно в библиотеке, большая вероятность, что он, став «почти взрослым», останется с нами
В связи с вышесказанным тема курсовой является актуальной, так как ставит задачу изучения чтения подростков; выявление специфики жанра позволит наметить пути приобщения подростков к книге к чтению.
Решение данной проблемы имеет очень большое теоретическое и практическое значение, так как проблема чтения детей и подростков есть национальная проблема, имеющая огромную важность, как для общества, так и отдельных граждан.
Объектом исследования: подростки 12-15 лет – пользователи сельской библиотеки
Предметом исследования в курсовой работе будут являться методы и приемы организации чтения подростков в сельской библиотеке.
Цель исследования: провести анализ чтения детей 12-15 лет, выявить их интересы, для обоснования оптимальных путей приобщения детей к чтению.
Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Задачи исследования:
Определение глубины проблемы чтения разработка и внедрение наиболее эффективных методов работы с книгами для подростков.
Изучив круг читательских интересов подростков, узнать, насколько они владеют навыком работы с книгой.
Изучение опыта работы Танаевской сельской библиотеки и библиотеки Танаевской полной общеобразовательной школы
Проведение сравнительного анализа чтения детей 12-15 лет, отбор и анализ печатных изданий адресованных читателю – подростку; определение места и роли книги и чтения в жизни детей 12-15 лет;
Определение решения проблем подросткового чтения.
База исследования: Танаевская сельская библиотека.
Практическая значимость: подведение результатов исследования, выработка более совершенных методов работы библиотеки по приобщению к чтению детей 12-15 лет.
Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных педагогов, социологов, ученых, библиотековедов, методистов. Публикации о библиотеке и чтении, о чтении подростков, о новых методах работы с данной читательской группой.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения, списка используемой литературы.
Во введении формулируется актуальность исследования, цели, задачи, предметы, объекты, методы исследования.
Первая глава рассматривает возрастные особенности подростков. Определение портрета читателя – подростка. Влияние телевидения и интернета на чтение подростков. Вторая глава дает информацию о библиотеках обслуживающих подростков. Особенности и значимость сельских библиотек. Деятельность библиотеки на селе.
Третья глава рассматривает базу исследования. Методы работы Танаевской сельской библиотеки по приобщению учащихся к чтению. Дает анализ чтения сельских подростков, особенности их читательских интересов.
В заключении подведены итоги работы и предложены выводы по решению проблемы подросткового чтения.
Глава 1. Подросток как читатель
.1 Возрастные особенности подростков
подросток книга читатель детский
Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.
Подростковый возраст уже несколько десятков лет привлекает пристальное внимание психологов. У истоков многообразных теорий подростничества стояли такие крупные ученые, как С. Холл, З. Фрейд, К. Левин, Ж. Пиаже, Л.С. Выгодский. Подчеркивая важность подросткового возраста в общем процессе развития человека как личности, Л.С. Выгодский отмечал переизбыток имеющихся в психологии «идейных конструкций» и недостаток «точно установленных фактов», что мешает созданию научной теории данного возраста [3; 55]. Такое положение А. Болдуин справедливо, объясняет тем, что настоящей теории всегда предшествуют нестрогие описания фактов, неправильная постановка проблемы, ложные вопросы и пр. [24; 6]. К настоящему времени исследователями получен большой фактический материал об особенностях подростков, о специфике их идеалов, интересов, нравственных представлений, мотивов деятельности и по многим другим вопросам, что создало необходимую базу для многопланового изучения этого важнейшего этапа психического развития на новом научном уровне.
Американский психолог Ст. Холл еще в начале XX века, подробно осветил эту тему. Подростковый возраст он относил к переходному, промежуточному периоду развития, периоду бури и натиска, а содержание подросткового возраста он охарактеризовал как кризис самосознания. Только преодолев этот кризис, подросток приобретает чувство индивидуальности. А пока это не наступило, он будет находиться в состоянии поиска своего я. Ему будет присуща неустойчивость, которая проявляется в следующих моментах: высокая активность сменяется ослаблением, самоуверенность сменяется застенчивостью, эгоизм может переходить в альтруизм, веселое, приподнятое настроение сменяется апатией, спокойная сосредоточенность вдруг переходит в бесконечные рассуждения, стремление к новациям может уступить место любви к рутине и т.д.
Немецкий философ и психолог Э. Шпранглер выделяет и описывает три типа развития подросткового возраста. Первый тип развития – это подростковый кризис, когда ребенок переживает свой возраст, как второе рождение. Второй тип развития отличает стабильный и постепенный рост, когда ребенок плавно приобщается к взрослой деятельности. Третий тип развития представляет собой более активное и сознательно направляемое самим индивидом самовоспитание, преодоление усилием воли, собственных недостатков, в том числе тревоги, кризисных проявлений, а также более ясное осознание своей индивидуальности.
Писательница Елена Кононенко правдиво охарактеризовала сложность и противоречивость подросткового возраста: Человек уже не ребенок, хотя подчас ходит в коротких штанах и охотно заглядывается на витрины игрушек. И человек еще не юноша, хотя уже дерзает критически мыслить строить планы своего будущего. А вот, что написал о подростковом возрасте, главный редактор Семьи и школы Н. Монахов: Подрастают дети, сложнее становится их жизнь и уже не все в ней открыто нам. Новые друзья и увлечения, интересы и занятия – как разобраться, как отнестись ко всему этому? Только с уважением. Подростковая пора испытывает и взрослых, и самого подростка – что накоплено, что создано в предшествующие годы? Опыт сотрудничества, соучастия всех в семье в жизни каждого, внимания и взаимного понимания позволяет иные перемены предвидеть, другие – предупреждать, третьи – поддерживать. Более того, этот опыт открывает взрослым благодатную возможность в полной мере передать детям все, что дали прожитые годы: житейскую опытность, знание людей, нравственные убеждения. Подростку необходимо все это – ведь он уже на пороге взрослой жизни. Конечно, что-то не примет, с чем-то не согласится, что-то решит и сделает по-своему. Отнесемся с уважением и к этому выбору. Психологически подростковый возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшей психологической особенностью является его чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает его будущее положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и самим собой. В целом – это период завершения детства и начала вырастания из него. Американский музыкант Ди Снайдер так описывает этот возраст: Юность великолепна и трудна – но это ее великолепие непонятно, пока ты не повзрослеешь и не обретешь возможности оглядываться назад. Это время необходимых несоответствий: тело тянется вверх, а голос становится ниже: усы, хоть убей, не прорастают, зато физиономия усыпана целым урожаем прыщиков; к тому времени, когда ты наконец начинаешь интересоваться противоположным полом, противоположный пол демонстрирует явную потерю интереса к тебе; родители требуют, чтобы ты был взрослым, требуя одновременно, чтобы ты прекратил изображать из себя умника. К тебе относятся не как к маленькому ребенку, но и не как к взрослому, а как к чему-то посередке.
Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили свое название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения – «пубертатного криза»
Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самодостаточностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правила и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухими мудрствованием. [7;54-56]
Трудности подросткового возраста неизбежны. Но не для всех он становится тяжёлым и душевно – травматичным периодом. Насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него группа поддержки-друзья, семья, учителя. Круг общения, во многом зависит от самого подростка, от пути, который он выбрал сам.
Этот возраст характеризуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими. Все то, к чему подросток привык с детства – семья, школа, сверстники, – подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования. Которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его психическое и физическое здоровье. Общественную и личную зрелость. Вот почему велика роль семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий, не затрудняющих здоровое развитие личности подростка, а напротив, ему способствующих. [23; 30-36 ]
В этот период продолжается становление ребенка как личности. В течение трех – четырех лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности. [33; 296-299]
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток, иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростков спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам.
Одна из причин – жизненные установки и интересы общественно почти или совсем определившегося человека. Другая причина – разнообразие степени и характера втянутости в практическую жизнь: заботы о будущем, жизненные затруднения и т.п., при прочих равных условиях, побуждают человека усиленней думать. Наконец, третья причина – разнообразие внешкольной и после школьного образования, чтение и т.п.
Ключом ко всему проблем развития мышления в переходном возрасте является тот установленный рядом исследований факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности – к мышлению в понятиях.
Именно высшие формы мышления, в частности логическое мышление, раскрываются в своём значении перед подростком.
Этим подтверждается более равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать рослым, которое создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует, порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.
Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает и в школе, и дома. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам [48;.76].
К своему физическому развитию многие мальчики – подростки относятся очень внимательно, и начиная с 5-6 классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т.п. [49; 95-104].
В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.
В 7-8 классах школы некоторые подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков, в среде которых идеал мужественности становится одним из основных идеалов, порождающих критерии оценок окружающих людей. Подростки любят приключенческие, романтические фильмы и соответствующую литературу, так как именно в них встречаются герои, обладающие нужными качествами мужественности, смелости, характером и силой воли.
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего, уровня своего развития в детстве достигает непосредственная механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причем с использованием множества приемов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Подросток, переходя к адекватному освоению понятий, начинает активно и творчески участвовать в различных сферах культурной жизни, которые раскрываются перед ним. Здесь огромную роль играет литература: классика, поэзия. Те, кто получил «прививку» в виде интереса к чтению в раннем возрасте, сейчас с удовольствием читают…разное, по- своему находят ответы на актуальные для них вопросы, которые не всегда и не всем даже близким взрослым можно задать (без риска получить неискренний ответ).
.2 Портрет читателя подростка
Подростки и литература.…Это словосочетание сегодня навевает тревожные размышления, так как чтение в жизни современных тинэйджеров просматривается весьма призрачным контуром. Сами подростки признают, что читают «редко и мало», «только по необходимости» и чтение не входит в число любимых занятий. Любопытно, что, мотивируя своё охлаждение к читательской деятельности, подростки апеллируют к понятию «мода»: «чтение стало не модно», «старые книги становятся немодными», «сейчас это уже не в моде», «идёт поколение компьютеров». Избалованные калейдоскопичностью впечатлений, даваемых современной индустрией развлечений, подростки тяготятся чтением как занятием трудным, требующим слишком больших усилий: «читать трудно и долго», «читать долго и лень», «не хочется париться над книгами». Подростки охотно идентифицируют себя с «фанатом улицы», «подростком в Сети», «девочкой-мальчиком с плеером», «телеманом» и только в последнюю очередь – с «книгочеем».
В сложившейся ситуации особенно важно понять, что привлекает и отталкивает подростка в книжной культуре, как гарм его взаимоотношения с книгой и электронными носителями информации и что нужно сделать для возвращения чтения в мир детей.Читательский портрет подростка во многом определяется в 10-11 лет. Надо учесть, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не пробуждая личностных мотивов обращения к книге. Сказывается на чтении и лимит времени (возрастает учебная нагрузка, активизируется общение со сверстниками, кружковая деятельность, возникают новые увлечения). Опыт показывает, что если к 10 годам ребенок уже осознал значение книги в своей жизни, если обращение к печатному слову стало его внутренней потребностью, если его познавательные интересы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то можно ожидать, что в старшем школьном возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей» [41;201-209].
Диапазон познавательных интересов у подростков 13 лет значительно расширен по сравнению с младшим возрастом. Познавательные запросы часто приобретают личностный смысл, становятся избирательными, осознанными. У многих подростков возникают устойчивые интересы к отдельным учебным предметам и, следовательно, к соответствующим областям знания. Как показало исследование Г.И. Гинзбург [ ], для читателей-подростков характерно не только появление вопросов в процессе чтения, но и стремление самому их разрешить. Именно процесс зарождения у подростка вопросов в связи с прочитанным, характер его самостоятельных действий, направленных на их разрешение. Возникновение новых вопросов является существенным показателем его читательской активности.[ ]
По степени читательской активности и характеру мотивов чтения научно-познавательной литературы подростков можно условно разделить на три группы. К первой относятся читатели, ищущие развлекательной, обязательно «новой», «нетрудной» информации «для себя» и книги «для урока». Подросткам этой группы свойственны ситуативность, узкий практицизм читательского спроса, отражающий пассивность их позиции, отсутствие глубоких познавательных интересов. Сталкиваясь с непонятным в тексте, эти читатели пропускают его, не пытаясь уяснить. Познавательная активность этих подростков направлена преимущественно на воспроизведение читаемого (выписывание отрывков текста, цифр, имен, дат и т. п.). В работе с такими читателями полезны вопросы типа: что нового для себя ты узнал из прочитанного, соответствует ли содержание книги ее названию?
Подростки 12-13 лет, способные не только получать из книги информацию, но и сравнивать читаемое с уже известным, соотносить со своим жизненным опытом. Они ищут ответы на свои вопросы, их занимает не только новизна Материала, но и его связь с предшествующим чтением. Для них представляют интерес очерки – документального характера, книги о людях научного подвига, изобретателях. Эту группу читателей можно заинтересовать рекомендательной библиографией, познакомить с фондом справочной литературы, пригласить к участию в конкурсах, диспутах, в Дне информации и т. п.
К самой малочисленной группе относятся читатели, чьи мотивы направлены на углубление понимания известного, поиски путей применения знаний. Читатели этой группы, не ограничиваясь восприятием новой информации, стараются понять ее во взаимосвязи с уже известной. Возникающие у них вопросы отражают стремление к поиску существенных связей. Наиболее интересными эти подростки считают книги, написанные в форме бесед, когда автор подключает читателя к поискам доказательств выдвинутых гипотез, вводит в суть научной полемики. Их интересуют книги, помогающие моделировать, конструировать. Для этого они часто используют приложения к книгам (таблицы, карты, схемы), отыскивают объяснение специальных терминов. Они охотно обращаются к научно-популярным журналам, к изданиям рекомендательной библиографии. Особым спросом у этой группы читателей пользуются книги Я. Перельмана, приобщающие к научным методам познания.
Такого рода литература располагает подростка к читательскому общению, побуждает ставить вопросы, спорить. Такой читатель может стать хорошим помощником библиотекарю в развитии познавательной активности читателей первых двух групп. Как показывает опыт, наиболее сильное влияние эти читатели оказывают на других в так называемых малых коллективах – кружках, клубах и т. п.
В отличие от читателей 10-11 лет этих подростков интересуют не только действия героев, но и их внутренний мир, взаимоотношения с другими персонажами. У многих подростков в эти годы происходит включение литературы в контекст их собственной жизни
Очень важно в этом возрасте пробудить читательскую самооценку, помочь подростку увидеть себя как читателя в сравнении с другими. В особом внимании библиотекарей нуждаются четырнадцатилетние. Это трудные для руководства чтением подростки. Та дифференциация отношения к книге (положительная или отрицательная), которая наметилась у десятилетних, к 14-15 годам поляризуется. Не случайно одни называют восьмиклассников «самыми читающими», а другие – «самыми нечитающими». И те и другие правы. В этом в наибольшей степени сказываются результаты влияния социально-педагогических условий, в которых подросток развивался раньше. Те подростки, которые прошли хорошую школу воспитания культуры чтения, у кого дружба с книгой стала привычной, отличаются широтой и устойчивостью читательских запросов, их избирательностью, возможностями восприятия сложных для возраста произведений, развитыми критериями оценочного отношения к книге. Круг чтения, мотивы, восприятие произведений несут на себе печать их индивидуальности. Это читатели – «исследователи», читатели – «мыслители». Некоторые из них реферируют прочитанное «для себя», выступают с «научными» докладами.
Другие же к четырнадцати годам приобретают черты низкого стереотипа чтения: их спрос на литературу ситуативен и случаен, часто продиктован лишь внешними факторами, восприятие по характеру не отличается от младших подростков. Нередки случаи проявления с их стороны нигилизма к книге как к «отжившему» средству информации. Характерное в этом отношении письмо восьмиклассников было опубликовано в материалах дискуссии «Место книги» в «Литературной газете», в котором они демонстративно отвергли значение книги для их поколения. Такого рода утверждения могут стать предметом обсуждения в библиотеке. Запастись аргументами в пользу книги библиотекарю поможет сборник «Человек читающий», содержащий высказывания о книге писателей разных стран, а также книги А. М. Левидова «Автор – образ – читатель» и «Литература и действительность».[ ]
В целом же внутренняя позиция у четырнадцатилетних характеризуется чаще всего ярко выраженной тенденцией, с одной стороны, к самоопределению, постижению своего «я», с другой – к поискам нравственного идеала. Типичным для них является мотив самообразования и самовоспитания. В круг чтения широко входит публицистика, усиливается интерес к поэзии. Обостряется внимание к художественному своеобразию, творческой манере писателя. Меняется отношение к герою: волнует характер личности во всей его сложности и цельности. В этом возрасте проявляется тенденция обособления интересов юношей и девушек.
Что касается чтения научно-познавательной литературы, то в сравнении с предыдущим возрастом диапазон читательских запросов несколько сужается, уменьшается и количество любимых занятий. У многих к этому времени уже сформировались стержневые интересы к конкретным областям знания и видам деятельности, что определяет избирательность чтения. Начинают сказываться на спросе профориентационные намерения.
Наибольшие возможности для читательского развития старшего подростка заложены в индивидуальном общении с библиотекарем. Залог успеха в паритетном характере общения. В библиотекаре 14-летний читатель, ценит более всего компетентность, эрудицию, «невмешательство в дела читателя». Восьмиклассник может вступить в диалог с библиотекарем только в случае полного доверия к нему. «Белые нитки» педагогического расчета он замечает сразу. Отсюда высокие требования к мастерству библиотекаря, к тонкости его педагогических приемов, усиление роли опосредованных форм общения (использование отзывов читателей, «книжных закладок», памяток и т.п.). [ ]
К 15 годам читательские запросы подростков становятся более избирательными. Зачастую они вызваны уже сформировавшимся, глубокими и устойчивыми стержневыми интересами, к какой то одной отрасли знания [c. 205-214]
Лелеять детские фантазии – один из неоговорённых, но обязательных смыслов, вкладываемых в заповедь призыв Селестена Френе: «Дайте им свободу! То есть не мешайте подросткам понять, что они на самом деле терпеть не могут, и помогите им понять, чего бы они хотели. Главным мерилом хорошего или дурного обучения С.Фроне считал одно: возбуждение интереса детей к учению и, в частности к чтению. Чтение развивает личность, и это не пустые слова.[ ;49]
Отрочество и юность – уникальная пора в жизни человека, и что подросток имеет право на такое же высокое качество библиотечного обслуживания, как и другие возрастные группы. Чаще всего от подростка, который приходит в библиотеку можно услышать – «мне бы, что нибудь почитать». И если ничего ему не предложить, не оказать помощь в выборе книги, он, просто побродив бесцельно между книжными стеллажами, так и уйдёт, ничего не выбрав.
Сегодня книгой стали «пользоваться» а не читать, книга, превратилась в источник информации, и чтение – в способ её получения
Н.А. Рубакин рассматривал и вопросы психологии детского чтения. Он отстаивал принцип гражданской свободы детского чтения, право личности на самоопределение в вопросах читательских вкусов, привычек, потребностей.[9 ]
Социологи – специалисты по детскому чтению (В.П. Чудинова, Е.И. Голубева, Н.Е. Добрынина и др.) определяют сегодняшнюю ситуацию как процесс смены моделей чтения. Новая модель ещё не сложилась, и находиться в процессе формирования.
На самом деле, какие бы умные, красивые книги не выпускали издательства, а книгопроводящие организации не пытались бы активно их активно распространить в регионах, если ребёнок не умеет читать, не любит и не ценит книгу, то, как говорится, усилия тщетны.
Видеокультура и детское чтение
В сегодняшней ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания – семьей и школой – в нем все большую роль играют "электронные "воспитатели". Телевидение продолжает играть значительную роль в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия оно является наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и на селе, и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий. Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, широк и разнообразен. Школьники любят смотреть юмористические передачи, передачи о путешествиях, приключениях, о природе и животных, младшие предпочитают мультфильмы, старшие – музыкальные программы и новости спорта. Они любят смотреть телесериалы и художественные фильмы (причем преимущественно зарубежные). Многие подростки – активные любители игр, конкурсов, викторин. Таким образом, телевидение – это и образование, и отдых, и развлечения. Это также источник рекламных роликов, полных клишированных образов – стереотипов. Кинофильмы, сериалы и рекламные ролики задают определенные правила и модели поведения, влияют на сознание и подсознание. В последние годы мы собирали данные о том, как электронная культура воздействует на чтение детей и подростков. С нашей точки зрения, это влияние проявляется в следующем:
меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, "мозаичным", "клиповым" (вследствие чего ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно – повестях и романах);
меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате – детективам, триллерам, "фэнтези", "ужасам", "кинороманам");
предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);
происходит "клиширование", упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения детей и подростков).
В связи с тем, что и репертуар современного книгоиздания, и репертуар телепередач ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, то не удивительно, что в чтении детей и, особенно, подростков, доминирует остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов ("кинороманы"). В крупных городах до некоторой степени альтернативой телевидению выступают новые медиа. Это различные средства массовой коммуникации и электронные масс-медиа. Именно дети, подростки, юношество и молодежь сегодня – самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому; многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое "мультимедийное поколение", у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации. Ещё одна черта современных подростков – это стремление поиграть на компьютере. Такая возможность им предоставляется и в школе, и дома, у друзей, в компьютерных клубах. В наших исследованиях мы зафиксировали в конце 90-х гг. начало "игрового бума" среди подростков. Сегодня эта волна распространяется из крупных городов в российскую провинцию. Рубеж веков и начало нового тысячелетия ознаменовался ростом пользователей интернета, которым больше всего интересуются именно юные и молодые пользователи.
Центром внимания подростков (особенно мальчиков) сегодня становятся именно компьютерные игры и новые информационные и телекоммуникационные технологии. Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия.
Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. Безусловно, на первом этапе освоения нового типа медиа и новых возможностей, которое оно предоставляет, к нему возникает острый интерес.
Позже, когда оно будет освоено, оно "встроится" в структуру жизнедеятельности, и займет в ней свое место. Книга не уйдет, и чтение также. Однако нам хотелось бы расставить акценты иначе: дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет текст – на бумаге или на экране монитора. Дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.
Глава 2. Библиотечное обслуживание читателей – подростков
.1 Библиотеки, обслуживающие читателей – подростков
В настоящее время самый многочисленный контингент читателей составляют дети и юношество. Совершенствование обслуживания этих читателей требует размежевания функций различных видов библиотек на основе читательских интересов и целей чтения, более глубокой специализации в обслуживании, более четкого взаимодействия и библиотечной кооперации. Специализированные юношеские библиотеки – разновидность универсальных публичных библиотек – появились в РФ в среднем 20-35 лет назад. Лишь отдельные из них имеют более длительную историю. Так, Центральная городская юношеская библиотека им. М. Светлова (Москва) в 2001 г. отметила свое 60-летие [9; 174]. В качестве центров, организующих и осуществляющих библиотечное обслуживание юношества, выступают массовые библиотеки для взрослых. В зависимости от количества юных читателей, величины фонда и другого в них организуются юношеские группы, кафедры выдачи, отделения, отделы, абонементы. Как правило, при ЦБ ЦБС создаются юношеские отделы или абонемент, при филиалах ― юношеские группы, кафедры. В условиях ЦБС устанавливаются связи между юношескими структурными подразделениями и другими звеньями библиотечного обслуживания юношества, а также преемственность в работе детских и юношеских структурных подразделений. С конца 60-х гг. в Российской Федерации начали формироваться областные юношеские библиотеки. Отличие их от универсальной научной и массовой библиотек заключается в выделении для обслуживания специфической возрастной группы, (15―21 год) и младшая возрастная группа, (12-14 лет). В условиях областной юношеской библиотеки появляется возможность наблюдать юношество, как читательскую категорию. Углубленно работать с ней с учетом особенностей социально-психологического развития, современных задач воспитания и образования молодого поколения страны, на основе дифференцированных читательских интересов формировать фонд, вырабатывать эффективные формы и методы работы с юными читателями, оказывать квалифицированную методическую помощь библиотекам других ведомств, обслуживающих юношество [12; 68]. Состав фонда юношеской библиотеки характеризуется универсальностью и общеобразовательной направленностью с приоритетным комплектованием гуманитарного и научно-популярного характера. Областные юношеские библиотеки выполняют роль научно-методического и координационного центра формирования единого регионального фонда литературы для юношества, организации его рационального использования на основе взаимодействия библиотек разных ведомств. Они разрабатывают и издают методические рекомендации, информационные и библиографические пособия и др. Важное место в их работе занимают выявление, изучение и обобщение передового опыта, наиболее эффективных форм библиотечной работы с юношеством, внедрение их в практику [12; 68]. Широкую популярность получила деятельность Российской государственной юношеской библиотеки. Она ведет разнообразную и комплексную работу по обслуживанию читателей, организации системы библиотечно-библиографического обслуживания юношества в РФ, изучению и анализу ее функционирования. Библиотека осуществляет информационную работу по проблемам молодежи, подготовку и издание библиографических пособий для юношества, проводит научные исследования по социологии и психологии чтения юношества, разрабатывает методические рекомендации для сети юношеских библиотек, абонементов, филиалов, кафедр выдачи при библиотеках для взрослых [12; 69]. К концу 1980-х – началу 1990-х в структуре сети юношеских библиотек наметились определенные тенденции, сохраняющиеся и в настоящее время. Прежде всего, в России прекратилось создание таких библиотек. Их количество даже уменьшилось. В качестве другой тенденции развития данной сети можно рассматривать факты открытия самостоятельных юношеских библиотек и отделений на базе ЦБС. Структура сети меняется и в результате реорганизации отдельных юношеских библиотек. Здесь, прежде всего, имеется в виду произошедшее кое-где объединение на региональном уровне центральных детских и юношеских библиотек, а также создание на базе какой-либо одной или обеих этих библиотек новых по названию культурно – досуговых учреждений, в основном схожих с библиотеками функционально, но имеющих и отличительные черты [9; 175]. Сравнительная малочисленность юношеских библиотек в общей системе библиотек России отнюдь не говорит об их второстепенности. С момента возникновения эти библиотеки взяли на себя специфическую и ответственную функцию – способствовать социализации молодежи, ее более уверенному вхождению во взрослую жизнь. Именно широта интересов и информационных потребностей современной молодежи и необходимость лучше их удовлетворять вызвала появление в структуре отдельных юношеских библиотек новых подразделений. Среди них: информационно-библиотечные центры по проблемам молодежи. центры «Образование и профориентация»; отделы или сектора по патриотическому воспитанию, правовой, экологической культуре и др. Специфика таких структур – в комплексном характере деятельности, интегрирующей информационную, аналитическую, библиографическую, методическую работу. Лучшие из них успешно осваивают новые технологии, предоставляя юным пользователям в соответствии с их склонностями разнообразную информацию в современном виде. И роль сотрудников таких подразделений возрастает не только как компетентных консультантов, библиографов, педагогов. Ведь юные все чаще обращаются при поиске нужных, сегодня весьма многообразных источников информации, но также за советом, какое учебное учреждение предпочесть, какую профессию выбрать, как строить общение со сверстниками, родителями, учителями. Библиотеки, в частности, вынуждены усиливать реабилитационную деятельность, помогая в психологической коррекции юношам и девушкам из неполных семей, не умеющим найти себя в обществе [9; 177]. Стремление юношеских библиотек к новаторству, отклик на насущные потребности молодежи наглядно проявляются в их деятельности, содержание которой с поправкой на местные условия и особенности библиотеки определяют сами, в чем сказывается их зрелость и возросшая ответственность. Но хотя отдельные направления работы реализуются разными библиотеками неодинаково, в совокупности они полностью отвечают запросам подрастающего поколения. Среди приоритетов деятельности: качество получаемого образования, карьера, экология, проблемы здоровья, правовая культура, широкая гуманитарная подготовка, знание родного края, традиций, истории страны Можно утверждать, что в настоящее время юношеские библиотеки вполне влились в социальную инфраструктуру, ориентированную на молодежь. Они развиваются как центры межличностного общения школьников и студентов, предоставляя им для этого и фонды, сформированные с учетом запросов пользователей, и возможности для участия в различных творческих объединениях (клубах по интересам, гостиных, салонах, обществах чтения). Такие неформальные объединения привлекают молодых в библиотеки, помогают им познавать себя, находить свое место в жизни [9; 178]. Итак, специализированная юношеская библиотека к началу XXI в. сформировалась как культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации и воспитания молодого человека путем создания благоприятных условий для его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения. Традиции и многолетний опыт работы с юношеством, квалифицированные кадры, ориентированные на потребности молодежи фонд и структура библиотек, полифункциональность и динамичность их развития делают этот вид публичной библиотеки уникальным, имеющим явные преимущества перед другими библиотеками, обслуживающими молодежь. Функции юношеских библиотек – по сути, они являют собой модель библиотечного обслуживания молодежи в регионе – в полном объеме не могут взять на себя никакие другие учреждения. Именно от них юношество получает определенную помощь в реализация своих жизненных устремлений. И это хорошо отражается, в частности, в многочисленных журналах, вестниках, методических пособиях, которые на протяжении последних пяти-шести лет издают региональные библиотеки. Ведущим в данном сегменте профессионального документного потока является информационный вестник «Юношеские библиотеки России», выпускаемый РГЮБ с 1997 г. по просьбам директоров региональных библиотек [8; 48]. Отвечая на насущные потребности молодых, юношеские библиотеки наиболее полно удовлетворяют сегодня их учебные, деловые запросы. Однако данной сферой они отнюдь не ограничиваются, всей своей работой расширяя интересы подрастающего поколения. Этому служат выставочная работа, массовые мероприятия, различные литературные и досуговые объединения. Общекультурную, просветительскую, образовательную роль библиотек признают средства массовой информации. Не случайно они подробно освещают все крупные библиотечные акции, в первую очередь те, что проходят в регионах [9;179]. Нельзя не обратить внимания и на значительные трудности в деятельности юношеских библиотек. Главные, как и для других библиотек, относятся к комплектованию фондов и связаны, как известно, с особенностями книжного рынка, свертыванием работы местных коллекторов, ухудшением оперативной библиографической информации о выходящей печатной продукции, скудностью и неритмичностью финансирования комплектования, притом, что много денег «съедает» подписка. Большинство юношеских библиотек отстают от других по части информатизации. Их оснащение современными техническими средствами происходит пока, как это ни огорчительно признать, по остаточному принципу – после того, как их получат все другие универсальные библиотеки [16;38]. Перспективная концепция развития юношеских библиотек, для разработки которой есть все основания, могла бы содействовать дальнейшему повышению их социальной роли. Таким образом, в настоящее время наиболее многочисленный контингент читателей составляют дети и юношество. Детские библиотеки обслуживают старших дошкольников и школьников до 14 лет; удовлетворяют запросы учителей и других лиц, ведущих работу с детьми. Наиболее актуальными проблемами развития детских библиотек в настоящее время являются: проблема комплектования детских библиотек, проблема оснащения новейшими информационными ресурсами, проблема повышения квалификации библиотечных работников. Несмотря на вышеизложенные трудности и нерешенные проблемы, детские библиотеки выполняют не только свои основные функции – приобщения детей к чтению, к информационной культуре, но зачастую и функции образовательного и клубного учреждений, способствуя организации не только досуга, но и общения детей. Ведущей детской библиотекой нашей страны является Российская государственная детская библиотека. Отличие областных юношеских библиотек от универсальной научной и массовой библиотек заключается в выделении для обслуживания специфической возрастной группы (15―21 год). специализированная юношеская библиотека к началу XXI в. сформировалась как культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации и воспитания молодого человека путем создания благоприятных условий для его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения.
В оказании помощи подрастающему поколению в деятельности юношеских библиотек приоритетны: приобщение к вечным ценностям, предоставление каждому молодому человеку равного доступа к информации и достижениям мировой цивилизации, индивидуальное обслуживание. По сути, юношеская библиотека – инновационное учреждение, активно развивающееся в условиях радикальных перемен в экономике, социальной сфере, культуре. Дети во всем мире, в том числе и в нашей стране, начинают осознаваться как самая большая ценность. Эта группа населения имеет свои ярко выраженные специфические особенности развития, связанные с половозрастными психологическими и социальными различиями. Основным принципом социокультурной политики в отношении детей, а значит, и их библиотечного обслуживания, является максимально возможная дифференциация мер, учитывающих эти особенности и способствующих социальной адаптации детей в общество. Особенность потребностей детей в социальной адаптации к окружающему миру заключаются в скрытом (латентном) их характере. Как писала Г. Мистраль, «дети не могут ждать», поэтому удовлетворение их потребностей должно носить сиюминутный характер по принципу «здесь и сейчас». Это значительно затрудняет библиотечную работу с детьми и выдвигает целый ряд требований к формированию фондов и организации обслуживания. Библиотечное обслуживание детей осуществляют библиотеки органов управления культурой всех уровней: около 50 тыс. публичных, 4,5 тыс. специализированных детских и даже частично областные универсальные библиотеки. Существует огромная сеть библиотек общеобразовательных школ, лицеев, гимназий – 67 тыс. В целом же читатели – дети составляют 33-35% от общего количества пользователей всех библиотек. На селе их доля достигает 40-45%. Статистика показывает, что специализированными детскими библиотеками пользуется 52,3% читателей – детей, хотя эти библиотеки составляют всего 9,2% всех библиотек системы Министерства культуры. Детская библиотека оказалась исключительно адаптивным социокультурным институтом.
Анализ эффективности работы библиотек по обеспечению и поддержке детского чтения приводит к выводу о росте их востребованности: выросло количество читателей книговыдач, посещений; расширилась номенклатура услуг, предоставляемых библиотеками. В последние пять лет они постепенно превращаются в открытую систему, активно сотрудничая со многими государственными и общественным к организациями.
Однако в развитии детских библиотек и всего библиотечного обслуживания детей есть немало проблем. Основная проблема – в несоответствии между миссией, целями, задачами, объемом выполняемой работы и ресурсным обеспечением.
Ежегодно ухудшается положение с комплектованием фондов библиотек. В 2000 году было издано примерно 50 млн. экз. книг для детей. В региональные детские библиотеки поступило в среднем 3,0 тысячи экз., а в некоторых территориях до тысячи. Значительно хуже ситуация с поступлением новой литературы в городских и районных детских библиотеках. Здесь среднее количество поступлений колеблется от 50 до 100 экз. в год. В смешанных ЦБС многие детские библиотеки-филиалы годами не получают новинок, поскольку детская литература, поступающая в одном-двух экземплярах, оседает в центральных взрослых библиотеках. Среди так называемых новых поступлений большую часть составляет литература прежних лет издания, подаренная или сданная взамен утерянных. Фонды библиотек, обслуживающих детей, изнашиваются. Во многих библиотеках процесс естественного выбытия книг из фондов устойчиво превышает новые поступления. Миссия библиотек, обслуживающих детей, в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и нетрадиционные виды носителей информации, отвечающую его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная цель библиотек, обслуживающих детей, – удовлетворение потребностей детей (скрытых и явных) в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации. Основные задачи библиотек обслуживающих детей: Развитие и саморазвитие ребёнка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре. Пропаганда ценности чтения и книги; формирование информационной культуры личности. Гармоническое сочетание социализации (освоение ребёнком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребёнка). Воспитание творческих способностей. Пропаганда ценности детства и детской субкультуры. Обеспечение открытости библиотеки для всех детей. Создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества. Обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями.
Обеспечение доступа пользователя – ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.
Взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;
Осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;
Развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможности библио – и арттерапии, терапии творчеством.
В настоящее время существуют сложившиеся достаточно давно и действующие более или менее успешно различные модели библиотечного обслуживания детей. 1. Самостоятельные детские библиотеки и централизованные детские библиотечные системы, имеющие статус юридического лица. В силу своей самостоятельности они более независимы и могут более свободно проводить политику защиты интересов детей на свободный доступ к информации и приобщению к достижениям мировой и национальной культуры, используя для этого не только выделяемые бюджетные средства, но и привлекая дополнительные источники финансирования. 2. Государственные детские библиотеки РФ и субъектов РФ. В настоящее время в России действуют одна библиотека на федеральном уровне (Российская государственная детская библиотека) и 75 республиканских, областных, краевых детских библиотек. Большинство из них имеет статус центральной библиотеки региона, закрепленный в региональных законах о библиотечном деле. Все крупнейшие детские библиотеки в соответствии с 15 федеральным и региональными законами о библиотечном деле выполняют функции центральных библиотек: мемориальную, то есть собирание с наибольшей полнотой, хранение и использование литературы для детей и подростков с целью сохранения этих собраний для последующих поколений. Перераспределения и взаимоиспользования фондов, что очень важно в условиях недостаточного комплектования библиотек регионов детской литературой; организации научно – исследовательской работы и оказания методической помощи всем библиотекам. Модернизация крупных детских библиотек должна строиться:
На внедрении новых информационных технологий во все сферы деятельности центральной библиотеки региона; на поиске и апробации новых форм обслуживания пользователей, в том числе библиотек региона; На расширение деятельности библиотеки, укреплении её корпоративных и межведомственных связей; На усилении ее роли как центрального книгохранилища региона.
Центральные детские библиотеки должны стать подлинными научно-исследовательскими центрами по изучению детского чтения и детской литературы, центрами мониторинга библиотечного обслуживания детей и распространения чтения среди детского населения. Центральные детские библиотеки реально могут стать центрами, объединяющими различные учреждения и организации, которые занимаются проблемами детей, информационной базой для органов власти с целью выработки наиболее оптимальной политики в отношении детства.
В целях модернизации и повышения качества работы необходимо изменение менеджмента библиотек и их структурных подразделений.
Должны быть созданы гибкие структуры, отвечающие современному и будущему развитию потребностей юных пользователей, юридических и физических лиц, связанных с решением проблем детства, налажены горизонтальные и вертикальные связи библиотеки как методического и научно-исследовательского центра со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами. Для решения этой стратегической задачи необходима поддержка государственных структур, увеличение финансирования деятельности центральных детских библиотек, упрочение их статуса, создание соответствующей нормативно-правовой документации. Каждая библиотека должна разработать стратегию своего развития и программы выполнения поставленных целей.
Централизованные системы детских библиотек (ЦСДБ) – самостоятельные специализированные детские библиотеки муниципального уровня. Они действуют в 34 крупных городах России. Основная задача ЦСДБ – организация библиотечного обслуживания детей в соответствии с их половозрастными и психологическими особенностями, создание среды развития личности ребенка, включающую удовлетворение образовательных потребностей, организацию досуга и общения.
ЦСДБ обслуживают большую часть детского населения городов, имеют возможности для обеспечения более или менее нормального комплектования фондов, предоставления услуг, проведения различных мероприятий по пропаганде книги и чтения. Однако в последнее время наметилась тенденция к их объединению с системой публичных библиотек. Это приводит к потере самостоятельности в определении политики библиотечного обслуживания детей, потере статуса и, вследствие этого, возможностей все получаемые средства направлять на улучшение деятельности. Политика библиотечного обслуживания детей начинает определяться не специалистами, знающими психологию и основы педагогики, а людьми, привыкшими решать, прежде всего, проблемы взрослого населения. В результате ухудшается материальное снабжение детских библиотек, которые превращаются в зависимые библиотеки – филиалы или отделы ЦБС. Обслуживание подростков ведётся также и в школьных библиотеках. Сегодня школьная библиотека находится в особом положении и по отношению к самой школе, и по отношению к другим библиотекам. С одной стороны, будучи структурным подразделением образовательного учреждения, она ставит перед собой цели и задачи, направленные на решение целей и задач школы. Вместе с тем, она обладает уникальными возможностями влиять на детей и юношество, ибо в своей работе она не скована узкими рамками учебного процесса. Опыт показывает, что если в библиотеке создана благоприятная обстановка, ребята сюда охотно заглядывают, а это первое условие, которое необходимо, чтобы оказывать на них положительное влияние. Школьная библиотека работает в тесном контакте с учителем, что само по себе очень важно. Кроме того, школьная библиотека близко – ребенку не нужно специально идти или ехать на автобусе, чтобы попасть сюда. И это бесспорное преимущество. Школьная библиотека имеет большие возможности оказывать влияние на формирование гуманитарной культуры подрастающего поколения с помощью различных форм и методов. Сегодня подходы к работе и роли школьной библиотеки изменились. Ушли в прошлое времена, когда директор школы проверял, как работает учитель, прося библиотекаря выступить на педсовете с анализом чтения. Не "загоняют" сегодня старшеклассников на конференцию для "обсуждения" последнего выступления президента. План работы библиотеки не составляют сегодня по направлениям коммунистического воспитания. Это и правильно. Надо учитывать и реалии времени, в котором мы живем, и психологию школьников. Они очень не любят лжи, навязывания, даже в детском возрасте. Правда, сегодня с других позиций рассматривается и содержание работы библиотеки. Одним из спорных становится и вопрос: нужна ли в библиотеке, особенно школьной, массовая работа? Раньше библиотеки, в значительной степени, вели ее с целью привлечения читателей. Сегодня, когда их (читателей) и так достаточно, эта проблема, вроде бы, снимается. Наоборот, нагрузка библиотекарей сильно возросла, не только за счет увеличения посещений, но и за счет расширения круга деятельности.
Однако, мы все понимаем, что вопрос этот риторический. Школьная библиотека, имея одной из своих главных целей поощрение свободного чтения школьников, должна использовать все имеющие в ее арсенале возможности. Общение с читателями, или старые добрые массовые мероприятия, здесь играют не последнюю роль.
Другое дело, что формы работы с детской книгой должны быть нестандартны, не формализованы, что надо применять интерактивные формы общения со школьниками. Необходимо учитывать несколько принципов при проведении мероприятий: а) учащиеся обязательно должны получить возможность узнать что-то новое для себя, получить информацию; б) они должны иметь возможность проявить себя, показать свои знания и умения; в) они должны быть обязательно вовлечены в процесс сотворчества – это одно из главных условий хорошего усвоения преподносимого материала; г) наконец, им должно быть интересно, не скучно – желательно применение игровых форм работы. (Мы с вами знаем, что даже взрослые с удовольствием играют.) Конечно, проблем у школьных библиотекарей множество: нет достаточного комплектования, нет времени, ибо библиотекарей, как правило, мало, а работы очень много (одно обслуживание больше 100 человек в день чего стоит!), частенько нет достаточно уютного и просторного помещения для школьной библиотеки. Однако поощрение свободного чтения с помощью различных форм массовой работы в школьной библиотеке должно оставаться одной из главных задач. Иначе лет через десять 100% наших учеников будут говорить, что они не любят и не хотят читать.
.2 Особенности обслуживания в сельских библиотеках
Сегодня, когда сельское население страны составляет 27,1% от общего количества жителей страны, сеть сельских библиотек в Российской Федерации составляет 70% от всех муниципальных библиотек и школьных библиотеки страны. Основными видами библиотек на селе остаются муниципальные библиотеки и библиотеки общеобразовательных школ. (Клубные библиотеки, которые раньше были, чуть ли не в каждом крупном селе, сейчас в большинстве случаев закрываются вместе с клубами.) среди основных проблем развития сельских библиотек можно выделить следующие:
– обеспечение комплектования сельской библиотеки;
– повышение профессионального уровня кадров сельской библиотеки;
– модернизация сети сельских библиотек. В настоящее время сельская библиотека является сегодня связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, наконец, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию. В сельскую библиотеку из поколения в поколение приходят люди со своими потребностями и запросами. В сельской библиотеке формируется внутренний мир каждого сельского жителя, и культурный дух самого села, всего социума.Значительную часть основных пользователей современных российских сельских библиотек составляют, как и прежде, дети и учащаяся молодежь (в совокупности до 60-65%), сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного производства, а также пенсионеры, домохозяйки.
Последнее время добавились и новые категории пользователей сельских библиотек: увеличилось число безработных, а также мигрантов, осевших в селе, которые тоже имеют право на библиотечное обслуживание.
Каждая из этих категорий обращается в библиотеку со своими проблемами и ждет от нее помощи; с каждой из них библиотека строит свои отношения.
Важность этого направления работы сельской библиотеки трудно переоценить. Известные слова академика Д.С. Лихачева о том, что «библиотека – это фундамент культуры» означают, что на этом фундаменте зарождается как культура общества в целом, так и культура каждого отдельного его члена: как показывают исследования, именно книга, чтение формируют духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.
Возможность «опереться» на этот фундамент – библиотеку – особенно важна, конечно, для молодежи. Необходимо, чтобы молодые люди, учащиеся, особенно живущие в сельской местности, где инфраструктура культуры небогата, могли бы получить необходимую информацию, помощь, совет в библиотеке.[ ]
С другой стороны, внимание библиотеки к учащимся, юношеству, во многом определяет дальнейшую жизнь села, возможность его развития, как экономического, так и социального.
Помощь библиотеки учащейся молодежи заключается сегодня не только в ее помощи при освоении учебных предметов, о чем было сказано выше, но она проявляется и в более широком контексте.
Сегодня библиотечное обслуживание осмысливается специалистами как деятельность, способствующая успешному вхождению личности в социум, помогающая в решении основных проблем данного периода жизни, т.е. в социализации. [ ] манилова Т
Библиотека на селе должна выполнять некоторые информационные функции:
· Обеспечивать свободный и полный доступ каждого гражданина к знаниям и информации.
· Признавать ценность каждой конкретной личности, ее потребности в самосовершенствовании, утверждении человеческого достоинства и своих потребностей.
· Влиять на формирование информационно-культурной среды региона; стать центром региональной информации.
· Участвовать в процессе развития информационной индустрии; обогащать содержание и расширять ассортимент информационных услуг и информационных продуктов. Библиотеки испытывают сегодня значительные трудности, связанные, прежде всего, со скудным комплектованием библиотек. Отсутствие или нехватка выделяемых средств – вот основная причина такого положения. Негативное влияние оказывает и недостаток информации о выпущенной литературе.
Вместе с тем, ряд библиотек находит возможность комплектовать свои фонды за счет привлечения средств местных ресурсов, спонсоров, самих потребителей информации, а также за счет применения нестандартных решений этой проблемы. По количеству библиотек эта сеть весьма обширна, по данным ГИФЦ МК РФ в стране насчитывается 38488 сельских библиотек. Однако многие сельские библиотеки лишь числятся библиотеками, на самом деле они превращены в пункты выдачи книг, где библиотекарь работает всего несколько часов в день на 0,5 ставки, на 0,25 ставки. Во многих случаях изменяется привычный режим работы библиотеки, обедняются ее кадровые ресурсы, сокращается номенклатура предлагаемых жителям села услуг. Желание «сэкономить» на библиотечном обслуживании сельских жителей приводит местные власти в ряде регионов страны к мысли объединить сельскую библиотеку и библиотеку сельской школы в единый организм. Эта тенденция весьма ярко проявляется во многих сельских регионах России.
Положительным в этой ситуации является то, что библиотекарь получает возможность работать в тесной связи с учителем, учащимися и их родителями, более предметно помогает им, с одной стороны, в развитии интереса к книге, навыков работы с ней, а с другой – помогает более полно использовать книгу для организации учебного процесса.
Отрицательной стороной слияния сельской и школьной библиотеки является то, что в невыгодном положении оказывается сельское население, если объединенная библиотека подстраивается под режим школы.
Таким образом, понимая, что функции этих библиотек, их задачи различны, необходимо осторожное и внимательное изучение данного вопроса, принятие конкретного решения исходя из местных условий. Потенциальными читательскими группами публичной, в том числе и сельской библиотеки, как определяет ИФЛА, являются следующие: дети, молодежь, взрослые, среди которых выделены следующие подгруппы: люди, представляющие различные культуры и этнические группы; люди, имеющие инвалидность; люди, помещенные в специальные учреждения – больницу, тюрьму; группы и учреждения, представляющие другие структуры общины: местные бизнесмены, руководство местного самоуправления, учебные и культурные организации и т.п. Необходимо отметить, что сегодня их читательские интересы и потребности усложняются и углубляются, а весь их читательский облик претерпевает сегодня заметные изменения.
В отношении детей и юношества сельские и школьные библиотеки накопили огромный опыт, сумев, несмотря на все имеющиеся трудности, в большинстве случаев реализовать свою главную функцию – создать в библиотеке условия образования и развития личности.
Главной задачей как муниципальной, так и школьной библиотеки остается приобщение к книге, чтению, формирование устойчивой потребности в знаниях и, следовательно, библиотеке.
Пока в структуре свободного времени сельского ребенка, юноши чтение, книга по-прежнему занимает одно из главных мест. Он более чем городской, свободен от увлечения телевизионными программами, видеокультурой и компьютерами, хотя определенные изменения в структуре ценностей сельского жителя идут, и библиотека должна их учитывать в своей работе. В целом, основные задачи библиотечного обслуживания детей достаточно полно сформулированы в проекте «Концепции библиотечного обслуживания детей в России».
Сравнительно с недавних пор объектом внимания библиотеки стала сельская семья как единое целое. Разумеется, из поля внимания библиотеки не должны выпадать и трудные подростки.
Как правило, это ребята, которым с трудом дается ученье, чьи интересы не развиты, кто не имеет ни материальной, ни духовной поддержки в собственной семье. Зачастую у таких ребят занижена самооценка и вместе с тем, повышена агрессивность, их энергия не находит достойного применения. Давиантное поведение таких ребят приводит к тому, что от них отворачиваются «положительные» сверстники, а иногда и родители. Такое положение приводит к сильному психологическому напряжению ребенка, ощущению им своего «социального сиротства».
Между тем, опыт показывает, что библиотека может быть тем местом, где подросток сможет восстановить душевное равновесие: здесь никто не ставит ему оценки, здесь нет такой жесткой дисциплины, как в школе, здесь он может найти большее понимание и сочувствие, чем в школе, а также и квалифицированную информационную помощь в решении своих проблем, понимании своих прав, планировании своей будущей жизни и т.д.
В селе Танайка библиотека появилась лишь в1948 году, до этого в селе существовала изба – читальня, которой руководил сельский учитель Гоголев Аркадий Дмитриевич.