- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,68 Кб
Где и как родилась икона?
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ
Кафедра всемирной истории
ТЕМА:
Где и как родилась икона?
Шик Таисии Сергеевны
Студентки 1-го курса МЖ-МИЭП
академическая группа
Научный руководитель:
Доктор исторических наук
Уколова Виктория Иванова
Москва
Введение
Ветхий и Новый Завет, сотворение мира и будущая его кончина, история церкви и судьбы царств, чудесные явления и Страшный суд, подвиги мучеников и жития святых, представление о красоте и святости, о доблести и чести, об аде и рае, о прошлом и будущем – все это запечатлено в иконописном искусстве. Ни одно художественное явление не имело в России такого всеохватывающего значения, как икона, и ни один другой вид искусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь, как иконопись. Во всей полноте оценить значение и роль иконы, глубину и широту ее влияния на церковную, государственную, общественную и личную жизнь человека, на его ментальность, на формирование его эстетических взглядов и предпочтений – вот главная задача современников.
Икона как духовный феномен в последнее время все сильнее привлекает к себе внимание, причем не только в православном и католическом мире, но и в протестантском. Все большее число христиан оценивают икону как общехристианское духовное наследие. Сегодня именно древняя икона воспринимается как актуальное откровение, безмолвный и красноречивый проповедник, необходимый современному человеку.
Вера на протяжении веков была настоящей помощью для человека, в особенности для русского народа. В трудные моменты истории именно иконы не давали людям пасть духом, так как являли собой воплощение истинно русского, напоминали о нашем единстве, являлись надежным мистическим посредником между миром земным и миром небесным.
Выбранная мною тема представляется мне актуальной во все времена, ведь, несмотря на то, что иконопись – древнее искусство, оно не принадлежит только прошлому, оно будет существовать всегда и живо сегодня: иконописцы писали и продолжают писать священные образы, вдохновляющие верующих, как и много веков назад. В сюжетах, казалось бы, традиционно повторяемых веками, как в зеркале вечности, мы находим новый и порой неожиданный взгляд на нас самих, нашу жизнь и наш мир, его идеалы и ценности.
иконопись иконопочитание иконоборчество
1. Появление первых икон
Согласно церковному преданию, первое изображение Спасителя было создано при его земной жизни, вернее, оно появилось без человеческого усилия, отчего и получило название Нерукотворного образа, по-гречески Мандилион, в русской традиции – Нерукотворный Спас. По преданию, происхождение Нерукотворного образа связано с историей исцеления царя Авгаря, правителя Эдессы. Будучи неизлечимо больным, Авгарь услышал об Иисусе Христе, который творил чудеса, исцеляя больных и воскрешая мертвых. Он послал в Иерусалим живописца, чтобы тот нарисовал Господа, но живописец, как ни старался, не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от лика Христа. Тогда Иисус попросил его принести воды и чистое полотенце, а когда он умыл лицо и вытерся им, на ткани нерукотворно изобразился его лик. Это изображение было доставлено в Эдессу, и Авгарь, приложившись к образу, получил исцеление.
Постепенно почитание Нерукотворного образа стало широко распространяться на христианском Востоке. В 944 г. византийские императоры Константин Багрянородный и Роман Лекапин выкупили святыню у правителей Эдессы и торжественно перенесли в Константинополь. В 1204 г. во время разгрома Константинополя крестоносцами Нерукотворный образ исчез.
Первые иконы Богоматери христианская традиция приписывает евангелисту Луке. На Руси Луке приписывается около десяти икон, на Афоне – около двадцати, столько же на Западе. По церковному преданию, Пресвятая Богородица, увидев Свое изображение, написанное Лукой, сказала: Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут.
Наряду с Нерукотворным образом Христа почитался и Нерукотворный образ Божьей Матери – икона, представляющая собой нерукотворно сотворенное изображение на столбе. Предание гласит, что Богоматерь обещала апостолам Петру и Иоанну, шедшим в Лидду на проповедь, что она их там встретит. Явившись в город, они увидели в храме изображение Богоматери, которое, по рассказам жителей, нерукотворно выступило на столбе. В иконоборческие времена по приказу императора это изображение пытались убрать со столба, его закрашивали, стесывали штукатурку, но оно снова проступало с неумолимой силой. Список этого образа был отослан в Рим, где также прославился чудесами. Икона получила именование Лиддской-Римской.
. Период иконоборчества
Эпоха иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках, оставила неизгладимый след в истории Церкви. Это была жесточайшая борьба с жертвами с обеих сторон, с величайшим трудом одержанная иконопочитателями. В период иконоборчества мучительно выкристаллизовывалось православное понимание мира, человека и человеческого творчества, вершиной которого, по мнению апологетов иконопочитания, и стала икона. Икона пережила сложные времена, встречая на своем пути много препятствий в виде людей, с огромной жестокостью преследовавших идею искоренения почтенного отношения к святым иконам. Можно выделить четыре этапа, которые помогли иконе стать истинно признанным богословным символом духовной взаимосвязи человека с Господом:
.Византийский император Лев III Исавриец, вступивший на трон в 716 году н.э., спустя десять лет своего правления издал указ, которым запретил христианам молиться перед иконами и распорядился вывешивать священные изображения так высоко, чтобы они были недосягаемы. Спустя еще пять лет новым указом он окончательно запретил иконопочитание и удалил иконы из общественных мест.
.Сын Исаврийца Константин Копроним, в продолжении 34 лет (с 741 по 755 гг н.э.) еще с большей жестокостью преследовал чтителей святых икон. Внук Льва III Лев Хазарь (775 – 780гг. н.э.) был последователем своих отца и деда: все трое стремились таким образом достичь сближения христиан с иудеями и мусульманами.
3.После шестидесятилетнего периода иконоборчества в греческой империи, при правнуке первого царя иконоборца Константине VI и его матери царице Ирине, в 787 году в Никее состоялся Седьмой Вселенский Собор, на котором был принят догмат иконопочитания, который утвердил глубокое понимание иконописания, подвел серьёзные богословские основы, связал богословие образа с христологическими догматами. Богословие иконы оказало огромное влияние на развитие иконографии <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F> и складывание иконописных канонов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BD_(%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)>.
.Через четверть века новый император Лев V Армянин снова начал жестокое гонение на иконы, которое продолжалось и при его преемниках тридцать лет. После Седьмого Вселенского собора понадобилось еще более полувека, чтобы позиции иконопочитателей были действительно истинно закреплены. Во второй четверти 9 века царица Феодора вновь восстановила почитание святых икон, окончательное подтверждение их на Константинопольском соборе 843 года наконец поставило точку в долгой борьбе, ведь установленный на этом соборе праздник Торжества Православия был не просто признанием победы одной партии над другой, но свидетельством силы самого принципа ортодоксии. С этого времени иконы стали непрерывно чтимы христианами всех церквей востока и запада в продолжении семи столетий, даже несмотря на то, что в 1054 году западная церковь отделилась от восточной, так как восточные патриархи не хотели признать главенства римского епископа над всей Церковью.
. Византийские школы иконописи
На протяжении многих веков истории иконописи сформировались многие национальные иконописные школы, претерпевшие собственный путь стилистического развития.
Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур, но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта, Италии. Можно выделить несколько этапов в истории развития иконописания Византии:
·Доиконоборческая эпоха: Древнейшие иконы, дошедшие до нашего времени, датируются VI веком. Ранние иконы VI-VII веков сохраняют античную технику живописи – энкаустику <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0>, некоторые произведения сохраняют черты античного натурализма и живописный иллюзионизм, другие же склонны к условности, схематичности изображения. Восточным областям Византии – Египту, Сирии, Палестине был свойственен не античный художественный язык: в их иконописи выразительность была важнее, чем знание анатомии и умение передать объём. Для мозаик V века характерны живые ракурсы фигур, натуралистическая моделировка объёма, живописность мозаичной кладки. В мозаиках конца V века и VI века фигуры становятся плоскими, линии складок одежд жесткими, схематичными. Позы и жесты застывают, почти исчезает глубина пространства, кладка мозаики становится строго упорядоченной. Причиной этих изменений был целенаправленный поиск особого изобразительного языка, способного выразить христианское учение.
·Иконоборческий период: В период иконоборчества многие иконописцы эмигрировали в отдалённые концы Империи и соседние страны – в Каппадокию <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%8F>, в Крым <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC>, в Италию <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F>, отчасти на ближний восток <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA>, где продолжали создавать иконы. В данный период вместо икон в храмах использовались только изображения креста, вместо старых росписей делались декоративные изображения растений и животных, изображались светские сцены, в частности любимые императором Константином V конские бега.
·Македонский период: После окончательной победы над ересью иконоборчества в 843 году, вновь началось создание росписей и икон для храмов Константинополя и других городов. С 867 по 1056 годы в Византии правила македонская династия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F>, который разделяют на два этапа: Македонский «ренессанс» и Аскетический стиль. Произведения первой половины македонского периода отличаются естественностью в передаче человеческого тела, мягкостью в изображении драпировок, живостью в ликах. Во второй же половине македонского периода стиль византийской иконописи резко меняется в сторону, противоположную античной классике. От этого времени сохранилось несколько больших ансамблей монументальной живописи: фрески церкви Панагии тон Халкеон <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B5%D0%BE%D0%BD> в Фессалониках <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8> 1028 года, мозаики кафоликона монастыря Осиос Лукас <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BE%D1%81_%D0%9B%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%81> в Фокиде <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%B0> 30-40 гг., мозаики и фрески Софии Киевской <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2)> и другие. Иконам этого периода характерна аскетизация образов: в ликах святых отсутствуют какие бы то ни было чувства и эмоции, фигуры на иконах застывают в строго определённых позах, часто приобретают приземистые, грузные пропорции, руки и ступни ног становятся тяжёлыми, грубоватыми, моделировка складок одежд стилизуется, становится очень графичной.
·Комниновский период: Следующий период истории византийской иконописи приходится на правление династий Дук, Комнинов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%8B> и Ангелов (1059-1204 гг). Произведения этого времени достигают уравновешенности между классической формой и одухотворенностью образа, они изящны и поэтичны. К концу XI века или к началу XII столетия относится создание Владимирской иконы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8> Богоматери – это один из лучших образов комниновской эпохи, константинопольской работы. В 1131-1132 гг. икона была привезена на Русь, где стала особо почитаема. От первоначальной живописи сохранились только лики Богоматери и Младенца и как раз на примере лика Богоматери, наполненного тонкой скорбью о страдания Сына, можно увидеть характерные физиогномические черты комниновской живописи: вытянутый лик, узкие глаза, тонкий нос с треугольной ямкой на переносице.
·XIII: Расцвет иконописи и других художеств был прерван страшной трагедией 1204 года – рыцари Четвёртого крестового похода <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%82%D0%B2%D1%91%D1%80%D1%82%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4> захватили и страшно разграбили Константинополь <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C>. Несмотря ни на что иконопись продолжала развиваться. В этот период в искусстве всего Византийского мира происходит существенное изменение стилистики: на смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись приходит спокойствие и монументализм, изображения становятся крупными, статичными, с ясным силуэтом и скульптурной, пластической формой. Очень характерным примером этого стиля являются фрески в монастыре св. Иоанна Богослова на острове Патмос. К началу XIII века относятся иконы «Христос Пантократор <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C>», мозаичная «Богоматерь Одигитрия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F>», «Архангел Михаил <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB>» и другие. Во всех них проявляются черты нового направления, делающие их отличными от образов комниновского стиля.
·Палеологовский период: Палеологовский ренессанс – так принято называть явление в искусстве Византии первой четверти XIV века. Почти для всех икон этой эпохи характерны безупречные пропорции, гибкие движения, импозантная постановка фигур, устойчивые позы и легко читающиеся, выверенные композиции. Присутствует момент зрелищности, конкретности ситуации и пребывания персонажей в пространстве, их общения.
Палеологовский период знаменателен эпохой споров о Фаворском свете <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82> в 30-40 гг. Именно тогда произошел спор между монахом Варлаамом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC_%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9>, приехавшим в Константинополь из Италии, и Григорием Паламой <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0> – учёным-монахом с Афона <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%84%D0%BE%D0%BD>. Они принципиально по-разному понимали задачи и возможности человека в общении с Богом. Для икон времени споров характерна напряжённость в образе, а художественном плане – отсутствие гармонии. Примером иконы этого периода является поясной деисусный <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81> образ Иоанна Предтечи <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C> из собрания Эрмитажа.
. Древнерусские школы иконописи
Древнерусское искусство – драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. И в монументальной живописи, и в иконописи звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни. В русской иконописи XIV-XV можно выделить, строго говоря, три крупные школы – новгородскую, псковскую и московскую, несмотря на то, что в Ростове, Суздале, Твери и Нижнем Новгороде работали отдельные мастерские.
·Новгородская школа: Наиболее полно сохранились древние памятники новгородской живописи. В отдельных произведениях прослеживаются влияния византийского искусства, что говорит о широких художественных связях Новгорода. Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен и четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких тонов. В новгородской живописи иконописец никогда не писал с натуры, он стремился запечатлеть идею, и что характерно для новгородской живописи – изобразить эту идею предельно ясной, реально ощутимой, доступной. Среди дошедших до нас самых ранних новгородских икон имеются шедевры мирового значения. Таков, например, «Ангел златые власы», написанная, вероятно, в конце 12 века. В иконе новгородской школы «Успение» (13 век) некоторые фигуры апостолов буквально потрясают жизненной правдой тех глубоких переживаний, что запечатлел в них художник.
Особенностью так же является то, что часто художник изображал вполне реальных людей, при этом типичных представителей правящей новгородской верхушки, с высшими небесными силами. Это явление в древнерусской живописи, очень характерное для новгородской школы с ее стремлением к конкретности, правдивой выразительности, благодаря чему мы можем ясно представить облик тогдашнего знатного новгородца.
·Псковская школа: Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо: композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых.
Художественный язык псковской иконы предельно экспрессивен. Из всех древнерусских иконописных школ псковская была наиболее демократичной по духу и наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения. Новые веяния проникли в Псков из Новгорода, где с 1378 года работал Феофан Грек. Деятельность выдающегося мастера не могла не привлечь к себе внимания псковских художников. Вероятно, они приезжали в Новгород, чтобы подивиться творениям прославленного живописца и набраться опыта. И одному из них удалось на основе псковских традиций и незабываемых впечатлений от феофановского искусства создать нечто столь яркое и оригинальное, что это во многом определило дальнейший ход развития псковской иконописи. Икону «Собор Богоматери» можно смело рассматривать как шедевр псковской живописи, это едва ли не самая ранняя русская икона на данную тему.
·Московская школа: Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства. Расцвет московской школы связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций. Зарождение московской школы можно связать с такими иконами среднерусского происхождения, как, например, «Борис и Глеб» начала 14 века.
К началу 15 века Москва заняла в Восточной Европе исключительное положение как в политическом, так и культурном отношении. Московское княжество крепло и разрасталось. Из многих стран в Москву устремились художники, для которых она стала одним из крупнейших культурных центров, так в Москве и оказался прославившийся уже в Новгороде Феофан Грек. Совершенство художественных приемов Феофана – наследие очень древней, давно достигшей зенита культуры – было особенно важно для окончательного становления искусства юной, но уже сознающей свое мировое значение державы. В Москве, под воздействием московской живописной традиции, Феофан проявил в своих композициях меньше страсти и динамизма, но зато больше, чем в Новгороде, величавой торжественности. Об этом свидетельствуют написанные им центральные фигуры деисусного чина иконостаса Благовещенского собора, среди которых особенно привлекает своим живописным совершенством фигура Марии.
Кроме самого Феофана, над росписью Благовещенского собора работали под общим его руководством «Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Андрей Рублев почитался уже при жизни выдающимся мастерством, но подлинная слава пришла к нему уже после смерти, но далеко не сразу.
Открытие «Троицы» Рублева произвело ошеломляющее впечатление, всех охватило беспредельное восхищение: из скрывавшей его так долго темницы высвобождалось одно из самых значительных, самых одухотворенных созданий мировой живописи. «Троица» послужила фундаментом для воссоздания творческой индивидуальности Андрея Рублева. И даже высказывалась мысль, что именно этот рублевский шедевр лучше и правильнее всего дает ключ к пониманию красот всей древнерусской живописи. Эти чувства, эти радости возникают в созерцании «Троицы» Рублева, даже если не знаешь, в чем, в сущности, ее сюжет. Икона в дивных красках и образах прославляет братство, единство, примирение, любовь и самой своей красотой провозглашает надежду на торжество этих добрых начал.
Ряд превосходных московских икон первых десятилетий 15 века свидетельствует об общем расцвете живописи в рублевскую пору. Одним из крупнейших мастеров, чьи имена не дошли до нас, был автор иконы архангела Михаила из Архангельского собора в Москве и которая по своим художественным достоинствам может быть поставлена в ряд с высшими достижениями древнерусской живописи.
Строгановская школа: Название «строгановская школа» возникло из-за частого употребления фамильной метки сольвычегодских купцов Строгановых на обратной стороне икон этого направления, но авторами большинства произведений строгановской школы были московские царские иконописцы, выполнявшие также заказы Строгановых – ценителей тонкого и изощренного мастерства. Для икон строгановской школы характерны небольшие размеры, миниатюрность письма, сочная, плотная, построенная на полутонах цветовая гамма, обогащенная широким применением золота и серебра, хрупкая изнеженность поз и жестов персонажей, сложная фантастика пейзажных фонов.
Вывод
На основании данной работы можно сделать вывод, что иконопись имеет невероятную историческую судьбу, столкнувшую ее на пути с преградами в виде людей, выступающих против иконопочитания. Понадобилось очень много времени, чтобы икона стала восприниматься так, как сейчас ее видит религия и верующие. Нет ни малейшего сомнения в том, что иконопись выражает собою глубочайшее, что есть в древнерусской культуре; более того, мы имеем в ней одно из величайших мировых сокровищ религиозного искусства. Проведенный мной анализ этапов развития иконописи и иконопочитания доказывает, что икона – это не просто картина с изображением тех, кому покланяются верующие, но и своеобразное отражение духовной жизни народа периода ее написания.
На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли их: охраняли от язычников, а позднее, от царей – иконоборцев. Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность, которая не может быть не оценена по достоинству.
Список литературы
1.ред. Т.В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002
2.Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. – М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с – (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.)
.Стародубцев О.В. Русское церковное искусство X-XX веков.-М.:Лепта Книга,Издательство Сретенского монастыря, 2007
.Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб.: «Лига Плюс», 2000 Б
.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись.- М., 1984
7.<http://zograf.ru/history.html>
.<http://www.ukoha.ru/>
.<http://www.ortho-rus.ru/book/glava10-2.htm>
.http://nesusvet.narod.ru/ico/ref/belyaevskaya.htm#h2 <http://nesusvet.narod.ru/ico/ref/belyaevskaya.htm>
.<http://azbyka.ru/tserkov/ikona/spassky_pochitanie_03g-all.shtml>