- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,75 Mb
Дизайн современной мебели
Введение
Проследив историю мебели на протяжении почти всей цивилизации человечества, нетрудно заметить, что у большинства современных изделий имеется немало прототипов и аналогов из далекого прошлого.
Отличительной особенностью настоящего времени является то, что практически все население пользуется мебелью фабричного производства. Современные условия позволяют выпускать мебель на любой вкус, от исторических стилей до постмодерна, а производители стараются удовлетворять самые изощренные вкусы покупателей. Поэтому современная мебель отличается большим разнообразием дизайнерских направлений, которые захватывают в свой круг и многие исторические стили, вернее их стилизации или компиляции.
Схожесть технологии и применяемых материалов в разных странах, широкий торговый обмен мебелью обусловливают и некоторую ее стилевую близость. Правда, с сохранением национальных традиций и культурных особенностей разных стран, проявляемых в искусстве бытовых вещей, в том числе и мебели. В связи с изложенным рассмотрение бытовой мебели целесообразно вести не по странам, а по направлениям ее дизайна, двигаясь от простейших по форме к более сложным.
Многие авторы статей рекламных журналов легко подходят к названиям стилей: сфотографировали новый индивидуальный интерьер квартиры – ему подбирают «новый» стиль. С таким подходом нельзя согласиться. Калейдоскоп современных форм мебели не позволяет дать им единое стилевое название, но разнообразие форм – это не разнообразие стилей. Более правильным будет считать их направлениями дизайна современной мебели.
Направлений дизайна современной мебели больше, чем описано ниже. Некоторые из них или кратковременны, как мимолетная мода, или неконкретны, поэтому на них останавливаться не стоит.
В определении дизайнерских направлений мебели нет четких границ – где заканчивается одно и начинается другое. Например, одно и то же изделие мебели можно в равной степени отнести к демократичному или авангардному направлению, к художественному или элитному и т.п. На крупных международных выставках выделяют целые залы для мебели современного модерна. Это мебель, которую можно отнести и к минимализму, и к авангарду, и к демократичному дизайну. Заметим, что термин «модерн» в значении этого слова (новейший, современный) применим вообще к любой новой мебели, то есть он переходящий: по мере появления новой мебели он автоматически переходит к ней. С другой стороны, «модерн» – это и исторический стиль на стыке XIX-XX веков.
1. Минимализм
Одно из современных направлений дизайна мебели и оформления интерьера, которое получило распространение в западных странах, – минимализм. Его не следует относить к стилям, это скорее мода.
Минимализм в его различных вариантах входит в моду периодически. Стремление к нему возникает, как правило, на рубеже эпох, когда художественные ценности предыдущего времени отметаются, и им на смену приходят новые. Возникающая при этом тяга к простым и чистым формам и решениям возрождает моду на минимализм.
Отличительными чертами этого стиля интерьера является его геометрическая безупречность, выдержанность цветовой гаммы, гармония пространства, в котором душа отдыхает, а все лишнее выглядит безобразным.
Принципы этого, без сомнения, самого индивидуального стиля, четко отражены в знаменитой формуле архитектора Ван дер Роэ: less is more, что в переводе «меньше значит больше». Минимализм – не просто стиль, это целая система отношения к жизни, истоки которой следует искать в японской философии и стилистике. Для него характерен исключительно аскетичный дизайн, максимальная рациональность и предельная лаконичность форм, сочетание простых материалов. «Отказ от нужного, в пользу самого необходимого» – вот основной постулат минимализма. Минимум соблюдается во всем – от количества и формы мебели, до цветовой гаммы. Минимализм становится особенно актуален сейчас, когда человек устал от постоянного шума улицы, яркой рекламы и непрерывных потоков информации.
Минимализм – это настоящее царство пустоты и света, геометрически правильных форм и горизонтальных плоскостей. Здесь нет ничего лишнего, всё спрятано «в глубине», поэтому в мебели доминируют подиумы, закрытые шкафы или же просто ящики для хранения. Для минимализма важна ясность композиции, монохромность и подчёркнутость естественной фактуры материала или предмета интерьера. Дизайнер-минималист обычно берёт за основу один-два цвета (один из них – чаще всего белый), а сам интерьер оживляет за счёт одиночных выразительных деталей. Эта кажущаяся простота и аскетичность дизайна нередко рождает ошибочное представление о «дешевизне» минимализма. Дело в том, что здесь допустимы только детали, изготовленные по высочайшей технологии и обязательно из дорогих материалов. Для мебели в стиле минимализма используются самые современные материалы: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые профили.
История
Минимализм пришел к нам из японской культуры Традиционно он строился на сочетаниях света и тени, преобладании оттенков земли, а также белого, серного, бежевого и черного цвета. Такие цветовые пятна – не более чем акценты, которые призваны создавать ощущение простора. Композиция японского дома стремилась к графичности и простоте, материалы были натуральными: дерево, камень. Мебель как таковая отсутствовала: вместо шкафов для хранения вещей использовали ниши в стенах. В качестве перегородок устанавливали мобильные ширмы.
Особенности
Специалисты выделяютследующие характерные признаки минимализма:
· Минимальное количество цветов
· Предельная простота оформления
· Геометризм фигур: круг, прямоугольник, прямая, может быть мягкий изгиб (никаких спиралей)
Минимализм выражается в упрощении формы изделий, отказе от каких-либо видов декора и при¬емов декорирования. Как таковой мебели в минималистском интерьере практически нет – только самые необходимые предметы. Корпусная мебель приподнята на тонкие металлические ножки или полностью их лишена, стол могут отделять от пола пять сантиметров. Плоскости фасадов лишены рельефа, дверцы ручек. Выразительность достигается за счет цветового контраста или материалов. В идеале – это изделие без корпуса (несколько полок на стене), интерьер без гардин, ковров, предметов декоративно-приклад¬ного искусства и т.п., в котором много света и воздуха. Принцип свободы и простоты должен быть главным при выборе оттенков, формы предметов обстановки, декоративных элементов и отделочных материалов. Ни цветовая гамма, ни композиция не допускают вычурности, яркой орнаментальности, украшательства. Достаточно только одного яркого пятна живописи на стене, одного всплеска в монохромной, выдержанной композиции. Обилие белого цвета, контрастно подчеркнутого серым или черным, мягкий рассеянный свет, а так же полное отсутствие декора не сковывают мысли, создавая ощущение легкости и наполняя пространство воздухом. Мебель и стены теряют формы, границы, создается иллюзия бесконечного пространства и невесомости.
Упрощение формы обусловливает и упрощение конструкции мебели (рис. 1). Поэтому упрощенчество при¬влекло такое стилевое направление, как кубизм.
Рис. 1. Стул Andoo
Минимализм – это скорее образ жизни, мировоззрение, состояние души, нежели просто направление в искусстве. Минимализм оправдан тогда, когда он является выражением интеллектуально богатой личности и когда соответствует образу жизни, приближающемуся к своеобразному крайне выраженному аскетизму (рис. 2). В противном случае минимализм является слепым следованием моде.
Рис. 2. Модульный комплект Loft (для спален) в стилистике минимализма. Фабрика Dolce Vit
Стилю минимализма, как правило, отдают предпочтение творческие люди, глубокие философские, самодостаточные натуры. В «минималистическом» помещении им слаще отдыхается и легче думается, т.к. ничто не отвлекает от размышлений.
В основе этого стиля лежит особая философия, исповедовать которую способен далеко не каждый. Поэтому минимализм в чистом виде встречается редко, его элементы могут присутствовать в отдельных жилых зонах, не являясь при этом основой дизайнерской концепции.
Точкой отсчета для минимализма становится открытое пространство. Оно позволяет предаваться созерцанию, размышлять над сутью мироздания, не отвлекаясь на золоченые ручки мебели или рисунок лепных карнизов. Для создания интерьера в стиле минимализма необходима большая площадь – чтобы почувствовать простор и не перегружать помещение, расставив все необходимые акценты (рис. 3).
Рис. 3. Кровать BOLZAN LETTI
Отметим, что минимализм в интерьере не означает сухой аскетичной пустоты: в помещении есть все необходимые для жизни предметы, но они не доминируют, а выполняют свои изначальные функции. Основная составляющая стиля – гармония между небольшим количеством вещей и свободным пространством.
Упрощенчество и минимализм в конструктивном отношении близко смыкаются с так называемым утилитарным направлением дизайна, когда форма изделий является следствием решения утилитарных задач, а художественные цели при этом не ставятся (рис. 4).
Рис. 4. Диван MUSSI D220
Утилитаризм исходит из предпосылки, что любая вещь обладает двумя свойствами – полезностью и красотой и что соотношение этих свойств в разных предметах неодинаковое (например, в полках для слесарного инструмента и для красивой посуды). В таком случае подход к проектированию меняется в соответствии с изменением соотношения красоты и полезности. Минимализм же видит вещь как таковую, в единстве, аккумулируя все ее свойства, в том числе и эстетические, в одном минимуме, который начинает выступать как идеал, как самоцель.
Рис. 5. Модель Policleto. Обеденного стола «на восемь персон»
Небольшое число предметов в помещении, невольно заставляет делать акцент на высоком качестве материалов, а все поверхности непременно должны быть идеальными, цельными (рис. 5).
В стиль Минимализм входит корпусная мебель, которая приподнята на тонкие металлические ножки или полностью их лишена, стол могут отделять от пола пять сантиметров. Плоскости фасадов лишены рельефа, дверцы ручек.
Используемые материалы
Изюминка минималистской мебели кроется в привлекательности самих материалов.
Для изготовления мебели в стиле минимализма, как и прежде, используют натуральное дерево, натуральный камень, натуральные ткани (лен и хлопок), а бетон. Металлические элементы выполняют из стали или алюминия (из последнего делают преимущественно профили). Стекло применяют в основном матовое. Прямые гладкие поверхности, отделанные такими материалами, как хром, сталь, пластик, которые подчеркивают графичность и лаконичность интерьера, ясность композиции и монохромность, естественность фактур. Характерны контрастные сочетания – лен и хлопок, бетон и натуральный камень, полированная древесина.
Рис. 6. Набор мебели в стиле минимализм
Минимализм сегодня распространяется на самые разные слои общества во всем мире и в России в том числе, особенно в крупных городах. Но все же в России интерьеры в стиле минимализма сегодня появляются нечасто. Причинами, по которым минимализм не очень прижился в России, считают характер русского человека, его неорганизованность и любовь к роскоши, имеющую восточные корни. Между тем, минимализм, несмотря на свою видимую простоту и функциональность, стиль очень даже не дешевый, хотя далеко не все готовы оценить по достоинству роскошь высокотехнологичных материалов и лаконичных форм.
Минимализм – это поиск абсолютной формы, стремление к совершенству, лаконичность и сдержанность. Минимализм не терпит суеты…
2. Хай-тек
Хай-тек (от high technology – высокие технологии появился в начале 1930-х) – пропагандирует эстетику новейших технологий, новых материалов и конструкций (при таком понимании хай-тек близко смыкается с авангардным направлением), последний из оформившихся стилей ХХ века, интерьеры которого поражают необычной «космической» красотой.
Формы и пропорции мебели в таких интерьерах тщательно продуманы, а полное отсутствие декора с лихвой компенсируется «работой» использованных материалов: игрой света на стекле, ярким блеском хромированных и металлических поверхностей или богатой палитрой древесины, выбранной для изготовления мебели (рис. 7). Именно этот стиль сегодня дизайнеры считают бесспорным фаворитом, ведь хай-тек открывает большие возможности для реализации самых смелых решений, такая мебель разнообразна, индивидуальна, имеет причудливые формы и богатую цветовую гамму – от тусклого серого до кричащего красного. Однако агрессивной ее явно не назовешь: она не пугает грубыми формами, легко вписывается в любой интерьер, очень эргономична и функциональна, но при этом еще и экстравагантна.
Рис. 7. Интерьер в стиле «Хай тек»
Хай-тек родился из наследия конструктивизма (скорее даже функционализма) и эстетики минимализма, выражает идейную формулу чистоты и совершенства современных интерьеров.
Основными чертами Хай-тека являются максимально функциональное использование пространства. Стилю характерны стремительные, прямые линии, обилие стеклянных и металлических деталей. Основное внимание направленно к форме деталей декора и предметов интерьера в помещении.
Хай-тек можно отнести к ультрасовременным стилям, в нем применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям. В произведениях представителей стиля «хай-тек» демонстрируются высокие качества пластиков, легких сплавов, новых композитных материалов, цветных блестящих и прозрачных поверхностей, полировки металлов и др. (рис. 8).
Рис. 8. База для TV-HI-FI PACINI CAPPELLINI
Формы и пропорции мебели в стиле «хай-тек» обычно тщательно продуманы, она похожа на офисную: пластик, кожзаменитель, полированный металл. В этом интерьере будет уместно все легкое, с четкими геометрическими формами. Удачно подобранные стулья, кресла или диван из хромированного металла и кожзаменителя, как правило, смотрятся очень стильно, практичны и удобны. Они могут быть из любого материала. Еще один нюанс: вся поверхность мебели должна быть ровной и гладкой, а металлические элементы и фурнитура – серебристыми, блестящими, ведь игра света хромированных и металлических предметов является индустриальной стилевой направленностью стиля Хай-Тек (рис. 9).
Рис. 9. Стол. Ronald Schmitt. Германия
Диваны кресла в стиле хай-тек обычно с низким глубоким сидением (рис. 10) металлическими подлокотниками и ножками, пуфы – низкие и бесформенные, без ножек. Диваны и кресла нередко имеют съемные чехлы, снабженные карманами для пульта, газет и т.д.
Рис. 10. Диваны Alivar
Еще совсем недавно мы могли судить о мебели на металлической основе только по школьным партам и стульям или по банкеткам и кроватям в больницах и поликлиниках. Но все изменилось. Оказалось, что металлический стул тоже может быть жизнерадостным (рис. 11) в достаточной степени элегантным.
Рис. 11. Кресло в стиле хай-тек
В мебели и утвари используются технизированные формы предметов и материалы связанные с техникой: нержавеющая сталь и хромированные поверхности, гнутые металлические трубы, вращающиеся сидения, модификация уровней (рис. 12).
Рис. 12. Кресло в стиле хай-тек
Диваны (рис. 13) и кресла в стиле хай тек обычно с низким глубоким сидением и металлическими подлокотниками и ножками, пуфы – низкие и бесформенные, без ножек. Диваны и кресла нередко имеют съемные чехлы, снабженные карманами для пульта, газет и т.д.
В стиль хай-тек отлично вписывается бытовая электроника, изделия из матового стекла и стулья из легкого пластика.
Стиль «хай-тек» очень популярен сейчас среди людей, молодых душой. Для него характерно использование в отделке самых современных материалов, мебель при максимальной функциональности, как правило, имеет экстравагантную, нетрадиционную Форму. Хорошо в таком интерьере смотрится и бытовая электроника, оформленная по оригинальным авторским проектам лучших мировых дизайнеров. В этой стилевой группе активно используется эстетика хорошо организованного офиса, навык работы в компьютерном окружении (рис. 14).
Рис. 14. Оригинальная мебель в стиле хай-тек для молодежи: дивана со встроенным телевизором и DVD-плеером, книжной полки и компьютерного стола. Роберта Рамме (Roberta Ramme)
Цветовая гаммы стиля: белый – основной цвет стиля, кремовый, сизовато-серый, золотистый, желтый, черный, бледный синий, «кэмэл» (грязно-рыжий), красный, металлик.
Современные изделия хай-тека хоть и смотрятся замечательно, но принесят вам столько хлопот: они требуют постоянного ухода, иначе скоро потеряют нужный лоск. Все это внесет некоторые сложности в вашу жизнь.
Стиль «хай-тек» органично подойдет человеку деловому, ценящему четкость и конкретность.
Разновидностью стиля хай-тек является стили техно и индастриал, для которых в большей степени характерен демонстративный «супертехницизм».
Например, интерьеры, выдержанные в стиле техно, обилием блестящих металлических поверхностей и стекла напоминают кадры из научно-фантастических фильмов. Коммуникации (воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы) и несущие конструкции становятся декоративными элементами, поэтому не прячутся, а напротив – гордо выпячиваются, а иногда даже имитируются. Сдержанный декор. Прямые линии и максимально функциональное пространство – вот характерные черты этого стиля.
кантри стиль мебель минимализм
3. Кантри
Кантри в интерьере – деревенский стиль. Эта мебель лишена понятия современности или несовременности. Теплота и характер этого стиля внесет уют в любой дом. От мебели Кантри в интерьере, веет теплом и романтизмом традиционного дома. Полностью сохранен народный дух вместе с фольклорными мотивами. В мебели и отделке помещений используются исключительно натуральные материалы: дерево и камень
Стиль «Кантри» (country переводе с английского означает – «страна» или «деревня») – воплощение предметного мира и вкусов загородного дома: стиль формируется исходя из национальных традиций странны в зависимости от этого может видоизменяться, единственное, что остается характерным в стиле Кантри – это светлый максимально приближенный к деревенскому дизайн помещения. Немного наивный, «неотесанный» и романтичный, он прочно ассоциируется с образом уютного и способного хранить теплого интерьера, настраивает на приятное времяпровождение в кругу семьи, спокойную и размеренную жизнь, даущую чувство покоя.
Этот «деревенский» стиль – ни что иное, как антипод хай-тэка, ратующий за возвращение к «простой» жизни, ее традициям и национальным особенностям, и объединяющий множество различных направлений (английское, скандинавское, французское и даже русское). Одним словом – ностальгия по деревенскому дому в его различных географических вариациях. В наши дни интерьеры в стиле «кантри» простились с грубоватой и наивной деревенской простотой и стали более утонченными, изысканными и современными, сохранив при этом главные свои достоинства – отсутствие вычурности, мягкость, лиричность, близость к природе. Этот стиль явился воплощением предметного мира загородного дома прошлого «царство уюта и комфорта».
Мода на деревянную мебель в стиле «кантри» пришла к нам из Америки, но давно отошел от первоисточника, став международным, и существует во множестве разновидностей – всех не перечесть. Красивые столы и стулья можно увидеть в любом кино про ковбоев. Нарочитая грубость и функциональность кантри мебели подняли ее популярность в нашей стране (рис. 15).
Рис. 15. Кресло «KODA»
Отличительная принадлежность стиля – «деревенская» мебель. Мебель в стиле кантри для спальни – это кровать (рис. 1.161, слева) и деревянный громоздкий платяной шкаф из грубо обработанной древесины (рис. 1.161, по-центру), для столовой – обеденный стол (рис. 16, справа), буфет и табуреты, для гостиной – плетеная или деревянная, некрашеная мебель. Для жителя мегаполиса эта простая и даже аскетичная мебель – своего рода символ устойчивости и надежности. У каждого предмета – минимум функций. Да и самих предметов не много.
Рис. 16. Слева: Кровать «Викинг». По центру: Шкаф платяной. Справа: Стол «Ришелье»
Мебель в стиле кантри по-деревенски грубоватая, но правильных форм, с неполированными поверхностями, расставляется традиционным для этого стиля способом – очень непринужденно (рис. 17). По диванам, креслам или стульям разбросайте мягкие маленькие подушки.
Рис. 17. Эксклюзивная мебель в стиле Кантри
Поскольку в интерьере кантри достаточно много разнородных пестрых аксессуаров, тоновые отношения становятся особенно важными. Кантри еще и потому так популярен, что очень способствует «расслаблению», отдыху. В доме кантри все дышит патриархальным покоем, и иллюзия мерно текущей жизни создается даже в городской квартире.
Мебель в народном стиле воспринимается естественнее, если поверхности изделий придается налет времени. Для этого выполняется специальная отделка – патинирование. Иногда делается искусственное старение материала или приминяется метод карцевания. Проектирование изделий этого направления ведется с учетом национальных традиций под народную мебель (рис. 18).
Рис. 18. Тумба
«Кантри» – это экологический дизайн. Поэтому в основном используют природные материалы – дерево, ротанг, камень. Текстиль для отделки натуральный, с минимальным содержанием синтетики (ситец, лен или хлопок). Также применяют и металл, например – латунь и бронзу темного цвета с легким налетом патины. «Кантри» не исключает различные имитации экологичных материалов. Главное, чтобы при этом не пропала основа стиля – его «теплота».
Для Кантри свойственно большое количество цветов, но при этом должно соблюдаться одно условие – цвета подбираются в светлой пастельной гамме, но преимущественно это густые, сочные оттенки. Мебель обивается однотонной тканью или шотландкой.
Обязательной деталью в интерьере являются печка или камин, потолочные деревянные балки (рис. 19) и опорные конструкции из дерева.
Рис. 19. Тумба
Этнический стиль и стиль кантри можно объединить в одну статью, так как оба этих стилевых течения стоят в стороне от магистральных общемировых стилистик, и их правомерно назвать географическими.
Секрет живучести «кантри» прост: стиль находится как бы вне времени, так как не спешит расставаться со старыми вещами, ценя в них функциональность и красоту. Поэтому у него много поклонников. Однако понадобилось много времени, чтобы люди почувствовали индивидуальное обаяние и невзыскательную прелесть сельского колорита. Сегодняшний горожанин, уставший от агрессии мегаполиса, интуитивно защищаясь от напора современных форм и линий, выбирает для своего загородного дома милую деревенскую романтику.