- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 28,93 Кб
Французские интерьеры на рубеже XVII-XVIII веков
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Французские интерьеры на рубеже XVII-XVIII веков
.1Влияние социально-экономических условий на формирование стиля во французском интерьере барокко
.2Признаки появления нового стиля: легкость, изящество, живописность
Глава 2. Рококо – игровой дух светской культуры начала и середины XVIII века
.1 Особенности декора и орнамента в период зарождения и расцвета рококо
.2 Зрелый период рококо декоративно-прикладном искусстве Франции
Глава 3. Тенденция развития неоклассицизма в эпоху Людовика XVI
.1 Буржуазные черты неоклассицизма
.2 Совершенствование технологий мебельного производства в эпоху неоклассицизма
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
стиль французский интерьер рококо
Мебель, шпалеры, ткани, вышивки, керамика и ювелирные изделия, служившие людям и украшавшие их жизнь, обогащают представление о культуре той или иной эпохи или страны, об уровне развития различных ремесел, дают возможность познакомиться с бытом и нравами ушедших поколений. В этом и заключается взаимосвязь видов декоративно-прикладного искусства. В декоративно-прикладном искусстве художественный образ возникает на основе создания полезных вещей. Художник, работая над ними, думает не только об их удобстве и соответствии своей функции, но и над тем, чтобы они были красивы, доставляли тому, кто ими пользуется, эстетическое удовольствие. Красота и польза в них уравновешены и дополняют друг друга. Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.) Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Однако декоративные произведения демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства выпускаются художественной промышленностью, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о том, что в декоративном искусстве определенной исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства. Да, этот вид искусства отражает духовную и материальную культур народа или целой эпохи. Тогда появляется вопрос, по каким критериям и как определять стиль того или иного предмета декоративно-прикладного искусства. Так, например, орех или дуб как материал – признак того, что вещь сделана на юге или на севере Европы. С другой стороны, одни особенности орнамента не могут служить единственным критерием для определения предмета. К нитям жемчужника, завиткам акантового листа обращались как в Эпоху раннего Возрождения, так и в XVIII веке. Более того, в обоих случаях наблюдается архитектоническое построение композиции со стремлением разработать поверхность как ограниченную орнаментом плоскость. Но на этом и заканчивается сходство. Флорентийский кассоне XV века и французский комод конца XVIII века даже отдаленно не похожи друг на друга. Очарование одного заключается в мягком отблеске заглаженной вощенной поверхности артистически исполненных по ореху барельефов, прелесть другого – в противопоставлении глади дерева изысканной ювелирной чеканке бронзовых украшений и накладок. Решающим моментом при датировке, без учета всех остальных признаков, не может служить и техника. Маркетри одинаково употреблялось и в период расцвета рококо и в период раннего классицизма.
Так задача определения времени и места создания предмета интерьера подводит к цели данной курсовой работы – формирование метода определения стилей французского интерьера XVIII века. Соответственно в качестве объекта исследования был взят период развития декоративно-прикладного искусства XVIII века во Франции.
Для достижения поставленной цели необходимо выделение следующих задач:
1.выявить взаимосвязь социально-экономических и политических перемен в стране с изменениями стилевых особенностей французского интерьера в XVII-XVIII веках;
2.на примере работ известных декористов и орнаменталистов показать характерные черты каждого стиля;
Но порою весьма проблематично отделить тот рубеж, где один стиль искусства переходит в другой и с чем это связано и как это можно определить. Поэтому наилучшим примером смешения стилей в декоративно-прикладном искусстве можно назвать век XVIII во Франции.
Эта проблема недостаточно изучена, потому что в ходе исследования были выявлены различные мнения даже на сроки существования стилей в рассматриваемой эпохе, поэтому в работе использовались труды не только российских специалистов: Соболева Н.Н., Воронихиной Л.Н., но и зарубежных: Морана А. де, Виплера Б.Р., для того чтобы изучить проблему с разных точек зрения.
ГЛАВА 1. ФРАНЦУЗСКИЕ ИНТЕРЬЕРЫ НА РУБЕЖЕ XVII-XVIII ВЕКОВ
1.1 Влияние социально-экономических условий на формирование стиля во французском интерьере барокко
XVII век можно обозначить как период, когда Западная Европа вступила в новую фазу экономических и политических отношений, принесшую с собой новую культуру. Эта фаза характеризуется, прежде всего, развитием и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений. Происходит централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов. Это эпоха абсолютизма, когда придворное становится синонимом национального, как сама личность короля – воплощением государства. XVII век – одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: все европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам характер развития был резко неравномерным. Ведущими социальными слоями становятся буржуазия, земельная аристократия и крестьянство. Прежде всего это касается ближайших соседей Франции, особенно Фландрии, огромный социальный и духовный подъем, пережитый Фландрией в период революции, сыграл решающую роль в расцвете культуры. Неслучайно через все искусство проходит тема стихийной жизненной мощи, всевластной, безграничной; слышатся отзвуки героической эпохи. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса, когда эпоха барокко вступает в свои права. И, несмотря на то, что Франция никогда в полной мере не присоединялась к барокко, она оказала свое влияние на его развитие в большей степени, чем любая другая страна. Это было связано с тем, что слава Версаля (1624-1830 от возникновения охотничьего замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи-Филиппа, архитекторы: Лево, Лебрен, Мансар и др.), дворца Людовика XIV с великолепными садами Андре Ленотра (1613-1701) распространилась по всей Европе. Иконографическим источником декора семи помещений королевских апартаментов (Салон Геркулеса, Салон Изобилия, Салон Венеры, Салон Дианы, Салон Марса, Салон Меркурия, Салон Аполлона), выполненных Шарлем Лебреном (1619-1690), стали мифы об Аполлоне. Это было связано с тем, что король считал себя живым воплощением греческого бога Солнца. Оформление Ленотром садового комплекса в 1662 – 1690 годах следует той же программе, кульминацией которой является бассейн Аполлона с великолепной скульптурной группой работы одного из любимых скульпторов Людовика XIV Жана-Батиста Тюби (1635-1700). В 1664 году сады были закончены, и король дает в них свой первый праздник под названием «Наслаждение волшебного острова». Ленотр специально совершил путешествие в Италию и ознакомился с образами парков барокко. Путем умелой посадки и стрижки деревьев Ленотр воспроизвел в живом материале четкие и ясные архитектурные объемы, сделав впервые парковое искусство трехмерным. Он создает стены стриженых деревьев, посаженных друг к другу без просветов, подобно сплошному ряду домов, как бы создавая пространство улицы. Ленотр точно рассчитывал контрасты и нюансы зрительного восприятия парковых пространств. Ему было присуще тонкое ощущение равновесия всех элементов ансамбля, пропорциональных отношений ближнего и дальних планов. Однако, не полагаясь на свой опыт, Ленотр каждый раз требовал устанавливать на месте макеты скульптур и фонтанов в натуральную величину. Именно по плану Ленотра началось строительство резиденции короля в 1662 году. И уже в 1671 году Версаль «сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза искусств – архитектуры, скульптуры, и садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия». Да, именно Версаль – идеальное воплощение абсолютизма в архитектуре и высокий пример устремления архитектурного гения нации к созданию совершенных форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума. Но если подытожить, то во Франции барокко ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти, показывая и выделяя ее во всем: от скульптур подле Версаля до мельчайших деталей декорирования столовых приборов. Советником короля в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика XIV в Версале. Версаль в его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из впечатляющих примеров слияния искусств.
В эпоху Людовика XIV еще больше усилились различия между мебелью придворной или принадлежащей высшей аристократии, с одной стороны, и мебелью рядового дворянства и буржуазии – с другой. В 1667 году была основана Королевская мануфактура, где работали мастера короля, находившиеся под покровительством дворца. Создаются модели мебели, украшенные позолотой, набором из дерева разных оттенков, а также инкрустацией из других материалов: слоновой кости, панциря черепахи, меди, олова. Черепаха применялась также для изготовления еще более изысканных и драгоценных предметов, исполненных так называемой техникой пике. В черепаховую пластинку, согласно рисунку, вкалывались отрезки нагретой золотой проволоки. Когда работа остывала, проволока тщательно спиливалась у самой поверхности пластинки, которая полировалась, и на черепахе оставался кружевной узор, составленный из мелких точек. Затем узор обогащался мелкими золотыми и перламутровыми накладками. В Эрмитаже хранится столик «пике», исполненный на мануфактуре Гобеленов по заказу Людовика XIV и предназначавшийся в подарок королеве Португалии. Сама мануфактура была основана в 1662 году, после того как Людовик XIV распорядился приобрести в парижском предместье Сен-Марсель несколько мастерских знаменитой семьи красильщиков Гобеленов. Золотой век Королевской мануфактуры гобеленов – это 1662-1683 гг. – период, когда ей управлял Шарль Лебрен (1619-1690). Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми нитями (иногда золотыми и серебряными) по рисункам (картонам). Гобелены ткались на особых ручных станках методом выборочного ткачества, т.е. по частям. Отдельные участки сшивались тонким шелком. Характерной особенностью гобелена является рубчатая поверхность лицевой стороны и неровная поверхность изнанки. Гобелены служили основным фоном для сложного и торжественного ансамбля барокко. Для них характерны исторические, мифологические, религиозные и литературные сюжеты. Выполнялись они и по особым случаям в жизни королевской семьи.
Появляются выдающиеся и прославленные художники, которым было суждено сыграть важную роль в развитии мебельного искусства: Андре-Шарль Буль (1642-1732) и его сыновья. Буль заменил рельефный орнамент плоским набором маркетри, где преобладают изогнутые линии. Кроме того, эта мебель украшена бронзовыми накладками с низким чеканным рельефом. Такая мебель составляла предмет роскоши и служила дорогим парадным украшением. Внушительность и благородство линий, проистекающие от правильности пропорций, симметричности орнамента и богатства материалов, делают ее истинной представительницей века XVII. Еще одно новшество эпохи барокко – мягкая набивка сидений, сделавшая излишними подушки, которые клали на твердое сидение прежде. Набивают не только сидения, но и спинку и подлокотники. Они кроются дорогой тканью, бархатом, золотой парчой, вышивками, шпалерами. Дорогие ткани широко используются и для убранства кроватей, которые часто также являются парадной мебелью. Кроме мебели интерьер украшали резные деревянные панели, резные двери. При Людовике XIV размеры панно увеличиваются, в их декоре применяется высокий рельеф и обильный орнамент, при всем своем богатстве этот декор не выглядит тяжеловесным. Среди выдающихся образцов такого декора можно назвать створки дверей Салона Венеры в Версале, созданного Филиппом Каффиери в 1681 году с мотивом солнца в центре экспозиции. Касательно других видов мебели можно отметить исчезновение ларя, вытесненного комодов с рядами выдвижных ящиков, расположенных друг над другом. Шкафы отличаются большими размерами, равно как и кровати с балдахинами и роскошными покрывалами. Стулья и кресла остаются в основном привилегией главы семьи и высокопоставленных особ, но, тем не менее, они постепенно распространяются благодаря активной светской жизни и становятся более разнообразными. Они неизменно широки и величественны, форма тоже бывает различной: конической, в виде консолей, балясин или сужающихся книзу стоек.
Следует отметить, что придворный этикет в какой-то мере отразился на формах мебели. Людовик XIV, желая подчеркнуть свое превосходство над всеми придворными, каков бы ни был их титул или должность, сидел в кресле, в то время как приближенным полагалось стоять вокруг. В эту эпоху кресло и стул служили знаками отличия и достоинства, и пользоваться ими при дворе мог только узкий круг привилегированных особ и при чрезвычайных обстоятельствах. В конце царствования короля небольшому числу придворных было дано право сидеть в присутствии Людовика XIV, хотя соблюдению церемониала придавалось столь большое значение, подобные отступления не раз вызывали осложнения. Со временем все придворные получили разрешение сидеть. Около 1660 года начинает распространяться совершенно новый вид мебели – канапе, род длинной скамьи с мягкими спинкой и сиденьем. Появляются также кресла с плетеным сидением, крытые роскошными тканями с крупными цветами. Столы, предназначенные для середины комнаты, имеют украшения со всех четырех сторон, консольные и приставные столы декорируются только со сторон, открытых для обозрения.
Начало XVIII столетия совершенно очевидно обозначило процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 г. Людовика XIV, последнее десятилетие лишь формально сохранившего могущество, была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве. «То, что создавали отцы, – сыновей уже не удовлетворяет. Они ищут новые мотивы, формы, законы» – писал Йенсен в 1894 году. Кризис абсолютизма явился основной предпосылкой изменения стиля во Франции. В 1694 году из-за финансовых затруднений закрывается Мануфактура королевской меблировки. Начало регентства Филиппа Орлеанского (1674-1723), дяди будущего короля Людовика XV, было ознаменовано «сменой строгого придворного этикета совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую пору, и жизненного распорядка не столь торжественного». Стилевое направление в искусстве этого времени тоже многие называют регентством. Людовик XIV передал бразды правления необыкновенному человеку – умному, тонкому, изящному, но вместе с тем порочному, развратному, безбожному. Став регентом, он превратил французский двор в настоящий вертеп, и его чудовищным оргиям удивлялась вся Европа.
Но в этом бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости мгновения, надвигающихся грозных бедствий. Король перестает быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор – единственным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы. Следует обратить внимание на одну закономерность в развитии стиля, сформулированную исследователем Гийомом Жанно: «Изменения художественных концепций опережают их широкое практическое использование и распространение».
1.2 Признаки появления нового стиля: легкость, изящество, живописность
В самом начале XVIII века перестраивается ряд залов больших апартаментов Версаля. Исчезают полные пафоса аллегории, появляется растительный орнамент, меняется цветовая гамма – в отделке начинают преобладать светлые тона, белый цвет и позолота. Но полного изменения стиля не происходит, хотя внешние условия изменились, как экономические, так и социальные, возникает неопределенность стиля, и уже изменившиеся вкусы и требования заставляют обращаться к художникам младшего поколения (Шарль-Антуан Куапель (1694 – 1752), Жан Жувене (1644-1717), Жан-Антуан Ватто (1684-1721)), в то время как усилия архитекторов направляются на поиски новых решений, которые позволили бы сделать жилое помещение приспособленным не только для торжественных церемоний, но и комфортным и пригодным для разнообразных жизненных потребностей. И тогда внутренняя планировка отелей становится рациональной. Элементарное высокое зеркало над низким камином является самым современным решением, принадлежащим декористу Роберу де Котту. Как точно сформулировал Б.Р. Виплер: «Процесс преодоления барочных традиций был связан зарождением интереса к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка, хозяева которого скорее заботились об элегантной праздничности и комфорте здания, чем о его торжественной представительности». Начинается обильное украшение дверей резьбой на створках и на импостах. Внутренние двери имеют широкую раму и филенки, часто с закругленными углами. Панно деревянной облицовки стен простираются от паркета до потолка, обычно очень высокого. Они обрамлены более или менее сложным лепным бордюром со скульптурными деталями. Наддверные живописные панно, так называемые десюдепорты, ярким пятно оживляют интерьер. Деревянная обшивка нередко окрашивается в фисташковый или другие тона, иногда в белый цвет при золотом резном орнаменте. Исчезают античные мотивы, а формы, продиктованные архитектурой, сменяются другими, выдающими тягу к комфорту, вытесняя прежнее стремление к холодной и помпезной величественности. Обширные парадные залы уступают место небольшим и более уютным комнатам («подобно тому, как огромные парики XVII века сменяются более простыми и скромными»). Например, отель Субиз в Париже был построен для принца де Субиза в 1705-1709 гг. по проекту П.-А. Деламера (1675-1745). В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон (1735-1738 гг.), созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Ж. Боффраном (1667-1754). Здесь все углы закруглены, нет ни одной прямой линии, даже переход от стен к потолку замаскирован картинами, помещенными в рамы криволинейных очертаний. Все стены украшены резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределенность.
Центрами общения парижан становятся салоны. Роскошь городской жизни находит отклик и в сельских резиденциях знати, такая мода быстро распространяется по всей Франции и становится образцом для всей Европы. В искусстве Франции происходили большие перемены. Из Версаля художественный центр постепенно перемещался в Париж. Придворное искусство с его апофеозом абсолютизма испытывало кризис. Изменились образ жизни, запросы и потребности дворянства. Это связано с быстрым экономическим развитием и ростом богатства Франции.
К тому времени Париж был уже перенаселен и очень плотно застроен, поэтому архитекторам было дано не слишком много возможностей для создания архитектурно-строительных шедевров. Главной заботой и вниманием был окружен интерьер помещений, а так же предметы интерьера и аксессуары. Именно в эпоху рококо впервые возникает «представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков, мебели».
Мебель свободно размещается в помещении, не загромождает его, сама является элементом украшения. Интерьер дополняют изящные светильники и многочисленные зеркала. Модны расставленные на каминных полках, специальных подставках-консолях и шкафах-горках изящные декоративные вазы и фарфоровые скульптуры. Мебель приобретает хрупкую легкость и элегантность. Наряду со стационарной мебелью стали производиться многочисленные типы легкой, свободно перемещаемой мебели небольших размеров: стулья, легкие кресла со спинками, как бы облегающими тело, банкетки (посетители салонов уже не стоят, как придворные Людовика XIV, а располагаются не только сидя, но и полулежа на диванах и кушетках). Появляется целый ряд принципиально новых типов мебели: канапе, шезлонг, кушетка, бержер (кресло с дополнительной табуреткой). Возможно, именно это является самым что ни на есть первичным признаком зарождения принципиально нового стиля, ведь интерьер начинает меняться и сточки зрения технологии производства. Все новые предметы, обитые одинаковой тканью (а нередко и дорогостоящей шпалерой, гобеленом), образуют гарнитур, в котором отправной точкой считалась софа. Появляются предназначенные для дам изящные туалеты с зеркалами, а также конторки, секретеры. Полноправной частью интерьера становятся несколько тяжеловатые платяные и книжные шкафы. Для декора мебели становятся характерными свободно располагающиеся изящные узоры: цветы, расписанные по желтому, розовому, голубому или светло-зеленому фону. По мнению Н.Ю. Бирюковой, «распространенность моды на китайское искусство привела к появлению особого стиля шинуазри»: китайские мотивы наносились краской или золотом по черному лаку. Все выше перечисленные особенности французского интерьера во всем мире принято причислять к стилю рококо (само название происходит от сочетания двух слов: «барокко» и «рокайль», последний из которых переводится с фр. rocaille – «раковина»). Но уже само происхождение говорит о сочетании стилей и ставит вопрос о выделении временных границ наступления нового стиля, о его перерождении и расцвете.
ГЛАВА 2. РОКОКО – ИГРОВОЙ ДУХ СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА И СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА
2.1 Особенности декора и орнамента в период зарождения и расцвета рококо
Зарождение рококо находит опять же свое выражение в строительной деятельности Роббера де Кота, в орнаментальных композициях Берена, в декоративных росписях и орнаментах Ватто. Основным орнаментальным мотивом нового стиля становится причудливый завиток (рокайль). Но он появляется в 1720 году, становится доминирующим в орнаментальных композициях Пино, однако следует отметить, что на этой стадии характер орнамента стиля рокайль не достигает полной зрелости. Он сохраняет симметрию, достаточно уравновешен (намечается социальная ориентация на высшее общество), что самое главное, в этом периоде еще встречаются черты, характерные для стиля второй половины XVII века, как в отдельных элементах интерьера, так и в формах изделий и технических приемах изготовления. Основной особенностью того времени, наложившей яркий отпечаток как на мебель, так и на все другие отрасли прикладного искусства, стало то обстоятельство, что творцами новых форм в подавляющем большинстве были мастера, «творческое лицо которых сформировалось в конце XVII века», и наряду с явными признаками нового стиля в их произведениях совершенно закономерно являлись черты старого стиля.
Достаточно привести в пример Андре-Шарля Булля (1642-1732), творческая деятельность которого не прекращалась до самой его смерти, то есть до 1723 года. Вещи этого мастера, исполненные в кульминационный период развития пышного и репрезентативного стиля предшествующего столетия, еще долго продолжали украшать королевские резиденции и дворцы французской и европейской знати – его постоянных заказчиков. Эволюция стиля мебели, как обычно, шла не по линии изменения ее формы, а, в первую очередь, по пути изменения украшающего ее орнаментального декора. Форма мебели эволюционировала медленнее, что в начале выражалось главным образом в ее облегчении. Так, изделия Булля, исполненные на рубеже столетий, еще сохраняют старые формы и лишь несколько утрачивают свою величественность. Но они украшаются исполненным в технике инкрустации из меди и панциря черепахи орнаментом по рисункам Берена – легкими, изящными гротесками и мотивами китайщины. Примеров подобных вещей можно привести множество. В Эрмитаже находятся два письменных стола. Их традиционная для XVII века форма так называемых бюро Мазарини, несколько облегчается, приобретая большую динамичность и подвижность контуров, а набор повторяет гротескные композиции Берена. Другим примером может служить зеркало, считающееся работой Булля, поставленное в 1713 году торговцем Делару герцогине Беррийской, после смерти которой оно перешло к дочери Сен-Симона, а затем к его внучке принцессе Шиме. Форма зеркала восходит к гравюре Булля, обратная сторона украшена набором, повторяющим орнаментальную композицию Берена. Трансформацией письменные столы обязаны также Буллю. Среди приписываемых ему рисунков можно видеть варианты, определившие основные особенности этой мебели и послужившие образцом для разработок целому ряду последующих мастеров, в том числе Шарлю Крессану (1686-1768). Bureau plat имеет уже плавно изогнуты ножки и три выдвижных ящика в царге. Кроме обычного набора из панциря черепахи и меди, бюро Булля украшались несколько тяжеловесными бронзовыми накладками, рисунок которых носил все особенности XVII века: на углах накладки имели вид женских головок, которые затем у Шарля Крессана становятся изогнутыми и динамичными, превращаясь в так называемые эспаньолетки. Форма bureau plat имела, несомненно, и некоторые переходные варианты. Так, в Музее Декоративного искусства в Париже имеется бюро черного дерева на восьми изогнутых ножках, заканчивающихся копытцами. Боковые ящики образуют выпуклый изгиб, средний ящик слегка вогнут, бронзовые накладки и свисающие ручки по типу восходят к бронзе на изделиях мастерской Булля. Кажется возможным рассматривать это бюро как некую переходную форму между бюро Мазарини и bureau plat, бюро Мазарини почили вместе с эпохой его кардинальства. Кроме того, специалисты предполагают, что бюро носит отпечаток китайского мотива, так как на рубеже XVII и XVIII столетий французские мебельщики заимствовали у китайцев конструктивные детали мебели, что и привело к коренному изменению привычных и характерных для XVII века форм и легло в основу стиля рококо в этом виде прикладного искусства. Примером служит столик черного лака, инкрустированный деревом и перламутром, датированный XV столетием. Если не знать о его китайском происхождении и ранней датировке, то его можно принять за французскую работу XVIII столетия. Об этом свидетельствуют и пластичный S-образный изгиб ножек, и плавный переход к царге, и слегка закругленные углы четырехугольной столешницы. Данное явление опять же можно наблюдать в работах Булля, учеником которого является выше упомянутый Крессан.
В продукции некоторых мастеров следует проводить различие между официальной мебелью с маркетри и бронзовыми накладками, предназначенной для двора, и мебелью для частных лиц. Вкусы частных лиц и их сравнительно меньшие средства объясняют простоту изделий. Однако в обоих случаях работа отличается исключительной тщательностью и выполняется по предварительным эскизам. Большим успехом пользуется мебель с секретными отделениями, требующая особой точности выполнения: она была введен Шарлем Крессаном, упомянутом ранее, и еще в большей степени Жаном-Франсуа Эбеном (1720-1763).
2.2 Зрелый период рококо декоративно-прикладном искусстве Франции
Второй период, период расцвета охватывает три десятилетия (1730-1760 гг.), отличился детальностью тех же художников – Пино, Буше, целого ряда декористов, в творчестве которых симметричность заменяется равновесием масс, а формы изделий достигают предельной динамичности. Мебель становится пластичной, получает плавный изгиб. Действительно, Крессан может с полным основанием рассматриваться как «мастер воплощения зрелого рококо в интерьере». Так, исследователи по праву считают, что именно он довел форму комода стиля рококо до ее завершенности. В конце тридцатых и в сороковых годах XVIII века он создавал комоды еще на высоких, но значительно изогнутых ножках с пластичным изгибом корпуса, однако украшающие их бронзовые накладки уже не подчеркивают контуры, а как бы их маскируют, что характеризует зрелую стадию стиля рокайль в мебели. Основными предметами обстановки становятся шкафы с двумя резными дверцами и резным фронтоном; одностворчатые шкафчики; происходящие от шкафов буфеты и их разновидность – шкаф-горка, имеющий в верхней части открытые полки с низеньким барьером для парадных тарелок и блюд; «пузатые комоды». Неистощимая фантазия мебельщиков породила «большое разнообразие сидений, которые носили иногда забавные названия: «маркиза» – подобие маленького канапе, шезлонг – кресло-бержер с приставленным к нему табуретом той же высоты (если кресло-бержер было снабжено подставкой для ног, оно называлось «дюшес», а если оно состояло из двух частей, то «дюшес бризе»». Вся эта разнообразная мебель пользовалась широким спросом, и производство ее росло. Столы тоже становятся популярными предметами мебели. Мастера изготовляют сервировочные столики для столовой, несколько типов игорных: прямоугольный, с шашечной доской для триктрака; карточные – треугольный и пятиугольный для трех или пяти партнеров. Для спален изготовляются туалетные столики в виде небольших бюро с вращающимися на горизонтальной оси зеркалом. Было выполнено также много маленьких бюро с боковыми ящичками для писем. Художники-мебельщики украшали их самыми причудливыми и буйными узорами рокайля, покрывая изогнутые ножки раковинами, пальметками и другими растительными мотивами. Здесь прямолинейность торжествует во всех элементах. Художник словно задается целью заставить зрителя забыть о самом существовании прямой линии. И можно с уверенностью говорить о том, что в мебельной продукции других стран явственно ощущается влияние французского стиля (знаменитый мебельный мастер Томас Чиппендейл (1718-1779) опубликовал в 1754 году сборник гравированных рисунков, в котором можно увидеть модели стульев, имеющих прорезную, украшенную резьбою спинку и плавно изогнутые ножки).
Также следует подчеркнуть роль рисунков Никола Пино в создании мебели зрелого стиля рококо. Рисунки Пино, к сожалению, не датированы, и трудно с уверенностью определить, когда и для чего он их создавал. Так, к 1730-м годам относятся рисунки комодов Пино из собрания Музея Декоративного искусства в Париже, где наряду с переходными формами в них уже видны черты зрелого стиля. Всеми особенностями сложившегося стиля рококо отмечены и его рисунки консолей этого времени, особенно резная золоченая консоль XVIII века. Хотя у консоли еще симметричное построение и четыре ножки, но у них сложная конфигурация. На переднем фестоне царги, в центре, на фоне трельяжа, помещена маска сатира и акантовые листья. Несмотря на массивность, украшающий консоль орнамент несет в себе элементы стиля рококо и его динамику.
Таким образом, с поисками новых форм в искусстве происходят поиски новых технических приемов декоративных средств, по большей части заимствованных с Востока. И восточные воздействия были восприняты отнюдь не поверхностно, они были творчески переработаны и выразились не только в использовании восточных лаков, но и в коренных изменениях конструктивных основ предмета. Тогда же следует отметить отличительной чертой декора наличие фарфоровых предметов в интерьере французской знати в середине XVIII века, предметов из «твердого» китайского фарфора. Но уже 1760 год становится годом перехода от крайностей стиля рококо, переходом смены декора.
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕОКЛАССИЦИЗМА В ЭПОХУ ЛЮДОВИКА XVI
.1 Буржуазные черты неоклассицизма
Правление Людовика XVI (1754-1793), избегавшего вычурной куртуазности, принесло большую строгость в отделке интерьеров и изготовлении мебели. Этот французский стиль, представляющий собой нечто среднее между рококо и классицизмом, так и называется Луи Шестнадцатый (Луи Сез). Иногда его называют в честь королевы Марии Антуанетты, позднее исследователи посчитали правильным обозначить данный стиль термином «неоклассицизм». В 1754 году Огюст Кошен печатает свою «Мольбу к ювелирам, чеканщикам, резчикам по дереву и другим». Он утверждает, что нельзя изменять «распорядок вещей», что подсвечник должен быть «прямым, а не искривленным», и заканчивает иронически, что «нам ничего не остается, как ждать, когда их изобретательность истощится и им самим это надоест».
И действительно, в этот период мебель приобретает более строгие, менее причудливые формы; корпусная мебель (шкафы-буфеты, бюро, секретеры) обретает легкость строго геометрических форм с широкими поверхностями красного дерева, подчеркивающимися бронзовой отделкой, избегающей пышности и стремящейся к античной простоте, нередко воспроизводящей древнегреческие и римские орнаменты. Ножки окончательно выпрямляются и превращаются чаще всего в тонкую, стройную, суживающуюся книзу колонку, покрытую иногда сверху до низу, иногда только в нижней своей части каннелюрами, в которых часто пробегают тончайшие бронзовые гирлянды, иногда обвивающиеся вокруг ножки.
Орнамент раннего классицизма нежен и изыскан, он унаследовал от рококо его грацию и утонченность. Но ритм его спокоен и ясен, он построен на равномерных чередованиях одинаковых мотивов. При этом среди меандров, нитей жемчужника, акантовых листьев, дубовых и лавровых гирлянд, перевязанных накрест лентами, появляются натуралистически трактованные цветы и ветви. Но в отличие от причудливых композиций рококо, они сплетаются в спокойные гирлянды, подхваченные на одинаковых расстояниях одинаковыми бантами или гвоздями с большими шляпками.
Конечно, не сразу были изжиты изогнутые формы стиля рококо, но они приобрели большую плавность нового стиля. На формирование стиля значительное влияние оказали вкусы самого короля – Людовика XVI. И хотя отмечено, что неоклассицизм оперировал относительно скромными выразительными средствами, он оставался придворно-аристократическим стилем. Вместе с тем в нем было уже много буржуазных черт, а буржуазия первой обратилась к античному наследству. Для демократической мысли XVIII века образцом государственного устройства служила Римская республика. Н.Ю. Бирюкова именно этим объясняет причину того, что «пышность королевских стилей стала вытесняться строгими античными формами, что явилось признаком надвигающей революции». Неоклассицизм стал выразителем революционных идей и настроений. Прошло немного времени, и мощные удары буржуазной революции до основания разрушили феодально-абсолютистскую систему, что не могло не сказаться на декоративно-прикладном искусстве. А мебельное искусство этого периода представлено целым рядом знаменитостей. Одним из главных создателей нового стиля явился Ж.А. Ризенер. Он ввел в практику почти обязательный мотив куба с резной розеткой в месте крепления ножки.
В эпоху неоклассицизма начинает играть самостоятельную роль бронза. И ни одна из стран на то время просто не могла соперничать с Францией по совершенству изделий из золоченой бронзы. Из нее выполнялись канделябры, люстры, бра, каминные таганы, настенные и настольные часы, а также декоративные детали: накладки для мебели, монтировки ваз для изделий из фарфора и кости. Бронза в мебели – это «тонкие орнаменты или архитектурные детали, выполненные с ювелирным мастерством». Дальнейшее развитие ведет к еще большей легкости изделий. Бронзовые изделия неоклассицизма представлены в Эрмитаже творчеством Пьера-Филиппа Гомира. Многочисленные изделия этого мастера: часы, вазы, торшеры и тонко прочеканенные накладки для украшения мебели, – свидетельствуют о творческом претворении античных образцов, об умении сохранить пластичность и избавиться от сухости. Но, несмотря на всю тонкость работы, мебель не утрачивает свои утилитарные функции, а в полной мере их исполняет. Внутреннее убранство дополняется другим компонентами: шпалерами, тканями, вышивками, гобеленами. Прекрасным примером подобных гобеленов являются находящиеся в собрании Эрмитажа серии: «Сцены из Нового Завета» по картинам Жака Жувена, «История Эсфири» по картинам, написанным Франсуа де Труа. Полным ходом шло развитие шпалерного искусства, особенно на мануфактурах. Самым заметной личностью в этой области становится Бове. Во второй половине XVIII века мануфактура Бове обращается к античным сюжетам, в которых заметно воздействие живописных произведений. Характер этого вида прикладного искусства, орнаментальный в своей основе, способствует тому, что эволюция стиля гобеленов была связана главным образом с творчеством художников, работавших в сфере орнаментального искусства. Как и в предыдущем столетии, гобелены предназначались для парадных залов королевских дворцов и поэтому отличались огромными размерами. Длительные сроки их исполнения приводят к тому, что эволюция стилистических особенностей украшающего их орнамента отличается некоторой замедленностью в отличие от технологии производства мебели в данном стиле.
3.2 Совершенствование технологий мебельного производства в эпоху неоклассицизма
Французский философ-просветитель и художественный критик Дени Дидро писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать зрителя, иначе оно будет немо». Искусство эпохи неоклассицизма должно было говорить, и интерьер тоже стал «говорящим».
Стремление к простым, геометрически правильным формам – характерный признак французского интерьера в стиле неоклассицизма – особенно усилилось в середине XVШ века. Это было связано с появившейся в 1752 г. книгой « Эссе об архитектуре». Ее автором был аббат Марк Антуан Ложье (1711-1769), член ордена иезуитов, историк и теоретик искусства, не имевший, однако, специального художественного образования.
Основная идея Ложье заключалась в том, что «примитивная хижина древнего человека стала прототипом для всей последующей архитектуры». Отвергая богатство архитектурного убранства эпохи Возрождения и барокко, Ложье призывал молодых мастеров строить простые здания, используя лишь самые необходимые элементы. На фронтисписе (рисунке, помещаемом слева от титульного листа) книги Ложье изображена женская фигура с циркулем и угольником в руках, символизирующая собой Архитектуру. Она указывает на сложенную из стволов деревьев хижину. Поставленные вертикально стволы впоследствии будут колоннами, положенные на них горизонтально – перекрытием, а перекрывающиеся наверху ветви, которыми выстлана крыша, – фронтоном.
Влияние Ложье было огромным, и стремление к простоте стало господствующим. Особую популярность завоевали геометрические формы – куб, конус, сфера, пирамида, цилиндр.
Идеи Ложье близки взглядам французского писателя и философа Жана Жака Руссо, идеализировавшего возвращение к природе. Многие аристократы того времени строили в своих усадьбах специальные «деревни» и «молочные фермы», где сами доили коров. Такую ферму соорудила и супруга Людовика 16 Мария Антуанетта в парке Малого Трианона в Версале.
Тем не менее, основным мотивом неоклассицизм называют симметрию и статику. В мебели ножки выпрямляются, вздутые поверхности исчезают, линии декора повторяют очертания предмета. Плоскость становится четко выраженной. Оживают художественные традиции античного мира. Конечно, орнамент раннего неоклассицизма унаследовал от рококо утонченность, но в отличие от его причудливых композиций он построен на равномерном чередовании одинаковых мотивов. Диваны, кресла и стулья также эволюционируют в сторону спокойных решений. Ножки выпрямляются в тонкую, суживающуюся книзу колонку, покрытую каннелюрами. Локотники также выпрямляются, на их концах появляются волюты с акантовым листом. Становятся строгими формы сиденья и спинки. Появляется стул с овальной спинкой, украшенный симметрично спадающей на обе стороны гирляндой или завитком. Желание подчеркнуть конструкцию ведет к приему, когда на углах рамы сиденья, к которому прикрепляются ножки, линии орнамента прерываются, и угол оформляется небольшим кубом со вписанными с двух лицевых сторон резными розетками. Куб, как правило, является началом ножки.
Стулья, кресла и диваны делаются из резного дерева, но они золотятся все реже. Окраска производится в светлые тона: белый, голубой, нежно-серый. В обивках преобладают светлые шелковые ткани с мелкими цветочками и гирляндами.
Становится разнообразной и корпусная мебель. Выпускаются шкафы и шкафчики, шифоньеры различных форм, столы и столики прямоугольной и овальной формы. Широко входит в употребление письменный стол с цилиндрической крышкой, под которой скрывается множество ящиков. Делаются и открытые столы, украшенные палочками и балюстрадами. В это время стали изготавливать туалетные столы с зеркалом, вращающимся на горизонтальной оси, а также зеркала на двух стойках, устанавливаемые на полу (так называемые псише). Широко распространены угловые шкафчики, этажерки, карточные и рабочие столики, подставки, различные и другие легкие подвижные предметы.
В общем, эволюция форм интерьера, бытовых предметов происходит под влиянием двух групп факторов: производственных и фактора моды. Первая группа – это развития техники и технологии, материалы и их свойства. Этот фактор оказывает влияние на структуру предметов, принципы их функционирования и конструкцию, эволюционируют как бы изнутри. Стиль в интерьере понимается как определенная устойчивая общность содержания творческих принципов, характера художественного выражения наиболее существенных признаков предметов и даже материальной и духовной культуры общества в изучаемом историческом периоде. Сюда же входит мода как показатель непродолжительного господства определенного вкуса, которому свойственна непрочная непродолжительная, быстропроходящая популярность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Небывалый расцвет всех отраслей художественного ремесла объединяет роль Франции в развитии западноевропейского искусства XVIII века. Но исследование ее искусства невозможно без выявления факторов и условий, под воздействием которых формировался стиль.
Анализ конкретных стилистических методов показывает, что их стилеобразующее значение определяется не каждым из них в отдельности, а лишь в органическом единстве и взаимосвязи.
Так, зависимость от интерьера, определившаяся эволюцией архитектурного стиля, изменениями планировки помещений и приемов их внутреннего декора, влекла за собой соответствующие изменения в мебели, а именно эволюцию ее форм и стиля, повлияла на развитие многих видов прикладного искусства, дополняющих убранство помещений. Действительно, мебельное производство, достигшее в XVIII веке небывалого расцвета, является ведущей отраслью прикладного искусства Франции, как с точки зрения технологии производства, так и с точки понимания и восприятия внешних воздействий: политических, экономических, социальных. В XVII веке же государство приобрело большую роль, соответственно происходила борьба религиозного и светского начал. Версаль в его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из впечатляющих примеров слияния искусств. Предметы интерьера исполняются по эскизам ведущих художников и архитекторов в едином стиле с отделкой стен и потолка, декоративной скульптурой, светильниками и остальной обстановкой, вплоть до дверных ручек и бронзовых обрамлений замочных скважин. Входит в моду фанерованная мебель, украшенная маркетри и инкрустациями из металла, черепахи, слоновой кости, а также вычурные бронзовые накладки, пышная деревянная резьба, покрытая позолотой. Для мебели, предназначенной для сидения, применяют мягкие сидения, заменившие подушечки, которые подкладывались ранее.
В первой половине XVIII века во Франции процесс преодоления барочных традиций был связан в течение первой половины века с зарождением интереса к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка, хозяева которого скорее заботились об элегантной праздничности и комфорте здания, чем о его торжественной представительности. В эту переломную пору, на рубеже двух столетий, в условиях еще не наступившего четкого размежевания художественных течений было возможно появление такого большого художника как А. Ватто. Кроме того, прекрасным образцом этого стиля в изобразительном искусстве является живописный и скульптурный декор интерьеров отеля Субиз в Париже, созданный во второй половине 1730-х годов.
И уже начиная с 1760-1770-х годов можно говорить о становлении классицизма во Франции. Он нес в себе новые черты идеологии восходящей буржуазии, ведущей борьбу за устойчивый рынок и расширение производительных сил, заинтересованной в централизации и национальном объединении государств. Являясь противником сословных неравенств, ущемлявших интересы буржуазии, ее идеологи выдвигают теорию рационально организованного государства, основанного на подчинении ему интересов сословий. Признание разума как основы организации государственной и общественной жизни подкрепляется доводами научного прогресса, чему всеми средствами способствует буржуазия. Этот рационалистический подход к оценке действительности переносился и на область искусства, где важной темой становится идеал гражданственности и торжество разума над стихийными силами. Религиозная идеология все более подчиняется светской власти, а в ряде стран она реформируется. Образец гармонического общественного устройства приверженцы классицизма видели в античном мире, и поэтому для выражения своих общественно-этических и эстетических идеалов они обращались к примерам античной классики.
Остается отметить, что метод исследования французского интерьера XVII-XVIII века, с учетом выявления и определения стилеобразующих факторов и условий, под воздействием которых формировался стиль, также применим и для использования в изучении интерьера других западных стран, если принимать во внимание специфику их исторического и культурного развития в этот период.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Барташевич А.А., Аладова Н.И., Романовский А.М. История интерьера и мебели (под общ. ред. А.А. Барташевича)/серия «Высшее профессиональное образование». – Ростов Н/Д: Феникс, 2004. – 400 с.
2.Блай Дж. Декоративная мебель: Путеводитель по антиквариату./Пер. с англ. Юркевич Н.Е./ Астрель. – М.: 2003. – 217с.
.Бирюкова Н.Ю. Прикладное искусство Франции XVII-XVIII веков. Развитие и стиль. /Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. – СПб, 2002. – 240 с.
.Бодрияр Ж. Система вещей. / Пер. с фр. С. Зенкина/ Изд-во «Рудомино». – М.: 2001. – 96 с.
.Борев Ю.Б. Эстетика. / М. «Высшая школа». – 2002. – 511 с.
.Виплер Б.Р. Несколько тезисов к проблеме стиля/Изд-во «Творчество». – М, 1962.
.Воронихина Л.Н., Зернов Б.А., Лившиц Н.А. Искусство XVIII века. Франция, Италия, Германия, Австрия, Англия/Искусство. – М, 1966. – 350 с.
.Гарин В.А., Разиньков Е.М., Чернышев А.М. История мебели Древнего мира и Западной Европы./Гос. лесотехн. акад. – Воронеж. 2002. – 120 с.
.Гацура, Генрих Г. Мебельные стили: История русского и западного декоративно-прикладного искусства. – М, 2000. – 316 с.
.Кверфельд Э.К. Фарфор/Искусство. – М, 1940.
.Кривцун О.А. Эстетика. /Аспект Экспресс. – М, 2000. – 278 с.
.Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней/Искусство. – М, 1982. – 450 с.
.Соболев Н.Н. Стили в мебели/Изд-во Акад. арх-ры. – М, 1939. – 640 с.
.Прикладное искусство Западной Европы и России. Сборник научных трудов/Изд-во Гос. Эрмитажа. – СПб, – 1999. – 284 с.
.Соколова Т.М. Художественная мебель. М. 2000. – 330 с.
.Хрусталева С.Н. Стили в интерьере./ Диля. – М.2006. – 180 с.
18.Jessen P. Das Ornament des Rococo und siene Vorstuten. Leipzig, 1894. S.480
19.Janneau G. L’e poque Lois XV. Paris, 1967 S.214