- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,90 kb
Гендер и религия
федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
мурманский государственный технический университет
Кафедра социальной работы,
педагогики и психологии
Реферат
по дисциплине Гендерология и феминология
на тему: Гендер и религия
Выполнила: студентка СР-431
Никифорова Юлия
Проверила: Мачкарина Ольга Дмитриевна
Мурманск 2007
ПЛАН
Введение
Теоретическая часть
I. Буддизм
II. Даосизм
III. Синтоизм
IV. Джайнизм
V. Христианство
VI. Ислам
VII. Традиционные африканские религии
Программа исследования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
женщина религиозный дискриминация
Тема гендера в религии была и продолжает оставаться актуальной в наши дни. Поднимая вопрос о роли женщин и мужчин в политике, образовании, семье и других областях социальной жизни, мы не можем пройти мимо такой важной сферы, как религия, ибо именно в этой сфере лежат корни многих проблем, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, отстаивая права дискриминируемой стороны.
Не секрет, что религиозные парадигмы общества зачастую являлись доминирующими по отношению к другим областям общественной жизни. Исходя из этого, мы можем говорить о стереотипах, которые изначально сложились в сфере религии, а затем выплеснулись за ее пределы. В истории цивилизации есть немало примеров, когда религиозные взгляды общества влияли на его светский облик, а, следовательно, становились определяющим фактором в решении многих вопросов, в том числе и в оценке роли мужчины и женщины. Какими они должны быть? Какие качества должны быть им присущи? Какое место должны занимать в различных сферах жизни общества? Различные религиозные традиции предлагают нам свои ответы на эти вопросы. Немалую формирующую роль в восприятии образа женщины нередко играют представления о божествах.
Цель реферата: теоретическая разработка проблемы Гендер и религия и проведение исследования по представленной теме.
Задачи:
Рассмотрение роли мужчин и женщин с точки зрения различных религиозных традиций;
Разработка программы исследования и проведение анкетирования;
Анализ и интерпретация полученных данных.
Теоретическая часть
Буддизм
Согласно священным буддистским текстам, женщина и мужчина в целом признаются равноправными. Однако, что касается сфер высокой духовности, существует негласная традиция, закрепляющая эти области за мужчинами, тогда как удел женщины – прежде всего семья, забота о хлебе насущем. Как гласит легенда, сам Гаутама, создатель буддизма, категорически возражал против того, чтобы женщины вставали на путь посвящения и становились монахинями, поскольку им не под силу следовать аскетическим ограничениям монашеской жизни. Не случайно в своих молитвах буддистские мужчины благодарят судьбу за то, что не родились женщинами. И все-таки, как утверждает предание, Гаутама внял мольбам своих самых ревностных последовательниц и разрешил женщинам брать на себя обеты монашества. [1]
Любопытно, что на факты учености и благочестия самых первых монахинь, гипсовые изваяния которых даже находятся в священных храмах, в буддистских обществах словно закрывают глаза. Например, в Бирме отношение к монахиням далеко не такое почтительное, как к монахам. Последних практически обожествляют, тогда как на женщин – привержениц духовной жизни смотрят совершенно по-другому, что, в частности находит свое отражение в бирманской пословице: "Если женщина не вышла замуж или разорилась, то ей ничего не остается, как облачиться в розовые одежды тилащин". Слово "тилащин" можно перевести как "соблюдающая заповеди" или же "обладающая добродетелями". При этом настоящими монахинями их не считают, поскольку традиция посвящения женщин в монашеский сан пресеклась еще в средневековье. И, следовательно, женщины не могут входить в число избранных праведников, способных осуществлять свой собственный духовный рост и помогать преобразовываться другим.
Основные помехи духовному росту в буддизме имеют психологический характер. Это алчность, ненависть, заблуждение и гордыня. Но исключенность женщин из религиозного подвижничества делает их носительницами подобных негативных качеств, олицетворяющих человеческое зло. Возможно, именно поэтому обращение к монахиням в женском роде считается недопустимым, фактически осквернительным. Иными словами, "соблюдающие заповеди" и "обладающие добродетелями" монахини как бы теряют принадлежность к женскому полу и поднимаются до уровня мужчин. [1]
Даосизм
Особый характер культурной традиции Китая предполагал достижение гармонии внутренней природы человека и ее реализацию путем включения индивида, равно как и всех явлений обыденной жизни, в общий космогонический цикл. Маскулинность-фемининность в этом контексте можно рассматривать в качестве одного из аспектов деятельности противоположных и взаимодополняющих начал: Ян – мужского, светлого, активного и Инь – женского, темного, пассивного, Все вещи и явления внешнего мира – суть взаимопроникновение и взаимодействие этих двух сакральных начал, взаимоотрицание которых происходит через взаимодополнение. Человек – поле деятельности Инь и Ян. [2, с. 56]
Эта мысль активно проповедовалась всеми без исключения религиозно-философскими системами Китая, при этом наибольшее воздействие сумело оказать конфуцианство, которое долгое время оставалось господствующей государственной идеологией и основным регулянтом социального поведения. Традиция конфуцианства воплощала ярко выраженную «завуалирующую» функцию китайской культуры, представляющую явления не такими, какими они являются в реальности, но такими, какими их хотело видеть общество, находя в них двойственную сущность – явленную и скрытую. Скрытая сущность становилась предметом постижения и подражания, так, например, китайская семья могла рассматриваться как имитация Небесной гармонии.
Попытки найти и воплотить скрытую сущность вещей во внешнем мире вели к активному культурному прессингу, который выступал в виде строго определенных этических и философских категорий. Любая новая концепция общественного регулирования, будь то через семью или государство, составлялась посредством наложения определенных матриц. При анализе проблемы мужского и женского в Китае следует учитывать подобную особенность, при которой можно наблюдать зачастую полное несовпадение явленного и скрытого, в основе чего лежит нравственная оппозиция сознательных и бессознательных побуждений членов общества. На практике такой разрыв проявлялся, с одной стороны, в виде предания чувственным отношениям сверхчувственного сакрального и внеплотского содержания (мужчина и женщина – лишь проекция вовне деятельности сил Инь и Ян), с другой стороны – в наличии массы эротических учебных и художественных произведений, в эксессивных ритуалах, покрывавших легкой вуалью эзотеризма плотско-чувственные отношения. [2, с. 57-60]
Характерно, что одна из основных регулирующих ячеек китайского традиционного социума – семья была полностью отключена от решения проблемы мужское-женское в качестве взаимоотношений между полами. Семья являлась тем местом, где происходила социализация члена общества, которому прививались этические категории «долга», «почтительности к старшим» в виде внутренней потребности индивида. В основе традиционной семьи лежали не отношения между мужчиной и женщиной, но отношения поколений, в чем проявлялась полная асексуальность китайской семьи. Китайская семья создавалась не на базе чувственных отношений, но из-за потребности в репродуцировании традиционных семейно-клановых связей. Принципы, на которых строилась система родства – родословная, поколение, пол и главенствование, не оставляли места для европейского регулянта – любви. Все взаимоотношения рассматривались как продолжение отношений отец-сын, т. е. основанные, с одной стороны, на управлении, с другой – на чисто этическом уважении и подчинении. Отношения жены и мужа репродуцировали эту связь, и жена становилась не столько спутницей мужа, сколько членом большой семьи. Свадьба лишь ритуально оформляла то, что родители брали приемную дочь, а не то, что сын брал себе жену. Нет видимого выражения эротической жизни между любой парой. Фактически молодожены предполагали спать в одной постели лишь несколько дней. После этого они занимали разные кровати, но в одной комнате. На публике они проявляли полное безразличие друг к другу. Таким образом, эротические отношения выносились в иную область, ибо, как видно, семья изначально не являлась полем для их реализации.
В семье жена была прежде всего принадлежностью родителей мужа, а не его самого, именно им она предназначала исполнение своих первейших обязанностей. Муж, в свою очередь, также ставил своих родителей многократно выше, чем супругу. Если при смерти родителей мужчина выражал столь глубокое чувство горя, что был близок к самоубийству, то при смерти жены он выражал лишь сожаление. Заметим, что столь поверхностное переживание смерти жены могло нести характер и установившегося ритуала, в то время как истинные чувства могли быть много глубже. Но и в этом случае традиция и установления подавляли искренность чувства, определяли строгий поведенческий стереотип как на людях, так и наедине. [2, с. 61-63]
Брачный союз заключался ради трех прагматических целей, первой из которых являлось патрилинейное продолжение семейной традиции. Вторая заключалась в так называемой мужской «центровке» такого союза, когда за его основу бралось понятие «долга» и «воздаяния» женщины перед мужем и своими приемными родителями. С такими акцентами не остается места для романтического союза. Третья цель брачного союза предусматривала «мораль двух стандартов». Если для вдовца повторная женитьба считалась нормальной, то для вдовы второе замужество рассматривалось как бесчестное. При этом неверность мужчины не была чем-то сверхъестественным, для женщины же это было равносильно социальному самоубийству. Такое положение женщины в китайской семье, основанное лишь на реализации понятий «долг», «почитание старших», «благодарность», создавало внутреннюю стрессовую ситуацию, которая вела к возникновению иных союзов между полами. Целью таких союзов, которые нередко заключались между людьми одного пола, была реализация непосредственных сексуальных отношений, которые могли приобретать статус сакральных и входить составной частью во многие виды традиционной литургики. [2, с.64]
В начале эпохи Цин (1644-1911)в Китае распространились различные неинституционализированных объединений, тайных обществ, еретических сект. Определенного распространения достигли союзы людей одного пола, которые нередко первоначально создавались как тайные общества, например женские общества «Золотой орхидеи», «Взаимного восхищения», «Красной лампы. В данном случае также воспроизводился образ мужского и женского в его символическо-ритуализированном плане, хотя это вступало в явное противоречие с физиологическим аспектом. Иногда два члена женского общества заключали взаимный контракт по типу брачного. При его составлении обязательно требовалось обоюдное согласие. Если обе стороны проявляли интерес к такому контракту, то одна из партнерш должна была подготовить подарок другой, который как бы символизировал ее чувства. В том случае, если подруга принимала подарок, это означало согласие, если отвергала – отказ. После вступления контракта в силу эта пара приглашала к себе друзей на ночное пиршество, где принимала поздравления. При желании расторгнуть контракт они должны были предстать перед особого рода судом, где выслушивали мнение одного из лидеров женского Тайного общества. Обычно после этого следовало какое-нибудь наказание: нанесение ударов или клеймение позором. Таким образом, подобным союзам, которые некоторые авторы рассматривают как «свадьбу» и «брак», придавался статус официальной структуры в рамках неофициального или неформального объединения. На чем основывался такой союз? Авторы обширного труда «Нравы Китая» отмечают: «Что касается их совместной жизни, хотя они и не могут полностью жить как мужчина с женщиной, но и они могут по-настоящему получать такое же удовольствие, как мужчина и женщина, через массаж и ласки или используя механические средства. Это не является утонченными манерами, и благородному человеку трудно говорить об этом. Эти женщины всегда выбирают последовательниц, предписывая дочери следовать по ее стопам, позже их приемные дочери вступали в одно из таких сообществ».
На юге Китая члены таких женских обществ рассматривали свадьбу с мужчиной как один из самых позорных человеческих поступков. Если же их заставляли выходить замуж, они на следующий день после свадебной церемонии покидали дом мужа и возвращались в свое общество. Нередко были и мужские союзы, основанные на тех же принципах. [2, с. 65-66]
Само понятие семьи могло бесконечно расширяться, включая в себя как кровно-родственные структуры, так и любые другие объединения, матрицирующие отношения мужского и женского, в данном контексте отношения соподчинения и взаимодополнения на основе ряда этико-социальных категорий. Происходила своеобразная взаимооговоренная рамками традиции «игра в семью», где социальные роли строго расписаны, а актеры, будь то мужчины или женщины, подбираются по случаю. Поэтому семейные отношения могли существовать как среди родственников, так и среди людей, объединенных в тайное общество, еретическую секту, между всякими старшими и младшими, фактически между учителями и учениками.
Проблема маскулинности-фемининности в ее воплощении образов сакральных сил могла решаться на двух уровнях китайской культуры – элитарном и народном. Несколько упрощая действительность, можно сказать, что взаимодействие и взаимозависимость двух уровней культуры заключались в том, что имперская цивилизация (элитарный уровень ) строила здание идеологии на фундаменте нравственно-этического и космогонического понятийного аппарата, а функционирование народного уровня основывалось на всяческом «избегании» элитарной культуры, воспроизводя ее в «перевернутом» виде, где ритуал был равен антиритуалу, эстетичное – аэстетичному, запретное – почитаемому и даже возводимому в сакральный порядок. Поэтому образы маскулинности-фемининности в их сексуальном аспекте преобладают на народном уровне культуры, так как официальные доктрины «не замечали» его, а семья, как это было показано выше, не могла мирно разрешить конфликт между духовной связью «отец-сын» и плотским «мужским-женским», заметно склоняясь в пользу первого.
Дезавуирование сексуальных отношений на элитарном уровне было также связано с отсутствием определенной категории, в которую их можно было бы облечь. Само понятие ай, переводимое как «любовь», являлось скорее понятием абстрактно-этического плана, нежели характеристикой возможных взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Надо признать, что долгое время в Китае не было понятия «любовь» с тем полем значений, которое есть у европейских эквивалентов. В характерной для Запада цепи семья-любовь-сексуальные отношения в Китае выделялись две независимые парадигмы – семья и сексуальные отношения, которые, казалось, не соотносились друг с другом. Например, один из основоположников неоконфуцианства Чжу Си считал, что чувство любви есть функция гуманности. Если на Западе понятие «любовь» выступало зачастую как оправдание сексуальных отношений, то возможность такой ширмы в Китае отсутствовала, равно как отсутствовало и понятие греховности по отношению к сексуальным связям. [2, с. 68-70]
В общем сексуальные отношения можно рассматривать в двух ипостасях: как часть социальных отношений (семья, брак) и как основной объект. Как видно, первая ипостась официально не рассматривалась и даже психологически тщательно затушевывалась. Отсутствие изначальной «греховности» в сексуальных отношениях и перенос на них понятия лишь стыдливости привели, например, к тому, что в Китае одежды «скрывали» женщину. Ни в живописи, ни в скульптуре обнаженная натура не изображалась, в то время как в античности это было апологетом греховности и эстетики одновременно. Такая видимость, на первый взгляд, может привести к выводу об асексуальности китайского этноса. При этом не учитывается тот факт, что в Китае изображения обнаженной натуры были предназначены для «индивидуального» пользования и ими обильно иллюстрировались традиционные рассказы и романы. Во «внешнем» мире, однако, такие изображения подвергались стыдливому остракизму. Напомню, что такая ситуация довольно точно отражает взгляд на сексуальные отношения на различных уровнях китайской культуры (элитарном и народном). [2, с. 74]
Синтоизм
Каково было положение женщины в Средневековой Японии Оно было двойственным: и независимым, и зависимым.. Продолжал существовать – и притом в придворной среде не менее прочно, чем в народной, брак, при котором муж не вводил жену в свой дом, а навещал ее у нее в доме. В этом видят отзвуки прежних порядков, когда женщина играла главную роль в родовой общине. Женщина сохранила свою имущественную самосто-ятельность: она могла быть и владетельницей поместья. При дворе для женщины был предусмотрен такой же обширный штат рангов, званий, должностей, как и для мужчины. Монахини играли не меньшую роль, чем монахи. Образование женщины могли получать не меньшее, чем мужчины. Среди авторов стихов китайского стиля в упомянутых сборниках VIII-IX веков немало женщин. Женщину воспевали в бесчисленных стихах; и она сама столь же безудержно обращается со своими эмоциями к мужчине. Равенство тут было полное.
И в то же время – совсем другое: женщина всегда могла оказаться покинутой; прекращение посещений знаменовало конец супружеской связи, а это могло означать и лишение источника существования, если своих средств у покинутой не было. Часто приходится читать в литературе того времени, как бедствует покинутая, как она нуждается в новом покровителе; часто уходили в монастырь не только из-за горя, но и просто для того, чтобы найти пристанище.[3, с. 64]
А вот отрывок из работы православного миссионера XIX в. И.Г. Вениаминова "Религия и христианство в Японии", описывающий положение женщины в Японии.
«В доме родителей молодая, девушка, пользуется свободой, но с выходом замуж начинается полное ее подчинение мужу и родителям его, если они есть. Является полное уничтожение личности женщины: отныне она только слуга своего властелина и нянька его детей. Выйдя замуж, женщина сбривает себе брови и чернит зубы в знак того, что больше никому не желает нравиться. Впрочем, современные женщины оставили этот обычай.
Недаром, на свадьбе собираясь покинуть родительский дом, невеста облекается во все белое, т.е. траур … Вступая в брачный союз женщина нисколько не ограждается от произвола своего мужа. Очень легко он может получить развод, для которого достаточно самого пустого предлога. Жена возвращается в дом родителей, которые свободны выдать ее снова замуж, а муж женится на другой. Иногда он берет себе еще другую жену при первой и тогда положение нелюбимой женщины делается невыносимым. Вторая получает все преимущества, а на долю первой выпадает исполнять ее приказания, прислуживать и беспрекословно повиноваться. Если еще есть родители, то они нередко вступаются за дочь, заставляют мужа удалить вторую жену и ограничивают его произвол, но если женщина одинока, то перед нею беспросветная тьма. Впрочем, бывают случаи, когда обе женщины пользуются равными правами и мирно делят между собою хозяйственные работы». [4]
Женщина появляется в Синто как женское божество, девственница, императрица и правительница, жрица, танцовщица, основательница сект и как «шаман» вне рамок организованных систем синтоизма. У этих женских фигур есть нечто общее – особые отношения с божеством, основанное в основном на переживании состояния экстаза. Их называют Мико, что буквально означает «дети Бога». Этот термин означает посредника между богами и людьми. Используется для обозначения не только низших порядков жриц в синтоистских храмах и несвязанных с определённым храмом женщин, приписывающих себе религиозные и волшебные силы, но и для обозначения женщин вообще, которые благодаря своей харизме играли важную роль в религиозной жизни с древних времён до сегодня. [5]
Теперь перейдем к типологической классификации форм проявления женщин в религии Синто. Первое такое проявление – это обожествлённые женщины. Существует четыре группы обожествлённых человеческих существ: 1) уже умершие, 2) харизматические личности, такие как особенно сильные императоры и императрицы, герои и учёные, 3) умершие в несчастье, 4) харизматические девственницы, давшие жизнь божественному младенцу после мистического соединения с божеством.
Другое проявление – это женщина-человек. Но просто потому, что она женщина, считается, что она находится в близкой связи с таинственными и опасными силами. Естественные менструальные функции, зачатие и рождение рассматриваются как проявления действия чудесных и волшебных сил, которые делают женщину особенно подходящей для религиозного служения. В человеческой сфере религиозной жизни мы находим следующие типы: 1) целительницы, знахарки, 2) провидцы, гадалки и пророчицы, 3) жрицы, 4) музыкантши или танцовщицы, 5) священные проститутки. В Синто женщина появляется во всех этих обличиях и под разными именами.
Харизматические женщины оказавшие огромное формирующее влияние на древнее Синто как правители, провидцы, жрицы, повитухи или танцовщицы продолжили свою жизнь в истории:
) как официальные жрицы или танцовщицы в храмах,
) как призывающие духов или бродячие артисты, не зависящие ни от какой религиозной организации,
) как основательницы «новых религий» или другие учителя в религиозных организациях. [5]
Джайнизм
Из всех сегодня существующих религий джайнизм – самая аскетичная. За два с половиной тысячелетия существования джайнизма каноны его не изменились. Джайнизм отталкивал все, что так или иначе связано с ценностью чувственного наслаждения.
Чем выше ставит радости плоти та или иная религия, чем одобрительнее относится к инстинкту «плодиться и размножаться», тем более жалким, как правило, оказывается в ней положение женщины. И наоборот, чем сильнее выражен аскетический идеал, тем больше шансов у слабого пола на религиозное признание. Индуизм и джайнизм – яркая тому иллюстрация. Идеал индусской женщины – это жена. Идеал женщины в джайнизме – это монахиня, причем монахиня ученая, побеждающая в диспутах красноречивых противников и способная обратить в свою веру огромное число последователей. И идеал этот естественно вытекает из отношения джайнизма к супружеской жизни вообще. [6, с. 89]
Джайнизм в принципе рассматривает как зло не только внебрачные связи, но и собственно брак, поскольку состоящий в браке не может достичь мокши. Добродетельной жизнью, восхождением по лестнице совершенствования он может до определенной степени очистить свою душу, но только до шестой ступени, всего же их четырнадцать. Дальше путь открыт только монахам. И монахиням у шветамбаров (преобладающее направление джайнизма). [6, с.90]
В одном из главных канонических джайнских текстов – «Сутракританге» – описывается мрачная картина бессмысленной, унизительной суеты, ожидающей вступившего в брак человека. Джайнский наставник Гунабхадра в популярном трактате «Атманушасана» утверждает: «Жена, к которой ты давно привязан, – дверь к миру страданий». Примечательно, что уже на четвертой ступени восхождения, еще до того, как человек принял соответствующие религиозные обеты, от него требуется осознание того, что ни жена, ни дети не принадлежат ему.
Скандалы и столкновения в больших джайнских семьях происходят куда реже, чем в индусских. Мир и спокойствие в доме ценится необычайно высоко. Поэтому два основных нарушающих его греха – сварливость и приверженность к клевете квалифицируются джайнами как настолько тяжелые, что могут погубить не только семьи, но и целые города. Считается, что и тому и другому в наибольшей степени подвержены свекрови. Имеется даже джайнская пословица, утверждающая, что свекровь бранит невестку за скверную стряпню не потому, что та и впрямь плоха, а потому, что вкус ее портит сварливость самой свекрови.
Ударивший или оскорбивший жену джайн навлекает на себя подобным поступком куда большие неприятности в этой, и в особенности в последующей жизни, чем если терпеливо сносит ее самые дерзкие выходки.
Разумеется, не все джайнские мужья и свекрови оказываются достаточно благочестивыми, чтобы вести себя в соответствии с подобной установкой. Издевательства над тем, кто слабее, слишком соблазнительны, но у джайнских женщин, в отличие от индусок, против своих супругов все-таки было оружие. Каноническая литература джайнов разрешает разводы и повторный брак в случае неверности, импотенции или пренебрежения обязанностями перед семьей, причем, в отличие от индусов, у джайнов брак заключается на контрактной основе и предусматривает за женой право собственности, в частности полностью – на свое приданное. Голодная смерть, таким образом, джайнке не грозила. Однако под влиянием индуизма разводы в джайнских семьях все же весьма редки. Отчаявшиеся женщины предпочитали принятие аскезы и уход в монахини. В таком случае, расторжение брака следовало автоматически. Препятствовать стремлению дживы к освобождению – величайший грех, который джайнская община допустить не могла. [6, с. 92-93]
Количество джайнских монахинь всегда превышало и продолжает превышать количество монахов.
Шветамбары считают, что женщине достичь полного освобождении гораздо сложнее, чем мужчине: Объясняется это, однако, не ущербностью ее души, а слабостью тела. Женщинам труднее выносить все тяготы аскезы. Монахини пользуются у джайнов огромным почетом, и жизнь их практически не отличается от жизни монахов, в том числе и по части суровой аскетической практики: при принятии обета они так же должны вырывать на голове волосы, так же просить подаяние и есть только один раз в день, так же спать всего несколько часов, посвящая большую часть времени медитации и аскетическим упражнениям. Похороны джайнской монахини выливаются в весьма торжественное и значительное событие для всей общины. Нести паланкин с телом монахини к месту кремации – величайшая честь, которой удостаиваются наиболее влиятельные члены общины, обретающие благодаря участию в церемонии большую религиозную заслугу. [6, с. 94]
Христианство
Положения отцов церкви ориентируют поведение женщины согласно ценностям «мужского» мира. Христианство изначально исключает женщину из сферы управления и лидерства. Оно не видит места для женщины ни в медицине, ни на государственной службе.
Стержень христианского учения о семье – патриархальность. Учение церкви основано на жестком контроле мужчины за репродуктивной функцией, сексуальным поведением и работой женщины. Христианская культура ассоциировала женщину исключительно с домашней сферой, семьей. Шел процесс насаждения гендерного неравенства на рынке труда. Христианские догматы пытались избежать совмещения женщинами профессиональных и семейных обязанностей. Церковь стремилась не допустить ролевого конфликта (мать – деловая женщина) в женской части общества, который мог поколебать не только незыблемость традиционных представлений о социальных ролях мужчины и женщины, но мог оказать давление на существующую модель государственного устройства. [7, с. 77]
Миф о грехопадении, созданный христианской традицией, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама.
Согласно патриархальной доктрине о природе и происхождении женщины, исключительно ей приписываются все опасности и все зло, которое патриархат связывает с сексуальностью.
Таким образом, надо всеми женщинами тяготит проклятье Евы. Приговор, вынесенный Еве, по мнению К.Миллетт, носит политический характер и является блестящим "объяснением" униженного положения женщин, становясь самым веским аргументом патриархальной традиции на Западе, в соответствие с которой мужчина господствует над женщиной и в семейной, и в общественной жизни. Апостол Павел отмечал, что "не Адам соблазнился, но женщина, соблазнясь, преступила дозволенное", "и не муж создан для жены, но жена для мужа" (Очень важный и принципиальный момент – снятие с Адама ответственности за содеянное). [7, с 77-78]
Обращаясь к Домострою можно четко представить образ типичной православной женщины, которая, если и не достойна почитания, то, во всяком случае, и не навлекает на себя осуждение. Итак, православных женщин надлежит воспитывать в строгости, дабы сохранить их от "бед телесных". Девственность – важнейшее достояние незамужней девушки. Следует заметить, что в православной России, также как и во всяком патриархатном обществе девственность женщины являлась таинственным благом, поскольку олицетворяла собой нетронутую собственность. А как уже упоминалось выше, женщина в Христианстве трактуется как создание, предназначенное для мужчины, поэтому общество, принимая исключительно мужскую сторону, защищало интересы собственности. По наставлению Домостроя женам надлежит быть добрыми и послушными, трудолюбивыми и молчаливыми. Удел женщины – беспрестанная работа по дому тогда как мужу беспокоиться о доме не полагается. В то же время в обязанности мужчин вменяется учить свою жену, Как видно, в православной традиции мужчина является не только "господином жены своей", но и ее учителем, духовным наставником, своеобразным посредником между Богом и женщиной. [7, с. 78]
На первый взгляд несколько иного отношения удостоилась женщина в католицизме, где, как известно, особо чтят Деву Марию – мать Иисуса Христа. Именно в Ватикане были провозглашены отсутствующие в право-славии и протестантизме догматы о непорочном зачатии Девы Марии и о ее телесном вознесении после смерти. Монахи особо выделяли такие черты Девы Марии, как покорность и смирение. Не случайно, согласно христи-анским воззрениям, именно смирение лежит в основании женского идеала, без которого женщина не может обрести смысл своего бытия. [7, с. 78]
Как отмечают специалисты, в последние десятилетия руководство католической церкви весьма часто выступает с заявлениями о том, что положение женщин в современном мире не отвечает требованиям справедливости. Однако и отдельные радикально настроенные теологи, и люди неверующие давно обращают внимание на несоответствие между этими церковными декларациями и той ролью, которую церковь в действительности отводит женщинам. В частности это касается давно дискутируемого вопроса о предоставлении женщинам права быть священнослужителями. В решении данного вопроса позиция католической церкви такова: женщина не может выполнять роль духовного наставника, поскольку ни священное писание, ни теология не дают оснований изменить существующую традицию. Важнейшим аргументом против служит тот факт, что Христос ни одну женщину не включил в число 12 своих ближайших учеников.
Основной сферой религиозной деятельности женщин по католическим представлениям выступает семья – "домашняя церковь", а также дело воспитания детей в религиозном духе, тогда как "мирские" общественные занятия женщин объявляются излишними, второстепенными. [7, с. 78]
Протестантизм с самого начала своего развития ориентирован на иное отношение к привычному, "традиционному". На смену старой религиозной философии приходит новая, где нет места прежним стереотипам.
Может быть поэтому женщины в протестантизме не ограничиваются своим соучастием в служении Богу, а, стремясь к равноправию, претендуют на "святое святых", привилегию мужчин – служение в Церкви. [1]
Ислам
Женщина по Корану, не несет вины за первый проступок Адама. Оба они одинаково виновны в своем неподчинении Богу, оба раскаялись и оба были прощены. В одном из стихов вина, фактически, возлагалась на Адама.
Что касается религиозных обязанностей, таких, как ежедневные молитвы, посты, помощь бедным и паломничество между мужчинами и женщинами нет различий. Однако в некоторых случаях женщина имеет определенные преимущества перед мужчинами. Например, женщина освобождается от дневных молитв и поста во время менструации и в течение сорока дней после рождения ребенка. Она также освобождается от соблюдения поста во время беременности и кормления младенца, если это представляет угрозу ее здоровью или здоровью ее ребенка.
Женщины имеют право на получение образования наравне с мужчинами. [8]
Согласие супругов. Нельзя заставлять мужчину вступать в брачные отношения с той женщиной, с которой он не желает, и нельзя принуждать женщину выходить замуж против ее воли. Если речь идет о девственнице, то для выражения согласия достаточно ее молчания, так как, возможно, она стесняется выразить свое согласие вслух.
Если ей сделали предложение двое мужчин, и она сказала: Желаю этого, то она выходит за того, кого пожелала, при условии, что он ей подходит. Если же он ей не подходит, то ее опекун должен воспрепятствовать ей выходить за него замуж. Женщина, на которой следует жениться, должна обладать внешней и внутренней красотой.
Внешняя красота – это качество физическое. Внутренняя красота – это качество религиозное и нравственное. Учтивая женщина любезна со своим мужем и проявляет к нему уважение. Она не медлит в том, что на его взгляд, она должна делать быстро, и не проявляет торопливости в том, что, по его мнению, должно делаться медленно. [9, с. 28-30]
Поскольку признается право женщины самой решать вопрос о своем замужестве, признается и ее право на разрыв неудачного брака. Учитывая эмоциональность женщин, чтобы просить о разводе, необходимо представить суду обоснованную причину. Однако, подобно мужчине, женщина может развестись со своим мужем, не обращаясь в суд, если это предусмотрено брачным контрактом.
По законам Ислама полностью признается право женщины на ее деньги, имущество и другие виды собственности. Она сохраняет полное право покупать, продавать, закладывать или сдавать в аренду всю свою собственность или часть ее. Что касается права женщины иметь работу, следует, во-первых, иметь в виду, что Ислам трактует ее общественную роль матери и жены, как самую священную и главную. Однако в Исламе нет положений, запрещающих работать, когда в этом есть необходимость, особенно в тех областях, которые отвечают женской природе и в которых более всего нуждается общество. Кроме того, нет каких-либо ограничений для проявления исключительных талантов, которыми обладает женщина в той или иной сфере.
Право наследования. Ее доля полностью принадлежит ей, и никто не имеет права претендовать на нее – ни отец, ни муж. Ее доля в большинстве случаев составляет половину доли мужчины.
Мужчина по Исламу обязан полностью содержать свою жену, детей, а в некоторых случаях – нуждающихся родственников, особенно женского пола. Эта ответственность не снимается и не уменьшается из-за богатства жены и ее вклада в личный доход, полученный от работы, ренты, прибыли или другими законными средствами. Женщина, с другой стороны, намного лучше застрахована материально и меньше обременена претензиями на ее собственность. Она имеет право на махр, который получила от мужа при вступлении в брак. В случае развода она может получать суммы, выплачиваемые ей на содержание бывшим мужем. [8]
С другой стороны можно отметить некоторые дискриминирующие моменты.
Так, согласно Корану, мать не имеет права даже на собственных детей, которые принадлежат мужчине. За малейшее непослушание и строптивость женщины сурово наказывались, при этом Коран рекомендовал не церемониться с ними, позволяя мужчинам избивать своих непокорных жен.
В реальности покупка очередной жены служила своего рода официальной демонстрацией богатства и социального статуса мужчины. Не случайно Коран трактует брак как торговую сделку купца, покупающего товар, где продавцами являлись родственники невесты, покупателем – жених, а невеста – объектом купли-продажи. Причем сразу после полной уплаты выкупа муж получал абсолютно полную власть над женой, становясь его собственностью.
Вообще мусульманские идеологи придерживаются устаревшей концепции биологической и умственной неполноценности женщин, подчеркивая физиологические особенности женского организма, и только мужчин объявляют способными к активной социальной деятельности. И даже после смерти, как отмечают некоторые исследователи, могилу для женщины роют намного глубже, чем для мужчины, т.к. ей не положено лежать на одном уровне с ним. [1]
Традиционные африканские религии
Важность женщины в африканском обществе передана вот такой ганской поговоркой: «Женщина это цветок в саду, а мужчина – ограда вокруг него».
В области ритуальных служб женщины никогда не отстают от мужчин, к ним никогда не относятся, как к находящимся в подчинённом положении. Например, институт священства, а к представителям этого класса в Африке относятся с большим уважением, открыт и для мужчин и для женщин. Каждый кандидат обычно чувствует призвание перед тем, как приступить к подготовке. Одержимость духом обычно означает призвание. Обучение включает в себя наставления в законах, табу, танцах, песнопениях и отличительных чертах различных божеств, а также общие священнические обязанности. Например, в Гане и в других местах, устроены особые монастыри, где на священническое служение обучают только женщин.
Женщины, как и мужчины, старательно занимаются, чтобы стать традиционными врачами, целителями и знахарями. Они хорошо обучены традиционным медицинским практикам, психологии и психиатрии, они олицетворяют надежды своей общины
Обычно женщины практикуются, как медиумы и предсказатели. Через медиумов и предсказателей духовные существа доносят до людей свои желания. Они передают послания из другого мира, открывают тайны прошлого, настоящего и будущего, когда становятся одержимы этими божествами. Они считаются друзьями общины. В общине к ним относятся с большим уважением. [10]
Женщины часто играют важные роли в связанных с рождением, половым созреванием и смертью персональных ритуалах перехода на другую социальную ступень. Во время родов женщины выражают благодарность Богу в молитвах и жертвоприношениях, а когда кто-то умирает, поют погребальные песни, чтобы выразить свою печаль. Женщины играют свою самую важную роль во время обрядов связанных со вступлением девочек в брачный возраст.
Мы не можем пройти мимо лежащих на поверхности предубеждений по отношению к женщинам на основании их половой принадлежности. Хотя они и рассматриваются, как источник жизни, они также считаются источником духовной опасности. Ритуально «опасная» природа женщин выражена в понятиях об оскверняющей природе крови, особенно крови связанной с менструальным циклом и деторождением. Именно эти понятия об осквернении лежат в основе ритуалов, предназначенных для ограждения «нечистых» женщин от контактов с другими или для нейтрализации источников скверны.Таким образом, в связи с религиозными функциями женщинам в период менструального цикла запрещено входить в храмы, а также прикасаться к объектам или лицам религиозного значения.
Интересно отметить, что хотя женщины и выступают в качестве медиумов, предпочтение отдаётся девственницам, которые ещё не прошли период полового созревания. В других случаях на это положение выдвигается женщина старшего возраста или женщина, которая прекратила рожать детей и сожительствовать с мужчинами. [10]
Групповое обыденное сознание тщательно ограничивало и гасило всякое проявление индивидуального сознания у крестьянки, ее личные потребности и интересы ставились в подчиненное положение по сравнению с интересами семьи и общества. Здоровье и удобства женщины были менее важны, чем благосостояние всей семейной ячейки, богатство которой определялось количеством детей – будущих работников.
Общественная пассивность африканской женщины во многом является следствием ее чрезвычайной загруженности в сфере сельскохозяйственного производства и в работе по дому, где на ее долю приходится самый тяжелый труд (возделывание земли, прополка, сбор урожая, снабжение семьи водой и дровами, приготовление пищи и т.п.). По данным МОТ, для Африканского континента характерна наиболее высокая занятость женщин в аграрном секторе (почти 9/10 крестьянок выполняют от 3/5 до 4/5 всего объема сельскохозяйственных работ). [11, с. 293-295]
По существу, африканка в традиционном обществе не имеет досуга, никогда не остается без дела. В свободное от земледельческих и домашних забот время она занимается собирательством, рыбной ловлей, ремеслом, мелкой торговлей. Трудовые затраты крестьянок по сравнению с мужчинами непропорционально велики. У них нет межсезонного отдыха, как у последних, они заняты полезным трудом круглый год без выходных дней (только там, где христианство пустило глубокие корни, по воскресеньям они не работают). Как отмечают исследователи, на долю женщин приходится рутинная, ежедневная, требующая отдачи всех физических сил работа, а на долю мужчин – спорадические занятия. Согласно исследованиям, проведенным ООН, в Африке и в ряде развивающихся стран других континентов женщина трудится с раннего детства до глубокой старости: ее рабочий день в сельском хозяйстве длится 17 часов в сутки. [11, с.297-298]
Программа исследования
Цель исследования: Изучить позицию респондентов о видении ими образа мужчины и женщины с точки зрения религии.
Задачи:
Определить среди опрошенных количество верующих у мужчин и женщин;
Изучить мнение респондентов в вопросе о том, кто, мужчина или женщина, в большей степени подвергается дискриминации в религиозной традиции;
Определить, имеет ли место дискриминация по полу в религии с точки зрения мужчин и с точки зрения женщин.
Изучить мнение респондентов по вопросу о том, в какой сфере жизни отношения между женщиной и мужчиной определяются религией в большей степени;
Выявить мнение опрашиваемых о степени либеральности трех представленных религий в отношении мужчин и женщин.
Гипотезы:
. Количество верующих женщин превалирует над количеством верующих мужчин;
. По мнению респондентов, дискриминации в религиозной традиции больше подвергается женщина;
. По степени влияния религиозных традиций на различные сферы жизни можно распределить их в следующей последовательности от наиболее влиятельного к наименее: семья, религиозная обрядность, выбор профессии и работа, сфера управления, священослужительство, правила этикета, сфера досуга, образование;
4. Самой демократичной религией по отношению к женщине является буддизм, по отношению к мужчине – христианство. Самой недемократичной религией по отношению к женщине является ислам, по отношению к мужчине – христианство.
Анализ полученных данных
№ВопросВариант ответаВсего Женщины Мужчины%%%1Являетесь ли Вы верующим человеком? Да85%84,685,7%Нет15%15,414,3%2Как Вы считаете, имеет ли место дискриминация по полу с точки зрения религии?Да65%76,943%Нет35%2357%3Кто в большей степени подвергается дискриминации по полу в религиозной традиции?Мужчина000Женщина65%69,257,1%Имеют равные права35%30,742,8%4Как вы считаете, определяются ли отношения между мужчинами и женщинами в повседневн. жизни религиозными традициями?Да 65%76,942,8%Нет35%2357,1%5В каких сферах жизни это проявляется в большей степени? Семья80%76,985,7%Священослу-жительство40%30,756%Религиозная обрядность50%46,149%Выбор профессии и работа30%38,414,3%Правила этикета30%23,0841,3%Сфера управления30%30,728,5%Образование35%30,744,8%Проведение досуга35%38,425,1%6По Вашему мнению, имеет ли место дискриминация по полу в сфере священнослужительства?Да35%3143,6%Нет15%15,415,7%Затрудняюсь ответить50%53,840,7%
. Какая религия, по Вашему мнению, является более и менее демократичной в отношении женщин и мужчин (из трех представленных)?
Всего (%):
В отношении мужчинРелигияВ отношении женщинДемократичнаНедемократичнаДемократичнаНедемократична65%9,7%Ислам15,3%75%68%14%Буддизм43%33%17%6%Христианство74%19%
С точки зрения женщин (%):
В отношении мужчинРелигияВ отношении женщинДемократичнаНедемократичнаДемократичнаНедемократична69,2%7,7%Ислам084,6%61,5%15,4%Буддизм53,9%15,6%46,2%7%Христианство58,7%23%
С точки зрения мужчин (%):
В отношении мужчинРелигияВ отношении женщинДемократичнаНедемократичнаДемократичнаНедемократична57,1%14,3%Ислам42,6%58,1%38,4%0Буддизм11,6%54,3%97,5%0Христианство94,2%28,7%
Интерпретация гипотез
1. Следует сказать, что около 85% опрошенных считают себя верующими, из них 84,6% – женщины, и 85,7% – мужчины. Данное равенство опровергает гипотезу, поскольку и мужчины, и женщины в равной доле отметили, что они являются верующими, причем это составляет подавляющее большинство.
. Данная гипотеза подтвердилась. Наличие дискриминации среди женщин отметили примерно 65% опрошенных, а среди мужчин – 0%. Также значительна доля тех, кто говорит о равенстве мужчин и женщин (примерно 35%.)
. По степени влияния религиозных традиций на различные сферы жизни согласно проведенному исследованию распределим следующим образом: семья (80%), религиозная обрядность (50%), священнослужитель-ство (40%), образование и проведение досуга (по 35%), профессия и работа, этикет, сфера управления (по 30%). Можно говорить о том, что гипотеза почти подтвердилась – респонденты на первый план выставили именно семью, религиозную обрядность.
4. Согласно данной гипотезе необходимо было выяснить степень лояльности религий по полу. Итак, с точки зрения опрошенных, самой демократичной религией по отношению к женщине является христианство (74%), по отношению к мужчине – буддизм (68%). Самой недемократичной религией по отношению к женщине является ислам (75%). Гипотеза частично подтвердилась.
Рассмотрев данную проблематику можно прийти к выводу о том, что в принципе практически все религиозные системы мира уделяют внимание теме гендера как одной из основополагающих, ведь мир состоит из мужчин и женщин, и от того, каковы их роли, зависит очень многое.
Издавна в религии женщине отводилась роль хозяйки, хранительницы домашнего очага, матери, верной и любящей жены. Данный образ стал доминирующим в религиях. Мужчине же отводилась иная роль, более привилегированная, фактически главенствующая над женщиной. И наверное проблема не в распределении семейных обязанностей – домохозяйка-кормилец – а в том, что именно эти роли, непротиворечащие друг другу, а наоборот, гармонизирующие отношения, становятся камнем преткновения. Складываются нелепые стереотипы об интеллектуальных, физических и прочих недостатках женщин по сравнению с мужчинами. Быть домохозяйкой считается проявлением слабости, а роль кормильца – это независимость, сила. Во многом эти стереотипы пришли к нам из религиозной традиции. И задача любого цивилизованного общества уважать каждого человека, будь то мужчина или женщина, считать равноправным, что отнюдь не мешает быть верующим.
Список используемой литературы
1.www.upelsinka.ru Сб. научных трудов: социально-психологические проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. Н.Новгород, МГЭИ (Нижего-родский филиал), 2002, 255 с.
.Этнические стереотипы мужского и женского поведения: сборник статей. – СПб., "Наука", 1991. С 56-74.
.Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии VII-XVI века. – М., «Искусство», 1980, С. 64.
4.www.upelsinka.ru Свящ. И.Г. Вениаминов. Религия и христианство в Японии. СПб., 1905. – 61 с.
.www.geocities.com <http://www.geocities.com> Перевод с английского: Ярослав Морозов.
6.www.upelsinka.ru Индийская жена: исследования, эссе. – М., "Восточная литература", 1996. С. 89-94
7.Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001. С.77-78.
8.www.upelsinka.ru Женщина в Исламе.
.Ислам – религия истины <http://woman.upelsinka.com/history/%3Cfont%20face=%22Arial,%20Helvetica,%20sans-serif%22%20size=%222%22%3Ehttp:/www.islam.boom.ru/subs/index.html%20>, – 2001, – № 27
10.www.cehd.ewu.edu Перевод с английского: Ярослав Морозов
Оригинальный текст: Ксенофонтова А. 11.Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. В 2-х тт. – М., 1999. С. 293-298.