- Вид работы: Отчет по практике
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,69 Кб
Экспонаты Алтайского государственного краеведческого музея, музея мира времени, музея истории литературы, искусства и культуры
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Географический факультет
Кафедра рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга
ОТЧЕТ
ПО учебной ПРАКТИКЕ
Выполнила студент (ка)
Шалимова Ю.И.
Руководитель практики
Игнатенко М.Н.
Барнаул 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
.1 История музея
.2 Экспонаты
. МУЗЕЙ МИР ВРЕМЕНИ
.1 История музея
.2 Экскурсии
. МУЗЕЙ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
.1 История музея
.2 Экспозиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Роль музеев в обществе должна исходить из понимания того, что музеи, как составная часть общемировой культуры, хранят, изучают, экспонируют подлинные экспонаты – свидетели жизнедеятельности человека, его духовной и материальной культуры.
Культурное наследие народов, сохраняясь и накапливаясь в музеях, служит для удовлетворения социальных потребностей человека, таких, как память, системное изучение истории, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм и т.д.
Современное понимание музея, как собрание и демонстрация культурных и исторических ценностей, тесно связана с его экспозиционно-выставочной работой. Умение правильно преподнести информацию, стало таким же важным аспектом в музейной работе, как и сохранение экспонатов.
Экспозиция – это совокупность всей научной деятельности музея, представленная в виде конечного результата изучения той или иной темы.
Цель учебной практики заключается в изучении и ознакомится с экспонатами музеев: АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ; МУЗЕМ МИРА ВРЕМЕНИ; МУЗЕЯ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ.
1. АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
1.1 История музея
Среди музеев Сибири Алтайский государственный краеведческий музей является одним из старейших. К 100-летию горно-заводского производства на Алтае в 1823 г. в г. Барнауле был основан ведомственный "Горный музей".
Инициаторами создания музея были инженер, изобретатель, начальник округа Колывано-Воскресенских заводов П.К.Фролов (1775-1839) и доктор медицины, натуралист, исследователь Алтая Ф.В. Геблер (1782-1850). Именно они положили начало формированию историко-технической и естественно-научной коллекции музея.
К открытию музея уже были сформированы модельная, минералогическая, зоологическая, нумизматическая коллекции, собрания этнографических и археологических редкостей – «свидетельства мастерства сибирских народностей». Формирование этнографического собрания было начато задолго до его создания и связано с именем одного из основателей – П.К. Фролова, страстного собирателя древностей.
В первой музейной экспозиции были представлены модели горных машин и механизмов, археологическая, этнографическая, зоологическая коллекции, минералогический кабинет. К. Ледебур, профессор Дерптского университета, после посещения Барнаула в 1826 г. описал музейную экспозицию, отмечая наличие предметов обихода различных сибирских народностей, как-то: оружие, утварь, костюмы и снаряжение шаманов.. О первой коллекции дает представление и основатель музея Ф.В. Геблер:…часть Музеума содержит одеяния, украшения, оружие, инструменты, посуду и идолов различных народов Сибири и Северной Америки…. Подтверждают этот факт многочисленные музейные каталоги. Раздел каталога Этнографическая часть Барнаульского кабинета, составленный в 1836 г., насчитывал около 100 предметов быта и культуры коренного населения Сибири, Китая и Северной Америки.
В XIX в. музей посетили К.Ледебур, А. фон Гумбольдт, П.П. Семенов-Тян-Шанский, А. Брем и другие известные ученые и путешественники. На Антропологической выставке (1879) в Москве музейная Коллекция древностей из Сибири была удостоена серебряной медали.
В 1907 г. археологическая, этнографическая и большая часть модельной коллекции были переданы в Императорский Томский университет и Томский технологический институт. Важную роль в этот период жизни музея сыграл Алтайский подотдел Русского географического общества. В 1911-13 гг. сохранившиеся коллекции и библиотека Горного музея были объединены с коллекциями, собранными членами Алтайского подотдела РГО.
С 1915 г. музей располагается в здании бывшей Главной химической лаборатории Алтайского округа (архитекторы Я.Н. Попов, И.М. Злобин, середина XIX в.). В 1920 г. музей был открыт для публичного посещения.
Современное фондовое собрание, насчитывающее более 150 тыс. ед. хранения, отражает историю региона, его природные богатства с древнейших времен до современности. Основу музейного фонда составляют коллекции по истории горного дела XVIII – XIX вв., включающие раритеты российского уровня: модель паро-атмосферной машины И.И. Ползунова, макет Змеиногорского рудника – Змеевой горы, модель чеканного станка Сузунского монетного двора с набором чеканов, выполненные для музея по заказу П.К.Фролова в 1825-27 гг.; минералогическую коллекцию; книги из библиотек Колывано-Воскресенских заводов с автографами крупнейших европейских исследователей, картографический материал.
Подлинным украшением музейного собрания являются книги из библиотек Колывано-Воскресенских заводов XVIII – XIX вв.: Действующий травник и лечебник (1720), Руководство врачебное (1760), труды исследователей Алтая П.С.Палласа, Г.М. Ренованца, К.Ф. Ледебура, Ф.В. Геблера.
Коллекции по истории Колыванского камнерезного завода им. И.И. Ползунова, одного из центров русского камнерезного дела на Алтае XIX в., включают чашу для полагания трав из серого порфира (1815), вазу из темно – фиолетового порфира, выполненную к 150-летию завода (1952). Археологическая коллекция представлена памятниками древней истории Алтая от палеолита до средневековья. Яркий образ многонационального Алтая создает этнографическая коллекция, включающая материалы традиционной культуры алтайского, мордовского, русского, украинского, немецкого и других народов края. Более 20 тыс. ед. хранения насчитывает фотофонд. Ежегодные историко-бытовые и этнографические экспедиции способствуют пополнению фондовых коллекций.
1.2 Экспонаты
Коллекция Алтайского государственного краеведческого музея пополнилась настенными часами с маятником и боем 1962 года выпуска Орловского часового завода. Часы передал в дар музею Привалов Роман Витальевич, житель г. Барнаула, которые принадлежали его деду Коровину Виктору Анатольевичу (1922-1997), заместителю директора по кадрам ТЭЦ-2 г. Барнаула.
Коллекция декоративно-прикладного искусства пополнилась изделием алтайского мастера – резчика по дереву Безденежных Юрия Николаевича. Утица с черпачками вырезана из липы, которая была привезена из Троицкого района и просушивалась 15 лет. Декор «Утицы» выполнен в технике «кудринская резьба».
Фонды музея пополнились изделиями из серебра начала ХХ в. Комплект столового серебра, солонку и кубок передала в дар музею Иваново Людмила Николаевна, доктор медицинских наук, академик РАН, проживающая в г. Новосибирске. Предметы принадлежали семье ее деда – Игнатьева Ионы Григорьевича (1855-1911), барнаульского и второй гильдии бийского купца, активно развивавшего торговые отношения между Алтаем и Монголией. Кубок был подарком на 25-летие со дня свадьбы дедушки и бабушки сдатчицы.
Музейная коллекция Алтайского государственного краеведческого музея пополнилась новым экспонатом – доспехом тюркского воина (реконструкция), который поражает высоким мастерством исполнения.
Тюрки – древний кочевой народ, сформировавшаяся на территории Алтая и степях Азии в I тыс. до н. э. Наряду с земледелием, они традиционно занимались также кочевым скотоводством. Воинственные племена тюрков, на протяжении многих веков стремившиеся к грабежу и покорению соседних народов, являлись создателями специфической кочевой армии, противостоять которой не могло ни одно государство того времени. Поэтому в VI веке на Алтае формируется первое кочевое государство – Тюрский каганат.
Автором доспеха является Виктор Григорьевич Замятин, который занимается художественной обработкой металла с 1989 года. Своеобразие доспеха в том, что в нем синтезированы историческая правда и современное творческое осмысление. В 2011 году В.Г. Замятин удостоен звания народного мастера Алтайского края.
Швейная машина "Зингер". В Международный день музея – 18 мая 2011 года, жительница г. Барнаула, Марина Георгиевна Степанова, передала в дар музею, семейную реликвию – швейную машину фирмы "Зингер", конца XIX века.
Телега. Середина XX века. Дар Кобзева Сергея Михайловича, коллекционера, жителя г. Барнаула. Красный сарафан и пояс. 1920-е гг. Дар Елисейкиной Ефросиньи Васильевны, жительницы г. Барнаула. Документы времен Великой Отечественной Войны. Дар Вялых Олега Леонидовича, жителя г. Барнаула. Кувшин. Кедр. Резьба в стиле "Татьянка". В музей передал автор Маняхин Николай Федорович, 1955 г.р., житель г. Барнаула.
Череп бизона с рогами.
Найден на берегу р. Чарыш на границе Чарышского и Усть-Калманского районов у воды в глинистом слое. Передан в музей в апреле 2010 г. жителем г. Барнаула – Кравченко Валерием Егоровичем.
Бульотка начала 20 века.
Дар от жителя г. Барнаула Чепурнова Виктора Михайловича.
2. МУЗЕЙ МИР ВРЕМЕНИ
2.1 История музея
Основан музей 5 ноября 2008 года в Барнауле по инициативе Сергея Валерьевича Корепанова, кандидата медицинских наук, врача фитотерапевта, руководителя Алтайского краевого фитоцентра «Алфит». Однако медицинская тема не является приоритетной в музейной коллекции.
Экспонаты музея не ограничены ни временем, ни географией. В коллекции легко уживаются экспонаты с историей в триста миллионов лет с предметами более поздних эпох из разных стран.
Музей не похож на другие. В нем три отдела. Первый – непосредственно выставочный зал. Второй – библиотека, где можно ознакомиться и даже прочесть книги 18-19 веков. Третий – "лавка древности", где любой посетитель может обменять, купить или продать что-нибудь из старинных вещей. Музей рад приобрести у посетителей раритетные вещи, будь то старинный самовар, доставшийся по наследству от бабушки, или поздравительная открытка начала ХХ века.
Кроме того, все посетители музея получат на память сертификат с печатью, удостоверяющий, что его владелец был здесь на экскурсии и познакомился с экспонатами. Вниманию желающих окунуться в мир древности в музее представлены старинные меры веса и длины, по которым можно узнать, что такое "от горшка два вершка" и "мал золотник, да дорог". Есть даже весы времен Екатерины II, старинные бутыли, самовары разной формы и времени изготовления. Отдельно располагается экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Здесь можно увидить и полевую сумку, и боевой кинжал немецкого солдата, и траурную "похоронку". Представлен здесь и "трофейный" рояль, который предстоит отреставрировать, как и многие другие экспонаты, а также оценить их возраст и узнать предназначение.
2.2 Экскурсии
КАЛЕЙДОСКОП ВРЕМЕНИ
Обзорная экскурсия «Калейдоскоп времени» – это стремительное путешествие от каменного скребка и бронзового кинжала до титанового шлема советского спецназовца. Посетители знакомятся с наиболее интересными экспонатами и получают общее представление о разделах постоянной экспозиции. Обзорная экскурсия позволит выбрать раздел, особенно интересующий посетителя.
ЗАГАДОЧНЫЕ И НЕОБЫЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Каждый предмет имеет свое назначение. Но со временем условия жизни, привычки и вкусы меняются, а самые необходимые вещи выходят из обихода, забываются. Многие предметы древнего мира ставят в тупик даже самых знающих историков, – и это замечательно! Без таких загадок – больших и маленьких – жить неинтересно.
О ЧЁМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ИКОНА И СТАРИННАЯ КНИГА
Откуда и когда на Русь пришла икона. Символика русской иконы. Основные цвета. Техника изготовления. Храмовые и домовые иконы. Мастерская художника-иконописца.
РУССКАЯ СИСТЕМА МЕР
Формирование системы мер объема, веса и длины в Европе и в России. Необходимость единообразия. Эталон и копии. Символика и клейма в системе мер. Поверочные палатки. Государевы указы и наказания за их нарушение. Введение в России европейской метрической системы. Пропаганда новой системы мер в СССР.
Самовар считают русским изобретением. Но его прообразом стали «хо-го» и «цибати» – китайские и японские сосуды для кипячения. В XVIII веке самовар был предметом роскоши и украшением дома. Изготовление самоваров было сложной ручной работой, их продавали на вес. Но технологии совершенствовались, цены снижались, а спрос на самовары неуклонно рос. Появились самовары-кухни, самовары портативные и детские, самовары угольные, керосиновые, спиртовые и электрические. Многие самоварные мастерские становились фабриками. В советское время былое разнообразие форм и объемов исчезло.
ПАРФЮМ: О ЗАПАХАХ И АРОМАТАХ
Человек пользовался благовониями с древнейших времен. Разнообразные пахучие вещества – органические и неорганические – везли из далеких стран и продавали на вес золота. Сначала их использовали каждое по отдельности, затем научились делать вытяжки и эссенции, закреплять ароматы в других веществах и составлять из них сложные композиции. В начале позапрошлого века парфюмерия превратилась в отрасль промышленности. Посетителям расскажут о духах и одеколонах, о мужских и женских ароматах, о предпочтениях разных социальных групп, о первых русских парфюмерах, о парфюмерных магазинах, о рекламе парфюмерных товаров.
ФОТОГРАФИЯ. ИСТОРИЯ СЕМЬИ, ИСТОРИЯ ЭПОХИ
От дагерротипа к современной фотографии. Первые фотографические студии. Фотография как искусство. Влияние портретной миниатюры. Композиция и цветовое решение. Стереоскопические фотографии. Фотоаппарат в путешествии, в астрономической обсерватории, в разведке, в военном деле. Бытовая фотография: от хобби энтузиастов к массовому увлечению.
3. МУЗЕЙ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
3.1 История музея
музей алтай коллекция краеведческий
Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая основан 8 сентября 1989 г. в Барнауле на базе литературно-художественных коллекций Алтайского краевого краеведческого музея. Возникновению музея способствовали ученые и деятели культуры Алтая, России, русского Зарубежья, в том числе: музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке (США); художники Л.Р. Цесюлевич и И.Р. Рудзите (Барнаул); сестры Л.С. и М.С. Митусовы (С.-Петербург); кинорежиссеры, общественные деятели Р.А. и Ю.В. Григорьевы; литературовед А.А. Макаров (Москва); ведущие ученые университетов края. Цель нового музея была сформулирована тогда же – показать место и значение Алтая в мировом культурно-историческом развитии и формировании российской духовности.
С момента рождения до 1992 г. музей располагался на площадях Алтайского государственного краеведческого музея и вел активную деятельность: работала постоянная экспозиция на базе мемориального фонда писателя, актера и кинорежиссера В.М. Шукшина и фонда семьи художника и мыслителя Н.К. Рериха; проводились научно-практические конференции, в том числе международные; реализовывались выставочные и историко-культурные проекты. В октябре 1991 г. распоряжением администрации Алтайского края музею было передано в пользование здание особняка золотопромышленника Е.П. Олоровского (1-я пол. XIX в.) – дворянская усадьба городского типа, по адресу ул. Л. Толстого, 2. 29 мая 1992 г. музей впервые открыл свои двери в новом здании и принял посетителей.
Возможность ведения музейной работы в полном объеме активизировала, в том числе комплектование фондовых коллекций и собраний – в 1990-е годы музейные хранилища пополняются крупными фондами, среди которых: личные фонды знаменитого сибирского писателя Г.Д. Гребенщикова, российско-немецкого поэта и педагога Э.Э. Каценштейна, литературоведа и литературного критика Н.Н. Яновского, писателя-фронтовика А.П. Соболева, актеров и театральных деятелей В.В. Познанского и Д.Г. Паротикова, композиторов А.В. Анохина и К.К. Княгинина, музыкантов-исполнителей Е.М. Каца и В.М. Бубновича, киноактрисы Е.Ф. Савиновой, художников Б.М. Астахова и А.Г. Вагина, радиожурналиста В.С. Серебряного и многих других деятелей культуры. Значительны тематические собрания по истории алтайских театров, музыкальной культуре, литературному и художественному творчеству Алтая, коллекции театрального костюма, художественной открытки, деревянной и литой иконы, рукописной и старопечатной книги, книжной графики, этнографических материалов.
Многие музейные предметы уникальны. Среди наиболее ценных материалов музейного фонда можно выделить: документы и личные вещи членов семьи Н.К. Рериха, материалы о творчестве В.М. Шукшина, рукописи и эпистолярное наследие Г.Д. Гребенщикова, автографы Ф.И. Шаляпина и Г.Н. Потанина, театральные афиши начала XX века на шелке, редкие музыкальные инструменты. На 1 октября 2009 года общий объем музейных собраний составил 62 105 единиц хранения основного и научно-вспомогательного фонда и продолжает активно расти.
3.2 Экспозиции
Экспозиция «Культура древних народов Алтая»
Мифологические представления о легендарных кочевниках Алтая, названных ещё в IV веке до н.э. древнегреческим учёным Геродотом «стерегущими золото грифами», приобрели современное звучание благодаря трудам археолога С.И. Руденко. В 1929-1954 гг. на Алтае он вскрыл серию захоронений скифских царей – курганов, находки из которых принесли Алтаю мировую славу. Хранящиеся в музее материалы экспедиции С.И. Руденко, часть подлинных находок из Пазырыкских курганов и кадры уникальной кинохроники, запечатлевшей раскопки, позволяют познакомиться с культурными особенностями древнего народа, обитавшего на территории Алтая.
Экспозиция «Золотая давность Барнаула»
Рассказывает об общественно-культурной жизни горного города XVIII-нач. XX вв. Здесь представлено театральное искусство прошлых веков в костюмах и афишах, музыкальная культура в старинных инструментах.
Экспозиция «Литературное наследие Алтая»
Отражает творческий вклад писателей отечественной литературы и искусства. Экспозиция построена на ценных рукописях, редких фотодокументах, коллекции изданий книг, мемориальных вещах, хранящих частицу души нашего выдающихся писателей Алтая.
Экспозиция «Из истории православия на Алтае. XVIII-XX вв.»
Отражает историю деятельности Алтайской духовной миссии и открывает много самостоятельных тем, таких как тайна русской иконы, образ Богородицы, сибирские старопечатные книги. Здесь вы сможете увидеть большое количество икон, выполненных разными мастерами, другие ритуальные атрибуты: кадил, подручник, священная плащаница, дошедшая до нас в виде элементов театрального костюма. Особое внимание привлекают церковные старопечатные и рукописные книги. Все книги имеют не только церковную, но и историческую ценность.
Экспозиция «Алтай в отечественном киноискусстве»
Экспозиция раскрывает наиболее интересные и памятные страницы истории кино на Алтае: появление первых синематографов, съёмки фильмов на Алтае. Здесь вы можете увидеть материалы о творчестве наших земляков: кинорежиссёров И.А. Пырьева, Н.И. Лырчикова, В.М. Шукшина; киноартистов Е.Ф. Савиновой, А.З. Ванина, Н.Н. Усатовой, В.С. Золотухина.
Экспозиция «Деятели мировой культуры на Алтае. Г.Д. Гребенщиков. Н.К. Рерих» Посетив эту экспозицию, вы можете узнать о жизни и творчестве удивительного писателя-сибиряка, журналиста, общественного деятеля Георгия Дмитриевича Гребенщикова, а также – о жизни и творчестве выдающейся семьи России – Рерихов.
Экспозиция «Музыкальная культура Барнаула. Конец XVIII – начало XXIвв.»
История развития музыкальной культуры Барнаула представлена в документах и фотографиях, музыкальных инструментах. Экспозицию составляют материалы личных фондов деятелей музыкальной культуры: В.М. Бубновича, С.В. Голубкова, Е.М. Каца, К.К. Княгинина, З.Б. Гутчина, Е.З. Гутчина, О.Б. Иванова и др.
Экспозиция «Белый зал – мир искусств»
Белый зал – «сердце» музея. Нарядное убранство Белого зала с великолепной аркадой дорического ордера на тумбах-пьедесталах не имеют аналогов в нашем городе. Старинные музыкальные инструменты – не только украшение Белого зала, но и полноценные участники историко-культурных мероприятий. Помимо экскурсий здесь проходят концертные программы, научные конференции, художественные выставки, балы, встречи с деятелями культуры и искусства Алтая и России.
Экспозиция «Театральный зал»
Экспозиция посвящена художникам театра, или, как в наше время их принято называть – сценографам. Эскизы декораций, театральные куклы, макеты сценического оформления спектаклей, образцы сценического костюма, афиши – все это помогает погрузиться в творческую лабораторию их создателей. Представлено творчество замечательных мастеров барнаульских театров: Б.М. Астахова, А.Н. Бердыченко, В.И. Болгова, Е.В. Гуры, С.В. Дыкова, А.В. Кулакова, К.Ф. Попова, Б.А. Щербакова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несомненно, город Барнаул можно считать культурной столицей Алтайского края. Все музеи, представленные в этой работе, несут определенную значимость в образовательной деятельности Алтайского края.
Музейный фонд города Барнаула с уверенностью можно отнести к богатому наследию вековой истории, ведь данные объекты, безусловно, являются памятниками культуры и искусства на Алтае. Все экспонаты и коллекции в музеях города Барнаула несут в себе все чувства и эмоции людей, живших ещё нескольких веков назад. Все коллекции собирались, огромный период времени, ещё с давних времен и до наших лет.
Определенно представленные в этой работе музеи можно считать очень важными объектами туристского показателя в городе Барнауле. Они являются культурно-историческим наследием не только в Алтайском крае, но и в России в целом.