- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,26 Кб
Детский молодежный театр ‘Ангажемент’ им. В.С. Загоруйко как объект управления
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Новые методы управления в учреждениях культуры
Глава 2. Детский молодежный театр «Ангажемент» им. В.С. Загоруйко как объект управления
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Слухи о неизбежной гибели культуры, а вместе с ней важной ее области – культурно-досуговой деятельности под "асфальтовым катком" рыночной экономики оказались сильно преувеличенными.
Вопреки мрачным прогнозам некоторых культурологов, социологов и журналистов культура живет, развивается и, как свидетельствует практика многих российских регионов, прирастает новыми театрами, государственными и общественными музеями, культурно-досуговыми центрами, домами национального фольклора и ремесел, детскими школами искусств – словом, разнообразными способами удовлетворения непрерывно изменяющихся духовных потребностей населения.
Но, к сожалению, не удалось избежать и досадных потерь. Так, например, утратили свою прежнюю роль дома и дворцы культуры, еще вчера слывшие флагманами культурно-просветительной работы; они либо отданы в аренду случайным организациям, либо того хуже – проданы с молотка.
Политические потрясения конца 1980 – начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Российская интеллигенция с болью и озабоченностью заговорила о необходимости духовного возрождения нации. Начавшиеся в сфере культуры преобразования коснулись прежде всего сложившейся практики управления отраслью. Принятие Закона о культуре (1992 г.), Конституции Российской Федерации (1993 г.), других законодательных актов и нормативных документов, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования, внедрение хозяйственного расчета, расширение прав культурно-досуговых учреждений в области финансово-экономической деятельности в корне изменили представления и о культурном досуге, и о способах его организации. Доминантой начавшихся преобразований становится собственно культура с присущими ей функциями, целями и задачами, созидательным характером деятельности ее институтов.
Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену "культурно-просветительной работе" пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово "деятельность" как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно.
Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели.
Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга.
Цель работы – исследование организационно-административного механизма управления конкретного учреждения культуры.
Глава 1. Новые методы управления в учреждениях культуры
С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга.
Логика маркетингового подхода достаточно проста. Каждый нормальный человек всегда испытывает в чем-либо нужду, ощущая при этом дискомфорт. Стремление попасть в зону комфортного существования приводит человека к осознанию нужды. А осознанная нужда – это и есть возникшая потребность. Потребности человека колеблются в более или менее значительных пределах – от элементарных физиологических потребностей (пища, сон и т.п.) до самых высоких, теперь уже социальных (общение, признание со стороны окружающих, наслаждение искусством, самоутверждение и т.п.).
Там, где осуществляются коммерческие обмены, именуемые сделками, возникает рынок, а между субъектами обмена складываются рыночные отношения. В других случаях предметами обмена становятся не товар и/или деньги, а свободное время, чувства, идеи и т.п. Потребности "нерыночного характера" перекрываются государственными субсидиями или чьими-либо пожертвованиями, но поскольку наше государство достаточно бедно, чтобы удовлетворить все многообразие потребностей своих граждан, а меценатство и спонсорство на современном этапе пока эпизодичны, рынок и рыночные отношения в сфере культуры и, в частности, в культурно-досуговой деятельности не только неизбежны, но и просто необходимы.
В технологии культурно-досуговой деятельности принято выделять несколько подсистем:
. Организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.);
. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности);
. Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий);
. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).
Если признать за культурно-досуговой деятельностью ее педагогический характер, а это исторически так и сложилось, то правомерно говорить и о разработке системы целей или, как теперь принято говорить, дерева целей. Проблема целеполагания появилась не сегодня, но именно в наши дни она актуальна как никогда. Никому сейчас не дано права "пускать деньги на ветер", не важно, являются ли эти средства госбюджетными или предоставлены каким-либо инвестором, меценатом или спонсором. А, кроме того, за четко сформулированной целью всегда стоит последующая хорошо организованная работа.
Далее надо поставить вопрос о поиске и выборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой деятельности, прежде всего организационных, массовых, групповых, коллективных и индивидуальных. Только дифференциацией аудитории успех не досвигается, но именно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдельным потребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам – производственным, учебным, воинским и т.п. Быть может, имеет смысл вернуться к уже известным нам формам: университетам, школам, курсам, лекториям? В конце концов, в самих этих формах ничего плохого нет, дело, скорее, в другом – зачем, с какой целью они организованы, каково содержание совместной работы людей, на что она направлена.
Отдельная проблема – поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм.
Принятие решения о форме осуществления той или иной культурно-досуговой акции целесообразно было бы проводить в таком порядке. Анализ ситуации (изучение спроса потребителей, сбор информаций, изучение демографических характеристик аудитории); в случае, когда речь идет о коммерческом проекте или платной программе, полезно провести маркетинговое исследование, изучить потенциальный рынок, выбрать интересующий сегмент и позиционировать планируемую услугу на избранном сегменте. Далее следует выбрать оптимальную форму проведения мероприятия. Потребуется оценить возможные альтернативы с точки зрения критериев и ограничений. Последние могут носить экономический, социально-демографический и даже личностный характер. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др.
Остаются актуальными проверенные временем рекомендации относительно активного характера планируемого мероприятия, участия в нем активистов-общественников, широты и разнообразия используемых средств раскрытия темы и др.
Центральным моментом в выборе формы является окончательная оценка выбранной формы, однако на этом процесс принятия решения не завершается. Самое хорошее решение – это выполненное решение, в нашем случае – состоявшееся мероприятие. Здесь уместно говорить о необходимости установления обратной связи. Мероприятия ради мероприятий давно ушли в прошлое.
С переводом культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения. Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему "досуговую квалификацию".
Как и прежде, работник культурно-досугового учреждения редко реализует свои задачи в одиночку. При любом учреждении культуры найдется хотя бы один спонсор или инвестор, партнер или смежник, поставщик или конкурент, не говоря уже о потребителях услуг. А ведь есть еще органы управления, профсоюзные и иные организации и движения, творческие союзы, средства массовой информации и т.п. Отрыв от этих "контактных аудиторий" чреват большими потерями в работе.
В условиях рыночной экономики немаловажное значение имеет реклама. Информационно-рекламной деятельностью учреждения культуры занимались и прежде. Другое дело, что работа эта велась бессистемно, наощупь, а эффективность рекламы никто всерьез не изучал. Оставляли желать лучшего и рекламные средства. На сегодняшний день недостатка в специальной литературе по проблемам рекламной работы достаточно, необходимо ею воспользоваться.
Наконец, необходимо сказать о менеджменте, о перестройке всей системы работы с персоналом культурно-досуговых учреждений. Наблюдение показывает: здесь мало что изменилось за последние годы. Если внешняя сторона дела как-то еще отработана (оборудованные офисы, компьютеры, сотовые телефоны и пейджеры и т.п.), то внутри-коллективная воспитательная работа зачастую оказывается запущенной. В классической теории маркетинга отдельно рассматривается так называемый интернальный маркетинг, предполагающий целенаправленную работу с персоналом организации: переподготовка, овладение смежными профессиями, мотивация и стимулирование, помощь в самообразовании, улучшение бытовых условий.
Культура и важная ее составная часть – культурно-досуговая деятельность – переживают в наши дни существенные трудности. В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики хозяйствования и осуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.
Глава 2. Детский молодежный театр «Ангажемент» им. В.С. Загоруйко как объект управления
Художественный руководитель, директор Окунев Леонид Григорьевич, з.а. РФ. Исполнительный директор Гордиенко Лариса Викторовна. Заместитель директора по организации зрителя Решетникова Надежда Александровна. Главный бухгалтер Шишкина Ольга Михайловна. Главный администратор Торопова Елена Витальевна. Заведующий отделом кадров Елфимова Людмила Алексеевна. Экономист Мережникова Ольга Николаевна. Заведующий литературной частью Николаева Анна Михайловна. Заведующие постановочной частью Утусиков Георгий Александрович. Заместитель директора по административно-хозяйственной части Золотин Дмитрий Александрович.
Детский молодежный театр «Ангажемент» им. В.С. Загоруйко – первый частный театр для детей и молодежи в Тюмени. Создан в 1994 предпринимателем В.С. Загоруйко и актером Л.Г.Окуневым. Открылся 7 января спектаклем "Потейная шутеха" (постановка – М.Поляков). Это было трудное время хозрасчета, приходилось самостоятельно зарабатывать деньги. За годы работы выпущено 32 постановки. Спектакли ставили М. Поляков, Г. Кития, А. Шпылева, А. Староскольцев, А. Милочкин, О. Ольшанская, В. Дегтярев, В. Обрезков. управление театр культурный досуговый
После смерти Виктора Загоруйко по просьбе коллектива и учредителя Л. Окунева театр был передан в муниципальное управление. В 2001 присвоен статус муниципального и современное название. В 2002-2004 становился лауреатом фестивалей "Золотой конек" в Тюмени, "Молодые театры России" в Омске, "ПоМост: Провинциальные театры России" в Новокуйбышевске, "ПостЕфремовское пространство" в Москве.
Творческих успехов не было бы без материальной базы. Финансирование из городского бюджета в 2014 году составило 15 миллионов рублей, в 2015-ем – 2,5 млн. рублей. Помощь оказывают и областные и городские депутаты. Хотя, конечно, есть проблемы с состоянием помещения, отсутствием производственных цехов, жильем для актеров.
Театр – искусство элитарное. По сему недешевое. Содержание театров «нерентабельно» для российской экономики. Выход – перевод творческих коллективов на коммерческие рельсы. И как шутят по поводу «рельсов» сами актеры, «уж лучше сразу под поезд».
Русский театр – всемирно известный бренд. Но театр репертуарный. Новая же форма управления – автономная, по мнению театральных деятелей, это шаг к антрепризному театру. Профессионалы, много лет отдавшие сцене, уверяют, что лишь в такой форме театр существовать не может. Чтобы состояться, артисту нужен не цыганский фургончик, а дом – со своим лидером, мощными традициями, непрерывным процессом творчества.
Двойная роль на рынке, которую играет театр как культурный и экономический фактор, отражается на его основной роли как экономического предпренимательства на рынке. Театр, как производитель культурных ценностей, является экономическим субъектом. Таким образом, он, как любое предприятие связан с экономикой в целом. Но театр к тому же должен решить сложную двойную задачу: основные цели деятельности театра лежат в двух различных направлениях, а именно – рыночная, тем самым – экономическая и художественная, (социальный эфект, последствия) неэкономическая. Этим театр и отличается от других экономических субъектов, ориентированных только на рынок, основной целью которых является получение прибыли. Основная же цель деятельности театра находиться в области художественных достижений, художественных успехов. Эти две цели не всегда совпадают. Баланс между этими двумя целями…..
Подобное определение специфики театрального производства, то есть ответ на вопрос: в какой степени театр функционирует в соответствии с общими закономерностями непроизводственной сферы влечёт за собой и введения качественно иных, чем в производственном секторе экономики, норм и правил управления театральными предприятиями.
Специфика спектакля, как результата театрального производства отражается на ценообразовании на билеты, производственной стратегией, реализации продукции, организационной структуре. И как следствие определение государственной дотации. Ренательность производственных предприятий можно измерять. Планирование история театра, непонимание специфики управления театрами. Непонимание специфики театрального производства в истории советского театра повлияло на его художественное развитие.
Особенность театрального производства и особенности продукта этого производства – театрального спектакля помогает нам понять всю специфику управления театрами, которая заключается в координации различных направлений деятельности, взаимодействии его частей. Если в производственном секторе экономики основными критериями определения эффективности производства являются такие понятия как колличество и качество продукта, то в спектакль, как результат труда такими понятиями сложно измерить. Основной целью театра является достижение определённых социально-экономических целей, а точнее определённого социального эффекта.
Заключение
Таким образом, оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.
Специфика спектакля, как результата театрального производства отражается на ценообразовании на билеты, производственной стратегией, реализации продукции, организационной структуре. Особенность театрального производства и особенности продукта этого производства – театрального спектакля помогает нам понять всю специфику управления театрами, которая заключается в координации различных направлений деятельности, взаимодействии его частей. Если в производственном секторе экономики основными критериями определения эффективности производства являются такие понятия как колличество и качество продукта, то в спектакль, как результат труда такими понятиями сложно измерить. Основной целью театра является достижение определённых социально-экономических целей, а точнее определённого социального эффекта.
Список использованной литературы
1.Асаинова, М.В. Финансирование социокультурных проектов: проблемы и перспективы. // Культура: управление, экономика, право. – 2015. – №2. – С. 30-31.
2.Ведерников, Е. Документирование основных направлений деятельности культурно-досугового центра. // Делопроизводство. – 2014. – №3. – С. 45-48
.Дукачева, Л. Самодеятельный коллектив: социологическое исследование мотиваций к занятиям культурно-досуговой деятельностью. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2015. – №3. – С. 65-78.
.Новаторов, В. Развитие маркетинговых технологий в учреждениях культуры. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – №2. – С. 92-100.
.Новаторов, В. Маркетинговые знания в теории социокультурного менеджмента. // Культура: управление, экономика, право. – 2015. – №2. – С. 33-35.
Приложение 1
РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ ОТ 24.11.2000 N 4638 О СОЗДАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ДЕТСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР "АНГАЖЕМЕНТ" ИМ. В.С.ЗАГОРУЙКО (по состоянию на 18 августа 2006 года)
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса РФ, статьей 30 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", распоряжением Главы города от 09.03.2000 N 767 "Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений", статьей 58 Устава г. Тюмени:
. Создать муниципальное учреждение "Детский молодежный театр "Ангажемент" им. В.С.Загоруйко".
. Поручить Комитету по культуре Администрации г. Тюмени (Коломийцева Н.В.) заключить от имени муниципального образования договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность от ООО "Детский молодежный театр "Ангажемент".
. Комитету по управлению имуществом г. Тюмени (Щепелин П.И.) закрепить за муниципальным учреждением "Детский молодежный театр "Ангажемент" им. В.С.Загоруйко" имущество на праве оперативного управления, переданное ООО "Детский молодежный театр "Ангажемент" после исполнения пункта 3 настоящего распоряжения.
. Назначить директором муниципального учреждения "Детский молодежный театр "Ангажемент" им. В.С.Загоруйко" Бобову Валентину Николаевну.
. Управлению кадровой политики Администрации г. Тюмени (Панов А.Д.) заключить контракт с Бобовой В.Н. в течение месяца с момента регистрации учреждения.
. Финансирование муниципального учреждения "Детский молодежный театр "Ангажемент" им. В.С. Загоруйко" производить за счет бюджетных ассигнований, выделенных Комитету по культуре на 2000 год, согласно приложению №1.
Глава города Тюмени С.М. КИРИЧУК
Приложение №1 к Распоряжению Администрации города Тюмени от 24 ноября 2000 г. N 4638
Произвести передвижку денежных средств в размере 168000 (сто шестьдесят восемь тысяч) рублей по разделу 15 "Культура" с подраздела 1501, целевая статья 410, вид расходов 280 с МУ "Дом культуры "Торфяник", филиал ДК "Надежда" пос. Матмассы, код 240330 (капитальный ремонт) на МУ "Детский молодежный театр "Ангажемент" им. B.C. Загоруйко".
Приложение 2
Устав города
Зарегистрирован распоряжением Губернатора Тюменской области
от 16.03.2005 № 18-р Принят решением Тюменской городской Думы от 16.03.2005 № 162
Статья 48. Полномочия Администрации города в области сохранения объектов культурного наследия, развития культуры, местных традиций и обычаев.
Администрация города в сфере сохранения объектов культурного наследия, развития культуры, местных традиций и обычаев:
) организует библиотечное обслуживание населения;
) принимает решение о присвоении ведущей универсальной библиотеке города Тюмени статуса центральной городской библиотеки;
) разрабатывает и обеспечивает реализацию местных программ развития библиотечного дела;
) создает условия для организации досуга и обеспечения жителей города Тюмени услугами муниципальных организаций культуры;
) создает, реорганизует, ликвидирует муниципальные учреждения культуры, определяет цели, условия и порядок их деятельности;
) содействует сохранению и развитию местных традиций и обычаев;
) организует работу муниципальных культурно-досуговых учреждений с учетом национально-культурных традиций населения;
) принимает решения об установке монументов, памятников и памятных знаков на территории города Тюмени;
) обеспечивает формирование и содержание муниципального архива города Тюмени;
) создает условия для массового отдыха жителей города Тюмени, организует обустройство мест массового отдыха населения;
) организует массовые праздники для населения города Тюмени;
) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Тюменской области, а также предусмотренные настоящим Уставом, другими муниципальными правовыми актами города Тюмени.