- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 9,2 Кб
Феномен контркультуры
Министерство образования и науки РФ
Волгоградский государственный технический университет
Кафедра «История, культура и социология»
РЕФЕРАТ
по курсу «Культурология»
на тему
«Феномен контркультуры»
Выполнил:
студент группы Э-160
Новоженина Е. М.
Проверил:
доцент Естрина О.В.
Волгоград 2012
Содержание
Введение
. Понятие контркультуры
. Подходы к изучению феномена контркультуры
. Молодежный бунт в 1960-х годах. Культурная революция
Заключение
Список литературы
За последние несколько десятков лет феномен контркультуры стал объектом усиленного внимания многих ученых-социологов, культурологов и философов. Однако понимание термина «контркультура» на протяжении второй половины XX – начала XXI вв. претерпело серьезные изменения. Первоначальный смысл данной категории исказился, в результате чего контркультурой стали называть все культурные проявления, не укладывающиеся в традиционные рамки. В то же время в научной литературе также существуют 2 прямо противоположных точки зрения на данный культурный феномен.
В связи с этим в качестве цели данной работы я выбрала выявление основных положений феномена контркультуры. Задачами данного исследования являются раскрытия понятия контркультуры и ее основных компонентов, знакомство с различными подходами к пониманию данной категории, а также осмысление действий молодежных контркультурных движений 60-х годов прошлого века.
. Понятие контркультуры
Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены, которые закрепляются в особых чертах поведения людей, их сознания, традиций и т.д. Люди реагируют на жизненные впечатления своеобразно. Этот факт во многом повлиял на возникновение особой ментальности как специфической настроенности определенных групп. Примером таких групп могут являться субкультуры, имеющие особый кодекс правил и моральных норм внутри своего этноса. Они не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность.
Тем не менее, с развитием общества складываются такие ситуации, когда локальные ценности начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, и пытаются навязать свои моральные установки для широких социальных общностей. Такая ситуация является примером возникновения контркультуры.
Итак, если новые ценности и нормы противоречат базовым ценностям господствующей культуры, то они составляют содержание контркультуры. Контркультура получила распространение среди молодежи стран Запада в 60-70-е годы ХХ века. Для данного культурного типа характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных устоев и идеалов, стандартов и стереотипов общественной культуры.
Контркультура олицетворяет необходимость перемен в конкретной общественной формации. Это целостный многоплановый феномен, отражающий динамический процесс противостояния статичным общепринятым нормативным структурам. Кроме того, это своеобразный механизм создания новых теоретических принципов и их практической реализации.
. Подходы к изучению феномена контркультуры
Т. Роззак первым ввел в массовый обиход понятие «контркультура» в своей книге «Создание контркультуры: Размышления о технократической цивилизации и ее юной оппозиции». Он определил контркультуру как «культурную совокупность того, что радикально расходится с ценностями и нормами мэйнстрима нашего общества»[1]. В этой работе он пытался осмыслить теоретическую базу молодежного движения 1960-х годов, при этом он отмечал, что именно революция на уровне сознания влияет на создание контркультуры. По Т. Роззаку, источником возникновения контркультуры является бунт молодых, основанный на их непримиримом отношении к поколению родителей из-за их потребительского, бездуховного отношения к жизни. Таким образом, главная цель создания контркультуры – это борьба с технократической цивилизацией.
Первые работы о контркультуре русских ученых появляются в начале 1980-х гг. Ю.Н Давыдов и И.Б Роднянская в своей работе отмечают, что контркультура выступает «против трудовой этики за безделье, осмысленное в духе античной атараксии и буддистской нирваны; <… > против какой бы то ни было упорядоченности в эротической сфере; против социальности вообще и культурности вообще» [6, с. 58].
Также интересна монография «Спор идет о человеке» А.С. Мулярчика, где контркультура характеризуется как крайне аморальное явление: «Она полностью освободилась от всяких ограничений, связанных с моралью, – не только от буржуазного лицемерия и ханжества, но и от …изначальных представлений о добре и зле, приличном и неприличном»[8, с. 207].
К концу 90-х гг. XX века сформировалось расширительное представление о контркультуре. Теперь она определяется как понятие, которое обозначает социокультурные установки, противоречащие фундаментальным принципам массовой культуры, а также приравнивается с молодежной субкультурой 60-х гг. и ее критическим отношением к современной культуре. Ряд исследователей, развивая данную концепцию, отождествляет контркультуру, альтернативную культуру и молодежные неформальные объединения, приписывая им такие черты, как стремление к нигилизму традиционных ценностей, отказ от существующей официальной идеологии и, как следствие, ориентация на собственные идеалы, ценности, образ жизни и т.д.
В начале XXI в. оформилось направление, относящее к контркультуре все возможные культурные течения так или иначе контрастирующие с центральной. Таким образом, были отмечены следующие причины появления контркультуры:
°отрицания устаревших и утверждения новых культурных форм из-за диссонанса между господствующей культурой и реальной жизнью;
°потребность в самоутверждении молодежи;
°относительное благополучие общества.
Данная концепция позволяет вывести основные различия между молодежной субкультурой и контркультурой как культурными типами. В частности, характерным для молодежной субкультуры конструктивной деятельности, направленной на создание своего мира, борьбе за выживание, закрытости, пассивно-оборонительной позиции противостоят характерные для контркультуры деструктивная деятельность, направленная на победу над врагом, борьба за победу, открытость противостояния и война, постоянный поиск встреч с врагом, агрессивная наступательная позиция, изменения для общества.
Не все молодежные субкультуры одновременно являются контркультурами, в действительности существует масса переходных типов. Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда появляется некий общий враг: общество в целом, определенные социальные несоответствия реалиям времени, но ни в коем случае не конкретные человек или социально-демографическая группа. В то же время контркультура никогда не превращается в мэйнстрим, она всегда появляется «на обочине» исторической магистрали. Таким образом, данная концепция различает на аксиологических основаниях молодежную субкультуру и контркультуру как два различных типа культуры.
Осмысление контркультуры позволяет выявить характерные признаки поведения молодежи в контркультуре:
°негативные отношения молодежи с близкими и чужими, агрессивность, демонстративное неповиновение, разрушительные действия;
°отсутствие стремления к самореализации и саморазвитию в том обществе, к которому молодой человек принадлежит.
Значительно внимание уделяется изучению социально-психологической составляющей контркультуры. У молодежи, входящей в контркультуру, возникают дефекты правового и нравственного сознания, деформации потребностной сферы личности, негативные особенности характера и эмоционально-волевой сферы. Происходит сочетание результатов неправильного развития личности, недостатков воспитания и неблагоприятной ситуации, в которой эта личность оказалась. В результате контркультура оказывается относительно замкнутой системой с жестко закрепленными ролевыми предписаниями и с потерей смысложизненных ориентаций.
Итак, в настоящее время существует несколько подходов к изучению феномена контркультуры. Целый ряд исследователей считают концепцию контркультуры малопродуктивной, в связи с тем, что она описывает либо слишком общие процессы базовой культуры современного общества, либо крайне малую часть данных процессов. Однако наметился ряд перспективных направлений, позволяющих не только уточнить принципиальные характеристики контркультуры как типа современной культуры, но и выделить и проанализировать новые ключевые проблемы.
. Молодежный бунт в 1960-х годах. Культурная революция
Один из основоположников Студенческой революции 60-х гг., Г. Маркузе, представил в своих трудах теоретические основания концепции контркультуры. Согласно его идеям, культура является средством тотального угнетения биологической и социальной сущности человека. Другими словами, прогресс культуры выступает как расширение и упрочение функции организованного господства, что приводит к росту общей агрессии, которая выливается в мировые войны, ужасы концлагерей и т.д. Для противостояния этому процессу необходимо разрушение неподходящей культуры. Соответственно, на смену одной культуре придет культура спасительная, то есть контркультура.
Таким образом, рассуждения Г. Маркузе образуют главную задачу контркультуры – создание нового типа личности с новыми способами сознания и действия. В задачи контркультуры входит также формирование новых типов межличностных отношений, формирование новой аксиологической системы, выработка новых этических и эстетических норм, правил, традиций.
Центральное место в концепции Г. Маркузе занимает понятие наслаждения. Создание контркультуры на основе принципа удовольствия позволяет реально освободить человека, поскольку удовольствие, наслаждение всегда индивидуальны, составляют уникальное индивидуальное жизненное поле личности. Развитие принципа удовольствия повлечет за собой появление новой чувственности, что в итоге приводит Г. Маркузе к размышлениям о сексуальной революции. Именно эти идеи стали фундаментальными в молодежной революции в 60-х годах.
В 60-е гг. контркультура стала моделью поведения и способом существования основной молодежи США. В рамках практического воплощения концепции контркультуры возник культ обычного человека, устанавливающего для себя новые межличностные связи, отличные от тех, что диктуются нормами существования индустриального капиталистического общества. Молодые люди противопоставили собственные ценности державным установкам западной культуры. Такие контркультурные тенденции 60-х гг. ХХ в. имели далеко идущие последствия. Во-первых, они были ярким выражением начавшихся социально-политических и культурных преобразований в западном обществе, во-вторых, они определили характер мировоззренческих и религиозных поисков молодого поколения.
Идеология контркультуры – это свержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских. В 70-х годах контркультурное движение распалось на множество разнохарактерных групп.
Единство традиций и новаций, эволюционных и революционных изменений обусловливает динамику культуры. В ней различают эпоху становления, расцвета и эпоху кризиса, упадка. Такой же цикл случился с контокультурой 60-х. В новаторские периоды идеал последователей контркультуры почти сливается с реальностью, помещается в близкое будущее – поколение «шестидесятников», которые приготовились жить при коммунизме. В период расцвета путь к идеалу уже не представляется таким кратким. В критический период упадка культуры идеал «опрокидывается» в прошлое.
Чтобы обрести новый идеал, надо не разрушать старое до основания, а переосмыслить его. Возрождение народа и его культуры зависит не от провидения, а от нашей способности найти в себе волю к достойной жизни. У истоков нового типа культуры лежит духовный переворот, прорыв, выработка новой системы ценностей и смыслов идеалов бытия. Такой прорыв обусловливает переориентацию социальных отношений, перестройку всей системы власти, оформление новых социальных групп и институтов, в которых кристаллизуются новые ценности культуры. Изменяются международные контакты, расширяется пространство нового типа культуры.
Если духовный порыв не воплощается в деятельности социальных институтов, то возникает социально-культурное противоречие, раскол, который может принять хронический характер и тогда динамика культуры приобретает циклически колебательную форму.
Интерес к контркультуре не угасает и в настоящее время. Темы, заявленные протестом 1960-х распространились не только в Старом и Новом Свете, но и в России. Конфликт личности и общества, тема свободы в индустриальном и постиндустриальном мире представляют интерес, как для современной молодежи, так и для научного мира.
Заключение
контркультура молодежный революция традиция
Влияние контркультуры внесло огромный вклад в развитие общества, воздействовало на многие принципы жизни, ценностные и материальные идеалы и др. Можно констатировать, что многие знаменательные общественные инициативы XX века – экологическое движение в защиту природной среды, пацифистское движение за запрещение войн, движения за ограничение гонки вооружений и за запрещение испытаний ядерного оружия, новейшие художественно-эстетические течения, рожденные из смелых творческих экспериментов были результатом стремления молодежи к усовершенствованию человеческой жизнедеятельности в мире. Тем не менее, она все равно считается отрицательным аспектом человеческой жизни, не смотря на все ее положительные качества.
Таким образом, до конца раскрыть феномен контркультуры невозможно. Ее нельзя отнести ни к добру, ни к злу – она балансирует на границе этих миров. Однако ее функционирование безусловно важно для развития современного общества.
Список литературы
1.Roszak Th. The Making of a Counter-Culture: Reflections on the Technocratic Society and its Youthful Oppositions. N-Y.,1969
.Булыгина А.А. Субкультуры и контркультура: грани взаимодействия // Науч. зап. НГАЭиУ. – Новосибирск, 2001.
.Гуревич П.С. Культура и контркультура. // Свободная мысль. – 1994. – №11.
.Гуревич П.С. Культурология. Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2001.
.Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М., 1980.
.Лысенко Е.М. Молодежная субкультура: синергетическое осмысление феноменов. Саратов, 2006.
.Мулярчик А.С. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины XXв. М., 1985.
.#”justify”>.http://subculture.narod.ru/