- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11 Кб
Эстетика танца
Содержание
Введение
. Искусство танца
.1 Понятие "танец"
.2 Возможности хореографии в раскрытии эмоций человека
.3 Виды и жанры хореографии
.4 Балет
.5 Единство духа и тела в музыкальной пластике
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С древнейших времен танец украшает жизнь человека. В нем человек выражает свои мысли, чувства, переживания. И нет такого народа, который бы не гордился своими национальными танцами.
В переводе с греческого "хореография" означает "запись движения". Но смысл этого слова стал значительно шире, и понятие "хореография" в настоящее время включает в себя все то, что относится к искусству танца: профессиональный классический балет и народные танцы, и бальные – все это хореография.
Танец – это выражение мысли и чувства средствами условных движений – жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает свое содержание.
С другими видами искусств хореографию объединяет задача отражения жизни, внутреннего мира человека.
Танец в жизни, и жизнь в танце неразрывно связаны.
Классический балет – это одна из форм хореографии. Определение "классический" относится к совершенству формы и содержания. В скульптуре классические пропорции торса, головы, рук и ног дают понятие об идеальном сложении человека, то же самое относится целиком и к балетному искусству.
Балет, как вид искусства, гораздо более доступен пониманию народной массы, чем опера и даже многие драмы. Язык мимики и пантомимы понятен всем и каждому.
В танце заложено гуманистическое начало. Искусство, и балет в частности, способны влиять на развитие хорошего вкуса. Именно это и является главной задачей классического балета.
1. Искусство танца
Танец – один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует.
Танец – вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие некую единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой, вместе с нею образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В танцевальной музыке движенческая основа определяет структуру, размер и другие ее параметры. В ряде случаев танец может исполняться без музыки – в сопровождении музыкальных инструментов, кастаньет, хлопков, выстукивания каблуками и т.д.
Трудовые процессы, имитация их в обряде сыграли большую роль в зарождении танца. Истоками его стали, кроме того, пляска, стихийно выражающая в движениях кульминацию эмоционального состояния человека, а также ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику. Отбор движений, оттачивание их пластической формы, организация в эстетически и этически обусловленную общность способствовали постепенной кристаллизации искусства танца.
В танце запечатлены важные черты национального характера, духовного мира того или иного народа.
Различается танец бытовой (народный, бальный) и сценический. Возможны также сценические формы и бытового – народного, бального – танца. Сценический танец, корни которого уходят в фольклорное искусство, имеет множество разновидностей: классический, "модерн",, джаз-танец, диско-танец и др.
В европейском искусстве видное место принадлежит классическому танцу. В его формировании важную роль сыграла Французская Академия танца (создалась в 1661 году). Были установлены основные правила классического танца, ставшие затем нормативными: выворотность и четкие позиции ног, вполне определенные положения рук, установлен перечень главных поз и т.д. постепенно танцевальная техника усложнялась, появлялись новые движения и приемы. Наряду с действенным танцем, в котором присутствовали сюжетные мотивы, развивались также инструментальные формы "чистого" танца и соответствующие приемы структурной организации его.
Танец в специальной обуви – "на пуантах" – получил образное осмысление, стал одной из принятых форм классического. Развитие инструментальных форм классического танца привело к рождению симфонического танца, способного передавать высокое поэтическое и философское содержание. В начале XX века возникла необходимость обновления классического танца, поиска форм, соответствующих времени.
Творчество американской танцовщицы А. Дункан утверждало новые эстетические принципы танца-"модерн". Это направление, противопоставлявшее себя классическому танцу, получило широкое распространение и дальнейшее развитие в последующие годы. Однако, классический танец не только не был вытеснен, но и впитал находки соперничающих с ним новых художественных системе, обогащал и развивал свои выразительные возможности.
1.2 Возможности хореографии в раскрытии эмоций человека
Хореография – эхо музыки. Танец – мелодичный и ритмичный. Звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире. Хореографический образ возникает из музыкально-ритмичных выразительных движений, дополняемых порой пантомимой, иногда специальным костюмом и вещами из бытового, трудового или военного обихода (оружие, платки, посуда и т. п.).
Основоположник балетного театра Ж. Ж. Новерр писал: "Вложенная в нас природой любовь к музыке влечет за собой и любовь к танцу. Оба эти искусства – братья, неотделимые друг от друга. Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху".
Эмоциональное состояние человека выражается не только в голосе, но и в жестикуляции, характере движений. Даже походка человека может быть стремительна, радостна, печальна. Движения человека в повседневной жизни и в труде всегда так или иначе эмоционально интонированы, выразительны и подчинены определенному ритму. Танец веками шлифовал и обобщал эти выразительные движения, и в результате возникла целая система собственно хореографических движений, свой художественно выразительный язык пластики человеческого тела. Танец национален, он в обобщенной форме выражает характер народа.
Как и музыка, танец сначала существовал одновременно как творческое и исполнительское искусство (автор одновременно был и исполнителем). Позже, с усложнением этих искусств, сочинитель (композитор, балетмейстер) отделился от исполнителя (музыканта, танцора).
Танец возник в древности, еще в условиях первобытнообщинного строя, как художественное воспроизведение охоты и других трудовых процессов, как средство объединения людей. У австралийских племен танцем отмечалось всякое важное общественное событие, требующее массового действия: сбор плодов, начало охоты, посвящение юношей, военный поход.
В Древней Индии был разработан ряд стилей и школ танца с различной мимикой и выразительными движениями. В Дрек-нем Египте танец входил в ритуал богослужения. У древних греков танец был также частью культа -(экстатические пляски в честь Диониса, плавные, торжественные – в честь Аполлона). Кроме того, были развиты "пиррические" (военные), атлетические (спортивные) танцы, способствовавшие гармоничному воспитанию молодежи. Лукиан так описывает греческие танцы: "…ведет хоровод юноша, выполняющий сильные плясовые движения,- позднее они пригодятся ему на войне; за ним следует девушка, поучающая женский пол вести хоровод благопристойно, и таким образом как бы сплетается цепь из скромности и доблести". В Древнем Риме танец имел государственно-народное значение; среди высшего слоя общества были также распространены развлекательные (в частности, эротические) танцы.
В средние века искусство хореографии подвергалось гонениям официальных властей, но народное танцевальное искусство продолжало развиваться. В эпоху Возрождения танец вновь обретает популярность. В XVI в. возникают новые танцевальные формы: павана, куранта (медленные) и галярда, вольта (быстрые). В 1661 г. во Франции создается Королевская академия танца, разработавшая систему классической хореографии, которая сыграла большую роль в развитии балетного искусства. В конце XVII в. в Европе приобретают широкое распространение бальные танцы -гавот, полонез, менуэт. Французское Просвещение (Вольтер, Руссо, Дидро), выступая против аристократии и абсолютизма, подвергло критике и их порождение – придворный балет за украшательство, культ бездумного развлечения, фривольность, штампы, рутину. В XVIII в. танец обретает развитую сюжетно-драматическую эмоциональную основу, что способствует развитию балетного искусства.
В России первое танцевальное представление "Балет об Орфее и Эвридике" было поставлено в 1673 г. Музыка П. И. Чайковского, творчество балетмейстеров Ш. Дидло и М. Петипа, танцевальное искусство А. Истоминой и А. Павловой сформировали самобытную школу русского балета.
Советский балет продолжил замечательные традиции прошлого в творчестве Г. Улановой, М. Плисецкой, В. Чабукиани и др. Одновременно большое развитие получило искусство народного танца в ряде народных ансамблей ("Березка", "Рэро" и др.). В современном балете хореография органически связана с действием и от него неотделима; это не украшение сюжета танцевальными номерами, а выявление его интонированной пластикой человеческих движений.
Хореография – искусство движения, а движение может быть очень различным. Но когда это движение несет в себе задачу одухотворенного воздействия на воспринимающего его зрителя с целью изменения его душевного существа, – это уже искусство. Хореография не имеет такого подчинения ритму, как танец. Танец подчинен, очень строго подчинен ритмооснове и существует вне человека (опять же, в том облике, в котором он существует сейчас на Земле). Хореография – это изобретение человека земного, но, как это ни парадоксально, хореография это более всеобъемлющее понятие.
Основные направления танцевального искусства: народный, классический (академический), современный, историко-бытовой.
1.3 Виды и жанры хореографии
танец хореография балет пластика
В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое.
В хореографическом искусстве выделяют:
1)народный танец – искусство, основанное на творчестве самого народа;
2)бальный танец – это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;
)профессиональное искусство танца – (включающий и классический танец) – вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков.
Характеристика особенностей, а также определение того или иного вида хореографического искусства зависит от ряда моментов.
Во-первых, от рисунка танца, который может быть представлен в виде прямой линии в различных направлениях.
Во-вторых, от танцевальной формы, которая может быть представлена в виде вариации, дуэта, трио, квартета, дивертисмента, действенного танца, кордебалета.
В-третьих, любой танец должен включать в себя следующие компоненты: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку.
1.4 Балет
Балет – вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе с 16 века на базе придворно-бального и бытового танца. Основные особенности школы европейского классического балет и традиции балетного спектакля были заложены во Франции в 17 веке; вслед за ней наиболее значительная балетная школа сложилась в России. В 19 – 20 вв. европейский классический балет стал явлением интернациональным. В последние десятилетия на его образной базе и технике возникли школы современного танца, подчас значительно отличающиеся от классической первоосновы. Ряд стран Востока также имеет свой балет, основанный на собственной национальной системе танца и пантомимы. Искусство балета сегодня часто называют хореографическим.
Балет включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство, объединяя разные искусства, балет обнаруживает родство с ними. Это создает возможность преимущественного развития в отдельных случаях драматических музыкальных, живописных начал, накладывающих отпечаток на все синтетическое целое, что наблюдается в различных исторических направлениях.
Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения действительности, воплощения больших философских идей, мыслей и чувств, раскрытия существенных сторон и конфликтов народной жизни.
Профессиональный классический балет вырос на основе народного танцевального искусства. Народные танцы жанрово разнообразны, очень богаты темами и сюжетами, отличаются друг от друга не только в разных странах, но и в разных краях, областях.
1.5 Единство духа и тела в музыкальной пластике
Если музыка сама по себе обладает огромной силой духовного воздействия на человека, то во сколько же крат увеличивается ее сила, когда она естественно и органически соединяется с человеческим голосом и пластикой движений человеческого тела. Именно на этом естественном и органическом соединении и, следовательно, усилении духовного заряда музыки и возник в XVI веке оперный театр, а в XVI-XIX веках балетный театр или оперное и хореографическое искусство. Постепенно осваивая глубинные основы музыки, человечество пришло к осознанию того факта, что человеческий голос является самым совершенным инструментом, с помощью которого можно передать самые тончайшие движения души человеческой. Дело в том, что человеческий голос способен к таким нюансировкам интонаций, передачи душевных переживаний и духовных состояний, к каким не всегда способна даже скрипка – одно из величайших творений человеческого гения. Людям не известны такие радости, страсти, боли, гнев и негодование человеческое, которые не могли бы быть интонационно выражены голосом человеческим. Один из крупнейших теоретиков и практиков музыки, известнейший и крупнейший русский композитор Борис Асафьев разработке интонационной основы музыки уделил основное внимание и в теории и в музыке балетов "Бахчисарайский фонтан", "Пламя Парижа", "Барышня-крестьянка", "Весенняя сказка", "Кавказский пленник", "Красавица Радда", "Милица", "Ночь перед рождеством", "Партизанские дни", "Суламифь", "Утраченные иллюзии", "Франческа да Римини". Как крупнейший музыкант Б. Асафьев исходил из того, что интонированную музыку с неменьшим успехом, чем голосом, человек может передать и пластикой человеческого тела, движением, жестами и мимикой.
В XIX веке возникла и еще одна разновидность музыкального театра – оперетта или музыкальная комедия, которая органически соединила интонационные возможности музыки, человеческого голоса и хореографии, или пластики и выразительности человеческого тела и движения.
Легкий и живой музыкальный, вокальный, пластический и хореографический язык оперетты довольно свободно усваивается почти всяким пришедшим в музыкальный театр. И из этого же языка постепенно прорастает в чувствах, сознании человека понимание той же музыкальности, вокальности, пластичности и хореографичности языка оперы и балета. Тем более что в оперном и балетном театре также имеется немалое количество лирических опер и балетов, движущей силой музыки, пластики и движения которых также является Любовь и все необъятное богатство человеческой чувственной жизни, развернутой во времени, в движении чувств, мыслей, дел человеческих.
Танец – вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие некую единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой, вместе с нею образуя музыкально-хореографический образ.
Хореография – искусство сочинения и постановки танца, балета.
В хореографическом искусстве выделяют:
-народный танец – искусство, основанное на творчестве самого народа;
-бальный танец – это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.;
-профессиональное искусство танца.
Балет – спектакль, который соединяет музыку, хореографию, танец и пантомиму, изобразительное искусство, декорации, костюмы, освещение. В танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения, поступки. Искусство артистов балета – балерин и танцовщиков – делает его одухотворенным, осмысленным, поэтически содержательным. Декорации и костюмы воссоздают время и место действия, атмосферу, в которой происходят события.
Единство духа и тела в музыкальной пластике заключается в том, что особенности восприятия человеком музыки, наслаждение ею во многом определяется характером собственных биоритмов каждой личности. Биоритмы характеризуют и двигательные пластические реакции личности на музыку.
Ритмические движения групп людей, двигающихся в соответствующем темпе и ритме, и породили, наряду с обрядовыми групповыми движениями, танец как единство ритмизованных пластических движений, соответствующих им жестов и мимики. У каждого рода и племени, а позже и народа появились свои неповторимые танцы со специфическими и характерными движениями, соответствующими темпераменту и характеру каждого конкретного народа.
Список использованной литературы
1)Барышникова Т. К. Азбука хореографии. – СПб.: "ЛЮКСИ", "РЕСПЕКС", 1996. – 256 с.
2)Беляев А. А, и др. Эстетика: Словарь. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
)Бореев Ю. Б. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988. – 496 с.
)Григорович Ю. М. Балет: Энциклопедия. – М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1981. – 623 с.
)Киященко Н. И. Эстетика жизни. – М.: ИНФРА – М; ФОРУМ, 2000. – 118 с.
)Лисаковский И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 240 с.