- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,69 Кб
Экспозиция Кунсткамеры
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра гостиничного и ресторанного бизнеса
Контрольная работа по дисциплине
История и культура Санкт-Петербурга
Выполнил: Кудрявцев Г.С.
студент 2 курса специальность
группа_Сз-1401
Преподаватель:
Чистякова Екатерина Владимировна
Санкт-Петербург – 2016
ВВЕДЕНИЕ
Когда речь заходит о Кунсткамере, то первая возникающая ассоциация у современного человека, что это коллекция чего-то аномального, собрание «уродов», или «монстров». Не таким было восприятие музея на Васильевском острове человеком XVIII в. Для него это было прежде всего собрание редкостей, но редкостей не только как нечасто встречающегося или действительно аномального, но и того, что является нормальным развитием природы, но спрятано от глаз человека. И эти тайны природы, скрытые в земных недрах, в лесах и полях, на дне морей и океанов, в мириадах звезд над головой и даже в нашем собственном теле раскрывались перед посетителем Кунсткамеры. Музей оказывался не только собранием предметов, но и вместилищем знаний человека о мире и о нем самом. Всё это: и музейные экспонаты, и ранее неведомая простому русскому человеку наука, и даже инструменты, которыми добываются новые знания, – всё было собрано в одном специально построенном здании, которое и сейчас сохраняет свое название – Кунсткамера.
ИСТОРИЯ КУНСТКАМЕРЫ
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) – один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.
Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Академии наук, большинством историков принято считать 1714 год. Указа об основании Кунсткамеры не обнаружено, его, по-видимому, и не существовало. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу.
В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 г. впервые были показаны посетителям. Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально "надсмотрителем редкостей и натуралиев" Иоганну Шумахеру.
Эта дата, 1714 г., названа и И.Д. Шумахером (секретарем Академии наук и директором Кунсткамеры и Библиотеки в 1724-1761 гг.) в книге «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук…» (издание 1744 г.): «Библиотека и Кунсткамера учреждены в 1714 году, а в 1724 присоединены к Академии Наук».
Еще раньше, начиная с 1704 г. Петром I был издан ряд указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.), положивших начала собиранию коллекций для будущего музея. Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарском приказе в Москве.
Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство (1718-1727 гг.) специального здания для музея. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, здание это соседствовало с наиболее важными постройками столицы – зданием «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Здание Кунсткамеры по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук.
Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28 января (8 февраля) 1724 г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.
Передача первого русского музея в ведение Академии наук сыграла в его судьбе решающую роль. Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.
Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них М.В. Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.
В указах Петра I 1718 г. предписывалось сдавать за плату в Петербургскую Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».
Эти указы сыграли чрезвычайно важную роль в формировании коллекций Кунсткамеры, а позже Музея антропологии и этнографии – на протяжении более двух столетий сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими путешественниками, мореплавателями. В том числе, в различные регионы России были посланы специальные Академические экспедиции для сбора коллекций.
Формирование этнографических фондов музея в XVIII – начале XIX вв. связано с именами И.И. Георги, И.А. Гильденштедта, И.Г. и С.Г. Гмелиных, С.П. Крашенинникова, Г.И. Лангсдорфа, И.И. Лепехина, Ю.Ф. Лисянского, Ф.П. Литке, Д.Г. Мессер-шмидта, Г.Ф. Миллера, Н.Я. Озерецковского, П.С. Палласа, И.П. Фалька и др. В XIX – XX вв. в МАЭ поступили коллекции от И.Ф. Крузенштерна, И.Г. Вознесенского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.В. Юнкера, А.Л. Ященко, А.М. Манизера, Л.А. и А.М. Мервартов, П.К. Козлова, В.К. Арсеньева, Н.С. Гумилева и многих других. Кроме того, в состав коллекций Кунсткамеры вошли и собрания ряда известных европейских путешественников Дж. Кука, И.Ф. ван Овермеера-Фишера, Ф.Ф. фон Зибольда, Л.Фробениуса и др. В Кунсткамеру, а позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции собранные российскими дипломатами в разных частях мира.
В 30-е годы XIX в. на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. 5 декабря 1878 по предложению директора Этнографического музея академика А.А. Шифнера и директора Анатомического музея академика К.М. Бэра физико-математическое отделение Академии наук постановило учредить Музей антропологии и этнографии, что 10 ноября 1879 г. и было утверждено постановлением Государственного Совета. Таким образом, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, большая часть которых создавалась в 1870-1910 гг., но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.
В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.
Годы, предшествующие 200-летнему юбилею Кунсткамеры в 1914 г. были, несомненно, «золотым веком» в истории Музея антропологии и этнографии. В два раза увеличились экспозиционные площади, были созданы новые экспозиции музея, существенно вырос его бюджет. В 1909 г. при МАЭ был создан Попечительский совет из богатых и влиятельных лиц, на деньги которых был организован ряд экспедиций для пополнения коллекций (на Цейлон, в Индию; в Аргентину, Бразилию и Парагвай, в Абиссинию и пр.). За 20 лет, с 1894 по 1914 гг. этнографические коллекции МАЭ выросли почти на 100 тыс. единиц хранения. В ходе юбилейных торжеств Музей посетил император Николай II, члены Сената и Государственного совета.
Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и интересных в мире. Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов, отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и являются частью культурного достояния всего человечества.
С Музеем связана научная деятельность таких выдающихся отечественных исследователей XIX в., как основоположник российской и европейской антропологии академик К.М. Бэр, путешественник, ученый, общественный деятель Н.Н. Миклухо-Маклай (традиционные культуры Австралии, Океании). В стенах МАЭ сформировались отечественные научные школы, связанные с именами и творческим наследием таких ученых, как И.И. Зарубин (среднеазиатские исследования), Н.В. Кюнер (традиционная культура народов Восточной Азии), Р.Ф. Бартон (Филиппины), Л.И. Лавров (кавказоведение) Д.А. Ольдерогге (африканистика), Ю.В. Кнорозов (дешифровка древних письменностей Южной Америки). Трудно переоценить роль таких выдающихся этнографов-сибиреведов, как Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон, в становлении не только отечественного сибиреведения, но и мировой этнографической науки в целом. Особая роль в развитии отдела археологии МАЭ и формировании его коллекционного фонда принадлежит выдающимся ученым-археологам России – П.П. Ефименко и С.Н. Замятнину.
На всем протяжении своей истории Музей занимал в структуре Академии наук особое место. Среди людей, руководивших Музеем в различные годы, были выдающиеся ученые: естествоиспытатель, зоолог, путешественник академик Л.И. Шренк, Естествоиспытатели академики П.С. Паллас, С.Г. Гмелин, Н.Я. Озерецковский, востоковеды и историки академики В.В. Бартольд, Б.А. Дорн, В.В. Радлов, В.В. Струве, А.А. Шифнер, африканист, член-корреспондент АН СССР Д.А. Ольдерогге, языковеды академики Е.Ф. Карский и И.И. Мещанинов.
В 1933 г. Президиум АН СССР принял решение о создании на базе Музея антропологии и этнографии научно-исследовательского Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР). В годы Второй мировой войны в связи с остро ощущавшейся потребностью оперативного получения аналитических материалов по народам, оказавшимся вовлеченными в зону стратегических интересов и боевых действий Советской армии, в Москве в 1943 г. было создано головное подразделение ИЭА АН СССР, а Музей стал Ленинградской частью этого института.
В 1992 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением в составе Отделения истории РАН (ныне Историко-филологическое отделение РАН).
Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
ЭКСПОЗИЦИИ КУНСТКАМЕРЫ
1.Северная Америка
Экспозиция «Северная Америка» – это путешествие с севера на юг, от Аляски до Калифорнии. Она открывает нам красоту традиционной культуры американских индейцев первой половины XIX века.
Байдарки и поворотные гарпуны, ступательные лыжи и снежные жилища, нарты и меховые парки (изделия эскимосов и алеутов – великих морских охотников Арктики) позволяют познакомиться с культурой народов самого северного региона планеты и удивиться достижениям арктической цивилизации.
Особая гордость музея – алеутские деревянные головные уборы для морской охоты; замшевая одежда атапасков, украшенная вышивкой из игл дикобраза; предметы из снаряжения тлинкитских воинов и атрибуты тлинкитских шаманов; ритуальные костюмы из перьев птиц и плетеные корзины калифорнийских индейцев; керамика и ткани пуэбло.
Увлекая нас вглубь континента, экспозиция знакомит с культурами индейцев Равнин и ирокезов района Великих Озер, индейцев пуэбло юго-запада США и индейцев Калифорнии.
2.История здания Кунсткамеры
Экспозиция рассказывает об истории и архитектурном облике здания Кунсткамеры.
Здание для Кунсткамеры Петр I решил построить в центре основанного в 1703 г. Санкт-Петербурга. Оно стало первым каменным общественным зданием новой столицы и вторым в Европе, построенным специально для музея. Выбор места для постройки, по преданию, был сделан самим Петром I, внимание которого привлекла сосна на берегу Невы с причудливо вросшими в ствол ветвями. Необычные части дерева передали в Кунсткамеру, а на его месте в июле 1718 г. заложили фундамент Музея. Портрет основателя Музея Петра I и фрагмент сосны представлены на экспозиции.
Здание Кунсткамеры объединило в единый комплекс библиотеку, коллекции, анатомический театр и астрономическую обсерваторию, создав основу Академии наук, учрежденную Петром I в 1724 г. Рассмотреть особенности внутренней архитектуры здания, его интерьеры и даже некоторые экспонаты можно на макете, созданном по источникам XVIII века и представляющем в разрезе этот архитектурный памятник.
Многочисленные гравюры и фотографии вместе с динамичной электронной презентацией представляют трехсотлетнюю историю здания Кунсткамеры – уникального памятника архитектуры XVIII века эпохи петровского барокко.
Экспозиция расположена в небольшом зале исторического здания Кунсткамеры, который является важной частью экспозиции. Его своды богато украшены декоративной лепниной XVIII века, сохранившейся со времени, когда здесь располагался мюнц-кабинет с коллекцией монет и медалей.
3.Япония
На экспозиции, посвященной традиционной культуре японцев,- коллекции орудий сельского хозяйства и рыболовства, образцы инструментов и предметов для производства шелка. Макеты традиционного жилища дают представление о функциональности и эстетике японского дома. Широко представлены произведения японских ремесленников.
Интересны экспонаты, относящиеся к традиционным праздникам мальчиков и девочек, образцы традиционной одежды, принадлежности чайной церемонии, маски и другие атрибуты японского театра (но, кабуки, кагура), предметы культа основных для Японии религий – синтоизма и буддизма. Большую ценность имеет собрание старинных доспехов и холодного оружия самураев.
Экспонируются также коллекции по культуре айнов, потомков древнейшего населения японского архипелага.
На экспозиции, посвященной традиционной культуре японцев,- коллекции орудий сельского хозяйства и рыболовства, образцы инструментов и предметов для производства шелка. Макеты традиционного жилища дают представление о функциональности и эстетике японского дома. Широко представлены произведения японских ремесленников.
Интересны экспонаты, относящиеся к традиционным праздникам мальчиков и девочек, образцы традиционной одежды, принадлежности чайной церемонии, маски и другие атрибуты японского театра (но, кабуки, кагура), предметы культа основных для Японии религий – синтоизма и буддизма. Большую ценность имеет собрание старинных доспехов и холодного оружия самураев.
Экспонируются также коллекции по культуре айнов, потомков древнейшего населения японского архипелага.
4.Зал анатомического театра
В центральном круглом зале петербургской Кунсткамеры располагался анатомический театр. Анатомия, раньше слывшая опасной и греховной, с XVI в. в Европе входила в моду. Дело в том, что христианская церковь запрещала вскрывать мертвые тела. Их старались сохранить такими, какими они были при жизни, потому что верили в воскрешение после смерти. И вот затем, благодаря анатомии, можно было узнать, как же устроено человеческое тело.
В Европе каждый правитель, считавший себя просвещенным, имел придворного анатома. Увлечения новой наукой не избежал и Петр I. После его поездки за границу в конце XVII в. в России появились анатомические театры. Первый из них открыли по указу царя в Москве при госпитале. В Петербурге анатомический театр Академии наук был устроен во дворце царицы Прасковьи Федоровны. В 1728 г. достроили здание Кунсткамеры, и театр перевели сюда. Здесь он оставался до пожара 1747 г.
Нам трудно это понять, но вскрытие тела тогда было похоже на торжественный театральный спектакль. Это было невиданное и захватывающее зрелище. В центре круглого зала, куда входили с набережной Невы, помещался стол с трупом, присланным из полиции. Врач-прозектор в парадном костюме во время действа старался создать приподнятую атмосферу. В зале распыляли духи, звучала музыка. Зрители должны были проникнуться идеей суетности и быстротечности жизни, которая пронизывала культуру барокко.
5.Африка
Большая часть африканской коллекции МАЭ была собрана во второй половине XIX – начале ХХ века, но ее пополнение продолжается до сих пор. Особенно богато представлена культура христианской Эфиопии, саванн Западного Судана, народов верховьев Нила, Центральной Африки. Жемчужина экспозиции – «бенинская бронза»: литые изображения царедворцев, правителей Бенина и их матерей, животных.
В зале Африки показаны повседневная жизнь людей, важнейшие события в жизни человека, оккультные практики, война и отдых.
6.Ближний и Средний Восток
Разнообразны и красочны коллекции Музея по культуре народов Ирана, Афганистана, Турции, арабских стран.
Материалы экспозиции показывают особо важные для населения региона памятники исламской культуры, включая рукописные и печатные экземпляры Корана, принадлежности для чтения и письма, атрибуты шиитской мистерии «Мохаррам». Среди предметов вооружения – образцы холодного оружия, старинный шлем, щит, части костюма всадника-бедуина.
В зале демонстрируются великолепные шелка из подношений бухарских эмиров царской семье Романовых, другие художественные изделия населения Центральной Азии, а также некоторые особо яркие предметы быта народов Северной Африки.
7.Китай
Китайские коллекции являются одним из наиболее ранних и полных этнографических собраний МАЭ РАН.
Коллекции одежды знакомят с особенностями костюма различных социальных слоев китайского общества, народов многонационального Китая.
Широко представлены предметы культов и погребального обряда, дающие представление о многообразии религиозных учений населения этой страны.
8.Монголия
Экспозиция знакомит с традиционной одеждой монголов, домашней утварью и украшениями, музыкальными инструментами, ремесленными изделиями и предметами традиционного искусства. Особое место отведено предметам быта скотоводов. Снаряжение для верховой езды, изделия из войлока и кожи всегда составляли особую гордость кочевников-монголов.
Внимание посетителей музея привлекает большая модель традиционного жилища монголов – юрты, а также коллекция масок мистерии Цам, сделанных из папье-маше. Это образы гневных буддийских божеств – защитников веры. Монгольские монахи использовали их во время мистерий.
9.Монголия
На экспозиции удачно сочетаются современные изделия и археологические находки. Они иллюстрируют преемственность мировосприятия, самобытность художественных традиций и секреты мастерства многих поколений корейцев.
Коллекции одежды, дворцовой утвари, бытовой и ритуальной посуды, орудий земледелия и ремесленных инструментов отражают особенности жизни различных представителей корейского общества – крестьян, горожан, знати и военного сословия.
Уникальны коллекции старинных изделий из селадона, металла и белого фарфора с подглазурной росписью.
10. Индокитай
Экспозиция знакомит с культурой многочисленных народов Таиланда, Лаоса, Камбоджи, Вьетнама и Бирмы.
Основу коллекции, посвященной материковой части Юго-Восточной Азии – Индокитая, составляют предметы, собранные сотрудниками музея и российскими востоковедами, а также вещи, подаренные коллекционерами или приобретенные у них.
На экспозиции представлены образцы традиционной одежды и музыкальные инструменты. Интересны коллекции буддийской скульптуры и парадного оружия из Таиланда, маски традиционного тайского театра кхон, предметы быта, в частности посуда.
Этническое разнообразие орнаментов и техник создает выразительный и запоминающийся образ региона.
11. Индия
Экспозиция рассказывает о быте и культуре народов Индии и сопредельных стран. Археологические находки, представленные на ней, позволяют заглянуть в историю древнеиндийских культур начиная с палеолита.
Центральное место отведено индийскому текстилю – хлопчатобумажным, шелковым и шерстяным тканям, образцам набоек и штампам для них, парче.
В коллекциях Музея достаточно полно представлены одежда и украшения народов Индостана.
Привлекают внимание и изделия из металла: оружие и доспехи, сосуды и утварь. Они отличаются тонкой ювелирной работой, украшены гравировкой, чеканкой, инкрустацией, эмалью, узорами, выполненными в технике прорезной эмали.
К уникальным экспонатам относится портик XVIII века дворца маратхских правителей из города Насик.
12. Индонезия
Основная тема экспозиции, посвященной этнографии Индонезии,- культура и традиционные занятия народов Суматры – батаков и минангкабау.
Представлены предметы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием ремесел: ткачества, кузнечного дела, гончарного производства, плетения. Каменные фигурки предков, «корабли мертвых», «магические жезлы» жрецов, жреческие книги, ритуальные маски, амулеты – весьма редкие экспонаты. Все они позволяют заглянуть в таинственный мир религиозно-магических представлений и практики жрецов батаков острова Суматры.
13. Первые естественнонаучные коллекции кунсткамеры
Экспозиция рассказывает о коллекциях «кабинета натуралий» Кунсткамеры и их экспонировании в XVIII веке. В 1716 году Петр I приобретает для музея у голландского аптекаря и коллекционера Альберта Себы собрание препаратов экзотических животных, рыб, рептилий и насекомых, показывающее огромное разнообразие фауны земного шара. Сегодня посетители экспозиции могут видеть небольшую сохранившуюся часть этой коллекции.
Известно, что особый интерес Петра I вызывала анатомия человека. Прекрасно понимая, как много дает знание анатомии для хирургии и общей медицины, Петр купил прославившееся в те времена на всю Европу собрание препаратов знаменитого анатома Фредерика Рюйша, которого называл своим учителем. С точки зрения науки начала XVIII века, для постижения нормы было чрезвычайно важно изучить аномалии развития организмов. Петр I издал указы о доставлении в Кунсткамеру живых и мертвых уродов для составления научной коллекции. Она послужила основой для исследований первых анатомов, приглашенных работать в Санкт-Петербургскую академию наук.
Все экспонаты, демонстрирующиеся в этом зале, связаны с деятельностью Петра I, его научными интересами, замыслами и распоряжениями.
14. М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века
В здании Кунсткамеры в XVIII-XIX веках располагалась основанная Петром Великим в 1724 году Санкт-Петербургская академия наук, одним из первых академиков которой был русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. Часть экспозиции музея в башне Кунсткамеры рассказывает о раннем этапе истории Российской академии наук.
Собрание включает такие ценные коллекции, как немногие уцелевшие личные вещи М. В. Ломоносова, мозаичные портреты, изготовленные в его мастерской, уникальные научные приборы и инструменты XIV- XIX века, книги, среди которых немало библиографических редкостей. Представляют интерес произведения живописи, графики и скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель.
На экспозиции воссоздана атмосфера научного учреждения XVIII века. Здесь работали приглашенные Петром I в Санкт-Петербургскую академию наук такие всемирно знаменитые ученые, как Н. и Д. Бернулли, Ж. Делиль, Г. Ф. Миллер, Л. Эйлер, а также М. В. Ломоносов – первый российский член Академии.
15. Первая астрономическая обсерватория академии наук
В башне Кунсткамеры в XVIII веке велись наблюдения над звездным небом, работали службы времени и картографии. Побывав здесь, посетитель Музея увидит разнообразный научный инструментарий, измерительные приборы, сложные по конструкции астролябии, изящные часовые механизмы, подзорные трубы и телескопы.
В стенах обсерватории петербургской Кунсткамеры зародились отечественные астрономия, метеорология, география, геодезия, топография, служба времени. Через нее проходил первый петербургский меридиан, ставший основой картографирования страны и планировки города.
Здесь работали выдающиеся ученые Санкт-Петербургской академии наук Л. Эйлер, Г. В. Крафт, Х. Н. Винсгейм, Ф. Х. Майер, Г. Гейнсиус и другие. Наблюдения велись в здании Кунсткамеры до завершения строительства в 1839 году Пулковской обсерватории.
На экспозиции воспроизведено рабочее место астронома XVIII века. Большая раздвижная зрительная труба – один из немногих сохранившихся инструментов М. В. Ломоносова. С ее помощью он наблюдал прохождение Венеры через диск Солнца в 1763 году.
16. Большой Готторпский глобус
Земной и небесный глобус изготовлен в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн механиком А. Бушем и граверами А. и Х. Ротгизерами в 1651-1664 гг. по проекту Адама Олеария, во время правления герцога Фридриха III.
Готторпский глобус – дипломатический подарок царю Петру I от Голштинского герцога Карла Фридриха в ходе Северной войны. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 г. и в 1726 г. установлен на третьем этаже здания Кунсткамеры Академии наук.
В 1747 г. глобус пострадал во время пожара в Кунсткамере: от него остались металлический каркас, немногочисленные металлические детали и дверца с изображением герба Голштинского герцогства. Глобус был восстановлен в Санкт-Петербурге механиками Б. Скоттом и Ф. Н. Тирютиным, картографом И. Ф. Трускотом и живописцем И. Э. Гриммелем в 1748-1752 гг.
Вновь созданный Большой Академический глобус повторяет размеры сгоревшего Готторпского глобуса, воспроизводит действующий механизм вращения, астрономию с картой звездного неба внутри. Географическая карта с внешней стороны глобуса отображает географические представления русских ученых второй половины XVIII.
Диаметр глобуса составляет 3,1 м.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Грандиозны масштабы собраний. Коллекции не просто бесценны, но многие из них уникальны. Современный Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого – наследник первого русского музея Кунсткамеры.
Музей Кунсткамера является старейшим государственным музеем России. Он создан по указу императора Петра I в 1704 г. и послужил фундаментом созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем – Российской) Академии Наук, ряда ее научных и музейных учреждений. До настоящего времени силуэт Кунсткамеры является логотипом Российской Академии Наук <#”justify”>кунсткамера музей антропология этнография
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Летопись Кунсткамеры. 1714-1836 / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера); [Авт.-сост.: М.Ф. Хартанович, М.В. Хартанович; отв. ред.: Н.П. Копанева, Ю.К. Чистов]. – Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2014. – 740 с.
.Рудольф Итс «Кунсткамера». Лениздат, 1980.
.П.П. Пирогов «Васильевский остров». Лениздат, 1966.
.Ч.М. Таксами «Петровская кунсткамера», «Альфа-Колор», Санкт-Петербург, 2000.
5.www.kunstkamera.ru <http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=33454>