- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 18,35 Кб
Деятельность библиотеки им. Максима Горького
Введение
В настоящее время Национальная библиотека (бывшая Максима Горького) является самой популярной библиотекой среди населения. Естественно, людям, которые туда ходят, хотелось бы знать, как функционировала их библиотека в послевоенный период, во время Хрущевской оттепели.
Моя работа направлена на рассмотрение деятельности библиотеки имени Максима Горького от послевоенного периода до окончания председательства Никиты Сергеевича Хрущева.
Цель работы – рассмотреть деятельность библиотеки им. Максима Горького.
Задачи:
.Изучить опыт комплектования библиотечного фонда;
2.Освятить проблемы хранения и использования документов;
.Рассмотреть научно-справочный аппарат библиотеки
Работа включает в себя две главы. Глава 1 разбивается на 2 тематических параграфа. Глава 2 делится на 5 тематических параграфов. Из них вы узнаете, как устроена структура библиотеки, какие должности в ней существуют, как происходило хранение и комплектование книг в библиотеке. Какие проблемы встречались на этом пути и как они решались. Как использовались документы и книги в общественной деятельности и в политике.
В работе Храм мой библиотека Сергеев Т.Ф. рассказывает историю деятельности библиотеки с момента ее появления до наших дней. В ней он делает вывод, что библиотека на тот период занималась в основном пропагандой партийной идеологии. При этом не всегда учитывалось комплектование и хранение книжного фонда.
Глава 1. Организационная структура библиотеки им. А.М. Горького в 1947-1964 гг.
1.1Структура и функции библиотеки
Библиотека состоит из следующих структурных подразделений:
.Читальный зал;
2.Абонемент;
.Отдел обработки книг;
.Книгохранилище и спецхранение;
.Библиографический отдел;
.Методический отдел;
.МБА;
Читальный зал занимается следующими видами услуг:
.Предоставление документов для работы в помещении библиотеки в ее рабочее время;
2.Организация книжных выставок-просмотров;
.Обслуживание иногородних пользователей;
.Предоставление в пользование справочного фонда (Энциклопедии, словари, справочники…) и последних номеров периодики за текущий год;
.Формирование информационных дайджестов, папок-накопителей и т.п. в соответствии с запросами жителей города;
.Содействие повышения информационной культуры.
Абонемент делится на сектор юношества и сектор обслуживания специалистов. В абонемент входят следующие функции:
.Обеспечение свободного доступа к универсальному документному фонду отдела обслуживания;
2.Предоставление документов для использования вне библиотеки на определенных условиях;
.Организация дифференцированного обслуживания по категориям пользователей;
.Содействие формированию культуры чтения в процессе индивидуальной работы с пользователем;
.Организации комфортного пространства для обслуживания пользователей;
.Информационная поддержка пользователей по вопросам образования самообразования и профориентации.
Отдел обработки книг выполняет следующие функции:
.Комплектование единого фонда муниципальных библиотек;
2.Обеспечение полной научной и оперативной обработки вновь поступающих документов;
.Обеспечение своевременного учета документов, способствующего его сохранности;
.Ведение электронного каталога "Новые поступления литературы" и "Периодические издания".
Отдел книгохранения – закрытое структурное подразделение библиотеки, который осуществляет формирование, организацию, хранение, обеспечение сохранности библиотечного фонда, удовлетворение информационных запросов пользователей и абонентов библиотеки, методическое обеспечение деятельности библиотек республики в области организации, сохранения и использования библиотечных фондов, участвует в разработке научных проблем по вопросам организации и хранения библиотечных фондов.
Универсальный по характеру фонд включает в себя книги, журналы, продолжающиеся издания, газеты, карты, издания на микроносителях общим объемом около 700 тыс. экземпляров, хронологический охват – с 1923 года. Фонд книгохранения располагается в инвентарно-форматном порядке. В отделе находится топографический каталог, содержащий информацию о фондах структурных подразделений. Отдел производит прием, распределение новых изданий по структурным подразделениям. Одним из приоритетных направлений работы отдела является формирование и сохранность фондов. Отделом постоянно проводятся изучение фонда, выявление, изъятие непрофильных, ветхих, дефектных изданий и их оперативное исключение из фонда. Ежегодно по графику проверяются подсобные фонды отделов библиотеки.
При отделе работает Центр консервации и реставрации библиотечных фондов:
1.осуществляет комплекс мероприятий по консервации фондов и внедряет в практику работы фазовую консервацию (изготовление контейнеров из бескислотного или переплетного картона);
2.проводит работы по ручной реставрации документов: мелкий ремонт и переплет;
.следит за контролем и режимом хранения библиотечных фондов (температура, влажность, освещенность);
.оказывает методическую, консультативную и практическую помощь библиотекам республики по вопросам консервации.
В 1978 году выделен депозитарный фонд национальной, краеведческой и местной печати, представляющий историческое и культурное достояние чувашского народа. Задача фонда – формирование национального библиотечного репертуара документов на русском и чувашском языках, издаваемых на территории Чувашской Республики и обеспечение
постоянного хранения информации (с возможностью перевода документов на другие носители).
Обслуживание пользователей производится при наличии заполненного читательского требования. Число документов, выдаваемых для работы в читальном зале, не ограничено.
В настоящее время в штате отдела 10 сотрудников с высшим и средне-специальным образованием.
Библиографический отдел помогает выполнять следующие функции:
.заказать по заявкам копии статей из периодических изданий, фрагментов книг и других документов, хранящихся в фондах библиотек СССР;
.выполнить библиографические справки по индивидуальным запросам читателей;
.предоставление оперативной консультации библиографа по методике поиска литературы в указателях, каталогах, картотеках.
Методический отдел Республиканской библиотеки им. М.Горького был создан в 1938 г. как методический кабинет с одним сотрудником.
До начала Великой Отечественной войны работа методического кабинета была направлена на оказание практической помощи библиотекам в организации справочно-библиографического обслуживания, продвижения антирелигиозной, оборонной и общественно-политической литературы. После окончания войны – на широкое развертывание пропаганды естественнонаучных знаний среди населения, привлечение к научно-просветительской деятельности интеллигенции. Другой немаловажной задачей являлось оказание помощи библиотечным кадрам в повышении их культурно-политического уровня и производственной квалификации.
Межбиблиотечный абонемент обслуживает абонентов и читателей. Производит международный книгообмен и осуществляет координацию библиотек республики в области МБА, организует научно-исследовательскую деятельность по профилю работы сектора. Так же выдает абонементам литературу на дом.
.2 Кадровый состав библиотеки
Название должностиКоличество человек Директор1Зам. Директора3Зам. Отделами7Ст. Библиотекари3Библиотекари6Мл. Библиотекари5Пом. Библиотекаря1Библиограф методист1Библиотекарь техник1
Директор – осуществляет руководство библиотекой в соответствии с действующим законодательством. Является организатором творческо-производственной деятельности библиотеки, распоряжается финансовыми средствами библиотеки, утверждает структуру и штатное расписание. Отвечает за эффективное использование материальных, финансовых ресурсов библиотеки. Организует формирование библиотечного фонда, принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами. Формирует перспективные и текущие планы. Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, органами научно – технической информации, общественными организациями, зарубежными учреждениями. Организует учет и установленную ответственность. Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, правил организации труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Зам. директора – осуществляет руководство библиотекой по библиотечно-информационному обслуживанию читателей. Организует разработку перспективных и текущих планов работы и контролирует их выполнение. Обеспечивает работу по обслуживанию читателей, включающую в себя индивидуальные и массовые формы, справочно-библиографическое обеспечение, функционирование межбиблиотечного и заочного абонементов. Принимает участие в комплектовании библиотечных фондов библиотеки. Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, правил по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Зам. отдела – Руководит структурным подразделением библиотеки, выполняющим определенные функции в соответствии с творческо-производственной деятельностью библиотеки. Организует разработку перспективных и текущих планов работы подразделения и контролирует их выполнение. Ведет учет работы отдела. Проводит научные исследования в области библиотековедения, библиографии, истории книги или других областях, соответствующих задачам и планам деятельности библиотеки. Изучает передовой опыт организации работы отечественных и зарубежных библиотек, анализирует и готовит предложения по его использованию. Контролирует соблюдение работниками производственной дисциплины, правил по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
Старшие библиотекари, библиотекари, младшие библиотекари, помощники библиотекаря имеют следующие должностные обязанности:
1.Организуют работу библиотеки, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.
2.Составляют каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.
.Обслуживают людей на абонементе, и в читальном зале, организуют и проводят связанную с этим информационную работу (выставки, витрины, и другие мероприятия по пропаганде книги).
.Ведут учёт работы библиотеки и представляют установленную отчётность.
.Принимают книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведут соответствующий учёт, участвуют в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.
.Принимают в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причинённого книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей и в связи с недостачей, утратой или порчей книг.
.Принимают меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.
.Соблюдают правила по охране труда технике безопасности и противопожарной защите, следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.
Библиограф методист ведет работы по организации справочно-библиографического аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режиме. Выполняет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей. Принимает участие в подготовке библиографических материалов и пособий, методических материалов. Составляет рекомендательные списки литературы, подготавливает и проводит устные обзоры литературы. Ведет индивидуальное и групповое информирование абонентов о новой литературе. Библиотекарь техник занимается ремонтом оборудования в библиотеке, следит за правилами эксплуатации электронных приборов.
библиотека книжный фонд
Глава 2. Деятельность Библиотеки им. Максима Горького 1947-1964 гг.
.1 Подготовка кадров
Для повышения квалификации работников библиотека проводит совещания, семинары, ученичества, консультации, курсы.
На совещании обычно присутствуют представители Министерства Культуры ЧАССР, отдел пропаганды и агитации Обкома КПСС, работники республиканской библиотеки, дирекция и преподавательский состав Цивильского библиотечного техника, директор республиканского бибколлектора, работники районных, городских, детских и сельских библиотек. Всего в работе совещания принимает участие 74 человека.
Сообщается повестка дня. Например:
1.О состоянии библиотечного дела в республике (доклад).
2.Пропаганда материалов Пленума ЦК КПСС (Доклад и обмен опытом работы).
.Работа библиотек во время подготовки и проведения выборов в Верховный Совет Союза СССР
В порядке обмена опытом заслушиваются сообщения семнадцати районных, городских, детских и сельских библиотек по следующим вопросам: Массовая работа библиотек по пропаганде материалов Пленума ЦК КПСС, Работа библиотек в помощь партийному и комсомольскому просвещению, Роль районной библиотеки, как методического центра района, Справочно-библиографическая работа библиотеки, Передвижная работа в районе, Привлечение каждой колхозной семьи в библиотеку, Работа библиотеки в помощь агрозоотехучебе, Работа библиотеки в период подготовки и проведения в Верховный Совет СССР и др. На этом совещание оканчивается.
Семинары проводятся во втором квартале текущего года. В семинаре принимают участие работники районных, сельских, детских, городских библиотек, работники профсоюзных библиотек.
На семинарах заслушивается повестка дня, и начинают заслушиваться доклады. Так же помимо докладов на семинарах практикуется заслушивание одной – двух библиотек. Предварительно перед этим проводится фронтальная работа этой библиотеки. На семинаре докладывает сам библиотечный работник, а потом проверяющий. Во время таких обсуждений вскрываются упущения, недоделки в работе. И на семинаре коллеги могут подсказать, как исправить работу.
Бывает так, что семинар проходит в течение нескольких дней. Такие семинары называют двухдневными. Перед их проведением проводится трехдневный кустовой методический семинар, на котором обсуждаются вопросы проведения двухдневного семинара. Для библиотек, которые будут участвовать в двухдневном семинаре рассылаются обзоры на определенную тематику.
Сам двухдневный семинар длится 2 дня. В первый день обсуждаются общие доклады и содоклады. Во второй день начинаются разделения на секции. Например: Секция, заведующая районными и городскими библиотеками, секция заведующая детскими библиотеками и т.д.
Проведенные совещания и семинары помогают выявить ряд серьезных недостатков в работе библиотек. Например: установка занятий библиотечных секций на двухдневных семинарах работников культуры.
Каждый год библиотека набирает 5 человек и по средством ученичества подготавливает их для работы в сельских библиотеках ученики проходят полный курс теоретической и практической подготовки в соответствии с учебным планом и программой Министерства Культуры. После окончания учащиеся направляются на работу в сельские библиотеки. Проведением
теоретических и практических занятий с учениками занимаются работники методического отдела.
Консультации проводятся после проведения читательских конференций, литературно – художественных вечеров, библиографических обзоров. Так же письменные консультации даются районным и детским библиотекам по вопросам планирования работы и составления годовых отчетов.
В 1962 г. в методическом кабинете библиотекой был организован консультационный пункт, где еженедельно по понедельникам проводились консультации. Они проводятся для работников города Чебоксар и приезжих из районов. Так же еще проводятся и индивидуальные консультации.
Работники библиотеки участвуют в проведении месячных курсов по повышению квалификации библиотечных работников и зав. библиотеками. Курсы обычно проходят в течение 15 дней с конца текущего месяца до начала следующего месяца.
Программа курсов предусматривает ряд обзорных лекций по вопросам атеизма, международной и внутренней политики партии и правительства достижений страны за период от первой Февральской революции до текущего года. На курсах даётся анализ фондов и выдачи естественно – научной и атеистической литературы за текущий год, ряд консультаций по работе. Участники курсов присутствуют на показательных мероприятиях городских библиотек, посещают театры, просматривают широкоформатные фильмы, ознакамливаются с работой лучших профсоюзных и городских библиотек.
2.2Комплектование фондов
На 1 января 1955 года книжный фонд библиотеки составлял 233 912 экз., брошюр 1683. В 1954 г. поступило 24676 экз. на сумму 127341 р. 59к. Подписка на периодические издания оформлена на 31 т. рублей. В течение года из фонда выбыло 9401 экз. книг на сумму 29079р.89 к. по причинам:
.ветхости – 3916
2.устаревания – 5458
.не возврата читателями – 20
.по другим причинам – 7
Следует так же отметить, что в библиотеке находятся научные журналы. Например: Техника молодежи, Знание – сила и т.д. Журналы расписываются в картотеки. Например, для широкого круга читателей можно составить картотеку на тему: Новости науки и техники. В эту картотеку могут войти такие подтемы: Автоматика и телемеханика, Меченые атомы и их применение в народном хозяйстве, Полупроводники и их применение в науке и технике, Радиоэлектроника, ее достижение и перспективы развития и т.д.
Перед библиографическим отделом Чувашской республики стоят большие нерешенные вопросы. Один из них – упорядочить дело комплектования библиографическими указателями районные, городские и сельские библиотеки.
Во время комплектования книжного фонда библиотека пользуется новыми каталогами, аннотированными карточками, тематическими планами издательств, библиографическими пособиями.
В 1959 г. библиотека большое внимание уделяло комплектованию литературой 21 съезда КПСС, чувашской литературой.
Основным источником комплектования является бибколлектор Чувашкниготорга откуда поступило в 1959 г. 1328 книг на сумму 6019 руб. На средства бюджета из книжного магазина приобретено книг на 4850 рублей.
В этом же 1959 г. библиотека выписывала 27 названий газет и 63 названий журналов. Оформлена подписка на 1960 г. на газеты и журналы в сумме 4500 руб.
В 1960 году библиотека получила 28 названий газет и 222 журналов.
Комплектование библиотеки происходило по тематическому плану в соответствии с экономическим профилем республики.
В соответствии с инструкцией по библиотечной технике для областных библиотек в отделе обработки и комплектования ведутся картотеки: картотека текущего комплектования, составленная на тематических планах издательств, картотека доукомплектования, картотека на издание Чувашгиза, картотека выполненных заказов, а так же регистрационные картотеки периодических и подписных изданий.
При комплектовании через местную книготорговую сеть библиотека придерживается перспективного плана комплектования, в которым определенно количество приобретаемой литературы по отраслям знаний по типам литературы.
Кроме этого ежеквартально составляются оперативные планы комплектования, в которых учитываются важнейшие события политической и хозяйственной жизни страны и республики.
В целях доукомплектования фонда недостающими или отсутствующими изданиями проводится изучение книжных фондов. Были выявлены проблемы комплектования сельско-хозяйственной литературой на чувашском языке, что связано с неполучением библиотекой местного обязательного экземпляра в течение 1 квартала 1959 г. и 1 квартал 1960 года. Отсутствующие книги были приобретены в необходимом количестве.
Начато изучение книжного фонда абонемента. Проверена укомплектованность фонда литературой, рекомендуемой в программах различных кружков политического просвещения. В результате отдел общественно – политической литературы был доукомплектован нужной литературой, приобретено 750 экз. Проводилось доукомплектование отделов естественно – научной и технической литературы, в основном по неудовлетворенным запросам читателей библиотеки.
Необходимые книги закупались на месте, а так же выписывались из других городов через Книга – почтой.
В течение года работал совет по комплектованию. На совете обсуждено 74 тематических планов издательств на 1961г.
В 1961 г. Большое внимание уделялось комплектованию библиотеки литературой, определяющей ее научный профиль. В связи с подготовкой к открытию патентно-технического зала стала отдельно учитываться патентно-техническая литература, а так же стали отдельно учитываться диссертации, монографии, иностранная литература.
2.3 Хранение книжных фондов
Новые поступления книг хранились на полу между стеллажами в порядке инвентарных номеров.
В штате библиотеки отсутствуют контролеры, вход и выход в читательский зал был свободный. В 1954 году участились случаи выноса книг читателями. Борьба с задолженостью велась следующим образом. В целях ликвидации задолжности отдел выдачи книг на дом посылал повестки – извещения, индивидуальные письма с просьбой возвратить книги. К злостным нарушителям правил пользования абонементом посылались извещения через нотариальную контору. 2
В 1954 году проведена проверка подобного фонда абонемента и с 1 июня по 25 июля абонемент был закрыт для читателей. К моменту проверки за отделом числилось книг по документам 76915 экз. На весь фонд были составлены контрольные талоны. До сверки проводился отбор устаревших и ветхих изданий, всего было снято по ветхости 1947 экз., устаревших изданий 1206 экз., отобрано и сдано в переплет 402 тома. В результате сверки недостающих книг оказалось 359 экземпляров. Ценные недостающие книги в количестве 155 экз. работниками абонемента заменены равноценными книгами из своих личных библиотек. За читателями осталось литературы, выданной в 1954 г., 224 тома. После проверки не оказалось в наличии и не числится по документам 204 экз. Таким образом, на 1 января 1955 г. учтено за отделом выдачи заинвентаризованных книг и журналов 73558 экз.
Систематически проводится работа по очищению книжного фонда от устаревшей литературы. По причине устарелости списано 213 книг и брошюр, по ветхости 423 экз. Ведется книга суммарного учета книжного фонда. Книжный фонд записан в 12 инвентарных книгах, фонд распределен между отделами библиотеки. Проведена проверка книжного фонда абонемента.
За 1960 г. обработано 25.106 экземпляров книг. Из фондов библиотеки выбыло 17.611 экз. книг на сумму 74.442 руб. 39 коп. Из них: Передано в другие библиотеки – 5.429 экз., списано по ветхости – 4.707 экз., по устарелости – 7.447 экз., по другим причинам 23 экз. Во все имеющиеся в библиотеке каталоги за год вшито 58.600 карточек.
Проведена работа по очищению карточек на устаревшую и дублетную литературу в систематическом каталоге читального зала. Для консультации приглашались специалисты. Таким образом, всего переделано в систематическом каталоге читального зала 113 ящиков.
.4 Создание НСА библиотеки
К началу 50-х годов появилась необходимость в инвентаризации книжного фонда. С 1938 года существовали 3 самостоятельных инвентаря на фонды: книгохранилища, читального зала и абонемента. Теперь же фонды читального зала и книгохранилища были объединены. Составлялись контрольные талоны на весь фонд. В библиотеке имелись: для служебного пользования – генеральный алфавитный список, алфавитный каталог абонемента, алфавитный каталог читального зала, алфавитный каталог книгохранилища, для читателей – систематические каталоги абонемента, читального зала, книгохранилища, каталоги журналов и журнально-газетных статей, алфавитные и алфавитно-систематические каталоги на чувашском и иностранном языках.
Генеральный алфавитный каталог (ГАК) книг является основной частью справочно-информационного аппарата РНБ и включает каталог на русском языке, каталог на украинском языке, каталог на белорусском языке и каталог на иностранных европейских языках. Генеральный алфавитный каталог содержит библиографические записи на книги основного фонда Библиотеки, в том числе собраний и коллекций, имеющих специальные каталоги (фонд Центральной справочной библиотеки, земские издания, фонд литературы по библиотековедению, коллекции "Россика", "Полиграфия", фонды Отдела эстампов и Одела национальных литератур).
В октябре 1955 года была создана комиссия для ознакомления с состоянием техники безопасности, охраны труда и противопожарной безопасности в республиканской библиотеке. Комиссия отметила ненормальное положение в хранении и размещении книжных фондов. Для размещения книжного фонда в 260000 экз. требуется помещение в 650 кв.м., фактически же под книжные фонды занято немногим более 300 кв.м. то есть в 2 раза меньше.
Комиссия отметила отсутствие минимальных нормальных условий для читателей, минимальных санитарно – гигиенических условий для сотрудников библиотеки.
Комиссия пришла к заключению, что библиотеку необходимо закрыть до решения вопроса о помещении. Библиотека была закрыта 20 дней, то есть на тот период, пока из книгохранилища и абонемента не была вывезена часть книг с тем, чтобы убрать стеллажи от печей и таким образом снять запрет МВД о топке 5 печей. Сотрудникам приходилось работать в холодном помещении. Было вывезено около 10000 книг в выделенную комнату в помещении городской детской библиотеки.
О крайне тяжелом положении республиканской библиотеки было известно руководству областных организаций и министерство культуры РСФСР. Однако вопрос о строительстве нового здания так и не был решен.
В работе библиотеки были выявлены следующие недостатки:
1.Библиотека недостаточно пропагандировала решения январского и июльского Пленумов ЦК КПСС.
2.Слабо организовано изучение сложного фонда основного книгохранилища с целью выяснения пробелов в комплектовании и доукомплектовании фондов.
.Не добились улучшения качества обслуживания читателей на абонементе и в читальном зале путем усиления руководства чтением читателей.
.Недостаточно обслуживается через МБА и заочный абонемент партийно-советский и колхозный актив, специалисты сельского хозяйства и промышленности республики. Мало сельских библиотек и библиотек МТС привлечено к пользованию МБА республиканской библиотеки.
.Слабо поставлена информационная работа библиотеки.
.Оказание методической помощи библиотекам республики проводилась не систематически.
Так же не уделялось должного внимания комплектованию фондов библиотек республики.
.5 Использование документов
В 1955 г. республиканской библиотекой было подготовлено 5 человек для работы в сельских библиотеках. Ученики прошли полный курс теоретической и практической подготовки в соответствии с учебным планом и программой Министерства культуры. После окончания учащиеся были направлены на работу в сельские библиотеки.
Методическим отделом дано 205 консультаций (при плане 200), из них: устных 99, письменных 106. Основное количество консультаций было дано по проведению читательских конференций, литературно – художественных вечеров, библиографических обзоров.
Читальный зал работал с 10 ч. утра до 22 ч. вечера. За это время он успевал обслуживать большое количество читателей. К примеру, за 1961 г. обслужено 4139 читателей, которым выдано 96.597 экз. книг
Из года в год растет выдача технической литературы, но уменьшился спрос на чувашскую литературу. В связи с этим в библиотеке будет открыт зал национальной культуры.3
Библиотека занимается массовыми мероприятиями. К примеру, за 1954 г. было проведено 6 читательских конференций по темам: Человек труда в советской художественной литературе, Вопросы семейного воспитания в произведениях А.С. Макаренко и т.д. Проведено 5 литературных вечеров. Для читателей и работников библиотеки проведен цикл лекций по вопросам сельского хозяйства. Кроме того проведены 3 лекции на естественно – научные темы.
Учитывая, что справочно-библиографическая работа тесно связана с агитацией лучшей литературы и является одной из форм руководства чтением, методический отдел совместно с библиографическим отделом в 1953-1954 г. провел большую работу по оказанию помощи районным и сельским библиотекам в постановке справочно-библиографической работы. Библиотекам были разосланы указания, что должны делать районные библиотеки по справочно-библиографической работе и вопросник для постановки опыта работы.
С целью помощи и постановки справочно-библиографической работы было сделано 5 выездов в Урмарскую, Вурнарскую и Алатырскую библиотеки. На месячных курсах работников районных библиотек большое место отводилось справочно-библиографической работе.
В 1955 г. проведено 6 читательских конференций. К примеру, конференция по книге чувашского писателя Талвира На Буинском тракте. Так же было проведено 5 литературно – художественных вечеров, 11 лекций. В целях пропаганды общественно – политической литературы библиотека проделала следующее: организовано книжных выставок – 34, календарей знаменательных дат – 32, лекций и докладов – 6, читательских конференций – 4, проведено библиографических обзоров – 6, составлено рекомендательных списков – 7, выдано библиографических справок – 366, организовано ящиков свободного выбора -10.
По сравнению с 1954 годом выдача общественно – политической литературы снизилась на 6%. В плане библиографической работы библиотека помогала местным организациям, учреждениям, предприятиям. Составляла и издавала рекомендательные библиографические пособия и списки литературы на актуальные темы для районных и сельских библиотек Чувашии; оказывала им методическую помощь в организации справочно-библиографической работы.
В 1959 году библиотекам разрешается выдавать книги, которые находятся на закрытом доступе. Перед районными библиотеками стоит задача выявить материальную базу, т.е. возможность каждой библиотеки для организации полного или частичного доступа к фондам.
В связи с этим библиотекам необходимо проинформировать горожан о данном решении правительства. Выставлять данную литературу на самом
видном месте в читальном зале.
Из крупнейших массовых мероприятий библиотека провела читательскую конференцию по книге Карнауховой Повесть о дружных и утренник на тему Два детства.
Так же для оказания помощи библиотекам республики методический отдел сделал 40 выездов, охвачено 100 библиотек, из них: 29 районных, 7 городских, 53 сельских, 4 детских и 7 библиотек МТС. Уточняются принципы организации открытого доступа:
1.Каждая библиотека должна разработать, исходя из местных условий, конкретные мероприятия, обеспечивающие использование в той или иной форме открытый доступ в библиотеке;
2.Организовать систематическое изучение библиотечными работниками всех разделов книжного фонда. Провести очистку фондов от устаревшей литературы. Дублетные экземпляры так же следует убрать;
.Тщательно продумать планировку помещений и оборудования, особен3
стеллажей и столов приема и выдачи книг;
.Для ознакомления читателей с расположением фонда на видном месте вывесить план – схему размещения отделов.
На боковых стенках стеллажей необходимо вывешивать четко написанные названия и обозначения отделов.
.При анализе работы библиотек, имеющих открытый доступ, обязательно учитывать число читателей, книговыдачи и посещаемость.
Проведено обзоров литературы и бесед о книгах 26 раз, Например: на обзорах литературы советских и зарубежных писателей Наш современник присутствовало более 100 учителей.
Особенно хорошо прошла читательская конференция по книге Медынского Г. Повесть о юности, на которой присутствовали учителя средней школы, старшеклассники, родители. Выступило на конференции 7 человек. Организованно прошла конференция по журналу Ялав за 1959 год, где присутствовало 114 чел. До конференции были проведены обсуждения этого журнала. На самой конференции выступило 9 чел.
В период весенних каникул для учащихся средней школы проведена литературная викторина по русской литературе. Имеется картотека рецензий, картотека художественных произведений, напечатанных в журналах.
В 1960 году библиотека получила 28 названий газет и 222 журнала. Комплектование библиотеки происходило по тематическому плану в соответствии с экономическим профилем республики.
В соответствии с инструкцией по библиотечной технике для областных библиотек в отделе обработки и комплектования ведутся картотеки: картотека текущего комплектования, составленная на тематических планах издательств, картотека на издания Чувашгиза, картотека выполненных заказов, а так же регистрационные картотеки периодических и подписных изданий.
При комплектовании через местную книготорговую сеть библиотека придерживается перспективного плана комплектования, в котором определено количество приобретенной литературы по отраслям знаний и по типам литературы.
Кроме этого ежеквартально составляются оперативные планы комплектования, в которых учитываются важнейшие события политической и хозяйственной жизни страны и республики. В целях доукомплектования фонда недостающими или отсутствующими изданиями проводится изучение книжных фондов.
Во время проверки книжного фонда были выявлены проблемы комплектования сельскохозяйственной литературой на чувашском языке, что связано с неполучением библиотекой местного обязательного экземпляра в течение 1 квартала 1959 г. и 1 квартал 1960 года. Отсутствующие книги были приобретены в необходимом количестве.
Начато изучение книжного фонда абонемента. Проверена укомплектованность фонда литературой, рекомендуемой в программах различных кружков сети политического просвещения. В результате отдел общественно – политической литературы был доукомплектован нужной литературой, приобретено 750 экз. Проводилось доукомплектование отделов естественно – научной и технической литературы, в основном по неудовлетворенным запросам читателей библиотеки. В течении года работал совет по комплектованию. На совете обсуждалось 74 тематических плана издательств на 1961 г.
Заключение
В завершении можно сказать, что какие бы проблемы не были бы в самой библиотеке, ее деятельность никогда не приостанавливалась. Напротив, она успевала помогать другим библиотекам. Так же продолжала поддерживать контакт с общественностью. Покупка новых специализированных книг продолжается до сих пор.
Уже на описываемом мной этапе видно, что если у библиотеки и появлялись проблемы в ее деятельности, комплектовании, то они тут же незамедлительно решались. Проводились все меры по решению данной проблемы. Были, конечно, и темные времена в начале деятельности библиотеки, но под чутким руководством директора библиотеки она смогла решить те проблемы, с которыми столкнулась на раннем этапе.
Если сравнить работу читального зала сегодня и работу читального зала 40-50 лет назад, то мы увидим, что время его работы только ненамного изменилось. Просто раньше, во время становления и развития советской власти, правительство боролось с безграмотностью среди простого населения. Поэтому и читальный зал работал с утра до позднего вечера. Сейчас же большая часть населения грамотны. Заходят в библиотеки редко, только если надо что – то сделать по заданию из школы или Университета. Бывает так, что заходят и из – за праздного любопытства или просто почитать какую-нибудь литературу. Ну и есть, конечно, ещё одна интересная категория людей. Это люди, которым интересна наука. Они ее хотят изучить. Хотят узнать, не открыли ли что новенькое ученые. Для них как раз существуют научные журналы, книги.
Так же в библиотеке большое количество словарей и пособий по разным языкам. Любой желающий может прийти и начать изучать интересующий его язык.
Список использованных источников и литературы
Источники:
1. ГИА ЧР. Ф. 779, оп.2, Д.№ 149;
. ГИА ЧР. Ф. 779, оп.2, Д.№ 151;
. ГИА ЧР. Ф. 779, оп.2, Д.№ 156;
. ГИА ЧР. Ф. 779, оп.2, Д.№ 159;
. ГИА ЧР. Ф. 779, оп.2, Д.№ 164;
. ГИА ЧР. Ф. 779, оп.2, Д.№ 166;
. ГИА ЧР. Ф. 779, оп.2, Д.№ 167;
. ГИА ЧР. Ф. 779, оп.2, Д.№ 171;
. ГИА ЧР. Ф. 779, оп.2, Д.№ 173;
. ГИА ЧР. Ф. 779, оп.2, Д.№ 177;
. ГИА ЧР. Ф. 779, оп.2, Д.№ 189.
Литература:
1. Сергеев Т.Ф. Храм мой – библиотека: история становления и развития национальной библиотеки в Чувашской республике. Чебоксары. 1999. С. 147
. Республиканская библиотека им. М. Горького Чувашской АССР 1871 – 1971. Путеводитель. Чебоксары. 1971. С.62