- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,38 Кб
Джайнизм: основные направления и вероучения
Джайнизм: основные направления и вероучения
Содержание
джайнизм религиозное философское учение
Введение
1.История возникновения и развития
2.Основные принципы джайнизма
.1 Вероучение и мифология
.2 Этика
.3 Культ
.4 Праздники
. Основные направления джайнизма
Заключение
Список использованной литеретуры
Введение
Джайнизм – одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в 6 в. до н. э. По преданию учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из которых – Вардхамана Махавира (прозванный Джина).
Джина – победитель, тот , кто победил карму и устранил препятствия с пути религиозного спасения. Джайны поклоняются своим полумифическим пророкам как божествам.
Центральное место в Джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела. Душа человека ответственна за все совершенное им вследствие действия закона кармы, который связывает тело с душой, приковывает человека к земным делам, определяя и его дальнейшие перерождения. Спасения и вечного блаженства может достичь тот, кто наиболее праведную жизнь. От каждого требуется вера в истинность учения, основанные на нем совершенное знание и совершенная жизнь, т.е. неукоснительное соблюдение предписаний религии.
Существуют два основных направления джайнизма: дигамбары, полагающие, то другие тексты утрачены, отказывающие от всех соблазнов жизни, и шветамбары, которые пытаются восстановить утраченные тексты и канонизировать их, проповедуют менее строгий подход к жизни.
1.История возникновения и развитие
Джайнизм возник приблизительно в V в. до Р. Х. в шраманский период индийской цивилизации на северо-востоке Индии (Магадха, совр. Бихар).
Основатель джайнизма Вардхамана (досл. "процветающий") Джнятрипутра, называемый также Махавира ("Великий герой") и Джина ("Победитель"), был старшим современником Будды. Он родился 30 марта 599 или 540 г. до Р. Х. Вардхамана был сыном Сиддхартхи, правителя государства Вадджи в племени личчхавов, владевшего их столицей Вайшали. Мать Вардхаманы звали Тришала. По джайнскому преданию, уже в утробе матери Вардхамана начал практиковать принцип ахимсы ("ненанесения вреда"), стараясь не двигаться, чтобы не причинять боль своей матери. Вардхамана получил блестящее образование, подобающее царевичу, считается, что он проявлял особые способности, а также невероятную смелость. Позднее он женился на дочери царя Калинги царевне Яшоде, и у него родилась дочь.
После кончины родителей Вардхамана испросил у старшего брата разрешение уйти из мира и в возрасте 30-и лет начал аскетические странствования, отдав даже свои волосы богу Индре. Двенадцать лет он вел суровую жизнь аскета.
Как и его родители, Вардхамана следовал предписаниям "ордена" Паршвы. От членов ордена требовалось соблюдение четырех основных обетов: не вредить (ахимса), не присваивать чужого, хранить целомудрие и воздерживаться от лжи. Однако Вардхамана реформировал орден. К обетам Паршвы он добавил отказ от одежды, бодрствование, суровые посты и длительные медитации.
В 557 г. до Р. Х. на десятый день луны месяца вайсакх, в местечке Амбхигриям у дерева на берегу речки Риджупалика Вардхамана достиг всеведения (кевала-джняна). Он также узрел все состояния всех живых существ в мире – что они думали, говорили и делали в каждый момент своего бытия. Именно с этого времени он стал Джиной – победителем своей кармы.
На следующий день после обретения "всеведения" Джина дошел до селения Модхьям Пава и остановился в саду, где 11 жрецов собирались совершить жертвоприношение. Джина объяснил им бессмысленность жертв и ритуалов, и они стали его первыми учениками – ганадхарами.
Последние два года своей жизни Махавира усердно постился и проповедовал свое учение. Он скончался (по учению джайнов, "ушел в нирвану") в возрасте 72 лет.
Джайнизм достаточно быстро распространился. Еще при жизни Джины общину его учеников поддерживали некоторые восточногангские правители. Вскоре к учению джайнов примкнули многие аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара. Первые датированные сведения о джайнах относятся к эпохе Маурьев.
В III в. до Р. Х. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и передаче авторитетных текстов. В это же время часть групп отделилась от общины и последовала на юг за мудрецом Бхадрабаху.
В первые века по Р. Х. джайны стали активно переселяться на юг Индии. Именно в это время единая община стала распадаться на два направления. Оставшиеся на севере стали называться шветамбары, а те, кто отправился на юг – дигамбары. Каждое из течений настаивало на том, что именно оно является аутентичным наследником Джины и ганадхаров.
С VI – VII вв. под влиянием индуизма в джайнизме начинается активное строительство храмов. Архитектурные памятники свидетельствуют о значительном распространении джайнизма также в Гуджарате и в Центральной Индии. Один из наиболее известных храмовых комплексов находится на горе Абу на юго-западе Раджастхана.
С XIII в. южноиндийский джайнизм стал клониться к упадку, к концу XVI в. джайнская община на юге заметно ослабла. Однако, в отличие от буддизма, джайнизм не исчез и после мусульманского вторжения и позднее нашел способы адаптации к правлению Великих Моголов.
.Основные принципы джайнизма
.1 Вероучения и мифология
Джайнизм возник и сформировался в том же историко-культурном поле, что и индуизм, буддизм и сикхизм, и потому имеет много общих с ними черт, характеристик, идей и понятий (карма, сансара, дхарма, нирвана, или мокша, и т. д.).
Джайнизм не отрицает существование богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма незначительное место. Миром движет всеобщий закон, а не воля бога-творца, периодически создающего и разрушающего этот мир. Вечное существование вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых проходит период улучшения (утсарпини) и упадка (авасарпини).
В центре джайнской религиозно-философской доктрины – проблема бытия личности. В отличие от буддизма, джайнизм отличает меньшая внутренняя цельность, более тесная связь с отвергаемым брахманизмом, обусловившая в нем присутствие черт догматизма и ритуализма.
В основе джайнизма лежит утверждение определяющего значения двух вечных, несотворенных и неразрушимых субстанций (таттв): дживы и адживы, выступающей в качестве пудгалы, акаши, времени, дхармы и адхармы. В зависимости от степени связанности с адживой, джива, определяющая процесс взаимодействия между сущностями, предстает в двух формах бытия: совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива, находясь в соединении с материей, теряет свои потенциальные качества и повергается в состояние страдания; в состоянии совершенного бытия, освобождаясь от материи и оказавшись способной управлять своим бытием, джива переходит в состояние блаженства – состояние нирваны или мокши.
Джайнизм исходит из идеи реинкарнации дживы в любой одухотворенной среде. Реинкарнация происходит под влиянием кармического тела, появившегося в результате предыдущих реинкарнаций. Достигший озарения джайн стремится замедлить этот процесс посредством постоянного воздействия (самвара), что предполагает постоянное соблюдение ряда духовных, словесных и физических запретов.
В отличие от брахманизма, джайнизм дуалистичен. В основе этого дуализма лежит одновременно отрицание (как в буддизме) неизменного начала и признание (как в брахманизме) этого начала. В результате это приводит к признанию диалектичности существующей реальности, ее способности делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана нравственная активность человеческой личности, что подчеркивается крайним аскетизмом. В конечном итоге джайнизм, как и буддизм, утверждает имманентность божественного человеку при признании равенства всего существующего.
Этический дуализм джайнизма не только разрешает, но и рекомендует самоубийство посредством поста. При этом пренебрежение к собственной жизни уравновешивается с трогательной заботой по отношению к другим живым существам. Джайны практикуют строжайшее вегетарианство, вплоть до стерилизации воды.
2.2 Этика
Согласно Махавире, рождаясь, человек оказывается в ситуации полного одиночества перед лицом и жизни, и смерти. Идеал Махавиры – аскет и мудрец, устранившийся от мира, предвидящий кармические последствия своих действий и способный полностью контролировать их.
Цель человеческой жизни состоит в стремлении к "трем драгоценностям" (триратна):
Правильным воззрениям (самьягдаршана);
Правильному познанию (самьягджняна);
Правильному поведению (самьягчарита).
. Под правильными воззрениями подразумевается джайнское представление о мире.
Джайнизм признает существование бесчисленных вечных духовных существ – джив, которые способны самостоятельно действовать и познавать себя. Джива имеет тело (шарира) и ауру (лешья). Кроме того, существует неживая природа – аджива. Она атомистична, встречается в различных комбинациях и отношениях и не осознает себя.
В каждом материальном объекте есть, по крайней мере, одна аджива, в растениях – две, в животных – три и более. Разрешается употреблять в пищу только то, что содержит не более двух аджив: молоко, фрукты, воду, орехи и овощи. Есть пищу, содержащую три адживы категорически запрещается.
. Правильное познание включает средства познания (прамана) и методы (найя). Особую роль в джайнской теории познания играет доктрина "неодносторонности" (анэкантавада), утверждающая, что всякое высказывание об объекте познания условно и неполно, поэтому лучший метод – метод возможного.
. Правильное поведение предполагает подвижничество и самодисциплину. Подвижничество позволяет преодолеть карму, а самодисциплина предотвращает приток нового "кармического вещества".
И миряне, и монахи начинают с выполнения пяти "великих обетов" (махаврата), называемых также ану-врата: воздержания от нанесения вреда любым живым существам (ахимса), правдивости (сатья), неприсвоения чужого (астея), целомудрия (брахмачарья) и отказа от суетных привязанностей (апариграха). Есть также восемь дополнительных обетов (шила-врата). Пять из них носят название "дисциплинарных" (шикша-врата).
Джайнам запрещается заниматься сельским хозяйством, т. к. это связано с уничтожением растений и убийством мелких животных и насекомых, живущих в земле. Необходимо процеживать воду и носить специальную повязку, чтобы случайно не проглотить летящее насекомое. Прежде джайны также носили с собой специальные метелки, чтобы подметать перед собой дорогу, а в ночное время вообще не выходили из дому.
Джайнизм – одна из самых аскетических религий. К любым чувственным удовольствиям джайны относятся как к греху. Культивируется безразличие как к удовольствию, так и к боли. Идеальным завершением жизни джайна (особенно аскета) считается смерть от голода в результате поста (саллекхана).
2.3 Культ
В джайнизме выделяется три вида ритуальных действий:
Ритуалы мирян;
Ритуалы монахов и аскетов;
Храмовые ритуалы.
. Миряне должны дважды в день утром и вечером читать парамештха-мантры и соблюдать шесть повседневных обязанностей (авашьяка):
Полное соблюдение основных обетов в течение 48 минут (самайика). Это время проводится в медитации или чтении священных текстов;
Восхваление тиртханкаров;
Почитание аскетов и учителей (вандана);
Покаяние за совершенные проступки;
Отказ от намерений совершать вредные действия;
Временное "отречение от тела".
Существуют и обряды "жизненного цикла", т. н. "пятнадцать священных действий". С зачатием и рождением связан обряд очищения – гарбхадхана. Затем совершается обряд пумвасана, обеспечивающий ребенку легкое рождение и счастливую жизнь. Во время родов семикратно призывают богиню Амбики. На третий день наставник (гуру) совершает обряд поклонения солнцу, вечером – луне. На шестой день в доме совершается ритуал почитания "восьми матерей" – богинь-защитниц: Брахмани, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани, Чамунды и Трипуры. Обряд наречения имени – намакарана связан с составлением гороскопа ребенка. Начало обучения мальчиков сопровождается обрядом упанаяна. В возрасте пяти лет ребенок посвящается в тайны священного алфавита. Следующим в череде обрядов жизненного цикла является ритуал принятия временных обетов благочестия: врата и пратима.
Несмотря на то, что в обрядах жизненного цикла постоянно встречается обращение к тем или иным божествам, джайны считают, что почитание богов не имеет большого значения для выхода из колеса перерождений. Этому, главным образом, способствует почитание тиртханкаров.
. Обряды монахов и аскетов разделяются на повседневные и специальные. Повседневные исполняются всеми без исключения монахами. В четыре часа утра монахи читают парамештхи-мантру, затем совершают процедуру ритуального очищения, медитируют, читают или переписывают священные тексты.
Специальные ритуалы связаны с посвящением в монашество, ученичеством и испытанием. Всего существует три этапа посвящения: брахмачарья, через три года – кшуллака. Только на последнем этапе решается вопрос о том, останется ли человек монахом или вернется в мир в качестве домохозяина. Окончательное получение монашеского сана связано с обрядом правраджья, который совершается в специально выбранный астрологом день в чистом уединенном месте, на котором растет "благое дерево" или перед домом гуру.
Раз в году проходит специальная храмовая процессия – ратхаятра, в память о процессии мирового царя Махападмы, главного покровителя джайнизма.
2.4 Праздники
Главный священный праздник джайнов – Парьюшана отмечается, согласно предписанию Джины Махавиры, в сезон дождей. Он начинается с поста. Затем миряне принимают обеты и живут как монахи, проводя целые дни в медитации и молитве в монастыре или в уединении.
марта в честь годовщины со дня рождения Джины Махавиры отмечается праздник Махавир джаянти.
В октябре – ноябре празднуется общий с индуистами праздник Дивали. Джайны в этот день зажигают огни в память о нирване Махавиры. В храмы приносят сладости, совершается особое паломничество в Паву.
Дважды в год, весной и осенью джайны в течение девяти празднуется Сиддха-чакра-пуджа – праздник всех святых. В эти дни в храмах почитают священное колесо сиддха-чакру. Каждый день его омывают в пруду.
В праздники джайны не устраивают народных гуляний или танцев, поскольку веселье считается не подобающим суровой реальности жизни. Праздники джайны проводят в постах и молитвах, отправляются в паломничества к святыням.
3. Основные направления джайнизма
Учения Махавиры были переданы нам ганадхарами в форме писаний (агам). Они были составлены в виде двенадцати частей, известных как двадашанги. Эти сочинения были доступны всем последователям джайнской веры, однако в течение очень долгого периода передавались только в устной форме. Примерно через 160 лет после нирваны Махавиры двенадцатая анга была утеряна и джайны разделились на две группы: шветамбаров и дигамбаров. Монахи-шветамбары носили белые одежды, а дигамбары не носили одежду вообще.
В течение последующих веков дигамбары разделились на следующие подсекты:
Главные подсекты:
. Бисапантха.
. Терапантха.
. Таранапантха, или Самамнаяпантха.
Второстепенные подсекты:
. Гуманапантха.
. Тотапантха.
Последователи бисапантхи поддерживают дхарма-гуру, т.е. религиозных руководителей, известных как бхаттараки, которые также возглавляют джайнские монастыри. В своих храмах бисапантхи поклоняются статуям тиртханкаров, а также Кшетрапале, Падмавати и другим богам. Сегодня почти все дигамбара-джайны из Махараштры, Карнатаки и южной Индии, а также значительная часть дигамбаров Раджастхана и Гуджарата являются последователями бисапантхи.
Секта терапантха возникла в северной Индии в 1683 году эры Викрама в результате недовольства властью и поведением бхаттараков, т.е. религиозных руководителей дигамбаров. В своих храмах терапантхи устанавливают лишь изображения тиртханкаров, а не Кшетрапалы и прочих богов. Кроме того, они почитают изображения не цветами, фруктами и зелёными овощами, а священным рисом, называемым «акшата», гвоздикой, сандалом, миндалем, сухими кокосами, финиками и т.д.
Терапантхи являются реформаторами. Они возражают против различных религиозных практик других сект, которые, по их мнению, не могут быть подлинно джайнскими практиками. В историческом контексте Терапантхи выполнили важную задачу по спасению дигамбаров от рук своевольных бхаттараков и потому занимают особое место среди дигамбарского сообщества.
Подсекта таранапантха названа в честь учителя Таранасвами. Эта подсекта также называется самамнаяпантха, поскольку её последователи поклоняются священным книгам (самамная), а не изображениям. Таранапантхи сурово осуждают поклонение изображениям, но сами имеют собственные храмы, в которых держат священные книги для поклонения. Во время поклонения они не подносят ни фруктов, ни цветов. Помимо священных книг дигамбаров они также поклоняются 14 книгам, написанным их основателем Таранасвами. Таранапантхи придают большое значение духовным ценностям и изучению священной литературы.
Согласно секте Гуманапантха, зажигание свечей и ламп в джайнских храмах строго запрещается, поскольку они считают это нарушением фундаментального учения джайнской религии – ненасилия. Они лишь посещают храмы и смотрят на статуи, но не делают никаких подношений.
Тотапантха возникла из-за разногласий между бисапантхами и терапантхами.
Подобно дигамбарам, шветамбары также разделены на три основные подсекты:
. Муртипуджака.
. Стханакваси.
. Терапантхи.
Первоначальная группа шветамбаров известна как муртипуджака, поскольку они поклоняются изображениям. Они предлагают своим статуям цветы, фрукты, шафран и т.д. и неизменно украшают их богатыми одеждами и искусными орнаментами. Их аскеты при разговоре закрывают рот белыми повязками, хотя иногда держат их в руках. Они живут в храмах или специально отведённых строениях, известных как упашрая. Они собирают пищу в чаши в домах домохозяев, но принимают её там, где живут.
Главным принципом секты Стханакваси был отказ от идолопоклонения. Помимо вопроса о поклонении изображениям, стханакваси не сильно отличаются от прочих шветамбаров, и сейчас они неизменно называют себя шветамбара-стханакваси. Тем не менее, между стханакваси и муртипуджака-шветамбарами существуют определённые различия в выполнении некоторых религиозных практик. Стханакваси вообще не верят в поклонение изображениям и, как таковые, не имеют храмов, а лишь молитвенные залы, где они и проводят свои посты, праздники, молитвы, практики, дискуссии и т.д. Кроме того, аскеты-стханакваси постоянно закрывают рты повязками, и не используют повязок каких-либо цветов, кроме белого.
Подсекта терапантхи выделилась из стханакваси. Её основал Свами Бхикканаджи Махарадж. Терапантхи также не поклоняются изображениям и представляют собой хорошо организованную группу под руководством одного ачарьи. Аскетизм терапантхов считается очень строгим. Одежда их монахов и монахинь похожа на одежду стханаквасинов, но есть разница в длине мухапатти – белой повязки, которой они закрывают рот. Терапантхи считают, что поклонение изображениям не ведёт к освобождению и придают большое значение практике медитации. Появление терапантхов было последним большим расколом среди шветамбаров, и это движение становится всё более популярным.
Заключение
Религия джайнизма не легла в основу учения большого числа культов. Однако строгость ее требований нашла выражение в богословских доктринах ряда религиозных движений. По сравнению с индуизмом джайнизм предлагает людям очень короткий путь к достижению нирваны.
В основу джайнизма лег основной постулат индуизма: главная проблема человека заключается в материальном аспекте его существования. Джайнизм видит решение этой проблемы в том, чтобы встать на путь строгого аскетизма, самоограничения и самоотречения. В некоторых современных религиозных движениях и культах на первый план выдвигается именно эта древняя джайнистская идея, в которой главную роль играют не нравственные и духовные требования к личности, а отрицательный подход к материи.
В течение 30 лет жизни Махавира распространял свое учение среди населения Индии. Однако дальнейшая история показывает, что джайнистская религия не обладала высоким миссионерским духом. Она не только не распространилась за пределы Индии, но и в своей стране имела весьма ограниченное число последователей. Среди населения современной Индии, в которой насчитывается более 800 миллионов жителей, к джайнизму принадлежит лишь около 3 миллионов. Но несмотря на это, идеи джайнизма оказали влияние на людей в других странах.
Список использованной литеретуры
1.Голуб Л.Ю., Другова О.Ю., Голуб П.Ю. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям: Москва: Хроникер, 2003;
.Гусева Н.Р. «Джайнизм», – М: Наука, 1968;
.Лысенко В.Г., Тереньтьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма: "Восточная литература" РАН Москва, 1994;
.Словарь: индуизм, джайнизм, сикхизм: Издательство "Республика", М., 1996.