- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,54 Мб
Деятельность Апостола А. Первозванного
1. Житие Апостола Андрея Первозванного
кафедральный собор апостол
Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее – добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей – греческое и в переводе значит мужественный.
В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбаками, отца их звали Ионою. Семья была небогатой, но благочестивой и дружной. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.
Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке ИорданИоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.
Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом.
В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: «Вот Агнец Божий». Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Потом Андрей нашёл своего брата Симона Петра и тоже привёл его к Иисусу.Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр» (Ин. 1, 35-42).
Матфей же повествует о том, как Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили рыбу, забрасывая сети в воду. Иисус обратился к ним со словами: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они последовали за ним, оставив свои сети.
Писание доносит до нас весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но его жизнеописание говорит само за себя. В Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов Андрей указал на мальчика, имевшего «пять хлебов ячменных и две рыбки» (Ин. 6:8-9). Он же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20-22). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3).
Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за ним его Первозванный апостол. После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.
Двенадцать учеников Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников ко Христу. Святому Андрею выпали по жребию обширные земли, которые занимали территорию севернее Понта Эвксинского (Чёрное море), простиравшиеся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море) и реки Танаис (Дон) до реки Гипанис (Южный Буг) на западе и включавшие в себя Крымский полуостровов, а на севере ограниченную Скифскими, или Рифейскими, горами. По мнению ряда исследователей, словом «скифы» позднеантичные и ранневизантийские авторы могли обозначать иные народы, обитавшие в Северном Причерноморье, то есть на бывших скифских землях. Святой Андрей прошёл эти города и страны, неся язычникам евангельскую проповедь. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря, которое в те времена называли «Эвксинским Понтом» («Гостеприимным морем»).
Почти всюду, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, он претерпевал множество скорбей и страданий. Но, подкрепляемый силой своей веры, святой Андрей «с услаждением» переносил все бедствия во имя Христа. Особенно много мучений пришлось встретить Первозванному апостолу в городе Синопе, где язычники подвергли его жестоким пыткам. Но, как говорит предание, «благодатью своего Учителя и Спасителя святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран».
Продолжая свой проповеднический путь, апостол прошёл через города Неокесарию и Самосаты, через страну Аланы, через земли Абасков и Зигов. По преданию, язычники зиги сначала не приняли евангельскую проповедь святого Андрея и даже хотели убить апостола, но, дивясь его кротости и подвижничеству, оставили своё намерение. Пройдя через Боспорское царство, он предпринял морское путешествие во фракийский город Византий. Апостол первым проповедовал там учение Спасителя в будущем центре восточного христианства, где святой Андрей и основал Церковь. Он рукоположил в сан византийского епископа Стахия, одного из 70 апостолов Христа, о котором Павел упоминает в Послании к римлянам (16:9). Также святой назначил пресвитеров церкви, «чтобы они учили народ и совершали таинства«.
Древнерусские предания («Повесть временных лет», начало 12-го века) говорят о посещении Апостолом Андреем земель, на которых впоследствии возник Киев, и даже прослеживают путь Апостола до Новгорода и до северных русских земель. Ни доказать, ни опровергнуть эти легенды невозможно.
В данном предании говорится, что по Промышлению Божию, он дошел до реки Днепра, в Российской стране, и, пристав в Киевским горам, остановился на ночлег. Встав поутру от сна, он сказал бывшим при нем ученикам:
Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю Российскую землю.
Взойдя на горы, святой благословил их и водрузил крест, предвозвещая принятие народом, обитавшим здесь веры от своей Апостольской кафедры, основанной в Византии. Пройдя и выше лежавшие российские города, – где расположен ныне великий Новгород, – посетив еще и Рим, он возвратился в греческую страну Эпир, и снова пришел во Фракию, утверждая христиан и поставляя им епископов и наставников. Пройдя многие страны, он достиг Пелопоннеса и, войдя в Ахайский город, по имени Патры, остановился у одного почтенного мужа, по имени Сосия; он восставил его с одра болезни и после того обратил ко Христу весь этот город Патры. В то же время уверовала во Христа и жена местного правителя ЕгеатаАнтипата, по имени Максимилла, освободившись от тяжких оков недуга и получив скорое исцеление. И мудрый Стратоклий, брат Антипатов и многие иные, одержимые различными недугами, выздоровели чрез возложения рук Апостола. Тогда ЕгеатАнтипат пришел в бешенство, и, схватив святого Апостола, пригвоздил его ко кресту.
С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног его к кресту, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы «Х» и получил название «Андреевский крест». Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душей сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света освятило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его.
Русская церковь, приняв веру Христову из Византии, епископы которой ведут свое преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы Х, под сенью которого русские одержали множество побед.
2. Чудеса, совершаемые Андреем Первозванным
в городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
в Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
в Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его. Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.
также в Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
в городе Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила. Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
в городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури. Филопатр обратился с просьбой к апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
в городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа, найденного в яме убитым.
в городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.
«Золотая легенда« также сообщает об одном из чудес апостола, о котором нет упоминания в «Четьи-Минеях«, но которым можно объяснить почитание Св. Андрея как покровителя мореходов: однажды он воскресил сорок мужей, направлявшихся к нему, чтобы получить учение о вере, но утонувших из-за шторма, вызванного дьяволом. Поэтому в гимне Апостолу поется: "Quater nosiu venessub mersos maris fluctibus vitae reddidit us ibus." В другом случае, записанном в «Золотой легенде», апостолу удалось молитвой успокоить бушующее море.
Ещё одним любопытным эпизодом легенды является христианский ответ святого апостола на придуманный дьяволом основной вопрос о том, что выше – земное или небесное: «На имперских небесах, где находится Иисус Христос, который является формой нашей плоти, Он превыше всех небес»!
3. Мощи Апостола Андрея Первозванного
.1 Собор ап. Андрея Первозванного в г. Амальфи (Италия)
Город Амальфи лежит там, где скалы врезаются в море и стоят отвесной стеной на всем протяжении амальфитано-позитанского побережья. Здесь всегда много туристов, приезжающих сюда чтобы полюбоваться красотами этого нерукозданного берега. Когда-то город Амальфи являлся центром властной Морской Республики и имел огромную власть на море. Амальфи поддерживал тесные связи с другими морскими державами и вел бойкую торговлю со странами Востока.
Жемчужиной города является кафедральный собор, архитектура которого включила в себя элементы византийского искусства. В крипте собора почивают мощи святого апостола Андрея Первозванного. История их нахождения в Амальфи следующая:
Святой апостол Андрей пострадал в городе Патросе, где был распят за проповедание веры Христовой. В 357 году мощи святого апостола были перенесены из Патроса в Константинополь, но его глава оставалась в Патросе.
В 1460 году, после захвата турками Греции глава святого апостола была привезена из Патроса в Рим, где хранилась в базилике святого Петра в Ватикане а течении 5 веков. В 1964 году честная глава была возвращена папой Павлом VI в греческий город Патрос.
Во время византийского разорения 1203 года крестоносцами, останки мощей святого апостола Андрея были похищены из храма святых апостолов в городе Константинополе. Петр из Капуи- кардинал Амальфийской церкви, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами прибыл в Константинополь и взял из храма святых апостолов мощи святого апостола Андрея вместе с другими реликвиями и совершенно тайно отвез их в Раэту, а оттуда переправил в Амальфи, где они до настоящего времени и почивают в кафедральном соборе.
Мощи св. Ап. Андрея Первозванного, похищенные крестоносцами из Константинополя и перевезенные в итальянский город Амальфи, не мироточили больше сотни лет. Итальянские паломники протирали коленями мраморные плиты великолепного собора, проливали пот и слезы, стоя на молитве и умоляя Апостола откликнуться и дать знак, что он их простил, но Апостол был неумолим. Для мощей выстроили колоссальный собор, денно и нощно у гробницы шли службы, но мощи, изобильно мироточившие у православных, несколько раз в год миро вычерпывали из гробницы золотым ковшом, – мироточить перестали. И только когда умер последний из тех, кто мог иметь какое-то отношение к святотатству, к грабежу Константинополя, Апостол смилостивился над латинянами. Не в последнюю (а может быть, в первую) очередь потому, что сюда, в Амальфи, приезжали и православные. Приезжали и оплакивали потерю такой великой святыни… «…Слава Богу, мироточение возобновилось, – рассказывает мне православный священник, который служит в Амальфи и раз в неделю на гробнице с мощами св. Ап. Андрея совершает Литургию для православных людей. – Сегодня мощи мироточат очень обильно. Мы делаем так: смачиваем в этом мире ватку и кладем ее в бумажный конверт. Всякий приходящий поклониться мощам получает такой конвертик».
Кафедральный собор святого апостола Андрея Первозванного Собор, стоящий почти у входа в город, очень красив внешне. Вход в собор осуществляется либо в определенные часы, когда проходят службы, либо по билетам во все остальное время.
Из «райского дворика» мы попадаем в Базилику Распятия. Она является первым кафедральным собором города и построена в 833 году. В настоящее время в ней выставлены, как музейные экспонаты, церковные сокровища, привезенные из крестового похода на Константинополь. Среди них дискосы, иконы, реликварии для мощей, золотые и серебрянные изделия для богослужений.
Из базилики Распятия, спустившись вниз по лестнице, мы сразу же попадаем в крипту собора, где сохраняются мощи святого апостола Андрея. Над гробом апостола стоит величественная статуя работы скульптора Микеланджело Наккерино. Помолившись у раки святого апостола Андрея, поднимаемся по другой лестнице вверх в собор.
Собор был отстроен в 987 году. Внутреннее убранство храма в стиле барокко. В главном алтаре весит икона с изображением мученичества святого апостола Андрея. В правом нефе собора мы видим статую святого апостола Андрея. В ней находятся кости черепа святого апостола. В главном алтаре собора стоит саркофаг архиепископа Петра из Капуи, того самого, кто привез из Константинополя мощи святого апостола Андрея.
Рис. Статуи на крыше Собора Святого Апостола Петра в Риме. Спаситель. Рядом – достойнейшие: Иоанн Креститель и первый из Апостолов, пошедший за Иисусом, – Апостол Андрей.
Рис. Статуя Ап. Петра в Амальфи, у базилики, где почивают его мощи
Рис. Широкая лестница, ведущая вверх, к вратам собора
Рис. Бронзовое изображение Ап. Андрея на вратах собора, отполированное пальцами паломников за тысячу лет
Рис. Внутри храма
Рис. Гробница святого ап. Андрея Первозванного. Мироточущие мощи
3.2 Собор ап. Андрея Первозванного в Патрах (Греция)
В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного – крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом – большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол. Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить эту святыню, находившуюся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню; один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.
Но надо сказать, что со Средневековья хранится здесь и еще одна частица мощей Ап. Андрея – его палец. Как она сюда попала, если мощи, похищенные крестоносцами, с 11-го века находились в Амальфи? Прикладываясь к мощам в Амальфи, его… откусила и вернула на историческую родину одна благочестивая православная христианка.
Рядом с собором – другой, средневековый, храм, построенный как раз на том месте, где принял мученическую кончину Андрей Первозванный, а также пещера, в которой из-под земли бьет источник. Согласно преданию, он появился в момент смерти Андрея Первозванного.
Андрей Первозванный считается покровителем Патр, поэтому в день памяти святого – 13 декабря – местные жители традиционно отмечают День Города, который начинается с крестного хода из храма к центру города. Зачастую к крестному ходу присоединяется и президент Греции.
Рис.
Рис. Греческий город Патры. Собор Святого Апостола Андрея
Рис. Внутри храма Престол в правом приделе, на котором в серебряном ковчеге хранится часть главы Апостола Андрея.
Рис. А за престолом – Х-образный крест с вмонтированными в него подлинными частицами креста, на котором был распят Ап. Андрей.
Рис. В пятидесяти метрах – средневековый храм, построенный на месте мученической кончины Ап. Андрея
Рис. Крест, установленный на том самом месте, где предал свою душу Богу Апостол Андрей Первозванный. Патры. Греция
Список использованных источников
. Кузьмин А. Г. Сказание об апостоле Андрее и его место в начальной летописи // Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С. 37-47
. Мюллер Л. Древнерусское сказание о хождении апостола Андрея в Киев и в Новгород // Летописи и хроники: 1973. М., 1974. С. 48-63;
. Свенцицкая И. С. Легенды об апостоле Андрее. Деяния апостола Андрея и мученичество апостола Андрея / Судьбы апостолов: мифы и реальность. – М.: Вече, 2006. – С.139-166
. Чичуров И. С. «Хождение апостола Андрея» в византийской и древнерусской церковно-идеологической традиции // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 7-23.
ено н