- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,26 Мб
Цвет в экспозиции выставки. Особенности проектирования цветового решения выставочного пространства
Бюджетное Образовательное Учреждение
Омской области
Среднего Профессионального Образования
«Омский колледж профессиональных технологий»
Курсовая работа по дисциплине «Цветоведение»
Цвет в экспозиции выставки. Особенности проектирования цветового решения выставочного пространства
Выполнила: студентка 481гр.
курса отделения сервиса,
специальность «Реклама»
Малашина Екатерина Евгеньевна
Научный руководитель:
преподаватель БОУ ОО СПО «ОмКПТ»
Важенина Людмила Алексеевна
Омск 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Искусство цвета
.1 Цвет и цветовое воздействие на человека
.2 Цветовая гармония
.3 Значение цвета в психологии рекламы
Глава 2. Проектирование и цветовое оформление экспозиции выставки
.1. Типы экспозиций
.2 Оформление выставок
.3 Особенности цветового решения выставки
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Сегодня, один из важнейших факторов успеха – креатив. Сейчас для того, чтобы заказы потекли рекой, недостаточно выставить продукцию на обозрение, а необходимо понять посетителя выставки, который должен поглотить весь объем впечатлений. Уже не достаточно мигающих огонечков. Впору удивлять их отсутствием. Воздушные шарики сами по себе тоже давно перестали поражать искушенного посетителя выставок.
Иными словами, для того чтобы стенд и выставочное пространство отвечало пожеланиям экспонента, выглядел достойно и в конечном итоге обеспечил ожидаемые результаты, выставочная команда должна дать предельно четкое задание разработчикам. Затем проследить, соответствует ли результат всем сформулированным требованиям и общим закономерностям восприятия, чтобы дизайнер не занимался свободным творчеством, а делал то, что необходимо для решения выставочных задач.
Художественное оформление любой выставки должно представлять собой совершенно законченное единое целое. Композиция выставки должна быть цельной, простой и глубоко продуманной. Наиболее важное принято выделять большим форматом иллюстративного материала, шрифтом, цветом. В отдельных случаях можно прибегать к приему контраста (большая фотография, например, рядом с маленькой кажется значительнее). Компоновать материалы надо разнообразнее, не повторяя часто одни и те же приемы. Большую роль играет точно найденное цветовое решение оформления выставки. Цветом можно усилить, подчеркнуть значимость экспоната или раздела выставки. Важно продумать и форму каждого стенда, щита, подставки, их пропорции, фактуру.
Цель курсового проекта – систематизировать информацию по теоретическим и прикладным вопросам цветоведения и выявить особенности гармоничного цветового решения в экспозиции выставки.
Задачи курсового проекта:
подобрать и изучить литературу по теории цветоведения, по психологии цвета, по цветовому решению общественных интерьеров, по проектированию выставок;
изучить оформление выставочного пространства и проанализировать цветовое решение выставок;
изучить психологические особенности восприятия цвета в экспозиции выставки;
посетить 3 современных выставки и выполнить анализ оформления выставочных пространств;
выполнить анализ эскиза торгового выставочного стенда «Золотой стандарт».
Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.
Колористика – наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре. Законы мира цвета – интересная штука. Они определяют, дружить цветам или не дружить.
Цвет – это ощущение, вызываемое в глазах и мозгу человека светом различных длин волн и интенсивности.
Экспозиция – у нас в стране под этим термином понимается отдел выставки, посвященный продукции от одного производителя (у англичан это exhibit), тогда как на Западе выставка-экспозиция есть мероприятие, ориентированное на тематический, узкоспециализированный показ малых масштабов.
Курсовая работа проект состоит из трех частей: текстовой – (пояснительной записки), визуально – творческой (практической) и папки-приложения с иллюстрациями примеров цветовых решений.
Текстовая часть курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе раскрывается само понятие цвета, его воздействие на человека с точки зрения цветоведения и психологии рекламы. Даны основные принципы гармонии цветов. Во второй главе курсовой работы дана терминология выставочной экспозиции и слов, которые непосредственно имеют к ней отношение. Дана классификация выставок по типам и группам. В третьей главе раскрывается сама тема курсовой работы. Приведены особенности цветовых решений выставочных пространств. Ссылаясь на выставку-ярмарку Hand Made "АРТель" и выставку "IPSA Рекламные Сувениры. Весна – 2013", сделан самостоятельный анализ цветового решения с учетом изученного материала.
Приложение включает в себя иллюстрации с примерами особенностей цветовых решений выставочного пространства и анализируемые фотографии с выставок практической части курсовой работы.
В заключении дан список литературы, который использовался для написания данной работы.
цвет экспозиция выставка
Глава 1. Искусство цвета
.1 Цвет и цветовое воздействие на человека
Как такового цвета в природе не существует. Цвет- продукт умственной переработки информации, которая поступает через глаз в виде световой волны.
Человек может отличить до 100 000 оттенков: волны от 400 до 700 миллимикрон. Вне различимых спектрах лежат инфракрасный ( с длинной волны более 700 н/м) и ультрафиолет (с длинной волны меньше 400 н/м).
Рис. 1. 32-цветный спектр.
В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. Ньютон ставил свой опыт следующим образом: солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, жёлтый, зелёный, синий заканчивалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет. Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления.
Рис. 2. Опыт И. Ньютона
Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознаёт эти волны до настоящего времени ещё полностью не известно. Мы только знаем, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.
Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой. Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета – жёлтый, красный и синий – смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный. В то время, как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания.
Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу.
Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, несет в себе человеческое смысловое содержание.
Однако глаза и мозг могут придти к чёткому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету – чёрному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической.
Психофизиологическая реальность цвета и есть именно то, что я называю цветовым воздействием. Цвет как таковой и цветовое воздействие совпадают только в случае гармонических полутонов. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает изменённое, новое качество. Приведём здесь несколько примеров. Известно, что белый квадрат на чёрном фоне будет казаться более крупным, чем чёрный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как чёрный ведёт к сокращению размеров занимаемых им плоскостей. Светло-серый квадрат кажется тёмным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на чёрном воспринимается светлым.
Рис. 3. Цветовое воздействие.
На рисунке 3 жёлтый квадрат дан на белом и на чёрном фоне. На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление лёгкого нежного тепла. На черном становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер. На рисунке 3 красный квадрат изображён на белом и на чёрном фоне. На белом красный цвет кажется очень тёмным и его яркость едва заметна. На черном тот же красный излучает яркое тепло. Если синий квадрат изобразить на белом и чёрном фоне, то на белом он будет выглядеть тёмным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с жёлтым квадратом. На чёрном же фоне синий цвет посветлеет и приобретёт яркий, глубокий и светящийся тон. Если серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне, то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно -оранжевого синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно. Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолётное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию даёт художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами. Возможность симультанных превращений заставляет нас при работе над цветовой композицией начинать с оценки действия цвета и затем уже в соответствии с этим думать о характере и размерах цветовых пятен.
Если тема произведения идёт от первого эмоционального толчка, то и весь процесс формообразования должен быть подчинён этому первоначальному и основному чувству. Если главным выразительным средством является цвет, то композиция должна начинаться с определения цветовых пятен, которые определят и её рисунок. Тому, кто начинает с рисунка, а затем добавляет к линиям цвет, никогда не удастся достичь убедительного и сильного цветового воздействия. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии.
Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.
Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного -неприятного или привлекательного -непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.
Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. На жёлтом, этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом -голубовато-серым, на красном -зеленовато-серым, а зелёном – красновато -серым, на синем – оранжево-серым. На фиолетовом – желтовато-серым. Каждый цвет заставляет серый принять его последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Рассмотрим это ещё и с другой стороны. В области физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый цвет, а пигментная же смесь даст в этом случае серо-чёрный тон. Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция – расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция – их восстановление – уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создаёт в глазах состояние равновесия». Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на чёрном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим чёрный квадрат. Если мы будем смотреть на чёрный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне -серый квадрат на средне -сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне -серого цвета. Это означает, что средне -серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.
Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из чёрного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета – жёлтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:
синий – оранжевый = синий – (жёлтый и красный);
жёлтый – фиолетовый = жёлтый – (красный и синий).
Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит жёлтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.
Жёлтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность.
Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия. Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причём их цветовая композиция, сточки зрения выше изложенного, не является гармоничной. Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчёркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сера говорит, что искусство – это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства. Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и яркости.
В зависимости от спектрального состава отражаемого поверхностью тела лучевого потока все цвета можно разделить на две группы: хроматические и ахроматические.
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только степенью светлоты. Взяв два различных серых цвета, мы всегда увидим, какой из них светлее, а какой темнее, так как это легко определяется на глаз. Глаз человека способен различить более 300 переходов ахроматических цветов.
Все ахроматические цвета можно расположить в ряд, начав с самого светлого и кончая самым темным. Образуется так называемый один непрерывный ряд по светлоте. На одном его конце находится белый цвет, на другом – черный (рис. 4).
Рис. 4 Ахроматический ряд.
Хроматические цвета отличаются друг от друга тремя характеристиками: цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.
Цветовым тоном называется такой признак хроматического цвета, по которому один цвет отличается от других. Например, один цвет мы называем зеленым, другой – красным, третий – синим.
Рис. 5 Хроматический ряд.
Цветовых тонов существует гораздо больше, чем названий для них. Так иногда говорят о цветах, расположенных между желтым и красным. Говорят оранжевые, как будто у них один цветовой тон. Но каждый из этих цветов характеризуется своей длиной волны и, значит, имеет свой цветовой тон. Распространенным названием этой характеристики среди художников является не цветовой тон, а цветовой оттенок, чтобы не было путаницы с названием «тон», под которым художники подразумевают светлоту цвета
.2 Цветовая гармония
Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своём труде о цвете Гёте писал, о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении сданным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет, благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того, чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляете? основное правило цветовой гармонии».
Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, то есть порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок.
Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, – и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники – гармонию цветов равнозначной цветовой тональности».
Рис. 6. Цветовой круг И. Иттена.
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в нашем цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет.
Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для композиции весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения: жёлтый:красный:синий=3:6:8. Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенадцати частном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными. Жёлто -красно -синий образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцати частного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторонний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет представлен с предельной силой и интенсивностью, причём каждый из них выступает здесь в своих типично родовых качествах, то есть жёлтый действует на зрителя как жёлтый, красный – как красный и синий – как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь даёт тёмный черно-серый цвет. Жёлтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие желтого, красно-оранжевого, фиолетового и сине-зелёного объединены квадратом. Прямоугольник же даёт гармонизованное сочетание желто – оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиолетового и жёлто-зелёного.
Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из жёлтого, красного и синего, треугольником, объединяющим жёлто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-зелёный или красно-оранжевый, сине-фиолетовый и жёлто-зелёный.
.3 Значение цвета в психологии рекламы
Все цветовые оттенки с точки зрения психологии подразделяются на более и менее эффективные. Исследования специалистов – психологов в области рекламы выявили следующие характеристики цвета по восприятию их потенциальными покупателями:
Красный цвет – знак тревоги и опасности. В рекламе рекомендуется использовать его на небольших площадях, довольно удачно сочетается с серым цветом. Хотя в США красный цвет успешно был применен в рекламе кока – колы. Более эффективен в рекламе молодежной продукции.
Розовый цвет – приторный, слащавый. Используется в рекламе для продвижения на рынке кондитерских изделий и товаров для детей.
Оранжевый цвет – вызывает ощущение благополучия. Цвет импульсивный и жизнерадостный. В сочетании с синим, используется в рекламе различного технического оборудования и инструментов.
Желтый цвет – действует возбуждающе, поэтому злоупотреблять им не стоит. В зависимости от оттенка воздействует различными способами. Цвет яичного желтка вызывает ассоциации товарищества, дружбы, желто – золотистый – власти, благополучия. Ярко – лимонный цвет имеет как бы кисловатый привкус.
Зеленый цвет – знак свежести, покоя, надежды. Чистый зеленый слишком успокаивает, вызывает апатию, сонливость, поэтому лучше его использовать в сочетании с другими цветами: белым, синим, желтым. Часто применяется в рекламе натуральных продуктов питания и фармацевтики.
Голубой цвет – ассоциируется с чистотой и здоровьем. Хорош для рекламы лекарственных средств.
Синий цвет – по мнению психологов, успокаивает человека и одновременно подталкивает его к активным действиям. Поэтому это один из лучших цветов для рекламы.
Фиолетовый цвет – символ неуверенности и неустойчивости. Обладает особо сильным привлекающим действием. Хорош в рекламе, однако, только в сочетании с другими цветами.
Коричневый цвет – знак стабильности. Ассоциируется с респектабельностью, добротностью.
Бежевый цвет – воплощение уверенности. Рационально использовать в рекламе наборов типа «оптимальный выбор».
Белый цвет – символ чистоты. Этот цвет – дополнение.
Черный цвет – используется как знак изящества. В сочетании с красным и золотым применяется в рекламе дорогих, элитных вещей.
Чтобы не раздражать зрение в рекламе любой продукции рекомендуется использовать не более двух основных цветов, дополняя их различными оттенками.
По утверждению психологов, залог успешной рекламной компании – это правильное применение цветовой гаммы цвета в рекламе.
Глава 2. Проектирование и цветовое оформление экспозиции выставки
.1 Типы экспозиций
Существуют выставки разных масштабов и форматов, но у всех их есть одно общее – они являются одним из инструментов рекламы, которые служат тому, чтобы обратить непосредственное внимание потребителя на продукты и услуги.
Выставки – это удобное место для реализации рекламных и дизайнерских возможностей.
Экспонент – лицо, представляющее фирму, организацию на выставке, или сама фирма или организация, участвующая (проводящая) в выставке со своим предложением.
Выставки, экспозиции, торговые ярмарки и показы – взаимозаменяемые термины.
Выставки в зависимости от географического охвата подразделяются: Местные – выставки представляют собой относительно небольшие по масштабам мероприятия, основной целью которых является привлечение участников, находящихся в непосредственной близости от места их проведения.
Региональные – являются частью выставочных мероприятий, национального уровня.
Так, в США выставка может получить статус региональной при условии, что минимум 40% ее участников должны быть расположены не ближе чем 200 милях от места проведения выставки.
Национальные.
Международные.
Исторически сложилось так, что для крупнейших экспортирующих стран выставки представляют важный инструмент исследования рынка. Например, Германия использует международные торговые выставки для укрепления лидирующих позиций в мировом экспорте. В Европе проходят более половины крупнейших мировых выставок. Такие европейские выставочные площадки среднего звена, как Брюссель, Барселона и Национальный выставочный центр в Бирмингеме, привлекают больше участников и посетителей, чем крупнейшие американские выставочные центры.
В общей сложности выставочные мероприятия удобно классифицировать по направлению работы, обособляя три крупные группы:
а) ярмарки по осуществлению продаж и заказов;
б) информационно-ознакомительные выставки;
в) выставки, проводимые в целях развития коммуникации и деловых контактов.
На основании Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации дадим определение важнейшим понятиям, составляющим терминологическое поле выставочно-ярмарочного бизнеса.
Выставки и ярмарки – это рыночные многокомпонентные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги. В рамках выставок организации (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту. Многокомпонентность выставок сводится к тому, что они включают в себя (а) демонстрацию экспонатов, (б) конференции и семинары, (в) «круглые столы», (г) иные мероприятия, выполняющие информационную функцию.
Выставочный организатор (или организатор выставки) – это зарегистрированная в соответствии с российским законодательством организация, основным видом деятельности которой является подготовка и проведение выставочных мероприятий, как в нашей стране, так и за рубежом.
Экспонент – физическое или юридическое лицо (по тексту- предприятие), использующее за плату или на иных условиях выставочную площадь от выставочного организатора в целях демонстрации своей продукции, работ, услуг в ходе проведения выставочного мероприятия. То же, что и участник выставки.
Выставочная площадь – совокупное пространство городской либо иной антропогенной среды, как-либо обособленное и используемое под осуществление выставочной деятельности: ради размещения экспозиций, приема посетителей и т. д. При этом выставочный организатор может либо (а) быть владельцем выставочных площадей либо (б) организовывать выставочно-ярмарочные мероприятия на арендуемых выставочных площадях.
Застройка – обустройство выставочной площади посредством специальных конструкций для выполнения ею своих прямых функций. При монтаже на выставочной площади выставочного стенда принято говорить о застройке стенда.
.2 Оформление выставок
Главное в художественном оформление выставок, экспозиций – найти зрительное, образное выражение основной идеи и предельно ясно и четко донести ее до зрителя.
Художественное оформление любой выставки должно представлять собой совершенно законченное единое целое. Цельной, простой и глубоко продуманной должна быть композиция выставки. Наиболее важное выделяют большим форматом иллюстративного материала, шрифтом, цветом. В отдельных случаях можно прибегать к приему контраста (большая фотография, например, рядом с маленькой кажется значительнее). Компоновать материалы надо разнообразнее, не повторяя часто одни и те же приемы. Большую роль играет точно найденное цветовое решение оформления выставки. Цветом можно усилить, подчеркнуть значимость экспоната или раздела выставки. Важно продумать и форму каждого стенда, щита, подставки, их пропорции, фактуру.
При размещении экспонатов следует учитывать характер освещения. При одностороннем освещении витрины стенды, щиты ставят перпендикулярно к простенкам между окнами. Если освещение двустороннее, их размещают так же, но по обеим сторонам помещения, оставляя проход посередине. Если освещение верхнее, экспозиционную мебель (стенды, витрины и т.п.) располагают вдоль стен и в центре.
Продумывая художественное оформление выставки, надо увязать его с постоянным оформлением того помещения, где будет находиться выставка, экспозиция.
Большую помощь в подготовке выставки могут оказать красочные эскизы. По ним окрашивают стенды и экспонаты.
Если выставка займет несколько комнат, рекомендуется составить график движения посетителей, указав его направление стрелками-указателями (лучше по часовой стрелке).
Широкий простор для фантазии и большие возможности эмоционального воздействия предоставляет пространственное решение выставки. Если помещение позволяет, не нужно ограничиваться размещением экспонатов на стенах и вдоль них, следует выдвигать важнейшие вперед, делать выставку многоплановой.
.3 Особенности цветового решения выставки
Заказчиков часто волнует вопрос, какой выбрать цвет. И это не случайно: цвет – важнейший элемент стенда, мощное средство воздействия на посетителей. Именно цвету зачастую принадлежит решающая роль в привлечении внимания к стенду.
Прежде всего, нужно иметь в виду, что слишком большое количество используемых в оформлении цветов (больше трех-пяти) не идет на пользу, так как отвлекает внимание от главного – экспонатов и сообщений, а иногда и просто раздражает. Разрабатывая и утверждая оформление стенда, нужно помнить: цветом следует считать каждый оттенок.
Цвет стендов и прочих приспособлений для выставок прежде всего должен выгодно выявлять и «оттенять» экспонаты, служить для них оптимальным фоном. Цвет так же может вносить в экспозицию оживляющие акценты и тем самым оказывать благоприятное психогигиеническое действие снятия утомления от осмотра выставки.
При выборе колористического решения стенда полезно помнить об особенностях восприятия цветов.
Красный: хороший стимул для деятельности мозга, но некоторые его оттенки могут вызвать раздражение. Этот цвет – символ опасности и запрета. Социологи провели любопытный и весьма показательный эксперимент: в маленьком сквозном переулке установили красный щит с надписью: "Проезд разрешен". Девять из десяти автомобилистов, завидев его, разворачивались и уезжали. Социологи предположили, что остальные десять процентов автомобилистов – убежденные нарушители правил дорожного движения.
Оранжевый: стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Сочетание оранжевого с черным лучше иных привлекает внимание.
Желтый: цвет интеллекта, активизирует умственную деятельность. Он виден с большого расстояния, привлекает внимание раньше и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Очень выразителен в сочетании с черным. Имеет смысл учесть довольно устойчивое русское суеверие желтые цветы – знак разлуки, измены. Поэтому лучше по возможности исключить присутствие на стенде живых, искусственных или нарисованных желтых цветов.
Желтый цвет считается самым заметным цветом на выставках.
Зеленый: разрешающий цвет. Разные его оттенки успокаивают, гипнотизируют и даже смягчают боль. Поэтому в больницах, где практикуют лечение цветом, стены палат обычно бывают зелеными. Способен снять усталость и притупить аппетит. Многие женщины положительно реагируют на сочетание зеленого с белым. По символике цветов считается знаком надежды, а темно – зеленый – символом состоятельности.
Фиолетовый цвет у многих людей вызывает напряженную реакцию, и даже раздражение, вплоть до сильного. Поэтому его предпочтительно использовать в самых малых дозах. А жаль: цвет неплохой и отлично привлекает внимание.
Синий успокаивает. Чем темнее его оттенок, тем сильнее ощущение консервативности. Большинство оттенков ассоциируется также с солидностью, рассудительностью, четкостью, а заодно и сентиментальностью. Неудивительно, что его предпочитают мужчины. Способен настроить на доверие к воспринимаемой информации. Кроме того, как и зеленый, притупляет голод.
Голубой цвет не просто успокаивает, но даже расслабляет. К тому же он воспринимается как манящий, загадочный, чарующий.
Серебристый: в прошлом однозначно ассоциировался с авиацией и с алюминиевой отраслью. Сейчас ассоциации не столь прямолинейны, они расширились за счет способности серебристого цвета маркировать все современное, высокотехнологичное, авангардное и просто модное. Люди, у которых он может вызвать раздражение, встречаются редко.
Серый: олицетворяет спокойствие, настраивает на доверие. Знак успешности, высокого авторитета. Сам по себе серый цвет правильных оттенков строг и элегантен.
Белый: символ молодости, чистоты, невинности. Оптически увеличивает объекты.
Черный: если его много, воспринимается как знак упрямства, независимости, замкнутости, неконтактности. Если у человека подавленное состояние, черный усугубляет его депрессивные настроения. С другой стороны, глубокий черный цвет всегда элегантен и солиден, им хорошо подчеркивать другие цвета, он хорошо заметен на расстоянии.
Естественно, все написанное о психологии россиян и стереотипах восприятия цветов распространяется только на Россию. Даже в европейских странах к некоторым цветам отношение другое, что уж говорить о символике цвета в Азии или, скажем, в Латинской Америке. Кстати, в этих регионах восприятие цвета как знака, символа весьма обостренное. Поэтому, организовывая выставку за пределами России лучше не забывать обратиться к специалистам по национальным культурам: они помогут избежать накладок. Ведь бразильцы, например, желтый считают цветом отчаяния, а в сочетании с фиолетовым – болезни. И голубой, который у европейцев вызывает столько приятных ассоциаций, для китайцев – один из цветов траура.
Семантика цвета в понимании российских потребителей:
Красный: волнение, сила, секс, страсть, скорость, опасность;
Синий: доверие, надежность, принадлежность, прохлада;
Желтый: теплота, свет, приветствие, счастье;
Оранжевый: игривость, теплота;
Зеленый: природа, новый, крутой, рост, изобилие;
Фиолетовый: королевский, духовность, достоинство;
Розовый: мягкий, сладкий, питание, защита;
Белый: чистый, девственный, юный, умеренный;
Черный: искушенность, изящность, соблазнительность, тайна;
Золото (желтый): престиж, дорогой;
Серебро (серый): престиж, холод, научный.
Рыночные исследователи также решили, что цвет затрагивает и привычки людей. Покупатели импульсивно отвечают лучше всего на красно -оранжевый, черный и королевский синий. Покупатели, которые планируют и придерживаются бюджетов ответят лучше всего на розовый, зажигает их синий и морской.
Традиционно потребители отвечают на пастельно – розовый, также повысился цвет – синее небо.
Цветовое решение экспозиционной структуры настолько тесно связанно с назначением и характером выставки, что вряд ли здесь можно говорить о каких либо универсальных правилах или нормах.
В большей степени поддаются регламентации цветовые схемы «деловых», научных, учебно-методических, торговых и тому подобных выставок, т. е. таких, где основная задача – наилучшим образом показать зрителю экспонаты, дать ему возможность рассмотреть те или иные предметы во всех подробностях и каждый в отдельности. Роль художника в оформлении таких выставок сводится к созданию оптимальных условий зрительного восприятия, а это, в свою очередь, обеспечивается соблюдением некоторых принципов:
Цвет стендов и рабочих приспособлений для выставки, прежде всего, должен выглядеть и «оттенять» экспонаты, служить для них оптимальным фоном. Чаще всего в качестве фоновых цветов используются ахроматические, в особенности белый, светло – серый, черный. Если нужен хроматический фон, для него используют спокойные малонасыщенные цвета: песочный, беж, коричневый, синевато-серый, терракотовый. (Рис 1) Экспонат обычно контрастирует с фоном по яркости или цветовому тону. Яркий контраст берется большой или средний. Особое внимание следует обращать на фоны плоских экспонатов: фотографий, документов и т. п. (рис 2). Их собственный цвет теснее взаимодействует с цветом плоского фона (по сравнению с объемными экспонатами), поэтому следует тщательно гармонизировать цвета экспонатов и фона.
Цвет так же может вносить в экспозицию оживляющие акценты и тем самым оказывать благоприятное психогигиеническое действия снятия утомления от просмотра выставки. Элементы экспозиции, играющие роль « цветового душа», принято располагать в определенном ритме, сосредотачивая цвет на специальных стендах, где экспонатов может и не быть (Рис. 3).
В экспозиционной структуре «делового» типа, так же как и везде, актуальна задача организации пространства цветом. Цветовые пятна вносят в композицию ритм, задают масштабные характеристики пространства, объединяют множество элементов композиции в одно целое. Иногда (если выставка велика) возникает необходимость разделить ее на несколько зон. ( Рис 4) Такое зонирование можно осуществить при помощи цвета, варьируя общий колорит отделов экспозиции.
Если экспонаты однообразны, полезно создавать пространственные паузы, чтобы не переутомлять зрителя. Роль таких «пауз» могут играть особые стенды, цвет которых контрастирует с доминирующим цветом экспозиции.
Очень большое значение на «деловых» выставках (как, впрочем, и на всех других) имеют правильное естественное и искусственное освещение.
Законы композиции выставочного пространства основаны на законах восприятия, которые работают на подсознательном уровне. Поэтому гармоничная композиция должна отвечать пяти условиям комфортности:
Неравное количество черного и белого.
Присутствие пятен трех размеров – больших, средних и малых.
Цельность – построение экспозиции относительно композиционного центра.
Сбалансированность экспозиции.
Немонотонный ритм.
Первое условие комфортности – неравное количество черного и белого в композиции. Это нужно для того, чтобы ясно читалось, что есть фон, а что фигура на нем. Обычно подсознательно в качестве фона воспринимается то, чего больше. А если количество черного и белого равно, это вызывает дискомфортные колебания восприятия из-за невозможности явного предпочтения.
Второе условие комфортности – присутствие в пространстве экспозиции пятен трех размеров. Все предметы в быту мы делим на три большие категории: большие предметы, средние и маленькие. Однако, это деление относительно и связанно со вмещающей средой. Например, стул на улице мы воспринимаем как небольшой предмет. Стул в комнате воспринимается как предмет среднего размера. Стул, поставленный в шкаф – большой предмет.
Третье условие комфортности – выставка должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают относительно единого узла, называемым композиционным центром.
Четвертое условие комфортности – пятна и промежутки между ними должны быть различной величины, иначе ритм становится монотонным. Кроме понятий движения и ритма есть понятие пластики. Пластика в нашем случае это способ сочетания составляющих движение элементов. Способ сочетания частей при образовании целого.
Движение, ритм и пластика являются средствами организации композиции. Например, используя движение, мы можем привести внимание зрителя к определенному месту экспозиции выставки. При этом ритм и пластика зададут этому движению, какое то конкретное настроение.
Цветовая композиционная схема выставочного пространства.
Для формирования цветовой композиционной схемы найдем в экспозиции самое теплое пятно и самое холодное. Затем найдем цвет средний по теплоте между двумя этими цветами. Нужно иметь в виду, что в экспозиции выставки может отсутствовать значительная часть цветового диапазона, поэтому мы берем не абсолютное «табличное» значение теплоты, а относительное. Средний цвет – это композиционный центр.
Краткий анализ выставок проходящих в 2013 году в России:
Выставка – ярмарка Hand Made "АРТель" проходившая в городе Саратове. На выставке представлен широкий ассортимент авторских изделий: вышитые крестиком и бисером картины, предметы домашнего декора (вышитые подушки), аксессуары, новогодние открытки, игрушки, сувениры и многое другое.
Выставочный зал ярмарки оформлен в белом и зеленом цветах, так как новогодняя выставка и без того имеет множество ярких цветов изделий. Этим приемом организаторы добились контрастного сочетания фона и экспонатов. Яркие и темные изделия выразительнее выглядят на более светлых стендах и витринах. По этому, белый цвет взят за главный цвет витрин и стендов. Белым и зеленым цветом дизайнеры подчеркнули тему нового года. У россиян белый цвет в основном ассоциируется с чистотой, молодостью, легкостью, умеренностью. К тому же белый цвет имеет свойство оптически увеличивать объекты. В нашем случае на выставке представлено множество мелочей ручной работы: сувениры, игрушки, изделия вышитые крестиком и бисером и многое другое.
Зеленый цвет ассоциируется новым годом, новизной, ростом, изобилием, имеет свойство успокаивать и даже смягчать боль. Проведенные в России исследования выявили такую закономерность, что на сочетание зеленых оттенков с белым цветом, женщины реагируют положительно. В нашем случае целевая аудитория в основном женский пол т. к. на выставке представлены украшения, сумки, вышивка, сувениры и многое другое.
Сцена фиолетового цвета служит пространственной паузой, там зритель может переключиться и отдохнуть от большого выбора представленных на выставке товаров.
Основные оттенки витрин и стеллажей ахроматических цветов (серый, белый, черный), это позволило выразительно подать товар потребителю.
Выставка "IPSA Рекламные Сувениры. Весна – 2013" прошедшая в городе Москве, является ведущей в российской индустрии рекламных сувениров и крупнейшей, подобной выставкой в Восточной Европе.
Концепция выставки "IPSA Рекламные Сувениры. Весна – 2013".
Выставка является открытой специализированной выставкой, посвященной деловым подаркам, бизнес – сувенирам и другой продукции, предназначенной для продвижения на рынке корпоративных клиентов. Участники выставки имеют возможность прямого общения с потенциальными клиентами – конечными заказчиками и агентствами.
К участию в выставке приглашаются все категории поставщиков рекламно-сувенирной продукции, производители и дистрибьюторы, другие компании, связанные с рекламно-сувенирным рынком:
канцелярские компании
типографии, производители календарей и ежедневников
компании, торгующие подарками
производители конфет, других кондитерских изделий
турагентства (корпоративный туризм)
поставщики материалов для оформления мест продажи
предприятия народных промыслов
Среди представителей компаний преобладают: руководители отделов рекламы, бренд – менеджеры, сотрудники отделов маркетинга, маркетинг – координаторы, руководители небольших предприятий.
Стенды и витрины в основном белого цвета, это зрительно увеличивает рекламные сувениры. Есть стенды, выкрашенные в черный цвет, на них размещаются аксессуары более светлых тонов. Черный цвет делает их более четкими.
Оригинальным решением было в качестве стендов поставить настоящие холодильники. Этим приемом организаторы добились уютной домашней обстановки. К тому же холодильники белого цвета, являются стендами для ярких авторских магнитов фирм. Выразительный подход для подачи аксессуаров.
Цвет выставочного пространства играет огромную роль: от него зависит, какая атмосфера будет царить в помещении и насколько уютной она получится.
Насыщенный синий цвет, вызывает свежие ассоциации, успокаивает и одновременно подталкивает к активным действиям.
Красный цвет занимает небольшую площадь, поэтому не раздражает зрителя. Так же стальные (серые) витрины гармонично сочетаются с ярким красным. Множество разноцветных аксессуаров разбавляют этот огненный цвет.
Оранжевый цвет – вызывает чувство благополучия, импульсивности и жизнерадостности. В сочетании с зеленым (рост, изобилие, новизна, бодрость, здоровье) создает ощущение праздничного настроения и веселого дня.
Как уже говорилось, самым важнейшим этапом в планировании и разработки выставочного пространства являются эскизы. Роль художника – оформителя в оформлении выставок сводится к созданию оптимальных условий зрительного восприятия. Цвет стендов и прочих приспособлений для выставок, прежде всего, должен выгодно выявлять и «оттенять» экспонаты, служить для них оптимальным фоном. Главным условием выбора колористического решения выставочного стенда является правильный подбор цветовых сочетаний, с учетом характера выставки.
Хотелось на примере выставки «JUNWEХ ПЕТЕРБУРГ – 2014» прошедшую в городе Санкт – Петербурге в январе месяце, проанализировать и показать приемы цветового решения выставочного стенда.
Более 650 экспонентов демонстрируют свои лучшие изделия – ювелирные украшения, часы, столовые приборы, представительскую и сувенирную продукцию, художественное оружие и многое другое. Традиционно, на выставке «JUNWEХ ПЕТЕРБУРГ – 2014» представлены практически все лучшие компании не только России, но и зарубежья.
На время проведения выставки стенд становится «лицом» компании и инструментом продаж. Поэтому очень важно продумать, как отличить стенд от десятка других подобных стендов, как привлечь посетителя именно на ваш стенд и как побудить клиента сделать покупку на вашем стенде. Результатом работы дизайнера и конструктора будет графическое изображение (эскиз) стенда и технический проект, которые вам предоставит дизайнер.
Как пример удачного решения выставочного стенда ювелирной продукции разберем эскиз компании «Золотой стандарт».
За фон принято считать цвет, который преобладает. В этом случае это темно-зеленый. Он создает ощущение традиционной элегантности. Сочетается с золотистыми оттенками, предавая экспозиции роскошь. Темно зеленый цвет ассоциируется с состоятельностью, элегантностью и таинственностью. Темно-зеленый цвет внушает уверенность, надежность и естественность. В основе своей зеленый цвет – цвет окружающей нас природы, цвет возрождения и надежды, покоя и безопасности. Удивительные породы камней, благородные металлы – все это как не что другое ассоциируется с природой.
Цвет экспозиционного оборудования черный. Это предает контраст и выразительность изделиям.
Логотип компании расположен крупным планом. По стилю и цветовому решению стенда они гармонируют. Важно чтобы название торговой марки не просто гармонично сочеталось с самой экспозицией, но и запоминалось и читалось. Для этого логотип размещен на белом квадрате, что позволяет выделить его.
Заключение
Изучение цвета в экспозиции выставки имеет существенное значение, т.к. цвет может воздействовать на человека на физиологическом и психологическом уровне. Цвет может формировать отношение к продукту или компании. В процессе работы над курсовым проектом была изучена информация из различных источников, таких как: интернет, методические пособия и учебники.
Был проведен самостоятельный анализ выставок (Hand Made "АРТель", IPSA Рекламные Сувениры. Весна – 2013 ) на основе изученного материала и принципов оформления выставочного пространства. Был проанализирован эскиз торгового выставочного стенда «Золотой стандарт».
На основе изученных примерах можно сделать вывод, что при выборе колористического решения стенда и выставочного пространства полезно помнить об особенностях восприятия цветов. Цветом можно усилить, подчеркнуть значимость экспоната или раздела выставки. Продумывая цветовое оформление выставки, надо увязать его с постоянным оформлением того помещения, где будет находиться выставка, экспозиция. Оформление любой выставки должно представлять собой совершенно законченное единое целое. Нужно иметь в виду, что слишком большое количество используемых в оформлении цветов (больше трех-пяти) не идет на пользу, так как отвлекает внимание от главного – экспонатов и сообщений, а иногда и просто раздражает. Так же стоит обратить большое внимание, какое значение придают цветам представители различных культур и народностей.
В процессе работы очень интересно и познавательно было узнать, как определенные цвета воздействуют на людей. Было установлено, что каждый цвет по-разному влияет на человека.
Литература
Иоханнес Иттен. Искусство цвета – М.: изд. Д. Аронов, 2004. – 96 с.
С.Бояринова. Главные правила сочетания цветов. – Изд. АСТ, Астрель, Полиграфиздат , 2010. – 96 с.
Ж. Агостон. Теория цвета и ее применение в искусстве./ Электронно-методическое пособие.- изд. «Мир», 1982г. – 184 с.
Майкл Фриман. Идеальная экспозиция. Электронно-методическое руководство. – М.: изд. «Добрая книга», 2011. – 192 с.
Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом / Учебно-методическое пособие. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004.
Волкова Л. А. Учебник «Маркетинг» (Глава Выставки). – СПб.: издательский дом «Питер», 2002 . – 168 с.
Выставочная деятельность (интернет-ресурс, адрес <#”724894.files/image007.gif”>
Рис. 1. Витрина с музейными экспонатами, оформленная в терракотовом цвете.
Рис. 2. Контраст плоских и объёмных экспонатов.
Рис.3. Прием «цветового душа»
Рис. 4. Прием разделения выставочного пространства цветом на зоны.
Рис. 5. Белый фон экспозиции выставки.
Рис. 6. Цветовое решение прилавков в экспозиции выставки.
Рис. 7. Цветовое решение выставочного стенда.
Рис. 8. Яркие товары представленные на выставке.
Рис. 9. Цветовое решение сцены на выставке.
Рис. 10. Прием горизонтально направленной выкладки товара.
Рис. 11. Прием упорядоченной выкладки товара.
Рис. 12. Выставочное пространство, выполненное в синем цвете.
Пример разделения на зоны
Рис. 13. Выставочное пространство, выполненное в красном цвете.
Пример разделения на зоны.
Рис. 14. Выставочное пространство, выполненное в оранжевом цвете.
Пример разделения на зоны.
Рис. 15. Цвет в экспозиции выставки.
Рис. 16. Оформление выставочной зоны в черном цвете.
Рис. 17. Оформление выставочного пространства в желтом цветовом решении.
Рис. 18. Оформление выставочной зоны в фиолетовых цветах.
Рис. 19. Эскиз выставочного стенда компании «Золотой стандарт»