Астраханское Училище Культуры Доклад по предмету «Искусство общения» Тема: «Речевое общение» Работу выполнила: Студентка 2 курса отделения ПОД Терещенко Надежда Николаевна Работу проверил преподаватель: Дубоненко Мария Петровна г. Астрахань 2005 год. Общение – это сложный многогранный процесс, представляющий собой взаимодействие двух или более людей, при котором происходит обмен информацией, а так же процесс взаимного влияния, сопереживания и взаимного понимания друг друга. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не общаясь друг с другом, не контактируя и не влияя друг на друга. Общение – особая форма взаимоотношений людей. В процессе общения они вырабатывают взаимопонимание, находят «общий язык», формируют свои представления о мире. Общение – это обмен не только мыслями, информацией, но и чувствами, переживаниями. В общении и поведении мы различаем содержание и форму . Под содержанием культурного общения и поведения подразумевается уважительное и доброжелательное отношение человека к другим людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей, простота, скромность, чуткость и т.п. Все эти качества, составляя внутреннюю культуру человека, проявляются внешне в определенной форме. Форма не только и не просто оболочка содержания. Она обладает и здесь, в сфере общения и поведения, собственной ценностью, человеческим смыслом.
Правила внешнего поведения называют приличием , т.е. умением держать себя в обществе, уважая достоинство и благополучие других людей. Следование этим правилам и их соблюдение именуют этикетом . Этика – одна из древнейших отраслей философии, наука о морали. Термин «этика» происходит от греческого слова «этос» – обычай. Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения. Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык – это орудие культуры. Каждое действие, каждое обращение необходимо сопровождать уместными к случаю ритуалами: «волшебными словами»: пожалуйста, благодарю и др. Важно всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, умением не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремлением не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать вас. Другими словами нужно уметь слушать. «Один из самых быстрых способов заставить людей думать о вас хорошо – выслушать их». Как правильно слушать? Не прерывайте собеседника. Дайте собеседнику время высказаться. Проявляйте полное внимание к партнеру. Поинтересуйтесь, правильно ли вы понимаете собеседника. Избегайте поспешных выводов. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника. Спокойнее реагируйте на высказывания. Не отвлекайтесь. Ищите истинный смысл слов собеседника. Не монополизируйте разговор. Не задавайте слишком много вопросов. Не давайте непрошенных советов. Этикет регулирует общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом, относиться к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что может быть неприятно вам, неприятно и окружающим. Основу системы речевого этикета в русском обществе составляют способы обращения людей друг к другу. В русском языке таких способов два: «на ты» и «на вы» . Каждое из двух местоимений – вы и ты является сигналом типа отношений между людьми. На вы обращаются друг к другу незнакомые или малознакомые взрослые люди. Этот способ принят и при общении в условиях службы, производства, в официальной обстановке. Вы говорит младший по возрасту старшему. Ты – символ более близких, сердечных отношении. На ты обращаются друг к другу не только члены одной семьи или родственники, но и друзья. С другой стороны, люди, находящиеся в родстве, но сильно различающиеся по возрасту или редко общающиеся, могут говорить друг другу вы . Обращаться на ты к незнакомому взрослому человеку расценивается как отклонение от этических норм, как грубость или отсутствие элементарной культуры. Оно может свидетельствовать также о незнании говорящим норм этикета, принятых в данном обществе. Два способа обращения – на ты и на вы – не разделены непереходимой гранью, а подвижны, также как подвижны взаимоотношения людей. Недавно познакомившиеся люди могут сблизиться и перейти на ты . Культура общения включает умение правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом «кому? – зачем? – что? – как?» сказать. Ведь помимо стандартных, повторяющихся выражений, в нашем речевом «репертуаре» должны быть языковые средства, отражающие индивидуальность. Вступая в общение, мы подбираем такие слова, которые помогли бы нам установить и поддержать «обратную связь» с собеседником. В общении большую роль играют обычаи, привычки, сложившиеся в практическом жизненном опыте народа. Русский этикет выработал целый ряд правил речевого поведения, которые можно в целом объединить словами: «От учтивых слов язык не отсохнет». Культурная речь – правильная грамотная речь и, кроме того, верный тон общения, манера разговора, точно подобранные слова, чем больше лексикон человека, тем он лучше владеет языком, больше знает (является интересным собеседником) легче выражает мысли и чувства, а так же понимает себя и других. Специалисты рекомендуют: следить за правильным употреблением слов, их произношением и ударением; не использовать обороты, содержащие лишние слова; избавляться от слов «паразитов»; избегать заносчивости, категоричности, самонадеянности. Существуют формулы вежливости. Эти формулы: будьте добры; скажите, пожалуйста и т.п. используются для придания вежливого оттенка разнообразным высказываниям, непосредственно адресованным слушателю, – просьбе, благодарности, приглашению, извинению и т.п. Набор формул относительно невелик, а употребление их регулируется правилами, общими для всех носителей литературного языка. В русской культурной среде просьба выражается с непременным добавлением этикетно – речевых элементов: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, позвольте, не будите ли вы так добры и др. Речевой этикет составляет важную часть поведения человека. Без знания принятых в обществе форм этикета, не владея словесными средствами, которые выражают разные степени вежливости, уважения, почтительности и т.д., мы не можем правильно использовать язык для установления разнообразных контактов с окружающими нас людьми. Что необходимо делать, чтобы произвести на людей хорошее впечатление во время общения: Стараться выглядеть уверенно, оптимистично, держаться с поднятой головой. Выражать легкую улыбку, открытый взгляд; сохранять доброжелательное выражение лица. Сохранять осанку на всем протяжении общения, не сутулиться во время бесед стоя. Спокойно и свободно держать руки. Слегка наклониться вперед к собеседнику в момент общения. Сохранять внимание, быть мобилизованным, готовым ко всякого рода неожиданностям, осложняющим ход беседы. Поддерживать высокую активность в общении. Чего не следует делать, чтобы не произвести плохого впечатления: Выглядеть побежденным, сгорбленным, нахмуренным. Держаться с опущенной головой и смотреть исподлобья. Сидеть, откинувшись назад. Держать ноги скрещенными. Нервно потирать руки. Демонстрировать высокомерность, игнорировать окружающих. Выглядеть безразличным и угрюмым. Смотреть в пол. Теребить ручку, платок или очки. Ритмически постукивать пальцами по столу. Качать ногой. Глядеть в пространство, выражать скуку, зевать. Нервно ерзать на стуле. Теребить и гладить волосы рукой, постоянно убирать их с глаз. Жевать резинку. Чесаться. Отстраняться от слушателей. Использованная литература: 1. Л.П. Крысин «язык в современном обществе» – Москва «Просвещение» – 1977 г. 2. В.И. Толстых, Б.А. Эренгросс, К.А. Макаров «Эстетическое воспитание» – Москва «Высшая школа» – 1979 г. 3. В.Е. Гольдин «Речь и этикет» – Москва «Просвещение» – 1983 г. 4. И.Н. Горелов, В.Ф. Житников, М.В. Зюзько, Л.А. Шкатова «Умеете ли вы общаться?» – Москва «Просвещение» – 1991 г. 5. Е.А. Алехина, М.И. Горбачев, Т.И. Колесникова, А.В. Лопухин, В.И. Самулин – «Психология делового преуспевания» Москва «Владос – пресс» – 2001 г. |