- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 34,38 Кб
Формирование информационной культуры пользователей библиотек
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Алтайская государственная академия культуры и искусств"
Факультет информационных ресурсов и дизайна
Кафедра документоведения
Курсовая работа
Формирование информационной культуры пользователей библиотек
по дисциплине "Библиографоведение"
Выполнила: Кульпинова Т.В.
студентка 3 курса, заочной формы обучения
гр. МБИД-123з
Научный руководитель: Фомина А.А.,
к. п. н., доцент
Содержание
Введение
Глава I. Информационная культура личности: определение, структура, компоненты, концепция формирования информационной культуры личности
1.1 Информационная культура личности: определение, структура, компоненты
2.2 Концепция формирования информационной культуры личности
Глава II. Формирование информационной культуры личности в условиях деятельности библиотеки
2.1 Основные подходы и проблемы формирования информационной культуры личности в условиях деятельности библиотек
2.2 Опыт формирования информационной культуры пользователей библиотеки на примере занятий по программе "Основы библиотечно-библиографических и информационных знаний школьников 1-11 классов гимназии № 1 города Новосибирска
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность. Вхождение человечества в эпоху информационного общества характеризуется созданием качественно новой, информационной среды жизнедеятельности, требующей от личности способности самостоятельно приобретать знания, поддерживать необходимый профессиональный и общекультурный уровень в условиях динамично меняющихся информационно-коммуникационных технологий и резкого роста объемов информации. Следствием этого является потребность в развитии информационной культуры личности. Значительная роль в формировании информационной культуры принадлежит библиотекам, как социальным институтам, обладающим информационными ресурсами и средствами навигации в них и имеющим опыт информационно-просветительской работы с различными категориями пользователей.
Кардинальные изменения в библиотечно-информационной среде, поставили перед библиотекарями качественно новую задачу: перейти от разрозненной, несистематической информационной подготовки к целенаправленному, систематическому обучению навыкам работы с информацией, то есть информационному обучению. Такой переход обусловлен осознанием того факта, что развитие в библиотеках новых видов информационных продуктов и услуг, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях, не имеет смысла без одновременного повышения уровня информационной культуры пользователей. Анализ отечественного и зарубежного опыта свидетельствует, что библиотеки отвечают на социальный заказ общества и пытаются внедрять курсы по информационному обучению. Однако при этом наблюдается противоречие между востребованностью таких курсов и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по реализации их в библиотеке. Соответственно возникает проблема адаптации этих учебных курсов к типу и виду библиотеки, категории пользователей, специфике их информационных запросов. Кроме этого, как показывает анализ опыта работы, организация информационного просвещения на базе библиотек сопряжена сегодня с целым рядом проблем: инициативным (необязательным, факультативным) характером работы; преобладанием монодисциплинарного подхода – обучение либо основам библиотечно-библиографических знаний, либо компьютерной грамотности, либо овладение рациональными приемами работы с книгой и т.п. Вся эта работа, безусловно, важна, но, имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно сформировать достаточный уровень информационных знаний и умений. В результате реальное состояние дел в области информационной подготовки различных слоев общества продолжает оставаться неутешительным. Все это является весомым основанием того, что в условиях перехода к информационному обществу и обществу знаний в определяющей мере становится необходимой целенаправленная информационная подготовка населения. Таким образом, актуальность рассматриваемого вопроса вытекает из необходимости изучения сущности, структуры, основных подходов к осуществлению информационной подготовки населения, так как от этого зависит содержание деятельности библиотеки, направленной на повышение уровня информационной культуры её пользователей.
Объект исследования: информационная культура личности.
Предмет исследования: формирование информационной культуры пользователей библиотек.
Цель исследования: исследование и теоретическое осмысление особенностей формирования информационной культуры личности в процессе деятельности библиотеки.
Гипотеза: повышение уровня информационной культуры пользователей библиотек возможно лишь при организации специального, информационного обучения, с использованием дифференцированного подхода к подбору методик и программ обучения с учетом информационных потребностей различных категорий пользователей.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы следующие задачи:
. Дать определение понятия "Информационная культура"
. Изучить концепцию формирования информационной культуры личности.
3. Выявить структуру, компоненты информационной культуры личности.
. Изучить и проанализировать основные подходы формирования информационной культуры различных категорий пользователей библиотек, определить круг проблем, с этим связанных.
5. Выявить комплекс условий, обеспечивающих эффективное формирование информационной культуры пользователей библиотек.
. Изучить организацию работы в данном направлении на примере конкретного учреждения.
Реализация поставленных в работе задач потребовала применения методов сбора и анализа информации на основе опубликованных источников.
Изученность темы. Феномен информационной культуры личности получил отражение в большом количестве публикаций на русском языке. Об этом свидетельствует библиографический указатель "Информационная культура личности", содержащий сведения о 853 работах, опубликованных в России с 1973 по 2006 гг. [22]. В целях теоретического осмысления проблемы формирования информационной культуры были проанализированы работы, в которых отражена роль библиотек в информационном обществе. Проблемы формирования информационной культуры в сфере профессионального образования и деятельности образовательных учреждений и библиотек получили отражение в работах М.Г. Вохрышевой [2], Н.И. Гендиной, О.К. Громовой, Н.А. Коряковцевой [23], Н. Збаровской [18], В.А. Кравца, В.Н. Кухаренко [24]. Методологические и технологические основы формирования информационной культуры личности разрабатывались Н.И. Гендиной, Г.А. Стародубовой [10, 11] и др., Н.В. Збаровской [19], И.Г. Моргенштейном [25; 26] и др. Технологии формирования информационной культуры в современном информационном обществе требуют применения новых информационных технологий. Способы внедрения информационных технологий в библиотеках широко представлены в материалах Международных конференций "Крым" [3, 4, 5, 7, 9, 15, 16, 29], которые предоставляют одну из наиболее интересных международных площадок для обсуждения вопросов в этом направлении. Анализу подлежали публикации, характеризующие вклад библиотек в развитие информационной подготовки и формирование информационной культуры личности. Различные аспекты деятельности библиотек по формированию информационной культуры пользователей отражены в публикациях специалистов Московского государственного университета культуры и искусств [32; 33], СПб ГУК "Невская ЦБС" [19]; активно обсуждаются специалистами на научных конференциях по библиотечному делу и информационной культуре [9; 16]; отражены в публикациях ученых в профессиональных и научно-образовательных журналах [8, 12, 17, 18, 23, 27], являются предметом диссертационных исследований [28]. Анализ отражения работы библиотек по формированию информационной культуры личности на страницах профессиональной печати представлен в докладе Ю.В. Уленко [34]. Особое внимание в данной работе уделяется анализу концепции формирования информационной культуры личности, разработанной в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Л.Н. Рябцева и др.) [10, 6,13], так как данная концепция легла в основу создания ими самостоятельного курса "Основы информационной культуры личности" [7] и послужила для последующей разработки базисных учебных программ [11, 14]. Специалисты библиотек должны владеть формами и методами формирования информационной культуры среди различных категорий читателей. В данное время эту проблему специалистам библиотек помогают решать учебно-методические пособия специалистов НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств Н.И. Гендиной, Н.И. Колковой, Г.А. Стародубовой, Ю.В. Уленко, И.Л. Скипор. В данных учебно-методических пособиях освещены теоретические основы процесса формирования информационной культуры [10, 13], и также представлены базисные учебные программы различных категорий пользователей [11, 14]. Наряду с современными методиками, разработанными специалистами НИИ ИТСС КемГУКИ (сайт #”justify”>ГНПБ им. К.Д. Ушинского [37]. Не только читатель, но и библиотекарь нуждается в обучении новым информационным технологиям.
О необходимости обучения библиотечных специалистов в области формирования информационной культуры пользователей библиотек свидетельствуют труды Н.И. Гендиной, Л.Н. Рябцевой [4, 8, 12, 30], С.В. Дригайло, В.Г. Дригайло [16]. Исследования в области профессионального образования библиотекарей нашли отражение в докладе Громовой О.К. [15], в котором представлен анализ информационной грамотности библиотекарей, работающих с детьми и юношеством, выделены основные проблемы в работе с информацией, характерные для библиотекарей.
Изучение деятельности библиотеки по формированию ИКЛ осуществлено на основе анализа программы "Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам 1-11 кл", реализация которой проводилась на базе муниципальной гимназии №1 города Новосибирска [25]. Данная программа представляет собой методическую разработку, объединившую в себе методические рекомендации ГНПБ им. К.Д. Ушинского [37] и НИИ ИТСС КемГУКИ (сайт #”justify”>Теоретическая значимость работы: работа расширяет и углубляет теоретические представления о возможностях библиотек в процессе формирования информационной культуры её пользователей.
Практическая значимость работы: полученные знания могут быть использованы в процессе организации деятельности библиотеки, направленной на повышение уровня информационной культуры её пользователей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении сформулирована актуальность изучаемой темы, обозначены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи исследования, предложена гипотеза. Перечислены методы исследования. Дан анализ использованных источников информации при проведении исследования, определена теоретическая и практическая значимость работы. Раскрыта структура работы.
Первая глава посвящена теоретическому изучению и осмыслению понятия "информационная культура", концепции формирования информационной культуры личности; изучению и раскрытию структуры и компонентов формирования информационной культуры личности.
Вторая глава раскрывает и характеризует основные подходы и проблемы формирования информационной культуры в условиях деятельности библиотек; содержит анализ опыта формирования информационной культуры пользователя библиотеки в гимназии № 1 города Новосибирска.
Заключение содержит выводы по данной работе.
Список литературы содержит перечень опубликованных источников и материалы интернет – ресурсов, используемых при выполнении работы.
Приложение содержит программу уроков "Библиотечно-библиографическая грамотность учащихся 1 – 8 классов" и тематический план курса "Основы информационной культуры (9-11 классы) гимназии №1 города Новосибирска.
информационная культура пользователь библиотека
Глава I. Информационная культура личности: определение, структура, компоненты, концепция формирования информационной культуры личности
1.1 Информационная культура личности: определение, структура, компоненты
Информационная культура (далее – ИК), как понятие, сформировалась в рамках информационного общества, когда информация стала главным стратегическим ресурсом и были созданы новые технологии для её хранения, обработки, передачи.
Существует множество определений понятия "информационная культура личности", которая характеризуется как "умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы", как "степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании" [1, 23, 24, 27, и др.].
По мнению Н.И. Гендиной, "информационная культура личности" – это "совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий" [6; 8]. В рассуждениях об информационной культуре, "в зависимости от субъекта деятельности, различают следующие уровни её бытования: личностный, общественный, профессиональный. Однако в качестве базовых уровней выделяют личностный и общественный на определенном этапе развития общества, причем, в тесной взаимосвязи. Человек, являясь частью информационного общества, должен владеть личностной информационной культурой" [23].
Исходя из анализа мнений и утверждений специалистов, можно сказать, что информационная культура в широком смысле – это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова – оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Изучение источников показало, что категория "информационная культура личности " проанализирована в различных взаимосвязях с таким понятием, как "компьютерная грамотность" и "информационная грамотность". Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:
"знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;
совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:
а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);
б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера)" [5; 33].
В понятие "информационная грамотность личности" включены следующие компоненты:
"знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;
наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;
умение ориентироваться в информационных потоках;
умения и навыки сохранения информации для повторного использования;
развитость алгоритмического мышления личности" [5, 20, 21, 33].
Анализ работ показал, что структуру ИКЛ специалисты представляют в виде совокупности следующих блоков:
¨"Культура информационного поведения, которая понимается как система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. Любые формы поведения так или иначе имеют информационную основу, но специфическое информационное поведение проявляется тогда, когда возникает проблема видения человеком фрагмента реальности. Действия человека по его освоению имеют своим результатом информированность – степень осведомленности человека о явлениях действительности (фактах, событиях, процессах)" [1, 17, 23, 27].
¨"Культура информационной деятельности, которая имеет сложную организацию, представлена совокупностью процессов сбора, обработки, хранения, поиска, использования информации; включает читательскую культуру, степень осознания информационных потребностей пользователя информации. Читательская культура предполагает определенный уровень сформированности ряда читательских знаний, умений и навыков: потребности в чтении и устойчивый интерес к нему, читательская эрудиция, навыки чтения, способность к восприятию литературных произведений" [1, 17, 23, 27].
¨"Культура информационного мировоззрения, которое формируется на основе анализа имеющихся информационных ресурсов, дает человеку ориентиры, позволяющие определить собственную позицию при изменении ситуации. Информационное мировоззрение представляет собой систему общественных взглядов на объективный мир, место человека в нем. Данное определение указывает на то, что именно знания формируют мировоззрение и что оно может меняться по мере становления личности и усвоения новых знаний" [1, 17, 23, 27].
Кроме этого, Н.А. Коряковцева в структуру ИКЛ включает такие компоненты как информационная среда и компьютеризация.
¨"Информационная среда рассматривается двумя концепциями: ресурсной (как техническая среда, позволяющая хранить информацию, извлекать и предоставлять её пользователю) и коммуникационной (как средство человеческой коммуникации)" [23].
¨"Информатизация правомерно считается одним из признаков информационного общества и проявления которой нельзя сводить только к технологическому аспекту. Современная информационная техника легко позволяет специалистам любого профиля в любой географической подключиться к банкам данных – сокровищам библиотек, музеев, архивов и т.д., что, несомненно, отражается на развитии духовного мира человека. Информатизация влияет на деятельность образовательных, культурных, информационных учреждений, стимулирует познавательную деятельность людей. Следует отметить, что информатизация – это не только технический, но и социокультурный фактор в развитии общества, который влияет на качество информационной среды, и что в центре всех этих процессов находится человек: именно он на основе имеющейся информации или экспериментальным путем создает новые знания, новые информационные технологии" [20, 21, 23].
Таким образом, обобщив данные анализа, можно сделать вывод, что ИКЛ тесно связана с информационной культурой общества: информационная культура общества формируется деятельностью человека и, в свою очередь, зависит от уровня информационной культуры общества.
Изучение ряда работ позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты информационной культуры личности (далее – ИКЛ): когнитивный, содержательный (действенно-практический), коммуникативный (аксиологический) и рефлексивный (эмоциональный).
Когнитивный компонент предполагает наличие у обучающегося "целостных знаний (фактов, представлений, понятий, законов и т.д.) об информационной среде, обеспечивающих опыт информационной деятельности и ориентирование в этой среде, осознание целей и определения своих возможностей в осуществлении информационной деятельности" [17, 23]. Данный компонент может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных информационных явлений и процессов как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д.
Содержательный (действенно-практический) компонент определяет "систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в многосторонней деятельности обучающегося. Содержательный компонент проявляется во владении обучающимся сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, в рефлексии сочетания целей информационной деятельности с постановкой учебных и общекультурных задач и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде" [17, 18, 23, и др.].
Коммуникативный (аксиологический) компонент включает в себя "принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия человека, компьютера и информационной среды. Этот компонент предполагает наличие у учащегося способностей в гибком и конструктивном ведении диалогов типа "человек – человек", "человек – компьютер", "человек – компьютер – человек"; представления об этике и такте в компьютерной коммуникации; утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей" [17, 18, 23, 36, 38].
Рефлексивный (эмоциональный) компонент представляет собой "систему, сочетающую собственные позиции и установки обучающегося, ценностное отношение к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем. возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком. Данный компонент связан со знаниями обучащегося о приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека" [17, 18, 23, 36, 38].
Все компоненты ИКЛ взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них несет в себе определенные функции. Исключение любого из них ведет к нарушению целостности структуры ИКЛ.
Проблема гармоничного развития всех компонентов ИКЛ, по мнению авторов [6, 17,19 и др.], может быть решена на основе диагностирования уровня её развития. Параметрами эффективной диагностики уровня развития ИКЛ они считают уровни реализации ИКЛ:
¨"Когнитивный компонент:
üЭрудиция;
üНачитанность.
¨Содержательный (действенно-практический) компонент:
üБиблиотечно-библиографическая грамотность;
üКомпьютерная грамотность;
üВладение приемами развития памяти;
üУмение использовать информацию;
üУмение сочетать традиционные и электронные источники информации для получения новой информации.
¨Коммуникативный (аксиологический) компонент:
üИнтуиция;
üКритичность мышления;
üГибкость и открытость к восприятию новой информации;
üОтветственность в работе с информацией.
¨Рефлексивный (эмоциональный) компонент:
üВоображение;
üСопереживание;
üАссоциативное мышление" [6, 17,19 и др.].
Необходимыми условиями, обеспечивающие эффективность развития ИКЛ в условиях информационно-образовательной среды библиотеки, по мнению ряда авторов являются:
ü"ориентация библиотекарей и пользователей на ценности информационной культуры и обмен этими ценностями в процессе библиотечного обслуживания;
üкомплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности;
üединство формирования информационных знаний, умений, навыков, убеждений, личностных смыслов, ценностных ориентации в сфере создания информационных ресурсов и выполнения информационной деятельности" [6, 17, 19, 23, и др.].
Таким образом, формирование умений и навыков работы с информацией, включение их в ценностную систему личности требует индивидуального подхода к каждому потребителю информации, связи обучения с конкретными информационными потребностями.
2.2 Концепция формирования информационной культуры личности
В основу данного исследования взята концепция формирования информационной культуры личности, разработанная группой ученых НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского университета культуры и искусств под руководством Н.И. Гендиной [6, 9, 10, 13].
Информационная культура личности, по мнению Н.И. Гендиной, включает в свой состав, помимо информационной грамотности, информационное мировоззрение, т.е. "понимание необходимости овладения информационными знаниями, осознание ответственности за использование информации" [5]. Ряд авторов относят к этому также:
Ø"Знание основных свойств информации, организации информационных
Øпроцессов;
ØПредставление о современных информационных ресурсах, источниках информации, информационных хранилищах;
ØВладение приемами поиска информации;
ØВладение навыками обработки, анализа и синтеза информации;
ØУмение использовать современные технологии в информационном процессе" [20; 21, 36].
Формирование информационной культуры личности и организация информационного образования должны базироваться, по мнению Н.И. Гендиной, Н.И. Колковой и др. на следующих общеметодологических принципах: системности, интегративности, технологичности, непрерывности, а также деятельностного подхода, культурологического подхода.
Принцип культурологического подхода базируется на "осознании глубокого взаимодействия категорий "информация" и "культура", на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека" [6, 10, 13 и др.]. М.Г. Вохрышева в частности, с позиции культурологического подхода, определяет "информационную культуру как культуру взаимодействия человека с информацией" [2].
Принцип системного подхода позволяет обеспечить "целостность представления феномена информационной культуры, преодолеть за счёт введения единой методологической базы изолированность при рассмотрении таких его информационных компонентов, как библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность" [8]. Нарушение принципа системного подхода в определении содержания работы с информацией проявляется в монодисциплинарном характере деятельности, которая сводится к формированию библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения, компьютерной грамотности как отдельных, обособленных друг от друга направлений.
Принцип деятельностного подхода означает, что "формирование информационной культуры личности строится не с позиции библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить пользователю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер, и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиции самого пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности" [6].
Принцип технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как "педагогическую технологию, включающую определённую совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и обязательный контроль его точности как основы получения продукции с заданными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость и воспроизводимость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влечёт снижение качества результатов" [6].
Принцип интегративности даёт возможность "построения единой стратегии и тактики формирования информационной культуры личности с ориентацией на ограниченное взаимодействие как образовательных, так и библиотечно-информационных учреждений, каждое из которыҳ в соответствии со своей спецификой призвано стать участником информационного всеобуча" [6]. Реализация данного принципа открывает перспективы гармонизации совместной работы этих институтов по достижению общей цели – формированию информационной культуры личности.
Принцип непрерывности предусматривает "использование возможности всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего, среднего, высшего послевузовского) для формирования информационной культуры личности" [8].
В совокупности, перечисленные принципы и подходы, являются "концептуальными основами формирования информационной культуры личности и могут быть обозначены как деятельностно-ценностная технология, представляющая собой механизм включения пользователей информации в формирование информационной культуры. Предполагая единый системный подход к процессу обучения, она реализуется в условиях личностно ориентированного и дифференцированного обучения через поисковую и интеллектуально-познавательную деятельность пользователей, основанную на интеграции знаний и навыков, и опирается на информационно-культурное и культурно-ценностное содержание образования" [6, 8, 10, 13].
Глава II. Формирование информационной культуры личности в условиях деятельности библиотеки
2.1 Основные подходы и проблемы формирования информационной культуры личности в условиях деятельности библиотек
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся, да и самому библиотекарю, который должен не только обладать поисковыми данными, но и уметь их привить пользователям информации. Возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников могут выступать библиотеки. Библиотека – это именно та среда, где можно получить информацию, научиться самостоятельно находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом. Время вносит коррективы в деятельность многих библиотек, в том числе и школьных. Меняются задачи, школьные библиотеки приобретают новый статус и называются либо "информационный центр, либо "учебный центр. Пришло понимание, что школьная библиотека не только место для выдачи книг, она является индикатором образования. Кроме этого школьная библиотека должна еще учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. Он будет способен видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития (дошкольник – школьник – студент – специалист). Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка.
"В образовательных учреждениях информационная подготовка учащихся преимущественно связана с введением в учебный процесс таких дисциплин, как "Информатика", "Информационные технологии", "Компьютерные технологии", "Программирование", "Новые информационные технологии и компьютерная техника" и аналогичных учебных дисциплин, призванных ликвидировать компьютерную безграмотность и показать области применения персонального компьютера. Однако в задачи этих учебных дисциплин не входит формирование умений и навыков по ориентации будущих специалистов в профессиональных информационных массивах, вооружение их методами аналитико-синтетической переработки информации и самостоятельной подготовки информационных продуктов по профилю изучаемой специальности" [1].
Богатый опыт организации информационной подготовки с позиций "погружения" юных потребителей информации в современную информационную среду имеют библиотеки. Основными компонентами такой подготовки, в порядке их появления, были библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность. Типичными формами работы библиотек по этим направлениям являются индивидуальные и групповые консультации, беседы, лекции, экскурсии по библиотеке; проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет; библиотечные уроки, игровые мероприятия. Библиотеками издаются различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкции, методические рекомендации и т.д., направленные на оказание помощи в информационной подготовке пользователей электронных информационных ресурсов, включая Интернет; библиотечные уроки, игровые мероприятия.
Однако, несмотря на значительные усилия, прилагаемые библиотеками, результативность массовой информационной подготовки зачастую оказывается низкой. Как показывает анализ опыта работы, "организация информационного просвещения на базе библиотек сопряжена сегодня с целым рядом проблем: инициативным (необязательным, факультативным) характером работы; преобладанием монодисциплинарного подхода (обучение либо основам библиотечно-библиографических знаний, либо компьютерной грамотности, либо овладение рациональными приемами работы с книгой и т.п.)" [6]. В результате реальное состояние дел в области информационной подготовки различных слоев общества, и, прежде всего молодежи, продолжает оставаться неутешительным. Вся эта работа, безусловно, важна, но, имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно сформировать достаточный уровень информационных знаний и умений. Все это является весомым основанием того, что в условиях перехода к информационному обществу и обществу знаний в определяющей мере становится необходимой целенаправленная информационная подготовка подрастающего поколения.
Целенаправленное и последовательное осуществление информационной подготовки граждан, с точки зрения ученых возможно за счет внедрения специальной учебной дисциплины – интегрированного курса "Основы информационной культуры личности" [10].
Наиболее полно и всесторонне содержание обучения по формированию информационной культуры представлено в программе курса Н.И. Гендиной "Основы информационной культуры личности" (методические разработки для различных категорий обучающихся – на сайте НИИ ИТСС КемГУКИ (сайт #”justify”>В содержании программы соблюдены принципы вариативности, системности, дифференцированного, деятельностного, технологического подходов, профилированности. Основным из перечисленных выше принципов является принцип вариативности, из которого логически вытекают остальные. Принцип вариативности связан с тем, что программа имеет инвариантную основу, на основании которой возможно создание вариантов программ, адаптированных в зависимости от категории обучаемых. Вариативная часть курса "Основы информационной культуры личности" учитывает возраст, характер деятельности (учеба, работа), профиль и уровень подготовки, отраслевую специализацию, уровень информационной культуры, информационные потребности и другие факторы.
"Инвариантная модель состоит из четырех разделов:
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
Раздел IV. Технология подготовки информационных продуктов
Эти разделы являются обязательными и составляют инвариантную часть курса. Она обеспечивает решение следующих задач:
üдать представление о вхождении мировой цивилизации в информационное общество,
üсформировать у обучаемых представление о сложности и многообразии существующих информационных ресурсов;
üвооружить их алгоритмами поиска и аналитико-синтетической переработки, извлечения и оценки информации, преобразования найденной информации и получения на этой основе новых данных;
üнаучить технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной, научно-исследовательской, профессиональной деятельности пользователя" [8; 10].
Реальную помощь в практическом внедрении обязательного курса "Основы информационной культуры личности" наряду с библиотеками общеобразовательных учреждений, могут оказать и публичные библиотеки. Результаты анализа публикаций свидетельствуют о том, что "сегодня во многих публичных библиотеках не только ведутся традиционные библиотечные уроки, отдельные занятия по формированию информационной культуры, но и предпринимаются попытки внедрения самостоятельных учебных курсов по информационной подготовке, имеющих разные названия: "Основы информационной культуры", "Основы информационной культуры личности", "Основы библиографических знаний", "Основы библиотечно-библиографической грамотности" и т.п., и ориентированных на разные категории обучаемых: школьники младшего, среднего, старшего возраста, студенты и др." [1; 15; 17; 32]. В последнее время востребованы курсы по обучению компьтерной грамотности для пенсионеров, которые организуются как в информационных центрах, так и в публичных библиотеках.
Таким образом, одна из задач, которую ставит перед собой библиотека, состоит в том, чтобы с учетом возрастных особенностей учащихся, донести до них все богатство информационного потенциала, организовать понятную и полезную информационную среду, обучить пользоваться этой средой, создать условия, стимулирующие развитие индивидуальных способностей, информационной культуры. Также можно сделать вывод, что существующие методические разработки [11, 14, 37, сайт НИИ ИТСС КемГУКИ – #”center”>2.2 Опыт формирования информационной культуры пользователей библиотеки на примере занятий по программе "Основы библиотечно-библиографических и информационных знаний школьников 1-11 классов гимназии № 1 города Новосибирска
Муниципальная гимназия №1 г. Новосибирска расположена в самом центре города, вблизи от многих учреждений культуры и главных транспортных узлов города. Благодаря активной помощи руководства гимназии, понимания им значения книги в процессе образования, а также благодаря постоянной финансовой поддержке спонсоров, библиотеке гимназии удалось не только скомплектовать хороший фонд, состоящий из книг по различным отраслям знаний, из справочной литературы и энциклопедий, программной художественной и детской литературы, но и положить начало комплектованию фонда на нетрадиционных носителях информации: видео – и аудиокассеты, электронные энциклопедии. Часть фонда по литературоведению, истории, культуре, искусству можно отнести к элитной литературе. Формированию такого фонда способствовало и то, что библиотека гимназии участвует в "Мегапроекте Пушкинская библиотека и имеет возможность приобретать лучшие книги, издаваемые в России в рамках этого проекта. Одна из первых, едва ли не единственных школьных библиотек в городе, библиотека гимназии занимается компьютеризацией всех библиотечных процессов и созданием электронного каталога на книжный фонд. В библиотеке работают 4 сотрудника. Имеются просторные, современно оборудованные помещения читального зала и абонемент (6 компьютеров и сервер: 2 – на рабочих местах и 4 – для работы учащихся).
Работая в читальном зале, учащиеся гимназии имеют возможность подбора материала (к конференциям, для написания докладов, рефератов), используя ресурсы Интернет. Создана своя Web-страничка. Все эти обстоятельства натолкнули работников библиотеки на мысль, создать на базе гимназии учреждение нового типа – опорную библиотеку для школ района с целью бесплатного обслуживания учителей и учащихся, а также выпускников этих школ.
В настоящее время "основными функциями библиотеки гимназии, как и любой другой школьной библиотеки, являются: образовательная, культурная, информационная. Библиотека гимназии рассматривается как место, где школьники получают знания и навыки информационной грамотности" [25]. В связи с этим в текущем учебном году в гимназии введен специальный курс "Библиотечно-библиографической грамотности" для учащихся 1-8-х классов (за основу взяты методические рекомендации ГНПБ им. Ушинского) и для 9-11-х классов "Основы информационной культуры, программа которого разработана НИИ ИТСС КемГУКИ. Специальные знания даются с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрываются в динамике от класса к классу, по ступенчатому принципу, обеспечивая преемственность в обучении. Используемые методики включают основной минимум библиотечно-информационных знаний.
Программа курса преследует следующие цели: "научить учащихся рациональным приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. К таким навыкам относятся:
·умение задавать грамотно вопрос;
·знание источников информации и умение ими пользоваться;
·умение правильно применить найденную информацию" [25].
Освоение этого курса, по мнению составителей программы, "позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда" [25].
Программа курса составлена в соответствии со следующими основными задачами и требованиями:
·"практическая польза полученных знаний, их соответствие реальным и перспективным информационным интересам и потребностям учащихся, связанным с получением образования и интеллектуальным, культурным, нравственным развитием личности;
·обучение самостоятельному поиску и выбору информации, умению пользоваться различными информационными источниками, включая базы данных, Интернет;
·обучение информационной грамотности следует рассматривать как составную часть повседневной учебно-воспитательной работы" [25].
В целях более детального изучения деятельности библиотеки по формированию информационной культуры целесообразно проанализировать программу курса (Приложение 1). По давно сложившейся традиции школьные библиотекари уделяют больше всего внимания формированию информационной культуры в начальном звене. Работа ведется в системе, начиная с первого класса, позволяя ребенку постепенно накапливать и углублять знания о книге. С первого знакомства с библиотекой, которое проводится в виде экскурсии, праздника или посвящения в читатели, дети знакомятся с правилами обращения с книгами, изучают принципы расстановки книг в библиотеке (сначала по темам и жанрам, затем – по отраслям знаний), учатся по иллюстрациям определять содержание книги и отличать ее от периодического издания. В объем знаний и навыков учащихся 1-го класса входят умение просматривать книги при выборе, знание отдельных элементов книги (автор, художник, название, оглавление), знакомство с тематической картотекой обложек, иллюстрированным каталогом.
Во втором или третьем классе для учащихся проводится обязательное знание по структуре книги, в результате которого дети узнают основные элементы книги, учатся считывать информацию с титульного листа и уже по этим признакам выбирать литературу для чтения. Полученные в начальной школе знания о книге должны быть базовыми, очень крепкими. Поэтому больше внимания уделяется практическим занятиям, чтобы знания стали навыками, вошли в привычку. Важно использовать наглядность, объяснять новые термины с помощью таблиц, карточек, ориентируясь на психологические особенности детей к наглядно-иллюстративному восприятию новой информации. В объем знаний и навыков учащихся 2-3-х классов – умение выбирать и читать нужные книги, знание элементов книги (титульный лист, оглавление, иллюстрации), использование выставок, плакатов, альбомов как средств выбора книг для чтения. Учащимся 3-го класса даются также первые сведения о рекомендательных указателях, библиографических списках литературы в энциклопедии "Что такое? Кто такой?". Получили распространение такие массовые устные формы воспитания библиотечно-библиографической культуры, как игры-путешествия по книгам, игры-конкурсы ("Турнир смекалистых и любознательных).
В среднем звене темы занятий, проведенных в начальной школе, повторяются и добавляются новые. В объем знаний и навыков учащихся 5-6-х классов входят более широкое знание элементов книги (предисловие, послесловие, словарь книги, иллюстрации); периодической печати, систематического каталога, умение использовать при выборе книги СБА (картотеки, справочный фонд, рекомендательные библиографические пособия); знания об энциклопедических изданиях, словарях. Углубляются знания учащихся о библиографических пособиях, их специфике, типах, назначении библиографии, ее создателях.
Более подробно и глубоко изучаются структура книги, ее история, художественное оформление, особенности изданий для подростков. Учащиеся знакомятся со справочным аппаратом школьной библиотеки, с традиционными каталогами и картотеками, с электронным каталогом. Предпочтение отдается изучению алгоритмов работы со справочной литературой. Ставится задача научить ребят четко различать отраслевую литературу, знать систему ее расстановки в фонде и соотносить с отражением ее в каталогах и картотеках.
Знания и навыки учащихся 7-9-х классов характеризуются расширением диапазона познавательных интересов. Воспитываются навыки и привычки систематической работы со справочной литературой; изучается прикнижная библиография, справочный аппарат книг, углубляются знания об элементах книги (форзац, титульный лист, фронтиспис, комментарии и их разновидности). Изучаются темы: "Работа со справочной литературой", "Характеристика научно-познавательной литературы", "Как работать с критической литературой".
В работе со старшеклассниками формируются у них навыки быстрого поиска информации, приемы развертывания ее при чтении библиографических источников, технологии составления списков литературы, библиографического ее описания. Если методам самостоятельной работы с книгой, конспектированию и реферированию может научить педагог, то вышеперечисленные навыки может сформировать только библиотекарь. Если в начальном и среднем звене учащихся превалируют библиографические методы обучения, то в старших классах содержание программы значительно расширено в сторону изучения информационных технологий поиска и обработки информации. Персональный компьютер рассматривается как основа новых информационных технологий, как средство обработки различных информационных массивов. Изучаются структура ЭВМ, прикладные программы обработки текстовой, табличной, графической информации. Формируются знания об автоматизированных информационных ресурсах, о банках данных, их месте в структуре автоматизированных информационных ресурсов, об информационных сетях и системах, о перспективных информационных технологиях и производстве новых видов информационных продуктов и услуг. Формируются навыки работы в сети ИНТЕРНЕТ, с электронной почтой.
Формами проверки знаний по данному курсу в зависимости от возрастной группы учащихся могут быть:
выполнение практических заданий;
самостоятельная подготовка реферата или аналитического обзора;
выступление на семинаре;
самостоятельная или контрольная работа;
тестирование;
экзамен или зачет.
Для младших школьников в качестве формы проверки знаний могут проводиться "уроки творчества, на которых дети могут делать книжные закладки, суперобложки, другие поделки, в том числе "книжки-самоделки, "книжки-раскладушки и т.д. Общей для всех формой работы и одновременно контроля знаний может быть ведение личного словарика новых слов и выражений.
Таким образом, анализ опыта работы по формированию информационной культуры учащихся гимназии, с точки зрения содержания деятельности, показывает, что и сегодня работа библиотек в большей степени направлена преимущественно на формирование библиотечно-библиографических знаний: правила пользования каталогом, как традиционным, так и электронным, составление библиографических списков литературы к рефератам, рациональное использование справочной литературы. Отдельное направление этой работы в современных условиях составляет формирование знаний, умений и навыков учащихся в области новых информационных технологий. Тематическая структура таких занятий весьма разнородна. Она варьируется от обучения владению пользоваться компьютером до аналитических процедур, связанных с тематическим поиском в сети ИНТЕРНЕТ.
Следует отметить, что используемая в гимназии методика развития навыков информационной грамотности – это лишь один из путей, ведущих к формированию информационной культуры личности.
Заключение
Обобщив взгляды ученых, исследовавших проблему определения информационной культуры личности, можно констатировать, что:
Úв настоящее время информационная подготовка граждан приобретает особую актуальность и социальную значимость в связи с развитием и становлением информационного общества, глобальным характером использования ИКТ, стратегическим курсом России на инновационный путь развития основных сфер экономики и общественной жизни;
Úинформационно грамотный, культурный человек должен уметь формулировать вопросы, критически мыслить, творчески оценивать и использовать информацию для решения своих жизненных проблем, т.е. отвечать определенным интеллектуальным запросам. Информационно грамотный человек понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других, пользоваться ею;
Úформирование информационной культуры пользователей и библиотекарей посредством информационно-образовательной среды библиотеки предполагает, что индивид не просто осваивает информационные средства и технологии, но и овладевает ими, использует их для получения личностно и социально перспективных решений.
Таким образом, можно сделать вывод, что информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Исследование показало, что структуру ИКЛ специалисты представляют в виде совокупности следующих блоков: культура информационного поведения, культура информационной деятельности, включающая читательскую культуру, библиографическая культура, культура информационного мировоззрения, информационная среда и компьютеризация; и выделяют следующие составляющие или структурные компоненты информационной культуры личности (далее – ИКЛ): когнитивный, содержательный (действенно-практический), коммуникативный (аксиологический) и рефлексивный (эмоциональный). Все компоненты ИКЛ взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них несет в себе определенные функции. Исключение любого из них ведет к нарушению целостности структуры ИКЛ.
Изучение концепции формирования информационной культуры личности дает представление об общеметодологических принципах, на которых должны базироваться формирование информационной культуры личности и организация информационного образования: принципы системности, интегративности, технологичности, непрерывности, и рассматривается с точки зрения деятельностного и культурологического подходов. В совокупности, перечисленные принципа и подходы, являются концептуальными основами формирования информационной культуры личности и могут быть обозначены как деятельностно-ценностная технология, представляющая собой механизм включения пользователей информации в формирование информационной культуры.
Анализ и осмысление опыта деятельности библиотек по формированию информационной культуры пользователей библиотек позволяют утверждать, что основными причинами низкой результативности, неэффективности в работе библиотек по формированию информационной культуры личности являются:
·отсутствие оптимальной, соответствующей условиям общеобразовательной школы учебной программы по формированию основ информационной культуры. Вследствие этого – нарушение принципа системного подхода в определении содержания работы с информацией и организацией информационного обучения. Библиотечные занятия проходят в виде индивидуальных и групповых консультаций не регулярно, эпизодически, отсутствует элемент планирования. И как результат, полученные знания не переходят в систему, быстро забываются, не преобразовываются в умения и навыки;
·отсутствие, в большинстве случаев, скоординированного взаимодействия между библиотекой и педагогами, нет взаимного сотрудничества в сфере информационного образования;
·дефицит учебно-методического, учебно-теоретического, учебно-практического обеспечения по основам библиотечно-библиографическим и информационным знаниям, отсутствие средств диагностики уровня информационной культуры и контроля усвоения учебного материала;
·недостаточно высокий уровень компетенции библиотечных кадров;
·несоответствие уровня материально-технического обеспечения современным требованиям, предъявляемым к библиотекам.
Обобщив результаты исследования, можно утверждать, что для качественного информационного обучения пользователей библиотек необходимо:
vтребуется государственный подход к организации информационной подготовки граждан – правовое обеспечение, подготовка квалифицированных кадров, материальное обеспечение процесса обучения;
vодним из способов решения проблемы неэффективности работы библиотек по формированию информационной культуры личности является внедрение в учебный процесс образовательных учреждений всех ступеней и уровней образования в качестве обязательного курса "Основы информационной культуры личности". Вариативная часть курса "Основы информационной культуры личности" учитывает возраст, характер деятельности (учеба, работа), профиль и уровень подготовки, отраслевую специализацию, уровень информационной культуры, информационные потребности и другие факторы.
Исходя из результатов анализа деятельности библиотек, можно констатировать, что в деле формирования информационной культуры у библиотек есть возможность опереться на современные и апробированные учебные программы, которые, включают следующие разделы:
категория книги, ее структура, научный аппарат; развитие книгоиздания;
история возникновения и развития библиотек, в том числе особенности библиотек разных типов; школьная (другого учебного заведения или публичная) библиотека, ее особенности и специфические функции; справочно-библиографический аппарат библиотеки (каталоги, картотеки, энциклопедические издания, библиографические издания);
библиографирование документов, принципы создания указателей, списков, обзоров; аналитико-синтетическая переработка документов (создание аннотаций, рефератов, конспектов, другие формы свертывания и переработки информации); реальные приемы работы с текстом, в том числе психология чтения и техники продуктивного чтения;
характеристика информационных ресурсов в государственном и региональном аспектах; поиск информации и работа с ней в компьютерных сетях, в частности – в Интернете; ресурсы и сервисы Интернета; принципы организации и использования библиографических, фактографических и полнотекстовых баз данных <#”justify”>Таким образом, полученные результаты проведенного исследования свидетельствуют о правомерности гипотезы, предполагающей, что повышение уровня информационной культуры пользователей библиотек возможно лишь при организации специального, информационного обучения с использованием дифференцированного подхода к подбору методик и программ обучения с учетом информационных потребностей различных категорий пользователей.
Список литературы
1. Варламова, Т.Н. Формирование информационной культуры личности в условиях современной библиотеки [Текст] / Т.Н. Варламова // "Культура как предмет междисциплинарных исследований": материалы конференции (2008; Томск) / под общ. ред. Ю.В. Петрова. – Томск, 2009. – С.477 – 483.
. Вохрышева, М.Г. Информационная культура [Текст] / М.Г. Вохрышева // Теория библиографоведения: учебное пособие/ Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. – С.311-327. – 3000 экз. – ISBN 5-88293-167-3.
3. Гендина, Н.И. Информационная грамотность как один из приоритетов Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" [Электронный ресурс] / Н.И. Гендина // Роль библиотек в повышении уровня информационной культуры и сохранении культурного наследия в современных условиях развития общества: материалы 17-ой Международ. конф. "Крым – 2010" / Электрон. дан. – М.: ГПНТБ России, 2010. – Режим доступа: #”justify”>8. Гендина, Н.И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности [Текст] / Н.И. Гендина // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 3. – С.40-48. – Библиогр.: 3 назв.
9. Гендина, Н.И. Системный подход к повышению уровня информационной культуры детей и молодежи Кузбасса: итоги десятилетнего опыта реализации Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" [Электронный ресурс] / Н.И. Гендина, Л.Н. Рябцева // Роль библиотек в повышении уровня информационной культуры и сохранении культурного наследия в современных условиях развития общества: материалы 17-ой Международ. конф. "Крым – 2010" / Электрон. дан. – М.: ГПНТБ России, 2010. – Режим доступа: #”center”>Приложения
Приложение 1
Программа уроков. "Библиотечно-библиографическая грамотность учащихся 1 – 8 классов" (за основу взяты методические рекомендации ГПНБ им. К.Д. Ушинского)
1 кл – "Экскурсия в библиотеку. Правила пользования библиотекой, бережное отношение к книге. Из истории книги и библиотек. "Элементы книги. Знать основные элементы: обложка, корешок, титульный лист, иллюстрация. Основные правила обращения с книгой. 2 кл – "Структура книги. Умение характеризовать книгу, опираясь на основные ее элементы. "Дневник чтения. Обучение механизмам чтения, приемам понимания прочитанного (читательская деятельность). 3 кл – "Художники-иллюстраторы детских книг. "Детская периодика. Знакомство с газетами и журналами. Детское творчество: создаем свою газету (журнал). "Структура книги. Углубленное знакомство с книгой. Подготовка читателя к самостоятельному выбору книг. Детское творчество: делаем книгу сами. "Твои первые энциклопедии. Знакомство с детскими справочными изданиями. 5 кл – "Справочные издания. Разнообразие, структура, назначение, пользование. "О братьях наших меньших: знакомство с журналами о животных ("Свирель, "Любимец, "Юный натуралист и др.) "Как построена книга: углубленное знакомство с элементами книги (аннотация, предисловие, послесловие, оглавление, словарь – их назначение). Детское творчество: оформить какой-нибудь из элементов книги в качестве ее рекламы (на любимую книгу). 6 кл – "Записи о прочитанном. Ведение дневника чтения, написание отзыва на книгу. "Справочная литература. Расширение знаний о справочных изданиях. Обучение работе с ними. Библиографическая игра. "Периодические издания. Представить репертуар изданий ("Всемирный следопыт, "Детская энциклопедия, "Клепа, "Детская роман-газета). Детское творчество: обзор любимых журналов, подбор статей по одной теме, придумать заголовок к статье, исходя из ее содержания, определить содержание статьи по ее заголовку. Конкурс на лучший самодельный журнал. 7 кл – "Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Структура, назначение, поиск литературы по разным запросам. 8 кл – "Каталоги (традиционный и электронный). Каталожная карточка. Элементы библиографического описания. "Электронные издания. Обзор, назначение, умение пользоваться. "Структура книги, использование ее справочного аппарата при чтении. "Методы самостоятельной работы с литературой. Умение составлять план, тезисы, вести конспект, записывать лекцию. Навыки составления списка литературы. "Периодические издания для подростков. Презентация журнала. ("Мы, "Маруся, "Школьная роман-газета, "До 16 и старше, "Ромео и Джульетта).
Тематический план курса "Основы информационной культуры (9-11 классы), программа которого разработана Кемеровской государственной академией культуры и искусств.
Наименование темывсего ч. лекциипракт. 1. Введение. Исходные понятия курса. Определить цели и задачи курса; назвать многозначность понятия "информация; классификация информации; дать определение "информационная культура. 11 2. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества Определение понятий "документ, "издание, Классификация документов; основные виды изданий; типы литературы; понятия "первичный, "вторичный" документ. 11 3. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации. Определение понятий "анализ, "синтез, "аналитико-синтетическая переработка информации, "свертывание информации. Основные виды аналитико-синтетической переработки информации. Сходство и отличие аннотации и реферата как вторичных документов. Обзор литературы как наиболее сложный вид аналитико-синтетической переработки текстов. 6424. Библиотеки как системы организации информационных ресурсов общества. Информационные задачи, решаемые различными типами и видами библиотек; ведущие библиотеки; современный информационный и библиотечный сервис; информационные продукты и услуги. 5145. Адресный поиск и алгоритм его выполнения. Определение "адресный запрос; библиографическое описание как "паспорт" документа; основные поисковые элементы. Алфавитный каталог; алгоритм поиска. 21’6. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения. Понятие о фактографической информации; справочные издания как источник фактографической информации; основные типы справочных изданий; алгоритм выполнения фактографического запроса. 2117. Тематический поиск и алгоритм его выполнения. Тематические запросы как выражение информационной потребности; правила формулирования тематических запросов. Систематический каталог и систематическая картотека статей как источник разыскания в библиотеке. Алгоритм выполнения тематического запроса. 21 8. Библиотека как информационно-поисковая система. Структура библиотеки. Назначение абонемента, читального зала и др. отделов. Понятие о СБА, системе каталогов и картотек, (электронный каталог) 222209. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической переработки. Понятие о структуре и конструктивных особенностях учебной, научной, справочной литературы. Ориентация в структуре учебника. Справочный аппарат изданий. Виды вспомогательных указателей в книге. 21110. Логическая структура и свойства текста как объекта аналитико-синтетической переработки. Общая характеристика учебных, научных текстов как объектов смыслового анализа и аналитико-синтетической переработки. Свойства текста; смысловые единицы. 2 111. Логико-психологические основы чтения Чтение как сложный интеллектуальный процесс. Цели и способы чтения. Виды чтения. Основные интеллектуальные операции. Мыслительные приемы. Виды памяти и приемы запоминания. 42212. Основные приемы интеллектуальной работы с текстами учебных и научных документов. Способы записи о прочитанном; требования, предъявляемые к оформлению этих записей. Сопоставительный анализ. 64213. Формализованный метод анализа учебных и научных текстов. Определение понятий "формализация, "формализованный анализ текста. Структура научных текстов. Методика формализованного анализа научных документов с целью извлечения наиболее информативных фрагментов текста. 21114. Формализованный метод подготовки вторичных документов. Объекты и цели формализованного свертывания информации. Подготовка аннотаций, рецензий, отзывов на книгу. 31215. Технология подготовки реферативного обзора литературы. Определение понятий "обзор, "обзорная информация. Особенности составления обзора, его сущность, назначение, отличительные особенности. Алгоритм поиска литературы по теме обзора. Оформление списка литературы по теме исследования. Структура и правила оформления обзора. 42216. Технология подготовки доклада, реферата. Основные этапы и технология работы над докладом, рефератом по заданной теме. Поиск и отбор литературы по заданной теме; анализ документов; оформление аналитико-синтетической переработки информации в виде выписок, конспекта и др. Правила оформления реферата, списка литературы. 42217. Персональный компьютер как основа новых информационных технологий. Компьютер как средство обработки различных информационных массивов. Структура ЭВМ. Прикладные программы обработки текстовой, табличной, графической информации. 2 118. Автоматизированные информационные ресурсы. Понятие о БД, их месте в структуре автоматизированных информационных ресурсов. Понятие об информационных сетях и системах. 21 Перспективные информационные технологии и производство новых видов информационных продуктов и услуг. 1028Электронная почта. Факсимильная передача информации. Локальная сеть. Мировая компьютерная сеть INTERNET. Понятие "искусственный интеллект ИТОГО: 823052