- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,3 Кб
Дети и компьютерные игры
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Культурологический факультет
Институт заочного обучения
Кафедра социально-культурной деятельности
Реферат
по предмету: «Возрастные дифференциальные технологии в социально-культурной сфере»
на тему: «Дети и компьютерные игры»
Выполнил
студент(ка): 1 курса группы 102 СКД:
Ларшина Наталья Александровна
Проверила:
профессор, кандидат педагогических наук
Русанова В.С.,
Челябинск 2013
Введение
С развитием высоких технологий, компьютеризация глубоко вошла в нашу жизнь и компьютеры стали неотъемлемой частью нашего существования. И по кому же больше всего « ударила» компьютеризация? Конечно же, по нашим детям, что вполне понятно: они ещё не сформировались и легко поддаются влияниям. А мир компьютерных игр так заманчив, красочен и главное, моден! Его усиленно рекламируют и в роскошных глянцевых журналах, и по радио, и по телевизору. Кто может устоять перед таким соблазном? Компьютеры, интернет компьютерные игры – без всего этого современный ребёнок не представляет свою жизнь.
Ребёнок и компьютерная игра – это одна из актуальнейших проблем развития ребёнка в современном мире. Родители, психологи, работники образования и социально-культурной деятельности уделяют решению этой проблемы большое значение. О влияние компьютерных игры на развитие можно много дискутировать. Одни придерживаются мнения, что компьютерные игры негативно влияют на ребенка, на его здоровье, на его психику и эмоциональное состояние. Ребёнок становиться агрессивным, нервозным уходит от реальности, меньше общается со сверстниками, не уделяет внимания ни себе, ни окружающим, забывает про домашние задания, предпочитает компьютер прогулкам на свежем воздухе.
Другие утверждают, что компьютерные игры развивают логику, координацию, внимание, умение быстро принимать решения и умение планировать свои действия.
1. Влияние компьютерных игр на эмоциональное развитие и социально-культурное воспитание ребёнка
Наблюдая за своими детьми, за детьми знакомых, соседей я заметила, что увлечение компьютерными играми занимает всё свободное от занятий время. Что делает ребенок, приходя из школы домой? Он не идёт обедать и не ложиться отдохнуть после уроков, он сразу же бежит к компьютеру, что бы пройти очередной уровень в игре. Где он обедает? Возле компьютера. Как он общается с друзьями? Через компьютер по интернету. Все разговоры сводятся к тому, кто быстрее и как прошёл очередную игру. Недавно, проходя по коридору школы, я услышала разговор двух пятиклассников. Один другому даёт диск с компьютерной игрой и говорит: «Драйвовая игра чёткая графика: трупы, лужи крови… крики, вопли и звуки отрываемых рук и ног. Разряды электричества, рёв монстра.. Дверь открывается и… там прямо на тебя летит оторванная нога, ты прямо сразу можешь расчленить тело убитых, классно, да?» На что второй отвечает: « Вот здорово, саперская игра прямо как в жизни. » Признаюсь, мне стало страшно за наше будущее поколение. Кем же они вырастут, воспитываясь на идеалах убийц и маньяков.
Заворожённость злом, при том, что оно вызывает у детей за пороговые страхи (фобии)?! В западной психологии уже существует целый раздел – так называемая «виктимология» (от слова «victim» – «жертва»). И утверждается, что у потенциальных жертв насилия обычно бывает, мягко говоря, своеобразный характер: насильник действует на них, как удав на кролика; они и боятся его, и тянутся к нему, как загипнотизированные. Что это будут за мужчины? (Компьютерными играми, в основном, увлекаются мальчики). Даже если исковерканность характера не приведёт к нарушению половой ориентации (чего вполне можно ожидать, учитывая пропаганду безнравственности в подростково-молодёжной среде), всё равно садомазохизм ещё никому на пользу не шёл. Особенно увлечены компьютерными играми так называемые «проблемные дети»: дети с заниженной самооценкой, плохо успевающие в школе, испытывающие трудности в общении со сверстниками, дети с задержкой психоэмоционального развития, с гиперреактивностью, повышено возбудимые и т. п. Чем больше у ребёнка психологических барьеров в жизненной реальности, тем глубже он погружается в виртуальную. Ребёнок полностью «погружён» в игру, он никого не видит, не слышит. Пытаясь оторвать его от игры он сразу становиться агрессивным нервным и без компьютера он просто не находит себе места. Что же происходит, когда ребёнок садятся к экрану монитора? В виртуальном мире человек, с одной стороны, переживает необходимые ему острые эмоции, а с другой, он испытывает ощущение физической безопасности. И в то же время ребенок "входит" в виртуальный мир не просто наблюдая за действием, как при просмотре фильма, в игре он – главный участник, более того, могущественный хозяин игры: хочу – казню, хочу – милую. Одно движение руки, и построен город. Или наоборот – уничтожено целое войско. Вот преимущества виртуального мира перед реальным. Вот почему этот яркий, красочный мир более близок и знаком детям, чем настоящий, который начинает вызывать и скуку, и отчуждение и даже страх.
. Основные причины, по которой дети предпочитают компьютерные игры реальности
Давайте рассмотрим основные причины, по которой дети предпочитают компьютерные игры реальности:
А) Сходство компьютерной игры и фантазии – происходит слияние сознания ребенка и компьютерной игры. Заметьте, именно слияние, а не привыкание. Мы не можем на это повлиять, потому что не можем ни изменить его воображения, ни переделать компьютерную игру. Именно поэтому так трудно оторвать ребенка от интересной компьютерной игры. Книги и телевизор – это пассивные источники информации, их содержанием нельзя управлять, а любой ребенок стремится управлять своей жизнью. Начинается это управление с фантазии. Ребенок представляет, как он будет сам делать что либо, как будет управлять той или иной стороной своей жизни, и когда наступает момент самостоятельности…
Б) Желание управлять и отсутствие возможности управлять своей реальной жизнью. Человек – не просто автомат, а активное, созидающее и управляющее существо. К ребенку это относится в полной мере. Ребенок, который уже умеет осознавать себя должен иметь свою «территорию», часть жизни, где он будет хозяином, сможет управлять, создавать и разрушать, быть настолько активным, насколько необходимо ему, а не другим. Для дошкольника эта «территория» может быть совсем маленькой, для подростка – намного больше.
А теперь подумаем, многим ли управляет ребенок в своей жизни? Если он не имеет комнаты, своего пространства или это пространство слишком мало для него, то ему намного проще остаться в мире своей фантазии. Все мы тоже были подростками и помним, как много мечтали, как проигрывали в голове различные варианты действий в важных ситуациях, как придумывали свои собственные миры, в которых были самыми главными и всем управляли потому, что мы эти миры создали, мы их нафантазировали. Многие увлекались чтением фантастики и приключений, просмотром фильмов такого же содержания. Что мы делаем когда читаем книгу? Мы пытаемся представить, что сделали бы на месте героя. Или поставить героя в иную ситуацию? Или просто полюбоваться на созданный фантазией образ? Всё перечисленное возможно в компьютерной игре, причём настолько реалистично, что даже взрослому человеку велик соблазн поиграть.
Давайте разберем другую ситуацию. А если возможность есть? В действительности, многие родители дают своим детям достаточно свободы для проявления самостоятельности, а многие дети имеют собственную комнату, где они могут хозяйничать. И всё бы хорошо, но ребёнок всё равно постоянно играет в компьютерные игры. В чём причина?
В) Отсутствие опыта управления своей собственной жизнью.
Причина эта хорошо известна родителям. У ребенка может просто отсутствовать опыт самостоятельности и управления. И по этой причине родители часто отказывают ребенку в самостоятельности, опасаясь за него. Вот и находит ребенок самый простой путь – получать опыт в процессе игры, чтобы этой же игрой умело управлять.
Игра – упрощенная имитация реальности, в которой разнообразие факторов и случайность сведены к минимальной необходимости, поэтому научиться управлять игрой проще, чем жизнью. Ребенку нужны образцы управления и собственный опыт, нужна не просто голая возможность, но и умения и навыки. Играя в компьютерную игру, ребенок получает: свою «территорию», возможность управлять персонажем, возможность сделать ошибку и набраться опыта, чтобы управлять ещё лучше.
На вовлечение детей и подростков в компьютерную зависимость оказывают влияние конфликты доверительного общения, теплоты, внимания, безусловной любви по отношению к ребенку или между родителями, ошибки в воспитании, эгоцентризм, не привитое умение общаться со сверстниками, нарушение привычных стереотипов жизни (например, развод). Словом, речь идет о неблагополучных (или только внешне благополучных) семьях. Иногда семья внешне крепкая, сплоченная, а при ближайшем рассмотрении – без взаимного уважения, псевдо солидарная».
. Влияние компьютерных игр на физическое здоровье ребёнка
компьютерный игра культурный воспитание
Кроме фактов негативно влияющих на эмоциональное состояния ребенка врачи обращают внимание на ослабление физического здоровья детей увлечённых компьютерными играми.
Продолжительное и сосредоточенное смотрение на монитор приводит к зрительному переутомлению. Это в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Что приводит к сколиозу и различным заболеванием позвоночника.
Детские врачи уже обратили внимание на то, что световые мелькания на компьютерном дисплее навязывают свои ритмы коре головного мозга. В результате у детей, увлекающихся компьютерными играми, могут возникнуть судороги и даже эпилептоидные приступы. А какое-то время тому назад в Японии разразился скандал, связанный с тем, что компьютерная графика в мультфильме спровоцировала у маленьких японцев массовые эпилептические припадки!
Но в то же время было отмечено улучшение памяти и внимания детей. У малышей еще нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с поставленной целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие или эмоциональные для них случаи либо детали, и здесь незаменимым помощником становится компьютер. Он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что ускоряет процесс запоминания и придает ему большую осмысленность.
4. Компьютерные игры – это «хорошо» или «плохо»?
Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Компьютерные игры бывают разные, есть познавательные, есть логические. Но главное- это контроль родителей за тем как наши дети проводят свой досуг, в какие компьютерные игры он играет.
Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах – готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.
Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника – очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.
Строгая мама Оли сразу показала себя "злым" персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что "наказать ни за что" в представлении ребенка – это, конечно, злодеяние.
Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект "запретного плода". Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: "Все дети твоего возраста играют по полчаса", "Маленькие играют только с родителями". Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: "Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!", "А мне так нравится, как ты играешь на пианино… Так ни один компьютер не сможет!"
Самое главное нам родителям за суетой и зарабатыванием денег уделять, не забывать о самом главном, что есть в этой жизни о своих детях, уделяя им свободное время, участвуя в их жизни уважая его интересы и помня, что ребенок, прежде всего личность со своими недостатками и достоинствами.
Список литературы
1. Бабаева Ю.Д. Одарённый ребёнок за компьютером.
. Медведева И.Л. Ребёнок и компьютер.
. Цыганков В.И. Журнал Я и мой ребёнок №5 2012г. статья Родители-дети. Конфликт поколений.
. Шишова Т.А. В плену у умного ящика.
. http://www.cybermama.ru