- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,7 Кб
Даосизм в современном Китае
Оглавление
Введение
. Даосские требы
. Даосские посты
. Даосские молебны
. Даосские праздники
. Получение священного сана даосами КНР
Список литературы
Введение
Культовые системы являются средоточием жизни любой религиозной общности. В них, преломляясь, находят внешнее выражение доктрины, самосознание и духовное состояние верующих, формы общественной организации, этнокультурные традиции, природно-географические и социальные условия В ритуальной практике таинственно соприкасается мир вещественный, зримый, со сверхъественным, чудесным. Даосские обряды, пройдя многовековой путь развития от примитивных языческих ритуалов шаманского типа до сложных, многоэтапных и продолжительных монастырских служб, приобрели чрезвычайно разнообразные формы. Вместе с тем ритуальная практика даосов до сих пор остается наименее изученной как отечественными, так и зарубежными синологами. Выделяются следующие основные формы ритуальной практики даосов: требы, посты, молебны, праздничные службы и церемонии получения священного сана.
- Даосские требы
Даосские требы – основа ритуальной деятельности даосов современного Китая. Они подразделяются на две группы. Первая – службы испрошения счастья, благополучия и искоренения бед. Поводом для их проведения служат рождение ребенка, создание новой семьи, постройка дома, желание выздоровления или продления жизни, природные и социальные катаклизмы и т. д. Ко второй группе относятся службы проводов и поминовения покойных. В отличие от первых, они проводятся вечером или ночью. Все религиозные обряды, входящие в состав треб, классифицируются как янские – «чистые» (цин) и иньские – «темные» (ю), количество тех и других примерно одинаково. В обиход культовой деятельности школы Совершенной истины входит более 40 обрядов, а школы Правильного единства – более 30. Один и тот же обряд в разных местностях может иметь существенные особенности. Это наиболее характерно для культовой деятельности школы Правильного единства, более тесно связанной с локальными народными традициями.
В благоиспросительных службах распространены обряды, в которых при обращении к святым и бессмертным составляются прошения, по форме напоминающие официальный документ. К ним относятся «Передача прошения» (цзиньбяо) и «Отправление прошения посредством амулета».
При передаче прошения текст записывается на желтой ритуальной бумаге в строгой последовательности и определенной стилистической форме, свертывается в свиток и помещается в короб с надписью 6 направлении его в Небесный дворец. Сожжение короба со свитком символизирует вознесение просьбы на Небо. Сама же «передача послания» святому или бессмертному осуществляется священнослужителем посредством сложного психотехнического процесса.
Другой обряд – «Отправление прошения посредством амулета» – характерен для школы Правильного единства. В ходе одной службы составляется 12 текстов-прошений (вэньшу). Их начертывают кистью, применяя только уставное письмо. В строго определённом порядке следуют адрес, возраст, дата рождения, суть и повод обращения просителя. Внизу ставится его личная подпись, возглавляющий службу даос обводит ее красной тушью. Заключительный текст (гуаньвэнь), обобщающий содержание и цель написания всех прошений, помещается над ними. Послание «направляется» в Небесный дворец маршала Вэнь Юаня через бессмертных генералов, которых призывают к алтарю при помощи амулетов и заклинаний.
Говоря о религиозной практике школы Правильного единства, необходимо отметить особое место амулетов – магических знаков, начертанных на персиковой дощечке или на бумаге. Считается, что они передаются достойным людям удивительными способами: начертанными на небесах, камнях и т. д., либо непосредственно от божеств и бессмертных. Традиционно считается, что каждому явлению видимой и невидимой природы соответствует свой амулет и заклинание, без которого он не имеет силы. Поводом к его изготовлению может служить любая жизненная ситуация.
Создание амулета – сложный сокровенный процесс, требующий от даоса глубоких знаний и мистического опыта. В период правления династий Северной и Южной Сун техника начертания амулетов получила новое развитие, гармонично объединившись с практикой внутренней алхимии. Это таинство совершается в спокойной, уединенной обстановке. Время и место изготовления также оказывают существенное влияние на действенность амулета Достигнув посредством дыхательных упражнений гармонии между Небом и Землей, даос погружается в особое созерцательное состояние, в котором визуализирует бессмертных и, произнося заклинания, пишет магические формулы. Затем при помощи психотехнических приемов он переносит «внутренний свет» из своего тела в созданный амулет. Существуют два способа применения полученных от священнослужителя амулетов: сожжение с последующим приемом внутрь разведенного в воде пепла и постоянное хранение их при себе или в жилище. Являясь традиционной формой религиозной деятельности даосов школы Правильного единства и представителей синкретических народных верований, амулеты и в наши дни пользуются популярностью в различных слоях населения Китая. Наиболее систематизированы и распространены в народе амулеты школы Линбао (горы Гэцзаошань).
Даосские заклинания (чжоу) являются важнейшей частью даосской практики школ Правильного единства и Совершенной истины. Они необходимы не только при создании амулета, но и в повседневных обрядах, требах, при лечении больных и т. д. В Даосском каноне приведено более 10 тысяч различных заклинаний. До сих пор они остаются малоизученными и несистематизированными.
Службы, связанные с проводами и поминовением усопших – одна из важнейших составляющих даосского культа. С периода правления династий Сун (960-1279) и Юань (1279-1368) заупокойные обряды приобретают главенствующее значение в ритуальной деятельности даосов среди населения. Эти требы широко распространены в центральных и южных провинциях КНР, особенно в сельской местности.
Погребальные традиции китайцев органически связаны с культом предков. Он является основой духовности и во многом определяет образ жизни всех Слоев общества. Несмотря на конфуцианскую окраску социально-этического аспекта культа предков, внутренняя сущность его, безусловно, даосская. Она основывается на архаичных представлениях китайцев о семи «животных душах» (по) и трех «разумных» (хунь), их посмертной трансформации в «духа» (шэнь) и «призрака» (гуй), дальнейшем переходе первого на Небо, а второго – в преисподнюю, связанную в народных представлениях с горой Тайшань4 и столицей подземного царства Фэнду. Большое значение имеет вера в возможность посмертного влияния предка на судьбу своих потомков. Архаичные представления, характерные для ранних форм религии, были переосмыслены в даосизме и стали важнейшей составляющей его доктрины бессмертия, послужившей основой для развития даосской ритуальной практики в целом и заупокойных служб в частности.
К иньским заупокойным обрядам относятся: жертвоприношения одиноким духам (цзигу), умилостивление голодных духов (шиши), открытие пути (кайлу), отвержение преисподней (поюй), перевод через мост (дуцяо), перевод на берег спасения (шэчжао) и др. Среди многочисленных способов спасения и вызволения «разумных» душ (хунь) умершего из преисподней выделяются два.
Второй способ основан на представлении о единотелесности и тождественности человека и Вселенной. Весь процесс спасения происходит в микрокосме – теле священнослужителя. В точке Нивань, на макушке головы, локализуется Небесный достопочтенный Тайи. Над ним возвышается Небесный дворец (Тяньгун). Под обеими почками располагается преисподняя (Фэнду). Огненная палата (хофу) находится во дворце сердца (синьгун). Используя энергию ци пяти плотных органов (уцзан)5 своего тела, служитель культа придает душам хунь умерших определенную нематериальную форму. После этого, зажигая в сердце «бессмертный огонь» и вызывая в почках циркуляцию «чистой воды», он сосредоточивает внимание на центральной области между двумя почками – точке концентрации истинной ци, которая быстро увеличивается до размера большого «солнечного круга». Далее происходит слияние огня с «чистой водой»; вода поднимается в нефритовый пруд (юйчи), а солнечный круг приближается к дворцу сердца, из которого, возникнув, распространяется «светящийся огонь». Души хунь с радостью бросаются в него и выходят преображенными в виде младенцев в одеяниях бессмертных. «Светящийся огонь» угасает. Следом за этим даос стремительно переносит огонь сердца в точку Нивань и при помощи бессмертных возводит души на Небо.
Оба способа вызволения душ хунь умершего, из преисподней представляют собой сложный психотехнический процесс, без которого невозможно самосовершенствование даосов.
- Даосские посты
Даосские посты (чжай) по сей день сохраняют свое очистиуеяьное значение в религиозной жизни китайцев. Они проводятся во время праздников и памятных дней, в дни поминовения умерших родителей и предков, во время паломничества, перед серьезными жизненными решениями и т. д. Каждому посту соответствуют определенные обели, поклонения божествам и бессмертным, а также непременное чтение даосских, канонов. Неотъемлемой частью поста является и созерцательная практика. Так, во время поста Девяти императоров (Цзюхуан чжай), проходящего с 1-го по 9-е числа 9-го лунного месяца, предписывается: сидя на циновке с поджатыми ногами, сложить обе ладони на киноварном поле; закрыв глаза, представить желтое сияние, исходящее от Большой Медведицы. Сияние должно проникнуть сквозь макушку (в киноварное поле, затем разлиться по всему телу. Вслед за этим у практикующего такой метод созерцания исчезают все внутренние препятствия, болезни и бедствия, приходит ощущение радости, здоровья, ясность мысли. Далее адепт должен поочередно представить себе проникновение сияния Большой Медведицы и преображение своих родственников и знакомых, затем всего человечества, животных, птиц и, насекомых. Помимо этого в течение всего поста полагается совершать как можно больше благих поступков и пожертвований. Целью постов является очищение тела, помыслов и всего внутреннего состояния верующего. Согласно даосской традиции соблюдение поста – один из надежных путей обретения счастья, долголетия и самого бессмертия.
- Даосские молебны
Даосские молебны (гункэ) являются обязательной повседневной ритуальной практикой даосских монахов. Традицию их проведения связывают с полулегендарным основателем школы Совершенной истины Ван Чуняном (XII в. н.э.). До провозглашения КНР в суточный круг священнослужений большинства монастырей включалось три молебна. В настоящее время число их сократилось до двух – утреннего (цзаотань гункэ) и вечернего (ваньтань гункэ). Однако в некоторых современных даосских обителях ежедневно проходит 3, 4 и даже 5 молебнов продолжительностью от 30 до 60 минут каждый. Возглавляет молебен Высокий достопочтенный (гаогун), исполняющий роль связующего звена с сакральными сферами. Ритмическое чтение канонических текстов возложено на наставников канона (цзинши). Большое значение в ритуале имеет инструментальное сопровождение при чтении даосских канонов. Оно появилось в период правления династии Северная Вэй (420-534 гг.) и связано с именем даоса Коу Цяньчжи, который впервые ввел музыку в служебную даосскую практику гор Хаошань по примеру конфуцианского ритуала. Музыка, убранство храмовых палат, облачение священнослужителей во время службы способствуют погружению даосов в особое созерцательное состояние слияния с окружающим миром вплоть до ощущения полного растворения в нем.
Утренний молебен символизирует и одновременно моделирует рождение всего сущего. Он направлен на обретение покоя и порядка в сердцах молящихся и окружающем их мире. Вечерний молебен посвящен ушедшим в мир иной – спасению их душ и выражению благодарности предкам. Порядок совершения молебнов, а также канонические тексты строго определены и едины для всех даосов школы Совершенной истины. Службу предваряют удары в барабан. Восемь Великих управляющих – главы управлений монастыря – в ритуальных одеяниях направляются в покои Смотрителя и вместе с ним шествуют в Великий зал. Там каждый занимает определенное место. Высокий достопочтенный вслед за смотрителем воскуряет благовония и начинает молебен. Утром в установленном порядке произносятся заклинания: очищение сердца (цзинсинь шэньчжоу); очищение от скверны (цзинкоу шэньчжоу); очищение тела (цзиншэнь шэньчжоу); умиротворение земли (ань туди чжоу); очищение Неба и Земли (цзин тяньди шэньчжоу); заклинание курительной палочки (чжу сян чжоу); заклинание золотого света (цзиньгуан шэньчжоу) и заклинание глубочайшего сокрытого (сюаньюнь чжоу). Затем читаются канонические тексты: «Книга-основа постоянной чистоты и постоянного покоя» («Чанцин чанцзин цзин» <#”justify”>Даосские праздники
В праздничные дни службы совершаются по особому, торжественному чину, при большом стечении прихожан, паломников и местного населения. Содержание и чинопоследование их, убранство монастыря и облачения служителей культа соответствуют конкретному событию. По распространенности даосские праздники условно можно разделить на три группы. К первой относятся общедаосские торжества, которые отмечаются даосами практически всех направлений и ветвей. В целом они составляют основу служебного годичного круга в современном Китае. К ним относятся следующие праздники.
. Трех начал (саньюань) или трех чиновников (саньгуань). Согласно мифу, Лао Цзы во время нового пришествия в 145 г. передал Чжан Даолину учение, содержащее постулат о том, что вселенная зиждется на трех пневмах (саньци) – сокровенной (сюань), изначальной (юань) и первоначальной (ши) Эти пневмы порождают Небо, Воду и Землю, которые управляются тремя небесными чиновниками. С их культом связаны следующие праздники:
а) Высшего начала – Неба (Небесного чиновника), который приходится на 15-й день 1-го лунного месяца, он известен в народе как Праздник фонарей, завершающий многодневные торжества встречи нового года (Праздника весны),
б) Второго начала – Земли (чиновника Земли) – отмечается в 15-й день 7-го лунного месяца;
в) Третьего начала – Воды (чиновника Воды) – в 15-й день 10-го лунного месяца
. Трех чистейших (саньцин) – Небесных достопочтенных, персонифицированных образов трех чистейших сфер – нефритовой (юйцин), великой (тайцин) и высшей (шанцин). В даосской космографии, определяющей 36 небесных уровней, им соответствуют Небо Цинвэй (Цинвэйтянь), Небо Дачи (Да читянь) и Небо Юйюй (Юйюйтянь), следующие непосредственно за наивысшим уровнем – Небом великих ло (Да лотянь). В теле человека три чистейших сообразуются с тремя киноварными полями (даньтянь), локализованными соответственно внизу живота, в области солнечного сплетения и в голове. Это основополагающие топографические понятия внутренней алхимии (нэйдань).
С культом трех чистейших связаны общедаосские торжества, отмечающие рождество:
а) Изначального Небесного достопочтенного (Юаньши тяньцзунь) – празднуется в день зимнего солнцестояния;
б) Небесного достопочтенного Дао и Дэ (Даодэ тяньцзунь) – приходится на 15-й день 2-го лунного месяца;
в) Небесного достопочтенного Духовной драгоценности (Линбао тяньцзунь) – отмечается в день летнего солнцестояния.
. Торжества Пяти Ла (У ла). Круг этих праздничных служб связан с доктринальными представлениями даосов о сложном энергетическом (пневмальном) состоянии единой Вселенной:
а) Ла Неба (Тянь ла) – в 1-й день 1-го лунного месяца;
б) Ла Земли (Ди ла) – в 5-й день 5-го лунного месяца;
в) Ла Дао и Дэ (Даодэ ла) – в 7-й день 7-го лунного месяца;
г) Ла народа (Минсу ла) – в 1-й день 10-го лунного месяца;
д) Ла правителя (Ванхоу ла) – в 8-й день 12-го лунного месяца.
. Рождество Матушки – правительницы Запада (Си ванму). Празднуется в 3-й день 3-го лунного месяца. В настоящее время под влиянием народных верований этот образ зачастую ассоциируется с женскими божествами-охранителями и чадоподательницами.
. Рождество Правителя Востока (Дун вангун). Отмечается в 6-й день 2-го лунного месяца.
. Рождество божества богатства Цайшэня. Торжества, связанные с его культом, являются самыми популярными и повсеместно распространенными в Китае. В народе встреча Цайшэна традиционно отмечается во время Праздника весны, в 5-й день 1-го лунного месяца. В монастырях дата празднования его памяти – 15-й день 3-го лунного месяца.
. Рождение бессмертного Гуань Юя – легендарного военачальника периода Троецарствия и покровителя воинства. Празднуется в 13-й день 5-го лунного месяца.
. Рождение бессмертного Вэньчана – покровителя образования и просвещения. Его культ связан с астральным, что определяет особую торжественность жертвоприношений звездам в 3-й день 2-го лунного месяца. До сих пор в народе живо поверье, что появление на небосводе звезды Вэьчана указывает на рождение в Поднебесной нового яркого таланта.
. Рождение Истинно-воинствующего (Чжэньу) – даосского бессмертного, усмиряющего нечистых духов и обитателей темного царства. Празднуется в 3-й день 3-го лунного месяца.
. Рождение Повелителя снадобий (Яован) – даосского бессмертного, покровителя врачевателей. Отмечается в 28-й день 4-го лунного месяца.
12. Рождение основателя даосского учения Тайшан Лаоцзюня – Лао Цзы. Отмечается в 15-й день 2-го лунного месяца. <#”justify”>Получение священного сана даосами КНР
В школе Совершенной истины получение священного сана осуществляется в ходе церемонии Принятия обета (Чуаньцзе), а в школе Правильного единства – церемонии Передачи реестра (Шоулу).
Традиция этой церемонии насчитывает более 700 лет. Родоначальником ее считается праведник Цю Чанчунь. Согласно доктрине этого направления даосизма получение священного сана отождествляется с лодкой, возносящей даоса к небесным чертогам, со своеобразной лестницей на пути восхождения к совершенству. Удостоившись священного сана, даосы становятся истинными и при условии строжайшего соблюдения всех принятых обетов могут обрести состояние святого сяня. Достижение такого онтологического статуса является центром религиозной доктрины и практики монахов школы Совершенной истины. Церемония Принятия обета обеспечивала непрерывность передачи традиций из века в век. Связуя прошлое с настоящим, она имеет первостепенное значение и для современного поколения даосов.
Местом церемонии Принятия обета может быть любой открытый даосский монастырь, имеющий соответствующие условия. О предстоящем ее проведении монастырь обязан известить Отдел по делам религии местного народного правительства. Длительность церемонии со временем изменялась: некогда она составляла 3 года, в конце правления династии Цин – 100 дней, а ныне – «не более 28 дней».
Возглавляют церемонию Великий наставник принятия обета и посвящения в закон (Люйши) и восемь Великих наставников (Даши).
Традиция предусматривает определенные требования к Люйши: он должен в прошлом принять обет небесного сяня и являться настоятелем монастыря, где проводится церемония.
В число восьми Великих наставников входят:
Чжэнмэнши – толкующий «ученикам обета» смысл канонов и дающий ответы на их вопросы;
Цзяньцзеши – контролирующий строгость совершения обрядов и пресекающий любые нарушения их «учениками обета»;
Баоцзюйши – ведающий охраной принятия обета; обычно это смотритель монастыря, где проводится церемония;
Яньлиши – ответственный за ознакомление «учеников обета» с правилами и этикетом церемонии;
Цзюиши – исправляющий ошибки «учеников обета» во время совершения обрядов;
Тикэши – ответственный за чтение канонов, исповедь и состояние Алтаря принятия обета;
Дэнлуши – нарекающий каждого, принявшего обет, новым именем; он же заносит имена в «Реестр восходящих к истине» (Дэн чжэньлу);
Кроме того, для церемонии Принятия обета определен целый ряд вспомогательных должностей, имеющих свои особенности. Например, должность наблюдающего за поведением «учеников обета» (Цзючаши) определяется на все время прохождения церемонии, а должность следящих за поддержанием порядка в монастыре (Даочжиши) предусматривает ежедневную смену занимающих ее даосов.
В первые дни церемонии Принятия обета проводятся обряды «встречи Великих наставников» (Инши) и «ознакомления с сущностными основами даосизма» (Яньли). Затем следуют обряды «поклонения бессмертным» (пубяо сешэнь) и «испытание текстами» (каоцзи). В ходе обряда «поклонения бессмертным» «ученики обета» поклоняются святым и бессмертным во всех залах монастыря. Перед изваянием Лингуаня сжигается ритуальная бумага с именами «учеников обета», что символизирует исключение их из списка Владыки ада (Яньвана) и передачу трем небесным чиновникам: Неба (тяньгуаню), Земли (дигуаню) и Воды (шуйгуаню). Считается, что Лингуань постоянно следит за выполнением монахами принятых обетов.
В современном даосизме обряд «испытание текстами» проводят три наставника, каждый из которых предлагает «ученикам обета» одно из следующих заданий: письменно, по памяти, воспроизвести предложенный ему отрывок из Даосского канона; сочинить стихотворение; написать сочинение Таким образом, каждый испытуемый выполняет три задания, причем стихотворение и сочинение должны иметь религиозно-патриотическую тематику. Лучший по итогам испытания нарекается Небом, следующий за ним – Землей.
В религиозных учениях разных народов мира безусловной составляющей духовного преображения является осознание своих прегрешений и искреннее покаяние. Даосы школы Совершенной истины также считают, что спасение от зла возможно через покаяние и чтение «Канона Нефритового императора» («Хуанцзин»). В связи с этим главным, без чего невозможно получение священного сана, является подготовительный обряд (шэньцзе). Он совершается в следующем порядке. Утром даосы, проходящие церемонию, перечисляют все прегрешения, совершенные ими после ухода из мира, и согласно своим способностям, по желанию, принимают личные обязательства. Покаянная исповедь и обязательства каждого тщательно записываются и вечером того же дня оглашаются Великим наставником перед всеми коленопреклоненными «учениками обета», которые поочередно во всеуслышание подтверждают истинность сказанного о них. Затем один из Великих наставников зачитывает несколько десятков правил, которые даосы обязаны соблюдать в дальнейшей жизни, и каждый «ученик обета» вслух подтверждает свою решимость следовать им. После этого один из восьми Великих наставников обращается к Лингуаню с прошением об отпущении грехов будущим даосам.
Описанный обряд содержит элементы коллективной исповеди. Он известен в даосизме издавна, но развитие и распространение получил под влиянием буддийской идеи «воздаяния». Подобный прием духовного врачевания с давних времен бытует и в христианской церковной практике.
Кульминацией церемонии является принятие даосами обета, состоящее из трех этапов: обет истинного человека (Чучжэнь цзе); обет Высшего предела (Чжунцзи цзе) к обет небесного сяня (Тяньсянь цзе). Каждому этапу соответствуют установленные своды правил и Предписаний.
Первому этапу соответствуют Десять обетов истинного человека (Чучжэнь ши цзе) и Девять обетов истинной женщины (Нюйчжэнь цзю цзе).
Второму этапу соответствует Великий обет Высшего предела (Чжунцзи саньбай дацзе), включающий 300 пунктов. Большинство из них – это запреты, регламентирующие жизнь монахов до мельчайших подробностей. Например, четвертая заповедь Десяти обетов истинного человека – «не прелюбодействуй» – дополняется и конкретизируется целым рядом правил, запрещающих: непристойные мысли при взгляде на женщину (п. 8), разговоры и прогулке наедине с женщиной (п. 80), совместное проживание мужчин и женщин (п. 81), совместные трапезы и обмен одеждой между мужчиной и женщиной (п. 82). Кроме того, монахам запрещено убивать все живое (п.1), есть мясное (п. 2), пить вино (п. 3), выбирать во время трапезы более вкусную еду (п. 70), выбрасывать пищу в воду или в огонь (п. 41), мочиться в сторону севера (п. 59), показывать язык другому человеку {п. 104), громко смеяться (п. 113) и др. Строгое соблюдение каждого ограничения способствует постоянному самосовершенствованию даосов. Помимо запретов, Великий обет Высшего предела содержит более 80 предписаний, направленных на развитие «внутреннего делания» монахов. Так, они должны достичь «опустошенности» сердца посредством освобождения его от чувств, желаний и мыслей, наполняя его «лишь пустотой, лишь тишиной» (п. 238). Достижение внутренней тишины, гармонии, цельности душевных и телесных состояний требует постоянного духовного труда. Это путь индивидуального общения с Небом в созерцательной жизни, когда, используя душевные глубины отдельной личности, внутреннее ставится над внешним, «безмолвие» над обрядом К психотехнической практике относится и п. 258, согласно которому даос должен сосредоточиться на созерцании «десяти сторон»; при этом виде медитации для него не остается ничего сокрытого во внешнем мире. Часть предписаний побуждает адепта к погружению в созерцание своих небесных странствий и бесед со святыми и бессмертными. Например, даос должен погрузиться в размышления о поклонении «трем изначальным Небесным достопочтенным» (саньюань тяньцзунь), пребывая во Дворце семи сокровищ нефритовой чистоты (Юйцин Цибаогун) (п. 283) или в беседы-рассуждения о дао с истинными людьми во время пребывания в различных небесных дворцах (п. 289). Можно предположить, что это одна из разновидностей духовной практики, связанной с визуализацией, приемы которой получили широкое распространение в мистическом опыте даосов со времени школы Небесных наставников. Монахи, прошедшие второй этап принятия обета, нарекаются наставниками сокровенного Дэ (Мяодэши). Даос, не нарушивший в последующей жизни принятых обетов, становится бессмертным и получает титул истинного человека сокровенного Дэ (Мяодэ чжэньжэнь).
Третьему этапу принятия обета соответствует свод 27 способов (фа), состоящих из «десяти неизмеримостей» (букэ чэнлян). К «неизмеримостям», применяемым в каждом способе, относятся: разум, доброта, терпение, добродетель и др. Принявший обет небесного сяня нарекается наставником 66-кровенного Дао (Мяодаоши) Даос, никогда не нарушивший всех принятых обетов, получает титул истинного человека сокровенного Дао (Мяодао чжэньжэнь).
«Сердцем» церемонии Принятия обета является таинство посвящения, которое проводится ночью. Содержание и регламентация его закрыты для непосвященных Упоминание об этом таинстве встретилось нам единственный раз под названием «этапа секретов алтаря» (митань). Только после этого таинства «ученики обета» официально становятся даосами во всей полноте.
Завершают церемонию Принятия обета обряды «передача облачения и чаши обета» (чуаньшоу ибо), «благодарение бессмертных» (цзиньбяо сешэнь) и «вручение свидетельства обета» (фафан цзеде). Имена монахов, принявших обет, заносятся в «Реестр восходящих к истине» (Дэн чжэньлу).
Церемония Передачи реестра, по преданиям школы Правильного единства, восходит к первому Небесному наставнику Чжан Даолиню (III в. н.э.). Утвердилось мнение, что начало ее ежегодного проведения в горах Лунхушань во время праздников Трех начал относится к четвертому поколению Небесных наставников. Занятия с послушником школы Истинного единства включают: ознакомление с даосской доктриной, ритмическое чтение канонов, практические навыки участия в службах, изучение и соблюдение обетов и заповедей, психофизические упражнения. После достижения учеником достаточного уровня духовного развития наставник рекомендует его к прохождению церемонии Передачи реестра. Считается, что в ходе этой церемонии имя даоса включается в Небесные списки, он получает священную должность и занимает законное место в духовной иерархии. Даосы, удостоившиеся получения реестра, служат проводниками между людьми и небесными сферами. Только они могут возглавлять священнослужения.
Считается, что если уровень духовного развития даоса не соответствует той или иной ступени передачи реестра, церемония может нанести вред его психическому и физическому здоровью. Этим объясняется длительность подготовки даосов к прохождению каждой ступени: «Повышение реестра осуществляется не ранее трех лет после получения первоначального реестра, а дополнение реестра – спустя восемь лет».
Список литературы
даосизм монах ритуальный
1. «История религи». В 2 т. Учебник / под общей ред. И.Н. Яблокова. М., 2006;
. Вэнь Цзянь, Л. А. Горобец «Даосизм в современном Китае» Амурский государственный университет, 2002.