- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 329,39 Кб
Деструктивные религиозные организации
Оглавление
Введение
Глава 1. Деструктивные религиозные организации: культы, секты
.1 Термин « Секта» в научной литературе
.2 Возникновение деструктивных религиозных организаций
Глава.2 Классификация деструктивных религиозных организаций
.1 Признаки деструктивных религиозных организаций
.2 Примеры деструктивных организаций в России
Глава 3. Социологическое исследование
.1 Процедурно – методический раздел
.2 Аналитический раздел
Заключение
Библиография Введение
Деструктивные религиозные организации, секты, организации, возникающие на основе определенного деструктивного культа характеризуются как по большей части религиозного направления, но возможны и вариации, нанесшие вред обществу или членам такой организации, вред может быть как материальным, так и психологическим, физическим, а кроме того подозреваемые в потенциальной опасности нанесения такого вреда и вреда гражданам государства и государству.
Термин зародился во французском языке и был распространен в 19 веке. В 20 веке термин вошел в оборот в Англии. В нашей стране деструктивные религиозные организации, а вместе с ними и обозначающая их терминология стали формироваться и образовываться в с начала 1990-х годов, или со времени распада СССР, что хронологически происходило в одно и то же время. Появление подобных организаций было вызвано падением атеистической системы сформированной за время существования Советской России и имело массовый и зачастую неконтролируемый характер.
За пределами постсоветского пространства с таким явлением в 1960-70-е годы столкнулись США, а затем страны Западной Европы.
В России религиозные новообразования появлялись и распространялись в основном в результате усилий иностранных миссионеров, а некоторые, неорелигиозные объединения, зародились исключительно на российской почве.
В процессе своего формирования и распространения на территории России подобные организации наносили ощутимый вред жителям и способствовали созданию, больших групп людей, с использованием различных психологических методов внушения и воздействия, которые приводили к психозам и психологическим отклонениям и дегенерациям среди значительных слоев населения, независимо от их социального статуса.
Иногда подобные организации носили ярко выраженный садомазохистский, экстремистский, а зачастую и антигосударственный, сепаратистский и террористический характер.
Зачастую деструктивные организации носили исключительно мошеннический характер, и устраивались с целью извлечения денег разного рода мошенниками. Так же среди различных и многочисленных случаев существования подобных организаций, это стоящие в их главе психически нездоровые люди.
Актуальность проблемы. Актуальность проблемы обуславливается тем, что процессы, происходящие в современной России, сложившаяся социально-политическая, экономическая, духовно-нравственная ситуация, неспособность во многих случаях государственных структур решать поставленные перед ними задачи, способствуют поляризации и дифференциации общества, его расслоению, делению на социальные группы разной, в том числе деструктивной направленности. В таких группах, в основном декларирующих приверженность идейно привлекательным традициям и поиску новаций во всех сферах социальной жизни, личность стремится найти защиту от всего негативного, что её окружает в обществе, при этом, пытаясь реализовать своё стремление к идентификации и самосовершенствованию.
Изучение и анализ деятельности подобных организаций, защита от их воздействия, контроль за их созданием и распространением имеет важное значение, именно поэтому тема данной работы является актуальной.
Объект исследования – религиозные секты.
Предмет исследования – особенности функционирования религиозных сект в обществе.
Цель работы изучение и характеристика деструктивных религиозных организаций в России.
В ходе выполнения работы решаются следующие задачи:
изучить сущность понятия деструктивный культ;
изучить, описать и проанализировать деструктивные религиозные организации в России;
выявить специфику развития сектанства в российском обществе и его социальные последствия.
привести примеры деструктивных организаций в России.
обосновать опасность религиозного сектанства; Глава 1. Деструктивные религиозные организации: культы, секты
Среди опасностей, подстерегающих молодежь, следует рассмотреть религиозные тоталитарные секты. Они вовлекают молодых, используют технологии сетевых организаций и опираясь на мощную материальную базу (обычно зарубежную).
Их служители проявляют настойчивость и терпение. Молодой человек может только посмеяться над попутчиком, заводящим разговоры на религиозную тему, спрятать подальше пропагандистскую брошюрку, забыть о случайном визите на семинар. Однако подсознание продолжает работу.
И при некотором стечении обстоятельств человек может вернуться к этим мыслям, поверить сектантам и попасть под их полное влияние.
Проблема сект на сегодняшний день довольно актуальна. Многие молодые люди, недостаточно зная все аспекты этого дела, вступают в религиозные организации. Это приводит к разрушенным семьям и сломанным жизням.
Секта – организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.
Культ – те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами; культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и "тоталитарная секта". Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из ответвлений от каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство.
Деструктивный культ – это группа или движение, демонстрирующая значительную, глубокую или чрезмерную приверженность либо увлечённость, преданность определённому человеку, идее или вещи и использующие неэтичные манипулятивные методики убеждения и управления (например, изоляция от бывших друзей и семьи, истощение, применение специальных методов, разработанных с целью усиления внушаемости и слепого следования, мощное групповое давление, управление информацией, временное отключение индивидуальности или приостановка действия критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть и т. д.), предназначенные для того, чтобы способствовать реализации целей лидеров группы с фактическим или возможным ущербом для членов данной организации, их семей или общества. 1.1 Термин « Секта» в научной литературе
С конца 80-х гг. прошлого века в России появилось множество новых религиозных объединений. Запрещенные во многих странах мира, они получили государственную регистрацию и беспрепятственно осуществляют свою деятельность на территории России.
Большое количество россиян, ранее далеких от религии, откликнулись на призывы миссионеров, распространяющих нетрадиционные для России учения, и уже покалечили свои судьбы. Примеров социальной опасности сект становится все больше.
Разнообразие религиозных новообразований настолько велико, что возникла потребность в их общем наименовании. Ни в России, ни за рубежом нет единого мнения относительно их терминологического обозначения.
Называют их по-разному: секты, нетрадиционные религии, новые религиозные объединения, альтернативные верования, возникающие религии или просто культы, Нью Эйдж – Религии Нового Времени и т.п.
Отсутствие терминологического аппарата привело к тому, что толковать эти понятия каждый стал по собственному усмотрению, исходя из своей мировоззренческой позиции.
Последнее время не только современные публицисты, представители СМИ, религиозные деятели, но и ученые стали широко применять слова "секта", "сектант". Огромное значение имеет позиция автора определения, его отношение к данной проблеме.
Отдельные авторы руководствуются представлением о сектантстве исключительно как о порождении обмана, жульнических образованиях, применяющих мошеннические приемы. Естественно, подобное мнение существенно препятствует его объективному исследованию. Понятие "секта" уже давно сложилось как научное, что позволяет применять его как социологический, религиоведческий термин. Термин "секта" использовали еще древние римские авторы.
Так, Т.И. Буткевич [1] напоминал, что "секта" (secta) – слово латинское и у древних авторов (Цицерон, Плиний, Тацит и др.) оно употреблялось для обозначения философского метода, правила, школы, учения, отделившихся от общепринятого мировоззрения, приемов, правил и господствующего философского учения.
Таким образом, изначально понятие "секта" не несло в себе какой-либо оскорбительной смысловой нагрузки. Поэтому нельзя согласиться с мнением А.А. Николаева [2], считающего, что с самого начала слово "секта" имело негативную коннотацию. Впоследствии, когда зародилось христианство, то и его изначально называли сектой. Так, Плиний Младший говорит о секте христиан, появившихся в его время среди иудеев [3].
Происхождение слова "секта" трактуется по-разному. Так, составители "Словаря иностранных слов" считают, что оно происходит от латинского secta – учение, направление, школа [4]. По мнению Д.Ушакова, буквальный перевод латинского слова secta означает отрезанная, отделенная [5].
С точки зрения А.Л. Дворкина [6], слово "секта" может происходить либо от латинского secare, означающего "отсекать" (часть от целого), что совпадает с предыдущим толкованием, либо от латинского же segui – "следовать" (за лидером, задающим направление).
Каждая из этих этимологий по-своему раскрывает понятие "сектантство", но, если первая из них более подходит к сектам историческим (таким, как менноиты, баптисты, молокане), то вторая – к сектам новоявленным.
Различные трактовки происхождения рассматриваемого слова нашли свое отражение и в его определениях. "Секта – религиозное течение (община), отделившееся от какого-н. вероучения и ему противостоящее" [7]. Слабая сторона этого расплывчатого определения состоит в том, что секта не всегда отделяется от какого-нибудь вероучения, а может создаваться буквально из ничего, что типично для новоявленных сект.
Это же замечание относится и к понятию, раскрываемому в "Словаре иностранных слов", в котором секта определяется как "религиозная община, группа отколовшихся от господствующей церкви" [8].
Аналогичное замечание относится и к следующему определению: "Секта – религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение" [9].
В "Большом юридическом словаре" слово "секта" определено как "отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п." [10]
В данных определениях излишне акцентируется внимание на господствующем положении церкви, от которой откалывается секта.
Это ограничивает возможность отнесения российских новообразований к рассматриваемой категории, поскольку многие из них не отделялись от традиционных для России вероисповеданий.
По отношению к исходной религии секта, во-первых, может являться частью исходной религии, что признается остальной частью этой религии; во-вторых, считает себя частью исходной религии, что, однако, отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий): например, мормоны считают себя христианами, но не признаются таковыми остальными христианами; в-третьих, изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий.
Новые религиозные объединения не вписываются в рамки традиционных определений слова "секта", поскольку в основном у них наблюдается не отклонение от традиций и не отделение от конкретных вероучений, а создание совершенно нового вероучения или учения на основе синкретизма, т.е. сочетания разнородных, порой противоречивых и несовместимых воззрений.
Для таких учений характерно не столько стремление исправить существующие религии, сколько поиск новых и нетрадиционных практик и путей религиозного познания.
Согласно второму значению, секта – это "группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах" [11]. Именно данное значение широко распространилось в последнее время. Зачастую оно встречается и в решениях суда. Указанное определение нельзя назвать комплексным, поскольку в нем дается характеристика только духовно-нравственного состояния членов секты, но не фокусируется внимание ни на специфике вероучения, ни на источнике происхождения секты.
С учетом сделанных замечаний можно предложить следующее определение рассматриваемого термина: секта – это объединение лиц, отделившееся от какого-либо вероучения, либо возникшее на основе принятия самостоятельной доктрины или религиозно-мистического опыта отдельной личности; использующее совокупность специфических вероучительных представлений и культовой практики в качестве инструмента воздействия на людей; как правило, осуществляющее свою деятельность в противостоянии основным религиозным традициям страны.
Большинство зарубежных исследователей предпочитают пользоваться такой конструкцией, как "новые религиозные движения", к которой прибегают в основном в политических целях для декларации т.н. религиозной толерантности по отношению к сектам.
Такое словосочетание считают наиболее приемлемым и некоторые теологи, принадлежащие к самым различным конфессиям.
Преимущество рассматриваемого термина И.Я. Кантеров видит, прежде всего, в том, что он точнее и полнее передает своеобразие типа религиозных образований, возникших после Второй мировой войны в государствах Востока, в США, странах Западной Европы и, наконец, на волне перестроечных процессов в СССР и продолжающихся распространяться в современной России [12].
Необходимо отметить, что использование словосочетания "новое религиозное движение" не раскрывает сути предмета, а создает иллюзию смысловой тождественности традиционных церквей и сект. При таком подходе отличия между ними усматриваются лишь в продолжительности их существования.
Авторы, предлагающие термин "новые религиозные движения", видят его преимущество в том, что он не содержит оскорбительных, уничижительных характеристик, не вызывает сомнений в свободном выборе последователями таких движений своих взглядов и убеждений.
Данная позиция вызывает серьезные возражения, поскольку деятельность целого ряда т.н. новых религиозных движений запрещена за рубежом и вызывает к ним вполне обоснованные подозрения.
В 90-е гг. прошлого века в Российской Федерации была отмечена разрушительная роль некоторых религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан и зачастую используемых для прикрытия различного рода противоправной деятельности. 1.2 Возникновение деструктивных религиозных организаций
Конституционные гарантии права на свободу совести и вероисповедания, на свободу выбора религии открывают самые широкие способности для сотворения верующими людьми религиозных объединений. При этом их доктрины и деятельность могут иметь, о чем свидетельствует тысячелетний опыт истории человечества, как конструктивный, высший духовно-нравственный смысл, так и деструктивную, асоциальную направленность. К примеру, религиозные организации российской Православной Церкви различаются законопослушностью.
Вместе с тем, свободой вероисповедания в России, ставшей одной из основных примет проводимых властями «демократических реформ», пользовались определенные силы в стране и за рубежом далеко не в благовидных целях. В данной связи Патриарх Всея Руси Алексий II был обязан признать: «Против России ведется реальная война». Это массивная промышленность растления, порнуха, секс, распространение различных ересей, обращение людей в другую веру, морально-психологическое разоружение армии и народа.
В 1990-х годах происходило целое нашествие деструктивных религий. На территории России возникли новейшие, нетрадиционные, сектантские образования религиозного толка. Вышли из подполья и религиозные организации, деятельность которых была запрещена. В страну нахлынули миссионеры и проповедники со всех частей Света, представляющие разные группы и секты и действующие с антигосударственных, антиобщественных, аморальных позиций. И лишь спустя десять лет беспредела властями была осознана опасность противоправной деятельности заграничных религиозных организаций в нашей стране. В Новой редакции Концепции государственной сохранности России (10 января 2000 г.) Указывалось на необходимость оказывать противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров, а также «экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на местность России со стороны остальных государств»
Следует отметить, что для деструктивной деятельности религиозных объединений в России есть определенные сопутствующие предпосылки, сложившиеся в силу долговременной атеизации русского общества и утратой ценностных ориентиров, смысла жизни у значимой части россиян уже в постсоветское время.
Сознание многих людей оказалось расщепленным, незащищенным от тлетворного влияния средств массовой информации, различного рода проповедников и сектантов.
Подавлено восприятие действительности опасности со стороны новейших религиозных объединений деструктивного и оккультного характера. Опасности реально есть, формируются, а субъекты сохранности, да и объекты тоже, не понимают надвигающейся катастрофы.
По мнению И.Н. Кудинова, «религиозный ренессанс», переживаемый в России, остается во многом внешним и поверхностным, фактически, не затрагивающим более глубочайших, слоев сознания. Не религия побеждает в России атеизм, но религия и атеизм отступают перед ростом мировоззренческой неопределенности, парарелигиозных верований, религиозного синкретизма и идейной эклектики.
Критериями обеспечения и поддержания высокой степени религиозной сохранности могут выступать, с точки зрения И.Н. Кудинова:
наличие посреди верующих единства во взорах на вопросы вероучения, культа и организационного устройства церкви;
доверие верующих своим религиозным фаворитам;
наличие условий для сохранения и роста численности религиозной организации;
отсутствие существенных противоречий с другими религиозными организациями и противоречий с государством;
отсутствие в религиозной сфере жизни общества проявлений религиозного экстремизма;
наличие меж религиозными организациями отношений взаимоуважения и сотрудничества;
отсутствие в обществе социально опасных религиозных организаций;
наличие в государстве отлично разработанной правовой базы, регулирующей государственно-церковные дела и ограждающей общество от различного рода угроз со стороны религиозных организаций.
Перевоплощение религии в весомый фактор жизни современного русского общества сопровождается складыванием в религиозной сфере новой системы противоречий, которые оказывают действие на всю систему государственной сохранности страны. До этого всего на таковой её вид, как духовная сохранность. Исходя из этого, мы полагаем, что с критериями обеспечения сохранности в религиозной сфере, предложенными И.Н. Кудиновым, можно согласиться лишь отчасти. Мы же придерживаемся критериев, заложенных в статье 11 части 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Государственная регистрация религиозных организаций предугадывает представление сведений в орган юстиции об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе:
об истории возникновения религии и данного объединения;
о формах и способах его деятельности;
об отношении к семье и браку;
об отношениях к образованию;
об особенностях дела к здоровью последователей данной религии;
об ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;
документ, подтверждающий место нахождения (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.
Названные позиции вполне можно признать критериями, вправду обеспечивающими защиту интересов личности, в особенности решившей выбрать для вероисповедания ту либо иную нетрадиционную религию. Таковым образом выстраивается государственная правовая защита с самого момента регистрации.
Другой вопрос, этот список не является исчерпывающим. С нашей точки зрения, он может быть дополнен таковыми позициями, как забота о нетрудоспособных родителях, доступ к культурным ценностям, информации, доступ к правосудию, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, роль в управлении делами страны как конкретно, так и через собственных представителей (избирать и быть избранным). Данные критерии являются основополагающими для личности, общества и страны и составляют предметы государственной сохранности.
Гарантированная Конституцией РФ свобода деятельности религиозных объединений не значит, что эта свобода носит неограниченный характер, что их деятельность может быть связана с посягательствами на личность, права и свободы людей, на конституционный строй русской Федерации либо с другими нарушениями законодательства. секта оккультный религиозный Глава 2. Классификация деструктивных религиозных организаций .1 Признаки деструктивных религиозных организаций
В качестве эталона зарубежных классификаций деструктивных культов можно привести перечень религиозных объединений, которые, по мнению экспертов государственной ассамблеи Франции, могут угрожать обществу по состоянию на 2009 год. Отбор кандидатов в перечень осуществлялся экспертами по десяти качественным критериям, учитывающим наличие деструктивных признаков:
дестабилизация сознания;
непомерные денежные притязания (поборы);
навязывание разрыва с прежним окружением;
покушение на физическое здоровье;
вербовка детей;
антиобщественные высказывания;
нарушения публичного порядка;
привлечение к суду либо следствию по серьезным обвинениям;
нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств);
попытка проникания во властные структуры.
Если хотя бы один из этих признаков имел место, то религиозное объединение числилось сектой.
В дополнение аргументов обоснования настоящих угроз в религиозной сфере, нам следует обратиться к содержанию рекомендации № 1178 по сектам и новым религиозным движениям, текст которой принят Парламентской Ассамблеей Совета Европы 5 февраля 1992 года:
. Ассамблея обеспокоена существующими неуввязками, связанными с деятельностью сект и новейших религиозных движений.
. нужно действовать тем разным ассоциациям и семьям, которые считают, что им нанесен вред деятельностью сект.
. Учтено приглашение, которое получил Совет Европы от Европарламента в докладе КОТРЕЛЬ для рассмотрения данной трудности.
. Обратилась ко всем сторонам обозначить способы работы и какие встречаются юридические трудности.
. Считает, что свобода совести и вероисповедания, гарантированная статьей 6. Европейской конвенции по правам человека, делает основное законодательство по сектам нежелательным, до тех пор пока данное законодательство создает помехи основополагающим правам и наносит вред обычным религиям.
. Считает, но, что образовательные, также как и законодательные и остальные меры, обязаны применяться для решения заморочек, возникающих при деятельности сект и новейших религиозных движений.
. С данной целью Ассамблея советует, чтоб Комитет Министров созвал всех членов-стран Совета Европы для одобрения следующих мер:
) основная образовательная программа обязана включать в себя объективную, насыщенную фактами информацию, касающуюся установившихся религий и их главных вариантов, принципов сравниваемых религий, а также этических, личных и публичных прав;
) вспомогательная информация аналогичной природы, в частности, сущность и деятельность сект и новейших религиозных движений, обязана обширно распространяться посреди широких слоев населения. Независящие специалисты обязаны собирать схожую информацию и распространять её;
) разглядывать в согласовании с законодательством, если оно до сих пор еще не существует, что гарантирует корпоративный статус всем сектам и новым религиозным движениям, которые уже зарегистрированы совместно со всеми филиалами;
) чтоб защитить несовершеннолетних детей от похищения и вывоза за границу, страны-члены, которые еще этого не сделали, обязаны ратифицировать Европейскую конвенцию по признанию и внедрению решений, касающихся Охраны детей и Укрепления охраны детства (1980), и принять законодательство, позволяющее воплотить их в жизнь;
) имеющееся законодательство, касающееся охраны детей, обязано применяться более строго. Не считая того, те, кто принадлежит к секте, обязаны знать, что у них есть право её покинуть;
) лица, работающие на секту, обязаны быть зарегистрированы в отделе общественного обеспечения и им обязана быть обещана социальная защита, также социальная защита обязана быть обеспечена тем, кто решил покинуть секту.
Справедливости ради, следует заметить, что в рекомендации Совета Европы нет такового понятия, как деструктивная религиозная организация, которое используем мы. Тогда, что же такое секты, встревожившие все положительные силы мира? Деструктивные секты есть разновидность культов, разрушительных по отношению к естественному гармоничному состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, вероисповеданиям, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность). Такие культы противоположны обычным созидательным вероучениям, хотя часто и имеют некое поверхностное внешнее сходство. Понятие «секта» пока не имеет четкого научного определения в социологии и психологии, хотя в интернациональной правовой практике встречается довольно частенько для того, чтоб считаться устоявшимся юридическим термином.
Понятие «деструктивная религиозная организация» пока никак нельзя считать устоявшимся термином даже в русской правовой практике. Тем не менее в Постановлении гос Думы от 15 декабря 1996 года, на которое мы ссылались выше, сказано: «Людей, принадлежащих к одной из глобальных религий, объединяет общее понимание нравственных ценностей и принципов, а адептов новейших деструктивных религиозных организаций – более всего авторитет «учителя». Отсюда некая организационная рыхлость глобальных религий и противостоящая им стальная, всепронизывающая организованность деструктивных религиозных организаций, их рвение полностью завладеть человеком, убить все его свободные связи с миром…
Многие деструктивные религиозные организации, получившие на местности России официальную поддержку и покровительство государственных и городских органов, обширно известны на Западе злостным уклонением от уплаты налогов, обилием судебных действий о нанесении психического и физического вреда адептам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, вплоть до проникания в государственные органы, заговоров против государства»…
В аналитическом справочнике «Религиозная сохранность России: определения и определения», изданном в 1997 году в Белгороде, встречаем несколько определений «деструктивная религиозная организация». Осмысливая каждое из них, мы находим собственное содержание исследуемого понятия, а конкретно:
Деструктивная религиозная организация – это твердая иерархическая структура, представляющая собой опасность основополагающим правам и интересам личности, общества и страны, а также противоправные деяния членов данной организации, совершающиеся по религиозным мотивам.
Общие черты работающих в России деструктивных культов:
. Претензии на «харизматическое» лидерство.
. Претензии на истину в последней инстанции, полная нетерпимость либо, по меньшей мере, снисходительно-пренебрежительное отношение к обычным религиям и национально-духовным ценностям.
. Внешняя благопристойность: все культовые новообразования официально провозглашают лишь самые добрые цели.
. Эзотеричность (сокрытие истинных целей и последствий собственной деятельности, наличие доктрин для внутреннего употребления и внешнего окружения) и твердая изоляция собственных адептов от доступа другой информации.
. Целенаправленное искажение священных текстов глобальных религий с их «подгонкой» под свои догмы.
. Применение техник контроля сознания для выработки у сектантов «культового менталитета».
. Активный прозелитизм как неотъемлемая обязанность учеников вовлекать в секту новейших членов.
. мелочный и политический энтузиазм элиты секты, рвение иметь собственных агентов во властных государственных и коммерческих структурах.
. внедрение специального словаря и слов непонятных для непосвященных (культовый язык).
Деструктивные организации, соединяющие в себе один либо более признаков, классифицированы в книгах «Религиозная среда обитания: оценка угроз и поиск мер защиты», изданной гос Думой РФ в 1998 году, «Религиозная экспансия против России», выпущенной публичной организацией «Регионы России» в 1998 году, в справочниках миссионерского отдела РПЦ и остальных изданиях.
Обычные признаки посягательств деструктивных культов на интересы личности:
изменение вида жизни, эталонов, поведения, интересов, привычек, вида, склонностей, речи;
увлечение религиозной темой;
выражение неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков, авторитету старших;
настойчивые повторения очевидно чужих и необыкновенных мыслей, цитат, апелляция к неким авторитетам;
нередкое и необъяснимое отсутствие дома;
путешествие по стране и за границу;
чрезмерное количество телефонных звонков и писем;
резкое изменение состава домашней библиотеки;
изменение режима питания;
замкнутость в себе либо открытая мощная экзальтация ради каких-или дел;
значимые денежные потребности: займы в банках, поборы у родственников и друзей, долги;
проявление энтузиазма к праву на собственность в части недвижимости, драгоценностей и другого имущества.
Непременно, некие нейтральные симптомы (из вышеперечисленных) характерны также и для хоть какой социальной деятельности, увлечений и всякой религиозности, в том числе и созидательной. Принципиально своевременно заметить наличие конкретно религиозных деструктивных признаков, чтоб принять решительные деяния. К примеру, «Церковь объединения» Муна подводит собственных адептов к уничижительно-пренебрежительному пониманию истории собственного народа, к благоговейному отношению к Корее – родине бога Муна, и просит, чтоб ученики (к какой бы этнической группе они ни принадлежали) своим детям перед обычным давали новое корейское имя. В печати не один раз появлялась информация о тесных связях Муна с южнокорейскими спецслужбами. Анализ нынешней ситуации дозволяет предположить наличие этих связей и по сию пору.
Общие черты сейчас работающих в России деструктивных культов, обычные признаки посягательств на основополагающие интересы и права личности классифицированы специалистами – независящими экспертами на базе анализа различных вероучений и практического поведения и деятельности адептов в согласовании с ними2. Анализ этих и остальных источников дозволяет нам сделать вывод, что влияние религиозного фактора на внутреннюю сохранность России становится все более заметным. Этот фактор теснейшим образом переплетается с этническим и вторгается в политическую и правовую сферу. Сравнительный анализ интернациональных и русских правовых норм указывает, что в России создана довольно действенная юридическая база для борьбы с деструктивными религиозными организациями. К примеру, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», где в статье 11 заложены критерии обеспечения сохранности в религиозной сфере как на стадии гос регистрации религиозной организации федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов русской Федерации, так и поддержания высокой степени религиозной сохранности потом. В статье 12 сейчас работающего закона заложены основания отказа в гос регистрации религиозной организации в случае, если:
цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции русской Федерации и законодательству русской Федерации – со ссылкой на конкретные статьи законов;
создаваемая организация не признана в качестве религиозной;
утомившись и остальные выставленные документы не соответствуют требованиям законодательства русской Федерации либо содержащиеся в них сведения не достоверны и остальные позиции.
Более того, русское законодательство в ст.14 Описывает основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации либо религиозной группы в судебном порядке, а конкретно:
нарушение публичной сохранности и публичного порядка, подрыв сохранности страны;
деяния, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности русской Федерации;
создание вооруженных формирований;
пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, государственной либо религиозной розни, человеконенавистничества;
принуждение к разрушению семьи;
посягательство на личность, права и свободы людей;
нанесение установленного в согласовании с законом вреда нравственности, здоровью людей, в том числе внедрением в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и других противоправных действий;
склонение к самоубийству либо к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
препятствование получению обязательного образования;
принуждение членов и последователей религиозного объединения и других лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование опасностью причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность настоящего её выполнения, либо внедрения насильственного действия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение людей к отказу от выполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению других противоправных действий.
Органы прокуратуры Российской Федерации, орган, осуществляющий регистрацию религиозных организаций, а также органы местного самоуправления вправе вносить в трибунал представление о ликвидации религиозной организации или о запрете её деятельности либо религиозной группы.
К примеру, деструктивный культ «Свидетели Иеговы» при объективном подходе, исходя из результатов анализа их деятельности на местности России, опубликованных в официальных и публичных изданиях, однозначно подлежит запрету по изложенным выше основаниям, как грубо и систематически нарушающий права и свободы личности (ст.17 П.3, Ст.29 П.5; Ст.41 П.1 И п.3; Ст.55 П.3 Конституция РФ и остальные нормы права). Нынешний расцвет деструктивных культов разъясняется некомпетентностью должностных лиц, не учитывающих законодательства своей страны и не признающих ценность интернациональных норм (к примеру, документов Европарламента), недальновидностью либо коррумпированностью тех чиновников, кто отвечает за обеспечение сохранности личности, общества и страны в религиозной сфере.
Многие эксперты в области государственно-религиозных отношений считают, что государственная политика в религиозной сфере обязана стоять на двух столпах: с одной стороны, обеспечивать свободу выбора веры и вероисповедания, с другой, – сохранять, укреплять и развивать духовно-нравственные способности, единство, культурное богатство, созидательные национальные традиции русского народа. Это нужно для обеспечения государственной сохранности не лишь в духовно-нравственной, но и в других сферах жизнедеятельности общества, ради сохранения духовной и территориальной целостности страны.
Естественно, правительство не обязано вмешиваться во внутреннюю сакральную обрядовую жизнь религиозных объединений. Но оно должно осуществлять надежный и действующий контроль за теми, кого оно регистрирует, над соблюдением религиозными объединениями русского законодательства и нравственных устоев в обществе. Верующие, независимо от принципа светскости страны и отделения религиозных объединений от страны, являются его полноправными гражданами, которым законодательно гарантируется воплощение интернациональных и конституционных прав и свобод.
Обеспечение государственной сохранности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм публичной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование гос политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на внедрение эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие нехорошему влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров .2 Примеры деструктивных организаций в России
Взяв за основу классификацию приведенную во 2 главе приведем примеры наиболее известных и интересных существовавших и существующих на территории России
. Деструктивные религиозные организации восточной ориентации:
«АУМ синрике», «Международное общество сознания Кришны», «Сахаджа-йога», «Бахаи», «Брахма Кумарис, «Академия йоги», «Белый голос», группы последователей Шри Чинмоя, «Трансцендентальная медитация», группы последователей Радж-ниша (Ошо), «Миссия божественного света», «Институт знания о тождественности» и т.П.
Аум Синрикё – ныне известная как «Алеф»-неорелигиозная милленаристская организация, возникшая в Японии. Секта была основана Сёко Асахарой в 1987 году и получила всемирную известность в 1995 году, совершив террористическую газовую атаку в токийском метро. В настоящий момент причислена к числу террористических организаций в США, Канаде, Евросоюзе и других странах.
Название «Аум Синрикё» восходит к санскритскому слову «аум» (что означает Вселенная), следующую за «синрикё» (слово написано кандзи); приблизительное значение «учение истины». В английском языке Аум Синрикё часто переводится как «Supreme truth», то есть «высшая истина».
В январе 2000 года организация изменила название на «Алеф» – по первой букве семитских алфавитов. Также был изменён и логотип. В настоящее время она находится под гласным надзором японских полиции и спецслужб.
В 1995 году группа заявила, что имеет 9000 участников в Японии и не менее 40 000 человек по всему миру. Сам Асахара заявлял, что у него до 10 000 членов; согласно данным Вести.ру в период расцвета секты «в неё входили 15 тысяч человек».
В январе 2000 года, по оценкам государственных органов Японии, членство Аум синрикё/Алеф официально составляет 1650 человек в Японии и около 300 в России.
На начало 2004 года, по данным портала Lenta.ru, количество членов Аум Синрикё не превышало 1000 человек; Вести.ру в 2003 и 2004 годах сообщал, что «в секте остается более 1,6 тыс последователей», и, со ссылкой на японских следователей, – «около 300 приверженцев она имеет и в России.»
Первые последователи Аум Синрикё в России появились в начале 1990-х годов. Весной 1992 года Сёко Асахара посетил Россию и встречался с рядом политических и религиозных деятелей, а также выступал в МГУ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, МГИМО и других ведущих вузах перед студентами. Его появление сопровождалось мощнейшей рекламной кампанией: в первые месяцы своей деятельности Аум Синрикё заплатила около миллиона долларов США, обеспечив себе ежедневную часовую программу на радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на канале «2×2». В том же 1992 году Аум синрикё была зарегистрирована Министерством юстиции с центром в Москве. С того времени стали проводиться с периодичностью в 1-2 месяца массовые инициации с интенсивной медитацией на стадионе «Олимпийский» и в других местах. За два года существования российское отделение провело ряд масштабных мероприятий, среди которых – музыкальный концерт в спортивном комплексе «Олимпийский». Также из России осуществлялась трансляция религиозной радиопередачи, в том числе на территорию Японии. По оценкам лидеров Аум синрикё, в январе 1994 года число их последователей в Москве составляло 35 000 человек, а в целом по РФ – немногим менее 50 000 человек.
апреля 1995 года по иску «Комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект» Останкинский межмуниципальный суд принял решение о ликвидации Аум синрикё в России. Эксперты из «Комитета по спасению молодёжи от тоталитарных сект» утверждают, что и после ликвидации Аум синрикё продолжает активно действовать, при этом в РФ сегодня от 50 до 100 тысяч её последователей.
В январе 2002 года во Владивостоке четыре боевика Аум синрикё были приговорены к различным срокам отбывания наказания в колониях строгого режима с конфискацией имущества. Один из членов организации признан невменяемым, ему назначено принудительное лечение в психиатрической больнице. При задержании сотрудниками ФСБ у боевиков были обнаружены оружие с боеприпасами и взрывчатые вещества, предназначенные для проведения террористических актов в трёх японских городах – Токио, Саппоро и Аомори.
. Деструктивные религиозные организации западной ориентации (псевдохристианские):
«Свидетели Иеговы», «Богородичный центр», муниты, мормоны, «Семья» (Д. Берг), «Церковь откровения» Лазаря Каширского, «Церковь Христа» («Бостонское движение»), «Новоапостольская церковь», «Слово жизни» (Лайфспринг»), «Живой поток» («Церковь свидетеля Ли») и т.П.
Свидетели Иеговы – международная религиозная организация. Вероучение организации имеет много общего с учением неортодоксальных направлений в христианстве (антитринитарии), но отличается специфическим пониманием многих религиозных понятий, что затрудняет её классификацию.
По подсчётам самой организации, на август 2011 года высшее число последователей (возвещателей) во всем мире достигало 7 659 019 человек. Численность свидетелей Иеговы в России по состоянию на август 2010 года составляла 162 182 человека. Главный религиозно-административный центр находится в Бруклине (Нью-Йорк).
На территории России первые свидетели Иеговы появились около 1877 года. Именно в это время в «Сторожевой башне» содержится упоминание о том, что экземпляры журнала направляют в Российскую империю. В Российской империи Свидетели Иеговы официально зарегистрированы 24 сентября 1913 года. В советское время (с конца 20-х годов) свидетели Иеговы наряду с другими сектами подверглись преследованиям, многие из них были сосланы. В 1949 и 1951 годах осуществлялись массовые переселения свидетелей Иеговы и членов их семей в Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток, что способствовало распространению их учения в местах ссылки. Наиболее крупномасштабной операцией по высылке членов этой организации в Сибирь стала операция «Север», когда за двое суток 1 и 2 апреля 1951 года тысячи свидетелей Иеговы и членов их семей были вывезены в Сибирь.
марта 1991 года был зарегистрирован Управленческий центр организаций «Свидетели Иеговы в СССР».
В 2004 году по решению районного суда в Москве была лишена регистрации и распущена местная религиозная община свидетелей Иеговы. Решение было опротестовано свидетелями Иеговы в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, который в июне 2010 года признал незаконным решение российского суда о роспуске религиозной общины свидетелей Иеговы в Москве и обязал Россию выплатить потерпевшим 70 тысяч евро. В сентябре 2009 года Ростовским областным судом была ликвидирована обвиняемая в разжигании религиозной розни община свидетелей Иеговы в Таганроге и в некоторых районах области.
В апреле 2010 года Роскомнадзор в связи с признанием ряда публикаций Общества Сторожевой башни экстремистской литературой аннулировал разрешение на распространение в России журналов «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня», выданное в 1997 году.
По состоянию на декабрь 2011 года, в России в отношении свидетелей Иеговы ведётся расследование девяти уголовных дел по статье 282 УК РФ («действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам отношения к религии») в таких городах, как Асбест, Ахтубинск, Кемерово, Таганрог, Чебоксары, Челябинск, Чита, Салехард и Йошкар-Ола. Большую огласку получило дело Калистратова – старейшины из Горно-Алтайска, которое дважды опротестовывалось, пока, наконец, 22 декабря 2011 года Верховный суд Республики Алтай не постановил прекратить уголовное дело против Калистратова за отсутствием состава преступления и признал за ним право на реабилитацию.
. Деструктивные религиозные организации оккультной либо языческой ориентации:
«Белое братство», «Церковь последнего завета» (последователи Виссариона), движение «Нью эйдж», группы последователей Карлоса Кастанеды, «Сатори» (А. Суворовой), «Новый акрополь», ряд теософских и антропософских групп, «Внутренний круг» последователей П. Иванова, неоязыческие группы и т.п.
Новый Акрополь
Создатель и главный идеолог – аргентинский профессор Хорхе Анхель Ливрага.
Один из руководителей "Нового Акрополя" в настоящее время – Фернан Шварц. Руководство "Нового Акрополя" в Российской Федерации неизвестно.
Вскоре после создания "Нового Акрополя" в 1971 г. его отделения появились в Аргентине и во Франции. С апреля 1973 г. они уже действовали в Лионе, а затем и в Париже.
В Москве:
"Большая школа" – м. "Профсоюзная"
Малая школа – м. "Филевский парк"
В 1957 г. Хорхе Анхель Ливрага издал сборник своих философских раздумий под названием "Учебник руководителя", которому суждено было превратиться в нечто вроде Библии для ультраправых .
"Учебник руководителя" состоит из двух частей – "Золотая секира" и "Лабиринты Ляпис-лазури". Первая глава посвящена определению статуса руководителя: "Каждое живое существо, обладающее более или менее развитыми способностями, жадно до власти. Власть – такой же инстинкт души, как самосохранение – инстинкт тела. Мы называем инстинктом способность быть по-настоящему искренним. Инстинкт не приобретается с годами, он рождается вместе с нами как плод нашей миллионнолетней эволюции… Тот, кто чувствует в себе силу быть лидером, не должен любить других… Руководитель, решив что-то один раз, должен добиваться задуманного, несмотря на затраты, в самые сжатые сроки… Надо вычеркнуть из сознания все, что создает в нем комплексы. Нытье и хныканье должны выжигаться каленым железом: сила должна исходить из глубины души. Оставим развалившимся в креслах старым дамам разговоры о психиатрии и публичные слезливые ламентации. Руководитель – это не тот. кто получает в руки секиру из темного металла, а тот. кто сумеет превратить ее в Золотую секиру. Только тогда он – истинный носитель "Золотой секиры" .
"Старый мир – в упадке, – говорил Ливрага. – Бесполезно пытаться его спасти. И для марксизма, и для капитализма единственный бог. – это материальное… Единственный девиз Запада: "Дайте нам возможность делать, что мы хотим! Оставьте нас в покое!" Отсюда и появляется у людей ощущение изоляции, тревоги, потерянности и одиночества".
"Новый Акрополь" отнесен к разряду деструктивных религиозных организации в:
Инициативном письме – депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997 г.);
книге А.И.Хвыли-Олинтера "Опасные тоталитарные формы религиозных сект" (1996 г.) .
По словам создателя "Учебника руководителя", главная задача "Нового Акрополя” – "создать из человека сверхчеловека". Чтобы добиться этой цели, не обойтись без секретной организации, подготавливающей переход к "новому порядку". "Новым Акрополем" создана целая международная секретная структура. Возглавляет эту тайную иерархию сам Ливрага, провозгласивший себя "всемирным главнокомандующим". У него в подчинении находятся "хранители печати", "командующие континентов", "центральные командующие", "национальные секретари". "Новый Акрополь" включает в себя и специализированную службу расследования, состоящую из глубоко законспирированных и известных только верхушке секты агентов – мужчин и женщин. В их числе немало и людей, близких к правительствам крупнейших западных государств.
Был сформирован так называемый "корпус безопасности", который, кстати, почти сразу же завязал активные связи с мунитами (КАУСА) и стал участвовать в их деятельности. По словам его руководителя Фернана Шварца, с созданием "корпуса безопасности" открывается новый этап в истории "Нового Акрополя – этап активных действий. "Конечно, мы пока что еще далеки от того, чтобы быть похожими на гвардию Древнего Рима или на армию Наполеона, – писал Жан-Марк Массе, доверенное лицо Фернана Шварца, в издаваемом им бюллетене. – Мы осознаем это. Но мы знаем и то. что представляем собой зародыш организации, который вырастет в огромную армию, огромную мощь… Мы должны установить такую дисциплину, которая дала бы нам возможность создать идеальную организацию. Безусловно, это потребует от каждого из нас полной самоотдачи и высокого осознания нашего долга. Но мы обязаны добиться этого, т. к. мы куем из огненного металла будущее человечества… Приближая час величия, мы должны трудиться. Да здравствует Акрополь! Да здравствуют наставники! Аве!" И подпись – Жан-Марк Массе, Се-Эс Парижа "С/S dе Раris".
В России "Новый Акрополь" существует с конца 80-х годов. Не ведет открытой деятельности. Распространяет свое влияние в среде предпринимателей и студенчества . В настоящее время организация активно пытается расширить свое влияние, в частности, установить влияние над некоторыми группами "толкиенистов" (поклонников произведения Толкиена "Властелин колец").
. Деструктивные сатанистские культы:
«Российская церковь сатаны», «Зеленый орден», центр «Юнивер», «Белые ангелы», «Черный лотос», «»Церковь саентологии», «Южный крест» (столичная церковь сатаны»), «Нави», «Черный ангел», «Черное братство», «Крысятницы», неоязыческие группы сатанистского толка, демонические группы, «Синий лотос», братство «Мадра» и т.П.
Крысятннцы
Секта была создана сразу после войны как объединение лесбиянок Москвы и Подольска женщиной, которая затем более 40 лет носила титул "королевы крыс", находясь на полном содержании крысятниц. Точных данных о ней нет.
В настоящее время королевой крысятниц является некая Лолита (ориентировочный возраст – около 28-30 лет), много лет назад удочеренная старой "королевой крыс" и незадолго до смерти назначенная ею своей преемницей. Лолита, получившая высшее юридическое образование и несколько лет проработавшая по специальности, получила значительное наследство, позволяющее ей безбедно существовать. Один-два года назад Лолита прошла церемонию коронации в присутствии всех крысятниц.
Секта в условиях строжайшей конспирации действует в Москве и Подольске Московской области.
В Подольске – несколько мест базирования секты, в том числе двухэтажный большой частный дом.
По некоторым оценкам, в настоящее время численность адептов составляет около 300 женщин в возрасте от 16 до 36 лет, "ветеранов"осталось не более десятка.
Крысятницы отвергают Бога, но поклоняются первой женщине, созданной, а затем уничтоженной Им, имя которой, согласно их учению, Лолит. Поскольку Лолит была покровительницей животных, символом секты была избрана крыса – живучее и сильное существо. Согласно доктрине секты, женщина стремится повелевать миром, поэтому крысятница должна стремиться к физическому и нравственному совершенству и установлению господства над мужчинами. Если старые крысятницы не решались обзаводиться детьми, то нынешнее поколение ратует за продолжение рода через искусственное оплодотворение. Себя крысятницы представляют своего рода современными амазонками, стремясь поддерживать этот имидж [1].
В качестве своего рода "священной книги" в секте используются записи предсказаний старой "королевы крыс". В них, в частности, значительное место уделено предсказанию конца света (одна из дат – 1996 год). Говорится, что первыми почуют опасность крысы, поэтому они вовремя успеют уйти в безопасное место, спастись и выжить.
Факторами, удерживающими крысятниц в секте являются:
лесбиянские любовные отношения между крысятницами;
подавляющее большинство вовлеченных в секту женщин были одиноки и искали общения и заботы, "королева крыс" же приучила крысятниц заботиться друг о друге, приходить в трудную минуту на помощь;
шантаж (если крысятница пыталась порвать с сектой, ей угрожали, что о ее извращенных наклонностях узнают соседи, сослуживцы и т.д.).
После обретения власти над крысятницами Лолита провела ряд реорганизаций в секте:
ü несколько изменила ритуалистику, например, изменила обряд посвящения в крысятницы, перенеся его с бабушкиной квартиры в места, облюбованные крысами подвалы и чердаки;
ü начала устанавливать связи с лесбиянками других городов;
ü активизировала вербовку новых последовательниц (преимущественно на геевских тусовках);
ü внесла в устав секты пункт о том, что каждая крысятница обязана завести какое-либо животное и приручить его;
ü активизировала финансовую деятельность секты;
ü провела ряд мероприятий по обретению сектой имиджа крайне опасной для своих врагов и тех, кто посмел ей помешать в чем-либо.
Обряд посвящения в крысятницы и принятия в секту выглядит следующим образом. Посвящение проводится в специально подготовленном и соответствующим образом декорированном помещении. Перед началом церемонии крысятницы. одетые в длинные желтые балахоны, принимают какой-то наркотик. Начинается обряд с обращений к "Святой Лолит" и сатане. Затем кандидатка в крысятницы убивает предварительно собственноручно пойманную и специально принесенную кошку (враг крысы), разбивает той голову и под заклинания Лолиты и "старших сестер" слегка отпивает мозга убитой кошки. Затем Лолита убивает крысу и просит, чтобы душа крысы слилась с душой новой крысятницы. За то, что отняли жизнь у крысы, необходимо, согласно верованиям крысятниц, заплатить своей кровью. Лолита делает на руке надрез, собирает текущую кровь в пригоршню и мажет ею свое лицо и лицо кандидатки. Каждое посвящение, как и вообще любой сбор крысятниц, заканчивается тем, что последовательницы секты пьют "любовное зелье", рецепт которого оставила Лолите старая "королева крыс". После чего начинается групповой секс. Говорится, что сама Лолита участия в оргиях не принимает.
Высокую социальную опасность секты крысятниц обуславливают следующие факторы:
доктрина сатанистской ориентации со всеми присущими подобного рода учениям атрибутами (деструктивный характер учения, оправдание преступления, совершенного во имя целей секты, оправдание беспредела в достижении своих целей и т.п.);
использование в среде крысятниц наркотиков;
постоянное использование в своей ритуалистике кровавых ритуалов, крайне разрушительно влияющих на человеческую психику;
разделенное существование ("мы-они"), насаждение в среде крысятниц психологии элитарности и презрительного отношения ко внекультовому социуму;
высочайшая степень корпоративности, взаимной поддержки между крысятницами, фанатичная готовность крысятниц выполнить приказ своей королевы во что бы то ни стало, не останавливаясь ни перед какими преградами, в том числе пожертвовать собственной жизнью во имя целей секты. Глава 3. Социологическое исследование
По последним социологическим данным на сегодняшний день большинство молодежи в России втягивается в различные секты, еще реже посещают Православную церковь.
Такая тенденция негативно сказывается на здоровье нации и порождает конфликты среди религиозной среды. Поэтому данная тема стала интересна для моего социологического исследования. Поэтому данная тема представляет интерес для сегодняшнего дня.
Объект и предмет исследования:
Объект- Уровень религиозности современной молодежи г. Москвы
Предмет- Религиозность учебных заведений среднего и средне-специального профиля Москвы.
Основные понятия:
Церковь – (от греч.Kyriake (oikia) – Господень дом),
1. Специфическое для христианства понятие мистические сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единения человека с Богом через совместное участие в «таинствах». Универсальный («Вселенский», «Католический», «Соборный») характер церкви, как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествления ни с какой этнической, политической и другой общностью (племен, нацией, государством).
2. Христианский храм
. В расширенном словоупотреблении – организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.
Религия – (от лат. Religio – набожность, святыня, предмет культа) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Истинной формы развития религии:
· племенные,
· национально- государственные (этнические),
· мировые (буддизм, христианство, ислам).
Секта – небольшая религиозно – добровольная группа, создающая на основе принципа исключительности, которая требует от своих членов полного подчинения, подчеркивает свою отдаленность от общества и отвергает его.
Рабочая гипотеза исследования:
1. Современная молодежь в основном редко посещают церковь.
2. Современная молодежь не соблюдает церковные праздники и не знакома с Библией.
. В современных российских семья преобладают ценностные ориентации, связанные с материальными ценностями. 3.1 Процедурно-методический раздел
Обоснование обследуемой совокупности и расчет выборки:
Выборка включала в себя 30 респондентов, опрошенных в учебных заведениях среднего и средне – специального профиля Москвы.
Выбор опрашиваемых осуществлялся с помощью квотирования (основные квотируемые признаки – пол, возраст и социальная принадлежность).
Квоты по полу и возрасту были заданы в соответствии с половозрастной структурой учащихся Москвы с учетом социального статуса их семей.
Выборка включает в себя учащихся учебных заведений среднего и средне – специального профиля Москвы. Использовался метод анкетирования и работы с документальными источниками и литературой.
вопросов анкеты носят социально – демографический характер и задавались с целью обеспечения более объективного анализа полученных данных.
Обоснование выбора метода сбора первичной информации:
Анкета включает в себя преимущества и недостатки.
К преимуществам можно отнести:
· Стандартизированный список эмпирических индикаторов изучаемой переменной, единый для всех участников опроса, позволяет получить четкие и недвусмысленные результаты, которые при наличии элементарного опыта несложно интерпретировать. В открытых вопросах, где ответы респондентов представляют собой полный содержательный и стилистический «разнобой», который еще нужно посредством контент-анализа привести к некоему общему «знаменателю». Поэтому, интерпретация результатов на основании свободных ассоциаций – характеристик, полученных по итогам контент-анализа, всегда, даже при отличном владении этой процедурой, несколько субъективна. Несомненно, что факты, обнаружены при объяснении ответов на закрытые вопросы, носят значительно более объективный характер как раз в силу своей однородности и однозначности.
· Несмотря на существование математических программ по обработке свободных характеристик, первичную кодировку по заранее разработанным тематическим рубрикам контент – анализа все равно приходиться проводить, вручную, без помощи компьютера. Это, несомненно, затягивает процесс измерения полученных результатов. В закрытых вопросах кодировка отдельных вариантов уже существует, поэтому ввод данных значительно упрощается, и к нему могут быть привлечены лица средней квалификации. Таким образом, этап математической обработки данных не только сокращается по времени, но и заметно упрощается.
· Не все респонденты, особенно немолодые и не очень образованные, в случае использования «раздаточных» анкет склонны отвечать на открытые вопросы, поэтому всегда существует опасность значительной потери информации. Выбрать же из списка предложенных вариантов один или несколько «своих» ответов неизмеримо проще, для этого особых мыслительных усилий не требуется. Поэтому процент респондентов, отвечающих на отдельные вопросы закрытого типа, как правило, приближается к 100 % участников опроса.
· Система закрытых вопросов располагает большими познавательными возможностями в силу своей развитой типологии. В зависимости от конкретной задачи исследования можно варьировать типы вопросов, что предпочтительнее с точки зрения респондента, поскольку тогда, когда, работа над анкетой не столь однообразная, респондент утомляется меньше.
Вместе с тем из перечисленных достоинств закрытых вопросов оборачиваются их недостатками:
· В случае достаточного владения проблематикой исследования и четкой постановки его задач авторы не всегда способны исчерпывающе «закрыть» вопрос. Поэтому респонденту нередко приходиться отмечать тот ответ, который лишь в определенной степени отражает его мнение, но соответствует ему не в полной мере, что не может не отразиться на адекватности информации реальному состоянию общественного мнения. Этот недостаток невозможно устранить даже посредством превращения закрытого вопроса в полузакрытый.
· Применение исключительно закрытых вопросов обедняет и даже опасно упрощает картину исследуемого социального явления.
Закрытые вопросы психологически «принижают» личность респондента – именно так немалым числом образованных участников опроса воспринимаются любые списки вариантов ответа.
Логическая схема инструментария:
Анкета «Ваше отношение к церкви и к религии в целом» включает в себя 13 вопросов, 5 из которых носят социально – демографический характер.
Вопросы анкеты содержаться в приложении № 1.
1. Проектирование анкеты;
2. Размножение анкеты;
. Общее знакомство интервьюера с местом проведения опроса;
. Контакт с респондентом, получение его согласия на участие в опросе, уточнение места и времени опроса;
. Инструментаж респондента по заданиям опроса, мотивация участия в опросе;
. Опрос респондента по вопроснику, регистрация его ответов в соответствии с программой исследования;
. Уточнение записей после беседы с респондентом. Фиксация сопутствующих факторов, обстановку проведения анкетирования.
Логическая схема обработки и анализа информации:
Рис. 1 «Посещение церкви современной молодежи» (в % к общему числу опрошенных)
Специальная (коррекционная) школа для неслышащих и слабослышащих детей и подростков г. Москвы в составе ГОУ Центра образования №1406
Из данной рис 1 видно, что ученики данного учебной школы посещают церковь лишь ради интерес.
Рис. 2
Из данного графика видно, что ученики учебных заведений среднего и средне – специального профиля Московского района посещают церковь в религиозные праздники.
. Специальная (коррекционная) школа для неслышащих и слабослышащих детей и подростков г. Москвы
Рис. 3
Из данного графика видно, что Студенты Специальной (коррекционной) школы для неслышащих и слабослышащих детей и подростков г. Москвы посещают церковь несколько раз в год.
Рис. 4 «Знание Библии современной молодежью» (в % к общему числу опрошенных)
Из данной таблицы видно, что молодежь в возрасте 18 лет – не читали, но интересовались библией, либо читали отдельные фрагменты (выдержки из библии).
Не читали, но интересовались библией:
Рис. 5
Из данного графика видно, что ученики учебных заведений среднего и средне – специального профиля Московы не читали, но интересовались библией в возрасте 18 лет.
Были прочитаны отдельные фрагменты:
Рис. 6
Из данного графика видно, что ученики учебных заведений среднего и средне – специального профиля Москвы читали Библию отдельными фрагментами в возрасте 18 лет.
Рис. 7 «Соблюдение религиозных праздников современной молодежью» (в % к общему числу опрошенных)
Из данной таблицы видно, что молодежь, у которой средний заработок в семье (на 1 человека) от 3000 до 5000 рублей не отмечают религиозные праздники, либо отмечают, как дань народной традиции.
Отмечание религиозных праздников как религиозные:
Рис. 8
Из данного графика видно, что ученики учебных заведений среднего и средне – специального профиля Москвы отмечают религиозные праздники как религиозные со средним заработком в семье (на 1 человека) размеров от 2000 до 3000 рублей.
Отмечание религиозных праздников, как дани народной традиции:
Рис. 9
Из данного графика видно, что ученики учебных заведений среднего и средне – специального профиля Москвы отмечают религиозные праздники как дани народной традиции со средним заработком в семье (на 1 человека) размеров от 3000 до 5000 рублей.
Отмечание религиозных праздников, когда как:
Рис. 10
Из данного графика видно, что ученики учебных заведений среднего и средне – специального профиля Москвы отмечают религиозные праздники когда как со средним заработком в семье (на 1 человека) размеров от 3000 до 5000 рублей.
Рис. 11 «Ценностные предпочтения российских семей» (в % к общему числу опрошенных)
Из данной таблицы видно, что здоровье; семья; честность, порядочность, справедливость занимают одно из самых больших значений для современной молодежи, а религия занимает второстепенное место.
Рис. 12 Учебные заведения среднего и средне – специального профиля Москвы
Из данного графика видно, что для учеников учебных заведений среднего и средне – специального профиля Москвы главным ценностным предпочтением является здоровье.
Рис. 13. Учащиеся специальной (коррекционной) школы для неслышащих и слабослышащих детей и подростков г. Москвы
Из данного графика видно, что для учеников главным ценностным предпочтением является семья. 3.2 Аналитический раздел
Общие характеристики обследуемой совокупности:
Проведение исследований по посещению церкви аудиторией показали, что:
· 30 % – был ради интереса
· 26,6 % – посещают церковь в религиозные праздники
· 10 % – посещают церковь несколько раз в год, либо никогда там небыли.
Распределение постоянной аудитории по знанию Библии современной молодежью выглядит следующем образом:
· 3,3 % – 17 лет
· 23,3 % – 18 лет
· 6,6 % – 19 лет
Структура распределения постоянной аудитории, которая соблюдает религиозные праздники, составляет:
· 16,6 % – отмечают религиозные праздники как дань народной традиции, либо не отвечают
· 10 % – религиозные праздники отмечают, когда как
· 6,6 % – отмечают религиозные праздники как религиозные.
Проведение исследований по ценностным предпочтения российских семей показали, что:
· 50 % – уделяют семье
· 40 % – уделяют здоровью и честности, порядочности, справедливости
Проверка гипотез:
Гипотеза № 1: «Современная молодежь в основном редко посещают церковь»:
Количество ответов на вопрос, подтверждающих данную гипотезу показал, что гипотеза подтвердилась, т.к. ученики учебных заведений среднего и средне – специального профиля Москвы очень редко посещают церковь.
Гипотеза № 2: «Современная молодежь не соблюдает церковные праздники и не знакома с Библией»:
Количество ответов на вопрос, подтверждающих данную гипотезу показал, что гипотеза подтвердилась на половину, т.к. ученики учебных заведений среднего и средне – специального профиля Москвы не отмечают религиозные праздники и Библию не читали, но интересовались.
Гипотеза № 3: «В современных российских семья преобладают ценностные ориентации, связанные с материальными ценностями»
Количество ответов на вопрос, подтверждающих данную гипотезу показал, что гипотеза не подтвердилась, т.к. у учеников учебных заведений среднего и средне – специального профиля Москвы преобладают ценностные ориентации, связанные с семьей, здоровьем и честностью, порядочностью, справедливостью, а материальные ценности у них занимают 4 место. Заключение
В ходе выполнения работы выяснено, что деструктивные культы представляют собой религиозные и неорелигиозные объединения, которые практикуют «промывание мозгов» и «управление сознанием» своих последователей, их члены обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей.
Часть авторов другого, направления отмечает, что для вероучения некоторых деструктивных культов характерно апокалиптическое ожидание скорого Конца Света и Последнего Суда, что иногда является толчком для совершения убийств и самоубийств.
По мнению священнослужителей, апокалиптические настроения могут возникать и в традиционных христианских течениях, например православии, служа исходным материалом для возникновения псевдоправославных деструктивных сект.
В своих работах и наблюдениях критики культов указывают на то, что руководители деструктивных организаций часто являются личностями психопатического склада ума со склонностью к психологическому насилию и доминированию.
По мнению большинства критиков, главенствующие культов имеют политическую и материальную заинтересованность в подчинении большого количества людей и используют такие методы воздействия и влияния на своих последователей, как «промывание мозгов», секс, наркотики, групповые «радения», ограничение внешних контактов лишение свободного времени и пр.
Как общий признак деструктивных сект отмечается их конфронтация с традиционными религиозными воззрениями.
Среди критиков пока не существует единой точки зрения относительно того, являются ли террористические и военизированные организации деструктивными культами. Некоторые авторы относят к деструктивным культам исламистов и Армию сопротивления Господа. Деструктивными культами также иногда именуют такие военизированные группы, как Тамильские Тигры и Аль-Каида.
В ходе выполнения работы решены следующие задачи:
изучена сущность понятия деструктивный культ
изучена, описана и проанализирована деятельность деструктивных религиозных организаций в России
приведены примеры деструктивных организаций в России. Библиография
1. Агаджанян А.С. «Необуддизм» // Энциклопедия религий – М.: Академический проект, 2008.
2. Васильева Е.Н. «Культ» и «секта»: проблема разграничения // Научно-теоретический журнал «Религиоведение» – №3, 2007.
. В. Поссенти «Рост секуляризации или подъем религий? /Вторая навигация. Альманах». Выпуск-6. – Запорожье: Издательство «Дикое поле», 2006.
. В.Н. Чайкин «Деструктивные культы в современной России». // Перспективы: Сборник научных статей аспирантов (Выпуск 7). – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2007.
. В.Н. Чайкин «Модель межинституционального противодействия организованным формам манипулирования и социально-психологической эксплуатации (деструктивным культам)» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия. Социальные науки №1(9) . Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008.
. Гордиенко Н.С. «Российские Свидетели Иеговы: история и современность» / Н.С. Гордиенко. – 2-е изд., испр. – СПб.: Лимбус Пресс, 2002.
. Н. Володина, «Государственно-правовой аспект свободы совести и вероисповедания в современной России» / Сб. матер. Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. – 27-30 декабря 2000 года, С-Петербург. Издательство С.-Петербургского университета, 2000.
. А. Дворкин «Типология сектантства и методы антисектантской деятельности Русской Православной Церкви» //Миссионерское обозрение. – № 1. – 1997.
. Справочник, Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России». – Москва, 1996.
. Иваненко С.И. «О людях, никогда не расстающихся с Библией». – Москва, 1999.
. Кондратьев Н.Ф. «Современные культовые новообразования ("секты") как психолого-психиатрическая проблема». Миссионерский отдел МП РПЦ Белгород, 1999.
. Лифтон Р. Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.
. Мороз А.А. «Деструктивные тоталитарные секты в современной России» – Санкт-Петербург, 267 с., 2005.
. Овчаров О.А. Духовно-правовые основы укрепления государственной обороны // Аналитический вестник Вып. 10 Актуальные вопросы военного управления и строительства М.: Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 2008.
. Свидетели Иеговы в России. М., 2005
. Секты против Церкви (Процесс Дворкина) /Составитель А.Л. Дворкин. – Издательство Московской Патриархии, 2000.
. Что такое Саентология? – Тверь, 1998.
. Прокопишин Р.А., Герасимов А.В., Кудеярова Н.Ю. «Особенности динамики изменений личности у последователей», 2007. псевдорелигиозных корпораций. – М.: Институт психологии РАН, 15-16 сентября 1999 г
. Тонконогов А.В. «Пенитенциарная секталогия», учебно-практическое пособие, Москва, 2004.
. ФЦП "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 годы)", Руководитель проекта – И.М. Дзялошинский.
. Прокошина Е.С., Короткая Т.П., Рекуц И.Ф., Титовец А.А., «Неокульты: «Новые религии» века?»; Под ред. А.С. Майхровича. Минск, 2002.
. Информационно-аналитический сайт по проблеме тоталитарных сект, «Свидетели Иеговы» («Общество Сторожевой башни»).
. Шишов С.А. «Что такое религиозная секта», издание «Ваше право», № 4, Апрель 2007.