Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать статью

  • Вид работы: Статья
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,28 kb

Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа

Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа

Р.М. Абакарова

Кавказ отличается особой сложностью этноконфессиональной структуры населения. Широкое распространение на Кавказе имеют мировые религии — ислам и христианство, однако в жизни кавказских народов продолжает сохранять сильное влияние традиционный институт «адат» как нравственный регулятор отношений как между субъектами внутри этноса, так и между представителями различных этносистем.

После распада СССР на Кавказе религия активно выступает важным, иногда определяющим фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов. Конфликтность и нестабильность региона во — многом связана с существенной спекуляцией религиозными мотивами в политических событиях. Длительное господство атеизма препятствовало объективному освящению этноконфессиональной ситуации, роли традиционных институтов в формировании этнокультурного менталитета. Без понимания роли религии и традиций в жизни народов Кавказа невозможно адекватно осмыслить происходящие там процессы. Исследование религии и традиций кавказских народов позволяет глубже вникнуть в духовный мир народа, показать особенности его этнопсихологии, под влиянием которых формируются внутри этнические и межэтнические отношения.

В общественном сознании у большинства народов Кавказа наблюдается неразрывное единство религии и традиций, то есть такой феномен как «двоеверие» (Двоеверие обосновано двумя причинами: во-первых: каноны ислама изложены на арабском языке, знание которого владеет абсолютное меньшинство, большинство же населения обращается к Аллаху на своём, большей частью фольклорном, языке; во-вторых: интерпретаторы религиозных принципов, рассказывают их с субъективной точки зрения, что обуславливает соответствующее восприятие и исполнение их), который характерен и для других этнокультур. В силу географических и исторических особенностей, канонические (истинные) ценности ислама и христианства распространялись только среди тех, кто мог читать и понимать смысл священных книг. Те же, кто знакомились с канонами религий опосредованно через священнослужителей, воспринимали и исполняли языческие ритуалы как часть религиозных канонов, что и есть, по сути, двоеверие. В домонотеистичесий период среди Кавказских народов отношения субъектов внутри этноса и между субъектами различных этносов регулировались нравственно-регулятивным институтом «Адат». Адат — это существующий на Кавказе естественно выработанный закон, регулирующий поведение по принципу «так всегда было» и поддерживаемый и контролируемый общественным мнением. Адат может быть представлен как институт обычного права. Адат рассматривается как область должного, реализующий себя в сущем как нравственный регулятор поведения субъектов этноса.

Адат трансформируется в шариат именно как нравственный регулятор взаимоотношений. Тем более что люди привыкшие веками жить по законам адата, не способны реализовать в привычной жизни абстрактные нормы религиозной морали. Насаждаемая из вне мусульманская мораль, не успев утвердиться, из-за короткого исторического времени, с завоеванием Россией Кавказа, потеряла свою жизнеспособность. Существует множество исторических примеров, когда, после пленения Шамиля, совет старейшин восстанавливал свои функции по рассмотрению дел по адату; в силу много вековой привычки.

Шариат как моральный, религиозный институт, перенял многие нравственные принципы из норм адата, но не включил их в область долженствования, то есть в заповеди. Моральные заповеди ислама, сформировавшиеся в определённом географическом и историческом пространстве, не достаточно функциональны в ином пространственно-временном пространстве. Так неодинаковы условия для исполнения, например хаджа — одного из пяти обязательных столпов, для мусульман Саудовской Аравии и мусульман Кавказа, что способствует возникновению «святых мест», где покоятся святые люди, что граничит с языческим обрядом идолопоклонства, при том, что в исламе, как и в христианстве, Бог един. Таким образом: моральные ценности ислама или христианства проходя путь от повествования до восприятия и исполнения большинством видоизменяются до состояния двоеверия.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://anthropology.ru

Похожие записи

Материализм и атеизм Белинского

Культурология

Кампанелла

Культурология

Непрошедшее время

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.