- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 26,28 Кб
Формирование культуры молодежи
Содержание
Введение
. Основы культуры досуга на современном этапе
. Специфика молодежного досуга
. Опыт организации досуговой деятельности молодежи
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.
Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.
Объект исследования: досуговая деятельность молодежи
Предмет исследования: процесс формирования культуры досуга молодежи.
Цель исследования: изучить особенности формирования культуры досуга молодежи
Задачи исследования:
·Рассмотреть историю становления организации досуговой деятельности;
·Изучить понятие досуга и его особенности;
·Определить специфику молодежного досуга;
·Изучить практику организации досуговой деятельности молодежи.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, систематизация и обобщение понятий, социо-культурной практики в области организации досуга молодежи.
Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.
Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.
1. Основы культуры досуга на современном этапе
Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг. [4, С.98]
Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.
Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей. [6, С.23]
Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи, то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и те подходы, которые существуют к его определению.
Необходимо отметить, что мы не ставим своей задачей дать полный анализ понятия «досуг». Прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос, связанный с историей употребления данного термина. Большой интерес представляет и то, какое понимание вкладывали в данное понятие представители различных народов в разное время. Теория досуговой деятельности неотделима от исторического аспекта. [13, С.165]
Этимологически слово «досуг», на английском «licere», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре.
Здесь приведены следующие значения:
) свобода делать нечто специфическое или подразумеваемое,
) возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности,
) возможность распоряжаться временем по своему усмотрению,
) дискуссия, общение.[7, С.89]
Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.
Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков -другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения – третье, для нынешних россиян – четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели.
Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд – вторичен.
Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся человеческая жизнь, – писал он, – распадается на занятие и досуг.., а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное… Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. [13, С.44]
Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей – в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Отсутствие досуга Аристотель связывал со свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества – землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.
Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «otium», а бизнес – через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное – за досугом. Однако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. Досуг стал рассматриваться как время, свободное от работы. [3, С.89]
Однако ученые-исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой.
Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:
на производственно-трудовые функции, включал дорогу к месту работы и обратно;
физиологический отдых (ночной сон);
оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);
покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
В будний день доля свободного времени у работающего человека – относительно небольшая величина, 1-3 часа, а в некоторых случаях – несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности. Например, хозяйка нередко использует свой досуг на домашние дела; кто-то может заняться проблемами, связанными с основной работой, а кто-то проведет время ничего не делая.
Таким образом, человек в состоянии варьировать, увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомлении, люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.
Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а также для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью. Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на общественном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому. Эти люди располагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом. Наибольшим объемом свободного времени располагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стремятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно-досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.[5, С.116]
Как видим, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно (в состоянии «ничегонеделания», или в ущерб собственному здоровью, или нарушал общественный порядок и досуг окружающих и др.).
Представление, которое формируется в любой культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга. [15, С.88]
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
2. Специфика молодежного досуга
культура молодежь досуг
Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек более или менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы.
В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей. [6, С.145]
Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».
Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. [1, С.67]
К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности. [3, С.211]
Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности: в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий.
Надо подчеркнуть, что для молодежи большое значение имеет культура досуга. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.
Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
Высший смысл истинного культурного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов.
В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.[8, С.90]
Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего, необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.
Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека – вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.
Требование к организации молодежного досуга состоит в том, что он, несомненно должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Очень важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг-это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.
Наиболее удобные формы для этого уже выработаны жизнью – любительские объединения и клубы по интересам. Клуб – сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Он является – школой учебы воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий. [1, С.175]
Сейчас в практику работы многих учреждений культуры и спорта все больше входят социологические исследования, с помощью которых они пытаются изучать досуговые запросы молодежи.
Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был интересным и привлекательным в зависимости от того, как он отвечал задачам комплексного воспитания, насколько организация свободного времени юношей и девушек соединяла воедино наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения и игру. Там, где так и поступают, прежде всего добиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама.
Следующее требование, предъявляемое к организации и проведению молодежного досуга, полная его деалкоголизация. Ни один вид досуга не должен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно пропагандировали бы потребление спиртных напитков.
Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры-зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.
Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового.
Итак, досуг дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя. [6, С.88]
Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:
в эмоциональном контакте, сопереживании;
в информации;
в объединении усилий для совместных действий.
Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
по содержанию (познавательные, развлекательные);
по времени (кратковременные, периодические, систематические);
по характеру (пассивные, активные);
по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).
Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временный бюджет, сокращает свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное время резко сокращается, в особенности у женщин. Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция.
Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные.
Отличным качеством культурного молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий. [5, С.165]
Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.
В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
3. Опыт организации досуговой деятельности молодежи
Проанализируем опыт следующих учреждений «Центр научно-технического творчества «Истоки»; «Отдел досуга и художественного творчества учащейся молодежи» (Дом творчества детей и молодежи).
Областной центр научно-технического творчества учащейся молодежи «Истоки» является областным организационным, методическим и координационным центром по развитию научно-технического и прикладного творчества, изобретательства, рационализации, выставочной и музейной работы среди молодежи учреждений начального профессионального образования. Основными направлениями деятельности учреждения является:
организация и проведение областных олимпиад профессионального мастерства;
организация и проведение областных выставок;
организация научно-исследовательской работы в учебных заведениях области;
методическая деятельность;
деятельность кабинета музейной педагогики.
Не менее значимая роль в обеспечении досуговой деятельности учащихся принадлежит Отделу досуга и художественного творчества учащейся молодежи. Отдел творчества учащейся молодежи начального профессионального образования, как структурное подразделение областного Дворца творчества детей и молодежи, является связующим звеном между системой начального профессионального и дополнительного образования. Цель деятельности отдела определяется как создание условий для развития творческой активности участников образовательного процесса, предоставление качественных дополнительных образовательных услуг для удовлетворения творческих потребностей учащихся учреждений начального профессионального образования. Отдел досуга и художественного творчества учащейся молодежи работает в таких направлениях как: образовательная деятельность; организационно – массовая деятельность; методическая деятельность.
Областная общественная организация «Российский Союз Молодежи» объединяет множество активных и инициативных ребят, в числе которых старшеклассники, учащиеся начального профессионального образования, студенты ВУЗов и ССУЗов.
Программа «Арт-Профи Форум» создана специально для учащихся профессиональных лицеев и училищ, реализуется в г. Костроме с 2001-2002 учебного года. Программа «Арт-Профи Форум» является попыткой предоставления учащимся профессиональных лицеев и училищ тематического аналога программы «Российская студенческая весна», аналога Всероссийского Форума студенческой молодежи и, одновременно, аналога Всероссийского Фестиваля молодежных инициатив. Программа реализуется в субъектах Российской Федерации с 2001 года общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи» совместно с Министерством образования Российской Федерации. В Костромской области учредителями и организаторами программы являются Департамент образования и науки администрации Костромской области, Костромская областная общественная организация Российского Союза Молодежи и Областной дворец творчества детей и молодежи. Программа «Арт-Профи Форум» направлена на развитие творческих способностей и стимулирование социально-значимой деятельности учащихся учреждений начального профессионального образования.
Программа призвана интегрировать художественные достижения учащейся молодежи учреждений начального профессионального образования в молодежное движение страны, способствовать привлечению внимания государственных органов по делам молодежи и общественных молодежных организаций к проблемам данной категории молодежи, стимулировать социально-значимую деятельность учащихся учреждений начального профессионального образования.
Все это позволяет рассматривать «Арт-Профи Форум» как программу деятельности, в комплексе решающую проблемы воспитания и образования молодежи, организации пространства свободного времени, создания условий для самореализации молодых людей. Программа осуществляется ежегодно и реализуется в следующих направлениях:
конкурс творческих выступлений художественных коллективов на тему рекламы-презентации профессий и специальностей, получаемых учащимися в учреждениях начального профессионального образования;
работа круглых столов по обсуждению проблем, стоящих перед учащимися учреждений начального профессионального образования;
выставка-ярмарка социальных инициатив обучающихся учреждений начального профессионального образования.
Победа творческого коллектива, под руководством соискателя в выступлении «Реклама-презентация профессий и специальностей» в рамках реализации областного конкурса «Арт-Профи Форум», позволило принять участие во Всероссийском конкурсе «Арт-Профи Форум», проходившем в ноябре 2006г. и подробно изучить опыт организации досуговой деятельности учащихся, прибывших на Форум из других регионов РФ.
Всероссийский форум учащейся молодежи «Арт-Профи Форум» собрал более 150 участников из 15 регионов Российской Федерации, что позволило нам проанализировать состояние и развитие учреждений начального профессионального образования регионов.
Мы изучили опыт деятельности профессиональных лицеев и училищ Вологодской области (г. Великий Устюг), Пермского края (г. Горнозаводск), Воронежской области (г. Лиски), Алтайского края (г. Бийск, г. Барнаул), г. Магадан, республики Удмуртия (г. Ижевск), г. Курск, г. Тамбов, Ростовской области (г. Волгодонск), Калужской области (г. Мсальск). Перед нами стояла задача выявить сходства в воспитательной деятельности образовательных учреждений начального профессионального образования по обеспечению досуговой деятельностью учащихся, а также определить их различия.
Каждое образовательное учреждение ведет набор и обучает по нескольким профессиям, среди которых основными являются: мастер отделочных и строительных работ, печник, каменщик; специальности -радиомеханика, электромонтера, слесаря-ремонтника, специальности связиста, парикмахера, портного, коммерсанта, кулинара, бухгалтера и др. Менее представлены на Форуме оказались такие специальности как машинист поезда, проводник пассажирского вагона (г. Лиски, ПЛ №6), мастер программного обеспечения, модельер-дизайнер (ПЛ информатики, бизнеса и дизайна №105 г. Волгодонск)
Мы проанализировали развитие данных образовательных учреждений, проводили исследование среди руководителей вышеперечисленных делегаций: педагогов-организаторов, руководителей студий, заместителей директоров по воспитательной работе. Мы принимали участие в работе круглого стола «Художественное творчество и организация досуга учащейся молодежи». Следует отметить, что работа учащейся лицея, выполненная под руководством соискателя, была признана одной из лучших и завоевала II место среди научных работ по вышеуказанной тематике.
Развитие и воспитание учащихся во всех учреждениях начального профессионального образования курирует заместитель директора по воспитательной работе, в каждом профессиональном лицее и училище работают студии и спортивные секции, наполняемость объединений составляет около 18-20 человек. Работа строится по запланированной программе, объединение посещают ребята, заинтересованные в развитии у себя тех или иных творческих и личностных качеств.
Руководители делегаций отметили, что в профессиональных лицеях и училищах ведется сотрудничество с республиканскими (республика Удмуртия), краевыми (Пермский край, Алтайский край) и областными (Вологодская, Ростовская) отделениями общественной организации Российский союз молодежи, а также с Центрами досуга и художественного творчества края, города, области и республики.
Наряду со сходством нам представляется важным отметить особенности каждого профессионального лицея и училища.
Так, в г. Магадане важную роль в становлении личности учащейся молодежи играет тесное сотрудничество с Магаданским Российским союзом молодежи. В марте 2006 г. на базе МОООРСМ была создана местная организация «Профи», в которую вступили учащиеся НПО Магаданской области. В Профессиональном училище №3 г. Магадана внеучебная деятельность сосредоточена в «Центре развития творчества и спорта учащихся НПО». Деятельность педагога-организатора в лицее сводится к направлению учащихся в те или иные студии и секции. В начале года проводиться анкетирование с целью выявления талантливых ребят, создается банк данных, по которому ребята распределяются по студиям и секциям.
В г. Тамбове значительная роль отводится творческому воспитанию личности студентов. В профессиональном лицее реализуется программа «Ковчег», которая строиться из отсеков – модулей. Один из них духовно-нравственный. Цель – нравственное воспитание личности. Работа строится по нескольким направлениям, подробнее остановимся на примере работы театрального коллектива «Мозаика». Коллектив работает с 1980 года, за более чем двадцатилетний опыт работы его участники неоднократно становились победителями конкурсов, лауреатами тематической смены «Я вхожу в мир искусств» в г. Анапа. Основными направлениями деятельности коллектива являются: набор учащихся в студию, пошив костюмов, постановка и показ спектаклей и выступлений, обучение игре на гитаре. В 2006 году создан клуб «Синема», в работу клуба входит создание и демонстрация учебных фильмов; «стоп-кадр» – демонстрация фильмов по профилактике правонарушений.
В ПУ №3 г. Великий Устюг (Вологодская область) реализуется 5 целевых программ, ориентированных на сохранение русской духовности патриотизма: Патриот, Лада, Школа мастеров, Гармония, Здоровье и безопасность. Традицией является проведение выставок декоративно-прикладного искусства на городском уровне «Живи, родник, живи», участие в региональных выставках – ярмарках изделий новогодней и рождественской тематике, в областной выставке «Истоки», Всероссийском конкурсе изделий народных художественных промыслов в рамках реализации проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Достоянием училища является фольклорно – этнографический клуб «Красавушка». Деятельность клуба -фольклорные напевы, песни; показ старинных русских костюмов, театрализация сказок и былин.
В ПУ№35 г. Горнозаводска (Пермский край) в рамках личностного развития учащимися первого курса ведется «Тетрадь моего саморазвития», учащиеся второго курса активно посещают мастер-классы, активизируя свой потенциал, учащиеся третьего курса большую часть своего внеучебного времени тратят на посещение занятий о здоровом образе жизни, основополагающем является не только физическое, но и психическое и социальное здоровье учащихся. Каждый квартал осуществляется планирование деятельности совета ученического самоуправления. Достаточно важным является то, что на основе получаемых специальностей и профессий, учащиеся совершенствуют свои навыки на основе специальных студий по выбору, так в Профессиональном лицее кулинарного искусства № 38 г. Ижевск созданы: «удмуртская кухня», APT – Класс (для кондитеров), карвинг (художественная резка из овощей и фруктов). В кулинарном училище № 90 г. Бийск (Алтайский край) отмечаются профессиональные праздники: «Осенние фантазии» – конкурс на лучшее оформление блюда, «посвящение в лицеисты» – используются особые ритуалы посвящения: угощение кашей, сгущенным молоком. В ПЛ №31 г. Мсальск (Калужская область), создан молодежный центр, т.к. город не большой по численности населения – 15 тыс. человек, учащиеся сосредоточены в дневное время в учебном заведении, и инициатива создания молодежного центра на базе лицея получила свое развитие. Реализуется программа развития благотворительности «Каждому делу – кусочек сердца». Учащиеся активно сотрудничают с социальными учреждениями, такими как: Дом ветеранов, социальный приют (в Моссальском районе). В молодежном центре реализуется программа поддержки здорового образа жизни, развитие волонтерского движения. В программах различного профиля, а именно продвижения ЗОЖ, спорта, волонтерской деятельности – задействовано 35% учащихся. В период летних каникул реализуется программа «Мы выбираем здоровье», задачей которой является изменение отношения к своему здоровью, воздействие на личность подростка через его включение в познавательную и практическую деятельность.
В каждом профессиональном лицее и училище были отмечены подготовка и проведение календарных традиционных праздников и программ, а также специальных, особенных праздников и мероприятий, связанных с выбранной будущей профессией.
Среди основных трудностей, руководителями делегаций была названа сложность единого сбора всего творческого коллектива (одни учащиеся на производственной практике на предприятии, другие занимаются учебной деятельностью). В ПЛ №90 (г. Бийск) практикуется создание в каждой студии 2 набора творческих групп: одна группа формируется исходя их желания учащихся независимо от способностей; вторая группа формируется в соответствии со способностями учащихся. Подобный опыт позволяет постепенно прививать активную жизненную позицию, детей со слабо развитыми творческими и личностными способностями.
Понимание педагогами термина «сопровождение досуговой деятельности учащихся» оказалось неоднозначным, наиболее популярными оказались следующие высказывания:
поддержка администрации, социальных служб, педагогов – 23% опрошенных;
поддержка инициативы учащихся – 32%;
поверить в детей, в их силы и способности – 45%;
развивать потенциал – 38%;
учить детей быть счастливыми – 11%.
Прозвучали следующие Я-высказывания педагогов по сопровождению досуговой деятельности учащихся: «Сопровождаю, потому что будет стыдно мне и ребятам, если дети выступят плохо» (Е.В. Русских, педагог дополнительного образования г. Ижевск), «Счастье возникает оттого, что мы сделали это вместе» (Т.В. Граматунова, заместитель директора по BP и СВ г. Волгодонск).
Вышеизложенные материалы позволяют нам отметить, что:
Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед учреждениями начального профессионального образования, является совершенствование управлением воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, полное использование возможностей системы профессионально-технического образования для всестороннего развития личности учащегося, эффективная организация досуговой деятельности и свободного времени учащегося.
Конструктивная организация свободного времени учащихся может осуществляться как в рамках учебного заведения, так и в других организациях и учреждениях, взаимодействующих с ним в целях обеспечения личностного роста учащихся.
Проанализировав и обобщив массовый и передовой опыт организации досуговой деятельности учащихся, приходим к выводу, что в каждом учреждении начального профессионального образования существуют общие тенденции воспитания и развития учащихся, и есть специфические особенности организации и сопровождения досуговой деятельности учащихся.
Заключение
Культура и важная ее составная часть – культурно-досуговая деятельность – переживают в наши дни существенные трудности. В деятельности очагов культуры есть не только тупики, заставляющие напрочь отказаться от вчерашней практики хозяйствования и осуществления привычных культурно-досуговых акций, но и проблемы, ждущие своего безотлагательного решения.
Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры.
В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.
В стабильных коллективах, а также в традиционных мероприятиях развивается интерес, поднимается активность участников, внимание становится более устойчивым. Важно чтобы участники коллективов постоянно делились своими успехами с другими, постоянно взаимодействовали. Практикой доказано, что культурно-досуговое учреждение по своей природе обладают возможностью развивать у людей устойчивые общие интересы и опираться на них. Как раз любительство основано на страстном увлечении вызывает у человека, повышенное, устойчивое внимание, являющегося условием творчества. Надо стремиться к тому, чтобы и массовые мероприятия вызывали большую активность участников. Соответственно такая активность, вызывает внимание и поддерживает его на высоком уровне.
Молодежный досуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Одного поманят странствия, другого – рыбалка, третьего – изобретательство, четвертого – легкие развлечения…
Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.
Список литературы
1.Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи./ И.В. Бестужев -Лада – М.: Просвещение, 2007.- 121с.
.Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 1988-53с.
.Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культуры, 2003- С.3-62.
.Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. – М., 1997 – №12
.Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга: Монография / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 2009.-210с.
.Викторов А. Досуг – дело серьезное // Воспитание школьников, 2001, № 5.
.Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. / Б. Грушин – М: Профиздат, 2007.-167с.
.Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов: Аналитический обзор. / И.И. Горбатова, А.В. Каменец.- М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 2007.-220с.
.Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН, 1998, Т. 68, № 6. С. 56-69.
.Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. / А. Демченко. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2008.-49с.
.Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб / А. Демченко. – М., 1996.№ 7.-С.10-13.
.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков.- М.: НГИК, 2009.-32с.
.Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. / А.В. Каменец. – М.: МГУК, 2007-41с.
.Киселева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова.- ВНИК АПН СССР.- М., 2008-311с..
.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Издательство МГУК, 2008.-136с.
.Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2007.-48с.
.Мосалев Б.Г. Досуг. / Б.Г. Мосалев.- М.: Изд-во МГУК, 2005.-85с.
.О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. – М., 1996.-№7.-С.10-13.
.Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / З.А. Петрова. – М.: МГИК, 2008.- С.92-108.
.Проблемы досуговой деятельности современной молодежи и пути их преодоления // Закон и право. – 2008. – №10. – С. 85-86.
.Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. – М., 2008, С.22-91.
.Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб. науч.тр./ НИИ культуры. – М., 2007.-144с.
.Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Е.А. Скрипунова, А.А. Морозов.- Социс- М., №1 2008.- С105-110.
.Фатов А.В. Поиски путей совершенствования культурно-досуговой деятельности молодежи // Объединенный научный журнал. / А.В. Фатов – 2009. – №16. – С. 62-66.
.Фатов А.В. Контркультурные феномены в молодежной среде – свидетельство деградации или движущая сила культурно-исторического процесса // Педагогические науки. / А.В. Фатов. – 2008. – № 4. – С. 107-111.