- Вид работы:
Реферат - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 34,01 kb
Древний Египет
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
В Египте раньше, чем в других
государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло
государство. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в
Египте существовало.
Источником права в Древнем Египте
первоначально был обычай. С развитием государства активной становится
законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций,
однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма
кратки.
В Египте существовало несколько видов
земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные. Можно было
совершать различные сделки с землей: дарить, продавать, передавать по
наследству.
В частной собственности было и движимое имущество:
рабы, рабочий скот, инвентарь и пр.
Существовали несколько видов
договоров – договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи,
товарищества.
Предусматривался особый порядок
передачи земли из рук в руки, включающий несколько заключений договора, оплату,
вступление во владение, а также и действия религиозного характера.
Для семейных отношений Древнего
Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Брак
заключался на основе договора, от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось
ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод
был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола.
Завещание могли составить и муж и жена.
Уголовное право Древнего Египта знало
следующие виды преступлений: 1) государственные – измена, заговор, мятеж,
разглашение государственной тайны; 2) религиозные – убийство священных
животных, чародейство: 3) против личности – убийство, отступление от правил
врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности – кража,
обмеривание, обвешивание; 5) преступления против чести и достоинства –
прелюбодеяние, изнасилование.
Основной целью наказания было
устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания,
широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в
тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.
Процесс начинался по жалобе
потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили
свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный
характер.
Древний Вавилон. Основные
черты государства
Первые государства на
территории Двуречья возникли в начале III тысячелетия до н.э. “Это были небольшие города-государства, в
общественном и государственном строе длительное время сохранялись пережитки
родоплеменной организации. Древнейшим населением
страны, заложившим основы цивилизации в Двуречье, были шумеры. В истории Шумера
видную роль играли города Эриду, Ур, Лагаш. Источники дают сведения о довольно
ранних сношениях шумеров с пастушескими семитическими племенами, которые затем
появляются на территории, заселенной шумерами. А с III тысячелетия до н.э. на севере
Двуречья семиты стали выступать наследниками и продолжателями шумерской
культуры.
Самым древним из городов, основанных
семитами, был Аккад, ставший столицей государства, выступившего в качестве
объединителя Двуречья. После падения Аккадского царства северная часть Двуречья
продолжала называться Аккадом, а за южной частью сохранилось название Шумер.
Среди городов, основанных семитами, был Вавилон, политическое и культурное
значение которого росло, начиная со It тысячелетия до н.э. Вавилон затмил все остальные города страны, и по
его имени все Двуречье стали называть Вавилонией.
Особое место в истории Древнего
Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол
(начало XVII в. до н.э.) Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом
которой явилось образование единой вавилонской империи. Вскоре после смерти
Хаммурапи (1750 г. до н.э.) Вавилон подвергся нападению касситов, господство
которых продолжалось 500 лет. Новое возвышение вавилонского государства
приходится на VII век до н.э. Ново-Вавилонская монархия просуществовала до VI
в. до н.э. и была завоевана персами.
Общественный строй. Как всякое рабовладельческое
государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и
рабов.
Рабы (“вардум”) составляли низший
общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов, значительная часть
этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправными свободных
(например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались
законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право
собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов
продают, закладывают. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считается не
более как повреждением или уничтожением имущества их господина, которому
виновный обязан был возместить ущерб. Например, за лишение жизни
раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный обязан был отдать раба за
раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его
бодливым быком господину уплачивается треть мины; за повреждение глаза рабу или
неудачную операцию, повлекшую за собой смерть, – половина его стоимости. Раб не
имел права самовольно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина,
даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа,
совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие
бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной
казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получает за услугу
награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки,
вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало
владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или
отдать его в обмен на другого.
Рабы были царские, храмовые,
частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели
рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности
господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть
господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство,
пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев.
Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в
рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику
позволялось
жениться на свободной, дети от такого брака были
свободные.
Свободное население Вавилона в свою
очередь делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные
граждане (авилум-человек, муж) составляли основную массу населения. В
большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в
пользу государства. Полноправные граждане в свою очередь не были однородным
сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел
довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более
самостоятельными. Наряду с ними появляются обедневшие общинники, попадающие в
долговую кабалу. Законы Хаммурапи свидетельствуют о стремлении законодателя
облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем
всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не
имел право отчуждать это имущество. “Муж” не мог стать
рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в
хозяйстве заимодателя, не “рабом”, а “заложником”. Через
три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы.
Стремление царской власти ограничить произвол кредиторов над попавшими в
долговую кабалу беднейшими слоями свободного населения объясняется стремлением
сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные.
Земельные наделы и скот, пожалованные
воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь
купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным
наследником его надела. Если после смерти оставался малолетний сын, то вдова
получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. В
случае пленения воина, его можно было выкупить и он сохранял свое право на
земельный надел. Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за
это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала
смертельная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный
надел.
Полноправным гражданам
противопоставлялись “мушкену” (покорные). Вопрос о
“мушкену” в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно.
Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На
неравноправное положение мушкену указывают статьи, определяющие наказание за
преступление против него.
Членовредительство, нанесенное
“мужу” каралось соответствующим членовредительством виновного, но
если членовредительство было совершено по отношению к “мушкену”, то
виновный платил лишь штраф. За украденную у “мушкену” вещь вор платил
10-кратный штраф, а за украденную вещь, находившуюся в собственности царя или
храма, 30-кратный штраф. По одной из версий о происхождении
“мушкену”, это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по
другой – вольноотпущенники.
Наряду с сословиями – Законы называют
также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные
служащие, из которых Законы называют царского телохранителя и высшее жречество,
стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих
Законы упоминают “редум”, “баирум”, “декум”,
“лубуттум”, функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного
рода военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии
и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают
храмовые служащие.
Довольно высокое положение в обществе
занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть
наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в
пенсию.
Низшие ступени профессионально-служебной лестницы
занимают крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился
труд
врачей, ветеринаров, в отличие, например, от
архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок); врачи
получали плату.
Государственный строй. В те времена, когда в Шумере
существовали города-государства, во главе них стоял энси
(“возглавляющий род”); в случаях, если его власть выходила за рамки
города, правителю присваивался титул лугаля (“большого
человека”). Пережитки родо-племенной организации, присущие данному
периоду, выражались в существовании совета старейшин и созыве общинных
собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения.
Государственный строй
Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та
же форма правления – восточная деспотия. В руках царя сосредоточена
судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная
власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический
аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства:
финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства –
визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.
В системе государственных органов
различали центральные и местные органы управления. Большими городами управляли
наместники царя.
Вместе с тем, хотя и со значительно
ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления,
осуществлявшие некоторую административную, финансовую судебную власть на
местах.
Судебные функции выполняют чиновники,
назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией
является царь. Общинные и храмовые суды все больше теряют свое значение.
Основные черты
права
Правление царя Хаммурапи
ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение
законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления.
Первая кодификация была создана на 2-м году правления: это был год, когда царь
“установил право стране”. Эта кодификация не сохранилась. Известные
Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.
Эти законы были выбиты на большом
черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь,
стоящий перед богом Солнца Шама-шем – покровителем суда. Под рельефом начертан
текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части.
Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что
боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял
слабого”. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи
городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в
свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник
насчитывает 282 статьи. При составлении кодекса в его основу было положено
старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
Законы несовершенны с точки зрения их
полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений
жизни.
Тексты составлены в основном в
казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении,
хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с
большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных
кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим
законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства,
господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние
рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший
рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки
родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа
талиона, применении ордалия.
Право собственности. Во времена правления
Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне
существовали различные виды земельной собственности: были земли царские,
храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и
это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля
раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико
и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным
развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало
расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным
по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных
рабочих, мелкие – сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности
на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли
продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо
ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в
отношении имущества воинов (имущество илку), о чем говорилось выше.
Обязательства. В Законах Хаммурапи имеется
ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в
земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно
одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в
аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад,
который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была
краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду
сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между
хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор
не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из
объема урожая, выращенного соседями.
Кроме аренды поля, сада, Законы
Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения,
домашних-животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату
за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого
имущества.
Широко был распространен договор
личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей,
ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а
также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).
Довольно подробно Законы Хаммурапи
регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в
этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и
предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о
максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых
ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность
кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.
В условиях существования частной собственности как на
движимое, так и недвижимое имущество, большое .развитие получил договор
купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов,
скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при
свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества,
изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной.
Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения
(поклажи), товарищества, мены, поручения,
Законам Хаммурапи были известны
обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит
смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба). Корабельщик, потопивший
корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить
стоимость всего погибшего.
Брачно-семейные отношения. Брак был действительным
только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и
отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за
неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог
иметь побочную жену. Однако, замужняя женщина не была бесправна.
Она могла иметь свое имущество,
сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла наследовать после
мужа вместе с детьми.
Довольно сильная власть отца над
детьми проявляется в возможности продавать детей, отдавать в качестве
заложников за долги, за злословие на родителей – отрезать язык. Тем не менее,
закон ограничивает эту власть. Так, отец не имел права лишить наследства сына,
не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей.
Наследование по завещанию уже имеет
силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования
является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети,
усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их
своими.
Уголовное право и процесс. Как и другие древние
кодификации, Законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня
всех тех деяний, которые признавались преступными, ничего не говорится в
Кодексе о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью.
Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против
личности, имущественные и против семьи.
Среди преступлений против личности
Законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится), к
таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом,
который обвалится и причинит смерть хозяину. Таким же образом будет отвечать
врач, причинивший смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в
Законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза,
зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действует принцип
талиона: виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае
причинения побоев с преступника взимается определенный штраф.
К имущественным преступлениям,
указанным в Законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов,
снятие клейма с рабов называют законы как преступные действия. Как отличное от
кражи преступление Законы называют грабеж. Все имущественные преступления
наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо
членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно
превышающий стоимость украденного и заплатить который мог далеко не каждый. В
случае неуплаты такого штрафа наступала смерть.
Среди преступлений, подрывающих устои
семьи, Законы называют прелюбодеяние (причем, только со стороны жены),
кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и других близких
родственников). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть
(сын, ударивший своего отца, лишается руки).
Виды наказаний, предусмотренные
Законами Хаммурапи, определяются его целью. Такой целью является возмездие.
Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствуется
принципом талиона. Основными видами наказаний являются смертная казнь в
самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол;
членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.;
штрафы, изгнание.
Процесс был одинаков как по
уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей
стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания,
клятвы, ордалии (Законы упоминают испытание водой). Нормы
процессуального права требовали от судей лично “исследовать дело”.
Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в
12-кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить
когда-либо.
Древняя Индия Основные
черты государства
Первые государства на
территории Индии возникли во 11-м тысячелетии до н.э. в долине Ганга и в
областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.
Первое время большую роль продолжали
играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно
из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя.
Органы племенной администрации
постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в
государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее
значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом,
советником царя.
Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное
войско во главе с начальником (сенани, сенапати).
Так, на базе родоплеменных коллективов возникают
государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму
монархий или республик.
Особое место в истории Индии занимает
магадско-маурийский период (IV-111
вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства.
Образование варн. С разложением
первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного
неравенства связано появление сословий – варн. Постепенно все прежде
равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему
общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени
сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая
эндогамность (заключение браков между представителями одной варны);
определенная, наследственно закрепленная профессия, таким образом, с течением
времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в
крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и
идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой
своеобразной социальной организации.
Индийские источники, в частности
Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были
привилегированными: брахманы – варна, в которую вошли знатные жреческие
роды, и кшатрии – варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам
противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну
– вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного
неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся
членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину,
то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к
решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили
обряда посвящения “второго рождения”, на которое имели право только
свободные
члены общины, называвшиеся “дважды
рожденными”. Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись
“единожды рожденными”.
С окончательным оформлением
рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было
объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее
распространенной богословской версии, бог – творец всего существующего – Брахма
сотворил брахманов из своих уст, кшатриев – из рук, вайшьев – из бедер и шудр –
из ступней.
Для каждой варны была сформулирована
своя дхарма, т.е. закон образа жизни.
Процесс имущественной дифференциации
уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на
своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных
работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и
вынуждены были работать в качестве арендаторов. Различным было и положение
деревенских ремесленников. Часть их работала самостоятельно, имея свои
собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату.
Община еще сохраняла черты единого
коллектива и старые общеобщинные традиции. Община была в определенном отношении
самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители собирались на
собрания и решали различные вопросы управления, хотя все большее значение
приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании
общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в
ее представителя. В течение долгого времени общины были изолированы друг от
друга, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.
Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство
возникло как рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое
противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это
выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об
отношениях между кастами, чем между классами, так как именно деление общества
на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением
людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст
является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.
Рабский труд в решающих отраслях
экономики Древней Индии значительной роли не играл
Существенной особенностью
древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства,
направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например,
запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда
раба обязан был учитывать его кастовое положение.
В отличие от Греции и Рима, индийские
рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право
собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих
семейных, родовых и кастовых связей.
Особенностью древнеиндийского
рабства является его неразвитость, наряду с рабовладельческими отношениями
продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.
Несмотря на особенности рабства в
Древней Индии, по своим основным признакам оно было похоже на рабство в Греции
и Риме. Наиболее характерная – общая черта, отличающая раба от других
эксплуатируемых – отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе
человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, так же как
и в античных странах, считалось само собой разумеющимся право хозяина
распоряжаться жизнью и смертью раба.
Государственный строй. К эпохе Маурьев уже
оформилась концепция “чакравартина” – единоправителя, власть которого
будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во
главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались
от имени и по повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных
чиновников, являлся главой фиксальной администрации, верховным судьей.
Поскольку при дворе часто
устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение
придавалось службе надзора. Под надзором находились не только должностные лица,
но и жители городов и деревень.
Большую роль при дворе играл царский жрец,
принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.
Большую роль в управлении
государством играл совет царских сановников – паришад. Он существовал и
ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Паришад
занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме
паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо
доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел могли вместе собираться члены
обоих советов.
Подобную эволюцию претерпела и
сабха – в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей
народа, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав
сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета
раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом – раджа-сабха была более
представительным органом. В нее могли входить и некоторые представители
городского и сельского населения В ряде случаев царю приходилось обращаться за
поддержкой к раджа-сабхе.
Источники показывают, что даже в
периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и
традиции древней политической организации, которые определенным образом
ограничивают власть царя.
Территория государства в эпоху
Маурьев делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали
особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Главные провинции
обладали немалой автономией.
Наряду с делением на главные
провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области
(падеши), округа (ахале). Во главе джанапад стояли крупные государственные
чиновники – раджуки. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране
границ.
Основные черты
права
Законы Ману. В Древней Индии понятие
права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные
отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам,
утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем
правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы,
определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в
сборниках – дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой
являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману). Законы Ману состоят
из 2685 статей, написанных в форме двустиший
(шлок). Непосредственно правовое содержание имеют
немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в
Законах 12 глав). Главное в Законах Ману – закрепление существующего варнового
строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению
варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн определяется
назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману
является религиозная окраска всех его положений.
Право собственности. В период создания Законов
Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и
охране частной собственности уделяется значительное внимание.
Законы указывают семь возможных
способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара
или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также
получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения
права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось,
что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в
собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника. Доказывать
право собственности ссылкой на добросовестное владение запрещалось. Если у
добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась
прежнему собственнику.
Среди основных видов собственности
Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские,
общинные, частных лиц.
За незаконное присвоение чужой собственности (чужого
участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли
вором.
Вмешиваться в дела собственника
запрещалось. В Законах Ману говорится, что, если несобственник поля засевает
чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Лишь сам
собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить,
заложить, сдать в аренду. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее
значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.
В Законах Ману упоминается о
рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах,
каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение
родственников и соседей. Они же имели право преимущественного приобретения земли.
Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях,
стремилась ограничить частное землевладение.
Обязательства. Обязательственные отношения
получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах
говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из
древнейших договоров – договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и
преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в
срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей
касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей
касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно.
Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты
долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг
мог перейти на сына и других родственников умершего.
В Маурийскую эпоху широко применялся
труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману
значительное внимание уделяют и этому виду договора. По своей варновой
принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно,
среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники,
принадлежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах,
получали 1/10 урожая, в скотоводстве -1/10 масла от молока коров, за которыми
ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение
договора влекло штраф и жалованье виновному не выплачивалось. Если же
невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял
работу, он мог получить жалованье даже спустя долгого времени.
Известен был в Древней Индии и
договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает
распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной
дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были
арендовать ее.
Купля-продажа является одним из
договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался
действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца
должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования
к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества,
недостаточного по весу. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку
можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого
договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение
торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст.
Упоминается в Законах Ману договор
дарения. Устанавливаются положения, регулирующие отдельные виды договоров.
Законы формулируют и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся
недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом,
неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с
принуждением. Недействительным являлось соглашение, заключенное в нарушение
дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливается также, что сделка
расторгается таким же образом, как и заключается.
Законам Ману известны были и
обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения
такого обязательства называется порча имущества (потрава посевов скотом на
огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением
повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и
уплатить штраф царю.
Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна
большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. Женщина полностью зависела от
своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в
результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.
Законы Ману определяют положение женщины
следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости –
мужа, после смерти – под властью сыновей, ибо “женщина никогда не пригодна
для самостоятельности”. Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего
мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей. И хотя Законы Ману как высшую
дхарму между мужем и женой провозглашают “взаимную верность до
смерти”, муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла
покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться
его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной
казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и
муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами
из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной
низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры
на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все
имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После
смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у
старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев.
Дочери от наследования устранялись, но братья должны
были выделить им по 1/4 своей доли для приданого.
Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.
Уголовное право и процесс. Уголовное право,
представленное в Законах Ману, с одной стороны отличается довольно высоким для
своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины
(умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в
зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С
другой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем
свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за
преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Среди преступлений, называемых
Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно
назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного
перечня этого вида преступлений Законы не дают, что является характерной чертой
для всех древних кодификаций.
Более подробно Законы описывают
преступления против собственности и против личности.
Среди имущественных преступлений
Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует
отметить, что Законы четко различают кражу, как тайное похищение имущества от
грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием, применяемым к
нему. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте
преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с
воровским инструментом Законы предписывают казнить не колеблясь. Воров,
совершающих кражу ночью царю следует, отрубив обе руки, посадить на кол. При
первой краже отрезали два пальца, при второй – руку и ногу, при третьей –
смертная казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о
ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.
Законы Ману осуждали всякое насилие,
совершенное над личностью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя,
вора и ударившего палкой, К насилию относилось и убийство, и телесные
повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при
защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахмана (необходимая
оборона) не наказывалось.
Довольно много статей направлено на
укрепление семейных отношений. Законы устанавливают суровое наказание за
прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.
Законы Ману определяют наказание как
силу, которая правит людьми и охраняет их. Законы предписывают применять
наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени
сознательности его. Несправедливое наказание “лишает неба в другом мире”.
Вместе с тем, при определении
наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая
сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности
виновного и потерпевшего к варне.
Среди видов наказания следует назвать
смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы) в различных
вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление,
затравливание собаками и др.: членовредительские наказания (отрезание пальцев,
рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение – это далеко не полный
перечень наказаний.
Кровная месть в Законах не
упоминается, видимо, в то время она уже не применялась. Законы Ману дают общее
представление о процессе того времени. Отделения суда от администрации не
существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между
уголовным и гражданским процессом, процесс носил состязательный характер.
Законы называют поводы для рассмотрения исков. Это – неуплата долга, заклад,
продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного; неуплата жалованья,
нарушение соглашения, отмена купли-продажи (спор хозяина с пастухом; спор о
границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства,
игра в кости и битье об заклад). Всего восемнадцать поводов судебного
разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.
Основным источником доказательств
служили свидетельские показания, Законы весьма детально регламентируют их
использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к
варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким
грехом. Не допускалось в качестве свидетеля заинтересованное лицо. Не могли
быть свидетелями женщины, “вследствие непостоянства женского ума”.
При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии
различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ
История Древнего Китая
делится на четыре периода, связанных с проявлением определенной династии: 1)
Шан (Инь) – XVI 11-Х11 вв. до н.э.; 2) Чжоу – 12 в. до н.э. – 221 г.
до н.э.; 3) Цинь – 221 г. до н.э. – 207 г. до н.э.; 4) Хань – 206
г. до н.э. – 220 г. н.э. В течение четвертого периода начинается процесс перерастания
рабовладельческого государства в феодальное.
Образование древнекитайского
государства было связано с завоеванием (согласно китайской традиции) племен Шан
соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренное население
активизировало процесс складывания государства.
Государственный строй первого
древнекитайского государства с течением времени трансформировался в
классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей
государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией,
верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в
государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие – судей,
писцов, сборщиков налогов и др. – профессиональные чиновники.
Высшую ступень социальной иерархии
занимал царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и
жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных
племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами,
которые давали право на определенные привилегии.
Основную часть населения составляли
свободные общинники. В период государства Шан (Инь) община играла большую роль.
Общинное землепользование было организовано по системе “колодезных
полей”. Все земли делились на две категории: “общественное”
поле и “частные” поля. “Общественное” поле обрабатывалось
совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю,
“Частные” поля были в индивидуальном пользовании семьи, в ее
распоряжении был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная
собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились
рабы, дома, орудия труда.
Рабами могли владеть как частные
лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за
долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в
качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи,
ни имущества.
В период царства Чжоу царь
по-прежнему является верховным собственником земли, но владения рабовладельческой
знати постепенно превращаются в частную собственность, которую можно было
отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для простых общинников продолжала
сохранять свое значение община.
В период Чжоу китайское государство
претерпело ряд существенных трансформаций и в конечном счете распалось на
отдельные самостоятельные государства, которые вели между собой постоянную
борьбу. [Подробнее об этом периоде читайте: Крашенинникова Н.А. История права
Востока. М., 1994. С.46-69].
В III в. до н.э. победителем в этой борьбе становится государство Цинь,
которое превращается в сильное централизованное государство. Особое значение
для усиления Циньского государства имели реформы Шан Яна -сановника Цинского
государства. В целях централизации государства административное деление было
построено по территориальному признаку, узаконена свободная продажа и покупка
земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой
земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных
областей были назначены по два управителя военный и гражданский, прежняя
аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали
богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были
введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки.
Но и это государство оказалось
недолговечным. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к
ликвидации в 209 г. до н.э. циньской монархии.
Один из руководителей восстания,
сельский староста Лю Бал стал основателем новой династии Хань.
Царями новой династии были
предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В
конце 1 в. до н.э. императором Айди были введены ограничения на размер
земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь
более 138 гектаров земли и 200 рабов.
Наибольшую известность получили
реформы Ван Мана. Захватив власть в результате государственного переворота, в 9
г. н.э. Ван Ман провозгласил себя императором.
Реформы Ван Мана запретили
куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановлена система
общинного землевладения, запрещена купля-продажа рабов. Но одновременно
увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное
регулирование рыночных цен и процентов по ссудам. Проведена денежная реформа и
введены новые налоги. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все
источники дохода и создать сильную бюрократическую империю.
Был увеличен аппарат государственных
чиновников, назначение на должности стало практиковаться на экзаменационной
основе.
Но предотвратить кризис
рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли.
Первоначально право Древнего Китая
базировалось на нормах обычного права с дополнениями норм, сформированных на
основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти.
Наибольшее влияние на развитие права
Китая оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуцианство признавало
преобладающее значение морали над правовыми нормами, отождествляли право с
уголовным законом. Легисты напротив, придавая большое значение правовым
нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Они
проповедовали равенство всех перед законом, неотвратимость наказания для всех,
выдвигали идею сильного государства.
Конец рабовладельческого периода в
истории Китая отмечен появлением многочисленных сборников права.
Виды собственности в Древнем Китае
характеризовались эволюцией от общинных форм к частной собственности, прежде
всего на землю и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной
собственности как не землю, так и на рабов.
Развитие товарно-денежных отношений
сопровождалось развитием договорной практики. При совершении торговый сделок
требовалось заключение договора в письменной форме, кроме того уплачивалась
денежная пошлина. С развитием ростовщичества получает распространение договор
займа, который оформлялся долговой распиской. Кроме того были известны договора
дарения,. аренды земли, личного найма и др.
Для семейного права Древнего
Китая была характерна патриархальная семья с абсолютной властью отца,
многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не
имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки
заключались по решению родителей.
Уголовное право Китая выделяло среди
огромного числа преступных деяний (источники выделяют их более 3000) следующие
виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные
(шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение
телесных повреждений); 4) воинские (неявки к установленному сроку на место
сбора, не проявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж,
убой чужого скота).
Основной целью наказания было
устрашение.
Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период
государства Чжоу было выделено пять основных наказаний: “мосин” –
клеймение тушью на лице, “исин” – отрезание носа, “фэйсин”
– отрезание ног, “чужин” кастрация для мужчин и превращение женщин в
рабынь-затворниц, “данисин” – отрубание головы. Кроме того
применялись такие наказания как битье палками и плетьми, отрезание ушей,
выкалывание глаз и т.п.
Процесс носил
обвинительно-состязательный характер, но начиная с периода Цинь в судебном процессе усиливаются
элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным. [Более
подробную информацию вы можете прочитать в книге, Крашенинникова Н.А. История
права
Востока.
М., 1994. С.49-69]. •
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
История Древней Греции
восходит к 1 тысячелетию до н.э. В это время происходит разложение первобытного
строя и возникновение классового общества.
Основными источниками знаний о
государстве и праве Древней Греции являются сочинения древнегреческих авторов
Плутарха, Фукидида, Геродота, Аристотеля, а также дошедших до нас памятников
законодательства и судебных решений.
Развитие производительных сил,
социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к
возникновению в Древней Греции (VIII-VI
вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы,
состоящие из самого города и прилегающего сельского округа,
по существу представляли собой общину. В истории
Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.
Афинское государство возникло на
территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция
связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате
чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую
знать – эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных
должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов).
Кроме того значительную часть населения составляли метеки – выходцы из
других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и
экономических правах.
Высшая власть принадлежала ареопагу,
заменившему совет старейшин и архонтам, осуществляющим непосредственное
управление, административную, судебную и военную власть.
Дальнейшее развитие Афинского
государства тесно связано с борьбой широких народных масс – демоса с
господством родовой аристократии, долговым рабством и другими формами
закабаления. Решающими этапами в становлении новых общественных отношений в
Афинах стали реформы, проведенные архонтами Соленом и Клисфеном.
Основным содержанием реформ Солона
(начало VI в. до н.э.) была отмена долгового рабства (сисахфия), а также
изменение политической структуры общества. В соответствии с новой структурой
афинское общество было разделено на 4 категории исходя из имущественного положения
граждан: пентакосиамедимны (пятисотники), всадники, зевгиты и феты. Представители
первой категории могли занимать любую должность, зевгиты и всадники не могли
лишь избираться в архонты, феты обладали правом только избирать должностных
лиц, но не могли быть избраны.
С реформами Клисфена связана дальнейшая
демократизация афинского политического строя. Было изменено административное
деление, в основу которого был положен исключительно территориальный принцип.
Три округа подразделялись на 10 территориальных фил по три триттии
каждая. Были образованы новые государственные органы “совет пятисот”
и коллегия стратегов.
В результате всех этих изменений в
Афинах сложилось рабовладельческое государство в форме демократической
республики.
Государственный аппарат Афинской
демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи,
совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.
Народное собрание являлось законодательным
органом афинской республики. Право участия в народном собрании имели все
полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода
занятий и имущественного положения.
К компетенции народного собрания
относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных
отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их
деятельностью.
Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно
действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого
голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти
представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета – 1 год. Компетенция
Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили
заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право
привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и
архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и
административный аппарат Афин. Коллегия десяти стратегов осуществляла
руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались
открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя
по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала
традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии
стратегов, но и в государстве.
Коллегия архонтов рассматривала религиозные и
семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия
включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал
высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела
афинских граждан и все государственные дела.
Спартанское государство
Спартанское государство
возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой аристократии.
Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не
играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, участвовали в собрании
спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. При
чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания, в которых
принимали участие представители наиболее знатных и влиятельных фамилий.
К ведению народного собрания
относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения
спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное
собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира,
союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролем
герусии.’
Во главе государства стояли два царя,
которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли
судебную власть. Однако, фактическое руководство государством принадлежало
эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие
царям.
Эфоры занимали исключительное
положение в государстве. Своим возвышением эфоры обязаны знати, опасавшейся
усиления царской власти. Эфоров было пять, их ежегодно избирали на народном
собрании из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили
свои решения по большинству голосов. Эфоры созывали и руководили деятельностью
герусии и народного собрания. В их руках почти целиком находились внешние
сношения, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за
нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех
должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты. В руках эфоров находилась
гражданская юрисдикция. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим
преемникам.
Герусия (совет старейшин) сохранилась от родоплеменной
организации. Она состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, кроме того
в состав герусии входили 2 царя. Члены герусии (герунты) избирались народным
собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно
дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было
судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о
государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов
против царей. С усилением власти эфоров значение герусии неуклонно падало.
Для общественного строя Спарты
характерно длительное сохранение пережитков первобытного строя и военная
организация общества.
Политическими правами пользовались
лишь спартиаты. Все они были обеспечены земельными наделами, которые
передавались им вместе с обрабатывавшими землю илотами. Первоначально наделы
были одинаковы, но со временем социальное неравенство стало проявляться, хотя
все спартанские
граждане именовались “равными” Из их числа
исключались спартриаты, которые не могли делать взносы для организации
общественных трапез; они переходили в разряд “гипомейенов” –
опустившихся.
Периэки – были лично свободными,
политическими правами не пользовались, но в других отношениях были
правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли
воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен
надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.
Илоты – представители побежденных
племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они нс имели,
работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако, илоты
имели свое хозяйство и свои орудия производства. От урожая, полученного с
земли, около 50% илоты платили господину в виде оброка. Илоты несли также
военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами
жестокого террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.
Наиболее развитую правовую систему в
Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В
621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это
была запись обычаев, произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса.
В начале VI в. до н.э. в Афинах
большая законодательная работа была проведена Соленом. В V-VI вв. до н.э. законы становятся
главным источником права.
Имущественные отношения. Афинское право не знает
четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои
особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К
первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди
вещных прав известны были владение и собственность. Частная собственность не
достигла высокого уровня развития, она считалась производной от
государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось.
Обязательственные отношения возникали
либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое
соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной
форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. Формализм был поисущ
афинскому праву на первоначальных стадиях его развития. До реформы Солона
неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность
должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств
сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны
различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения
вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор.
Обязательства из деликтов возникают в
случае причинения имуществу любого вреда.
Семейное и наследственное
право.
Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло
наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод
для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье
подчиненное положение. Родительская власть первоначально очень широкая с течением
времени ослабляется.
Наследование осуществлялось по закону
и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья,
дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети
наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали
боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с Солона. Для
действенности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом
уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать мог лишь
тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать
несовершеннолетние, женщины, приемный сын.
Уголовное право. Афинскому праву были
известны следующие виды преступлений: государственные; против семьи, против
личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные
преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны,
проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.
Среди наказаний следует отметить
смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию).
Наказание для рабов и свободных было различным. Указанные выше Законы Драконта
в области уголовного права отличались особой жесткостью. Цель наказания
заключалась в причинении. страдания преступнику.
Судебный процесс. Начинать судебные дела могли
только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего
действовал глава семьи, за метека – его простат, за раба – его господин.
Должностное лицо, получившее жалобу,
производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик
имел право предоставить свои письменные возражения против рассмотрения дела по
существу. Если такие возражения представлены не были, судьи переходили к
расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые
доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался
день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные
решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелизи были
окончательными и обжалованию не подлежали.
ИСТОРИЯ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА
Древний Рим – одно их
крупнейших рабовладельческих государств оставило ярчайший след в истории
человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие
последующей цивилизации, особенно европейской.
(С историей становления и развития
римского государства вы можете познакомиться в книгах [4], [9], [13]).
Особое место в культурном наследии
Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем,
что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой,
приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.
За более чем тысячелетний период
истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. В его
истории можно выделить следующие этапы:
1. Древнейший период (VI в. до н.э. –
середина III в. до н.э.) римское право
этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью: архаичностью,
неразвитостью и простотой основных институтов.
2. Классический период (середина III в. до н.э. – конец III в. до н.э.) в этот период римское
право достигает наивысшей степени разработанности.
3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.) – изменения в римском
праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и
приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной
Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются
Законы XII таблиц.
Римское право
древнейшего периода
Законы XII таблиц. Общая
характеристика. Мы упомянули уже, что важным этапом в борьбе между патрициями и
плебеями послужили Законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 12
(децемвиров) в середине V века до н.э. (451-450 гг. Свое название они получили
от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для
всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре – Форуме.
Отличительной чертой названных
законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло
за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за перст божий”.
Законы таблиц регулировали сферу
семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым
операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного
права. Начиная с IV-111 вв. до н.э. законы Таблиц
стали корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами,
отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических
форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным
ростом товарного производства, банковских операций и пр.
Не вдаваясь в содержание Таблиц, ибо
это предмет римского частного права, укажем на главное, без чего не может быть
должного представления о римском обществе и государстве соответствующего
периода.
Достоверно, что все первые века
римской республики земля – главное достояние граждан – находилась в общей
собственности и соответственно называлась общественной землей – агер
публикус. Пахотной земли было мало и главное богатство должно было состоять
в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда неостановимая
агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и
разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к
гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве,
Публичный характер, сохранявшийся за
земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к
переделу земли в интересах ее справедливого распределения. Земли и количество
скота, выпасаемого на общественных пастбищах.
К числу таких законов может быть
отнесен наиболее ранний закон Лициния Секстия 367 года до н.э., запретивший
отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров государственных
(общественных) земель (125 га) и пасти на общественных пастбищах более 100 голов
крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.
Важной чертой римского права
собственности было подразделение вещей на два типа – рее манципи и рее нек
манции. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся
земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу
относились все другие вещи.
Для отчуждения вещей первой категории
– продажи, дарения и пр. требовалось соблюдение формальностей, носивших
название манципации. Слово это произошло от “манус” – рука и
заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении
руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: “я
утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов …” (то есть
потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю
неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег – без манципации -было
еще недостаточно для возникновения права собственности.
Следует еще сказать, что передача
манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5-ти
свидетелей, весодержателя с весами и медью и т.д. Последнее указывает на то,
что обряд манципации возник до появления чеканной монеты – асса, но медь в
определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента.
Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем
времени, возникает связанный с ней спор о собственности.
Все другие вещи, даже и драгоценные,
переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на
условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.
Старый раб, как и старая лошадь
требовали – при переходе из рук в руки -манципации. Драгоценная ваза –
традиции. Первые две вещи относились в разряду орудий и средств производства;
по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности
римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь
были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной
собственности. И в этом все дело!
Что касается займа. Законы XII
таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и
пр., знают еще и так называемый нексум, то есть самозаклад должника. По
истечении законной просрочки платежа, кредитор волен арестовать должника и
заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни
кредитор выводит должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие,
сердобольные. согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид
займовой кабалы и называется в законах Таблиц уже знакомым нам словом
“нексум” – долговое обязательство под гарантию личной свободы.
Только в 326 году до н.э. законом
Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого
времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.
Помимо обязательств из договоров
Законы XII таблиц знают, конечно, и такие обязательства, которые возникают из
причинения вреда и противоправных действий вообще – воровства, потравы и пр.
Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте
преступления.
О семейном праве древнего Рима может
быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была
семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной
властью домовладыки, каким мог быть дед и отец. Члены римской патриархальной
семьи были друг другу агнатами.
Когнатическое родство возникало с
переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь
домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он
был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.
Когнатом становился и выделившийся (с
разрешения отца) из семьи сын и т.д.
Напротив, усыновленный, и тем
принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом – со всеми связанными с
тем правами, в том числе и на часть наследства.
Агнатическое родство имело
несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем
нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.
Издревле в Риме существовали три
формы бракозаключения: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие
свершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под
безграничную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме,
в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек
и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: “Где ты, Гай, там
найдешь и меня”. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в
манципационнои форме).
Специфической особенностью брака сине
ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три
дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок
давности.
Издержки на содержание семьи лежали,
естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не
воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его
собственностью.
Развод был доступен мужу при всех
формах брака, для жены только в браке сине ману.
После смерти домовладыки, имущество
семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание,
следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного
во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного
пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после
смерти отца.
Наследники могли, впрочем, не
делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.
Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей
истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание
римскому судебному процессу указанной поры – процессу легисакционному.
Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она
рисуется законами XII Таблиц.
Процесс этот состоял из двух стадий:
первая называлась ин юре, вторая – ин юдицио. Первая стадия была
Строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.
В первой стадии истец и ответчик
являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев
сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима.
Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого
данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной
формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму
залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в
виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим
защищал себя от сутяжников.
Для второй стадии процесса претор
назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и
обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия
легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал
стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были,
и выносил решение, Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации
древнейшее право Рима не знало.
С течением времени легиксакционный
процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором
решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для
возбуждения иска и его судейского разрешения.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Ману – мифический бог
Дхарма – закон образа жизни.
Паришад – совет царских сановников.
Полис – город-государство.
Эвпатриды – родовая знать.
Геоморы – простые земледельцы.
Демиурги – ремесленников.
Метеки – выходцы из других общин.
Совет пятисот (булэ) – постоянно действующий исполнительный
орган власти.
Герусия – совет старейшин.
Илоты – представители побежденных племен, превращенные
в
государственных
рабов.
Периэки – лично свободные, политическими правами не
пользовались.
Агер публикус – общественная земля.
Нексум – самозаклад должника.