- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,04 Кб
Фестиваль и особенности его проведения
Содержание
Введение
Глава 1. Художественная концепция фестиваля как формы творческой организации
.1.Общее понятие о фестивале
.2 Современные принципы мирового фестивального движения
.3 Типология современных фестивалей
.4 Художественная концепция и тематическая направленность фестивалей
.5 Методика подготовки и проведения фестиваля. Функции оргкомитета
.6 PR-технологии, используемые для продвижения фестиваля
.7 Источники финансирования социально-культурных проектов
Глава 2. Сравнительный анализ фестивалей «Созвездие Орла» (ОГИИК) и «Мы вместе» (БГТУ)
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы: Фестиваль и особенности его проведения.
Объект исследования: Фестиваль как одна из самых массовых форм творческой деятельности.
Предмет исследования: Методика подготовки и проведения фестивалей
Актуальность исследования: Являясь одной из наиболее крупных форм творческой деятельности, фестиваль способен вовлечь в процесс общения большое количество участников и зрителей, с целью утверждения в современном обществе идеалов красоты, добра, творчества, здоровой соревновательности и т.п. Фестивальное движение может помочь осмыслению и включению в единый культурный процесс новых форм, жанров и видов современного искусства. Он может послужить талантливой, творческой молодежи в качестве платформы для дальнейших свершений и открытий. Кроме того, нам представляется возможным направить весь энергетический потенциал такой подобной праздничной формы на решение определенной социокультурной проблемы. Иными словами, поставить тот вопрос, ответ на который и станет целью данного социокультурного общения.
Сегодня наметилась тенденция к утрате практически-художественной и педагогической значимости фестиваля. На первый план выходит экономически выгодная, коммерческая сторона, фестиваль становится, в большинстве случаев, спекулятивным объектом экономической сферы, теряя свою концептуально-художественную стезю. А потому значимость нашего исследования мы видим, прежде всего, в реконструкции духовного генезиса фестиваля и исходящие отсюда перспективы его развития в будущем нашей культуры.
Цель курсовой работы является исследование системы организации и проведения фестивалей, что позволит более эффективно использовать фестивальные формы для организации диалога между участниками, для обмена творческими методами и достижениями культуры.
Задачи исследования:
)Раскрыть понятие «фестиваль»
)Выявить потенциальные возможности фестиваля как формы педагогической организации процесса развития и воспитания
)Изучить правила организации и режиссуры фестиваля
)Рассмотреть правила организации на примере проведения международных фестивалей «Созвездие Орла» (ОГИИК) и «Мы вместе» (БГТУ).
Теоретическая база работы:
-изучение литературы по теме;
-анализ работы по подготовке и проведению различных фестивалей;
Нынешнее состояние фестивальной политики требует реформации, так как на данный момент фестивальные организации не соответствуют своему исконному назначению. То есть не выполняют функций по обмену опытом преподавания, методик работы с коллективом, создания баз сотворчества, ради совершенствования духовной культуры человека.
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФЕСТИВАЛЯ КАК ФОРМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
.1 Общее понятие о фестивале
Слово фестиваль с французского festival означает празднество, первоначально оно пришло от латинского – festivus – веселый, праздничный.
Ни в одном из общеэнциклопедических изданий нет развернутого определения фестиваля как организационно-художественной формы деятельности.
Толковый словарь русского языка Ушакова определяет фестиваль как периодическое культурное празднество, показ, смотр искусства (театрального, музыкального и т.д.).
Наиболее полное определение понятия фестиваль дает Словарь по общественным наукам Glossary.ru:
«Фестиваль – музыкальный, театральный или другой смотр лучших достижений искусства. Обычно фестиваль является соревнованием, участники которого выделяются специальными жюри в результате предварительных отборочных просмотров».
Фукционально-результативное определение этого термина дает словарь русского языка С.И.Ожегова:
«Фестиваль – широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств».
Безусловно, это определение несет в себе отпечаток понимания значения фестиваля, прежде всего, как общественно-политической, а не художественной акции, характерной для культурной политики.
Попробуем более внимательно рассмотреть особенности фестиваля как формы организации художественной жизни в области исполнительских искусств. Любой, даже самый продолжительный фестиваль, имеет четкие календарные сроки его проведения. Фестивальные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала. Фестиваль как культурная акция предполагает наличие своей аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция.
По «Словарю театра» Патриса Пави фестиваль определяется, как сакральное культовое действование в системе обрядово-ритуальных традиций, которое следует рассматривать в следующих значениях, а, следовательно, и аспектах исследования:
) празднество (в значении «действование» = «литургия» = общее сакральное действие = общее созидание): в Афинах в V веке во время религиозных (дионисийских или ленейнских) празднеств разыгрывались дифирамбы. Эти ежегодные церемонии представляли собой самый привилегированный момент развлечений и встреч. Фестиваль унаследовал от этих ежегодных событий некоторую торжественность, характер исключительности и пунктуальности, которые нередко обессмысливаются в результате многочисленности и заорганизованности фестивалей современных;
) западный театр продолжает традицию подобных празднеств (страстей Христовых) в Обераммергау – с 1033 года и до второй половины XVI столетия (традиции «площадного театра»: мистерия, моралите, фарс). Средневековая традиция фестивальных форм организации театрализованных представлений в контексте религиозных фонда европейской культуры нашла своё развитие в театре позднего Возрождения (Шекспир, Кальдерон).
Далее, начиная с 1876 года в Европе известны престижные культурные мероприятия: в Страдфорде, Зальцбурге, «Флорентийский май», «Парижская весна». Во Франции в июле многочисленную публику привлекает Авиньонский фестиваль, основанный в 1947 году Жаном Виларом. В первую очередь здесь собирается огромное количество театральных трупп и экспериментальных коллективов, выходящих за границы и рамки общепринятых норм и канонов (концепция «Народного театра»). За рамками официального фестиваля в Авиньоне проводятся параллельные инициативы встречи и «эскизные» спектакли (открытый театр; театр-репетиция);
Интерес к фестивалям объясняется в основном предоставляемою возможностью любителям театра увидеть новые спектакли в одно и то же время, познакомиться с малоизвестными тенденциями, встретиться с руководителями театральных трупп;
) в современную эпоху расцвет традиции фестивалей свидетельствует о глубокой необходимости иметь время и место, где публика могла бы периодически встречаться для того, чтобы быть в курсе театральной жизни, восполнять недостаточность посещений театра в течении зимы и, в более глубоком смысле, испытывать чувство сопричастности к интеллектуальному сообществу, приобщаться к современной форме культа и ритуала.
Фестиваль, таким образом, все более акцентирует почти безумный разрыв между заполняющей год работой и временем отпусков, когда человек в огромных дозах потребляет искусство и в виде компенсации и «про запас».
Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов[28].
Основная задача фестиваля – внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов, так и для рядовых зрителей и слушателей.
Учитывая перечисленные выше особенности, представляется возможным ввести следующее рабочее определение фестиваля как организационно-художественной формы: фестиваль представляет собой серию показов уровня мастерства (достижений), подчиненных сквозной художественной идее или концепции, локализованных в ограниченный календарный период в определенном географическом и культурном пространстве.
Внимательный анализ организационных форм античного театра позволяет сделать предположение, что фестивальный принцип широко применялся в древнегреческом театре. Античность не знала стационарного, постоянно действующего театра. Театральные представления в древней Греции проводились один раз в году в период Дионисийских празднеств. В древнем Риме они проводились в ходе сатурналий. Античная трагедия, составлявшая основу театральных представлений, подчинялась общей религиозно-художественной идее и была локализована в едином времени и пространстве.
Эта традиция получила свое развитие и в главенствующих театрализованных формах средневековья – мистериях и карнавалах.
Мистерии – театрализованные действия на евангельские сюжеты разыгрывались только в периоды религиозных праздников и также подчинялись строгим религиозным канонам.
Карнавалы, по определению М.М.Бахтина, были формой народной смеховой культуры, где доминировали театрализация, смена масок, костюмов. Карнавалы представляли собой как бы антитезу мистериям, когда один раз в году можно сбросить с себя благочестие и окунуться в празднество плоти и низменных страстей, осмеивая все авторитеты, включая церковные. И мистерия и карнавал, будучи антиподами по своей сущности, разительно отличались от повседневности и не были столь регламентированы в отличие от других форм средневекового искусства, таких, как книжная миниатюра, иконопись или рыцарские романы.
Потребность в зрелищных развлечениях формирует театрализованные представления в сферу профессиональной деятельности. Возможно, именно это и обусловило постепенное умирание синкретических театральных форм средневековой культуры. А вместе с ними прервалась и традиция фестиваля как формы организации художественной жизни. Возрождение фестиваля как явления культурной жизни произошло на рубеже XIX и XX столетий. Явилось это следствием появления новой городской культуры, развитие которой стали определять средства массовой коммуникации – газеты, журналы, радио, звукозапись, кино, телевидение.
Возрождение фестиваля с подчеркнуто праздничной ритуальной атмосферой, желанием сделать каждое представление или концерт уникальным событием, выходящим за рамки привычной художественной практики, отвечало новой общественной потребности в обновлении коммуникативных процессов.
Однако такое ориентирование фестиваля как художественной концепции не совсем полно. Фестиваль как художественная концепция и концепция развития должен способствовать становлению духовной культуры в целом, то есть фестиваль это не смотр, либо конкурс достижений исполнительского мастерства, а поле совместной деятельности, направленное на обновление старых и создание новых форм познания творческой природы
1.2 Современные принципы мирового фестивального движения
Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями. В это время в международных документах и в практической политике формируется и утверждается концепция единого европейского пространства, в котором каждая страна, сохраняя исторически сложившиеся политические институты, национальную и культурную самобытность, является частью общего межгосударственного пространства. Наряду с формированием нового международного политического порядка это привело и к складыванию общеевропейского культурного пространства, в котором сеть крупнейших международных фестивалей играет важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур.
Фестиваль может функционировать и как единовременная, и как систематически повторяемая культурная акция. Практика фестивалей исполнительских искусств как единовременных акций в последние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам. Это фестивальные проекты, организуемые международными культурными институтами ЮНЕСКО, Международным институтом театра, Международной ассоциацией детских театров, Европейской ассоциацией новой музыки и другими. Такие фестивальные проекты не имеют четкой периодичности проведения, их организаторы стремятся каждый последующий фестиваль провести в одной из стран – членов международных институтов.
Финансирование такого рода проектов, как правило, ориентировано на следующие источники: – гранты культурных комиссий международных политических институтов, таких, как Совет Европы, Европейское экономическое сообщество, ЮНЕСКО, гранты самих международных культурных организаций и средства их национальных комитетов.
Большинство фестивалей, проводимых международными культурными институтами и организациями, так или иначе, связано с экспериментальными и новыми формами художественной деятельности. Эти фестивальные проекты можно отнести к категории некоммерческих, так как в их программных установках преобладает ориентация на профессиональное художественное сознание художника или искушенного ценителя новых эстетических концепций.
1.3 Типология современных фестивалей
Как форма массового праздника, фестиваль берет свое начало от античных мистерий, шествий, олимпийских игр. Первоначально он носил характер торжественных шествий, кортежей. Позднее фестиваль принимает форму театрализованного массового представления, которая носит характер соревнования и является демонстрацией достижений. В настоящее время, фестивальное движение во всем мире и в нашей стране, шириться и развивается с каждым годом. Фестиваль становиться частью жизни не только столиц, но и маленьких городов. Можно провести их следующую классификацию.
По организационным признакам: время и место (фестивальный хронотоп).
По времени проведения (хроно-):
)краткосрочные (однодневные; проходящие в несколько дней; недельные фестивали);
)среднесрочные (от двух недель до одного месяца);
)долгосрочные (идущие месяц и более и пр. или требующие длительной подготовки по вопросам организации)
По месту организации и соответствующей локализации (топос):
)мобильные, проходящий на разных площадках, в разных городах и даже странах.
По функциональному признаку:
По наличию соревновательной составляющей:
)ориентация на консолидацию людей , связанных одной идеей или родом деятельности, и выявление общих тенденций в представленном направлении (фестиваль-смотр, фестиваль-демонстрация);
)открытая форма соревнования с целью выявить лучшего, эталонного представителя в представленном направлении (конкурс-фестиваль).
Хотя конкурсная основа и является существенной и способствует повышению интереса у участников и зрителей (генезис – агоны), но в настоящее время не должна доминировать. Тенденция называть фестивалем любой конкурс является ошибочной. Это нивелирует качественные характеристики фестиваля.
По предметно-содержательному признаку:
По тому, какие достижения представлены:
)спортивные (футбольный фестиваль, фестиваль сноуборда);
)видов искусства (театральный, вокальный, хореографический, киноискусства, смешанный – современного искусства;
)фестиваль продукции (пива, шоколада и пр.);
)фестиваль увлечений (бабочек, воздушных шаров);
)профессиональные фестивали (кондитеров).
По статусному признаку:
По географии участников:
)локальные (районные, городские, областные);
)всероссийские;
)международные.
По достижениям участников:
)объединение победителей и призеров менее значимых акций (меньших по локализации);
)победителей и призеров разных лет, разных направлений деятельности.
Возможно выделение других признаков и проведения по ним классификации, но представленных выше достаточно для отражения многообразия современных фестивалей. Однако мы должны акцентировать внимание на том общем, что все их объединяет. Фестиваль – разновидность праздника, и он должен выполнять все его функции, а именно: рекреационную (релаксации от груза будничных забот и тревог), компенсаторную (обретения свободы), гносеологическую (приобретение социально полезного знания), коммуникативную (духовного объединения, примирения, сплочения людей, возобновления общественных связей), ценностно-ориентационную нравственного очищения, коллективного самовыражения, эстетического образования.
Одной из важнейших характеристик фестиваля является его статус в культурной жизни (международный, национальный, региональный). Различия между фестивалями по это характеристике, на первый взгляд, могут носить достаточно условный характер, поскольку в любом из этих фестивалей может принимать участие интернациональный состав исполнителей. Различия будут наблюдаться в уровне престижа фестиваля в сознании публики, профессиональных исполнителей и их менеджеров, его значении в системе приоритетов международного театрального и концертного рынка, источниках субсидирования его деятельности и финансовых возможностях оплачивать участие известных исполнителей. Подавляющее большинство фестивалей в европейских странах существует на постоянной основе. Их деятельность финансируется за счет субсидий правительства, органов местного самоуправления, корпоративных спонсоров и меценатов. В отдельных случаях субсидии на проведение крупных культурных акций общеевропейского значения выделяют уже упоминавшиеся Совет Европы и Европейское экономическое сообщество. Без таких субсидий фестивальная деятельность осуществлялась бы в значительно более скромных масштабах, так как на условиях самоокупаемости она практически не представляется возможной.
Сроки проведения любого фестиваля, за редким исключением, ограничены четкими временными рамками. Более того, если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он стал регулярно повторяющейся акцией, то они стараются сохранить период проведения фестиваля неизменным на протяжении многих лет.
Большинство фестивалей в своей маркетинговой политике ориентируется, прежде всего, на зрителей и слушателей – представителей среднего класса, благодаря которым и заполняются зрительные залы.
1.4 Художественная концепция и тематическая направленность фестивалей
Художественную концепцию имеет каждый фестиваль. Она представляет собой не сумму неких абстрактных эстетических, социальных, экономических установок, а модель устойчивой, систематически направленной практической репертуарной политики и ориентации на определенные категории зрителей и слушателей, которые определяют статус данного фестиваля в ряду других. Художественная концепция формируется с учетом всех многообразных пространственно-временных характеристик фестиваля, традиций и уже существующих форм и направлений художественной жизни.
Художественная концепция реализуется в видовой, жанровой и тематической направленности каждого фестиваля. По видовой направленности в области исполнительских искусств различают музыкальные, театральные и многопрофильные фестивали. Первые две группы включают все историческое многообразие музыкальных и театральных жанров и форм, хотя внутри группы возможна более узкая специализация.
В качестве примеров моножанровых фестивалей можно привести ежегодную серию квартетных концертов в немецком городе Эрлангене и многочисленные оперные фестивали, среди которых есть такие всемирно известные, как Байрейтский, Венский и Афинский.
Существует большое число моножанровых театральных фестивалей. Так, Международная ассоциация детских театров ежегодно в разных странах проводит свой фестиваль драматического искусства. Аналогичный фестиваль один раз в четыре года проводит Международная ассоциация театров марионеток. В апреле 1997 года в Санкт-Петербурге был проведен международный фестиваль моноспектаклей «Монокль» с участием исполнителей из России, стран Балтии, Германии и Скандинавских стран.
Тематическая направленность является гибким инструментом репертуарной политики каждого фестиваля. Она может сохраняться как стратегическая ориентация его деятельности. Так, небольшое число известных детских фестивалей сохраняет свою жанровую направленность на протяжении многих лет. К категории тематических можно отнести и Шекспировский театральный фестиваль, в рамках которого ведущие драматические театры мира представляют на родине великого драматурга свою интерпретацию его произведений. Шекспировский фестиваль еще в 1947 году открыл такого выдающегося режиссера, как Питер Брук, который в последствие в течение двенадцати лет был его художественным руководителем.
Художественная концепция фестиваля может быть реализована в выборе репертуара. Тематическая направленность фестиваля позволяет дополнять каждый из фестивалей различными выставочными мероприятиями, семинарами, конференциями, творческими лабораториями, круглыми столами, мастер-классами и т. п., что способствует расширению и укреплению культурных связей между странами, регионами, городами. В этот процесс вовлечены не только люди творческих профессий, но и национальные, местные политики и представители широкой общественности.
.5 Методика подготовки и проведения фестиваля
Функции оргкомитета.
Далеко не всегда фестивали проходят на должном уровне, так как высококлассных специалистов, способных их осуществить, не так много.
Очень важно чтобы фестивали были хорошо продуманы и спланированы, поскольку участники воспринимают фестиваль как визитную карточку принимающей стороны. К сожалению источника, раскрывающего весь трудоёмкий и кропотливый процесс организации и проведения данных мероприятий, нам найти не удалось. Встречаются лишь отдельные статьи и брошюры, в которых описывается в основном о результатах проведённых фестивалей. Но на сегодняшний момент сложилась некая технология, которой нужно придерживаться при организации проведения данных мероприятий.
Организация фестиваля – очень сложное и ответственное явление, так как его проведение нередко связано с участием представителей иностранных государств, большим количеством гостей и участников, значительными затратами времени и денежных средств.
Важно не упустить ни одной детали – любое недоразумение может привести к серьезному конфликту, особенно если это международный фестиваль. Поэтому организатор должен обеспечить:
-четкий план подготовки и проведения фестиваля;
-грамотное распределение обязанностей между сотрудниками и назначение ответственных лиц за каждый этап подготовки; наличие необходимой технической базы;
-жесткий контроль за исполнением распоряжений и реализацией пунктов плана.
При подготовке фестиваля в первую очередь формируется организационный комитет. В оргкомитет входят работники администрации, комитета по культуре, и другие. Они разрабатывают положение фестиваля.
Положение – это документ, в котором регламентируются организационные моменты фестиваля.
Положение включает в себя:
)Название (тема) фестиваля;
2)Цель и порядок его проведения;
)Сроки и условия проведения;
)Количественный и качественный состав участников, репертуар или задание;
)Критерии оценки результатов;
)Состав жюри;
)Определяются предлагаемые награды победителям;
)Реквизит организаторов для решения организационных вопросов или оказания методической помощи.
Положение утверждается советом, администрацией или директором в зависимости от уровня фестиваля (региональный, национальный, международный и т.п.). Для оценки качества представленных номеров, программ, работ создаётся компетентное жюри. Его заключения по просмотренным номерам кладутся в основу решения оргкомитета о распределении призовых мест и награждении победителей.
Комплекс мероприятий по организации и проведению фестиваля включает следующие этапы.
.Определение целей и задач, темы и идеи;
2.Создание инициативной группы или оргкомитета по проведению фестивалей;
.Выработка и утверждение на всех уровнях плана подготовки и проведения фестиваля:
а) определение сроков проведения;
б) составление плана по подготовке к проведению фестиваля;
в) составление программы фестиваля;
г) назначение ответственных лиц за каждую составляющую фестиваля.
.Формирование жюри;
5.Техническое обеспечение:
а) проведение косметического ремонта помещений;
б) организация транспортного обеспечения;
в) организация работы технических служб на время проведения фестиваля;
г) обеспечение звукового и светового оформления концертных программ;
д) обеспечение фото и видеосъемки.
.Информационное и правовое обеспечение участников фестиваля:
а) организация документального обслуживания (приказы, распоряжения, письма, приглашения, заявки, маршрутные листы и т.д.);
в) информационная связь с ведомственными организациями и иностранными партнёрами;
г) оформление официальных приглашений, виз и других правовых документов для иностранных делегаций.
.Составление данных об участниках.
а) разработка анкет-заявок и командировочных листов;
б) приём заявок;
в) определение количества участников.
.Составление сметы мероприятия.
а) определить объём заработной платы для постановочной группы, технических работников, жюри фестиваля;
б) определить объём затрат для организации проживания и питания участников
в) определить объём затрат на организацию конкурсной части (оформление залов, закупка призов, кубков и т.д.)
.Заключение договоров со сторонними юридическими и физическими лицами по техническому и профессиональному обеспечению фестиваля:
а) заключение договоров с переводчиками для иностранных гостей;
б) заключение договора на изготовление и приобретение сувениров с эмблемой фестиваля, а также кубков, дипломов и грамот.
.Поиск дополнительных средств финансирования мероприятия:
а) рассылка информационных писем юридическим и физическим лицам с целью частичного спонсирования фестиваля на взаимовыгодных условиях;
б) рассылка писем учредителям и ведомственным учреждениям с просьбой о долевом финансировании фестиваля.
.Рекламная кампания:
а) обеспечение рекламы в СМИ;
б) обеспечение работы прессы на период проведения фестиваля;
в) проведение благотворительных мероприятий накануне фестиваля;
г) изготовление и распространение афиш и буклетов фестиваля;
д) изготовление буклетов, программы фестиваля, пригласительных билетов, аккредитационных карточек, бейджей, дипломов, грамот.
.Обеспечение безопасности на мероприятии:
а) организация работы оперативных дежурных;
б) организация работы правоохранительных органов;
в) обеспечение первой медицинской помощи.
.Проведение фестиваля.
.Подведение итогов фестиваля.
После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение, чтобы избежать повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.
С точки зрения режиссуры праздника открытие фестиваля является его Прологом. Одной из наиболее трудных задач в подготовке и проведении церемонии открытия явилась необходимость создать комфортную ситуацию общения, т.к. это первая очная встреча всех участников дискуссии. Если это достигнуто, то именно в Открытии наиболее полно (с использованием документального и художественного материала) перед всеми вовлеченными в дискуссию сторонами раскрывается суть, смысл и содержание всего фестиваля. Конкурсные дни призваны дать всем участникам культурной дискуссии возможность высказаться в доступной для них форме по поводу поставленного вопроса.
Закрытие и Гала-концерт – итог, финал праздника, главное событие, в котором теперь уже и сам режиссёр, и инициативная группа должны, учитывая все высказывания, дать в художественной форме свой ответ.
Так же возможно представление в виде дискуссии каждого отдельно взятого действа в рамках фестиваля, любого законченного смыслового эпизода, в рамках этого действа и т.д.
Для оценивания конкурсных работы участников фестиваля необходимо компетентное жюри. Поскольку понимание категорий у разных людей разное, постольку абсолютно объективной оценки быть не может, результат всегда в той или иной мере зависит от чьего-то субъективного мнения, личного вкуса. Но тем не менее существуют способы снизить эту опасность. Для этого нужно:
.Никогда не доверять судейство конкурсной программе одному человеку, число членов жюри должно быть от 3 до 7.
.Никогда не приглашать в жюри людей, не имеющих собственного опыта в деятельности, которую предстоит оценить.
.Никогда не полагаться на людей, лично заинтересованных в результате.
Соблюдение хотя бы этих трех правил может значительно повысить объективность оценки.
Точку в проведении конкурсной программы можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ планов и результатов.
Соблюдение алгоритма подготовки и проведения фестиваля является гарантией успешного завершения дела.
1.6 PR-технологии, используемые для продвижения фестиваля
Все действия по продвижению фестиваля необходимо разделить на три стадии: pre-event, event и post-event.
Стадия pre-event. Перед фестивалем обычно главной задачей для продвижения является привлечение необходимого числа посетителей, плюс привлечение внимания к проекту в целом. Тут хороши все средства, включая прямую рекламу, почтовые рассылки, PR и, возможно, что-то еще. Причем какие-то не самые значительные шаги стоит предпринимать уже за 2-3 месяца до начала, чтобы оповестить аудиторию. По мере приближения даты открытия активность необходимо увеличивать, а пик ее должен придтись на последние 2-4 недели до мероприятия.
Стадия event. Промо-активность после открытия специального мероприятия снижается и видоизменяется – это очевидно. Основной упор на данной стадии делается, в первую очередь, на PR работу с прессой. Есть несколько вариантов. Во-первых, если проект привлек достаточно внимания, то на нем обязательно будут журналисты, и этим шансом не стоит пренебрегать. Во-вторых, необходимо снабжать прессу различными материалами (пресс-релизы, "горячие" интервью и т.д.) по ходу мероприятия. И, наконец, в-третьих, всегда имеет смысл задействовать веб-сайт фестиваля по максимуму, рассказывая там о каждой интересной аудитории мелочи.
Стадия post-event. Когда special event завершен, все еще остается несколько возможностей для продвижения. Можно, к примеру, провести еще одну почтовую рассылку или проработать вариант серии публикаций в прессе или провести конференцию по итогам фестиваля. [52]
Самый важный момент в вопросах продвижения фестивалей – это выбор соответствующих инструментов и каналов.
Успех кампании по продвижению фестиваля во многом зависит именно от правильности выбора каналов, с помощью которых планируется непосредственно продвигать данный проект. Все решения касательно каналов продвижения должны быть сделаны еще на стадии планирования мероприятия. В противном случае эффективность кампании может очень сильно пострадать.
Наиболее эффективные каналы продвижения фестиваля:
пресса – это один из самых эффективных каналов в случае с продвижением специальных мероприятий, особенно если оно носит четко индустриальный характер, и пресса используется соответствующая;
радио и телевидение – с использованием этих каналов расходы значительно возрастают, поэтому эксперты рекомендуют обращать внимание на радио и телевидение лишь в случаях, когда это оправдано масштабом мероприятия;
интернет – очень интересный канал, так как требует меньше всего затрат, но при умном использовании может дать ошеломляющий результат;
почтовые рассылки – еще один достаточно популярный и эффективный канал, с помощью которого можно связаться только с той аудиторией, которая интересна;
Рассмотри каждый из каналов более подробно.
Печатные СМИ
С помощью СМИ организаторы привлекают аудиторию к своим проектам, работают над продвижением фестиваля. С другой стороны, фестивали сами по себе также представляют интерес для представителей средств массовой информации: некоторые проекты попадают на страницы федеральных изданий, некоторым уделяют внимание журналисты индустриальных СМИ, но, в любом случае, практически каждое мероприятие может тем или иным образом заинтересовать СМИ.
Преимущества печатных СМИ:
-Возможность выстроить коммуникации именно с той целевой аудиторией, которая необходима, не тратя финансовых средств на тех адресатов, которые не нужны;
-печатные СМИ дают очень много возможности в плане донесения определенной информации до потенциального посетителя.
Недостатки печатных СМИ:
-Самым ощутимым недостатком является очень жесткая зависимость организаторов от сроков выхода того или иного печатного издания.
Радио и телевидение
Эти два канала продвижения – самые дорогие, и их организаторы фестивалей используют гораздо реже. Однако если фестиваль носит статус государственного или международного, то эти каналы используются максимально на всех уровнях вещания.
Интернет
На сегодняшний день Интернет является одним из самых эффективных инструментов продвижения, имеющим обширные возможности и необычные способы донесения информации до потребителя.
Преимущества:
-Огромное количество различных возможностей для создания по-настоящему яркого и запоминающегося креатива при условии не таких больших финансовых вложений;
-Можно предоставить целевой аудитории столько информации, сколько требуется.
Недостатки:
-Далеко не на каждую целевую аудиторию можно работать с помощью онлайн-рекламы и онлайн-промо;
-Интернет – это территория, в первую очередь, диалога, а не монолога, – на этот момент тоже придется оглядываться и подбирая необходимый персонал для обратной связи.
Основные инструменты продвижения в Интернете:
-Баннерная реклама
-Cross promotion
-Электронные почтовые рассылки
-Контекстная реклама
Почтовые рассылки
Почтовые рассылки, как и печатные СМИ и Интернет, являются крайне часто используемым каналом продвижения в случае привлечения аудитории на специальное мероприятие.
Преимущества:
-"Точечная" работа: с помощью почтовых рассылок мы доставляем информацию именно до тех адресатов, которые нам нужны;
-Возможность давать аудитории более комплексную информацию, чем в рамках других каналов.
Недостатки:
-Подготовка всех материалов, полиграфии, разработка концепта и другие производственные компоненты могут стоить очень дорого;
-После рассылки обязателен этап ведения (личного общения с адресатами).
1.7 Источники финансирования социально-культурных проектов
Бюджет как источник финансирования
Как известно, в последние годы доля бюджетных средств в общем объеме финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство культуры России рекомендует два направления совершенствования системы финансирования (или три группы ресурсов):
) Создание бюджетной многоканальности в финансировании как учреждений культуры и досуга, так и программ, создаваемых и реализуемых на другой базе;
) Эффективное использование бюджетных средств (за счет целевых или адресных дотаций);
Модели взаимодействия бюджетов различных уровней и субъектов можно свести к следующим типам:
. Субсидии вызова, когда вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий и гарантирует частичное финансирование данного проекта. В таком случае остальная часть расходов по программе должна возмещаться заинтересованными участниками реализации проекта на местах.
. Субсидии возмещения – в этом случае программа разрабатывается нижестоящим уровнем и частично финансируется из вышестоящего бюджета. В такую модель вписываются региональные проекты и программы, частично финансируемые Министерством культуры;
. Встречные субсидии, когда централизованные средства выделяются только в ответ на субсидии местного бюджета (или средства, полученные из внебюджетных источников). В таком случае строго фиксированный объем бюджетных средств автоматически добавляется к заработанной учреждением сумме.
Возможности получения финансовых средств под реализацию социально-культурных программ из бюджетных источников (в т.ч. из Фонда культурных программ) определяются, прежде всего, степенью соответствия целевого и содержательного блока проекта условиям конкурса, тем направлениям и видам культурной деятельности, которые финансирующая организация определила в качестве приоритетных.
Министерством культуры России была определена и форма типовой заявки на участие в федеральной программе, которая несколько отличается от требований к заявкам со стороны неправительственных Фондов и некоммерческих организаций (структура заявки такого рода дана в разделе Внебюджетные источники финансирования).
Внебюджетные источники финансирования
Одним из ресурсов развития культурно-досуговой сферы является поиск внебюджетных источников финансирования. Актуальность данного направления совершенствования системы финансирования вызвана, во-первых, ограниченностью бюджетных средств, выделяемых на культуру в последние годы. Как известно, установленные законодательством о культуре нормативы федерального и местных бюджетов не выполняются. Во-вторых, знание стратегии и тактики поиска внебюджетных источников финансирования актуально в связи с тем, что в последнее время появилось большое количество фондов, ассоциаций, коммерческих фирм, готовых финансировать проекты в сфере культуры, искусства и досуга.
Фонды. Основным внебюджетным источником финансирования социокультурных программ являются Фонды, которых только на территории Российской Федерации насчитывается несколько десятков.
Спонсоры. Формы финансовой помощи со стороны фирмы, банка, общественной организации могут быть самыми различными – непосредственное финансирование проектов программ; предоставление фирмой или организацией товаров, услуг; предоставление льготных кредитов и др.
Главными условиями получения средств в данном случае являются:
. Наличие благоприятного имиджа того мероприятия, на которое просятся деньги (имидж – это наличие собственного «лица», благоприятное общественное мнение).
Имидж фестиваля во многом определяется его миссией, т.е. социальной значимостью, ролью, назначением, которое должно быть известно населению, средствам массовой информации, властям, потенциальным спонсорам. Миссия оформляется в виде одной странички текста, из которого должно быть ясно: кто вы; что вы делаете; чьим интересам служите.
Залогом благоприятного решения в пользу финансирования проекта является также личное обаяние человека, вступающего в диалог со спонсором, владение им техникой межличностной коммуникации.
. Знание возможных мотивов финансирования проекта. Автору программы или заявки (или представителю организации-просителя), вступающему в диалог со спонсором, необходимо не просто знать мотивы финансовой благотворительности, необходимо предельно конкретно и точно сформулировать:
что вы хотите получить и под что конкретно;
что вы можете дать организации-спонсору;
в чем сильная сторона вашего мероприятия (ее уникальность, непохожесть);
какова общественная значимость того дела, которое нуждается в финансировании.
В процессе общения с представителем организации-спонсора следует иметь в виду, что стимулом к выделению средств могут быть следующие мотивы:
доступ к рынку с помощью финансируемой акции;
реклама продукции (особенно, если такая реклама запрещена);
ассоциативный престиж – название корпорации ассоциируется с именем известной личности, по отношению к которой оказывается благотворительность;
имидж предприятия – финансирование культурных мероприятий с целью повышения его привлекательности для сотрудников, населения, а также как способ заявить о своей финансовой состоятельности.
Мотивы личной благотворительности (спонсорства, меценатства) связаны, как правило, с налоговыми льготами (рациональная выгода); чувством социальной ответственности (чувством долга – перед обществом, культурой); личным искуплением (чувством вины, страха); стремлением адаптироваться к обществу, культуре, социальному окружению (снять личностный дискомфорт, вызванный неблагоприятным общественным мнением); потребностью в личностной самореализации (поиском в благотворительности дополнительных источников смысла жизни).
К сожалению, в настоящее время данный ресурс финансирования проектов используется не в полной мере. Проблемы получения внебюджетных источников заключаются в отсутствии технологий взаимодействия с финансовыми структурами, в неразвитости инфраструктуры благотворительной деятельности и несформированности самого института благотворительности.
Средства населения, получаемые в результате коммерческой деятельности.
Дефицит бюджетных средств делает весьма актуальным использование такого источника финансирования как средства населения. В идеальном варианте каждый проект должен предусматривать виды деятельности и определенного рода услуги, которые будут оплачиваться населением.
В этой связи необходимо знание некоторых общих закономерностей разработки коммерческих программ, методов определения наиболее перспективных и пользующихся максимальным спросом у населения услуг и видов деятельности.
Технология выявления и удовлетворения потребностей человека представляется достаточно сложной, особенно для работников социально-культурной сферы. Здесь сказываются последствия многолетней ориентации на «массы» и отсутствие навыка работы с отдельным человеком, социальной группой.
Средства населения как источник финансирования социально-культурных программ может быть реализован при высоком профессионализме специалистов, оказывающих услугу, на основе предварительного маркетингового исследования.
Совмещая в рамках проекта культуроориентированные и коммерческие направления, надо представлять себе возможные трудности и ту опасность, которую несет культура, основанная на коммерции. В этой связи учреждения, активно осуществляющие коммерческие программы, должны, во-первых, четко дифференцировать стоимость услуг в зависимости от уровня доходов конкретных групп населения. При этом бесплатная и льготная плата должны компенсироваться категориями полной и повышенной платы (например, цены на престижные услуги, именные места для высокооплачиваемых граждан). Во-вторых, учреждению необходимо поддерживать свой положительный «имидж» – специально проводить мероприятия, формирующие благоприятное общественное мнение. Основная задача этих мероприятий – общественность должна быть уверена, что мероприятие проводится в интересах человека и общества, а не с целью извлечения прибыли.
культурный художественный фестиваль творческий
Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕСТИВАЛЕЙ «СОЗВЕЗДИЕ ОРЛА» (ОГИИК) И «МЫ ВМЕСТЕ» (БГТУ)
Во второй главе, проанализировав результаты теоретического исследования мы постараемся сравнить два международных фестиваля, проходящих для молодежи в двух разных городах.
Международный фестиваль славянской молодежи «Мы вместе», проводящийся на базе Брянского государственного технического университета, впервые был организован в 2004 году, и был приурочен к 75-тилетию университета. С этого времени фестиваль получил статус ежегодного и проходит по сей день в середине ноября.
Международный фестиваль «Созвездие Орла», проводящийся на базе Орловского государственного института искусств и культуры, впервые прошел в 2005 году, так же стал ежегодным, и проходил каждый год в конце ноября. По независящим от оргкомитета причинам в 2011 году фестиваль пришлось отменить, и теперь его судьба неизвестна.
Первый критерий сравнения – это цель фестиваля:
«Мы вместе» собирает творческие студенческие коллективы преимущественно из технических вузов, расширяя тем самым университетские связи. В это прослеживается направленность не только на творческое сотрудничество, но и сотрудничество научное, а так же профессиональное.
«Созвездие Орла» собирает творческие коллективы из самых разных вузов. Это способствует более широкой географии участников, более смысловому диалогу между участниками;
Следующим важным критерием мы считаем географию:
Оба фестиваля имеют международный статус, но если в Брянске этот статус поддерживают исключительно участники, то в Орле – наряду с участниками этот статус поддерживают и члены жюри;
Состав жюри:
На «Созвездии Орла» в члены жюри специально приглашают специалистов в конкретных номинация, людей добившихся определенного успеха в той или иной сфере искусства. В фестивале «Мы вместе» напротив в составе жюри нет приглашенных людей из других городов, в составе могут находиться люди мало имеющие отношение к искусству;
По продолжительности оба фестиваля являются краткосрочными и проходят меньше чем за неделю каждый;
Так же оба фестиваля похожи по месту проведения, так как оба фестиваля являются стационарными и проходят в определенном месте, которое не меняется с годами;
По форме проведения открытия и закрытия фестивали имеют большие различия:
«Созвездие Орла» предлагает зрителям театрализованное представление в открытии и театрализованный концерт в закрытии. Оба эти мероприятия имеют большее эмоциональное воздействие на зрителей, чем любая другая форма проведения. В открытии заявляется главная тема всего фестиваля, часто ставиться вопрос, ответ на который раскрывается в Гала-концерте. Происходит более эффективное вовлечение зрителя.
«Мы Вместе» более простой в режиссуре открытия и закрытия фестиваль, он предлагает простой дивертисментный концерт, который не связывает номера общим режиссерским ходом и сквозным действием.
Финансирование брянского фестиваля ведется более полно, здесь задействованы как местная власть, так и сам вуз, видимо потому, что они в нем заинтересованы. В Орле же фестиваль финансируется в основном за счет спонсорской помощи. Это не может не оказать влияния на организационные моменты фестивалей. Номинации орловского фестиваля полностью отвечают направленности мероприятия: современные виды искусства, они обобщены этим признаком, а вот брянский фестиваль не имеет такой четкой направленности, поэтому номинации здесь носят разрозненный характер, каждый конкурсный день не связан со всеми остальными.
Вся организация фестиваля в Орле проводится людьми, которые являются профессионалами в этой области, а в Брянске его проводят люди с техническим образованием, мало имеющими представление о режиссуре праздников. Проведя этот небольшой анализ, мы можем понять, что в каждом фестивале есть свои плюсы и минусы. Все итоговые данные по анализу приведены в таблице ниже.
Вывод напрашивается только один, что все же какое финансирование не было бы, но организацией и проведением фестивалей должны заниматься профессиональные режиссеры театрализованных представлений, а не любители в этой области. У фестиваля должна быть определенная направленность, которая поможет подобрать и скомпоновать номинации. Состав жюри должен компоноваться из людей, достигших в представленных номинациях каких-либо высот, а не из числа местной политической и медиа среды. Жюри на фестивале имеет очень большой вес, ведь от того как они оценят, потом участники фестиваля оценят и сам фестиваль. Нельзя превращать фестиваль в себялюбие и возвышение местных участников.
Критерии сравнения«Созвездие Орла»«Мы вместе»География фестиваляМеждународныйМеждународныйФорма открытияТеатрализованное представлениеДивертисментный концертФорма закрытияТеатрализованный концертДивертисментный концертСостав жюриПриглашенные специалисты в каждой номинацииМестные специалистыФинансированиеСобственные средства, спонсорыИз областного и университетского бюджетов, спонсорыПродолжительностькраткосрочный (3 дня)краткосрочный (5-6 дней)Место проведенияСтационарный (ОГИИК)Стационарный (БГТУ и Дворец БМЗ)ЦельКультурный обмен между творческими коллективамиКультурный обмен между студентами технических вузовОрганизацияПрофессиональнаяЛюбительскаяНоминацииОтвечают направленности фестиваля, объединены общим признакомНоминации не объединены общим признаком, в полной мере не отвечают направленности фестиваля
В данной курсовой работе мы раскрыли понятие «фестиваль», его историческое развитие от античности до сегодняшнего дня, систематизировали правила его организации и проведения, рассмотрели правила организации на примере проведения некоторых Российских фестивалей.
Проведение фестиваля очень сложная, но интересная задача. Процесс изучения правильной организации продолжается до сих пор. Вносятся коррективы, пишется специальная литература по данной теме.
В настоящее время в Росси, как и в мире в целом фестивальное движение развивается и расширяется. Фестиваль становится частью жизни не только столиц, но и малых городов и посёлков. Как одна из форм культурной деятельности, фестивали выявляют таланты и дают возможность творческого роста в условиях наиболее благоприятного профессионального общения, формируют культурный образ территории и делают её «видимой», оказывают позитивное влияние на экономику и объединяют различные социальные группы для участия в культурной жизни местного сообщества.
Список использованной литературы
1.Бабков, В. Фестивальный менеджмент/ В. Бабков. – Москва: ART – менеджер, 2007. – 426 с.
2.Бахтин, М. Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. – М., 1995. – 393 с.
3.Бирженюк, Г.М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ / монография / Г.М. Бирженюк, А.П. Марков. – СПБ.: 1999. – 128 с.
4.Большая советская энциклопедия. Том 22 / Большая советская энциклопедия. – М.: БСЭ, 1953. – 608 с.
5.Галуцкий, Г.М. Экономика культуры: учеб. пособие / Г.М. Галуцкий. – М.: «Финансы и статистика», 2001. – 177с.
6.Генкин, Д.М. Массовые праздники: учебное пособие для студентов институтов культуры/ Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1975. – 140 с.
7.Глан, Б.Н. Театрализованные праздники и зрелища 1965-1972/Б.Н. Глан М., 1976.
8.Гойхман, О.Я. Организация и проведение мероприятий/ О.Я. Гойхман. – Москва: ИНФРА-М, 2008. – 119 с.
9.Козлова, Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учебно – методическое пособие/ Т.В. Козлова. – М.: АПРИКТ, 2006. – 171с.
10.Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1964. – 900 с.
11.Организация и методика художественно – массовой работы: учебное пособие/ Д.М. Генкин, А.А. Конович, Б.Н. Петров. – М.: Просвещение, 1987. 192с.
12.Пави, П. Словарь театра: Пер с фр. / П. Пави – М.: Издательство Прогресс, 1991. – 480 с.
13.Силин, А.Д. Театр выходит га площадь/ А.Д. Силин. – М., 1991.
14.Сулержицкий, Л.А. Статьи о театре. Воспоминания / Л.А. Сулержицкий. М.: Искусство, 1970. – 707 с.
15.Юрьева, Т.В. Некоммерческие организации. Экономика и управление: учеб. пособие / Т.В. Юрьева. – М.: МУФЕР, 2002. – 107с.
16.Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: учеб. пособие / Н.Н. Ярошенко. – М.: ВЛАДОС, 200. – 315с.