- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 35,53 kb
Экологическая культура нравственных отношений
Федеральное агентство по науке и образованию Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Факультет социально-политических наук
Кафедра социальных технологий
Реферат
«Экологическая культура нравственных отношений»
Выполнила
студентка группы СР-22
Катышева Е. А.
Проверил преподаватель
Воробьев Е.Б.
Ярославль, 2008 г.
Содержание
Введение
1 Сущность экологической культуры
2 Экологическая культура как мера цивилизованности общества
3 Нравственные основы формирования экологической культуры личности
3.1 Принципы экологического воспитания личности
3.2 Воспитание экологической культуры у студентов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Тема экологической культуры нравственных отношений, несомненно, носит очень актуальный характер.
В условиях, когда человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису, остро встала проблема экологической культуры личности.
Объектом данной исследовательской работы служит экологическая культура нравственных отношений.
Предметом данной работы является проблема воспитания экологической культуры у современного общества.
Целью данного реферата является изучение проблемы экологической культуры нравственных отношений.
Для решения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
· определить сущность понятия «экологическая культура»;
· определить экологическую культуру как меру цивилизованности общества;
· выделить нравственные основы формирования экологической культуры личности через выделение основных принципов экологического воспитания личности, а также через выяснения важности воспитания экологической культуры у студентов.
Так как проблема экологической культуры проблема сравнительно недавняя, то и литературы по данному вопросу не так много. Среди нее можно выделить книги по социальной экологии Горелова А.А.[1], Ситаровой В.А. и Пустовойтова В.В.[2], Банникова А.Г[3]. А так же статьи с Интернет-ресурсов Колосковой Н.[4] и Асафовой Е.В.[5] .
1 Сущность экологической культуры
Трем этапам развития общества в его отношении с природой соответствуют три этапа развития культуры[6]:
· мифологический этап целостной культуры;
· этап культуры, расщепленной на отдельны отрасли;
· этап по-новому целостной экологической культуры, в которой соединяются без потери специфики различные отрасли и типы культур.
Современный социальный мир, технократическая культура пришли в острый конфликт с природой, оказались неадекватны места человека в природе.
Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории, по причине хозяйственной деятельности человека, оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, что в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут «бить тревогу», чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.
Но, к большому сожалению, проблема «экологической культуры» ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.
Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры останется неясной.
Слово «культура» происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально обозначало «возделывание почвы». Позднее оно стало пониматься как «почитание богов», что подтверждает доставшееся нам в наследство слово «культ». И, действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, «культура» была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под «культурой» понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, «человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом»[7].
Культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, если не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна культурная коммуникация и межкультурное общение[8].
По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создает свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культура и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежащего каждой нации. Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры все-таки, как нам кажется, являются накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т.д.). Но, не смотря на это, все же существует нечто или некий общий конкретный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.
Слово «экология» греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos – понятие, учение. Таким образом, экология в буквальном переводе означает «учение о доме» или «учение о родине». Сам термин «экология» возник примерно в середине ХХ века. Он попал в большую науку благодаря немецкому биологу Э. Геккелю, издавшему в 1866 году труд «Всеобщая морфология организмов». В этом труде экологией названа наука об отношениях организмов и окружающей среды[9].
Возникшая в XIX столетии наука экология означала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. По-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожение многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела свое насущное значение[10].
Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже упоминавшийся нами процесс истощения и опустынивания земель привел к тому, что перед мировым сообществом встал вопрос выживания и сохранения человека как вида.
Дадим определение понятию экологическая культура. Экологическая культура – это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов.
Однако отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой. Человек – это одновременно и природное и социальное существо. Поэтому ему свойственны как природные, так и культурные формы проявления. В результате культура человека ведет, определяет его природу. Во всех самых естественных действиях человека как живого существа, – части биосферы: в еде, сне, в передвижении, в размножении, в поселении, – во всем отражается, проявляется степень овладения культурой, т.е. культурность человека. Причем, проявляясь, культурность меняет естественность, может выражать более ясно, полно, точно, а может искажать. Лишь гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, включает, развивает, глубоко отражает последнюю.
В процессе культурного изучения и отражения жизни происходит переход от целостного видения к «дробному». И в период наибольшей дробности, «мозаичности» в культуре возникает новая тенденция – постепенно совершается поворот от принципа раздельного видения жизни к принципу комплексного анализа, сосредоточенности на связях. Об этом повороте наиболее ярко свидетельствует возникновение в культуре экологии или экологического подхода к отражению действительности[11].
Суть обновления, вносимого экологическим проходом в культуру, заключается в переходе от анализа отдельно рассматриваемых явлений к анализу связей между явлениями, изучению явлений в их взаимосвязанности, взаимозависимости. На наших глазах происходит экологизация культуры, культура превращается в экологическую. Смысл этого перехода в выработке и использовании нового пути гармонизации жизни – социальной и биологической – через совершенствование связей между явлениями.
Нельзя не видеть, что первые сто лет развития экологии (начиная с Э.Геккеля) приходится на период «разобщенного знания». Неудивительно, поэтому, что с начала с экологические знания накапливались отдельно друг от друга в биологии, геологии, социологии и многих других наук. Стремление разобраться в воспроизводстве как отдельных «фрагментов» жизни (биологической и социальной), так и всей жизни в целом – биосоциального бытия – приводит к становлению современной экологии. Фрагменты экологического знания постепенно преобразуются в систему знания о процессе воспроизводства жизни, о гео-био-социальных условиях и механизмах воспроизводства жизни. Главным принципом, образующим из экологических фрагментов систему экологического знания, становится принцип взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимодополняемости всех форм и явлений жизни[12].
Таким образом, мы дали определение понятию экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.
2 Экологическая культура как мера цивилизованности общества
Очень правильной фразой в отношении экологической культуры является фраза: «Хочешь переделать мир – начни с себя». Именно она дает настрой на активную жизненную позицию.
В настоящее время проводится много тестирований, анкетирований и исследований уровня экологической культуры у различных слоев населения – школьников, студентов, преподавателей и др. Приведем данные из одного такого исследования. Оно было проведено среди детских библиотекарей города Москвы. Им раздали 40 анкет, из которых заполненными вернулись 17. Что уже само по себе показательно. Что-то помешало отнестись к анкетированию серьезно. Неужели то самое отсутствие экологической культуры или активной жизненной позиции? А может быть, вопросы анкеты показались сложными? Итак, рассмотрим полученные результаты[13].
На вопрос: «Вы считаете себя экологически культурным человеком?» из семнадцати опрошенных лишь девять считают – да. Ответы остальных носят нерешительный характер: скорее да, чем нет; недостаточно; возможно; отчасти; не слишком.
Это вполне объяснимо: критерии оценки (на данном этапе) практически отсутствуют. Наверное, этот вопрос должен был быть последним. Поскольку, ответив на все остальные, выявить уровень собственной экологической культуры было бы легче.
На вопрос «Часто ли Вы задумываетесь о проблемах экологии в повседневной жизни?» 13 респондентов ответили часто, не очень – 4. Двое не ответили.
На вопрос «Беспокоят ли Вас: экологическая безопасность Вашего жилища, экологическая чистота продуктов питания, культура потребления в целом?» все ответили утвердительно. Примечательно, что культура потребления волнует несколько меньше.
На вопрос «Волнуют ли Вас глобальные экологические проблемы?» большинство (12 человек) ответило, что да, четверо к ним равнодушны. Кстати, это те же респонденты, которые не задумываются об экологических проблемах в повседневной жизни. Один не ответил.
На вопрос «Важен ли для Вас уровень экологической культуры окружающих Вас людей?» все респонденты ответили положительно. Для многих экологическая культура является частью общей культуры человека.
На вопрос «Как Вы оцениваете (по каким признакам) уровень экологической культуры человека?» были даны следующие ответы: по поведению в доме, во дворе; по уровню экологических знаний и применению их в жизни; по чистоте своего рабочего места, уважительному отношению к окружающей среде; по желанию человека свести ущерб от своей деятельности к минимуму; по неравнодушному отношению к природе и по чистоте своего города; по элементарной чистоплотности и соблюдению личных санитарно-гигиенических норм.
На вопрос «Беспокоит ли Вас уровень собственной экологической культуры?» пятнадцать из опрошенных респондентов никакого беспокойства не испытывают. Четверо ощущают потребность в повышении уровня своей экологической культуры.
На вопрос «Что Вам необходимо для повышения своей экологической культуры?» все единодушно сетуют на отсутствие времени для самосовершенствования в этом направлении. Основным способом повысить уровень своей экологической культуры они считают просмотр телепередач и чтение литературы. В одной анкете упомянуты встречи со специалистами и лекции. Другие варианты отсутствуют. Данные ответы наводят на мысль о том, что респонденты не видят разницы между экологической культурой человека и экологической образованностью.
На вопрос «Привлекает ли Ваше внимание информация экологического характера в книгах и в периодических изданиях?» из ответов следует, что большей популярностью пользуются материалы из периодических изданий. Это и понятно. Они, как правило, посвящены самым «горячим» темам и помогают ориентироваться в современной экологической ситуации, решать насущные бытовые проблемы. Да и времени на их прочтение требуется меньше.
На вопрос «Прививаете ли Вы экологическую культуру своим домашним? Как Вы это делаете?» были даны следующие ответы: веду беседы; веду разъяснительную работу, застав «на месте преступления»; предлагаю интересную книгу или статью; воспитываю собственным примером. Также отмечена польза от совместного просмотра телевизионных программ.
На вопрос «Считаете ли Вы экологическую культуру одной из профессиональных черт библиотекаря?» был получен единодушный положительный ответ.
На вопрос «Экологическая культура – что это, по-вашему?» были даны ответы: знания по экологии. Неравнодушие к будущему. Не отравлять жизнь другим. Самокритичное отношение к себе. По мере сил сохранять природу. Пропаганда экологических знаний. Любовь к своей малой родине.
Итак, попробуем подвести итоги. Очень даже симпатичный с экологической точки зрения получился у нас библиотекарь: он неравнодушен к разного рода экологическим проблемам; занимается своим экологическим образованием; активно воспитывает экологически своих домашних; обращает внимание на экологическую культуру окружающих; старается бережно относиться к окружающей среде.
Ответы на последний вопрос дают представление о том, что каждый человек по-своему понимает, что такое экологическая культура. Однако если сложить все полученные ответы, то может получиться довольно простое и полное определение экологической культуры.
Итак, мы можем заметить, что в современном мире экологическая культура действительно становиться мерой нашей цивилизованности, а также очень важной частью общей культуры человека. Без знания экологической культуры, человек становится неполной личностью.
Так как же формируется экологическая культура личности. Попробуем разобраться в этом.
В нашей стране экологическая безопасность граждан России постоянно снижается. Это наиболее заметно проявляется в ухудшении качества среды обитания человека, ведущей к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда населения; а также в образовании новых обширных по территории зон экологического неблагополучия и бедствия, росте социальной напряженности в результате неблагополучной экологической обстановки. Поэтому в российском обществе на первый план выдвигается социальный заказ на формирование личности граждан, обладающих экологическим мышлением, нужными для этого индивидуальными качествами, установками сознания, определенным мировоззрением, т.е. имеющим современную экологическую культуру[15].
В образовательной сфере российской государственной политики экологическое образование выступает сегодня в качестве приоритетного направления средней и высшей школы и системы профессионального образования в целом.
Сохранение природных условий, пригодных для жизни человека, требует от него целостного мировосприятия действительности, приобщения к духовным и нравственно-этическим образцам жизнедеятельности в окружающей среде. Для этого необходимо самоопределение воли индивида и социума, направленное на коренную перестройку экологического мировоззрения людей, переоценку ценностей в области духовно-нравственной деятельности.
Образовательная система должна обеспечить постепенное внедрение в практику обучения нравственных ценностей экологического сознания. При этом целостность экологического образования должна быть осознана во всех параметрах процесса обучения – субъекте познания, учебном материале, формах и методах подачи знаний и организации образовательной среды, тесно связанной с социальным и природным окружением.
Практическая реализация предусматривает непрерывный характер экологического образования, начиная с дошкольных лет и завершая взрослыми годами, экологизацию образовательного процесса, реализацию межпредметных связей и использование разнообразных форм обучения с особым акцентом на практическую деятельность обучаемых. При этом следует учитывать, что нравственные идеи природосообразности в воспитании и образовании не являются для педагогики чем-то новым, они проходят красной нитью через все прогрессивные, гуманистические педагогические учения; соответственно экологические проблемы рассматривались как глубинные связи, зависимости, закономерности взаимодействия, как единство человека и природы.
3.1 Принципы экологического воспитания личности
Дадим определение понятию экологическое воспитание.
Экологическое воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней. По сути, это психолого-педагогический процесс, нацеленный на развитие у людей экологического стиля мышления, гуманного отношения к природе, активной жизненной позиции в борьбе за утверждение принципов разумной экологической деятельности[16].
Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и пищи – все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как изменяется среда обитания. Хорошо известна роль выступлений писателей, журналистов, ученых в освещении экологических проблем. Судьба Байкала и Арала, переброска стока рек и строительство АЭС, другие «болевые точки» взаимодействия общества и природы всколыхнули общественное мнение, стали катализатором развития экологического движения.
Формирование экологической культуры невозможно без общения человека с природой. Оно делает людей любознательнее, возвышеннее и добрее. Благодаря человеческой активности природа отражается в ощущениях, чувствах и мыслях. Это происходит в процессе постижения значения природы в жизни людей, когда в ходе экологического образования утверждаются мировоззренческие взгляды и убеждения.
Не менее важным каналом развития личности оказывается обращение к природе с целью удовлетворения потребности в «естественной красоте». Источнику формирования сострадания, сопереживания и сочувствия ко всему живому. И, наконец, необходимым фактором является экологическая деятельность человека. Его общественно полезный труд в мире природы, практика природопользования.
Основными принципами экологического образования и воспитания являются[17]:
· комплексность и междисциплинарный подход;
· систематичность и непрерывность изучения экологического материала;
· сочетание обучения с выходом в сферу практики;
· взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов;
· учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.
Конечно, экологическое воспитание должно проводиться с раннего детства. К основным институтам экологического воспитания личности следует отнести:
· семья;
· дошкольные учреждения;
· школа;
· начальная и средняя профессиональная школа;
· высшие учебные заведения;
· средства массовой информации.
Наибольший интерес для нас, разумеется, представляют высшие учебные заведения. Остановимся на них поподробнее.
3.2 Воспитание экологической культуры у студентов
Как уже отмечалось выше, особое значение имеет процесс формирования экологической культуры в период обучения в высшей школе. Для какой бы деятельности ни готовился специалист, он должен обладать экологической этикой и экологической культурой. И если передача знаний, умений, навыков – задача специалистов, то формирование отношения к природе, целей и мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности – задача всех педагогов. Поэтому экологизация образования рассматривается как важная современная тенденция в образовательных системах. Она предусматривает реализацию принципов преемственности, интегративности, междисциплинарности и проблемности[18].
Именно в стенах вуза студенты приобщаются к научно-исследовательской работе, к творческому поиску решения проблем в области окружающей среды. Учебно-исследовательская деятельность учащихся обеспечивает формирование всех компонентов экологической культуры. Следовательно, одним из педагогических условий, способствующих повышению экологической культуры студентов, будет поощрение междисциплинарных научно-исследовательских работ, имеющих экологическую направленность, а также проведение мероприятий по презентации экологических работ.
Несомненно, дополнительным педагогическим условием повышения экологической культуры учащихся будет создание экологической воспитывающей среды в университетском городке. Именно педагогическая среда оказывает большое влияние на поведение личности, т.е. на проявление не только внутренней, но и внешней экологической культуры. Экологизированная педагогическая среда является условием и средством формирования экологичной личности.
Другим условием формирования экологической культуры студентов является повышение экологической культуры преподавателей, предполагающее, в первую очередь, развитие способностей и умений экологизировать процесс преподавания. Высокая экологическая культура должна в недалеком будущем стать важным квалификационным критерием преподавателя вуза.
Попробуем определить основные направления по экологическому воспитанию студентов:
· формирование у специалиста современного научного мировоззрения, включающего оценку возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человечества;
· подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях;
· формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения экологического просвещения населения с участием вузов;
· понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности и ее результативное осуществление;
· представление о технических, экономических, организационных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем.
Теперь выделим средства достижения должного уровня экологического воспитания у студентов:
· приобщение студентов к конкретной экологической деятельности через организацию производственной, полевой и общественно-политической практики, экологических студенческих отрядов;
· расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования и экологического образования;
· осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;
· оказание студентам по месту жительства помощи в организации экологических мероприятий;
· включение в кафедральные планы научно-исследовательских работ тематики, связанной с экологией и природоохранной деятельностью, и вовлечение студентов в выполнение этих работ;
· внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов непрерывной экологической подготовки студентов, в том числе и экологической практики;
· создание и укрепление материальной базы для профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях.
Итак, для формирования экологически активной личности будущего специалиста необходимо более активно развивать ориентацию вузовского образования на междисциплинарную кооперацию знаний и на повышение качества экологической подготовки выпускников.
Выделим критерии экологической культуры студентов[19]:
· наличие фундаментальных экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами;
· сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе;
· выполнение научных исследований по экологической проблематике;
· понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа – человек – общество;
· практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений;
· постоянная потребность в общении с природой.
О высокой экологической культуре можно говорить, лишь при максимально возможном для каждой личности одновременном наличии всех или большинства предложенных показателей.
Таким образом, мы видим, что воспитание экологической культуры у учащихся высших учебных заведений является на сегодняшний момент очень важным и значимым, так как экологически воспитывая студентов, мы экологически воспитываем все общество.
Заключение
Итак, мы изучили понятие «экологическая культура нравственных отношений».
Экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.
В настоящее время проводится множество различных исследований о понимании обществом понятия «экологическая культура».
На основе проведенного среди детских библиотекарей города Москвы исследования, можно сделать вывод о том, что понимание экологической культуры у каждого свое, и понимание это довольно неполное, одностороннее. Однако, если соединить определения, данные респондентами, получится хорошее, полное и понятное определение экологической культуры.
Формирование экологической культуры должно основываться на нравственных началах.
К основным принципам экологического воспитания личности относятся:
· комплексность и междисциплинарный подход;
· систематичность и непрерывность изучения экологического материала;
· сочетание обучения с выходом в сферу практики;
· взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов;
· учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.
Особое место занимает экологическое воспитание студентов. К мероприятиям по данной деятельности следует отнести:
· приобщение студентов к научно-исследовательской работе, особенно на экологические темы;
· создание экологической воспитывающей среды в университетском городке;
· повышение экологической культуры преподавателей.
Итак, как мы выяснили, на данном этапе развития человеческого общества формирование у людей экологической культуры является важнейшей задачей, стоящей перед основными институтами экологического воспитания (семья, школа, высшие учебные заведения). Ведь именно благодаря формированию и развитию экологической культуры человечество будет продолжать жить и процветать.
Список использованной литературы
1. Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов // #”#_ftnref1″ name=”_ftn1″ title=””>[1] Горелов А.А. Социальная экология. – М.; Московский лицей, 2005.
[2] Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Высшая школа, 2000. [4] Колоскова Н. Мера нашей цивилизованности // Эколот // #”#_ftnref5″ name=”_ftn5″ title=””>[5] Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов // #”#_ftnref6″ name=”_ftn6″ title=””>[6] Горелов А.А. Социальная экология. М.; Московский лицей, 2005. С. 153. [7] Культурология в вопросах и ответах // под ред. Драча Г.Ц. Р-на-Д.: Феникс 1997. С. 185. [8] Там же. С. 186. [9] Культурология. История мировой культуры // под ред. Марковой А.Н. М.: Импульс, 2000. С. 8. [10] Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Высшая школа, 2000. С. 65. [11] Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 1983. С.29. [12] Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Высшая школа, 2000. С. 168. [13] Колоскова Н. Мера нашей цивилизованности // Эколот // #”#_ftnref14″ name=”_ftn14″ title=””>[14] Багин Д.В. Формирование экологической культуры технической интеллигенции // Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего: Материалы международной научной конференции, Улан-Удэ, 26-27 июня 2003 г.: В 3 ч. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2003.- Ч. I. С. 225-231. [15] Бодиева Н.Ф., Бодиев А.Б. Экологическая культура личности как основа практической природосберегающей деятельности современного общества // Энергосберегающие и природоохранные технологии (встреча на Байкале): Материалы II международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 20 – 25 августа 2003 г. Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сибирского государственного технологического университета, 2003. С. 379-386. [16] Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г. С. 114. [17] Там же. С. 125. [18]Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов // #”#_ftnref19″ name=”_ftn19″ title=””>[19] Там же.