- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16 Кб
Функции культуры, ее особенности в разные эпохи
Содержание
Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?
Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства
Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?
Вопрос 4. В чем суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии?
Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая
Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?
Вопрос 7. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство? Какое это имело значение для Руси?
Вопрос 8. В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?
Вопрос 9. Какие изменения произошли в культуре с наступлением «оттепели»?
Вопрос 10. Назовите причины возникновения русского Зарубежья
культура древний религия наука
Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?
Культура – само существование человека, поэтому, фигурально выражаясь, человек есть начало и результат культуры. Материальная культура включает в себя разнообразные артефакты, – это человеческое "Я", превращённое в вещь, это духовность человека, превращённая в вещь. Она оценивается культурологией с точки зрения совершенствования человеком своего окружающего мира (средства производства, орудия труда; архитектурные ценности, Физическая, Быта, ландшафты и парки.) Духовная культура – совокупность результатов духовной деятельности в саму духовную деятельность. Это: обычаи (стандартная, неосознанная форма поведения), нормы (возникают на основе обычаев. Бывают экономические, политические, коммуникативные (мораль)). Ценности – наиболее сложный и развитый продукт жизнедеятельности, формирующийся в результате синтеза норм, обычаев, интересов, потребностей (витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические). Бывают приходящие и не приходящие ценности.
Соответственно, могу выделить общие функции культуры:
) Производство норм, знаний, ценностей.
) Накопление, передача, социального опыта от поколения к поколению.
) Функция коммуникаций общения посредством символов, образов, речи, письменности, СМИ.
) Помощь в освоении социальных норм – воспитание.
) Компенсация – восстановительная функция (снятие стрессов).
Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и возвышался над природой. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.
В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда. Так и произведения изобразительного искусства появились уже в самом начале позднего палеолита. Важнейшие памятники искусства палеолита – пещерные изображения, где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже – в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в т.ч. глиняные статуэтки женщин – ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне).
Характерная черта палеолитического искусства – его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами.
Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?
Египет, как известно, дар Нила. И эта привязанность к нильской долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа. Возможно, именно эта привязанность определила ту замкнутость египетской культуры, столь отличной в этом плане от открытого для контактов, влияний и нашествий Двуречья.
Представление о мире у древних египтян было неотделимо от их религиозных воззрений. Египетская мифология не представляет правильной определенной системы, обнимающей в своих мифах небо и землю. Иногда в египетской картине мира земля предстает отдельно от неба, чего не имели другие ранние религии. Тем не менее, взаимосвязь земной и небесной жизни в египетском представлении очевидна. Как никто другой, в известной нам истории человечества, египтяне ощущали свою связь с космосом. Их обращения к небу были ежедневными. Существующий мир, по представлению египтян, был раз и навсегда задан богами, он вечен и неизменен. Поэтому в египетском мире всегда идеализировалось изначальное прошлое – мифологизированный «золотой век», священная эпоха сотворения мира.
Однако в египетской культуре существовали представления о мире, отличающиеся большей глубиной и сложностью. Это знания, которыми владели жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме. Для простого жителя представления о мире были непосредственно религиозными, так как весь окружающий мир был создан богами и был воплощением богов, а потому их картина мира неотделима от религиозной.
Египтяне считали, что душ у человека несколько, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы.
Строились специальные усыпальницы для тела – пирамиды, чтобы продлить жизнь после смерти. Пирамиды строились лишь для фараонов и знати, хотя любой человек обладал бессмертием. Но простому человеку изготовить мумию или построить пирамиду было не по карману. Обожествление фараона занимало центральное место в религиозном культе. Египтяне полагали, что фараон – живое подобие Солнца (бога Ра).
По всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом городе был свой собственный пантеон богов. Но великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада – изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система. Единый бог, первоначальное единство всего сущего называли Атум. В Мемфисе Атум отождествлялся с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом.
Вопрос 4. В чем суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии?
Для политической жизни древней, да и средневековой Индии было характерно преобладание слабых и кратковременных государственных образований, которые легко появлялись на свет, быстро приходили в упадок, сменяя одно другого: их названия, территории, имена правящих династий – все это сливается в круговорот почти не запоминающихся названий, чаще всего лишенных отличительных признаков.
Относительная слабость политической власти в Индии определялась, прежде всего, спецификой индийского общества с его системой строго фиксированных статусов-сословий (варн, позже каст), раз и навсегда определявших место человека среди других. Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой политической власти, а может и главной ее причиной. Общество вполне могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ибо внутренние его законы с успехом выполняли политико-административные функции. Но это лишь внешняя сторона ситуации. Глубинная внутренняя сторона такой социальной организации индийского общества кроется как раз в сложившейся там картине мира. Кармический закон, предполагавший целую серию различных испытаний для человека в процессе его многочисленных реинкарнаций, требовал большого различия жизненных ситуаций. Эти различия и давало кастовое устройство общества. Таким образом, основным критерием деления общества является не социальный признак, а степень очищения сознания. В касте брахманов, к примеру, можно было родиться только с незамутненным сознанием, пройдя через несколько реинкарнаций.
Замкнутость, автономность, социально-политическая индифферентность индийской сельской общины, вырабатывавшиеся веками в специфической индийской социально-политической структуре, оставались на протяжении веков ее существенной характеристикой.
Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая
Китай – страна истории. Начиная с глубокой древности, умелые и старательные грамотеи-летописцы фиксировали на гадательных костях и панцирях черепах, бамбуковых планках и шелке, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало внимания.
История и культура древнего Китая охватывает период от II в. до н.э. до III в. н.э.
Говоря о китайской культуре, часто рассматривают ее как нечто единое и цельное.
Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины 1 тысячелетия до н.э. на множество отдельных царств, так же и культура его являла собой картину значительного многообразия. В древнем Китае можно выделить несколько типов культур, только позднее сплавленном в едином обще китайском синтезе. Что касается достижений, то китайские ученые изобрели порох, компас, бумагу.
Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные на устное запоминание и на художественную прозу.
Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций первопредка сыграло в истории Китайской цивилизации огромную роль: именно оно логически привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, ставшего затем основой основ религиозной системы Китая.
У Чжоусцев было такое религиозное представление, как почитание Неба. С течением времени культ Неба в Чжоу окончательно вытеснил Шанди в главной функции верховного божества. При этом на Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: чжоуский ван стал считаться сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до XX века. Начиная с эпохи Чжоу Небо в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала стало главным всекитайским божеством, причём культу этого божества был придан не только сакрально-теистический, сколько морально-этический акцент. Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.
Культ Неба стал главным в Китае, а полное его отправление – прерогативой лишь самого правителя, сына Неба. Отправление этого культа не сопровождалось мистическим трепетом или кровавыми человеческими жертвами.
Также существует в Китае культ умерших предков, культ Земли, тесно связанный с магией и ритуальной символикой, с колдовством и шаманством. Все отмеченные системы верования и культов в древнем Китае сыграли огромную роль в становлении основной традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, но строгий рационализм и конкретная государственная польза; не эмоциональный накал страстей и личная связь индивида с божеством, но разум и умеренность, отказ от личностного в пользу общественного; не духовенство, направляющее эмоции верующих в русло, возвеличивающее бога и усиливающее значение религии, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции, частью которых были регулярные религиозные отправления. Все эти специфические особенности, складывавшиеся в иньско-чжоуской китайской системе ценностей за тысячелетие, предшествовавшие эпохе Конфуция, подготовили страну к восприятию тех принципов и норм жизни, которые вошли в историю под наименованием конфуцианства.
Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?
За тысячелетний период с VI в. до н.э. по V в. н.э. число людей, писавших на научные темы, не превышает в Древней Греции и Риме 300 человек (учитывая и тех, от которых сохранилось хотя бы имя).
В то же время, античная наука, уже в первый период своего существования, с VI по III вв. до н.э., достигла уровня, обеспечившего ей видное место в истории всей мировой культуры. Таким образом, неорганизованная наука, состоявшая из мало связанных друг с другом ученых, продемонстрировала КПД, не мыслимый для современных научных сообществ и институтов. Однако этот факт нельзя рассматривать как свидетельство того, что в античности вообще отсутствовала какая-либо социальная регуляция науки и последняя развивалась лишь благодаря индивидуальным усилиям отдельных творческих личностей. Скорее, следует говорить об особом типе регуляции – создании античными государствами условий, позволяющих ученому свободно заниматься исследованиями и сохранять при этом высокий общественный авторитет.
Как правило, подавляющее число ученых работало в рамках политических режимов монархии и тирании, а, с другой стороны, именно в демократических Афинах стали возможными гонения на ученых (Анаксагор, Сократ) и прямые запреты изучать "то, что на земле и под землей". Развитие науки зависело не столько от политических прав, сколько от личных свобод, которые, к примеру, в демократической Спарте были минимальными, поэтому это государство не дало ни одного ученого. Сомнительной представляется и связь развития логики и математики с публичным судопроизводством, где господствовала демагогия, а не рациональные доказательства. Говоря о взаимоотношениях науки и государства в эпоху античности, нельзя забывать и о том, что правители нередко поддерживали крупные инженерные проекты, врачей, астрономов, географов и других ученых, причем пик такой поддержки в III в. до н.э. совпадает по времени с максимальным расцветом античной науки.
Вопрос 7.Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство? Какое это имело значение для Руси?
Как известно из традиционной истории, после смерти Святослава на Руси стали править его сыновья: сначала Ярополк, а затем Владимир – креститель Руси. Для России существовало 4 альтернативы выбора веры: иудаизм, ислам, католичество и православие.
Христианские историки считают, что принятие Владимиром христианства, а не ислама или иудейства в качестве государственной религии было обусловлено давним проникновением христианства на территорию Восточной Европы. Владимир I из всех вер выбрал самую правильную – христианскую веру православного толка.
Церковная традиция относит начало христианизации к I веку н. э. В летописях упоминается хождение апостола Андрея Первозванного на Русь. Знакомство народов Восточной Европы с христианством состоялось во времена Готского государства (IV в.). Однако процесс проникновения христианства был прерван вторжением гуннов. Следующим этапом распространения христианства в Восточной Европе считается IX век.
Историки-марксисты считают, что при выборе государственной религии князь Владимир I руководствовался только политическими, общественными интересами. Соседние государства – исламская Волжская Болгария и иудейская Хазария – в этот период были слабее Киевской Руси. Авторитет этих государств у князя и киевлян был невелик.
Либеральные историки утверждают, что выбрал веру личность – Владимир I, который сделал роковую ошибку. Владимир, приняв православие, а не католичество, обрек народы Восточной Европы на «вечное» отставание от западных стран. Народы Восточной Европы выпали из русла мировой цивилизации и бредут по замкнутому кругу… Удел России – деспотия власти и рабство народа (П. Я. Чаадаев).
Для проповеди православного христианства к Владимиру не приходили ни посол греческий, ни какой бы то ни было сторонний миссионер. Следовательно, его проповедников нужно искать дома, и, следовательно, ясно, что таковыми были те варяги-христиане, которые в большом числе находились в Киеве со времени Игоря. Эти варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу, они же обратили в христианство и Владимира.
Русские принадлежали к семейству европейских народов, но оказывались в нем, так сказать, изгоями. Все другие европейские народы были уже христианскими и начали жить тою новою гражданскою жизнью, которую получили вместе с христианством, которая отделяла их от народов языческих как особый нравственный мир. Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более сделать, как последовать примеру других.
Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать страною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.
Представителями христианства были в то время греки и папа. Обратителями Владимира были киевские варяги-христиане. Варяги не имели личного интереса убеждать Владимира принять христианство именно от греков.
Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сделался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у других.
Спустя два года после собственного крещения, Владимир решился приступить к крещению народа. Прежде чем делать это, он решился войти в сношения с греками, так как для будущей русской церкви нужна была иерархия. Для сей цели надлежало отправить посольство с просьбой. Но он поступил иначе: отправился войной на греческий город и только в качестве победителя завязал с греками сношения.
Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я считал бы самой обоснованной 988 год.
Пушкин так сказал о христианстве: "История новейшая есть история христианства". Роль и значение христианства на Руси были очень изменчивы, как изменчиво было на Руси само православие. Однако, учитывая то, что музыка, живопись, в значительной мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находились в орбите христианской мысли, ясно, что Пушкин был прав, если широко понимать его мысль.
Принятие Русью христианской веры выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Руси уделено большое место в "Повести временных лет". В ней подробно повествуется о принятии христианской веры князем Владимиром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод предваряется рассказом о выборе или "испытании" различных религий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в результате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но некоторые из них явно вымышлены, дабы придать более сакральный характер.
Таким образом, крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 г., является важным событием, поскольку оно положило начало широкому распространению христианства на Руси.
Вопрос 8. В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни.
Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. Не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века.
Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма (основой познания и поведения считали ощущения) и даже божественного провидения (уповали на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая – рассматривала историю как общественный регресс. Отсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим знанием – конфликта тем более обострявшегося, чем обстоятельнее определяла сама эпоха свои исторические предпочтения, особую роль в текущем и грядущем развитии человечества.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации. В этом и состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения.
Вопрос 9. Какие изменения произошли в культуре с наступлением «оттепели»?
С наступлением «оттепели» стало более лояльным руководство учреждениями культуры, были расширены права учреждений культуры на местах. Регулярно стали собираться съезды писателей, художников, историков и других деятелей культуры. Лучшие работы в области науки, литературы и искусства стали отмечать Ленинской премией. Стали издаваться и старые журналы и стали появляться новые.
Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-шестидесятники Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина, Р.И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60-70-х гг. стали Б. Ш. Окуждава, А. Галич, В. С. Высоцкий.
Однако до полной свободы творчества в годы оттепели было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в "формализме", "чуждости" в адрес многих известных писателей: А.А. Вознесенского, Д.А. Гранина, В.Д. Дудинцева, Б.Л. Пастернака.
В целом, время «оттепели» характеризовалось подъемом советской науки и культуры. Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию.
Вопрос 10. Назовите причины возникновения русского Зарубежья
Традиционная схема эмиграции из Советского Союза состоит как бы из четырех эмиграционных периодов (волн), резко отличающихся друг от друга по причинам, географической структуре, продолжительности и интенсивности эмиграции, по степени участия в них евреев и т.д.
Первая волна (1918-1922) – военные и гражданские лица, бежавшие от победившей в ходе революции и Гражданской волны советской власти, а также от голода. Это в основном были беженцы, а не депортанты. В 1921 году под эгидой Лиги Наций была создана Комиссия по расселению беженцев (Refugees Settlement Comission), председателем которой стал Фритьоф Нансен. В 1931 году было основано так называемое "Ведомство Нансена" (Nansen-Amt), а в 1933 году заключена конвенция о беженцах. Международные (так называемые нансеновские) паспорта, вместе с помощью Фонда Нансена и других организаций, помогли выжить и ассимилироваться миллионам людей.
Вторая волна (1941-1944) – лица, перемещенные за границы СССР в ходе Второй мировой войны и уклонившиеся от репатриации на родину (невозвращенцы).
Третья волна (1948 – 1989/1990) – это, по сути, вся эмиграция периода холодной войны, так сказать, между поздним Сталиным и ранним Горбачевым. Количественно она укладывается приблизительно в полмиллиона человек, то есть близка результатам второй волны.
Четвертая волна (1990 – по настоящее время) – это, по сути, первая более или менее цивилизованная эмиграция в российской истории. Ее количественные оценки нужно обновлять ежегодно, поскольку волна эта уже и не в самом разгаре, но не закончилась.
В эмиграции духовное творчество для интеллигенции становится не только способом выживания, но и выполнением огромной исторической миссии – сохранить для грядущей России дореволюционную русскую культуру и ее традиции. Интеллигенция не могла довольствоваться своим положением беженцев и вынужденным ожиданием благоприятных условий для возвращения. Смысл пребывания в Зарубежье виделся ее представителями в том, чтобы использовать его во благо Отечества и тем оправдать свой разрыв с народом.