Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Доклад: Искусство речевого общения

Культурология
Подробнее о Культорологии: Рефераты по культуре и искусству

Астраханское Училище Культуры

Доклад по предмету «Искусство общения»

Тема: «Речевое общение»

Работу выполнила: Студентка 2 курса

отделения ПОД

Терещенко Надежда Николаевна

Работу проверил преподаватель:

Дубоненко Мария Петровна

г. Астрахань

2005 год.

Общение – это сложный многогранный процесс, представляющий собой взаимодействие двух или более людей, при котором происходит обмен информацией, а так же процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не общаясь друг с другом, не контактируя и не влияя друг на друга. Общение – особая форма взаимоотношений людей. В процессе общения они вырабатывают взаимопонимание, находят «общий язык», формируют свои представления о мире. Общение – это обмен не только мыслями, информацией, но и чувствами, переживаниями.

В общении и поведении мы различаем содержание и форму . Под содержанием культурного общения и поведения подразумевается уважительное и доброжелательное отношение человека к другим людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей, простота, скромность, чуткость и т.п. Все эти качества, составляя внутреннюю культуру человека, проявляются внешне в определенной форме. Форма не только и не просто оболочка содержания. Она обладает и здесь, в сфере общения и поведения, собственной ценностью, человеческим смыслом.

Правила внешнего поведения называют приличием , т.е. умением держать себя в обществе, уважая достоинство и благополучие других людей. Следование этим правилам и их соблюдение именуют этикетом .

Этика – одна из древнейших отраслей философии, наука о морали. Термин «этика» происходит от греческого слова «этос» – обычай.

Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения.

Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык – это орудие культуры.

Каждое действие, каждое обращение необходимо сопровождать уместными к случаю ритуалами: «волшебными словами»: пожалуйста, благодарю и др. Важно всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, умением не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремлением не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать вас. Другими словами нужно уметь слушать. «Один из самых быстрых способов заставить людей думать о вас хорошо – выслушать их».

Как правильно слушать?

Доклад: Искусство речевого общения Не прерывайте собеседника.

Доклад: Искусство речевого общения Дайте собеседнику время высказаться.

Доклад: Искусство речевого общения Проявляйте полное внимание к партнеру.

Доклад: Искусство речевого общения Поинтересуйтесь, правильно ли вы понимаете собеседника.

Доклад: Искусство речевого общения Избегайте поспешных выводов.

Доклад: Искусство речевого общения Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.

Доклад: Искусство речевого общения Спокойнее реагируйте на высказывания.

Доклад: Искусство речевого общения Не отвлекайтесь.

Доклад: Искусство речевого общения Ищите истинный смысл слов собеседника.

Доклад: Искусство речевого общения Не монополизируйте разговор.

Доклад: Искусство речевого общения Не задавайте слишком много вопросов.

Доклад: Искусство речевого общения Не давайте непрошенных советов.

Этикет регулирует общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом, относиться к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что может быть неприятно вам, неприятно и окружающим.

Основу системы речевого этикета в русском обществе составляют способы обращения людей друг к другу. В русском языке таких способов два: «на ты» и «на вы» . Каждое из двух местоимений – вы и ты является сигналом типа отношений между людьми.

На вы обращаются друг к другу незнакомые или малознакомые взрослые люди. Этот способ принят и при общении в условиях службы, производства, в официальной обстановке. Вы говорит младший по возрасту старшему.

Ты – символ более близких, сердечных отношении. На ты обращаются друг к другу не только члены одной семьи или родственники, но и друзья.

С другой стороны, люди, находящиеся в родстве, но сильно различающиеся по возрасту или редко общающиеся, могут говорить друг другу вы .

Обращаться на ты к незнакомому взрослому человеку расценивается как отклонение от этических норм, как грубость или отсутствие элементарной культуры. Оно может свидетельствовать также о незнании говорящим норм этикета, принятых в данном обществе.

Два способа обращения – на ты и на вы – не разделены непереходимой гранью, а подвижны, также как подвижны взаимоотношения людей. Недавно познакомившиеся люди могут сблизиться и перейти на ты .

Культура общения включает умение правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом «кому? – зачем? – что? – как?» сказать. Ведь помимо стандартных, повторяющихся выражений, в нашем речевом «репертуаре» должны быть языковые средства, отражающие индивидуальность. Вступая в общение, мы подбираем такие слова, которые помогли бы нам установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.

В общении большую роль играют обычаи, привычки, сложившиеся в практическом жизненном опыте народа. Русский этикет выработал целый ряд правил речевого поведения, которые можно в целом объединить словами: «От учтивых слов язык не отсохнет».

Культурная речь – правильная грамотная речь и, кроме того, верный тон общения, манера разговора, точно подобранные слова, чем больше лексикон человека, тем он лучше владеет языком, больше знает (является интересным собеседником) легче выражает мысли и чувства, а так же понимает себя и других.

Специалисты рекомендуют:

Доклад: Искусство речевого общения следить за правильным употреблением слов, их произношением и ударением;

Доклад: Искусство речевого общения не использовать обороты, содержащие лишние слова;

Доклад: Искусство речевого общения избавляться от слов «паразитов»;

Доклад: Искусство речевого общения избегать заносчивости, категоричности, самонадеянности.

Существуют формулы вежливости. Эти формулы: будьте добры; скажите, пожалуйста и т.п. используются для придания вежливого оттенка разнообразным высказываниям, непосредственно адресованным слушателю, – просьбе, благодарности, приглашению, извинению и т.п. Набор формул относительно невелик, а употребление их регулируется правилами, общими для всех носителей литературного языка.

В русской культурной среде просьба выражается с непременным добавлением этикетно – речевых элементов: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, позвольте, не будите ли вы так добры и др.

Речевой этикет составляет важную часть поведения человека. Без знания принятых в обществе форм этикета, не владея словесными средствами, которые выражают разные степени вежливости, уважения, почтительности и т.д., мы не можем правильно использовать язык для установления разнообразных контактов с окружающими нас людьми.

Что необходимо делать, чтобы произвести на людей хорошее

впечатление во время общения:

Доклад: Искусство речевого общения Стараться выглядеть уверенно, оптимистично, держаться с поднятой головой.

Доклад: Искусство речевого общения Выражать легкую улыбку, открытый взгляд; сохранять доброжелательное выражение лица.

Доклад: Искусство речевого общения Сохранять осанку на всем протяжении общения, не сутулиться во время бесед стоя.

Доклад: Искусство речевого общения Спокойно и свободно держать руки.

Доклад: Искусство речевого общения Слегка наклониться вперед к собеседнику в момент общения.

Доклад: Искусство речевого общения Сохранять внимание, быть мобилизованным, готовым ко всякого рода неожиданностям, осложняющим ход беседы.

Доклад: Искусство речевого общения Поддерживать высокую активность в общении.

Чего не следует делать, чтобы не произвести плохого впечатления:

Доклад: Искусство речевого общения Выглядеть побежденным, сгорбленным, нахмуренным.

Доклад: Искусство речевого общения Держаться с опущенной головой и смотреть исподлобья.

Доклад: Искусство речевого общения Сидеть, откинувшись назад.

Доклад: Искусство речевого общения Держать ноги скрещенными.

Доклад: Искусство речевого общения Нервно потирать руки.

Доклад: Искусство речевого общения Демонстрировать высокомерность, игнорировать окружающих.

Доклад: Искусство речевого общения Выглядеть безразличным и угрюмым.

Доклад: Искусство речевого общения Смотреть в пол.

Доклад: Искусство речевого общения Теребить ручку, платок или очки.

Доклад: Искусство речевого общения Ритмически постукивать пальцами по столу.

Доклад: Искусство речевого общения Качать ногой.

Доклад: Искусство речевого общения Глядеть в пространство, выражать скуку, зевать.

Доклад: Искусство речевого общения Нервно ерзать на стуле.

Доклад: Искусство речевого общения Теребить и гладить волосы рукой, постоянно убирать их с глаз.

Доклад: Искусство речевого общения Жевать резинку.

Доклад: Искусство речевого общения Чесаться.

Доклад: Искусство речевого общения Отстраняться от слушателей.

Использованная литература:

1. Л.П. Крысин «язык в современном обществе» – Москва «Просвещение» – 1977 г.

2. В.И. Толстых, Б.А. Эренгросс, К.А. Макаров «Эстетическое воспитание» – Москва «Высшая школа» – 1979 г.

3. В.Е. Гольдин «Речь и этикет» – Москва «Просвещение» – 1983 г.

4. И.Н. Горелов, В.Ф. Житников, М.В. Зюзько, Л.А. Шкатова «Умеете ли вы общаться?» – Москва «Просвещение» – 1991 г.

5. Е.А. Алехина, М.И. Горбачев, Т.И. Колесникова, А.В. Лопухин, В.И. Самулин – «Психология делового преуспевания» Москва «Владос – пресс» – 2001 г.

Похожие записи

Реферат: Сущность культуры и ее структура

Культурология

Реферат: Содействие физических упражнений укреплению здоровья и физическому воспитанию

Культурология

Реферат: Кинкейд-Маундз

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.