- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,86 Кб
Факторы формирования общины на основе прихода православного храма в начале XXI века
Факторы формирования общины на основе прихода православного храма в начале XXI века
Данный реферат написан на основании результатов исследования Социальный работник прихода. Восприятие Патриаршей инициативы о введении должности социального работника представителями приходов Московской Епархии, проведенного авторами в 2010 г. Анкетный опрос проводился на семинарах, организованных Комиссией по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы в период с февраля по декабрь 2010 г. Дополнительный опрос был проведен на семинаре епископа Смоленского и Вяземского Пантелеймона (Шатова) в Школе молодежных лидеров (ПСТГУ) и на вручении дипломов социальным работникам, прошедшим обучение на краткосрочных курсах Организация социальной работы в приходе, организованных Комиссией по церковной социальной деятельности. В опросе приняли участие представители храмов всех 14 благочиний г. Москвы.
Всего в опросе приняли участие 458 человек: настоятели (19%), священники (12%), дьяконы (11%), социальные работники (20%) и другие работники храма (17%), а также активные миряне, уже включенные или готовые включиться в деятельность своего прихода (17%). Респонденты выступали в качестве экспертов, описывающих свой приход.
Община на основе прихода православного храма
В эмпирических социологических исследованиях жизни и деятельности Русской православной церкви, в ряде случаев целесообразно разделять понятия община и приход. По ряду важных характеристик (репродуктивное поведение, ценности и установки и др.) люди, входящие в общину, отличаются от обычных прихожан.
В официальных документах РПЦ понятия прихода и общины взаимосвязаны. В частности, ныне действующий Устав гласит: Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме… Границы приходов устанавливаются епархиальным советом.
Данная формулировка не является исчерпывающей, в ней совмещаются два принципиально различных принципа построения мельчайших единиц христианского (внемонастырского) общежития. Первый принцип – территориальный. Так, в Приходском уставе Поместного собора 1917-1918 гг. дано следующее определение прихода (закрепляющее существовавшую в досинодальный и синодальный периоды традицию): Приходом в Православной церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля. Этот принцип работал в ситуации, когда практически все население страны принадлежало к православному вероисповеданию.
Второй принцип – общинный – фиксирует иную ситуацию.! В XX в. в силу усиления пространственной мобильности территориальный принцип перестает играть значительную роль. Прихожане собираются в приход не только, а часто и не столько с близлежащей территории (в среде современного духовенства распространяется термин приезжане).
В современной ситуации остается неясным, какие факторы способствуют формированию крепкой общины/прихода? Неясно, являются ли определяющими в первую очередь пространственные факторы (местоположение, близость к метро и т.д.) или же факторы иного рода, как то: стиль руководства настоятеля, наличие священников, у которых много духовных чад, количество священников прихода и число прихожан, материальная обеспеченность; прихода, история храма и т.д.?
Для того чтобы операционализировать понятие общины, мы обращаемся к международному опыту социологических исследований католических приходов, где тема построения общины в значительной степени актуализировалась после II Ватиканского собора (1962-1965), результатом которого стал кардинально новый взгляд на форму существования приходов Католической церкви, включавший активное участие мирян в жизни прихода и в управлении им, развитие общинной жизни. За основу были взяты исследования, выполненные в рамках социологии прихода в Европе и США, в частности – исследования М. Хорнби-Смита, результаты которых описаны в монографии автора Меняющийся приход: приходы, священник и прихожане после Второго Ватиканского собора (Великобритания, 1989 г.), Исследование приходской жизни католических приходов университета Нотр-Дам (США, 1987 г.).
В католической церкви пространственный принцип приходского устройства был зафиксирован Тридентским собором (1545-1563).
М. Хорнби-Смит предлагает использовать следующие критерии обшины: во-первых, общие верования и ценности, разделяемые членами общины, и, во-вторых, наличие развитой системы социальной поддержки и взаимопомощи в приходе, взаимодействие прихожан между собой.
Д. Лидж в исследовании приходской жизни католических приходов, проведенном Университетом Нотр-Дам, в качестве основного показателя наличия общины в приходе выделяет чувство обшины (sense of community), индикатором которого является прямой вопрос: Насколько сильно чувство общины в вашем приходе? с тремя вариантами ответа: нет никакого чувства общины, в приходе есть некоторые проявления чувства общины, в приходе очень сильное чувство общины. Затем оценивается, насколько сила чувства общины связана с характеристиками прихода, такими, как размер прихода, тип населенного пункта, в котором располагается приход, этнический состав прихода. Так, например, приходы большего размера, расположенные в крупных городах, отличаются более выраженным чувством общины, что может объясняться, помимо прочего, более широким спектром видов внебогослужебной жизни прихода, позволяющим вовлекать в жизнь прихода группы прихожан, имеющих разные интересы. О том же свидетельствуют и результаты анализа ответов на близкий по смыслу к чувству общины вопрос о том, насколько прихожане привязаны (feel attached) к приходу. Одним из наиболее сильно связанных с привязанностью к приходу показателей оказалось число внебогослужебных видов деятельности, в которых участвует прихожанин.
Для того чтобы оценить степень развитости общины на основе прихода, в нашем исследовании Социальный работник прихода мы руководствовались набором показателей, состоящих из подтверждений или опровержений следующих восьми утверждений.
В вашем приходе есть община.
В нашем приходе много прихожан, которые общаются вне литургии.
В приходе есть прихожане, к которым я могу обратиться за 1 помощью, и знаю, что мне не откажут.
В приходе есть группы прихожан, которые занимаются работой в приходе без участия священника.
Я знаю, что в нашем приходе многие прихожане молятся друг 1 за друга.
В нашем приходе прихожане регулярно собираются в трапез- 1 ной на чаепитие.
Когда вы приходите на воскресную литургию в свой храм, I обычно вы видите людей… (по большей части вам знакомых).
На основании указанных восьми утверждений мы оцениваем степень развитости общины в приходе. Мы считаем, что при наличии I как минимум семи положительных ответов на вопросы, входящие в индекс развитости общины, община в приходе – сильная, при J двух или менее положительных ответах – слабая или отсутствует.
Наличие в приходе сильной общины на 10-25% повышает вероятность осуществления в нем тех или иных видов социального служения (табл. 1).
Таблица 1 – Какая социальная работа ведется вашим приходом (священником и прихожанами)? (% по столбцу)
Виды социальной работыОбщина слабая или отсутствуетПриходы со средним значением индексаСильная общинаПомощь больным616977Помощь старикам485973Помощь инвалидам464655Помощь бездомным323547Помощь многодетным семьям434765Помощь нуждающимся364662Помощь сиротам212734Социальная работа не ведется311База (количество респондентов)90178117христианский приход настоятель община
Факторы формирования сильной общины
Среди факторов, способствующих формированию сильной общины, выделяются три наиболее существенных: во-первых, размер и местоположение прихода; во-вторых, наличие в приходе одного или нескольких священников, у которых много духовных чад (т.е. влияние личных качеств священников, их харизмы и т.п., что привлекает новых прихожан); в-третьих, стиль руководства настоятеля храма.
Сильная община чаще встречается в храмах небольшого размера (что не совпадает с выводами исследования католических приходов). Одним из показателей размера прихода является количество священников, которые служат в приходе. Так, в московских храмах, где служат один-два священника, сильная община встречается в 40% случаев, в то время как в более крупных приходах, где служат 6 или более священников, сильная община встречается всего в 24% случаев (табл. 2).
Таблица 2 – Сколько священников служит у вас в приходе? (% по строке)
Тип общины Число священников в приходеОбщина слабая или отсутствуетПриходы со средним значением индексаСильная общинаБаза (количество респондентов)1-2 священника1843401293-5 священников2251271756-20 священников31452462
Здесь и далее, если не указано иное, рассматриваемые различия по категории сильная община значимы на уровне р < 0,05 (применяется z-тест на равенство двух долей).
Одно из возможных объяснений такой ситуации может быть связано с тем, что при наличии нескольких священников в приходе может существовать несколько отдельных групп прихожан, не пересекающихся между собой. В этом случае можно говорить о существовании в приходе не единой общины, а нескольких относительно автономных общин, собирающихся вокруг каждого из священников. Основанием для такого объединения может служить не только личность конкретного священника или богослужебная жизнь и совместное участие в таинствах (покаяльные семьи), но и определенные виды внебогослужебной жизни и деятельности. Это могут быть группы, имеющие определенную специализацию, например: воскресная школа, молодежный центр, сестричество, группа помощи бездомным, пекарня, киноклуб и т.д. – всего опрошенные назвали более 50 видов внебогослужебной деятельности, которую ведет их приход. Какие-то из этих видов деятельности встречаются в большинстве московских приходов, например – воскресная школа, другие оказываются довольно редкими, например – киноклуб или издание собственного журнала (табл. 3).
Таблица 3 – Какие дополнительные виды деятельности есть при вашем храме?
Виды деятельности:%Воскресная школа85Катехизаторские беседы57Приходская библиотека53Церковный магазин44Молодежная организация32Пекарня17 ‘Паломнический центр17Сестричество/группа милосердия/социальная служба16Благотворительная столовая11Швейная мастерская10Лекторий10Хор/певческий кружок/театральная студия/танцевальный кружок10Юридическая консультация8Киноклуб8Виды деятельности:%Спортивный центр6Военно-патриотический клуб2Другое12Нет дополнительных видов деятельности2Затрудняюсь ответить2База (количество респондентов)458
Другое возможное объяснение того факта, что при увеличении числа священников падает доля приходов, характеризующихся наличием сильной общины, связано с тем, что в большом приходе личное общение между прихожанами затруднено и вследствие высокой нагрузки у священников часто не остается времени на организацию внебогослужебной жизни прихода. Такая ситуация (табл. 4) характерна также для храмов в спальных районах города, куда прихожане собираются скорее по территориальному принципу (лишь 20% храмов, находящихся в окружении жилых массивов, имеют сильную общину), в отличие от храмов, расположенных в центре города, куда необходимо добираться, затрачивая определенные усилия и время (40% храмов, находящихся в центре города, т.е. в удалении от жилых массивов, имеют сильную общину).
Таблица 4 – Находится ли ваш приход в жилом массиве (спальном районе)? (% по строке)
Тип общины местоположение храмаОбщина слабая или отсутствуетПриходы со средним значением индексаСильная общинаБаза (количество респондентов)В жилом массиве285220155Не в жилом массиве184240197
Священник занимает ключевую позицию в приходской общине, именно священник обычно является центром, на который замыкаются связи всех прихожан, поэтому его личные характеристики и лидерские качества очень важны с точки зрения формирования крепкой общины. В нашем исследовании задавался вопрос: Есть ли в храме такой священник или священники, у которых много (более 100) духовных чад (т.е. благодаря его личным качествам, харизме и т.п. он привлекает новых прихожан)? Среди приходов где такой священник есть, 38% характеризуются наличием сильной общины (табл. 5). Если такого священника нет, доля храмов, I имеющих сильную общину, снижается до 21%.
Таблица 5 – Есть ли в храме такой священник или священники, у которых много (более 100) духовных чад? (% по строке)
Община слабая или отсутствуетПриходы со средним значением индексаСильная общинаБаза (количество респондентов)Есть174538150Нет304921100
Таблица 6 – Наличие священника, у которого много духовных чад в зависимости от числа священников в приходе (в %)
Наличие священника, у которого много духовных чадБаза (количество респондентов)ЕстьНетЗатрудняюсь ответитьЧисло священников1-23434321453-54226322046-2049193278
Третий фактор, определяющий формирование общины в приходе, – стиль руководства настоятеля прихода. Мы предложили респондентам три пары высказываний, задающие полюса трех шкал, определяющих стиль руководства настоятеля прихода, и попросили оценить (по шкале из шести пунктов), к какому из высказываний в каждой паре ближе стиль руководства настоятеля прихода, который представлял респондент.
В тех приходах, где настоятель занимает крайние позиции: полностью берет на себя решение всех вопросов в приходе, занимает пассивную позицию (будет вера – дела приложатся сами собой) или же ориентирован в первую очередь на решение задач, а не на людей, в таких приходах сильная община появляется реже. В то же время если настоятель придерживается в руководстве приходом другого полюса указанных шкал либо средней позиции, сильная община в таких приходах появляется чаще.
По результатам нашего исследования, следующие факторы не влияют на вероятность формирования сильной общины на основе прихода:
время, когда был построен храм;
закрывался ли храм в советский период;
наличие среди прихожан известных, публичных людей;
материальная база;
возраст настоятеля и срок хиротонии, а также сколько лет назад он был назначен настоятелем;
наличие известных святынь.
По результатам нашего исследования, важнейшими факторами способствующими возникновению крепкой общины в приходе православного храма, оказываются: местоположение храма (в центре/ в жилом массиве), количество служащих в храме священников и наличие в приходе священника/настоятеля, способного привлечь мирян. Если в своей деятельности такой настоятель будет привлекать мирян к решению тех или иных внебогослужебных вопросов будет считать, что внебогослужебная деятельность не появится сама собой и будет способствовать ее возникновению, при этом считая приоритетным все же не решение каких-то конкретных задач но вовлечение имеющихся в приходе людей, – в таком приходе сильная община, как правило, появляется чаще.
Литература
1.Орешина Д.А. Католический приход во второй половине XX века: фак-5 торы формирования приходской общины // Материалы семинара Социология религии. 2010. № 3. [Электронный ресурс]. [Офиц. сайт семинара Социология религии ПСТГУ]. URL: <http://socrel.pstgu.ru/category/> workingpaper (дата обращения: 12.12.2011).
.Орешина Д.А. Прикладные социологические исследования католиче* ского прихода в США до реформ Второго Ватиканского собора (1962- 1965 гг.) // Материалы семинара Социология религии. 2010. № 4.
.Устав Русской православной церкви. [Электронный ресурс]. [ОфиЦ- сайт Московского Патриархата РПЦ]. URL:<http://www.patriarchia.ru/db/> text/13314l.html (датаобращения: 12.12.2011).
.Цыпин В.А. Церковное право. Часть III. Органы церковного управления. Приход в Русской православной церкви. Приходской устав Поместного собора 1917-1918 гг. [Электронный ресурс]. [Информационно-аналитический портал Саратовской епархии РПЦ]. URL: <http://lib.eparhia-saratov>. rU/books/22c/cipin/eccllaw/152.html
5.Donovan J.D. Sociology of parish. New Catholic encyclopedia. 1967. bl. 10. FichterJ.H. Dynamics in the city Church. Chicago, 1951.
.FichterJ.H. Social relations in the urban parish. Chicago, 1954.
.Homsby-Smith М. P. The changing parish. A study of parishes, priests, and parishioners after Vatican II. L.; N.Y., 1989.
.Sociology of the parish / Ed. by C.J. Nuesse, T.J. Harte. Milwaukee, 1951.
.The emerging parish. The Notre Dame study of Catholic life since Vatican II / Ed. by J. Gremillion, J. Castelli. Notre Dame, 1987.