- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,18 Мб
Дизайн Японии
Министерство образования и науки Украины
Харьковская государственная академия дизайна и искусств
Кафедра теории и истории искусств
Контрольная работа
Дизайн Японии
Выполнила: Миронова Н.А.,
Студентка 4 курса (заоч.)
Гр. ЗМ-10
Спец.: "История искусств.
Искусствоведение"
Проверила: Соколюк Л.Д.
Харьков
Содержание
Введение
. Развитие дизайна в Японии в послевоенное время
. Источники вдохновения
. Автомобильный дизайн Японии
. Графический дизайн Японии
Список литературы
дизайн япония природа графический
Слово дизайн появилось в русском языке недавно, но история развития дизайна насчитывает много сотен лет. В переводе с итальянского оно означает – замысел, намерение, чертеж, композиция, узор, модель. Бурное развитие современных технологий обусловило более широкое понятие этого слова, которое теперь обозначает целое направление, применимое ко всем сферам деятельности человека. Дизайнер должен обладать знаниями многих предметных областей и грамотно применять их на практике, проецируя в процессе творчества создание образа.
Сейчас дизайн – это искусство художественного конструирования. Когда же появился дизайн? Специалисты предполагают, что это могло произойти еще во времена пещерных людей и наскальных рисунков. Действительно, не смотря на более позднее появление понятия дизайн, начало его возникновения идет со времен наших предков. Возникновение дизайна, которое имеет непосредственное отношение к деятельности в наши дни, приходится на период после Второй Мировой войны. Наиболее стремительно он стал развиваться в Японии, которая сыграла основополагающую роль в истории развития дизайна.
Именно ей мы обязаны принципам традиционного японского искусства: ассиметрия, композиция и целесообразность.
Японский дизайн всегда отличался своей загадочностью и лаконичностью. Совершенно чуждая культура Японии воспринималась в Европе и Америке как экзотика, ведь на протяжении долгого времени, из-за особого географического положения и климатических условий, японские территории были практически изолированы. Благодаря этому любой объект из Японии становился открытием об истории и культуре этой страны. Изменения произошли только после революции Мэйдзи в 1868 году. В результате, начала взаимодействия с другими культурами Япония стала многое заимствовать у Запада, который, впоследствии, сильно изменил всю японскую культуру.
Дизайн начал стремительно развиваться в Японии после второй мировой войны. XX в. создал множество новых вещей, которым надо было найти адекватную внешнюю форму. И оказалось, что принципы традиционного японского искусства – свободная композиция, асимметрия, целесообразность – соответствуют новым требованиям наилучшим образом. Красота, естественно вырастающая из целесообразности, стала основой общемирового взгляда на современный дизайн. Закономерно, что Япония стала одним из мировых лидеров в этой сфере. Множество художников работает в промышленности, причем не только в фарфоровой или текстильной, но и в машиностроении, других наукоемких отраслях. Со всего мира сюда едут изучать архитектуру, керамику и декоративно-прикладное искусство. Но несмотря на постоянный обмен идеями и универсальность современной промышленной техники, японский дизайн сохраняет свои уникальные особенности, отличительные черты, идущие от высокой культуры классического изобразительного искусства страны.
Восхищение красотой необычайно богатой и разнообразной природы Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального характера и получило прямое выражение во всех видах искусства. Особое внимание к жизни природы, связанное с зависимостью от ее стихий (тайфуны, землетрясения и т. д.), повлияло на отношение к ней как к живой и чувствующей.
1. Развитие дизайна Японии в послевоенное время
Развитие дизайна в послевоенной Японии происходило на фоне общего стремительного роста промышленного производства, в результате которого Япония превратилась в страну высокоразвитой индустрии. Происшедшие перемены поставили Японию перед необходимостью решения целого комплекса экономических проблем, среди которых наиболее острыми были проблемы реализации продукции, повышения его качества и конкурентоспособности, расширения внешнего рынка сбыта. Естественно, что в этих условиях стали уделять все более серьезное внимание дизайну как средству стимулирования спроса.
Япония сумела в удивительно короткий срок преодолеть отставание в области дизайна от передовых в этом отношении стран и обеспечить конкурентоспособность своих изделий на мировом рынке. Достижения японских дизайнеров получают сегодня самое широкое международное признание. Все чаще делаются попытки дать анализ причин этого явления, охарактеризовать его специфику, очертить исторический путь и выявить культурные корни.
Успехи японского дизайна часто объясняют многовековыми традициями художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которых всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм, сдержанность и чистота форм. Японскому жилищу издавна присущи такие характерные для современных архитектуры и дизайна качества, как модульность и вариантность. В основу его планировки и проектирования внутреннего убранства положены стандартные размеры циновки. Повышенный функционализм, осознанное применение каждой детали и минимальное использование материалов стали залогом успеха японского дизайна в как в 20-ом, так и 21-ом веке.
Сами японцы характеризуют свой дизайн следующими словами: Чистота, Ясность, Прямота.
. Источники вдохновения
Самым главным источником вдохновения по-прежнему остается природа. Предпочтение отдается тому направлению дизайна, в котором человеческое сознание проявляется через образы природы. Символы четырех времен года – весенние цветы сакуры, спасающие от летней жары прохладные воды, красные листья клена под осенней луной, снег на ветвях сосны и стеблях бамбука – сохраняют прежнее обаяние. Они повторяются в авторской керамике, в декоративных тканях, даже в форме сладостей.
Японские дизайнеры очень дорожат свободным местом, воздухом и объемом, ведь в условиях перенаселенных мегаполисов нет большей ценности, чем жизненное пространство. Они умеют достичь наилучшего сочетания трех элементов: удобства пользования вещью, ее психологической комфортности и экономии пространства. Таковы гарнитуры, части которых можно сочетать (вариантов множество), и ни один сантиметр жилья не пропадет даром. Ни одной лишней детали, все под рукой, все формы и линии выверены и в то же время свободны и естественны – таковы автомашины, которые внутри кажутся больше, чем снаружи, и самим своим внешним видом утверждают идею надежности, безопасности и строгой функциональности.
. Автомобильный дизайн Японии
Автомобильный дизайн Японии очень своеобразен, и попытка иногда угодить вкусам или моде материка была, как правило, вынужденной и вызывалась чаще всего коммерческими соображениями. Но оригинальность всегда одерживала верх, и от этого японские автомобили выглядели почти всегда странновато и чуточку наивно. Но так было вчера. Сегодня же японские концерны имеют студии по всему миру и привлекают лучших европейских и американских дизайнеров, которые адаптируют островной дизайн к своим вкусам и обычаям.
Токийские концепты можно поделить на две основные части: технологические и дизайнерские. Хотя деление это условное: как правило, за необычной внешностью скрывается еще и нестандартное инженерное решение. Впрочем, подобные изыски – вовсе не прихоть конструкторов. Они, работая вместе с дизайнерами, ищут решения, которые позволят людям лучше приспосабливаться к условиям современной жизни. В Японии мало места: большая численность населения, маленькие квартиры и загруженные улицы. В японском автодизайне есть такое направление, как – элегантные, динамичные автомобили. Такими сделаны Mazda6 и Mazda3: в их облике дизайнеры старались выразить идеи, которые проповедует бренд: энергичность и стремительность, с одной стороны, а с другой – сочетание японских ценностей с глобальными.
Кроме того, можно выделить еще два направления японских автомобилей: те, которые выпускаются на мировой рынок (с левым рулем) и автомобили для внутреннего рынка (характерная черта – правый руль). Дизайн "левых" и "правых" машин до недавнего времени разнился столь сильно, сколь непохожи были, есть и будут европейская и азиатская внешность, музыка, язык, да и вся культура. Например, в японском автомобильном дизайне поражает обилие деталей, сложность пластического замысла и то, как эту сложность европейскому глазу никак не удается собрать в единое целое.
Сравнительно недавно японцам удалось соединить пресловутую специфику "для себя" и то, что требовалось мировому рынку.
Вообще, Японская культура привлекает к себе очень многих людей. В ней ведь столько тайн и интересных открытий. Одна из тайн, будораживших умы автолюбителей, открылась на Московском автосалоне. Там был представлен новый Lexus LS460L, мало того, на стенде компании был представлен автомобиль, специально подготовленный для России. Новинка класса "премиум" понравится многим. Несмотря на свои размеры, в облике автомобиля четко выражены скорость и сила. Вытянутые линии капота, девятнадцатые диски, низкая посадка – все говорит о том, какое удовольствие будет получать водитель от управления этим авто. Фары не дадут усомниться в том, какой "национальности" эта машина. Общий облик автомобиля говорит о том, что удовольствие от езды будут получать и пассажиры, и водитель. И все-таки эту машину можно отнести к разряду автомобилей для водителя. То, что у Lexus LS 460 шикарный салон, сомневаться не приходится. Внутри есть все, что только можно придумать. При всех "наворотах" салон нельзя назвать кричащим, он очень сдержан и элегантен, как и положено любому уважающему себя японцу. Безусловно, в этой модели сочетаются главные качества японцев – качество, элегантность. Также, выпуская модель на мировой рынок, они не забыли сделать ее отличительной от других, более того, фары автомобиля говорят о стране-производителе!
Соединение двух культур в Nissan Fusion Техническое задание для данной модели автомобиля звучало очень поэтично и чем-то даже напоминало короткие японские стихи XVII века, написанные по принципу "саби" ("изящная простота"): "Силуэт автомобиля должен ассоциироваться со слегка припорошенным снегом трехобъемным седаном"… Тончайшая образная форма достигается благодаря удивительно мягкому сопряжению передних и задних стоек с крыльями, капотом и багажником, а также с помощью необычной пластики выреза боковых окон. Эти две темы и привнесли в архитектуру автомобиля характер, сделали дизайн запоминающимся. Тут самое место упомянуть об одном из главных концептуальных положений проектного задания, с которым самым непосредственным образом связаны некоторые особенности стиля Fusion. С самого начала работ дизайн-менеджеры Nissan настаивали на гуманизации образа концепта.
Стилевой вектор работы – "от жесткой диктатуры "техно" к более естественному природному мироощущению". Идеального баланса удалось достичь благодаря тонкому сочетанию "биологичности" основного объема кузова и "техницизма" деталей. Так, например, рисунок фар – это соединение высоких технологий стекловолоконной оптики и просто красиво нарисованной линии. Из деталей стоит отметить еще жесткогеометрический рисунок колесных дисков, а также защитную мелкоячеистую сетку, придающую двум воздухозаборникам радиатора вид акустических колонок стереосистемы, из которых так и ждешь аккордов 13-струнной японской цитры. Говоря об архитектуре основного объема кузова, нельзя не отметить необычно сильно выраженную стреловидность капота и багажника, что очень к месту увеличивает длину кузова и его динамику. В необычно решенном интерьере чувствуешь себя как в театре. Для полноты ощущений все четверо располагаются в очень схожих условиях (включая водителя). Все четыре кресла одинаковы, а обивка задних дверей зеркально повторяет рисунок передних.
Для водителя и переднего пассажира – все общее (кроме руля и педалей): полная симметрия по линии продольной оси кузова. Аналогия с театром не случайна – пассажиры, соотнося свое настроение с погодой или временем, могут варьировать естественную освещенность салона, затемняя нажатием кнопки прозрачную крышу. По словам вице-президента Nissan г-на Накамуры, Fusion – один из 22 концептов, которые в течение 2000-2002 гг. фирма намерена представить общественности. Естественно, что в этом грядущем поколении заключена новая философия дизайна, а тактику можно разглядеть уже в первом концепте, который демонстрирует все большее сближение японской и европейской культур автомобильного дизайна на почве гуманизации мира Hi-Tec.
Итак, автомобильный дизайн Японии можно разделить на 2 сектора: на автомобили для внутреннего рынка, для самих японцев, и на автомобили для внешнего рынка, для европейцев. Эти сектора имеют значительные отличия: автомобили, созданные для "себя", японцы проектируют основываясь на своих культурных особенностях, традициях, философии и особенности жизни. Преобладает обилие деталей, сложность пластического замысла. Такие автомобили, однако, отличаются отменным качеством и стилем, ведь для японца неприемлемо создавать вещь без смысла, замысла и качества. Автомобиль становится целым миром, если он символичен, если в нем выражено существо времени и природы. Поэтому форма, цвет и декор автомобиля могут содержать в себе исторический или литературный смысл. Для европейцев, порой, автомобили для внутреннего японского рынка, кажутся странными, они просто не понимают всю специфику, всю суть такого дизайна. Философия дизайна автомобилей для внутреннего рынка Японии – это полная противоположность дизайну европейских марок. Если для Европы большие размеры (габариты) автомобиля – это признак власти и роскоши, то для Японии – это, всего лишь, желание получить чуть больше личного пространства, поскольку, в Японии мало места: большая численность населения, маленькие квартиры и загруженные улицы. Что же касается автомобилей для внешнего рынка, то тут японцы зачастую следуют мировым тенденциям моды. Они опираются на европейские марки, но не забывая оставить частичку своего, японского, как, например, всем известные "узкие" фары.
На сегодняшний день весь мир ценит качество и дизайн автомобилей из Японии и все постоянно ждут каких-либо новинок, которые будут поражать воображение европейцев.
4. Графический дизайн Японии
Японский графический дизайн сочетает в себе традиционные мотивы восточной культуры и предельно авангардные образы, что в итоге рождает самобытные и привлекательные для широкой публики произведения.
Среди всемирно известных графических дизайнеров из Японии в первую очередь вспоминают Икко Танаки и Танадори Йоку.
ИккоТанака – основоположник современного японского стиля в дизайне. В его работах причудливо сочетались образы средневековых японских гравюр, законы каллиграфии, насыщенные цветовые решения и мировые принципы классической типографики. Танака создавал театральные афиши, постеры, оформлял книги, выполнял заказы универмагов и модных домов. Его дизайнерская карьера началась в 50-х годах 20 века и продолжалась почти 45 лет. Достижения Танаки в области дизайна отмечены престижными наградами, а некоторые работы выставлены в Нью-Йоркском Музее современного искусства.
Танадори Йоку, в отличие от ИккоТанака, не придерживался традиционных для Японии стилей, а предпочитал работать в западном ключе. Йоку называют королем японского поп-арта – его лучшие произведения выполнены в технике постеров. Иногда его жанр определяют, как современный экспрессионизм. Йоку создавал обложки для книг и журналов, трехмерные скульптуры, оформлял пластинки рок-музыкантам и, конечно же, создавал грандиозные серии постеров. Коммерческая направленность работ дизайнера не помешала ему завоевать мировую известность, и многие произведения Танадори Йоку входят в коллекции мировых музеев.
Граф.дизайн. Танадори Йоку.
Книга в виде чашки (Эри Акутсу (Eri Akutsu) и Кожи Симицу (Koji Shimizu)
Одноразовая посуда из экологически безопасных материалов "Wasara"
Sleeping Bag, спальный мешок- или учебник по анатомии
Список литературы
1. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. Стили и направления в современном изобразистельном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2006. – 256 с.;
. Лаврентьев А.Н. История дизайна. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2007. – 303 с.;
. Современный японский дизайн. Изд.: Naschen. 2009.