- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 2,19 Мб
Дионис и его свита в античном искусстве
Введение
Дионис был известен, прежде всего, как бог виноградарства и виноделия, а также растительности и плодоносных сил земли. По своему происхождению он не был греком. Его путь в Грецию проходил через Крит и острова Эгейского моря. Имя Диониса встречалось на критских табличках, датируемых XIV веком до н.э. В Греции культ бога Диониса укоренился только через шесть-семь столетий.
Согласно древнейшей мифологии Крита, Дионис выступал как Загрей («Великий Охотник») – сын Зевса и богини Персефоны.
Ревнивая Гера послала титанов, чтобы убить Загрея. Он пытался скрыться или напугать титанов, принимая облик зверей, но, в конце концов, они его растерзали. Куски его тела они сварили. Из его крови, пролитой на землю, выросло гранатовое дерево. Супруга Кроноса и бабка Диониса Рея соединила куски его тела и вдохнула в них жизнь…
Вообще существует несколько версий относительно происхождения боога. В разных культурах Диониса называли разными именами. В частности, одно из его имен – Лиэй, что означает «освободитель» и связано с тем, что Дионис был богом виноделия, а благодаря опьянению человек избавлялся от притупляющего чувства рутины повседневности.
В другой традиции Диониса называли Эвием, что означало «плющ» или «виноградная лоза» и было связано со способностью бога превращаться то в виноградную розу, то быка, козла и льва.
В эллинистической культуре Дионис был сыном Зевса и прекрасной Семелы, дочери фиванского царя Кадма, к которой Зевс спускался с Олимпа под покровом ночи. Согласно легенде, Зевс поклялся Семере, что выполнит любую его просьбу, она же, в свою очередь, пожелала, чтобы он предстал перед ней во всем своем величии. «Когда Зевс предстал перед ней в грохоте грома небесного и блеске ярких молний, огонь испепелил смертную женщину и ее дворец. Но Зевс успел выхватить из пламени Диониса, изъяв ребенка из материнского лона, и зашил его себе в бедро. Окрепнув в теле отца, Дионис появился на свет, и Зевс отдал его на воспитание нисейским нимфам». Гера вселила в Диониса безумие, и он долго скитался по восточным странам, придя, в конце концов, во Фригию, где его исцелила богиня Кибела и посвятила в свои таинства.
Римляне называли культ Диониса Вакхом, который отличался «веселыми непристойностями», совершавшимися во время праздника: в торжественной процессии возили на повозке сделанный из цветов фаллос, водворяли его в храм и «увенчивали» самой целомудренной матроной; допускалась и некоторая сексуальная свобода».
Когда Дионис вырос, он обошел всю землю и одаривал людей виноградными лозами, научив их виноделию.
В странствиях неразлучными спутниками Диониса были сатиры, мудрый учитель – старый Силен, и козлоногий Пан – покровитель лесов и пастбищ. В его свиту также входили вакханки (менады), они впадали в экстаз и неслись в неистовом танце. Также Диониса сопровождали барсы, козлы, пантеры, тигры. Мчась в неистовом танце, менады прославляли бога, били в тимпаны. Своими жезлами, увитыми плющом, они высекали из земли молоко и мед. Сатиры были низшими божествами, демонами плодородия. В их облике прослеживались черты и человека, и животного (тело их покрыто шерстью, они имеют звериные уши, иногда хвост или копыта). Старый Силен – лесной демон, его считали отцом многих силенов и сатиров. Обычно его изображали безобразным стариком, толстым, лысым, с чашей в руке или с бурдюком вина. Веселый и вечно пьяный, он мог предсказывать будущее. Но заставить его сделать это, можно было только, если застать его спящим или связать.
Козлоногий Пан – сын Гермеса и нимфы Дрионы, бог лесов и пастбищ, покровитель охотников и пастухов. В сопровождении нимф Пан бродил по горам и долам, играл на изобретенной им свирели. Пана считали веселым божеством, но когда он сердился, нагонял ужас даже на самых отважных воинов, издавая оглушительный крик. Имя Пана переводится как «все». По легенде, «когда мать увидела новорожденного сына, заросшего волосами и бородатого, она ужаснулась. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид рассмешил, и они нарекли его Паном («всем понравившимся»)». Обычно Пана представляли безобразным существом с телом, поросшим шерстью, козлиными копытами, рожками и хвостом.
В честь Диониса в Греции в начале года устраивались весенние народные празднества – Дионисии (Вакханалии). Они особенно торжественно отмечались в Афинах, ибо виноделие было одним из основных занятий его граждан. Именно в Афинах впервые во время этого празднеств устраивали представления, в которых разыгрывались сцены, рассказывающие о чудесном рождении Диониса, его странствиях и походе в Грецию.
Праздничную процессию возглавляли фаллофоры, которые несли что-то наподобие фаллоса и теофоры с изображениями бога. За ними шли сатиры, менады, жрецы и мисты, посвященные в таинства. Участником празднеств мог стать любой желающий, но только посвященные в братство (фиас) допускались к участию в мистериях. В честь Диониса звучали флейты, рожки; участники процессии пели ритмичные дифирамбы, а также изображали страсти бога. Постепенно музыка играла все громче и громче, пляски становились все стремительнее, вакханки впадали в экстаз и разрывали на части животных, как некогда титаны разорвали Диониса.
В Афинах верховная жреца и сопровождающие ее младшие жрицы во время праздника входили в храм, в котором в 14 корзинах хранились 14 частей растерзанного Диониса. Их доставали из корзин, окуривали фимиамом, приносили в жертву животное, а потом отдавали части Диониса жрице, а та, в свою очередь, соединяла части бога воедино, как бы воскрешая Диониса.
Считается, что позднее эти зрелища породили древнегреческую трагедию – «козлиную песнь» и комедию. «Изначально трагед, автор или участник дионисийских песнопений, был связан с ритуалом жертвоприношений козла. Дионис, совершая чудеса, мог превращаться в козла, и это было одно из посвященных ему животных».
Дионис и его свита в античном искусстве
Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Диониса и сюжеты мифов о нём в пластике (статуи и рельефы) и вазописи. Широко распространены были и сцены шествия Диониса и его спутников, вакханалий; эти сюжеты нашли отражение в рельефах саркофагов. Сцены собрания мистов, омовения, созерцания священных символов и другие фрагменты мистерий также изображены на фресках, мозаиках, рельефах и росписях саркофагов, найденных археологами. Примером последних (мистерий) могут служить росписи, датированные, I в. до н.э., в загородной вилле в Помпее, которая благодаря сюжету фресок получила название Мистерий. На росписях можно увидеть сцены таинств, связанных с культом Диониса, его супругу Ариадну, сатиров и силенов, а также образы участников мистерий.
Особенно выразительна сцена, где грозная крылатая богиня замахивается длинным хлыстом на коленопреклоненную девушку. Закрыв лицо руками, девушка припадает к коленям сидящей женщины. Ее темно-коричневый плащ оттеняет золотистый тон нежного тела. Рядом с этой группой – обнаженная танцовщица с ударными инструментами в руках, а за ней девушка в темно-лиловом плаще. На фоне этого плаща выделяется сильная и стройная фигура танцовщицы. С удивительным мастерством художник передал сложное движение танцовщицы, ее легкую и гибкую грацию. Золотисто-желтый шарф гармонирует с розовато-золотистыми тонами тела девушки (Приложение 1).
Что касается изображений самого Диониса, то в Древней Греции сначала ограничивались изображением одной его головы или его маски. Позднее бога часто изображали среди олимпийцев (рельефы восточного фриза Парфенона) и в сценах гигантомахии, а также плывущим по морю (килик Эксекия "Дионис в ладье" и др.) и сражающимся с тирренцами (рельеф памятника Лисикрату в Афинах, ок. 335 до н.э.) (Приложение 2). Например, на килике «Дионис в ладье» изображена сцена из знаменитого мифа о боге виноделия. Неосторожные разбойники случайно захватывают в плен бога, не имея никакого представления, какой невиданный пленник оказался на борту их ладьи. Кульминацией рассказа становится сцена, в которой разгневанный бог превращает морских разбойников в дельфинов.
Также примечательна Камея «Дионис, Сатир и Ариадна», которая показывает встречу богом вина на острове Наксосе возлюбленной Тезея, покинутой им. На скале полулежит Ариадна: приподняв одежду, она прикрывает ею свою наготу. В центре стоит молодой сатир, которого Дионис дергает за ухо, наказывая за какой-то проступок. Сатир от боли поднимает ногу и пытается удержать руку разгневанного бога. Между ними на земле валяется опрокинутая ваза. Считается, что вина сатира состояла в том, что, найдя на берегу спящую девушку, хмельные спутники Диониса решили, что это – их законная добыча, но бог, сделавший свой выбор, был вынужден по-своему их пожурить. (Приложение 3).
Чуть позднее Дионис стал изображаться с бородой, волосами до плеч, в длинных, торжественных одеждах. А уже в произведениях V в. до н.э. – стройным молодым юношей, обнаженным или в коротком одеянии, с венком из виноградных лоз, чашей и кистью винограда в руках.
«Только со времен Праксителя, первым изобразившего Вакха молодым, является в искусстве этот тип юноши с мягкими, почти лишенными мускулатуры формами, что-то среднее между мужской и женской фигурой; выражение лица его представляет какую-то смесь вакхического экстаза и нежной мечтательности, длинные, густые волосы распущены по плечам в причудливых завитках, тело лишено всякой одежды, и только козья шкура небрежно наброшена, ноги обуты в роскошные котурны (древняя обувь), в руках у него легкая палка, обвитая виноградными ветками, напоминающая скипетр».
Праксителю принадлежит скульптура «Гермес с Дионисом. На ней изображен Гермеса, относивший маленького Диониса на воспитание нимфам, скульптура была найдена в храме Геры в Олимпии. Реставраторы предполагали, что Гермес развлекает маленького Диониса гроздью винограда, держа ее в руке. (Приложение 4).
Кроме того, на камеях, гравированных камнях и барельефах, изображающих торжественные шествия в честь Диониса, встречаются изображения животных: баран, козел и бык – символы земледелия. Поэтому Дионис иногда сам изображается в виде быка, олицетворяя плодородие земли.
В эпоху Возрождения уже в западноевропейском искусстве мифы о Дионисе и его спутниках также стали излюбленными сюжетами. К образу Диониса, например, обращался Рубенс. Образ созданного им произведения воспринимался как апофеоз могучей жизненной силы и чувственного бытия.
Свита Диониса также активно изображалась в античном искусстве (Приложения 5,6).
Силен, который олицетворял собой бурдюк, являлся, по мифам, воспитателем Диониса. И в искусстве он изображался двумя совершенно разными образами. На античных барельефах и гравированных камнях Силену придавали грубые, тучные формы, как бы для того чтобы контрастнее выделить элегантные формы Диониса и изящные, легкие формы сатиров и менад. Обычно он изображался сидячим верхом на осле, подгибающемся под тяжестью своего дородного седока, подле него всегда шли сатиры, поддерживающие его и не позволяющие ему падать в ту или другую сторону. (Приложение 9).
Однако в некоторых случаях являться в более приличном и достойном виде. На таких памятниках: его огромный живот исчезает, опьянение пропадает и ему придают стройные, даже благородные формы. Таким является он на бронзовой статуе, открытой в Помпее или Геркулануме; она изображает Силена, забавляющего маленького Вакха игрой на кимвалах (медные тарелки). А в Лувре находится статуя Силена, известная под названием «Фавн и дитя». Он там изображен в виде старого сатира, выражение его лица благородное, он как бы любуется ребенком Вакхом, которого держит на руках (Приложение 10).
Вакханки также фигурировали на всех памятниках искусства, изображавших все праздники в честь Диониса. Они были обычными спутницами Вакха; ни один праздник, ни одно шествие не обходилось без них. «Это были безумные, исступленные женщины, предававшиеся под влиянием опьянения самым низменным страстям и доходившие впоследствии до всевозможных неистовств, например, до раздирания на куски живых козлят и телят и до пожирания их сырого окровавленного мяса. В дикой пляске, оглушая и возбуждая себя громкой музыкой тамбуринов, флейт и кимвалов, носились они до тех пор, пока в полном изнеможении не падали на траву и засыпали».
Древний скульптор Скопас, живший в 450 году до Р. X. создал свою вакханку в состоянии полного опьянения, она несет дикую козу, которую только что зарезала, и ее распущенные волосы как бы развеваются по воле ветра. Статуя пляшущей Вакханки – спутницы Диониса также принадлежит резцу Скопаса. «В неистовстве дикой пляски она закинула голову, волосы разметались по спине, глаза обведены глубокой тенью. <…> Лицо Вакханки выражает экстаз, безудержный порыв. <…> Тонкий хитон распахнулся, обнажив часть сильного тела». Каллистрат (IV в. н.э.) оставил в поэтической форме свои впечатления о ней: «Скопасом была создана статуя Вакханки из паросского мрамора, она могла показаться живою… Ты мог бы видеть, как этот твердый по своей природе камень, подражая женской нежности, сам стал как будто легким и передает нам женский образ… Лишенный от природы способности двигаться, он под рукой художника узнал, что значит носиться в вакхическом танце…». (Приложение 7).
Кроме вакханок, свиту Вакха составляла еще многочисленная толпа сатиров и панов, соединявших в себе человеческие и животные формы.
Как уже упоминалось, сатиры представляли смесь человека с козой, с которой они, по легендам, любили забавляться, судя по многим камеям и гравированным камням, на которых изображены сатиры, заигрывающие с козами. Сохранилась античная камея «Сатир, заставляющий плясать ребенка». В искусстве сатиры обычно изображались в смешном или страшном виде, похищающих прекрасных нимф.
Скульптор Пракситель изваял идеальный тип сатира, который потом встречался на многих памятниках искусства. Он создал бронзовую статую, пользовавшаяся в древности такой славой, что в Афинах ее не называли иначе как «знаменитая». Находящийся в Лувре «Фавн, играющий на флейте» считается весьма удачным повторением произведения Праксителя. Вообще, знаменитая статуя этого скульптора послужила оригиналом для всех последующих статуй; по крайней мере, «Отдыхающий Фавн» в Ватикане, «Танцующий Фавн» во Флоренции и «Фавн, играющий на кимвалах» -они считаются повторением знаменитой статуи Праксителя.
Известна также скульптура «Отдыхающий сатир». На ней показан юноша, определяемый как сатир по своим заостренным звериным ушам и копне взъерошенных волос. Он стоит, опиравшись правым локтем на ствол дерева, его правая нога позади левой. Он, кажется, предался мечтам, глубоко погрузившись в себя. Тело нежное, без малейшего намека на мускулы. Через правое плечо перекинута шкура пантеры, с завязанными в узел лапами, и головой, лежащей на груди сатира справа. Левая рука придерживает шкуру на бедре, обнажая низ торса (Приложение 9).
Также известна скульптурная группа «Пан и сатир», являющаяся римской копией с греческого оригинала II – I вв. до н.э. Данная группа изображает Пана, извлекающего занозу из ноги сатира (Приложение 8).
дионис западноевропейский искусство вазопись
Заключение
Дионис – бог умирающей и возрождающейся природы, покровитель виноделия, театра. Дионисийский культ был тесно связан практически со всеми сферами жизни древнегреческого общества: экономической, политической, культурной, духовной. Характер дионисийских празднеств, которые давали определённую психологическую свободу своим почитателям, способствовали широкой популярности его культа по всему греческому миру. Поэтому широкое распространение изображений Диониса и его свиты в античном искусстве не случайно.
Образы героев дионисийского культа были широко распространены на статуях и рельефах саркофагов, в вазописи. На них изображены, в основном, шествия Диониса и его свиты, их деяния. Кроме того, встречаются изображения героев дионисийского культа вместе с богами греческого Олимпа, что свидетельствует о высоком значении Диониса и ее свиты в жизни того времени. Многочисленные сохранившиеся памятники и реконструкции показывают, как менялся образ Диониса и ее свиты и представления людей о них с течением времени.
Список использованной литературы
. Баландин, Р.К. Сто великих богов. – М.: Вече, 2011. – 432 с.
. Минар, Р. Мифы в искусстве древнем и новом. – М.: Гелеос, 2007. – 368 с.
. Буслович, Д.С. Люди, герои, боги. – СПб.: Зимний сад, 1992. – 368 с.
. Вощинина, А.И. Античное искусство. – М.: Академия художеств СССР, 1962. – 393 с.
. Соколов, Г.И. Искусство Древней Греции. – М.: Искусство, 1980. – 272 с.
. Неверов, О. Я. Античные камеи. – СПб.: Искусство, 1994. – С. 76-77.
Приложение
Приложение 1
Мистериальные сцены. Вилла Мистерий. Помпеи.
Приложение 2
Дионис с восточного фронтона Парфенона. Мрамор. Британский музей. Лондон.
Эксекий. Килик с росписью «Дионис в ладье». Ок. 540 г. до н.э.
Приложение 3
Дионис, Сатир и Ариадна. Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
Кратер с изображением Гермеса и Диониса.Глина. Лак. Середина V в. до н.э.
Приложение 4
Пракситель. Гермес с Дионисом. Паросский мрамор. IV в. до н.э.
Приложение 8
Пан и сатир. Мрамор. Римская копия с греческого оригинала II – I вв. до н.э. Эрмитаж.
Приложение 5
Дионис и Ариадна в сопровождении дионисийской свиты. Бронзовый кратер. 330-310 гг. до н.э.
Дионис и менады. Роспись чернофигурной амфоры Амасиса. Ок. 530 г. до н.э.
Приложение 6
Разъяренная менада. Тондо аттического килика. 490-480 гг. до н.э.
Пан учит Дафниса играть на флейте. Римская работа. Национальный римский музей.
Приложение 7
Скопас. Вакханка. Мрамор. IV в. до н.э. Римская копия. Альбертинум. Дрезден.
Отдыхающий сатир. Мрамор. Римская копия II в. до н.э. с оригинала Праксителя ок. 340- 330 гг. до н.э. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
Приложение 10
Силен с маленьким богом Дионисом на руках. III в. до н. э.