- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 23,93 Кб
Функции массового праздника в современных условиях
Функции массового праздника в современных условиях
Введение
Руководство нашей страны считает социальное благополучие граждан одним из необходимых условий поступательного развития общества и государства. Общее благополучие страны складывается из благополучия каждого отдельного ее гражданина, каждой семьи.
Важным фактором благополучного развития личности является наличие культуры.
Культурой называют способность человека прочувствовать свою связь с мирозданием, умение сознательно пережить отношения с окружающим миром, а также способность к выражению полноты и многообразия этих отношений с точки зрения общечеловеческих ценностей.
Культурные учреждения в нашей стране являются не только национальным культурным достоянием. Это – распространенный и общедоступный демократический институт в современном обществе. Близость расположения культурных учреждений к местам проживания городского и сельского населения, бесплатное или недорогое обслуживание – все это способствует их наибольшей доступности.
В культурные учреждения ходят все – потребность посещать их имеют и взрослые, и дети, и люди с образованием, и те, кто лишь начинает учиться, пенсионеры и студенты, домохозяйки и школьники .
Сегодня культурные учреждения пользуются вниманием федеральных и муниципальных властей. Финансирование и целевые программы способствуют обновлению библиотек, изменению их облика .
Культурные учреждения становятся участниками корпоративного и глобального взаимодействия в информационном пространстве. Можно говорить о формировании на базе культурных учреждений локальных, по месту жительства, культурных центров. В культурные учреждения приезжают для встреч с населением писатели и поэты, ветераны и политики. Проводятся массовые мероприятия, конкурсы, концерты, дни открытых дверей, публичные дискуссии, сеансы интерактивного общения с культурными учреждениями из других городов.
Массовоемероприятие с элементами театрализации, посвященное патриотической тематике – это не только важная часть современной городской культуры, но и один из способов воспитания патриотических чувств, гордости за свою историю и свою страну.
Этим обусловлена актуальность выбранной тематики данной курсовой работы.
Массовое культурно-досуговое мероприятие – это форма события культурной жизни,которое оказывает эстетическое и нравственное влияние на зрителей при помощи разных приемов и способов художественного воздействия.Такие мероприятия проводятся в соответствии с общественными традициями и уровнем культурного развития общества. Целью проведения таких мероприятий является просвещение, образование и развлечение зрителей.
В современных социально-культурных условиях необходимы новые формы такого рода программ для того, чтобы наиболее полно удовлетворить духовные и культурные потребности населения. Порой приходится слышать утверждения о равнодушии зрителей, которые стали меньше интересоваться многими проявлениями досуговой деятельности: эстрадной культурой, вечерами отдыха, общенародными праздниками и т.д.
В то же время массовые зрелища в последние годы проводятся все чаще: множество шествий, парадов,фестивалей «оупен-эйр»,аэро-шоу, праздников пива, народных гуляний, «Дней города»,спортивных представлений заполнили современное культурное пространство.
Современный зритель весьма искушен, его трудно не то что удивить, но даже просто развлечь: Впредставлениях используются самые последние достижения науки и техники. Освещение, звук, лазерные эффекты, пиротехнические номера – все это сейчас делается на таком уровне, который с полным правом можно назвать высокими технологиями. Если идти по этому пути, то есть изо всех сил стараться поразить воображение публики, то вполне можно упустить из виду духовное развитие населения, «скатиться»в чистую развлекательность, забыть о духовно-нравственной составляющей искусства.
Разумеется, использование чисто развлекательных методов и приемов в организации массового культурно-досугового мероприятия вполне оправданно.Новсе-таки организаторам нужно помнить: искусство не должно идти на поводу вкусов публики.Наоборот: искусство должно в какой-то степени формировать эти вкусы, поднимать их до более высокого уровня.
Однако нельзя забывать и о том, что для привлечения массовой зрительской аудитории,которая, возможно, впервые сможет задуматься о проблемах культуры и искусства, можно порой использовать и «скандальные» приемы. Как при этом удержаться, чтобы не скатиться в низкопробность, в потакание весьма средним вкусам публики? Это уже вопрос из области профессиональной этики деятелей искусств, на который каждый из них должен отвечать сам.
Поэтому необходимо обратить внимание на технологию создания массовых культурно-досуговых программ, использовать опыт прошлых лет, изучать возможности и формы воздействия на аудиторию.
Всем перечисленным выше обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объект исследования – массовая культура.
Предмет исследования – организация массовых культурно-досуговых мероприятий на примере народного праздника «Масленица».
Целью данной курсовой работы является теоретическое рассмотрение феномена массового культурно-досугового мероприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи. массовый праздник досуговый
.Анализ технологии постановки массовых культурно-досуговых мероприятий
.Изучение процесса подготовки и материального обеспечения массового культурно-досугового мероприятия
. Рассмотрение целей и функций массового мероприятия.
. Раскрытие цели, функций и особенностей организации массовых культурно-досуговых мероприятий на примере народного праздника «Масленица».
Теоретическая значимость работы.
Современное российское общество переживает состояние духовного кризиса. До последнего времени вопросам духовной жизни общества в нашей стране практически не уделялось никакого внимания.Однако общество не может долгое время существовать в идеологическом вакууме.
Примером массового мероприятия, которое было организовано «сверху», но нашло мощную поддержку «снизу», является акция «Бессмертный полк», приуроченная к 70-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне.
Влияние этой акции на настроения в российском обществе, на подъем патриотического чувства россиян оказалось чрезвычайно действенным. Поэтому в современных условиях вопросы организации и проведения массовых мероприятий имеют не только чисто культурную, но и общественную, государственную значимость.
Сохранение уникальной русской культуры, сбережение национальной идентичности – все это стало возможно потому, что народ бережно охранял свое творчество, передавал его лучшие образцы из поколения в поколение. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Уже в условиях первобытнообщинного строя целью и содержанием воспитания было не только развитие трудовых навыков, но и чувства верности интересам рода и племени, при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени, на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями.
Основным направлением работы по организации культурно-массовых мероприятий должно быть развитие культурных, духовно-нравственных, эстетических ценностей, возрождение традиций русского народа, формирование у людей традиционных ценностных ориентиров, уважительного отношения к институту семьи, и в конечном итоге – на формирование полноценной здоровой личности.
Структура курсовой работы:введение, одна глава, заключение, библиография.
Глава 1. Массовое мероприятие
.1 Технологияорганизации массовых мероприятий
Технология – это производственная база общества,непосредственно опирающаяся на духовные представления и условия жизни людей.В переводе с греческого языка слово«техно» обозначает искусство, мастерство, умение, а также совокупность приемов и способов обработки и переработки материалов,производства, творчества.
«Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений».
Для того, чтобы изучить структуру организации массовых мероприятий,элементы этой структуры и связи между ними, выявить внутренние противоречия, нужно проанализировать внешние связи объекта и окружающей его среды.
Построение технологического процесса массовых культурно-досуговых мероприятий должно учитывать внешние и внутренние условия поведения личности, а также регулирующую функцию человеческого сознания.
Личность рассматривается как элемент конкретной социальной структуры, как социальная функция и социальная роль, имеющая собственную ценностную ориентацию.На основе этой концепции осуществляется ценностно-ориентированный, активно-деятельностный подход к технологическому процессу. При этом необходимо изучение условий и факторов, в которых протекает процесс подготовки массового мероприятия.
Условия и факторы процесса – это та среда, обстановка, в которой готовится постановка массового мероприятия.Подготовка массового мероприятия, если она проводится в соответствии с законами функционирования массовых мероприятий, всегда будет проходить в благоприятных условиях.Это обусловлено наличием прямой и обратной связи в системе подготовки массовых мероприятий.
Под внешним воздействием происходит возникновение психологического эффекта, который преломляется в психическом состоянии субъекта, в строе мыслей и чувств личности.
Технология массовых мероприятий не работает, если отсутствуют социально-педагогические условия, если нет обратной связи массовых мероприятий и условий их проведения.
В технологическом процессе подготовки массового мероприятия всегда должны присутствовать перечисленные далее элементы:
. Объект мероприятия.Объектом является адресат мероприятия, его аудитория, его потенциальные зрители.
.Субъектмероприятия. Субъектом выступают те люди, которые организуют и проводят мероприятие:продюсеры, промоутеры, режиссеры, постановщики, аниматоры и т.д.
.Направление массового мероприятия (воздействие субъекта на объект) и его компоненты: цель мероприятия, его содержание, способы организации аудитории, а также средства и методы решения задач по организации мероприятия.
Между этими элементами технологического процесса существует единство и взаимодействие. Все вместе они являются единой системой. Главным элементом системы является, безусловно, объект ее деятельности – это публика, зрители, люди,которым адресовано воздействие массового мероприятия. Вмассовом мероприятии все предназначено для того, чтобы обслуживать аудиторию, наиболее полно удовлетворять ее духовные потребности.
Далее представлен ряд условий, необходимых для того, чтобы желаемый результат был достигнут, чтобы в процессе проведения мероприятия имело место эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию. Для этого необходимо следующее.
. Четко осознать, что именно делает возможным восприятие массового мероприятия, сформулировать условия влияния массового мероприятия на целевую аудиторию;
.Понимать и учитывать мобильность, подвижность потребностей личности, считаться с общепризнанным фактом того, что они трансформируются в ходе различных процессов, таких как политические, экономические, социальные и культурные.
. Учитывая принципиальную возможность регулирования потребностей, посредством этого оказывать влияние на мотивацию зрителей к участию в массовом мероприятии, прогнозировать формы и степень их участия.
Итак, чем же обусловлена технология массовых мероприятий? Во-первых, это творческий потенциал, которым обладают постановщики и организаторы мероприятия, во-вторых – это те условия,процессы, на фоне которых мероприятие протекает. По этой причине регулирование деятельности субъекта массового мероприятия производит сама практика, реальность.
Мотив, цель и условие деятельности субъекта в процессе организации массового мероприятия должны быть им так или иначе восприняты, поняты, представлены, удержаны и воспроизведены.
Отношения субъекта и объекта в технологии массовых мероприятий -социального характера.
Технология массовых мероприятий- важнейшее средство приобщения к культуре массового зрителя, толчок кновым духовным потребностям, прежде всего, к творческим потребностям. Можно вспомнить слова Максима Горького:
«Росту человеческих потребностей нет предела. Только благодаря этому и существует непрерывный процесс культуры».
Технологический процесс взаимодействия субъекта и объекта массовых мероприятий активизирует личностные способности объекта, проводит формирование социально значимых потребностей, установок и ценностных ориентаций.
Поэтому для субъекта массового мероприятия совершенно необходимо точно знать психологические установки личности объекта мероприятия. Эти психологические установки чрезвычайно важны: в них скрыты одновременно и потребность, и мотив человека – потенциального зрителя массового мероприятия. Кроме того, сама ситуация массового действия может обернуться так, что зритель станет одновременно и участником событий – и тут его психологический настрой тоже весьма важен.
Итак, человек, зритель, личность – объект технологии массового мероприятия. Мероприятие же, в свою очередь, является и средством, и результатом личностного развития зрителя. Именно личностное развитие определяет целостность технологического процесса массового культурно-досугового мероприятия.
Наиболее полное удовлетворение потребностей публики – это тот стержень, вокруг которого концентрируется технологический процесс массовых культурно-досуговых мероприятий. Такова стратегическая цель, в некотором смысле идеалистическая. Но в современных условиях эта цель переходит в сферу конкретных практических задач и придает технологическому процессу массового мероприятия вполне конкретную социальную ориентацию.
Проведение массового мероприятия – событие чрезвычайно значимое и для тех, кто его готовит, и для тех, для кого оно готовится. Эта значимость становится причиной объединения людей под знаменем общей идеи, сверхзадач. Благодаря этой значимости организаторы и постановщики массового мероприятия стремятся к наиболее успешному достижению конкретных целей.Общественное творчество направляет усилия субъектов и объектов массовых мероприятий в сторону определенного отрезка жизни человека, в котором происходит моделирование лучшего времяпрепровождения, лучшего способа коллективного «проживания» людей, которые заняты в условиях досуга.
Именно поэтому субъект массового мероприятия в процессе использования как прямых, так и опосредованных способов воздействия на объект, обязан строить свои отношения с публикой на условиях равноправного партнерства и взаимодействия.
Технология массовых мероприятий носит синтетический характер. Она разворачивается не только в плоскости отношений«субъект -объект – субъект», но и в социально-психологическом объеме«личность – общество».
Отношения субъекта с объектом развиваются в различных сферах: в материально-практическом и духовно-практическом плане. В материально-практическом плане происходит преобразование субъектом объекта массового мероприятия, а в духовно-практическом-субъект познает или оценивает объект.
Так происходит возникновение и действие познавательной, преобразовательной, оценочной и знаковой видов деятельности субъектов массовых мероприятий. Общим основанием для всех этих видов, типов и форм деятельности является наличие коммуникативного процесса в рамках отношений«субъект – объект – субъект».
Итак, что такое технология массовых мероприятий? Она является прежде всего научно обоснованной системой знаний,касающихся условий, форм и методов, приемов,создающих материальные и духовные ценности, использование которых на практике ведет к направленному воздействию на духовный мир человека.
Технология массовых мероприятий- это единый, целостный процесс.Единство целей, разнообразие методов, приемов, средств, форм,взаимодействие организации и методики, их взаимное проникновение и влияние друг на друга – все это обеспечивает целостность процесса.Комплексное воздействие всех этих факторов, их слияние и взаимное влияние не только помогает рационально расходовать силы, средства, фонды и наиболее полно их использовать, но и усиливает концентрированное, планомерное и целенаправленное воздействие на публику.
Технология- это деятельность,трансформированная специфическими средствами в определенную форму.Технология создания массовых мероприятий функционирует по законам общественной жизнедеятельности и подчиняется соответствующимз акономерностям.
Рассмотрим структуру технологического процесса создания массовых мероприятий.
Структура технологии массовых мероприятий состоит из следующих составных частей: социального заказа, цели, содержания, формы, методов и средств для достижения цели, субъектно-объектных, объектно-субъектных отношений, материально-технического и кадрового обеспечения, конечных результатов. Конечный результат – это, собственно, проведение массового мероприятия.
Итак, создание массовых мероприятий- это целенаправленная деятельность субъекта, то есть организаторов и постановщиков мероприятия,которые стараются объективно соотнести содержание и форму, средства и методы таким образом, чтобы обеспечить соответствие поставленным целям каждого элемента воздействия, каждой единицы формы.
Основными компонентами технологического процесса создания массовых мероприятий являются следующие виды массовых мероприятий: организаторский и методический.
Наиболее распространенные просчеты в технологии массовых мероприятий могут произойти либо по причине слабой организованности мероприятия, либо по его методической ограниченности.Любое нарушение равновесия организационной и методической деятельности приводит к низким результатам воздействия на публику. Если же мероприятие организуется в отрыве от организационной либо от методической деятельности, то ему грозит схематизм, стереотипность в подготовке и проведении.
Достичь профессионального мастерства можно только в оптимальном соотношении друг с другом организации и методики в технологическом процессе массовых мероприятий. Отсутствие баланса оптимальности грозит крушением многообразным качественным соотношениям в процессе массовых мероприятий, разрывом внутренней динамики, и, в итоге, дисгармонией, отсутствием единого целого.
Организация массовых мероприятий является процессом, в котором происходит оптимальное упорядочение всех составных элементов технологического процесса, при помощи которого устанавливают четкую взаимосвязь, вырабатывают рациональную структуру по управлению и взаимодействию с публикой.
Всякая организация требует формализация основных процессов. Чтобы необходимая формализация не стала препятствием в личностном развитии, необходимо стимулирование творческой активности, наиболее полное использование возможностей каждого участника и зрителя массовых мероприятий.Организация массового мероприятия – это четкий процесс с совокупностью операций, которые выстроены в иерархическом порядке.Каждый этап состоит из суммы целенаправленных действий, в которых находит отражение закономерная последовательность осуществления всех этапов.
Продолжение организаторской деятельности – это методическая деятельность, которая также является составной частью целостного процесса и основой творчества в условиях досуга. Методическая деятельность -внутренний регулятор творчества.Методическая деятельность определяет и разрабатывает тактику подготовки и проведения массового мероприятия. Эта тактика занимается трансформацией и переводом в конкретную форму содержательного материала массовых мероприятий.
Методическая деятельность принимает, перерабатывает и генерирует информацию, преобразует информацию художественно-образными, символико-аллегорическими и другими выразительными средствами и действиями и таким образом обеспечивает достижение поставленной цели массовых мероприятий.
Между всеми средствами рационального и эмоционального воздействия в массовых мероприятиях существует тесная взаимосвязь и взаимная обусловленность. Поэтому методическая деятельность подчиняется в соответствии с определенными закономерностями.
Массовые мероприятия высокого художественного уровня, воздействие их эмоционально-выразительных форм вызывает у объекта состояние «сотворчества». В этом состоянии происходит соединение интеллектуального познания действительности и чувственно-предметного отображения мира, иначе говоря, слияние мысли и чувства.
Так получается художественный образ -особая эстетическая категория, представляющая собой характеристику особого, присущего лишь творчеству, искусству способа и формы осмысления и преломления действительности.При помощи художественного мир истолковывается и осваивается с точки зрения определенных эстетических идеалов при посредстве создания объектов, имеющих эстетическое воздействие.
Итак, в сознании зрителя формируется целостный образ под эмоциональным воздействием на него массового мероприятия. В данном случае массовое мероприятие становится механизмом, при помощи которого происходит глубокое и разностороннее познание мира, воспитание эмоциональной культуры.
Подготовка и проведение массового мероприятия вырабатывают устойчивые взаимосвязи и взаимодействия людей, которые занимаются организацией и методикой мероприятия.Организационные и методические функции в массовом мероприятии взаимнообусловлены.
Сама природа технологического процесса массового мероприятия основана на двух сферах общественного сознания: обыденной и научной. Обыденное сознание людей занимается осмыслением их собственного опыта, повседневных забот и жизненных фактов. Но, кроме наиболее распространенного обыденного сознания, есть и научное сознание. Оно воспринимает человека как активное существо, осознает бесконечность личности, пытается познать законы развития общества, созидает «вторую природу» и трансформирует и творит собственную личность.
Технологический процесс массовых мероприятий не возможен без информации, без содержания мышления, без сведений об окружающем мире, которые используют субъекты (организаторы и постановщики).
Главное – это тот конкретный объем информации, который будет воспринят аудиторией, действительно усвоен зрителем.
Информацию отбирают и трансформируют в процессе организации и методической подготовки массового мероприятия. Специалисты по подготовке массовых мероприятий должны быть способны к созданию соответствующих моделей действия. В сфере обыденного сознания большое разрушительное воздействие на субъектов массовых мероприятий идет со стороны внешней среды. Организаторы и постановщики, как правило, имеют «на руках» не одно, а сразу несколько массовых мероприятий. Они планируют одно мероприятие, одновременно занимаясь организационными вопросами подготовки другого, думают про третье, а финансовые условия требуют проведения четвертого.Времени на тщательное обдумывание и подготовку творческих задумок практически нет.
В технологическом процессе создания массового мероприятия есть определенные закономерности. На каждом этапе подготовки субъекты имеют свои конкретные задачи. Когда нарушается логика и последовательность необходимых действий, это приносит серьезный ущерб.С одной стороны, понижается качество воздействия мероприятий, с другой стороны, происходит снижение профессионального мастерства у специалистов по подготовке массовых мероприятий.
Итак,в ходе технологического процесса массовое мероприятие проходит следующие основные этапы: анализ обстановки, постановка цели, планирование мероприятия, создание мероприятия,репетиция, проведение мероприятия, анализ проведенногом ероприятия.
Оптимальный технологический процесс -научно обоснованная система, благодаря которой происходит глубокое осмысление действительности, познание человекомявлений мира во всем их разнообразии, постижение законов развития общества, микро- и макро среды, а также творческое развитие личности.
.2 Подготовка и материальное обеспечение массового культурно-досугового мероприятия
Организация массового мероприятия – материальное искусство, и для его производства необходима не только художественная идея и творческий порыв, но и материальная база. Процесс производства культурно-массового мероприятия – столь же трудоемкий и дорогостоящий, как, например, постройка современного автомобиля или жилого дома. Для него нужен план, смета расходов и финансовое обеспечение.
Организация массовых мероприятий является искусством синтетическим, широко охватывающим жизнь во всем ее эстетическом богатстве и вбирающим в себя опыт других видов искусства. Этоочень сложный, многоступенчатый процесс, причем процесс не только творческий, но и сугубо производственный. Проведение массовых мероприятий требует серьезных материальных вложений. Поэтому необходимо при подготовке этого процесса всесторонне оценивать предстоящий производственный процесс, чтобы изыскать возможность для оптимизации затрат.
Каковы основные этапы технологического процесса, направленного на подготовку и проведение массовых культурно-досуговых мероприятий? Они описаны далее.
этап.Анализируется обстановкаи формулируется цель.Наибольшим затруднением может стать выработка общей цели у организаторов и постановщиков массовых мероприятий. Необходимо соединение в едином технологическом процессе организаторского и методического видов деятельности.
Определив цель, можно создавать сценарную, режиссерскую и организаторскую группы, то есть вовлекать всех специалистов и участников, которые будут готовить и проводить мероприятие,кооперировать направленные содержательные и эмоциональные воздействия.
Организаторы должны добиться от участников мероприятия того, чтобы они ясно понимали целесообразность общей деятельности, были глубоко заинтересованы в осуществлении поставленных задач, самостоятельно решали возникшие вопросы. Должна быть четко налажена информация о положении дел. Должны быть созданы организационно-педагогические условия для оптимизации творческого процесса.
Организаторы массового мероприятия должны выработать у участников мероприятия чувство ответственности за порученное дело. Участники должны соизмерять свои силы и возможности других в предстоящем деле.Оптимальное планирование и материальное обеспечение предстоящей деятельности помогает в регламентировании труда специалистов и сотрудников.
Как правило, в современных условиях составляется бизнес-план, который выполняет функции организаций технологического процесса,правильной постановки целей, выбора аудитории, определяет материальные и людские ресурсы, формы, средства, методы и т. д. В нем должно быть четкое и краткое определение всех этапов технологического процесса.
этап.На следующем этапе организаторы собирают материалы, необходимые для достижения поставленной цели, которые затем передаются в распоряжение сценарной группы.
На основании этих материалов сценарной группой составляется программа, в которой пооперационно указываются все действия.Объединяются усилия исполнителей, происходит четкое определение функциональных обязанностей каждого исполнителя. Сценарная группа регулярно собирает исполнителей, которые должны принимать активное участие в обсуждении всех вопросов, проигрывать исполнительские роли. Затем актив массового мероприятия начинает самостоятельно проводить организаторскую работу.Субъект, то есть организатор, в основном проводит инструктаж, устанавливает взаимодействие между группами, принимающими участиев процессе организации, осуществляет общее руководство деятельностью участников и контролирует ход осуществления мероприятия.
этап. Это, собственно, проведение мероприятия. Естественно, что это самая сложная и ответственная работа для всех участников массового мероприятия. Происходит соединение общий усилий, преодолевается волнение и нервное напряжение,решаются поставленные задачи. Для лучшего контроля субъекту не помешает план наблюдения за эффективностью мероприятия. Быстрота реакции не даст специалистам растеряться, если произойдет непредвиденная ситуация, последует неожиданная реакция зрителей.
этап. Это завершение работы над мероприятием – анализ его проведения.Вполне возможно, что в ходе проведения и анализа массового мероприятия обнаружится определенное количество недостатков, ошибок. Поэтому нужно разработать возможные меры, направленные на устранение возможности повторения подобных ошибок в будущем. Анализ мероприятия завершают общие выводы и предложения, рекомендации, нацеленные на устранение недостатков в последующей деятельности.
Создать любое массовое мероприятие можно только в том случае, когда в него будут вложены необходимые трудовые и творческие, финансовые, информационные ресурсы. Необходимо также наличие места для проведения мероприятия, определенный объем творческого материала, материальное обеспечение -костюмы и грим для актеров и участников, наличие светового и звукового оформления мероприятия, подготовительные репетиции, а также повод, которому посвящено мероприятие.
Нужны профильные группы организаторов и исполнителей мероприятия: сценаристов, режиссеров, звукорежиссеров, осветителей, администраторов, техников, творческих исполнителей (актеров, музыкантов, художников, писателей). Определяющие качества, необходимые всем организаторам и исполнителям массового мероприятия – это творческая активность, профессионализм, наличие мотивации, а также умение и желание работать в коллективе.
Финансовых ресурсов должно быть достаточно для того, чтобы достойно представить тему и хорошо организовать мероприятие. Обеспечивают эти ресурсы, как правило, заказчики мероприятия, при этом регулировка финансовых взаимоотношений производится путем расчета затрат или договорной цены.
В каждом массовом мероприятии должна быть организовано информационно-рекламная поддержка -информационный ряд в СМИ, рекламная продукция различного вида (афиши, проспекты), информационно-справочные издания и т.д.
Выбор места проведения массового мероприятия должен соответствовать его виду, целям и масштабам. К примеру, для театральной постановки (спектакля) необходимы зрительный зал и сцена, возвышающаяся над ним.Для циркового представления или культурно- спортивного мероприятия необходима арена и расположенный вокруг нее зрительный зал. Для организации и проведения художественных выставок, книжных ярмарок, модных дефиле требуются закрытые помещения типа манежа. Но проводить массовое мероприятие можно и на улице – на открытом воздухе проводят различные парады, уличные шествия, фестивали «оупен-эйр» и т.д.
Содержание и форму массового мероприятия определяется творческим материалом, используемым для его организации и проведения. Творческий материал может представлять собой драматические, литературные, художественные, музыкальные и другие произведения. Творческий материал необходимо отбирать в соответствии с целями и задачами массового мероприятия. Материал должен находиться в гармонии с традициями и соответствовать развитию культурной жизни общества.
Обычно бывает так: после знакомства с творческим материалом коллектив исполнителей предлагает какие-то изменения, дополнения, прочитывает его по-своему.Так появляется многовариантность сценарного плана и сценария, различное авторское исполнение.
Использование нужных костюмов и грима, светового и звукового оформления помогает созданию образов эпохи, усиливает воздействие на эмоциональное восприятие не только зрителей, но и самих участников мероприятия.
Практически каждое массовое мероприятие является итогом длительных репетиций. Репетиционный период имеет весьма серьезное значение, без него трудно создать целостный, успешный творческий продукт.
Поводом к созданию массового мероприятия является юбилейная или памятная дата, тематический праздник, итог творческой деятельности коллектива и т.д.
Многие из таких мероприятий тиражируемы – например, это спектакли, постановки, концерты. В тоже время часть мероприятий является единичным, уникальным продуктом, например, уличное шествие, творческий вечер артиста, художника, писателя, мероприятие, посвященное определенной памятной дате.
В подготовке массового мероприятия есть несколько этапов. Последовательно выстроенные, эти этапы являются планом проведения мероприятия.Как правило, план состоит из следующих обязательных пунктов.
Возникновение идеи мероприятия (если идея исходит от заказчика – то получение заказа).
Предварительные расчеты, определяющие объем и стоимость работ по организации.
Создание команды, коллектива, который будет работать над мероприятием.
Определение направления и объема работы для каждого члена команды.
Подбор творческих материалов – текстов, музыки, фотографий, слайдов, видеоряда.
Обеспечение материально-технической базы для проведения массового мероприятия.
Обеспечение массового мероприятия рекламно-информационным материалом.
Репетиционный процесс.
Звуковое, световое и иное техническое оснащение массового мероприятия.
Рекламно-информационная компания, информационная поддержка мероприятия
Проведение мероприятия.
Подведение итогов массового мероприятия.
Таковы основные этапы работы над массовым мероприятием. Однако само по себе технологическое и материально-техническое обеспечение массового мероприятия, конечно, еще не является гарантией его непременного успеха.
Успех массового мероприятия зависит от многих факторов, в том числе случайных. Однако подготовка к мероприятию в любом случае должна быть проведена в соответствии с самыми высокими требованиями. Такая подготовка, во-первых, способствует творческому и профессиональному росту организаторов мероприятия, а во-вторых, значительно повышает шансы на успех.
По итогам проведения массового мероприятия необходимо проанализировать все слабые и сильные стороны мероприятия, выяснить, что удалось в полной мере, а что не очень.Оценка работы со стороны прессы и зрителей также имеет большое значение. Ведь именно в культурном пространстве мероприятия происходит духовное общение, взаимное эмоциональное влияние исполнителей и зрителей.
1.3 Цели и функции массового мероприятия
Выделим основные этапы организации и проведения массового культурно-досугового мероприятия.
Цели массового мероприятия могут быть различными, в зависимости от формата, тематики и целевой аудитории мероприятия. Например, цель патриотического массового мероприятия – воспитание патриотических чувств, цель спортивного массового мероприятия – привлечение населения к спорту, цель музыкального массового мероприятия – эстетическое и культурное развитие населения и т.д.
Цель массового мероприятия в самом широком смысле – это организация содержательного свободного времени – досуга населения, удовлетворение различных интересов граждан путём проведения различных форм культурно-массовой работы.
В связи с поставленными целями функции массовых мероприятий могут быть следующими.
Оздоровительная функция.
Такие функции несут массовые спортивные мероприятия. Наличие хорошего физического здоровья – важный аспект благополучия человека. Современный человек может и работать, и общаться, не выходя из собственной квартиры. Это ведет к гиподинамии, к отсутствию физических нагрузок, и в конечном счете вызывает множество проблем со здоровьем, заболеваний как соматического, так и психологического плана. Поэтому так важно пропагандировать идеи здорового образа жизни, занятий спортом, поддержания хорошей физической формы. Путем организации массовых спортивных праздников происходит популяризация спорта, пропаганда здорового образа жизни,
Мировоззренческая функция.
Коммуникативная функция.
Как правило, коммуникативная функция реализуется при организации массовых мероприятий для молодежи и подростков. Личность человека индивидуальна, она нуждается в автономии и индивидуализации. Но, с другой стороны, человек – это общественный индивид, которому нужно общение и единение с себе подобными. Человек как социальное существо исторически развивался в составе больших социальных групп. Поэтому в каждом присутствует потребность общения, коммуникации с другими людьми.
В социологии общение рассматривается как путь внутренней эволюции, поддержания социального статуса личности. Социология рассматривает место и роль социальных институтов в организации общения как важный фактор социализации личности.
Особенно важным представляется формирование коммуникативных навыков у молодежи и подростков.
У молодых людей и подростков нередко имеются проблемы с формированием коммуникативных навыков. Имеющиеся у них навыки общения не обеспечивают в достаточной степени коммуникацию с другими людьми. Поэтому коммуникативная функция массовых мероприятий для молодежи и подростков представляется очень важной.
Рекреационная функция.
Функция восстановления сил по своему содержанию близка к оздоровительной функции. Благодаря рекреационной функции массовых мероприятий происходит психологическая разгрузка зрителей, активный отдых.
Творческая функция.
Благодаря массовым мероприятиям творческой направленности зрители таких мероприятий приобщаются к творческой деятельности. Они не только пассивно воспринимают чужое творчество, как, например, в театре, но и сами участвуют в творческом процессе.
Гедонистическая функция.
Не все массовые мероприятия несут в себе глубокую смысловую нагрузку. Есть просто массовые праздники, которыеорганизаются в рекламных целях производителями продуктов или напитков с целью рекламы своей продукции. Например, таковы праздники пива, продовольственные выставки с дегустацией и т.д. На них люди приходят просто для того, чтобы получить удовольствие, зарядиться положительными эмоциями – с чисто гедонистическими целями.
.4Выявление цели и функций массового праздника «Масленица»
Масленица – это традиционный русский народный праздник, истоки которого коренятся еще в языческих, славянских верованиях и ритуалах. Племена, живущие в условиях первобытнообщинного строя, сохранили до наших дней некое нерасчлененное, синтезированное искусство, подобное современным массовым праздникам. В состав этого искусства входит музыка, поэзия, песня, пляска, пантомима. Непременными участниками этого празднества являются все члены племени.
Те первобытные племена, что промышляли охотой и рыбной ловлей, разыгрывали настоящие охотничьи представления. Актеры делились на две группы – «охотники» и «звери». «Звери» украшали себя перьями, клыками, звериными шкурами, рогами и т.д. «Зверей» выслеживали, преследовали и убивали. Все это сопровождалось специальными движениями, танцами, пантомимой.Племена земледельцев устраивали представления, связанные с временами года. Осень – сбор урожая, «умирание» природы. Потому большинство земледельческих игр и ритуалов представляют собой «рождение» и «смерть» божества – покровителя природы.Весна – время оживления природы, начало посевных работ. Но чтобы «оживить» природу, нужно уничтожить зиму. Поэтому в традиционных первобытных представлениях мы так часто видим ритуал «сжигания зимы». Славянская «Масленица» – как раз такой ритуал.
После крещения Руси празднование Масленицы взяли на вооружение уже христиане. Не прерывая традиции, Масленицу сохранили как праздник и наполнили новым, христианским содержанием. Православная Масленица – это последняя неделя перед наступлением Великого Поста, самого строгого и длительного (он длится семь недель) поста в православной традиции.
По церковной терминологии она называется Сырная Седмица – в последнюю неделю перед постом уже запрещено есть мясо, но запрет на мясо не означает отказа от других скоромных продуктов – масла, молока, творога, сыра.
Традиционный атрибут Масленицы – это, разумеется, блины. Блин для славян-язычников символизировал солнце, а для православных христиан этот ритуал имел практическое применение – таким образом люди избавлялись от остатков молока, масла и сметаны перед Великим Постом.
Масленица длится всю неделю, и у каждого дня есть свое особое название: понедельник – Встреча, вторник – Заигрыш, среда – Лакомка, четверг – Разгул, пятница – Тещины вечера, суббота – Золовкины посиделки.
Воскресенье Масленицы носит название Прощеного дня. В русской православной церкви в этот день на вечернем богослужении совершается чин Прощения, когда все священнослужители и прихожане просят друг у друга прощение, чтобы войти в Великий Пост с чистой душой, не отягощенной никакой виной.
В отечественной традиции принято устраивать массовые народные гуляния во время Масленицы. Эта традиция соблюдалась даже в советское время – правда, в то время эти праздники назывались «Проводы зимы», но все прекрасно понимали, какой праздник имеется в виду, тем более что по традиции на этом празднике всегда угощают блинами.
Помимо блинов, неизменным атрибутом Масленицы является сжигание «чучела Зимы». В программу праздников входят вступления фольклорных ансамблей, русские народные песни и пляски, различные состязания, конкурсы и т.д. Масленица – один из излюбленных праздников населения, и мероприятия такого рода всегда собирают большое количество участников и зрителей.
Рассмотрим далее реализацию основных функций массового мероприятия в ходе празднования Масленицы.
Гедонистическая функция.
Во время празднования Масленицы люди получают массу положительных эмоций. Посмотреть концерт, спеть вместе с артистами, потанцевать, поучаствовать в состязания, угоститься горячими блинами – все это доставляет зрителям массового мероприятия на масленичных гуляниях искреннее удовольствие.
Коммуникативная функция.
Благодаря празднику Масленицы люди получают повод оторваться от экрана телевизора или компьютера, выйти из своей квартиры, пообщаться с большим количеством других людей. Участие в спортивных состязаниях, кулачных боях, взятиях «снежного городка» – это оригинальный способ общения, заставляющий людей взаимодействовать между собой.
Творческая функция.
Выступления творческих коллективов – неизменная часть программы масленичных гуляний. Причем обязательной составной частью программы является общий танец, хороводы, пение известных русских песен и т.д. Зритель такого массового мероприятия становится его активным участником, приобщаясь таким образом к творчеству.
Рекреационная функция.
Естественно, что такое веселое, приятное и активное времяпрепровождение помогает людям расслабиться, психологически разгрузиться, получить заряд бодрости и энергии.
Мировоззренческая функция.
Пожалуй, самая важная из функций массового праздника Масленицы -фактор формирования патриотического сознания у населения.Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно неисчерпаемо, сколько бы его ни изучали историки, искусствоведы, педагоги. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе.
За прошедшие два десятилетия в России в значительной степени изменилась не только существовавшая практика патриотического воспитания, но и сама идея формирования и развития личности гражданина-патриота, защитника Отечества.
Вследствие разрушения базовых ценностей традиционной культуры в массовом сознании населения обесценились понятия долга, совести, честности, порядочности. Несмотря на масштабность осуществляемых мероприятий и широкий спектр направлений деятельности социальных институтов, множество публикаций, приходится констатировать недостаточную эффективность усилий в достижении результатов в воспитании патриотизма.
Практика показывает, что в патриотическом воспитании населения большое значение имеет культурно-массовая работа. Это объясняется тем, что она является популярной среди населения, одной из эффективных форм всестороннего развития личности. Однако в последние годы исследованию проблемы патриотического воспитания предоставляется недостаточное внимание, что привело к постепенному снижению интереса к популярным формам и методам патриотического воспитания.
Деятели культуры не должны идти по пути наименьшего сопротивления – наоборот, их задача не потакать самым низменным вкусам публики, а показывать пример патриотизма и нравственности, «подтягивать» публику на более высокий уровень искусства. Нравственное, патриотическое начало в массовых мероприятиях может послужить делу просвещения людей, пробуждения в них интереса к своей стране, к ее истории.
Для гармоничного развития общественного сознания необходимо сочетание патриотической составляющей с современными технологиями создания культурно-зрелищных программ, использование опыта прошлых лет, изучение возможностей и форм воздействия на аудиторию.
Заключение
Итак, в соответствии с запланированной целью, автором данной курсовой работы была раскрыта проблематика планирования, организации и проведения массовых культурно-досуговых мероприятий с элементами театрализации.
Современные культурные и спортивные мероприятия – это событие в общественной жизни, обладающее сильным влиянием на зрителей и участников этого мероприятия. Такое влияние достигается разнообразными приемами и способами воздействия на людей.
Организация и проведение таких мероприятий должны соответствовать общественным традициям и находиться на уровне, равном уровню культурному развитию общества. Массовые мероприятия проводятся для того, чтобы просвещать, образовывать и развлекать зрителей и участников мероприятия, создавать у них хорошее настроение и душевный подъем, мотивировать их на занятия спортом.
Современные спортивные и культурные условия требуют создания новых форм такого рода мероприятий, праздников, программ. Это необходимо для наиболее полного удовлетворения духовных и физических потребностей населения. Некоторые считают, что современные зрители стали более равнодушными, меньше интересуются такого рода мероприятиями.
Но даже если это и так, то это требует от организаторов массовых праздников и мероприятий большего профессионализма, упорства и преданности своему делу. Талантливо, профессионально, с душой организованное массовое мероприятие не оставит равнодушным даже самого искушенного зрителя.
Организация культурно-массовых мероприятий, посвященных празднику Масленицы, несет в себе все главные функции массового мероприятия – гедонистическую, творческую, коммуникативную, рекреационную и мировоззренческую. Главной среди них, бесспорно, является мировоззренческая функция – формирование интереса и любви к уникальной культуре и истории своего народа, патриотизма и гордости за свою историю.
Цель, поставленная автором в начале курсовой работы – рассмотрение особенностей массового культурно-досугового мероприятия на примере масленицы – достигнута.
Список источников
Акопян К.3.,Захаров А.В. Массовая культура. М.: Эксмо-пресс, 2004
Андреева Г.М. Психология социального познания:М.: Аспект Пресс, 2007
Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. – М: Независимая фирма «Класс», 1998
Ванченко Т.П. Моделирование шоу-программ. – М.: МГУКИ, 2001
Гончарова Н. П. Социально-культурная деятельность учреждений культуры и клубного типа. Тверь: Момент, 2003
Горький А.М. Собрание сочинений.Т. 26.М.: Художественная литература, 1985. – с. 19
Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности.- М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007
Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность. М.: Издательство МГУК, 2004
Зденек М. Учебник по творческому мышлению. М.: Попурри, 2011