- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,88 Кб
Этика буддизма
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра философии и религиоведения
Реферат
по дисциплине: Религиоведение
Тема: Этика буддизма
Выполнил: Курганов М.И.
Проверила: Арсенина О.В.
Владимир 2014г.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Буддизм как религиозная и философская система
1.1 Основные положения и постулаты буддизма
.2 Основные ветви буддизма
ГЛАВА II. Нравственные принципы буддизма
2.1 Буддийская мораль
.2 Социальная роль буддизма
.3 Соблюдение этических норм
ГЛАВА III. Отражение буддизма в искусстве Востока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Буддизм – самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам – на целых двенадцать столетий.
Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразную каноническую литературу, и многочисленные религиозные институты. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства, и кончая политическими и экономическими теориями.
В зависимости от угла зрения буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни.
Философия буддизма глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал философии высок даже на фоне поисков мыслителей Упанишад. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О. Розенберг говорил, что буддизм – «ключ к восточной душе», подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов.
Буддизм – система, начатая Буддой (Сиддхартха Гаутама), скорее метапсихология, чем харизматическая религия. Это, по существу, руководство или самоучитель правильного видения и очищения от иллюзорных идей о нашем мире.
Сегодня буддизм делится на две ветви: северную и южную. Вторая является «мозгом Будды» или «Доктриной глаза» – эзотерической философией для внешнего мира, а первая – «сердцем Будды», то есть внутренней доктриной учения.
В настоящее время буддизм является одной из основных и самых распространенных мировых религий.
Целью моей работы является изучение и раскрытие морально-этических норм учения Будды.
Задачи реферата:
)раскрыть основные положения буддизма как религиозной и философской систем;
)изложить основные постулаты буддизма;
)определить духовные ценности в этике буддизма;
)проанализировать этические нормы буддизма в современном мире.
ГЛАВА I. Буддизм как религиозная и философская система
.1 Основные положения и постулаты буддизма
буддизм религиозный этический искусство
Буддизм – это религиозная система практики и доктрина, созданная на основе древних религиозно-философских учений Индии, краеугольным камнем которых является вера в перевоплощение. Основная идея буддизма, заключающаяся в утверждении, что «жизнь есть страдание» и «существует путь к спасению», не противопоставляет буддизм другим религиозным системам. Общеизвестно, что человек – существо социальное. Канонический буддизм рассматривает человека как обособленный мир в себе, себя порождающий и себя же уничтожающий или спасающий. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с сущностью буддизма, которая излагается в четырех истинах, открытых и сформулированных Буддой в своей первой проповеди.
Первая истина – «существует страдание». Его непременно и обязательно испытывает любое живое существо, поэтому всякая жизнь – страдание. Рождение есть страдание, расстройство здоровья – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, соприкосновение с неприятным – страдание, разлука с приятным – страдание, необладание желанным также ведет к страданию. Основным законом мироздания является закон зависимого происхождения (закон причины и следствия), по которому ни одно явление не возникает без соответствующей причины. Однако, исходя из этого закона, установить первопричину любого явления или действия невозможно. Поэтому буддизм рассматривает и принимает существующий мир таким, каков он есть. И эта предопределенность социального порядка не может быть изменена усилиями людей.
В то же время буддизм утверждает, что основу всех вещей и явлений, как материальных, так и духовных, составляют элементы (дхармы). Дхарма (санскр.) – первичный элемент бытия и психофизический элемент жизнедеятельности личности. По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом энергии, источником которой являются осознанные волевые действия, мысли и слова человека. Возбужденные дхармы становятся носителями психических, физических, химических, биологических и других качеств и находятся в постоянном движении и изменении. Иначе говоря, положительные или отрицательные деяния человека, его мысли в данной и предшествовавшей жизни определяют лучшее или худшее новое перерождение.
Все, что человек может осмыслить, понять или оценить, попадает в сферу пяти скандх, из которых складывается его индивидуальность. Скандхи (санскр.) буквально – «свертки», или группы атрибутов; все конечное, неприменимое к вечному и абсолютному (форма, восприятие, сознание, действие и знание). Винить же за свои страдания некого: виноват ты сам; поэтому смиренно сноси все мучения и старайся избежать их в будущем. Пять скандх, в свою очередь, порождают пять следствий: деятельность, невежество, страсть, желания и карму, которые после гибели старого физического тела являются причиной пяти будущих следствий: нового тела, чувств, восприятии и ощущений, импульсов, сознания. Этот бесконечный процесс перевоплощений называется «колесом жизни», или сансарой. Вращаясь вечно в этом колесе, человек обречен на физические и душевные страдания, на страдания от сознания непостоянства счастья и благополучия, на страдания, вызванные вспышками и исчезновением дхарм как трансцендентальных, или иллюзорных, фаз существования. Последний момент человеком не осознается, находится вне пределов его сознания, но очень важен для понимания категории страдания. Благодаря своим шести чувствам познания человек вступает в контакты с внешней средой, которая оказывает воздействие на пять его скандх, возбуждая их, и тем самым еще более привязывает человека к «колесу жизни», следовательно, увеличивает его страдания. Таким образом, согласно буддизму, момент страдания познается не только на чувственном опыте, но и заложен в самом процессе жизни. Поэтому бытие определяется тремя качествами: непостоянством, страданием, неотделимостью «я» от других форм жизни.
Вторая истина – «имеются причины страдания». Человек, пользуясь материальными вещами и духовными ценностями, рассматривает их как реальные, постоянные, поэтому он желает обладать и наслаждаться ими, отказываясь от других. Подобные желания ведут к продолжению жизненного процесса, создавая непрерывную цепь борьбы за существование. Однако эти желания, согласно буддизму, стимулированы невежеством и приводят к волевому действию, которое образует карму. Карма (санскр.) – Закон Воздаяния – Закон причины и следствия, или Нравственная Причинность. Этот процесс может протекать в пассивной и активной форме. Активная сторона существования возможна тогда, когда дхармы возбуждаются, приводят к кармическому эффекту. Последний порождается сознанием. Следовательно, там, где нет сознания, нет и кармы, поэтому непроизвольные действия не влияют на карму. Согласно закону зависимого начала, процесс кармы также бесконечен: «каждое живое существо имеет свою карму, она его собственность, его наследство, его причина, его родственник, его убежище. Именно карма приводит живые существа в низкие или высокие состояния». Так как волевые действия мотивируются желанием, то именно желания в первую очередь определяют качество кармы и тем самым постоянно возобновляют и поддерживают процесс перевоплощений.
Карма – скорее философская, чем физическая категория. Она не ограничена временем и пространством и относится только к этической сфере, являясь результатом потока сознания. Человек, воздерживаясь от плохих поступков или, наоборот, совершая их, создает себе хорошую или плохую карму в будущем. Но даже добрые дела и намерения не спасают его от перевоплощений и, следовательно, от страданий, так как добро также является результатом его желаний. Итак, любому живущему уготованы неизбежные страдания, и никто не в силах избежать их.
Третья истина – «можно прекратить страдание». Полное искоренение и добрых, и дурных желаний соответствует состоянию нирваны, когда человек выключается из процесса возрождения. Нирвана – конечная цель существования. Нирвана (санскр.) – психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира. Разные школы и направления буддизма по-разному понимают это состояние, в зависимости от того, как они толкуют природу дхарм. Но как бы ни были различны толкования нирваны, все школы буддизма считают, что нирвана не самоуничтожение, а состояние освобождения от своего «я», полное угасание эмоциональной активности человека.
Четвертая истина утверждает, что существует путь к прекращению страдания. Это «благородный восьмеричный путь», состоящий из правильного понимания, правильного намерения, правильной речи, правильного поведения, правильной жизни, правильного усилия, правильного отношения, правильного сосредоточения. Вполне корректным было бы употребление в данной ситуации слова «праведный». Человек, следующий этим путем, становится тем самым на «путь Будды».
Предлагаемый буддизмом путь постижения истины называется «срединным путем». Такое определение имеет свое объяснение: этот путь действительно лежит посередине между крайностями ведийской религии с ее культами, обрядами и жертвоприношениями, с одной стороны, и аскетами – отшельниками древней Индии, истязавшими в поисках истины свою плоть, с другой стороны. Будда уже в юности понял, что такие категории, как добро и зло, любовь и ненависть, совесть и непорядочность, теряют свою конкретность и становятся относительными. Путь, избранный Буддой, пролегает между добром и злом, отсюда его название – «срединный».
Человек, пожелавший следовать по этому пути, должен уверовать, осмысленно или слепо, в то, что существует непрерывный процесс перевоплощений, управляемый законом кармы: что для него единственные убежища в этой жизни – это Будда, его учение (дхарма) и буддийская община (сангха); что неукоснительное соблюдение всех предписанных буддизмом правил этического поведения и созерцательных упражнений приведет человека к освобождению от страданий. Идущий по «срединному пути» может перейти на путь начала просветления, постигнуть мудрость.
.2 Основные ветви буддизма
В I в. н.э. в буддизме образовалось две основные ветви: Хинаяна – «Малая колесница» (или тхеравада – «истинное учение») и Махаяна – «Большая колесница», также существует третья ветвь – Ваджраяна – «Алмазная колесница». Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира – монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.
Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодхисатв – индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в её достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.
Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам – культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
Эволюция Махаяны и сближение народной религии буддизма с индуизмом привело к тому, что, начиная, с середины I тысячелетия в буддизме четко обозначилась тенденция к возрастанию значимости обрядов и церемоний. В результате наряду с Хинаяной и Махаяной возникло третье направление – Ваджраяна («Колесница магических заклятий», «Алмазная колесница»). Оно появилось как следствие проникновения в буддизм магических приемов из индуизма и народных верований. Вместо того чтобы стремиться к спасению на пути соблюдения нравственных принципов Будды или в обращении за помощью к бодхисатвам, здесь в основном занимаются магической деятельностью – совершают обряды (тантры (санскр.) буквально – «закон или ритуал». Определенные мистические и магические труды, главной особенностью которых является поклонение женской силе, олицетворенной в Шакти) и произносят заклятья (мантры (санскр.) – стихи из ведийских сочинений, употреблявшиеся в качестве заклинаний и магических формул) с целью получения власти над богами и достижения спасения. В Ваджраяне допускалось существование женских бодхисатв и будд, а также оргиастических форм культа.
ГЛАВА II. Нравственные принципы буддизма
2.1 Буддийская мораль
Как всякая религиозная мораль, буддийская мораль, по мнению приверженцев буддизма, направлена на обеспечение их спасения в загробном мире и обосновывается основными догматическими положениями этой религии. Несмотря на относительную сложность буддийской схоластики, основанная на ней мораль проста и доступна пониманию широких масс.
Что касается моральных ценностей, то буддисты подходят к ним, учитывая следующие принципы:
·Очищение разума и развитие мудрости;
·Следование наставлениям;
·Непреложность закона кармы и перерождения;
·Направленность и искусные методы;
·Развитие участливой доброты и сострадания;
Если человек ориентируется в жизни на эти принципы, то все его дела являются благословением миру. Для буддистов нет высшего авторитета, разбирающего, что правильно и что неправильно в каждом конкретном случае. Человек может пользоваться руководством и прибегать к определенным ограничениям, однако ответственность за принятие решений, пусть даже они опираются на наставления, лежит только на самом человеке.
Поскольку идея реинкарнации (перевоплощения) непосредственно связана с теорией непричинения вреда, то понятно, почему буддизм делает особый упор на необходимости сострадать всем живым существам.
Буддисты подчеркивают важность гармонии и указывают, что экологическое равновесие должно распространяться на весь природный мир. Они рассматривают необходимость обеспечения равновесия в природе как этический приоритет.
2.2 Социальная роль буддизма
Социальная роль буддизма определяется идеей равенства людей в страдании и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангха), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста (панча-шила): отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, употребления спиртных напитков, соблюдение супружеской верности.
Пол и равенство полов Во всех основных мировых религиях это не простой вопрос, что объясняется причинами исторического и социального характера. В те времена, когда сформировались традиции, женщина по своему положению была подчинена мужчине. В индийской культуре кастовая система жестко закрепляет за женщиной определенную роль в обществе.
Как бы то ни было, женщина не вытеснялась из буддийского социума – ни из мирской, ни из монашеской среды. Буддийское учение подчеркивало важность роли матери, дающей жизнь и поэтому заслуживающей сострадания.
Аборт и убийство из сострадания
В этой области буддисты снова руководствуются пятью наставлениями – особенно первым из них, которое подразумевает такое качество как страдание. Поскольку для буддистов нет высшего авторитета, когда речь идет о морали, то каждый человек сам принимает окончательное решение по поводу ситуации, в которой он оказался.
В принципе, аборта нужно избегать, хотя, как показывает следующий комментарий, эта рекомендация не носит характера абсолютного запрета: «Аборт, казалось бы, действительно противоречит первому наставлению, и, тем не менее, иногда должны быть приняты во внимание и обстоятельства смягчающие вину женщины».
Впрочем, те, кто руководствуются буддийскими принципом сострадания, усматривают определенное значение в таком событии, как рождение: «Каждое рождение – святое. Я думаю, что акушерка должна быть верующей, потому что та энергия, с которой она имеет дело, – святая. Следует знать, что энергия других людей священна». Так говорил Далай-Лама.
Убийство В принципе, следуя первому предписанию, буддисты считают предосудительным отнимать жизнь у живого существа при любых обстоятельствах. Но в некоторых буддийских странах, особенно в Таиланде и Мьянме (Бирме), смертная казнь как наказание иногда практикуется.
Притом, что на акт убийства наложен запрет, поскольку убийство является уголовно наказуемым, важно проявлять сострадание в любых случаях. Следует с состраданием относиться к любому человеку в любых обстоятельствах – независимо от действий, им совершенных.
Иные насильственные действия Едва ли надо говорить, что все мировые религии выступают в принципе против насилия. На практике же встает вопрос, что делать, когда применение насильственных действий необходимо для того, чтобы сохранить конкретную веру или культуру?
Буддисты всегда занимали позицию однозначного непротивления насилию, злу в исключительно жестоких ситуациях. И в священных текстах, и в буддийском учении указывается, что социальная гармония является результатом мира и покоя в душе человека. «Дхаммапада» (буддийский труд, содержащий этические заповеди) провозглашает: «Пусть один человек в битве даже тысячу раз победит тысячу человек, величайшим будет тот, кто победит самого себя… Лучше власти над землей, лучше небесного царства, лучше владычества над всеми мирами, – первый шаг по пути благородства. Ненависть нельзя прекратить посредством ненависти, ненависть можно остановить только посредством любви. Это вечный закон».
Конечно, этот идеал не всегда воплощается в действительность.
Суицид Строго говоря, суицид нельзя отнести к разряду нравственных проблем, поскольку речь о морали заходит, когда наши действия затрагивают других людей. Великий буддийский учитель Нагарджуна объяснял: «В соответствии с «Трактатом о дисциплине» самоубийство – не убийство. О понятиях вины или заслуги можно говорить, когда вина или заслуга являются, соответственно результатом плохого поступка по отношению к другим людям. Высоконравственное или недостойное поведение человека обусловливаются вовсе не тем, что он поддерживает жизнь в своем собственном теле, все же уничтожает его».
Самоубийство, так же как все прочие осознанные действия или волевые акты, подчинено закону кармы. Самоубийство – это глупый поступок, продиктованный желанием прекратить собственное существование. Результат такого поступка – последующее рождение в царстве сансары и, значит, дальнейшее страдание.
Тем не менее, если речь идет о благородном существе, о человеке, который уже избавился от всех желаний, то акт самоубийства может быть оправдан. Последствия поступков такого человека для него самого уже не имеют никакого значения. Смерть в данном случае выступает как способ уничтожения его истончившейся связи с миром, за тем следует переход в нирвану.
Существует еще и такая форма религиозного суицида, как самосожжение, осуществлявшегося буддийскими монахами во Вьетнаме в знак протеста против режима. Важным моментом здесь, конечно, является не сам по себе акт, но вопрос о его мотиве и о состоянии души, повлекшем к нему. Также известен в истории Индии факт самосожжения вдов, поскольку это являлось важной традицией буддизма. Но затем сожжение было заменено на обривание головы, а сами вдовы не имели права ни с кем общаться, они могли выполнять лишь самую грязную работу в доме.
2.3 Соблюдение этических норм
Кодекс поведения жаждавшего достичь нирваны буддийского монаха сводился главным образом к соблюдению строгих норм этики. И первые пять основных обетов и все остальные запреты и ограничения сводились преимущественно к этому. Применительно к буддизму кастовая система упразднилась, и, тем не менее, Будда сдержанно относился к тому, чтобы принимать в монашеский орден женщин. В монастырях четко оговаривалось разделение мужчин и женщин с той целью, чтобы исключить ситуации, провоцирующие похотливые желания.
В чем же был смысл столь широкого и строгого следования по пути этических рекомендаций и запретов? Как уже говорилось, в законе кармы: буддисты, как и вся древнеиндийская традиция, рассматривали карму как сумму добродетелей и пороков данного индивида, причем не только в его нынешней жизни, но и на протяжении всех его прежних перерождений. Собственно, именно эта сумма, складывавшаяся из известного (текущая жизнь) и множества неизвестных (прошлые перерождения), давала тот самый итог, который, в конечном счете, и определял готовность данного индивида достичь нирваны, т. е. ту степень незамутненности сознания, которая способствовала или препятствовала восприятию и тем более реализации учения Будды во всей его полноте и завершенности, вплоть до достижения конечной цели ревностного монаха. Буддийская концепция кармы несла на себе отпечаток свойственного именно буддизму акцента на этическую норму: под кармой понимались не столько вообще действия, сколько сознательные поступки или даже намерения, моральные (кусала) и аморальные (акусала). Существовала обстоятельно разработанная систематизация различных типов сознания, способствовавших рождению как позитивной, так и негативной (вредной) кармы. Среди них в качестве вершины выделяются несколько типов завершающего, неземного сознания, сознания мудрости, цель которого вообще избавиться от кармы и тем обеспечить возможность достижения нирваны. Закон кармы в его буддийской интерпретации сыграл огромную роль в укреплении этического стандарта поддерживавших буддизм мирян. Пусть они не становятся на путь монахов и не стремятся к нирване – каждому свое время. Но пусть каждый хорошо осознает, что в сегодняшней жизни он может и должен заложить фундамент своей будущей кармы, причем такой, обладая которой, он мог бы в последующих перерождениях рассчитывать иметь незамутненное сознание и реальные шансы на нирвану. А для этого каждый должен вырабатывать и культивировать в себе такие формы сознания и вести себя таким образом, чтобы позитивная карма увеличивалась, а негативная ослабевала. Собственно, это не было открытием буддизма. Но буддизм сделал на этом резкий акцент. Достаточно заметить, что буддисты строго соблюдали принцип ахимсы. Ахимса (санскр.) – непричинение вреда, религиозный принцип буддизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ. И не только ахимса, но и даже непротивление злу насилием стал одним из ведущих этических постулатов буддизма, как затем и индуизма. Этика раннего буддизма в его первоначальной форме Хинаяны была, несмотря на ее вполне ощутимый социальный резонанс, в основном индивидуальной, даже в определенном смысле эгоистичной: каждый вел себя по отношению ко всем остальным и к обществу в целом хорошо лишь потому, что это было необходимо для него самого, для улучшения его кармы и для конечного освобождения от нее. Ситуация несколько изменилась с формированием на севере Индии нового направления доктрины, буддизма Махаяны («Широкого пути к спасению»).
ГЛАВА III. Отражение буддизма в искусстве Востока
Буддизм наложил глубокий отпечаток на восточное искусство. Прежде всего, следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока.
Именно буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику важный методологический принцип, позволивший ему создать неповторимый мир образов восточного искусства.
Суть художественного творчества в дальневосточном регионе прекрасно выражает афоризм Су Ши: «Когда рисуешь дерево, нужно чувствовать, как оно растет».
Благодаря буддизму на Востоке незавершенность есть универсальный принцип, пронизывающий как традиционное, так и современное искусство.
В буддизме, самой древней мировой религии, особенно ярко проявляется изначальное значение образного слова, которое придает его философско-этическим абстракциям эмоциональную убедительность и «достоверность».
И вообще для буддизма характерно тяготение к притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее значение образного слова неизбежно требовало его реализации в действии, поэтому он очень активно использует различные формы национальных народных художественных традиций, в том числе театр.
Например, в Японии буддизм почти полностью ассимилировал древний театр "Но", наполнив его своим содержанием.
Современные исследователи отмечают, что под влиянием древних традиций буддизма в искусстве Востока очень сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой Индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и так далее. Буддизм – и как религия, и как мифология – вызвал к жизни замечательное искусство: храмовое зодчество, иконографию в виде живописи и скульптуры.
Многие памятники искусства сохранились до наших дней и поныне поражают воображение всякого, кто их видит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы рассмотрели основные положения и ценности буддизма – самой древней мировой религии. Буддизм оказал огромное влияние не только на культуру Востока, но и на культуру вообще.
Большое число людей принимает буддизм как основное вероисповедание, и тенденции роста данной религии по народонаселению имеют прогрессирующий характер. Более того, буддизм можно назвать не только межгосударственной религией, но и межнациональной, то есть она предполагает не только объединение народа в одном государстве, но и объединение нации, что очень актуально на современном этапе. Буддизм живая и жизнеспособная религия.
Данная религия в выгодном свете отличается от иных большим человеколюбием, терпимостью и демократичностью. В корне отсутствуют столь серьезные социальные и культурные ограничения для отдельных категорий людей (в данной ситуации женщин), а также отсутствует отрицательная реакция к исповедующим другую религию.
Многие исследователи считают, что этика в буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации.
В заключение я бы хотел сделать следующие краткие выводы:
1. Основатель учения – Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама).
. Вера в четыре Благородные истины и закон причинно-следственного происхождения (карма) и перерождения (сансара)
. Отсюда вытекает цель: освобождение (нирвана) в Хинаяне или достижение состояния Будды для освобождения всех живых существ (путь бодхисатвы) – в Махаяне.
. Соблюдение 5 «заповедей праведной жизни».
. Отрицание сакральности каст и сословий, отрицание значимости социального статуса для достижения освобождения.
. Базовая ценность сострадания как ведущего этического принципа.
. Отсутствие веры в Бога-Творца; буддизм – атеистическая религия.
Мы видим, что еще 25 веков тому назад буддизм провозглашал этические нормы, которые актуальны и по сей день. Подлинная ценность личности, богатство индивидуальности определяется не тем, к какому сословию относится семья, в которой человек родился, а его образом жизни и духовностью.
Буддизм предложил универсальную систему истин и этических ценностей, значение которой является, по сути, вневременным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Блаватская Е. П. Теософский словарь. М.: Сфера, 1994.
.Буддийские притчи. П.: Алмазное сердце, 2003.
.Гуревич П. С. Культурология. М.: Гардарики, 2004.
.Далай-Лама. Буддийская практика. М.: ИД София, 2004.
.Дхаммапада. П.: Алмазное сердце, 2003.
.Ермошина А. Г. Исцеляющие эмоции. Н. Новгород: Деком, 2004.
.Жуковская Н. П., Корнев В. И. Учение Будды: буддизм как культурно-исторический феномен // Знамя мира: духовно-образовательная газета. 1997. №3.
.История религий. Лекции и хрестоматия. М: Гардарика, Экспертное бюро, 1997.
.Кочетов А. Н. Буддизм. М.: Политиздат, 1968.
. Крывелев И.А. История религий. Т. 2, М: Мысль, 1988.
. Рампа Л. Мудрость древних. К.: София, 2003.
. Сказкин С. Д. Настольная книга атеиста. М.: Изд. полит. лит-ры, 1987.
. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.