- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 17,03 kb
Этнологическая концепция культуры Гумилева
Содержание
Введение
. Происхождение и сущность этносов
. Жизненный цикл этноса
. Этнические контакты и типы этнических процессов
. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева
Заключение
Список литературы
Введение
Концепция культуры в теории этногенеза Л. Н. Гумилева» – одна из важных, интересных и актуальных тем на сегодняшний день.
Огромный вклад в решение проблемы обусловленности истории человечества географическим фактором внес Лев Гумилев. Его теория основана на анализе и синтезе прошлого этносов и окружающей их среды. В своих работах он исследует своеобразный исторический путь России, исходя из особенностей ее географического положения, взаимодействия европейского и азиатского начал. Ученый объясняет историю как историю этносов.
Каждый этнос должен приспособиться (адаптироваться) к его условиям, за пределами которого ему жить трудно. Объединяя географический фактор с историей народов (этносов), ученый строит свою теорию этногенеза. Согласно ей, взрыв пассионарности создает в значительном числе особей, обитающих на охваченной этим взрывом территории, особый нервно-психический настрой, что является поведенческим признаком. Возникший признак связан с повышенной активностью, но характер этой активности определяется местными условиями: в первую очередь – ландшафтом, а также этнокультурным окружением и уровнем социального развития. Поэтому все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы этногенеза сходны.
Теория этногенеза Льва Гумилева раскрывает глубочайшие связи характера, обычаев и культуры народа с геоландшафтами, месторазвитиями, наличием своеобразного умонастроения, направленного на доказательство исторического, этнического, культурного единства славянских народов, как особого геоприродного и социально-культурного мира. Изучив имеющуюся литературу по теме исследования, книги, публикации в СМИ и сети Интернет, можно придти к выводам, что работ, специально посвященных этой теме очень мало. Наибольшее количество работ принадлежит перу самого Льва Гумилева. Так, например его труд «Этногенез и биосфера Земли», посвящен проблемам этнической истории и вопросам взаимодействия народов (этносов) со своей средой обитания. Наиболее ценно то что, автор не возвращается к средневековым воззрениям, а на основе биогенетических исследований природы этносов, природы этногенеза описывает естественнонаучный механизм возникновения и функционирования народов Земли. Это своего рода энциклопедия сведений по истории, географии, культуре, этнологии народов, которые и сегодня играют решающую роль в развитии человечества. Из работ других авторов наиболее соответствуют проблематике и имеют научную ценность книги Юлиана Бромлея. В книге «Очерки теории этноса» дается характеристика всех основных функций этносов, проявляющихся в самых различных сферах жизни общества, от экономики до психологии. Автор анализирует недостаточно разработанные аспекты теории этноса – виды и уровни этноса, место этнических образований среди других человеческих общностей, типы этнических процессов, этнические функции культуры и психики (включая самосознание), рассматривает главные этапы этнической истории человечества, начиная от возникновения этносов в первобытном обществе до этнических процессов в современном мире. Так же можно отметить книгу Константина Иванова, ученика Гумилева, «Проблемы этнической географии», в которой автором рассмотрены этнодемографические и эколого-географические процессы, разработаны новые аспекты этнологической концепции.
Цель работы – рассмотреть особенности концепции культуры в теории этногенеза Л. Н. Гумилева.
Цель работы потребовала, в свою очередь, решения следующих задач:
. Рассмотреть происхождение и сущность этносов;
. Изучить жизненный цикл этноса;
. Выявить этнические контакты и типы этнических процессов;
. Проанализировать концепцию этногенеза Л.Н. Гумилева.
. Происхождение и сущность этносов
Отечественные ученые считают, что этносы относятся к сообществам, возникающим в результате естественноисторического процесса, а не человеческой воли. В западной этнографии распространены теории, которые отстаивают тезис целенаправленного формирования этнического сознания, а, следовательно, и этносов, поскольку этнос – это участник взаимодействия, организующим принципом которого является этническое сознание.
Одним из основных понятий «этнической истории», «этнологии», «этногенеза», представляется понятие самого этноса и заслуга Л.Н.Гумилева перед наукой, прежде всего в том, что именно его подход позволил полно определить это понятие. Оно не совпадает ни с биологическим понятием расы, ни с понятием национальности, являясь с одной стороны верхним звеном биоценоза вмещающего ландшафта, с другой стороны – частью социума, конкретного общественного организма.
Этносы – явление несоциальное: общественное развитие оказывает воздействие на их развитие только преломившись через призму политической и культурной истории. По этой причине государственные образования не всегда совпадают с ареалами этноса. Государства могут включать в свои границы даже части нескольких суперэтносов. Так, в состав Советского Союза входили элементы Мусульманского суперэтноса (Средняя Азия), Византийского суперэтноса (молдаване), Западноевропейского (Прибалтика, Закарпатье). Интересно, что теория Л.Н.Гумилева, с трудом приживаясь на родине, уже начинает прорастать в Европе.
Этносы – не самоназвания. Так, имя монгольского народа «татар» с берегов Керулена перекочевало на берега Волги и стало самоназванием поволжских кипчаков – тюрок, которые в свое время приняли его в знак лояльности Золотой Орде.
Этносы не являются понятием биологическим: этнология принципиально отлична от антропологии, а, стало быть, и от рассового подхода. Можно заключить, что: этнос – развивающаяся в историческом времени системная целостность людей, объединенных единым стереотипом поведения, особым поведенческим языком, который передается по наследству. По этой причине этнос как явление не сводимо ни к одной из известных социальных «форм человеческого общежития» и является «посредствующим звеном между обществом и природной средой».
Механизмы, обеспечивающие стабильность генетического разнообразия в современном мире, известны как признаки этноса, отличающие его от социальных групп, причем все признаки этноса, какой бы из них ни признавался в данное время ведущим, – это признаки размежевания. Их перечень хорошо известен: различия в физическом облике, территория, особенности культуры, самосознание, этноним. Любой из этих признаков может считаться доминирующим в той или иной конкретно-исторической ситуации.
Кроме того, нельзя считать этнические признаки однозначными, ведь существование этносов строится не по линейному принципу горизонтальных связей. Они образуют сложную иерархическую систему, которая динамично изменяется, следовательно, делать какие бы то ни было выводы о сущности этнического времени и возможностях его измерения только по этническим признакам нельзя.
Ю.В.Бромлей к числу отличительных свойств этнических общностей относит устойчивость и наглядность, проявляющиеся наиболее отчетливо в следующих сферах: эндогамия, этническое самосознание и психические стереотипы. «Этнос – в узком смысле – осознанная культурная общность. Этносы в более широком смысле – этносоциальные организмы, обладают не только культурной, но и социально-экономической, политической общностью. В отличие от этно-социального организма этнос может существовать и при нескольких формациях». Таково объяснение несовпадения основных этапов этнических и социально-экономических процессов. Решающую роль в преемственности специфических стереотипов поведения Бромлей отводит не биологической наследственности, а «внебиологическому механизму прижизненного усвоения ими культурных традиций данной общности».
Ю.В.Бромлей определяет этнос как продукт внешних условий, прежде всего общественно-исторических. Социальные процессы доминируют над природными в этносе. В ходе общественного развития социальная детерминированность этнических процессов возрастает.
. Жизненный цикл этноса
Исходным моментом любого этногенеза является специфическая микромутация небольшого числа особей в географическом ареале. Следствием мутации является появление в генотипе людей признака пассионарности, формирующего новый стереотип поведения. Это явление, вызывающее в популяции повышенную абсорбцию биохимической энергии из внешней среды и приводящую к появлению новых этнических систем Л.Н.Гумилев назвал пассионарным толчком. Толчок может быть идентифицирован по ряду объективных признаков, универсальных для всех известных в истории феноменов этногенеза.
Через 1200-1500 лет от начального момента толчка пассионарный признак в популяции угасает и этнос либо растворяется в среде соседних народов (ассимилируется), либо существует неограниченно долго в гомеостазе, в состоянии равновесия с биоценозом своего ландшафта.
Поскольку в теории принято, что пассионарность – признак генетический и есть ген – носитель этого признака, то проявляться он должен в результате мутаций, вызванных внешним энергетическим воздействием на популяцию. Генетическая природа пассионарности подтверждается не только фактом передачи признака пассионарности по наследству с постепенным его угасанием (свойство рецессивных признаков), но и прямым расчетом этногенетических кривых с использованием закономерностей популяционной генетики. Тип внешнего воздействия, вызывающего мутацию, до настоящего времени не установлен. Сам Л.Н.Гумилев с учениками склонялся к космической причине – воздействию космических лучей, вызванных вариациями солнечной активности или вспышками сверхновых.
Однако возможен вариант воздействия на организмы электрических или магнитных полей, возникающих в результате каких-то процессов, протекающих в мантии Земли (след воздействия будет тоже геометрически представляться в форме геодезических линий).
Согласно Л.Н. Гумилеву, существует два основных типа этносов: динамические (исторические) и статичные (персистентные).
Персистентные этносы – это этносы, находящиеся в состоянии этнического гомеостаза, при котором жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений. Этническая система сохраняет равновесие с ландшафтом не проявляя активности в изменении окружения. Человеческая популяция вписана в природу. Люди образуют завершающий этап природных или ранее перестроенных трофических цепей. К персистентному состоянию этнос приходит в результате длительного (1200-1500 лет) исторического развития.
Из общей массы пассионариев выделяют специфические поведенческие черты, такие как стремление к активной деятельности, преобразованию окружения, служение идее вплоть до самопожертвования. Поскольку последнее противоречит природе живых организмов, инстинкту самосохранения, то Л.Н.Гумилев считает пассионарность проявлением мутации, вызванной воздействием космического излучения.
Исторический этнос проходит несколько фаз развития. В фазе подъема (около 300 лет) осуществляется огромная работа по преобразованию вмещающего ландшафта, поскольку только из него пассионарии могут получить ресурсы для достижения поставленных целей. Количество пассионариев в новом этносе резко увеличивается как за счет их притока извне, так и за счет пассионарной индукции, то есть распространения пассионарности на людей, не обладающих пассионарными генетическими признаками. В этой фазе производится основная работа по формированию системных связей, формируется структура этноса.
В акматической фазе (следующие 300 лет) происходит перегрев этнической системы. Пассионарии борются за власть, в связи с чем этнос испытывает периоды, как подъема, так и спада. Территория, занимаемая этносом, расширяется до границ ареала, пригодного для его существования, преимущественно в пределах природных зон.
Надлом (100-200 лет) связан с ломкой структуры этноса, созданной в начальный период для небольшого образования и не соответствующей новым масштабам государства. Это – эпоха гражданских войн и иных внутренних потрясений, но в то же время, и расцвета науки и искусства. Пассионарность в этнической системе резко падает. Носители пассионарного гена ищут самовыражение не в стремлении к власти, а в достижении успеха в творческой области. В инерционной фазе (300 лет) этнос существует как бы по инерции. Исходная структура и системообразующие связи практически сломаны, но сохранен поведенческий стереотип и этническая традиция, объединяющие людей. Укрепление государственных органов власти, приоритет законов над отдельными волеизъявлениями, означают возможность мирно существовать без ярких личностей пассионарного типа. Наступает эпоха «золотой посредственности», отвечающая желаниям основной массы населения, так называемых гармоничных людей, которые и производят основные материальные и духовные ценности. Государство и население богатеют. Фаза обскурации (300 лет) характеризуется дальнейшим спадом пассионарности до уровня даже ниже нулевого. Люди переключаются на свои собственные проблемы и мало интересуются делами правительства. В результате, к власти приходят индивидуумы с пониженной энергетикой, так называемые субпассионарии, не способные к созидательной работе и живущие за счет общества. Накопленные в предыдущий период богатства растрачиваются, а этнос распадается или переходит в мемориальную фазу, где только сохраняется память о прошлом величии. В мемориальной фазе остатки этноса существуют в виде реликтов, постепенно переходя в персистентное состояние.
. Этнические контакты и типы этнических процессов
В процессе территориального расширения ареала развития, этнос включает в свой состав новые этносы, находящиеся в персистентном состоянии или различных фазах (преимущественно поздних) исторического развития. Совместное сосуществование разных этносов приводит их к взаимообогащению и формированию единой культуры суперэтноса. Поэтому, суперэтнические системы именуют также «культурами», «мирами», «цивилизациями». Разные народы, входящие в суперэтнос, обладают единой ментальностью, но сохраняют разное мироощущение. Разное мироощущение непосредственно связано с различиями в природопользовании, закреплением разных рефлексов в генетической памяти людей.
Симбиоз – форма положительных контактов между разными этносами, обычно входящими в суперэтнос, приводящая к их взаимообогащению. Этносы сохраняют свое своеобразие и набор приспособительных навыков к среде. При ксении этносы не сливаются, сохраняют своеобразие, но существуют нейтрально, не взаимообогащая друг друга. Химера – форма контактов несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие, происходит аннигиляция и разрушение.
Этнические контакты неизбежны. Однако при их осуществлении в сфере природопользования совершается огромное количество ошибок, порождающих этнополитические проблемы. Например, повсеместная распашка целинных земель без учета свойств и качества почв привела не только к их уничтожению (бедленды в Северной Америке, выдувание и песчаные бури в Казахстане), но и к вытеснению коренных жителей. Практику перевода с кочевого образа жизни на оседлый народов Крайнего Севера вообще можно расценивать как геноцид, так как персистентные народы (как этносы, а не конкретные люди) могут сохраниться только ведя традиционный образ жизни.
Попадая в новый регион, представители прогрессирующего этноса продолжают вести хозяйство в соответствии со стереотипом поведения, причем не всегда эффективно, лишь постепенно адаптируя его к новой среде. Основой принятия неэффективных решений, как и всегда, является недостаток информации о свойствах природной среды и социально-экономического окружения. Такой вывод сделан представителями так называемого «бихевиористкого» (поведенческого) направления в англо-американской географии.
Выделяются два типа этнических процессов:
. эволюционный тип, который находит свое выражение в изменении любого признака этноса:
-языка (появление или исчезновение диалектов, сленга, формирование литературного языка);
-культуры;
-социальных структур;
. трансформационный тип, ведущий к смене этнической принадлежности ранее существующего этноса.
Трансформационные этнические процессы проявляются в смене основного признака этноса – его самосознания. Они находят свое выражение как в этническом разделении (например, формирование на базе древнерусского этноса великороссов, украинцев, белорусов), так и этническом объединении на базе метизации <#”justify”>1.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983-440стр
2.Бромлей Ю.В. Несколько замечаний о социальных и природных факторах этногенеза //ЭИЖ, 1999.- Эл. Версия- 312стр
.Гумилев Л.Н. Этнос как явление – Эл. Версия- 279стр
.Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этносфера и космос//Космическая антропоэкология: техника и методы исследования. М., 1988. -4002стр
.Гумилев Л.Н. Этнология и ее применение // География и современность – Л., 1990. -244
.Гумилев Л.Н Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.-315стр
.Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы, два подхода к изучению //Социологические исследования. 1992. -272стр
.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. // М.: ДИ-ДИК, 2001-358стр
.Иванов К.П. Проблемы этнической географии / Под ред. А.И.Чистобаева. СПб.: СП6ГУ, 1998. -216стр