- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 403,87 Кб
Декоративная ваза
Содержание
1. Введение
2. Зарождение хохломской росписи
3. Приемы и виды Хохломской росписи
4. Ход работы
5. Технологическая карта
6. Заключение
7. Список литературы
Приложение
1. Введение
Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточены одна треть всех народных художественных промыслов России. Золотая хохлома одна из известных промыслов России. Мы восхищаемся яркостью и жизнерадостной хохломской росписи. Пожалуй не найти человека, который не держал в руках расписную деревянную ложку или не видел прекрасные и удивительные рисунки хохломских изделий, которые передавались из поколения в поколение на протяжении ста лет. Отдельные приемы "золочения" посуды, придающие деревянным изделиям неповторимое своеобразие, были известны хохломским мастерам уже в XVII в. Приемы были заимствованы у 168 иконописцев, применявших их еще со времен Древней Руси. В древней иконописи фон принято было покрывать золотом. Но потом ради удешевления мастера вместо золота стали применять серебро, точнее серебряный порошок.
Икону покрывали светлым лаком, сваренным из льняного масла, а затем помещали в протопленную русскую печь. От высокой температуры лаковая пленка становилась золотисто-желтой, а просвечивающее сквозь нее серебро приобретало сходство с настоящим золотом. При росписи деревянной посуды серебром покрывали лишь отдельные элементы узора или небольшие участки фона. Ведь серебро – тоже дорогой металл, хоть оно и* дешевле золота. Только замена в XIX в. серебра оловом позволила сделать посуду по-настоящему дешевой. Теперь уже тонким слоем металла покрывались не только отдельные части, но и вся поверхность посуды. В наше время олово заменено еще более дешевым и доступным материалом – алюминием. Далекая лесная глухомань Заволжья стала, таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков богатейшей сокровищницей древнерусского искусства. Это не могло не отразиться на развитии местной художественной культуры. На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом.
В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Наиболее состоятельные переселенцы стали торговцами и скупщиками. Занявшись росписью токарной посуды, иконописцы могли применить известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам тоже изготовлять оригинальные изделия, не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы. В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII – начала XVIII века.
В это время особое распространение получает растительный орнамент. Приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил – оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров. В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта. Все виды росписи продолжают развиваться и совершенствоваться. Художники постоянно ищут новые изобразительные мотивы в окружающей их природе. Изучив приемы традиционного письма, можно попробовать самостоятельно разработать несложную орнаментальную композицию. Богатый материал для новых орнаментов можно собрать в лесу, на лугу, в огороде, в саду и даже на пустыре, заросшем сорными травами. Толчок воображению могут дать самые обыденные, привычные растения, их листья, цветы и плоды. Стоит сорвать лист чернобыльника или пустырника, рассмотреть их внимательно, заинтересованно, и и они могут стать прообразами различных 176 орнаментов. Отправляясь в лес по грибы или по ягоды, а быть может, просто на прогулку, необходимо взять с собой блокнот и карандаш. Цветы можно зарисовать прямо в лесу. Это не отнимет много времени, ведь требуется сделать всего лишь набросок, в котором передать лишь самое основное, самое характерное. Отдельные листья, имеющие красивый силуэт, можно положить в блокнот и засушить. При разработке эскиза орнамента собранный материал окажет неоценимую помощь. Меня вдохновляют сказочные узоры хохломской росписи, ее изысканные и изящные композиции, которые радуют наш взгляд своим богатством и многообразием растительных элементов. Поэтому не случайно темой моей курсовой работы стала декоративная ваза выполненная в хохломской росписи в технике "Кудрина".
2. Зарождение хохломской росписи
Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки – "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.
Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.
Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.
Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами – розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.
Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.
Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII – XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.
Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.
Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два киота конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного музея. Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. Формы фантастических цветов очерчены контурными линиями и искусно разделаны штрихом. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.
Старообрядцы-раскольники привозили с собой древние иконы, рукописные книги, богато украшенные миниатюрами и орнаментальными заставками, узорные ткани, ювелирные изделия. Далекая лесная глухомань Заволжья стала, таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков богатейшей сокровищницей древнерусского искусства. Это не могло не отразиться на развитии местной художественной культуры.
На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Наиболее состоятельные переселенцы стали торговцами и скупщиками. Занявшись росписью токарной посуды, иконописцы могли применить известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам тоже изготовлять оригинальные изделия, не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы.
В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает. И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты. Узнав об этом, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие – на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких мастеров.
Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII – начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, Приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил – оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров.
В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.
На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта.
Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.
На изменении трактовки орнамента сказалось и восприятие мотивов природы, свойственное народным мастерам. На смену характерным для рисунков XVII века цветам и растениям приходили другие – более понятные и знакомые. Тюльпан становился похожим на колокольчик, лист винограда на лист клена, а рядом с ними появляются поэтичные веточки с русскими северными ягодами брусники и клюквы.
В искусстве орнамента Хохломы утверждаются характерные для народного декоративного творчества черты: большая образная выразительность росписи, декоративность, предельная строгость и скупость художественных средств. Наиболее ярко они проявились в травных орнаментах, преобладавших в росписи посуды. Усваивая новые приемы орнаментации, мастера сохраняли и более ранние традиции украшения посуды. 3. Приемы и виды Хохломской росписи
При выполнении росписи на объемных, сферических и цилиндрических поверхностях правильным считается положение руки четкой фиксацией локтя, т. е в процесс работы он почти не должен двигаться, а кисть руки должна перемещаться в нужном направлении, благодаря этому одним неразрывным движением можно проводить протяженные мазки.
В процессе росписи можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им поверхности изделия.
Обучение основам хохломской росписи следует начинать с умения держать мягкую круглую остроконечную кисть перпендикулярно плоскости листа и проводить ею линии, во всевозможных направлениях, не изменяя силы нажатия на кисть. Для развития глазомера и комбинаторных способностей учащимся полезно выполнять упражнения по сочетанию композиций из различного сочетания точек и стилизованных фруктов и ягод на основе точки и окружности.
Мазок с наплывом – капелька начинается с легкого касания кистью поверхности, с тонкой волосяной линии. Затем, при непрекращающемся движении в перед. Кисть постепенно прижимается к плоскости и останавливается в нужном месте. Предлагаются различные упражнения – дождик, пейзаж и витеечки. Витеечки – это декоративные композиции в полосе, иначе бордюры, которые обычно обрамляют саму роспись.
Обучающемуся, необходимо иметь представление о различных видах стилизованных цветов и листочков и о последовательности их изображения.
Верховое письмо дает возможность полнее использовать технику "золотой" окраски, оставляя "золотой" почти всю поверхность украшаемых вещей. Приемы и верхового письма позволяют мастерам импровизировать и сочинять разнообразные варианты узоров.
Травную роспись часто называют травкой. Основа ее растительного орнамента – природа, таящая в себе богатейший мир поэтических образов. Роспись исполняется свободным движением кисти. Рисунки ее динамичны и напоминают очертания трав, колеблемых ветром. Травная роспись привлекает своей тонкой музыкальной ритмичностью.
Выполнение травки начинают с наведения крупного сочного мазка, похожего на удлиненный лист, или стебля – центрального организующего элемента, вокруг которого разрастаются кудрявые травинки разных размеров и формы, мелкие ягодки, нанизанные на усики. Начиная работу, мастер берет в руки изделие и гибкой послушной кистью наносит его на поверхность крупные сочные мазки, создавая гармоничную композицию узора, плавно ложащегося по форме предмета. На дне чашек рисунки приобретают очертания розетки и изогнутого стебля, а по бортам образуют легкую цепочку из волнообразных завитков – бегунков и витеечек, опоясывающих форму подобно венку. Для правильного написания травного мазка тонкую с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета и ведут к себе, немного поворачивая кисть в ту сторону, куда должен изгибаться мазок. При этом надо следить за четким, волосяной тонкости началом и окончанием мазка. Изображая травинки, мастер довольно живописно чередует красный и черный цвета, не забывая соизмерять их с пятнами проблесков фона.
Далее, около основания этих удлиненных и плавно изогнутых листьев-мазков, художник размещает более мелкие штрихи и мазочки, изображая ветки или кустики с травкой. При этом он весьма разнообразно чередует красные и черные листики, создавая ажурный узор, в просветах которого сверкает "золото" фона. Выполнение травного орнамента может быть на этом закончиться, но для создания более сложного рисунка мастер обогащает его различными декоративными приписками, нанося тампончиком – тычком ягодки, исполняя легкими мазками колоски или тонкие усики – завитки, из свободных красочных мазков разнообразные формы цветов. Узорная сетка, образуемая мотивами приписки, усиливает впечатление легкости и живости композиции. Самая простая из них розетка в виде солнышка, называется часто и рыжиком, помещается на дне чаши, края которой либо декорируются чередующимися красными и черными мазками, расположенными по два или три и называющимися сестричками, либо остаются гладкими золотыми.
Самым затейливым и нарядным рисунком, украшающим чаши и блюда, считается орнамент с пряником – квадратом или ромбом, написанным на дне и напоминающим праздничный подарочный пряник, который по старинным обычаем подносили почетному гостю. В центре такого ромба или пряника мастера помещают растительный мотив или розетку – солнышко, а вокруг пряника традиционный рисунок осочки с гибкими удлиненными листьями, вьющимися по кругу – подобие травы, колышущейся от ветра.
Для орнамента под листок характерен рисунок сочных ярких листьев и ягод, расположенных вокруг гибких неподвижных стеблей, напоминающих веточки брусники, клюквы, и смородины. Орнамент под листок основан на сочетании работы кистью и тампончиком – тычом. По сравнению с многочисленной травкой более многоцветен – наряду с красным и черным часто присутствуют желтый, зеленый, коричневый.
Работа художника, выполняющего этот вид росписи, начинается с наведения кистью черного стебля и ветеечек завитков. Далее с двух сторон этого стебля равномерно наносятся кружочки ягод, чаще по три или пять.
Налепку листочков наносят на поверхность изделий округлыми мазками с помощью специально изготовленной для такой работы более толстой кисточки. Каждый мастер пишет листочки по-своему. Одни – с тонкими заостренными концами – зубчиками, другие, рисуя, оставляют в середине листочков просветы золотистого фона. Листочки ритмично группируют по два и по три, а иногда и более.
Фоновое письмо наиболее трудоемко, однако многих привлекает характерная нарядность золотистого силуэтного рисунка, круженного цветным фоном – черным, красным, или зеленным. Наибольшей декоративностью отличается роспись с черным фоном, на котором четко выделяются золотые силуэты мотивов росписи и ярко звучат сочные киноварные ягоды.
Выполнение росписи под фон мастер начинает с очертаний стеблей и листьев, плодов и цветов. На поверхность тонкой кистью наносятся контур рисунка. Затем следует отписка фона. Рисунок внутри намеченных контуром очертаний мотивов сохраняет свой металлический блеск, а окружающая его поверхность закрашивается цветом. Далее производится разживка. Блестящие силуэты орнамента обогащаются дополнительной прорисовкой деталей – цветы получают тычинки и украшаются разделкой киноварью или желтым кроном. На листьях проводятся прожилки.
Наряду с золотым силуэтным узором в роспись под фон вводится и мотивы приписки. Поверх фона выполняют ягоды, мелкие листочки, легкие кустики травки, а в промежутках между листьями, цветами и ягодами помещаются тонкие и гибкие усики с мелкими ягодами. У каждого из мастеров свои любимые узоры приписки, придающие своеобразие его росписи.
Рисунки кудрины своими крупными золотистыми формами напоминают орнамент поволжской резьбы, золотую роспись боярских палат и орнаменты рукописных книг 19 в. Ее мотивы составлены из различных по размеру округлых завитков, похожих на кудри, а кудри, согласно представлениям художников, – это признак красоты и счастливой жизни. Объясняя значение слова "кудрина", старейший мастер хохломы Степан Павлович Веселов привел весьма известную поговорку: "От хорошей жизни и кудри вьются"
Исполнение кудрины начинается с ритмического расположения на поверхности изделия контурного рисунка из завитков, очертания которых возникают в моменты плавных движений кисти и и проявляются более четко лишь при закраске фона. Фон мастера окрашивают в один или два цвета, по-разному сочетая плоскости, окрашенные черной и красной красками, или красной и зеленной. При окраске фона применяют также коричневые и желтые краски. Однако зеленый цвет в ее рисунках всегда преобладает. Разживка дается по наружным сторонам завитушек кудрин тонкими размашистыми штрихами. У цветов намечаются контуры лепестков, пятна, объединяющие орнамент и фон.
При выполнении традиционно, классической кудрины приписка не выполнялась. Однако за последнее время появилось много новых композиций кудрины, похожих на орнамент под фон, в которых золотые силуэты мотивов окружены легкими травными мазками киновари, а иногда и мелким узором с ягодами и цветами. Такая кудрина получила особенно широкое распространение в творчестве Семеновского коллектива хохломы.
декоративная роспись хохломская ваза 4. Ход работы
Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы. Истинными произведениями искусства становятся эти предметы – красивой формы, удобные в использовании, мастерски исполненные. К ним относится и "хохлома". Глядишь на распиные изделия и можно себе смело представить:
Солнце яркое встает, Спешит на ярмарку народ. А на ярмарке товары: Бочата, ложки, самовары, Поставцы, розетки, чаши.
Покупайте Хохлому нашу! На мой товар полюбуйтесь, Только не торгуйтесь! Ложки золоченые, узоры крученые,
Налетайте, налетайте, Покупайте, покупайте! Нет изделий краше Хохломы нашей!
Ну как тут устоять и не взяться за кисть, тем более, ч то перед тобой полуфабрикат-ваза. Надеюсь, что форма конечно подскажет какой мотив выбрать для росписи. Для меня более мил мотив с ромашками. Самыми русскими полевыми цветами. Три букета будут расположены на тулове вазы, небольшие веночки на верхней части и подставке. Края украсят орнаменты из листочков. В качестве дополнений и приписок можно использовать стилизованные колоски и травки. В целом получается композиция напоминающая нам просторном о засеянном рожью русском поле с верными спутницами самыми простыми. скромными и загадочными цветами-ромашеками.
Идея родилась. Нарисован эскиз. Сразу же расписывать белье конечно нельзя, его надо предварительно подготовить. Для этого тщательно зашкурим поверхность вазы. Чтобы краска не впиталась в поры древесины, загрунтуем полуфабрикат, просушим и зашкурим. К сожалению, всю технологическую цепочку изделие не может пройти, так как нет таких специальных условий как на промысле, поэтому используем адаптированный вариант росписи. Для начала подготовленную поверхность покроем тремя слоями золотого акрила. На просушенную поверхность аккуратно переведем с помощью кальки контуры составленной композиции. Теперь тонкой, плавной линией обведем контур черной краской и зальем фон, оставляя золотыми все крупные элементы росписи – цветы, листья, завитки. Зеленой, красной краской выполним внутреннюю разработку растительных элементов. Допишем оживки на листочках, реснички на цветах черной, желтой краской. Добавим желто-зеленой травки на стебли и украсим композицию желтыми колосками-приписками. Роспись закончена. Ну какая хохлома без характерного блеска и ярких бликов. Попробуем совершить небольшое чудо. Просушенную роспись покроем масляным лаком. Наша ваза ожила, засияла. 5. Технологическая карта
№ | Название операции | Инструменты, материалы | Особенности выполнения |
1 | Работа над эскизом | Бумага, гуашь, кисти колонок №0; 1; 1,5; 2; 3 простой карандаш, ластик | Разработка композиции. Подборка гармоничного рисунка и цветового решения. |
2 | Подготовка полуфабриката. Грунтовка | Белье грунтуется примерно 3 раза. | |
3. | Шкурение | Наждачная бумага. №0; 1 | Шкурить вдоль волокон. |
4 | Покрытие изделия золотой краской | Золотой акрил, кость белка № 10. | Изделие покрывается золотым фоном под хохлому. |
5 | Перенос эскиза на изделие | Белье, готовый эскиз, калька, простые карандаши, ластик | Эскиз переносится на кальку затем на изделие. |
6 | Роспись деревянной поверхности Обводка контура. | Темперные краски, кисти колонок № 0; 1; 2; 3. | Писать контур аккуратно, плавной линией. |
7 | Отливка фона. | Темперные краски, кисти колонок № 0; 1; 2; 3. | Заливать ровно, сохранять строго контур линий. |
8 | Роспись основных мотивов. | Темперные краски, кисти колонок № 0; 1; 2; 3. | Следовать разработанному эскизу. |
9 | Лакирование изделия | Расписанное изделие, масленый лак по дереву ПФ 283, кисть № 15 (щетина) | Следим за равномерностью нанесения лака. После всего изделие следует просушить в проветриваемом помещении. |
6. Заключение
Весеннее пробуждение природы, буйство летнего разноцветья, щедрость русской осени с горящими на солнце багряными и золотыми листьями – всё это питает вечно живыми соками народное искусство Хохломы. Изделия Хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Искусство Хохломы формировалось как драгоценный сплав художественных традиций народных ремесел и орнаментальной живописи Древней Руси. Изделия, покрытые хохломской росписью, восхищают всех: и человека, казалось бы, совершенно равнодушного к искусству, и человека, искушённого во всех его тонкостях. Секрет воздействия хохломской росписи лежит, видимо, в мастерстве её создателей, облагородивших простую вещь, в необыкновенной колористической прелести этих изделий, перед которой никто устоять не может. Ведь это трудились мастера, создающие подлинные произведения искусства. У каждого из них своя творческая индивидуальность. Мастера отличаются друг от друга иногда неуловимой особенностью штриха, любовью к тому или иному роду письма, какими-то тончайшими вариациями колорита, а всё вместе, тонко используя колористические пределы, данные оригинальной технологией, хорошо понимая декоративные возможности природных явлений, они создают во многих случаях произведения высокого искусства и безукоризненного мастерства. Не удивительно. Что, не имея возможности обучиться этому ремеслу на родине Хохломы, многим хочется попробовать свои силы и творческие наклонности в этой росписи. Кто-то обучается на всевозможных курсах или в художественном учебном заведении. Учащиеся выполняют семестровые, курсовые и дипломные проекты. Таким примером может послужить данная курсовая работа – роспись вазы по мотивам хохломской росписи. Работа над изделием была увлекательна, что называется на одном дыхании, так как хохлома никого не может оставить равнодушным. Наверно каждый, кто любуется простым или витиеватым хохломским орнаментом не раз задумывался о том, чтобы попробовать также самому сотворить такую красоту. Что же вот и я попыталась сделать тоже.
7. Список литературы
1. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970.
2. Хохлома. Альбом. – Л., 1980.
. Василенко В.М. Искусство Хохломы. – М., 1959.
. Вишневская В.М. Хохлома. – М., 1980.
. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М., Владос, 2002.
. Жегалова С.К. Росписи хохломы: Рассказ. – М., 1991.