- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,32 Кб
Эстетические идеалы в современном искусстве
УНИВЕРСИТЕТ ТАКОЙ-ТО
РЕФЕРАТ
на тему "Эстетические идеалы в современном искусстве"
Работу выполнила студентка
такого-то факультета
Тимченко О.
Научный руководитель –
Петров П.П.
Город 2013 г.
Содержание
Введение
1. Проблема эстетического идеала в современном искусстве
2. Пример эстетического идеала в современном кино
3. Эволюция эстетического идеала
4. Формы эстетического идеала в литературном произведении и эстетические категории
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Идеологические и нравственные ориентиры меняются постоянно, в унисон с новыми направлениями общественного развития. Такие ориентиры являются главным стимулом художественного творчества. Современный эстетический идеал представляет собой коктейль из авангардистских идей постмодерна и набора традиционных общечеловеческих ценностей. Другими словами, эстетические идеалы в современном искусстве – это понятия нормы эстетического совершенства любого произведения, один из главных критериев, по которому оценивают качество произведения искусства.
Эстетический идеал появился в современном искусстве не вчера и не сегодня, это историческое явление, берущее свое начало с древней эпохи, в период формирования искусства в том виде, в каком оно сегодня предстает перед нами. Как писал великий российский литературный классик Федор Михайлович Достоевский: "В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно" [9, с.521]. В художественном искусстве любой страны зарождаются свои собственные направления развития, своя уникальная логика, собственные законы, реальность и возможности. В этой реальности и живут произведения искусства, рождая разнообразие уникальных подходов к оценке идеала эстетического, различные формы его выражения. Одни авторы воспевают жизнь, другие – критикуют, третьи – ведут непримиримую борьбу за основные общественные идеалы. Столетие за столетием, от эпохи к эпохе такой художественный метод вместе с эстетическим идеалом видоизменяются и основаны на определенном мировоззрении.
Иоганн Вольфганг Гете писал в свое время, что создавая эстетическую идею, каждый гений создает некий образец, который в конечном итоге становится мерилом всего [4, стр.37]. В воображении каждого человека на протяжении всей жизни зарождается некий идеал, то, о чем каждый из нас мечтает, или идеал человека, на которого хочется быть похожим. Фридрих Шиллер считал, что для воспитания человека чувствующим и думающим, его нужно, в первую очередь, воспитать эстетически. А что как не искусство возьмет на себя эту непростую задачу?
1. Проблема эстетического идеала в современном искусстве
Начнем с определения того, что же такое эстетический идеал. Зачастую его определяют как "представление о норме эстетического совершенства художественного произведения, критерий, с помощью которого можно оценивать произведение искусства".
Первые упоминания о проблеме эстетического идеала появились в философских трудах Платона, который считал высшим идеалом не саму вещь, а ее образ, так называемый эйдос. Как это ни парадоксально, в его учениях искусство понималось как нечто вредное, что отдаляет человека от самого ценного содержания вещи, его истинной красоты. Аристотель же, наоборот, считал, что любой художественный шедевр сочетает в себе самые совершенные и высокие черты действительности. В далекие времена эстетический идеал имел ярко выраженный религиозный оттенок, будь то произведения литературы, живописи или архитектуры, сегодня же он не так откровенно связан с религией и по большому счету является образцом современного представления о красивом. Представления о том, что сегодня снимают в кино, пишут в книгах, рисуют на холстах. Авторы не просто ищут выход своему таланту, не просто удовлетворяют свои творческие потребности, но и пытаются найти ответы на самые животрепещущие общечеловеческие вопросы, волнующие современное общество.
Человек искусства, в первую очередь, обращается к природе и внешнему миру лишь с одной целью – понять, для чего существует человек и каково его предназначение, что ждет человечество в будущем и к чему необходимо стремиться, чтобы в полной мере познать основу бытия.А. Камю называл художественное творчество "страной идеалов, вновь открытого рая, счастья, излучающим свет приютом для наслаждения" [10, стр.32]. Для каждого мастера важно, чтобы его произведение искусства общество оценило по достоинству, даже через критику. Или же через эстетику, которую немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель называл философией искусства. Главная проблема эстетического идеала в современном искусстве – удивить, шокировать зрителя, слушателя, читателя.
Актуальность исследования эстетического идеала в современном искусстве заключается в том, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, способную одновременно сочетать в себе физическое совершенство, нравственные и моральные качества, духовное богатство. Этот процесс сегодня называют эстетическим воспитанием личности, и он затрагивает практически все сферы жизни современного общества, в том числе и искусства. Что нам позволяет утверждать об актуальности такого исследования? Ответ прост: современное общество страдает от таких негативных явлений как падение его общей культуры, деление людей по экономическим возможностям (более подробно эта проблема описана во втором параграфе – "Пример эстетического идеала в современном кино", – авт.), резкое сокращение учреждений культурно-просветительского плана, появление в средствах массовой информации низкопробных и некачественных проектов в художественном отношении.
2. Пример эстетического идеала в современном кино
Давайте рассмотрим один из ярких примеров современного эстетического идеала. Обратимся к кинематографу. В фильме Ника Кассаветиса по роману Николаса Спаркса "Дневник памяти" эстетический идеал предстает перед зрителем в виде бесконечной человеческой любви и преданности на фоне непростых обстоятельств и жизненных неурядиц. Сложные отношения между Ноем и Элли, которые принадлежат к разным социальным слоям общества, не могут не вызывать сопереживательных чувств у зрителя, искренне болеющего за то, чтобы у этой молодой влюбленной пары сложилось все как нельзя лучше.
На пути у бесконечного счастья Ноя и Элли стоят родители юной красавицы, которые не желают, чтобы их дочь, дочь богатейших аристократов, связывала свою жизнь с бедным рабочим лесопилки. Они всячески пытаются помешать их отношениям, и в итоге влюбленным приходится надолго расстаться. Но Ной не унывает и пишет своей возлюбленной каждый день в течение года, 365 писем, которые мать Элли прячет от своей дочери, уже помолвленной с другим молодым человеком, богатым и видным женихом. Судьба дает Ною и Элли еще один шанс, ведь их любовь неоспорима, и как говорит сам Ной – "для нашей любви нет ничего невозможного". Они доживают вместе до глубокой старости, но Элли страдает от болезни Альцгеймера, из-за которой она постоянно забывает о своем Ное и их общих детях. Но когда дети просят вернуться отца домой и не просиживать все время рядом с теряющей память матерью, он отказывается. "Она – мой дом", – говорит Ной.
Эстетический идеал в фильме "Дневник памяти" ярко и многогранно показан в виде всепоглощающей любви двух совершенно непохожих друг на друга людей. Авторы этой киноленты поставили перед собой цель воплотить на экране красоту такого чувства как любовь, указать зрителю на прекрасное в окружающем нас мире стереотипов и "единственно правильного" общественного мнения. Как писал автор книги "Дневник памяти" Николас Спаркс, по которой и был снят этот фильм, "Любовь… самая простая и вместе с тем самая удивительная вещь на земле" [2, с.211].
Что собой представляет эстетический идеал в современном кинематографе? Это наглядное, живое, захватывающее все чувства человека представление о совершенном, должном, желаемом, то, что служит критерием оценки окружающей нас действительности.
3. Эволюция эстетического идеала
Чтобы проследить за эволюцией эстетического идеала, достаточно как можно более тщательно изучать произведения искусства, на которых великими творцами запечатлены образы людей давних эпох. По внешности главных персонажей на таких работах можно отследить эту самую эволюцию и понять, какие именно эталоны красоты лоббирует современное искусство.
В древние времена эстетическим идеалом считались сильные и мощные тела, которых люди искусства изображали в своих произведениях. Особенно физическая мощь ценилась творцами стран, в которых господствовал суровый климат, где без выносливости и мышечной силы было просто не обойтись. Телесная красота в те времена была прочно завязана на практической пользе. В Средневековье религия в значительной мере повлияла на представления об эстетическом идеале, и забота о совершенстве человеческого тела стала делом греховным, а физические упражнения, влияющие на развитие мышц, считались "беснованием еретиков" и происками нечистой силы. Возвращение к истокам эстетического идеала (а именно – к античным идеалам) началось в период эпохи Возрождения и продолжается по сей день, являя миру все новые и новые произведения искусства, так или иначе связанные с красотой человеческого тела.
Современный идеал красоты тела наиболее ярко воплощен в образах спортсменов и артистов балета. Великий французский архитектор Ле Корбюзье говорил: "…Здесь вступают в действие математические способности нашего разума: наслаждаясь зрелищем, мы одновременно находим в нем отражение законов мироздания" [5, с.48]. Именно красота движений ценителями искусства признавалась (и признается до сих пор) идеальнее форм статичных. Потому возникает вполне резонный вопрос – что же является фундаментом, основой эстетических оценок человека? Вероятно, ответ будет такой: исходя из того, что внешний облик человека и его здоровье тесно связаны между собой, красота человеческих движений показывает наглядно его психическое и физическое здоровье, его уровень квалификации в каком-либо виде двигательной деятельности. Красота движений и здоровье образуют некое неразрывное двуединство: залог красоты – это здоровье, а привычка двигаться красиво и правильно – одно из главных условий на пути к стремлению к физическому совершенству и долгой жизни.
4. Формы эстетического идеала в литературном произведении и эстетические категории
Эстетический идеал в любом произведении наиболее ярко и лаконично демонстрирует позицию автора. Через эстетический идеал творец показывает все явления жизни, подчеркивая его значимость для мастера.
Какими же бывают формы эстетического идеала в литературном произведении?
Во-первых, это неперсонифицированный эстетический идеал – все образы одного произведения, который автор показывает через сюжет, конфликт, идейный пафос творения.
Во-вторых, это непосредственно персонифицированный идеал, который автор реализует в положительном герое. Такой герой не должен быть статичным, это очень важно с точки зрения художественной эстетики.
Кроме этого, эстетические идеалы делятся также и на эстетические категории. Давайте более детально рассмотрим все пять этих категорий.
Возвышенное. Категория эстетического идеала, где основой являются идеи бесконечности, а именно Бог, Вселенная, душа. Эти явления вызывают у читателя возвышенные чувства, превышающие меру человеческого рода. Здесь эстетический идеал является высшей мерой явлений и предметов.
эстетический идеал искусство кино
Низменное. Название категории говорит само за себя – низменное, то есть то, что лежит за пределами нравственных норм поведения человека, ниже меры человеческого рода вообще. Здесь происходит эстетическое отрицание пороков человека.
Комическое. Отношение в произведении к жизни, рождению. В давние времена, а именно в Древней Греции, существовали так называемые "коммосы", в них авторы высмеивали недостатки (как духовные, так и телесные) людей высоких сословий, таким образом пытаясь отогнать от этих уважаемых людей нечистую силу. Основа смеха в таких произведениях лежала между сущностью и видимым, низким и высоким, ложным и истинным.
Безобразное. Это то, что никоим образом не соответствует мере рода человеческого, такая эстетика складывались многими столетиями. Что же она выражала в себе? А выражала она отрицательные эмоции человечества: страх перед различными природными стихиями, отвращение к порокам, злу, страх перед неизбежным хаосом. Безобразное в эстетическом идеале особенно проявилось в эпоху модернизма, стало своеобразным мерилом равновесия между смертью и жизнью, вселенной и хаосом. Бодлер считал, что сквозь тлен и безобразие творец просто обязан видеть прекрасное, ведь искусство бессмертно.
Трагическое. Эстетическое отношение к страданиям человека и смерти. Одновременно может быть тесно связано как с возвышенным, так и воплощаться в форме безобразного. Идеал в этой эстетической категории формируется в различной символике похоронных обрядов.
Заключение
У каждого вида искусства есть свои материалы для создания и воплощения художественного образа. Материал как ничто иное определяет саму специфику искусства, а виды искусства можно условно разделить на временные, пространственные и пространственно-временные. Философия современного искусства также тесно связана с этими понятиями. Современный эстетический идеал – это, в первую очередь, самое прекрасное, что соотносится с мерой человеческого рода, и свое наивысшее воплощение он находит именно в искусстве. Ведь искусство являет миру основное значение прекрасного – духовное наслаждение красотой, не требующее ничего взамен, полностью бескорыстное. Цель эстетического идеала – наиболее ярко и ясно раскрыть позицию автора произведения искусства, будь то художественное произведение, кино, музыка, театральная постановка или что-то другое. Эстетический идеал в искусстве – это одна из основ эстетического воспитания как подрастающего поколения, так и уже сформировавшегося мышления и мировоззрения взрослого человека. Благодаря таким идеалам в полной мере проявляется духовная культура человека, его понимание прекрасного, развивается эстетический вкус. Кроме того, эстетический идеал развивает творческие способности вносить прекрасное в саму жизнь, строить ее, как говорил Карл Маркс "…также и по законам красоты" [1, с.94].
Общество неуклонно развивается, переходит от одного общественного этапа своего развития к другому, что способствует к становлению и развитию нового духовного мира, и в этом мире зарождаются совершенно новые эстетические идеалы. Такие перемены несомненно приводят к всестороннему обогащению художественной изобразительности, появлению новых стилей и форм в искусстве. На этих стилях, в свою очередь, основываются новые идеалы общества. Творец берет темы для своего творчества из жизни, и они также предопределяют его идеалы. Как правило, художник изображает в своих работах тех людей, которые хорошо ему знакомы.
В последние годы реалии сталкивают человека с новыми ситуациями, которых ранее были ему неизвестны. Их художественное решение и теоретическое обобщение ставят перед ним совершенно новые задачи. Одной из самых актуальных задач сегодня является поиск прообраза прогрессивного эстетического идеала, способного глубоко проникнуть в сознание людей.
В данном случае помочь в осуществлении этой задачи может как богатый опыт тесного международного сотрудничества в области искусства, так и опыт непосредственно национального художественного искусства. Показательным в этом плане можно считать отношение народных мастеров к проблеме "положительного героя" в искусстве, а также в человеческой философии. Некоторые люди искусства полагают, что художественная изобразительность может жить без идеального героя, но без эстетического идеала – нет.
Современный эстетический идеал в искусстве характеризуется новаторскими поисками духовности и выразительности, поисками способности выразить идеал современного общества. Сегодня, в отличие от искусства прошлых лет, мастера пытаются пробудить интерес к богатому духовному миру личности, повысить чувствительность к демонстрации внутреннего психологического мира, как можно шире показать связи такой демонстрации с эстетическими потребностями современного человека. Федор Михайлович Достоевский всегда утверждал, что писать произведение нужно ясным и понятным языком, чтобы его, в первую очередь, понимал читатель, зритель или слушатель. [7, с.68].
Творец, который находится внутри "котла", в самом центре событий настоящего времени, создает идеалы, соответствующие основным потребностям этого времени, потребностям целой эпохи, мечтаниям и чаяниям человека. И этот идеал, созданный гением или простым мастером, через самые разнообразные формы художественного творчества влияет на нравственный мир человека, делая его выше и чище в плане духовности.
Список использованной литературы
1.Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.42.
2.Спаркс Н. Дневник памяти. АСТ, Транзиткнига, 2005.256 с.
.Гете И.В. Об искусстве. М.: Наука, 1975.337 с.
.Голубев А. Формула красоты. М.: Советская Россия, 1967.136 с.
.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: от Возрождения до Канта. СПб.: Пневма, 2002.592 с.
.Достоевский Ф.М. Об искусстве. М.: Искусство, 1973.
.Литература и язык: современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2006.
.Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1989. Т.2.636 с.