- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,65 kb
Что такое аниме?
Что такое аниме?
Несмотря на то, что аниме всё чаще находит своих поклонников, многие ещё не знают, что же это такое. Итак, термин аниме произошел от англ. animation – анимация (мультипликация). Однако, аниме – это анимация, произведённая именно в Японии. Не просто нарисованная (ибо в эпоху повальных глобализации и интеграции рисовать можно, что угодно и где угодно), а именно произведённая или, проще говоря, придуманная. С понятием аниме тесно связано понятие «манга». Если на пальцах, то это комиксы, причем, в Японии они не являются прерогативой исключительно детей. Мангу в Стране восходящего солнца читают все, от мала до велика и на разные темы. Если можно так выразиться, то у многого аниме «ноги растут» именно из манги, т.е. аниме является экранизацией манги. Слово же «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году, и означает оно «гротески», «странные (или веселые) картинки». Однако сами японские комиксы существовали (под разными названиями) задолго до этого. Но вернёмся к аниме.
Несмотря на уже упомянутое распространение культуры аниме, для многих этот жанр предстает исключительно в виде «грудастых и большеглазых девиц с ногами от коренных зубов». С крайним «прискорбием» хотелось бы отметить, что это далеко не так. Да, в аниме есть подкатегория хентай (подробнее об этом читайте в нашей статье, посвящённой аниме-жанрам) с пресловутыми девицами, но этим дело не ограничивается – существует множество стилей рисования аниме и “большие..глаза” тут не главное. Одни лишь легкомысленные девицы тоже не скачут по экрану вдоль и поперек – есть вполне серьезные представители аниме, которые зачастую базируются на традиционных для Японии мифах, легендах и сказаниях, даже притчах! В которых подрастающему (и не только) поколению прописываются на подкорку понятия о добре и зле, дружбе и вражде, чести и бесчестии. Да, зачастую заметны разухабистые анимешки, поверхностно повествующие о перестрелках в космосе, путешествиях по фэнтезийным мирам и т.п., но есть и подлинные шедевры жанра… И мы надеемся, что Вы их распознаете и полюбите так же, как любим мы…
Первое аниме появилось в Японии аж в 1917 году. Естественно, что первоначально оно было чрезвычайно далеко от того, что мы наблюдаем сейчас. Самым первым японским анимационным фильмом считается «Новый альбом набросков» («Дэкобоко Син Гатё», 1917) Дэкотэна Симокавы. Естественно, что фильм до нашего времени не сохранился, но с другой стороны он представляет интерес только для весьма узкой прослойки любителей-энтузиастов или историков кино.
Мы не будем перечислять, через что прошла японская анимация на пути к своему существующему положению, это выходит за рамки нашей статьи по своему объему, а перенесёмся поближе к нашему времени, к моменту выхода первого аниме-сериала. Первым значительным аниме-сериалом в Японии стал «Могучий Атом» (Tetsuwan Atom, 1963 г.), естественно, он был черно-белым. Однако, самым первым являлся «Календарь в картинках студии Отоги» (1962 г.).
«Могучий Атом» выделялся на фоне прочих мультфильмов наличием мета-сюжета, т.е. мини-сюжет был в каждой серии, которые связывались между собой единой логической нитью. Именно в «Могучем Атоме» впервые выразились методы «ограниченной анимации» («limited animation»), ставшие затем канонами аниме. Это означало экономию на количестве кадров в мультипликации, зато уделение детальной проработке фона и персонажей. Естественно, это делалось не просто так, а оттого, что финансирование аниме-проектов не всегда было достаточным и приходилось экономить, на чём есть. Были разработаны приёмы, позволяющие использовать уже нарисованные моменты, стоп-кадры, включение в серии флэшбэков и т.п.
Наиболее заметным и классическим признаком аниме являются «большие глаза» – подчас непропорционально большие глаза у персонажей. Это связано с рядом моментов. Во-первых, первоначально большие «светящиеся» глаза с длинными ресницами рисовались исключительно у персонажей сёдзе-манги, поскольку на Востоке подобное считается весьма красивым. Во-вторых, глаза в японской анимации являются центральным объектом лица (в американской современной анимации, напротив, таким объектом считается рот) и означают готовность персонажа к восприятию и созерцанию. Чем уже глаза персонажа, тем ниже у него эти способности, поэтому «большие глаза» означают юность, наивность, доверчивость, открытость т.п.
Ещё следует отметить следующие особенности, непривычные для нашего зрителя: Посреди сериала герой может легко «превратиться» в плюшевого зайчика/собачку/кошечку с соответствующими атрибутами навроде ушек и хвоста. Таким образом авторы подчеркивают «детскость» персонажа и несерьезность его поведения. Когда у персонажа «стекает» вниз уголок рта, значит, он нервно усмехается и находится в стрессовом состоянии. Также в состоянии стресса персонаж находится, когда он вдруг «обесцвечивается» и на заднем плане начинают извиваться какие-то червякообразные полосы:)
Когда у персонажа появляется капелька пота, значит, он погружен в собственные переживания о том, что не может чего-то сделать, или боится. В принципе, после просмотра двух-трёх сериалов данные проявления мимики, жестов, вегетативной системы и прочего становятся интуитивно понятны. А это означает, что Вы присоединились к лагерю отаку:) Отаку это поклонники аниме самых разных степеней увлечённости: от самого простого просмотра до косплея, написания фанфиков и прочей атрибутики.
Термин «косплей» является сокращением от англ. «costumed play» – т.е. «костюмированная игра», даже в какой-то мере «карнавал». Отаку устраивают различные фестивали (у нас, например, известен Анифест), на которых перевоплощаются (назвать это переодеванием просто язык не поворачивается) в любимых персонажей посредством воссоздания костюмов и атрибутики. Существуют также профессиональные косплейеры, костюмы которых отличаются высоким уровнем соответствия оригиналу, богатством отделки и прочим антуражем. В нашей стране косплей только набирает обороты, чего нельзя сказать (естественно!) о родоначальнице аниме – Японии. Там для косплейеров просто рай – в специализированных магазинах продаются, скажем, уже готовые жезлы для Сейлормун или AX`овские кресты из «Trinity blood». Фанфики же являются менее затратным мероприятием – в плане материальных ресурсов, однако, времени на них придётся потратить едва ли не больше. Особенно, если у вас нет писательского таланта, а продолжить похождения любимых героев ох как хочется. Собственно, фанфики это любительские рассказы как на основе уже существующих персонажей (не только аниме, но и фильмов, и книг), так и с придумыванием своих собственных, действующих в созданном аниме-мире (или опять-таки мире книги или фильма). Подчас даже получается интереснее оригинала.
Теперь бы мне хотелось поговорить о форматах аниме. Они бывают такими:
– Телесериал (TV)
– OVA
– Фильм
– TV-Special
– ONA
Телесериал — аниме, состоящее из множества серий, предназначенное для показа по телевидению с определённой периодичностью (обычно одна серия в неделю). Как правило, длительность одной серии составляет 22—24 минуты, что вместе с рекламой образует стандартный блок в программе вещания — полчаса. Иногда встречаются серии по 12 минут — для показа сразу двух серий блоком. Ещё реже встречаются пяти- и трёхминутные серии.
Продолжительность сериала обычно кратна сезону, состоящему из 12-13 эпизодов (поскольку в длительность календарного сезона укладывается 12-13 недель). Наиболее распространены сериалы из 24-26 эпизодов, хотя существуют как значительно более длинные, за сотню серий, так и короткие. Последние, впрочем, встречаются реже, чем произведения из 26 эпизодов, поэтому часто под «сезоном» понимают именно полугодичные наборы серий.
OVA (Original Video Animation) (OAV, «Анимация, созданная для продажи на видео») — аниме, созданное специально для выпуска на видеоносителях. Обычно OVA представляет собой фильм или короткий сериал — от двух до шести серий, который создаётся без расчёта на показ по телевидению. Тем не менее, случается, что популярный OVA-сериал всё-таки попадает на телеэкраны. В настоящее время стандартная продолжительность одной серии OVA — 23—25 минут, практически, как и телевизионной. Ранее же выпускались часовые и более длинные OVA. OVA часто используется для проверки потенциальной аудитории сериала — многие известные произведения начинались с коротких и дешёвых, но удачно распроданных OVA, а затем заново переснимались в полноценный сериал для показа на телевидении. С другой стороны, многие популярные телесериалы обзаводятся OVA-дополнениями, но в этом случае на средствах не экономят и выпускают продукт, не уступающий по качеству телесериалу. Также в формате OVA выпускают своё творчество малоизвестные или небогатые студии.
Фильм — аниме, предназначенное для показа в кинотеатре. Как правило, это полнометражные фильмы, отличающиеся более высоким по сравнению с другими форматами качеством анимации и, соответственно, более высокими затратами на производство. Полнометражные аниме представлены как самостоятельными произведениями, так и дополнениями к популярным телесериалам. В более редких случаях после успешной демонстрации полнометражного фильма выпускается телесериал.
Special (Спешал, бонус, дополнительная серия) — иногда более длинная, иногда не связанная с базовым сюжетом телесериала история, показанная в форме отдельной серии по телевидению. Обычно дополнительные серии создаются к праздникам, сменам сезона телесериала, иногда выходят после завершения показа аниме на телевидении. Часто длительность дополнительной серии превышает стандартную и достигает 50 минут, то есть с учётом времени на рекламу составляет час эфирного времени.
Сюжет бонусных серий обычно тесно связан с сюжетом телесериала, но не обязательно прямо его продолжает. Иногда он представляет собой ответвление основного сюжета, иногда показывает сцены сериала с других точек зрения, с неожиданных сторон. Часто бонусная серия замкнута, то есть работает с сюжетом сериала, но абсолютно не меняет текущее положение вещей — такую серию можно пропустить и ничего не заметить. Обычно, однако, для понимания бонусных серий требуется знание предыстории сериала.
ONA (Original Network Animation) («Анимация, созданная для сети Интернет») — аниме, специально созданное для распространения в Интернете. Произведения, созданные как ONA, пока ещё очень редки, и обычно их продолжительность невелика.
Структура аниме-серий.
Серии большинства аниме-сериалов имеют следующую структуру:
– вступление
– начальный ролик (англ. opening, опенинг)
– «часть 1»
– заставка
– реклама
– заставка
– «часть 2»
– финальный ролик (англ. ending, эндинг)
– кадры из следующей серии.
«Часть 1» и «часть 2» — это и есть собственно аниме.
Начальный ролик, или опенинг (от англ. opening, сокр.: OP), как правило, представляет из себя анимацию, изображающую главных героев аниме. Длится опенинг, как правило, ровно полторы минуты, и сопровождается музыкой, написанной специально для этого аниме. В течение всего времени ролика демонстрируются титры — имена создателей аниме, композитора, автора оригинальной манги (если сериал снят по манге), имена сэйю, озвучивающих главных героев и другая информация, связанная с производством или сюжетом аниме. Иногда вступительный ролик также включает в себя субтитры с текстом песни на японском языке.
Финальный ролик, или эндинг (от англ. ending, сокр.: ED) — представляет из себя, в общем, то же самое, что и опенинг, только имеет существенно более скромную анимацию (часто просто набор стоп-кадров), более спокойную музыку. Титры тоже более подробны. Иногда присутствуют и субтитры финальной композиции. Если задача опенинга — настроить зрителя на восприятие сериала, сообщить ему соответствующее настроение, то эндинг должен вывести зрителя из этого состояния, что особенно актуально для сериалов с динамичным или психологичным сюжетом.
Заставка — очень короткая сцена, продолжительностью около двух секунд, обычно весёлая, служит сигналом начала и окончания рекламы. Иногда вообще отсутствует, иногда сливается с основным повествованием сериала, то есть на конец части 1 и начало части 2 накладывается некоторый текст или эффект (обычно название сериала), что и сигнализирует о конце первой части и начале второй. Такие заставки обычно бывают только у телесериалов, но могут встречаться и у OVA, куда вставляются скорее по инерции, чем по необходимости. У телесериалов, кроме того, может присутствовать короткое вступление, появляющееся перед начальным роликом и содержащее завязку сюжета серии. После эндинга часто вставляется небольшой ролик, содержащий информацию о следующей серии, и служащий для поддержания интереса к телесериалу у зрителя.
Так же нужно отметить один немаловажный факт для российского зрителя – при просмотре лицензии посередине серии рекламы не возникает, это раз, а при просмотре скачанных с сети файлов её нет вообще, это два;)
Вернёмся ещё раз к описанным в самом начале «девицам». Противников аниме тоже можно понять – зачастую отаку не знают меры в своих увлечениях и уходят от реальности самыми разными способами, а не только просмотром любимых серий. К сожалению, к издающей стороне тоже можно придраться – насилие, жестокость, эротика и секс подчас как ушат воды выливаются на голову зрителя из некоторых сериалов.
В конце концов, банально, зачастую зритель просто неадекватно воспринимает высокие голоса сейю, мимику героев и прочие приёмы аниме, из-за чего возникает раздражённость и неприязнь. А поскольку опять-таки большая часть, например, наших зрителей привыкла к тому, что мультфильмы как правило создаются для детей, то они ожидают от аниме такого же детского поведения героев, что не всегда оправдывается и опять-таки вызывает психологический дискомфорт и раздражение.
Ещё самым распространённым «камнем» в анимешный огород можно назвать низкий процент выдающихся произведений – большая часть показывающихся сериалов скроена по одному и тому же шаблону и приелась до тошноты.
И тем не менее, большую часть критики в адрес аниме можно направить в сторону любой другой ветви современной массовой культуры. Также, чтобы не разочароваться, можно попробовать подвергнуть предварительной проверке заинтересовавшего сериала, это поможет избежать разочарований. Удачного просмотра!
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru/