- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,34 Мб
Декоративный элемент росписи ткани в интерьере. Смешанная техника
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт искусств
Кафедра дизайна интерьера
Курсовая работа
По дисциплине «Техника художественной росписи по ткани»
Тема: ДЕКОРАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РОСПИСИ ТКАНИ В ИНТЕРЬЕРЕ СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА
Выполнил: Студент гр ЗИД113с
Даурских О.Д.
Проверил: Дементьева Э.Х.
Екатеринбург 2013
Оглавление
Введение
1.Общие сведения по проблеме исследования
1.1 История текстиля
1.2 Текстиль в интерьере в наши дни
1.3 Художественная роспись по ткани
2. Художественно-творческая часть проекта
2.1 Минимализм в интерьере
2.1.1 Что важно при создании интерьера в стиле минимализм
2.1.2 Акценты минимализма
2.2 Цвет гостиной минимализм
2.2.1 Красный цвет в интерьере.
2.2.2 Батик в интерьере
3.Технологическая часть проекта
3.1 Обоснование выбора технологии
3.2 Обоснование выбора материалов
3.3 Обоснование выбора оборудования инструментов, рабочего места
3.4 Технология изготовления штор в технике холодного батика
Вывод
Список литературы
Приложение Введение
Окружающая нас обстановка имеет огромное значение, влияет на настроение и самочувствие. Текстильные изделия придают завершенность и оригинальность интерьерам всех комнат. Сегодня в моде все эксклюзивное, сделанное вручную в единственном экземпляре. Именно поэтому часто не покупают шторы, а заказывают их пошив и дизайн индивидуально для себя.
Вообще текстильное оформление интерьера на сегодняшний день становится очень актуальным. Текстильные изделия разрабатываются специально под конкретный интерьер, которые подчёркивают его стилевое решение.
В настоящее время текстильное оформление интерьера представляет собой одно из самых востребованных и популярных направлений, которым пользуются очень многие дизайнеры и декораторы. Текстильный дизайн интерьера включает в себя оформление шторами окон, подбор любых других занавесей, обивку предметов мебели текстилем, выбор покрывал, чехлов, подушек, ковров и множества других аксессуаров. Текстиль способен идеально подчеркнуть общую стилистику помещения, придав ему совершенно новое праздничное и экзотическое звучание.
Непростая задача – создать обстановку, от одного созерцания которой можно было бы отдохнуть телом и расслабиться душей, воплотить такой интерьер, где ничто не нарушало бы спокойствия, а лишь способствовало релаксации. Главная роль здесь всегда отводится текстилю – мягкому, теплому, комфортному и радующему глаз. Особенность текстильного оформления – в необходимости соблюдения предельной гармоничности в расцветках, фактурах, формах и их сочетаниях. Особого внимания заслуживают именно шторы, которым надлежит не только исполнять роль декоративного элемента, но и обеспечивать хозяевам требуемую обстановку в комнате. Для того чтобы определить, какой фасон штор наилучшим образом впишется в интерьер, важно учесть нюансы стилевого решения комнаты, ее расположение относительно сторон света, особенности формы окон и на основании этих данных принимать решение.
На сегодняшний день можно встретить самые разнообразные ткани и большое количество фасонов штор, но шторы, выполненные в батике, сделают интерьер неповторимым и запоминающимся.
Батик – эта интересная техника росписи тканей, история которой берет начало в глубине веков в странах древнего Востока. Батик становится сегодня все более и более популярной и доступной даже для неподготовленных мастеров. И стоит лишь немного погрузиться в этот особый мир красок и материалов, как он настолько завораживает и увлекает, что хочется творить и творить.
Особенностью данной техники является то, что создать два одинаковых рисунка практически невозможно, поэтому расписанные батиком шторы получатся эксклюзивными и необычными. Это уникальные изделия, которые высоко ценятся любителями искусства. А ведь батик – это действительно искусство, процветающее и радующее людей уже ни одно столетие.
Данная технология нашла своё значимое место в оформлении текстильных изделий, предназначенных для интерьера. Авторские работы Елены Ширяевой (батик): картины, шторы, ширмы, светильники, декоративные панно, авторская одежда, аксессуары (шарфы, платки, палантины) поражают своей техникой (Приложение 1). Серия работ "Шелковая симфония" Ольги Строгановой станет прекрасным декором любого окна (Приложение. 1).
Цель: Разработать и создать эксклюзивные шторы выполненные в смешанной технике батика.
Задачи:
. Провести подбор и изучение основных источников литературы, составить библиографический список, обработать и систематизировать информацию по теме.
. Провести сбор аналогов через изучение творчества художников по ткани и дизайнеров по текстилю
. Разработать эскизные поиски текстильных изделий (пластическое и колористическое решение) для интерьера.
4. Выполнить изделие
Актуальность: Ручная работа всегда была и будет актуальна. Именно в ручной работе наилучшим образом проявляется индивидуальность человека, например, когда он придумывает неповторимые узоры и украшает ими одежду, предметы интерьера. Даже одна-единственная вещь, сделанная своими руками, может наполнить дом теплом, уютом и душевным комфортом. 1. Общие сведения по проблеме исследования
.1 История текстиля
Текстиль (лат. textile – ткань, материя) – изделия из ткани, выработанные из гибких, мягких волокон и нитей (ткани, вата, сети и т. д.), изготавливаемые обычно из пряжи на ткацком станке.
Слово текстиль – производное от латинского textere, что означает плести, переплетать. Хотя ткачество – наиболее распространённый способ изготовления текстиля, существуют и другие способы: вязание, плетение, наматывание и валяние.
Человек собирает вокруг себя то, что ему нужно для жизни. Это обусловливает необходимость текстильного решения интерьера. Мало кто из нас задумывался о роли ткани в нашей жизни, а ведь без нее существование человека сегодня мало возможно. Ткань окружает нас везде – это одежда, это мебель, это декор интерьера. Одним словом, ткань – это неотъемлемая часть нашей жизни.
Сфера применения ткани развивается, постоянно вносящей в жизнь человека что-то новое и неповторимое.
История текстиля началась, по крайней мере, шесть тысяч лет тому назад. В то время человек уже знал и использовал четыре важнейших природных волокна: лен, шерсть, хлопок и шелк. Археологические раскопки доказывают, что еще на самых ранних стадиях развития люди умели эти волокна выращивать и перерабатывать в изделия. Таким образом, человек, участвуя в борьбе за свое существование с природой, приспосабливал ее к своим нуждам.
Первым освоенным и окультуренным человеком волокном был лён. Еще пять тысяч лет до рождества Христова, в долине реки Нил на территории современного Египта, из льна изготавливали ткани. Еще раньше наши предки умели извлекать волокна из стеблей лубяных растений, плести из них подобие тканей и использовать их для прикрытия своего тела. Жители найденного археологами на берегу Швейцарского озера древнего поселения, которое процветало в конце каменного века (неолит, около 8 – 3 тыс. лет до нашей эры), умели прясть и ткать из льна. При раскопках этого поселения в Швейцарии были обнаружены пряди льняных волокон, фрагменты тканей и примитивные приспособления, с помощью которых производились пряжа и ткань. Эти материалы хорошо сохранились потому, что тысячелетия пролежали под толщей ила в воде озера .
Вторым важнейшим волокном, которое освоил человек, была шерсть. В период неолита (конец каменного века) человек использовал шерсть наряду со льном. Жители того же древнего поселения на территории современной Швейцарии разводили овец. Самая ранняя дата, связанная с овцеводством и производством шерсти, подтвержденная раскопками, соответствует 4000 лет до нашей эры. В долине Евфрата (Древняя Мессопотамия) разводили овец, пряли шерсть и ткали примитивные ткани. В древнем Вавилоне выделывали шерстяные ткани, а на территории страны УР (упоминается в библии), недалеко от Персидского залива, археологи раскопали древнюю мозаику с изображением разведения овец. Это соответствует примерно 3500 году до нашей эры.
Третье важнейшее волокно в истории текстиля – хлопок. Первое материальное подтверждение его производства относится к 1000 лет до н.э., о чем говорят археологические раскопки поселения в Индии. Исследования показывают, что хлопок начали использовать в Египте за несколько тысяч лет до н.э. Купцы завозили хлопок из Индии на Ближний Восток, в Центральную Азию и затем в Китай. Само слово хлопок («cotton») происходит от арабского слова «quoton». Одной из загадок развития человеческой цивилизации остается вопрос: «Каким образом человек научился выращивать хлопок, прясть его и ткать из него ткани в одно и тоже время на разных континентах (в Азии и в Южной Америке, в стране древних Инков – Перу)?» Еще в неоткрытой европейцами Южной Америке, древние инки выделывали хлопчатобумажные ткани превосходного по современным меркам колористического оформления и качества. Таким образом, эти технологии были освоены еще в доисторические времена на разделенных друг от друга тысячами километров континентах. Некоторые ученые считают, что этот факт является дополнительным аргументом в пользу геологической теории перемещения континентов и спекуляций о существовании еще одного континента (Атлантида) в Тихом Океане в доисторические времена. Это, конечно, историческая спекуляция, но фактом остается то, что в Египте 2500 лет до н.э. умели делать ткани высочайшего качества, не уступающие современным. Египетские мумии этого времени были обернуты в ткань плотностью 540 нитей на 1 дюйм. Лучшие современные английские ткани подобного типа имеют плотность 350 нитей на 1 дюйм.
Четвертое важнейшее природное волокно – шёлк. Вероятно, родиной его производства был Китай. Легенда гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (примерно 2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрица поняла возможность использования этих нитей. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда, питающегося листьями белой шелковицы (тутовник). Китайцы довели культуру и производство шелка и шелковых тканей до совершенства и примерно 1400 лет до н.э. ткани из шелка различного вида и одежда из них стали предметом обычного потребления в этой стране. В Китае того времени даже существовал налог на использование изделий из шелка.
Таким образом, ранняя история текстиля подарила нам четыре природных волокна, которые были освоены и использовались для производства тканей доисторическим человеком по технологической схеме: выращивание – прядение – ткачество. Эта простейшая схема, изобретенная более чем 6 тысяч лет тому назад, не претерпела принципиальных изменений до сих пор, пройдя путь от ручной до высокоавтоматизированной скоростной технологии с применением робототехники. Простейшие прялки и ткацкие станки, которые находят при раскопках древних поселений, основаны на тех же принципах, что и современное автоматизированное текстильное, прядильное и ткацкое оборудование.
1.2 Текстиль в интерьере в наши дни
В настоящее время текстильное оформление интерьера представляет собой одно из самых востребованных и популярных направлений, которым пользуются очень многие дизайнеры и декораторы. Текстильный дизайн интерьера включает в себя оформление шторами окон, подбор любых других занавесей, обивку предметов мебели текстилем, выбор покрывал, чехлов, подушек, ковров и множества других аксессуаров. Текстиль способен идеально подчеркнуть общую стилистику помещения, придав ему совершенно новое праздничное и экзотическое звучание.
Текстиль известен с давних времен, и представляет собой ткани и изделия, которые изготовлены на специальном ткацком станке из пряжи.
Наиболее известные и популярные виды текстиля – это лен и хлопок, которые относятся к натуральным волокнам растительного происхождения. Существует также текстиль, который произведен из пряжи животного происхождения (здесь используется шерсть овец, кроликов, верблюдов, коз и т.д.), а также искусственный текстиль. Искусственный текстиль занял прочное место в нашей жизни, благодаря своим повышенным характеристикам прочности и надежности, но при этом настоящие эстеты предпочитают использовать только натуральные волокна.
Очень важен дизайн штор, если планируется текстильное оформление интерьера. Ведь шторы должны максимально подходить под общий декор комнаты и при этом учитывать характер, предпочтения и привычки хозяев дома, создавая уникальный ансамбль гармонии и вкуса. От того, насколько качественно был подобран и воплощен дизайн штор, зависит общее восприятие интерьера.
На сегодняшний день шторы бывают различных видов. Это – и роликовые, и классические, и плиссе, и рулонные, и австрийские, и скрещенные, и блиц, и японские, и романские, и итальянские, и французские, и многие другие их виды .
Такое разнообразие штор позволяет подобрать их к любому стилю, и создать действительно гармоничный и комфортный ансамбль в любом помещении вашего жилища. Шторы – очень интересный предмет интерьера. Шторы не просто дополнят интерьер комнаты, они легко станут главной изюминкой, замаскируют недостатки и подчеркнут достоинства. Однако, прежде чем шить шторы, надо разработать дизайн штор.
Для того чтобы определить, какой фасон штор наилучшим образом впишется в интерьер, важно учесть нюансы стилевого решения комнаты, ее расположение относительно сторон света, особенности формы окон и на основании этих данных принимать решение.
Сегодня мода определяет не только расцветки и фактуры, тканей для занавесок, но также способы их драпировки. Самым популярным вариантом оформления является комбинация из двух разных полотнищ – тонкого и прозрачного, закрывающего оконный проем, а также плотного и тяжелого, обрамляющего окно по бокам.
Классические шторы – это прозрачные гардины (тюлевые шторы) и более плотные портьеры. Классические шторы могут быть абсолютно функциональны или выполнять декоративную функцию.
Ламбрекены первоначально использовались, чтобы скрыть карнизы. Но с течением времени многое изменилось: ламбрекены стали значимыми, а иногда и единственными элементами декора.
Тюлевые шторы (тюлевые гардины) очень украшают интерьер комнаты и придают ему легкость и воздушность. Кроме красоты, тюлевые шторы имеют и практическое назначение, они скрывают от посторонних глаз внутреннюю жизнь дома и не препятствуют проникновению в комнату солнечного света.
Плотные портьеры напротив, чаще всего несут функцию солнцезащиты. Так же подразделяются на разные подтипы. Блэкаут (светонепроницаемые ткани) – используются чаще всего в гостиных комнатах, оборудованных под домашний кинотеатр. Льняные и хлопковые ткани чаще используют в помещениях, оформленных в стиле «кантри», детских комнатах, т.к. хлопковые ткани в отличие от синтетики являются дышащими тканями.
А разнообразие синтетических тканей, таких как тафта, атлас, сатин, позволяет применять их в различных видах интерьера, в зависимости от фактуры и цветового решения.
Если интерьеры в популярном стиле минимализма ставят рамки текстильному дизайну, то остальные стили – ампир, классицизм, барокко, модерн и другие открывают большое пространство для фантазии дизайнера.
Нарядные верхние ламбрекены, ниспадающие каскады, аккуратно подобранные воздушные полотна тканей, волнообразные тюли, симметричные перекиды, задающие динамику сваги, сдержанные гардины многое другое возможно увидеть в наше время на своем окне.
Дизайн текстиля сейчас настолько разнообразен, что оформление с его помощью интерьеров гарантирует создание по-настоящему эксклюзивного вида вашего дома. Очень популярным течением оформления современного жилища является создание штор в технике «батик» а иначе художественная роспись по ткани, эта техника привносит оригинальность даже на первый взгляд в самые обычные шторы.
Текстильный дизайн интерьера – это модно, стильно и безумно красиво.
1.3 Художественная роспись по ткани
интерьер роспись ткань батик
Ручная художественная роспись тканей – своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность.
Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния .
Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском. Последние впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют pезервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.
Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, в Азербайджане, в Индонезии он существует до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.
Все эти способы получили название «батик».
Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать», «писать», «рисовать» .
Исследуя искусствоведческую литературу, было установлено, что существуют разные способы выполнения росписи по ткани.
Батик – это особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются непокрытые воском участки. После удаления воска на ткани остается оригинальный, неповторимый рисунок. Существуют следующие виды «росписи по ткани»:
Горячий батик
Для выполнения горячего батика на ткань наносят контур рисунка специально резервирующим составом, природу для краски. Горячий батик можно условно разделить на 3 подвида: простой в одно перекрытие; сложный батик в несколько перекрытий; батик, выполняемых «от пятна» (Приложение 1). При горячем батике простым способом резервирующий состав в соответствии с рисунком наносят на ткань, затем делают заливку всего полотна красящим раствором, не пропускают краску. После удаления состава они образуют одноцветный, светлый рисунок на цветном фоне. Переводят на ткань контуры рисунка резервирующим составом. Заливать плоскости красящим раствором можно после того, как шаблон будет отколот от ткани, а резервирующий состав, наведенный по контуру рисунка, хорошо посохнет.
Для покрытия ткани красящими растворами пользуются мягкими, впитывающими влагу кистями (белки, соболь, полынок) различной ширины или специально изготовленными тампонами.
Ткань после заливки красящим раствором сразу протирают влажной ватой, чтобы равномерно распределить краску по поверхности и удалить ее излишки, также очистить от краски контур.
Для выполнения горячего батика сложным способом в несколько перекрытий изготавливают несколько шаблонно отдельно для каждого перекрытия. Затем наносят краску нужного цвета. Когда она высохнет, наносят резервирующий состав. Перед тем, как сделать сплошную заливку ткани краской, нужно тщательно проверить весь ли рисунок, который должен остаться белым, закрыт резервирующим составом. Когда краска высохнет, накладывают следующий шаблон и резервируют элементы рисунка в соответствии с эскизом и делают очередную заливку. Выполнение горячего батика способом «от пятна» является наиболее сложным и интересным. Для выполнения росписи способом «от пятна» так же пользуются шаблонами. Чтобы изготовить их, на плотной бумаге намечают центры крупных элементов рисунка. Если рисунок более сложный, пользуются шаблонами, выполненными тушью. На ткани сверху или под ней, в зависимости от шаблона и сложности рисунка закрепляют шаблон и резервирующим составом закрывают те места, которые должны остаться белыми. Затем снимают шаблон и наносят на ткань расплывчатыми пятнами светлых красок в соответствии с эскизом. Снова закрывают составом готовые места и так повторяют до тех пор, пока рисунок изделия не будет полностью соответствовать эскизу.
Восковой батик
Утонченные, изысканные узоры можно получить способом крашения «восковой батик». Для этого лучше взять ткань из натурального шелка. Кусок ткани разложите на ровной поверхности и нанесите на нее кисточкой расплавленный воск или парафин. После того как вся поверхность ткани будет покрыта тонким слоем воска, сомните ее в комок и поместите в красильный раствор при комнатной температуре. Ткань необходимо выдержать в красильном растворе в течение 12-24 часов. Краситель растворите в небольшом количестве теплой воды, раствор процедите в посуде для крашения, долейте холодной воды до необходимого объема и добавьте 1 столовую ложку 10 %-го столового уксуса. После окончания крашения выньте «комок» ткани и залейте его горячей водой. При этом парафин или воск расплавится и поднимется на поверхность воды. Повторяют эту операцию несколько раз. Для полного удаления парафина с ткани проглаживают, положив между листами белой рыхлой бумаги (Приложение1).
Батик по соли
Его особенностью является отсутствие четко выраженных границ изображаемых объектов, использование раздельных мазков, белые просветы между которыми создают эффект «мерцания». На соленой ткани линии, точки мазки получаются немного размытыми, нечеткими, к тому же соль поглощает краску, поэтому работа получается немного цвета «манной».
Особую выразительность батиковой картине придают проступающие на цветном рисунке кристаллики соли. Заготовки из хлопчатобумажного материала или шелка опускают на некоторое время в перенасыщенный соляной раствор, затем высушивают, проглаживают утюгом.
Для батиковой росписи используются жидкие красители тушь, растворы анилиновых и акварельных красок. Подготовьте мелкие емкости, в которых в дальнейшем будут создаваться различные оттенки выбранных вами цветов. Традиционное использование акварельных красок завершит художественно-изобразительный образ, расставит композиционно-цветовые акценты.
Роспись по накрахмаленной ткани
Таким способом получаются красивые работы. Здесь можно использовать гуашевые, акварельные краски. Сначала надо накрахмалить ткань, накрахмаленная ткань должна хорошо высохнуть, затем на нее переносят заранее подготовленный рисунок через старую копировальную бумагу. Это могут быть цветы, животные, персонажи сказок, мультфильмов, басен. Роспись производят пером или маленькими кисточками от центра или середины рисунка, добиваясь нужного тона, насыщая красками свободными мазками нужные места.
Роспись с использованием клея ПВА
Клей используется в этом виде росписи в качестве краскоограничительного состава и одновременно украшающего элемент. Сначала готовят краскоограничительный раствор. В небольшую емкость наливают до половины клей ПВА, в него добавляют бронзовую краску в порошке, если нужен иной цвет, разводят серебреную гуашь или темперу. Хорошо размешивают. Затем берут ткань, натянутую на подрамнике, с подготовленным рисунком и по контурам мягкой кисточкой наносят полоску клея с краской. Когда выполнены контуры, работу оставляют до полного высыхания. Затем берут краситель и производят роспись внутри контурных линий .
Узелковый батик
На ткани завязывается узелок, перетягивается проволокой или прочной ниткой, тщательно прокрасить складки узелка цветной тушью, чернилами или акварелью, развязать этот узелок и завязать другой там, где это требуется, его складки прокрасить уже другим цветом. Фон закрасить поролоновым тампоном. Завязывать узелки на ткани можно по-разному, делать их большими ил совсем маленькими, помещать два и более узелков один за другим. Рисунок будет зависеть и от того, как завязать саму нить. Если нужно оставить светлые промежутки, перевязать узелок нитью туго и наматывать ее широко. Изделие слегка подсушивается и еще влажным проглаживается. Таким образом, существует интересные технологии в «росписи по ткани» одни требуют трудоемкой работы, а другие просты и оригинальны по выполнению «росписи по ткани» как один из видов художественно ручного труда обладает большими возможностями в развитии творческих способностей человека.
Все эти способы росписи постоянно совершенствуются, работающие в этой области находят все новые и новые художественные приемы, описанные выше способы оформления тканей являются основой, на которой может строиться дальнейшее развитие искусства росписи тканей (Приложение 2).
Двухслойный батик
Один из необычных приемов в батике – это двуслойность. Двойной батик позволяет придать изображению многоплановость, объемность, картина выглядит более реалистично.
Суть этого вида росписи проста – изображение подается зрителю в двух планах, в реальности – на двух кусках ткани. Для первого (верхнего) обычно берется тонкая прозрачная ткань, типа вуали или шифона, газа или органзы. А вот второй слой должен быть чуть плотнее, дабы на этом фоне хорошо «заиграл» первый план. Нужен атлас, хлопок или плотный шелк. Композиционно художник выстраивает изображение так, чтобы на переднем плане находились передние элементы, а на втором – задние и фон.
Работы выполняются отдельно. Принято считать, что это, по сути, две отдельно взятые работы. После этого идет наложение одного слоя на другой. Обычно между ними оставляют небольшой зазор (для большего объема, сантиметр-полтора), но иногда просто накладывают друг на друга.
В наши дни слово «батик» стало гораздо более многозначным, чем было в период своего рождения в Индонезии. Сейчас так называют практически все виды ручной росписи ткани
Сегодня у батика масса поклонниц, а современная промышленность выпускает огромное количество разнообразных средств и красок, позволяющих работать в различных техниках (холодного, горячего батика, нанесение рисунка специальным маркером и так далее) и на различных тканях (шелк, хлопок).
Огромное количество людей занимаются росписью ткани, они делятся между собой опытом на страницах интернета, создавая целые группы единомышленников. Это показывает, что батик как искусство совсем не устарел и до сих пор пользуется популярностью. С его помощью украшают интерьер, одежду, создают аксессуары и многое другое.
Использование батика открывает новые эстетические горизонты для создателей интерьеров офисов, частных домов и квартир. Эта техника позволяет привести в соответствие многие составляющие: настенные панно, сиденья стульев, обивку мебели, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы, и создать единый стиль.
Великолепно выглядят расписные шторы, покрывала, пологи и панно в детских комнатах. Легкие, яркие тона и четкие рисунки очень нравятся детям. Изделия, выполненные в технике холодного батика, весьма выигрышно смотрятся «на просвет», когда рисунок как бы подсвечивается. 2. Художественно-творческая часть проекта
Интерьер гостиной при желаемой парадности все же имеет цель создать каждому человеку комфортную, гармоничную атмосферу.
Шторы здесь играют очень большую роль, так как при любом богатстве мебели, интерьера, именно шторы остаются центром внимания.
Шторы для гостиной являются визитной карточкой каждого дома. Ведь именно в гостиной принимаются гости, происходят семейные торжества. Интерьер этой комнаты ярко демонстрирует вкусы и пристрастия хозяев. Поэтому интерьеру гостиной традиционно оказывается повышенное внимание. А неотъемлемой частью этого интерьера являются шторы. Они должны не просто закрывать окна, а подчеркивать и дополнять общий стиль комнаты, создавая впечатление уюта и спокойствия.
Цель: создание штор в технике батик, которые подчеркнут, дополнят и сделают неповторимым интерьер в стиле минимализм. .1 Минимализм в интерьере
Минимализм является продолжением идей конструктивизма и функционализма. Начало ХХ века характеризуется бурным ростом промышленности, появлением новых технологий. Резко меняется темп жизни – вальяжный, медлительный ХIХ век уступает место стремительному и напористому веку новому. Поскольку в социальной жизни общества теперь активно участвуют все слои населения, а не только аристократическая верхушка, стиль жизни в значительной мере упрощается и избавляется от условностей.
При использовании стиля минимализм упрощается архитектура жилых домов, интерьеры лишаются пышного декора. После Первой мировой войны Европа окончательно отбрасывает идеи модерна с его декоративностью, так как этот стиль ассоциируется с тем образом жизни и с той частью общества, которые и привели мир к войне. В противовес этому стиль минимализм с его простыми формами и предельной функциональностью каждой детали интерьера представляется стилем будущего.
В России в 20-х годах рождаются конструктивизм и функционализм, во главу угла ставящие целесообразность и утилитарность. В то время стиль минимализм был скорее знаком отрицания, отказа от пережитков прошлого – «красивости», роскоши, богемности. Отказ от излишеств – в быту, одежде, жилище – был продиктован не столько модой, сколько социальной необходимостью.
Европа пришла к стилю минимализм позднее, в 60-е годы. Пресытившись помпезностью и аляповатой роскошью традиционных интерьеров, общество обратилось к простоте форм и цвета. Оригинальным, новым становится минималистский интерьер, где каждая вещь занимает строго отведенное ей место, где пространство наполнено светом.
Минимализм в его различных проявлениях входит в моду периодически. Вообще мода – понятие циклическое, и поэтому нет ничего удивительного в том, что в определенный момент общество устает от вычурных, тяжеловесных форм и начинает стремиться к простоте и ясности, которых так много в стиле минимализм.
Минималистский интерьер – это символ свободы. Свободы от лишних вещей, от темных закутков, в которых так любит собираться ненужный хлам. По урокам фэн-шуй: загромождая свое жилище, мы перекрываем течения светлой позитивной энергии. Недаром минимализм в чистом виде – это традиционный японский интерьер с минимумом мебели, графичностью и обилием свободного пространства.
Минимализм – это образ жизни, мировоззрение. Не зря в этом стиле оформляют свои жилища люди творческие, неординарные, самодостаточные. Но хочется также отметить – зачастую одинокие. В самом деле, интерьер минималистского жилья скорее напоминает студию – отсутствие перегородок, плавное перетекание одного помещения в другое, четкое зонирование жилой и «служебной» частей квартиры, отсутствие мелких деталей в интерьере. Трудно представить себе в такой квартире большую семью, особенно с маленькими детьми – стиль минимализм не подразумевает множества вещей, которые неизбежно появляются там, где есть дети. Человек, живущий в минималистском интерьере – это скорее поэт, архитектор, возможно, редактор глянцевого журнала, который посвящает львиную долю своего времени работе, а дом для него – место успокоения, релаксации, возможность укрыться от суеты и пестроты мира (Приложение4).
2.1.1 Что важно при создании интерьера в стиле минимализм
Важную роль в создании минималистического интерьера играет окно. Конечно, хотелось бы, чтобы окно впускало в помещение как можно больше света, воздуха и было большим. Но в типовых квартирах приходится довольствоваться стандартными окнами. В таком случае не стоит отгораживаться от солнца тяжелыми вычурными занавесями. Если пейзаж за окном к тому располагает, можно попытаться обойтись вообще без них. Если же в шторах есть необходимость пусть это будут аскетичные «римские» шторы, ролл-шторы или сдвижные японские – однотонные, приглушенных пастельных тонов.
Мебель, поскольку в стиле минимализм ее немного, берет на себя несколько функций. Кровать может служить местом для хранения одежды; жесткие и широкие подлокотники диванов могут использоваться как журнальный или чайный столики; шкафы, как правило, встроенные, с зеркальными стенками позволяют дополнительно визуально расширить пространство и добавить в него света. Допустимо использование мебельных конструкций-трансформеров – стол может прятаться в шкафу, кровать – в подиуме, компьютер скрывается за раздвижными дверцами встроенного шкафа – возможности безграничны.
При отделке помещений используются природные материалы, зачастую даже нарочито грубые – кирпич, камень, рельефная штукатурка. Также приветствуются традиционное дерево и завоевывающая все большие симпатии пробка – с ее помощью можно оформить не только пол, но и стены. Правда, если вы останавливаете свой выбор на паркете, не стоит забывать, что наборный узорчатый пол не соответствует идее минимализма, и гораздо органичнее будет смотреться, например, паркетная доска. Выбирая декор стен, стоит обратить внимание на обои под покраску, различные рельефные штукатурки – они создадут «нескучную», живую поверхность и в то же время не перегрузят интерьер минимализма. Цветовая палитра светлая, приглушенная, в ней много белого, молочного, пепельного цветов. Также приветствуются в минимализме черные или серые тона, которые в сочетании с белым подчеркивают графичность, четкость интерьера. Как правило, при разработке дизайн-проекта помещения в стиле минимализм за основу берется два цвета, которые грамотно разбавляются умеренным количеством контрастного цвета акцентами.
2.1.2 Акценты минимализма
Несмотря на то, что стиль минимализм подразумевает отказ от мелких декоративных элементов, все же определенное количество аксессуаров может оживлять этот нордический пейзаж
Цветовые акценты в таком интерьере можно расставить с помощью текстиля. Например, несмотря на требующуюся для поддержания стиля аскетичность, несколько декоративных подушек, резко контрастирующих с цветом основной обивки мебели не нарушат общий стиль. А если в помещении присутствует ширма в японском стиле, в тон к ней можно подобрать легкие сдвижные шторы на окна.
Обивка мягкой мебели может быть как однотонной, так и сочетать в себе контрастные цвета, причем нисколько не возбраняется «поиграть» с ними – если у дивана, например, светлые сиденья и спинка сочетаются с темными боковинами, то кресла могут быть оформлены наоборот
Что же касается предметов искусства, то подходящие по стилю картины в неброских рамах, одиночные фотографии (лучше черно-белые) или геометрические скульптуры послужат прекрасным дополнением к интерьеру. Главное – не забывать о том, что стиль минимализм достаточно строг, он требует от создателя безупречного вкуса и чувства меры.
Основное достоинство минималистского интерьера – он не надоедает, а скорее расслабляет и помогает отрешиться от забот. 2.2 Цвет гостиной минимализм
Основным цветом в минималистической гостиной есть белый цвет. В дополнение ему используется черный, красный, серый или синий. Для гостиной в стиле минимализм создание контрастного акцента очень важно. Это делается при помощи предметов мебели, оформления стен или аксессуара.
.2.1 Красный цвет в интерьере
Самым эмоциональным цветом по праву считается красный. Он ассоциируется с энергией, силой, страстью. Его невозможно не заметить в интерьере, даже если он представлен в виде акцентов. Существует несколько оттенков красного, чем оттенки ярче, тем их воздействие на человека сильнее. Алый цвет будоражит психоэмоциональное состояние, повышает теплочувствительность в интерьере. Применять его стоит в тех интерьерах, где необходимо добиться динамичной атмосферы. Если человек постоянно находится в стрессовом состоянии, то жить в окружении красного ему противопоказано, так как такая атмосфера будет провоцировать его на срывы и депрессии. Чтобы красный цвет в интерьере не стал врагом домочадцев, его необходимо правильно использовать в зависимости от пропорций и сочетания с другими цветами (Приложение 5).
Вибрирующие оттенки красного цвета создают драматизм, некоторую театральность, добавляют настроение любому цветовому решению. Это могут быть подушки, вазы или коврики. Красные абажуры будут смягчать свет и делать комнату теплой, отбрасывающей уютный блеск. Стимулирующий красный добавляет драйв в любую обстановку.
Живые красные тона хороший выбор для просторной гостиной, потому что они добавляют теплоту пространству, которое в другом случае легко покажется холодным и негостеприимным.
Красный цвет позволяет создать множество эффектов, оживляет интерьер, волнует человека, создает атмосферу теплоты. Но он требует известной смелости и уверенности в себе.
Профессиональные дизайнеры, особенно дизайнеры мебели, обожают красный, в их работах он часто становится штрихом, который придает интерьеру шик, роскошь и необычность.
2.2.2.Батик в интерьере
Текстильный дизайн, это декоративно-эстетическое свойство ткани.
Именно ткань и изделия из нее, помогают интерьеру приобрести законченный вид.
Текстильные изделия -подушки, покрывала, шторы, салфетки и скатерти – все это скрасит и преобразит Ваш интерьер.
Текстильный дизайн батиком, это один из самых простых способов, сделать всё вами задуманное. Воплотить свои идеи в реальность и создать свой Всем нам присуще желание сделать свою жизнь яркой и необычной, иметь собственный уютный мир, чарующий и неповторимый. Каждый человек стремится внести во внутреннее убранство своего дома элемент прекрасного, будь то картина, декоративное панно, или какой-нибудь другой оригинальный штрих. Полотна, выполненные в технике батика, подходят для этого как нельзя лучше.
Батик – как живое существо: он формирует жизненное пространство вокруг себя, заставляя по-новому увидеть и почувствовать обстановку, и словно бы живет самостоятельной жизнью, накладывая отпечаток благородства на помещение в целом.
Картины-батики превосходно вписываются в современный дизайн помещений (Приложение 6).Силуэты фигур, символические и условные образы животных, абстрактные композиции, характерные трещинки от воска несут в себе ярко выраженное декоративное начало и прекрасно подходят для оформления интерьеров домов, отелей и ресторанов. Композиции могут быть выполнены на кусках ткани разных размеров, а используют их не только в качестве настенных панно: если росписью задрапировать стену полностью, это создаст неповторимый эффект, особенно при оформлении помещения в этническом стиле. Ткань прекрасно гармонирует с такими естественными материалами, как камень, бамбук, дерево.
В наши дни слово «батик» стало гораздо более многозначным, чем было в период своего рождения в Индонезии. Сейчас так называют практически все виды ручной росписи ткани: узелковый батик, холодный батик, горячий батик, свободную роспись, роспись с помощью аэрографа.неповторимый уголок.
Роспись по ткани – один из лучших способов привнести в дизайн помещения индивидуальность и яркие акценты. Шторы, созданные, в уникальной технике батика, помогут сделать гостиную уютной, светлой и радостной(Приложение 7). 3.Технологическая часть проекта
.1 Обоснование выбора технологии
Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера.
3.2 Обоснование выбора материалов
Итак, как было уже сказано выше, определяющими понятиями изделия служат простота и легкость в сочетании с яркими цветами красок, поэтому текстильные материала выбирались исходя из этих понятий. Из всего многообразия текстильного выбора выделилось несколько тканей: вуаль, бязь, шифон.
При пробном варианте нанесения рисунка шивон за счет своего блеска искажала цвет наносимой краски, бязь из-за фактурности материала не позволял равномерно нанести краску. Вуаль идеально подошла для данной работы, гладкая, мягкая прозрачная и очень легкая ткань то, что надо.
Гладкость позволяет ровно наносить краску, прозрачность не искажает цвета, а легкость и мягкость дает ощущение воздушности при легком ветерке.
Использовались акриловые красики по батику «Decola».
Потому как акриловые краски «Decola» по ткани предназначены для художественного оформления всех типов тканей. Краски можно применять как для свободной росписи так и для оформления тканей методом резервирования («холодного» батика).
Краски "Decola» готовы к применению. При необходимости, их можно разбавлять специальным разбавителем «Dесоlа» по ткани.
Эти краски легко и быстро наносятся, хорошо смешиваются между собой и быстро сохнут. Эти краски чуть светлеют после высыхания, что для данных штор являлось только плюсам, так как нужна была прозрачность.
3.3. Обоснование выбора оборудования инструментов, рабочего места
Инструменты
– деревянная рама или пяльцы (для натягивания ткани, так как рисовать возможно только по сильно натянутой ткани)
– Стеклянная трубочка (для нанесения резервирующего состава)
– палитра для смешивания красок
– кнопки или натяжные крючки (для закрепления ткани на раме)
– резерв по ткани (для резервирования контура рисунка чтоб краска не растекалась по «не нужным » местам)
– разбавитель краски по ткани
– мягкие кисти
– емкости для воды и красок
соль
утюг
– бумажные салфетки (для сушки кистей, чтобы предохранить работу от нежелательных клякс)
Рабочее место должно быть хорошо освещено и обеспечено водой, иметь достаточное пространство, чтобы была возможность передвигаться вокруг подрамника и рисовать с любой стороны. Важно, чтобы перед глазами была вся палитра имеющихся в распоряжении красок. Чтобы была возможность подбирать нужные цвета.
.4 Технология изготовления штор в технике холодного батика
Итак, были произведены замеры окна и расчет ткани для изделия.
Окно шириной 2 м
Ширина карниза 2м
Высота от пола до подоконника 2м
Высота изделия 2м
Шторы: Одно полотно размером 2,5м на 2 м
В первую очередь по эскизам был изготовлен «картон» – шаблон в натуральную величину. Шаблон – это четкий и окончательный рисунок композиции, который в последующем будет перенесен на ткань.
Одни из самых необходимых предметов в росписи тканей – раздвижные рамы и подрамники. Существует несколько различных конструкций рам, которые обеспечивают ткани тугое натяжение.
Перед натягиванием ткани на раму, так как ее придется использовать многократно, обклеиваем раму скотчем. Благодаря этому дерево не впитает в себя краску и не испортит последующие работы. Собираем раму под нужный размер. Закрепляем ткань с помощью кнопок, сначала по углам, а затем по середине каждой стороны, и далее в свободных местах, закрепляем ткань как можно большим количеством кнопок, чем больше кнопок будет держать ткань тем ровнее ляжет материал.
Для того чтобы перевести рисунок на ткань, ложим наш «картон» под раму, так чтобы рисунок был хорошо виден через ткань, обводим рисунок на ткани сразу резервом, так как у нас прозрачная ткань, и лишни штрихи карандашом были бы видны под резервом. Следим, чтобы ткань не соприкасалась с кончиком стеклянной трубочки, иначе линия может размазаться и контур рисунка потеряется. Располагаем раму на горизонтальной поверхности, так как наша рама очень большая, то располагаем ее на полу. Под углы рамы подкладываем бруски, чтобы избежать соприкосновения ткани с поверхностью пола во время росписи. Дожидаемся полного высыхания резервирующего состава.
Начинаем роспись. Выбираем цвета краски в соответствии с эскизом. Расписываем нашу штору. Наносим краску не торопясь, промакивая кисть салфеткой во избежание «клякс». Сначала расписываем основные элементы штор в технике холодный батик – это маки. При росписи применяется технические приемы: растяжка тона, гладкая роспись, свободная роспись. После полного высыхания вторым этапом становится фон, который выполняется по солевому раствору, позволяя расписывать ткань без резервирущего состава. После того как роспись будет сделана, дожидаемся полного высыхания краски. Снимаем ткань с рамы. Закрепляем краску утюгом, проглаживаем ткань с изнаночной стороны, утюгом с терморегулятором, при температуре характерной для данной ткани.
Обрезаем лишнюю ткань по краям. Обрабатываем края шторы, швом в подгибку, подгибая 2 раза по 1 см каждый раз. В нижних углах складываем подгибку острым уголочком. Пришиваем шторную ленту к верхнему краю шторы. Вывод
Всем нам присуще желание сделать свою жизнь яркой и необычной, иметь собственный уютный мир, чарующий и неповторимый. Каждый человек стремится внести во внутреннее убранство своего дома элемент прекрасного, будь то картина, декоративное панно, или какой-нибудь другой оригинальный штрих. Полотна, выполненные в технике батика, подходят для этого как нельзя лучше.
Батик – как живое существо: он формирует жизненное пространство вокруг себя, заставляя по-новому увидеть и почувствовать обстановку, и словно бы живет самостоятельной жизнью.
Ручная работа из покон веков до наших дней очень ценна. Это не только модно, но и очень красиво.
В результате изучения темы были рассмотрены теоретические вопросы, касаемые истории развития батика, видов батика, возможности оформления интерьеров, с добавлением текстильных объектов, выполненных в различных техниках батика.
Современная гостиная – это не только центр всей квартиры, но и место, где с удовольствием собираются во время праздника и отдыха ее хозяева, их друзья или гости. В гостиной с уютным интерьером приятно будет провести даже обычный вечер. Эта комната предназначена для очень важного ежедневного события в жизни всех членов семьи – встрече после напряженного дня, поэтому столь важно сделать ее совершенно уникальной. Хорошим акцентом для интерьера станут шторы выполненные в батике.
Целью работы было разработать и создать эксклюзивные шторы выполненные в смешанной технике батика. В ходе исследования проблемы, пришли к выводу, что шторы должены быть, яркими, легкими, простыми и воздушными.
Прежде чем приступить к практической работе, были проанализированы работы в технике батика разных художников, текстиль для различных интерьеров. А так же был сделан анализ влияния цвета на человека.
Был проведен эскизный поиск будущих композиций. В ходе поиска отбирались эскизы и цветовой вариант, которые наиболее полно подходили к нашей задумке.
В результате исканий было выбрано, то, что на наш взгляд, полно отражает задуманный художественный замысел.
Таким образом, в результате решения задач была достигнута цель – созданы шторы для гостиной, делающие ее интерьер эксклюзивным и добавляя тепла и уюта.
Нам представилась возможность выполнить творческую работу в технике, которая и сейчас вдохновляет огромное количество людей на творческую деятельность. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы над проектом, помогут в дальнейшей работе с этой техникой. Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи, можно полагать, что их изучение позволит сделать более содержательной нашу дальнейшую творческую деятельность (Приложение 8). Список литературы
1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей/Р.А. Гильман: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»/ ВЛАДОС, 2008.-159с., 32с. ил.: ил-(Изобразительное искусство)
. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей/ Р.А. Гильман. – «Владос», 2004
. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый/ И.А. Дворкина. – М.: «Радуга», 2002, 2-е изд. – 2008.
. Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия/ С.Давыдов. – «АСТ-Пресс», 2005
. Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия/ С. Давыдов. – «АСТ-Пресс», 2005.-56 с.
. Искусство батика. – М., ООО Изд-во АСТ. 2001
. Кричевский Г. Е. Текстильная химия/Г.Е. Кричевский- СПб, «Паритет», 2008.- 77с.
. Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации/ И.А. Перелёшина. – СПб, «Паритет», 2007.
. Перелёшина И.А. Батик. От основ к импровизации/И.А.Перелёшина. – СПб.: «Паритет”, 2008.-208с.: ил. + цв. вкл.
. #”660799.files/image001.jpg”>
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8