- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 65,24 kb
Древняя Греция
17. Держава Александра II, сущность эллинизма
После длительных завоеваний перед Александром встала сложная задача по организации управления огромной державой. Александр действовал как владыка огромной многонациональной державой, центром которой был Вавилон. Он стремился как-то укрепить единство гос-ва, сгладить противоречия между завоеванными и завоевателями, отсюда так называемая политика «слияния народов» (пример – свадьба в Сузах). Но у Александра было и другое стремление – расширение своей социальной базы, слить воедино персов и македонян, особенно их знать, сделав своего рода «господствующий народ». В этой политике разрыва со старыми македонскими традициями препятствием для Александра стала его собственная армия, представляющая до этого главную опору власти. Поэтому Александр включает в армию еще 30 000 юношей, которые во время похода мальчиками были отобраны из местного населения и обучены греческой грамоте и умением обращаться с македонским оружием. Заботясь о подъеме боеспособности своей армии, Александр велит отправить по домам не годных к военной службе из-за увечий и старости солдат.
Вместе с тем греки и македоняне остаются народами-завоевателями. Во всех важнейших областях сатрапами были назначены македоняне и греки. Александр по существу мало изменил прежнюю административную систему Ахеменидов (сочетание сатрапий и зависимых гос-в). Но боясь сепаратизма сатрапов, он ограничил из власть гражданскими делами, поставив наряду с ними военных комендантов, подчиненных непосредственно ему самому.
Среди других мероприятий Александра в политической области особое место занимает указ 324 г. до н.э. о возвращении в греческие города всех изгнанников и восстановлении их в правах собственности.
В организации управления и эксплуатации местного населения немаловажная роль принадлежала вновь основанным городам. Почти все города были основаны на востоке империи, в Иране, Средней Азии и Индии. Александр ставил перед собой военную цель, создавая опорные пункты своей власти. Что касается социально-экономических отношений, то война, несомненно, способствовала распространению рабства в его классической форме, а превращение в монету колоссальных сокровищ персидских царей стимулировало развитие товарно-денежных отношений.
Грандиозность походов Александра, открывших грекам новые земли, масштабы его завоеваний, произвели на современников огромное впечатление, Александр становится героем не только исторических, но и литературных произведений.
Оценка деятельность Александра не может быть однозначной. Это был, несомненно, крупный государственный деятель и великий полководец. Его походы уничтожили уже изжившую себя династию Ахеменидов, но греко-македонская армия несла рабство и смерть. Александр силой оружия объединил
Самые различные страны и народы. Это держава не имела единой экономической базы и представляла собой чисто военное объединение. Вместе с тем и во время похода, и уже после него на Восток хлынул большой поток греков и македонян, которые осели здесь, принеся иные формы социальных отношений. В результате похода раздвинулись географические рамки тогдашнего мира, были проложены новые пути сообщения, расширилось судоходство. Поход принес новые знания в области географии, биографии, этнографии и др.
* * *
Эллинизм начался с походов Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и закончился завоеванием последнего эллинистического государства (Египетского царства) римлянами в 30 г. до н. э., т. е. общая продолжительность эллинизма составляет около 300 лет.
Эллинизм – насильственное объединение древнегреческого и древневосточного мира, ранее развивающихся раздельно, в единую систему государств, имеющих много общего в социально-экономической структуре, политическом устройстве, культуре. В результате объединения древнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы появилось своеобразное общество и культура, которые отличались как от собственно греческого, так и собственно древневосточного общественного устройства и культуры.
Греческий полис к середине 1У в. до н.э. исчерпал свои внутренние возможности и стал тормозом исторического развития. На фоне постоянной напряженности в отношениях между классами рабов и рабовладельцев развернулась острая социальная борьба между олигархией и демократическими кругами гражданства, которая вела к тирании и взаимоуничтожению. Раздробленная на несколько сот мелких полисов небольшая по территории Эллада стала ареной непрерывных войн между коалициями отдельных городов-государств, которые то объединялись, то распадались. Исторически необходимым для дальнейшего развития греческого мира представлялось прекращение внутренних беспорядков, объединение мелких враждующих между собой независимых полисов в рамках крупного государства.
Другой основой эллинизма стал кризис древневосточных общественно-политических структур.
Если Греция середины 1У в. до н. э. страдала от излишней активности внутриполитической жизни, перенаселенности, ограниченности ресурсов, то Персидская монархия, напротив, от застойности развития, слабого использования огромных потенциальных возможностей, дезинтеграции отдельных частей. Таким образом, на очередь дня вставала задача некоего объединения, своеобразного синтеза этих различных, но могущих дополнить друг друга социально-экономических и политических систем. В состав эллинистического мира включаются мелкие и крупные по территории государственные образования от Сицилии и Южной Италии на западе до Северо-Западной Индии на востоке, от южных берегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Иначе говоря, в состав эллинистического мира вошла территория классической Греции (включая Великую Грецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток, т. е. Египет, Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая).
Наиболее характерные черты, присущие эллинизму как синтезу греческих и восточных начал во всех сторонах жизни, производства и культуры проявились в Египте и на Ближнем Востоке, так что этот регион может рассматриваться как район классического эллинизма.
Образование более значительного территориального единства, установление более тесных связей между разными частями эллинистического мира расширили возможности для развития эллинистической экономики в целом, включая Элладу, Македонию, Великую Грецию и Причерноморье. В этих регионах усилились хозяйственные, этнические и культурные контакты с окружающими их местными племенами (фракийцами, скифами, сарматами и др.). В самой Элладе кризис системы независимых и враждующих между собой полисов в 17 в. до н. э. привел к росту объединительных тенденций и возникновению более прочных, чем в классическое время, полисных федераций (Ахейский союз, Этолийский союз) или государственных образований нового типа, которые включали кроме греческих полисов территории местных племен.