- Вид работы: Сочинение
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,4 Кб
Фотиево крещение
СОЧИНЕНИЕ
Фотиево крещение
Введение
крещение славянский христианин
В истории действует Промысл Божий, который все направляет к назначенным целям. Вера в Промысл Божий не отделима от веры в Бога, ибо промысл Божий есть проявление и действие в мире свойств Бога: Его любви, всеведения, всемогущества, премудрости и т.д. Неверие в Промысл Божий – есть неверие в Его свойства. Как сказал старец Захария (духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры), вера в Бога без веры в Промысл Божий оскорбительна. История отдельного народа, а также всего человечества – это не набор случайных событий, а движение направляемое Богом, Который «всякому добру вспомощствует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям». Вере в Промысл Божий учит не только Священная история Ветхого Завета. Одной из основных задач изучения истории Христианской Церкви, нашего народа, истории Русской Церкви является познание Промысла Божия. До Своего воплощения Сын Божий приготавливал к Своему пришествию не только еврейский, но и языческие народы, которые затем и приняли истинную веру через апостольскую проповедь. Также Господь приготавливал к спасению, вхождением в Церковь, и славянские народы. Понимание действия Промысла Божия в истории нашего народа необходимо для нас не только для утверждения в вере в промышляющего о всем мире Бога, но и для осознания назначения и цели народа, к которому мы принадлежим. Цель данного сочинения – показать действие Промысла Божия в истории на примере Фотиевого крещения. Для этого необходимо рассмотреть, какие обстоятельства предшествовали и способствовали этому событию, в каком историческом контексте оно произошло, какое место занимает во всемирной истории и какое значение имело для Вселенской Церкви.
1. Событие Фотиева крещения
Согласно Начальной Русской Летописи, славянская дружина под предводительством варягов Аскольда и Дира, которые княжили в Киеве, совершили поход на Константинополь «на 200 вооруженных судах». В Летописи церковных событий епископ Арсений (Иващенко) на основании других летописей указывает причину, по которой славяне напали на Царьград. «За несколько времени пред сим жившие в К-ле «россы», занимавшиеся продажею хлеба (оптовые торговцы), были за какие-то ничтожные долги правительству и частным лицам частию избиты в смятении, частию обращены в рабство. Когда об этом дошла весть до Киева, то князья тамошние, Аскольд и Дир, собрали сильный флот, в мае сего года страшно разорили окрестности Царьграда, истребили все до самых стен его и осадили самый Царьград. Император с войском находился в Сирии, где шла война с мусульманами». Языческая дружина была так жестока, что патр. Фотий об их нашествии пишет, что «росский народ, как свирепая волна, нахлынул на пределы царствующаго града и, как дикий вепрь, истребил жителей его предместий, словно траву, или тростник, или посев, не щадя ни человека, ни скота. И принося их, раздельно, в жертву богам своих. В добавок появилась губительная язва… самый город едва не был поднят на копья». Жители Константинополя собрались в храме и всю ночь усердно молились Богу и Его Пречистой Матери о помощи и спасении от угрожающей смерти. Святитель Фотий вынес ризу Божией Матери из Влахернского храма. Вместе со всеми жителями города совершили крестный ход с этой святыней вокруг города по его стене с усердными молитвами и литиями. «…Как только эта девственная риза была обнесена по стене, варвары принялись снимать осаду города». А когда патриарх погрузил ризу в воды, «вдруг море, дотоле тихое и спокойное, покрылось величайшею бурею; суда безбожных россов были рассеяны ветром, опрокинуты или разбиты о берег; весьма малое число избежало погибели». «Аскольд и Дир, объятые страхом, уверовали во Христа». Русская летопись сообщает, что это событие было в 866 г. В.И. Петрушко пишет, что «в настоящее время эта дата признана ошибочной». Византийские хроники сообщают, что это событие было в 860 г., но митр. Макарий (Булгаков) пишет, что «по словам Симеона Логофета, или вернее его Сократителя, нападение руссов на Константинополь случилось с 864 на 865 г., т.е. в последних числах первого и начале последнего». Через некоторое время после своего неудачного похода (вероятно, в 866 г.) руссы прислали в Константинополь послов просить крещения. Их желание было исполнено, и к ним был послан епископ. На вече в Киеве собрался весь народ. Епископ проповедовал им о Христе, но руссы сказали ему, что если они не увидят «чего-либо подобного, особенно подобного тому, что … случилось с тремя отроками в пещи», то не поверят. «Не поколебался служитель Божий, но, вспомнивши слова Христовы: Аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю (Ин. 12, 14); веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит (Ин. 14, 12), разумеется, в том случае, когда это просится не для тщеславия, а для спасения душ, смело отвечал язычникам: «Хотя и не должно искушать Господа, однако, если вы искренно решились обратиться к Нему, просите, чего желаете, и Он все исполнить по вашей вере, как мы ни ничтожны пред Его величием». Они просили, чтобы повергнута была в огонь, нарочито разведенный, самая книга Евангелия, давая обет непременно обратиться к христианскому Богу, если она останется в огне невредимою. Тогда епископ, возведши очи и руки свои горе, воззвал велегласно: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Прослави и ныне святое имя Твое пред очию сего народа», – и вверг священную книгу Завета в пылающий костер. Прошло несколько часов, огонь потребил весь материал, и на пепелище оказалось Евангелие совершенно целое и неповрежденное; сохранились даже ленты, которыми оно было застегнуто. Видя это, варвары, пораженные величием чуда, немедленно начали креститься». «Это было первое явление Покрова Божией Матери». На Руси «была создана епархия «Россия»». А.В. Карташев, В.И. Петрушко полагают, что этим епископом был Михаил.
Действием Промысла Божия является то, что во время нападения руссов греческие войска и император были в Сирии. В результате отсутствие человеческой помощи дало возможность проявиться Божией силе. Эта сила Божия оказала двойное благодеяние: и грекам и руссам. В Евангелии от Иоанна говорится, что первое чудо Спаситель совершил по просьбе Своей Матери. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2:11). Так и в отношении русских первое чудо было совершенно по молитве к Божией Матери и по Ее заступлению. Действие Покрова Божией Матери стало началом чудес в России. Это было знаком того, что Русь станет уделом Божией Матери. Ни в одной стране мира нет столько чудотворных икон Божией Матери, как в России, нигде Она так не прославляется как в нашем народе. В этом чуде показывается участие Божией Матери в духовном рождении руссов; показывается то, что Она является духовной матерью нашего народа.
2. Миссия руссов
Первое крещение руссов произошло спустя более восьми веков после вознесения Господа Иисуса Христа и основания Церкви. К этому времени закончился период Вселенских соборов, в течение которого Церковь выработала и ясно сформулировала догматическое учение Церкви; было окончательно разработано каноническое право, составлен «Номоканон». К 9-му веку было развито византийское богослужение, составлены Минеи, Октоих (воскресные службы). Интересно, что за год до Фотиевого крещения иерусалимский диакон Феодор по поручению Тивериадского епископа Ноя разделил Псалтирь на 20 кафизм так, «как поем ее в святом храме Воскресения». Это – древнейший памятник разделения Псалтири на кафизмы. В IX в. была составлена Триодь. Такое впечатление, что формирование богослужебных книг было как бы поспешной подготовкой к крещению славян, чтобы дать им богослужение уже в максимально законченном, завершенном виде. В период Вселенских соборов «все стороны церковной жизни развиваются во всей полноте и получают определенный вид. Церковное управление, богослужение и проч. Получают определенные формы, с которыми остаются на все последующие века. Христианское вероучение после борьбы Церкви с еретиками и раскольниками раскрывается во всей своей полноте в строго православном духе на семи Вселенских соборах и тем прочно ограждается на все века от изменений и искажений». Все Вселенские соборы проходили в Византийской империи. Византийская Церковь единственно «сохранила в чистоте и целости святое учение христианское», а Русская Церковь восприняла его от нее. В 842 г. при малолетнем императоре Михаиле III и его матери Феодоре было окончательно восстановлено иконопочитание. 19 февраля 842 г. стал «днем торжества Церкви над всеми ересями – днем Православия». При том же Михаиле III произошло и первое крещение руссов. Это знаменовало собой то, что они были предназначены хранить чистоту православной истины.
Персидская, Греческая и Римская империи, стремившиеся объединить весь мир, безуспешно пытались покорить славян. В результате Богом данного мужества славянские народы оказались не включенными в жизнь тогдашнего цивилизованного мира и тем самым сохранились от морального разложения, которое охватило сначала Западную империю, а затем и Восточную. Духовно-нравственная сила – это основа могущества любого государства. Утратив эту силу, Западная империя пала, а затем спустя почти через тысячу лет, в 1453 г. пала и Восточная империя. Славянские народы и образовали самое мощное в мире православное государство, призванное хранить Божественную истину и благодать. Поэтому тем, что почти тысячу лет после пришествия Христа славянские народы не были просвещаемы верой, они сохранились от влияния римской культуры и приготавливались к своей миссии.
3. Восполнение славянами отпадших западных христиан
Обращение в Церковь славян началось тогда же, когда началось отпадение Европы от Церкви. Первое крещение руссов произошло во время первого открытого конфликта Римской кафедры с Константинопольской Церковью. Этот конфликт был закономерным следствием постепенного отступления Римской церкви от христианской нравственности и искажения веры. «Церковь Римская, со всеми церквами Запада, мало-помалу начинает уклоняться от благоустройства Церкви Вселенской. Постепенное уклонение ее происходит в течение нескольких столетий и оканчивается отделением от союза с Церковью Восточной». В 862 г. папа римский Николай I не признал решение «Двукратного» константинопольского собора, на котором был низложен св. патр. Игнатий и поставлен св. Фотий. «Николай писал императору Михаилу (865 г.), что решение апостольского престола «никем не может пересматриваться и никому не позволительно судить об этом решении»». Папа Николай потребовал себе подчинения всех церквей и тем самым открыто посягнул превратить Церковь в политическую организацию, выхолостить духовную и соборную природу Церкви; предпринял попытку узурпировать власть в Церкви, основанием и Главой которой является Богочеловек Иисус Христос. Церковь есть Царство Божие «не от мира сего». Она едина не политически, а духовно, потому что основана одним Христом и в ней действует один Дух Святой. Огромное нечестие и обмирщение, охватившее западное общество, массовое отступление от духовной жизни и потеря благодати привели его к искажению учения о Боге Духе Святом, о Церкви и о спасении. Попытка папы была бесперспективной, ибо Греческая Церковь в чистоте хранила христианскую истину. В том же году, когда произошло чудесное избавление Константинополя от руссов (или вернее сказать, чудесное обращение руссов к вере) имп. Михаил писал папе Николаю: «все твои разглагольствования о преимуществах римского престола – пустая болтовня; ты бы должен за честь принять приглашение подать свой голос к умиротворению константинопольских смут, а не по грубой ошибке считать себя судьею дел церковных…». На следующий же год патр. Фотий созвал в Константинополе собор, на котором «папа единогласно признан недостойным свящ. сана и предан анафеме». Принятие славянами христианства от Византийской Церкви, созвавшей все семь Вселенских соборов, показало, что они стали преемниками чистой и полной христианской истины, а совпадение их первого крещения с первым открытым отпадением Римской кафедры от Вселенской Церкви символизировало то, что славяне были призваны восполнить число отпавших западных христиан.
4. Проповедь Кирилла и Мефодия среди славян и перевод книг на славянские языки
Крещение руссов явилось частью просвещения истинной верой славян и будущих славянских земель, которое происходило в тот момент. Незадолго до Фотиева крещения, в 858 г., хазары просили греческого императора прислать к ним ученого мужа, который бы научил их христианской вере. «Под хазарскими послами разумеются, вероятно, торговцы из Хазарии, просившие учительного мужа для утверждения в вере и противодействия евреям и магометанам». В Хазарию были посланы святые равноапостольные братья Константин и Мефодий. Их проповедь была настолько успешной, что крестился один из удельных хазарских князей, были освобождены греческие пленники, всякому было разрешено принимать христианство, а жившим там грекам под страхом смертной казни было запрещено принимать иудейство и магометанство.
Во время крещения руссов происходило крещение болгар. В 860 или 861 году болгарский царь Борис принял христианскую веру. Туда был послан св. Мефодий, и в 869 г. последовало крещение всей Болгарии.
Огромное значение имело то, что Фотиево крещение совпало с созданием славянской азбуки и переводом священных и богослужебных книг на славянский язык. В 862 г. по просьбе моравского князя Ростислава имп. Михаил послал свв. Кирилла и Мефодия в Моравию. Ростислав обратился к грекам, потому что его народ был крещен латинскими священниками, которые совершали богослужение и проповедовали на латинском языке. «Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке», – говорил Ростислав. Латинские и немецкие архиереи и священники придерживались трехъязычной ереси, согласно которой священные книги и богослужение можно переводит только на те три языка, на которых была написана надпись на Кресте Господнем. Эта ересь была прямым нарушением заповеди Спасителя: идите, научите все народы (Мф. 28:19) и явилась продолжением идеи папства. Цель папы, а также католиков, которые содействуют его идеям и политике, – максимальная власть над максимальной территорией. Именно из стремления к максимальной духовной власти над верующими они препятствовали литургической самостоятельности национальных церквей, воцерковлению народов на основе познания истины, развитию национальной культуры на основе христианства. Целью такого подавления духовной жизни народов была именно максимальная духовная власть над ними – чтобы они слушались не Христа, а их. Это является прямым нарушением апостольской заповеди: пасите Божие стадо… не господствуя над наследием Божиим (1 Пет. 5:1-3). Также паписты (они таковыми являлись уже задолго до их окончательного отпадения) стремились к политической власти над народами, принявшими христианство, что приводило к конфликтам с местными властями. Эти претензии на духовную и политическую власть папы и его последователей побудили моравского князя обратиться к грекам. Таким образом, христианская проповедь среди моравов и руссов была не навязана им Византией, а явилась следствием их добровольного стремления к познанию истинной веры.
В 862 г. святые Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку и начали перевод Евангелия и «в первых месяцах 863 г.» прибыли в Моравию. Если принять версию, что само Фотиево крещение произошло в 866 г., то получается, что к этому времени у греков был уже славянский перевод Евангелия. В то время славянский язык был один. Языки восточных (руссов), западных (моравов) и южных славян отличались друг от друга примерно так, как сейчас отличаются друг от друга говоры курской и вологодской областей. Поэтому святые братья, изобретя азбуку и начав перевод на основе южного диалекта славянского языка, поехали проповедовать к западным христианам в Моравию, а затем эти же книги были приняты восточными славянами. Евангелие, которое бросил в огонь греческий епископ, было, конечно, греческим, и вера руссов была основана прежде всего на двух чудесах – бури при осаде Константинополя и чудесном сохранении от огня Евангелия. Но существование славянского Евангелия открывало возможность после основания епархии Россия осуществлять там полноценную миссионерскую проповедь и приобщать славян к вере не только через обряд, но и что самое главное – через познание истин веры. Патр. Фотий свидетельствовал, что руссы приняли «и епископа, и пастыря, и христианское богослужение». Митр. Макарий (Булгаков) убедительно доказывает, что «при самом начале» у руссов было введено богослужение на славянском языке, которое к тому времени уже совершалось у западных славян. В одной греческой рукописи говорится, что славянский язык был изобретен для славян, чтобы «за неумением писать и читать они вскоре не отпали от веры». Вера славян была основана не на страхе перед чудесами, а на познании истины, ибо вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим.10:17). Поэтому она была сознательной и глубокой.
5. Образование государственности у руссов и их первое крещение
Фотиево крещение произошло не только после начала проповеди среди славян и создания славянской письменности. В том же, 862 г., северные славянские племена призвали к себе Рюрика княжить, и у них появилась государственность. Совпадение по времени создания славянской письменности и русской государственности является знаком того, что русская государственность будет основана на слове Божием и будет основным его хранителем в мире. Это же означает и тот факт, что первое крещение руссов произошло только после образования у них государственности. Затем Аскольд и Дир пошли на юг и основали княжескую власть в Киеве. Племена, жившие в районе Киева, находились под властью хазар и платили им дань. Аскольд и Дир освободили их от хазар и заставили платить дань себе. Хазары только обложили славянские племена данью и приучили их платить дань, а также приучили к понятию власти, к необходимости подчиняться, т.е. хазары в руках Божиих были воспитателями у славян государственного сознания. Но, видимо, они были столь жестоки к ним, что власть Аскольда и Дира славяне сочли освобождением от внешнего гнета, а также гарантом внешнего и внутреннего благополучия. Хазарский каганат был большим государством, привыкшим к большим даням, что для небольших племен было тяжким бременем. Хазары для славянских племен были властью, но их цель было только награбить. Целью же варяжских дружинников было не только господствовать, но и обеспечить благополучие. Ради этого Рюрик и был приглашен новгородцами. С этой идеей Аскольд и Дир и пришли к южным славянам. Если в Европе власть изначально основывалась на захвате земель и порабощении местного населения и заключалась чаще всего в максимальном обирании его, то у славянских народов власть появилась как организующее начало общественной жизни, чем она и должна являться по своей сути. Хазары подготовили славян к принятию варяжской власти. Они приучили славян к власти, а Аскольд и Дир и стали для них такой властью.
6. Последствия Фотиева крещения
«Аскольд и Дир после принятия ими святой веры жили еще и управляли Киевом около пятнадцати лет. В такой период под их покровительством она могла довольно утвердиться и распространиться не только в Киеве, но и в окрестностях Киева трудами епископа и пастыря, которых приняли киевские руссы от патриарха, и при содействии, может быть, других проповедников, приходивших из Греции или Болгарии». О глубине веры руссов говорит то, что после Фотиева крещения Аскольд и Дир прекратили завоевательные походы. После того, как семя христианской веры было брошено глубоко в русскую землю и пустило корни Аскольд и Дир, правители и просветители киевских славян, увенчали свой подвиг мученической смертью. В 882 г. они были убиты язычником Олегом. Но семя христианской истины не погибло. Уже после смерти Олега, при князе Игоре, христианство на Руси распространилось настолько, что в договоре с греками 944 года «жители России в статьях договора разделяются уже на крещеных и некрещеных, и крещеные везде поставляются даже на первом месте». Это говорит о том, насколько глубоко было принято руссами христианство при Аскольде и Дире. Впоследствии над могилой Аскольда была построена церковь в честь свт. Николая, видимо, потому, что в крещении он был назван Николаем. После Аскольда и Дира князья Олег, Игорь и Святослав занимались расширением государства. Они присоединяли к Киевской Руси племена, на которые затем, при св. Владимире, была распространена христианская проповедь.
Заключение
Событие Фотиевого крещения и его широкий исторический контекст ясно показывают действие Промысла Божия в истории, действия Бога в жизни народов. Особенностью нашего народа является то, что он сам создал государственность и сам изъявил желание познать истинную веру. Русские славяне сами обратились к скандинавам за государственной властью и призвали как Рюрика и сами обратились к грекам за христианством и призвали греческого епископа. У других народов либо государственность, либо вера приходит извне, либо навязывается и насаждается (особенно государственность). Поэтому, хотя русские племена и жили в стороне от мировой цивилизации, у них в это время сформировалось глубокое самосознание, основанное на свободной воле. Предвидя их искреннее и глубокое обращение к истинное вере, Господь промыслительно устроил так, что к самому моменту их первого крещения в Византии было окончательно утверждено Православие и освобождено от последней ереси – иконоборческой – и руссы приняли чистое христианство, что было бы невозможно, если бы в то время правил какой-нибудь император-еретик, предшественник Михаила III. Перед самым крещением руссов для них была создана славянская письменность, без которой невозможна для народа полноценная духовная жизнь в Церкви, невозможно возрастание во познании христианских истин. Первое крещение руссов произошло сразу после образования у них государственной власти. Это стало залогом того, что политическое развитие русского народа происходило вместе и под влиянием духовного и культурного развития. Не политика определяла жизнь народа, а вера и духовная жизнь. Аскольд и Дир, приняв веру, сразу же прекратили завоевательные походы. Начало проповеди среди славян совпало с началом открытого отпадения Западной Европы от Вселенской Церкви. Это было знаком того, что русские славяне были призваны восполнить отпадших от Церкви католиков и быть хранителями истины и благодати в мире.
Список использованной литературы
1. Арсений (Иващенко), еп. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова. Санкт-Петербург, 2007. – 893 с.
. Карташев А.В. История Русской Церкви. М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 912 с.
. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 1-я. Москва, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – 407 с.
. Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества: учеб. Пособ. – м.: Изд-во ПСТГУ, 2005. – 358 с.
. Победоносцев К.П. История Православной Церкви. Санкт-Петербург. Изд-во «Русская симфония», 2007 г. – 320 с.
. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М.: Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2007. – 726 с.
. Толстой М.В., граф. Рассказы из истории Русской Церкви. Москва, «Лествица», 1999. – 602 с.