- Вид работы: Статья
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,93 kb
Цивилизация и культура
Цивилизация и культура
Культура – Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже – универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл. В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни ("возделывание, обрабатывание, уход, разведение" – словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения "культурное" стало означать нечто противоположное "природному".
"Культура" как термин – определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
"Культура" как понятие – употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.
Субъект культуры – человек (он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.
"Культура" как категория – созданная людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Однако надо помнить, что культура – это семиаспектное понятие, потому как культура это и – результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система.
И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры – природа. Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность. Но не всякая деятельность человека создает культуру.
Цивилизация – (лат. гражданский) – межэтническая культурно-историческая общность людей, основанием и критерием для выделения которой разнятся в зависимости от применения этого термина. Понятие цивилизации появилось в античную эпоху как определенное качественное отличие античного общества от варварского окружения. В эпоху Просвещения и в 19в. цивилизация – как характеристика высшей степени социокультурного развития. Дикость-варварство-цивилизация. 20в. – Шпенглер, Тойнби – цивилизация как локальная моно или полиэтническая общность с выраженной социокультурной спецификой, то есть, концепция исторической цивилизации. В последнее время цивилизация как локальная межэтническая общность, формирующаяся на основе единства исторической судьбы народов в одном регионе…
Цивилизация – многозначное понятие, употребляется в культурологии и политологии, во-первых как синоним культуры, как ее ступень, следующая за варварством, и во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо ее высшей стадией. Современный уровень цивилизации характеризуется научно-техническим прогрессом, а также наличием определенных признаков, основными из которых являются – урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.
Противопоставление культуры и цивилизации возникло в Германии в 18-19вв. Социально-исторические корни этого явления – в то время Германия состояла из множества карликовых феодальных государств и не имела национального полит. сознания, хотя ощущение единства нац. культуры было весьма ярко выражено. Противопоставление стало возможно в результате осмысления германской наукой состояния культурного единства при одновременной политической раздробленности собственной нации. Немецкий социолог Фердинанд Теннис сформулировал представление о направленной эволюционной социальной организации от общины к обществу: отношения в рамках культуры (общины), которые коренятся в эмоциях, традициях, привязанности – семья, сословие, этнос (нация). Здесь главное – органичность в отношениях, их укорененность в традициях; и отношения в рамках цивилизации (общества), в центре которого – рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Отношения имеют вещную природу и характеризуются разнонаправленными устремлениями участников. Рациональные структуры – коллективы, группы, государства – рассматриваются как формальные лица.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.countries.ru/