- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 669,54 Кб
Достижение равновесия в композиции
ДОСТИЖЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ В КОМПОЗИЦИИ
Асимметрия композиции
Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для всех тех, кто занимается творчеством. В любом виде искусства для создания художественного образа гармонии, архитекторы, живописцы, скульпторы, художники-конструкторы, дизайнеры используют способ достижения единства и выразительности – принцип симметрии. В искусстве симметрия усвоена симметрично устроенными формами: элементы композиции расположены ровно, без особого отклонения от вертикали либо горизонтали.
Что бы говорить об асимметрии, необходимо узнать, что такое симметрия.
Симметрия – одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии. Она относится к числу наиболее сильных средств организации формы. Симметричность строения воспринимающих органов является одной из причин ее активного воздействия на восприятие. Простейший вид симметрии – зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. В этом случае одна половина формы является как бы зеркальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии.
Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого. Значение общего здесь снижает действенность отдельных элементов.
С точки зрения математических понятий асимметрия – лишь отсутствие симметрии. Если композиция построена асимметрично, то она, как правило, не симметрична, и, наоборот, если композиция симметрична, то она, как правило, не асимметрична. Это вполне доказывает, что симметрия и асимметрия являются взаимно обусловленными правилами композиции.
Асимметрия (от древнегреческого asymmetria – несоразмерность) по структуре своей противоположна явлению симметрии. Если симметричное расположение изображаемых предметов в живописи, рисунке, декоративном панно, фреске, плакате, в барельефе, скульптурной группе создает впечатление композиционного равновесия и порою почти зеркальной схожести левой и правой частей произведения, то в асимметричной композиции равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые при этом либо приближаются друг к другу, либо отдаляются. Равновесие достигается и через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету.
В асимметричной децентрализованной композиции иногда равновесие сознательно ослабляется или даже совсем отсутствует, например в тех случаях, когда смысловой центр находится ближе к одной из сторон композиции, а другая ее часть менее загружена. Если сюжет раскрывается через контрасты положений, контрасты социальные и психологические, характеризующие главного героя или группировки фигур, расположенных друг от друга на расстоянии, то внешне кажется, что они расчленяют композицию по принципу симметрии. На самом же деле двучастное противопоставление образует единство противоположностей, которое придает равновесие композиции.
Примерами асимметричного построения с достижением равновесия композиции могут служить такие полотна, как "Последний день Помпеи" К.П. Брюллова, "На старом уральском заводе" Б.В. Иогансона, "Раздолье" А.А. Дейнеки и многие, многие другие.
"Раздолье" А.А. Дейнека
На картине "Раздолье" изображены девушки-спортсменки, бегущие снизу, от реки, вверх, по крутому высокому берегу. На втором и дальних планах открываются широкие дали пейзажа средней полосы России. Стремительный порыв, объединяющий бегущих девушек, создает впечатление ритма и динамичности композиции. Степень интенсивности движения нарастает из глубины и наиболее активно проявляется на переднем плане. Бесспорно, что композиция не симметричная. Чередование же светлых фигур с элементами пейзажа уравновешивает динамичную композицию, воспринимаемую цельным и ритмичным произведением.
"На старом уральском заводе" Б.В. Иогансон "Последний день Помпеи" К.П. Брюллов
Асимметрия это один из способов достижения равновесия. Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.
Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.
В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.
Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он попросту перевесит меньший.
Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:
Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:
Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей, связи между которыми не подчиняются закономерностям симметрии. Такой характер имеют и многие природные формы – симметрии подчинены части, целое асимметрично (пример – листья и дерево в целом). Асимметричные композиции в процессе развития возникли как воплощение сложных сочетаний жизненных процессов и условий окружающей среды. Конкретные формы таких композиций вырастают как результат неповторимого сочетания факторов. Асимметрия поэтому индивидуальна, в то время как в самом принципе симметрии заложена общность, признак, связывающий все сооружения, имеющие симметрию данного типа. Соподчиненность частей – основное средство объединения асимметричной композиции.
Заключение
Асимметрия в искусстве как художественный приём, вносящий в композицию разнообразие и динамику, характерна для искусства барокко, рококо, романтизма; в китайском, японском, корейском искусстве и в живописи импрессионизма. Асимметрия композиции создаёт эффект непринуждённости, естественной случайности (импрессионизм), а в искусстве стиля "модерн" усиливает элементы непринуждённости, естественной случайности, гротескность и причудливость образа.
равновесие композиция асимметрия построение
Литература
1. О.Л. Голубева "ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ" Москва 2004 Издательский дом "Искусство"