- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 30,76 Кб
Героизм в поэмах Гомера
Оглавление
Введение
Глава 1. Героизм в античной мифологии
1.1 История героизма у древних греков
1.2 Герои Троянского цикла мифов
Глава 2. Герои гомеровского эпоса
2.1 Судьба героев Троянской войны
2.2 Главные герой гомеровского эпоса
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" были созданы в первой трети I тысячелетия до н.э. в той области древней Греции, которая носила название Ионии. Составителей этих поэм было, вероятно, очень много, но художественное единство поэм предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в памяти всей античности и всей последующей культуры под именем слепого и мудрого певца Гомера.
Если поставить вопрос об эволюции героического сказания, то мы едва ли ошибемся, если скажем, что это сказание коренится в культе героя, подобно тому как сам культ развивается из заупокойных плачей над мертвым, но еще не погребенным героем и во время его погребения. Культ героя вовсе не единственная и последняя причина возникновения героической песни, но как основа для героического эпоса он имеет безусловно огромное значение. Смерть героя всегда переживалась как событие большой важности; и погребение героя обставлялось всегда максимально торжественно. Наилучшим примером такого погребения является погребение Патрокла, которое сопровождается грандиозными атлетическими состязаниями в честь героя. Но и мусические состязания при погребении героя, хоровые и сольные, отнюдь не редкость. Погребение большого героя и даже простого смертного обычно сопровождалось у всех народов плачами и причитаниями, которые исполнялись иной раз даже и профессиональными плакальщиками и плакальщицами. Наиболее ранний пример плачей в греческой литературе – плачи по Гектору в "Илиаде". Троянский герой Гектор говорит о могильном холме героя и его воспевании в потомстве.
Гибель Трои, кроме "Одиссеи" Гомера, стала темой произведений многих древнегреческих поэтов, так называемых кикликов, или цикликов (от слова "цикл" или "круг" разумеется, поэтический). Назовем к примеру поэмы "Разрушение Илиона" и "Возвращение", которые до нашего времени не сохранились. Тысячу с лишним лет спустя после Троянской войны этими материалами воспользовался прославленный римский поэт эпохи Августа – Вергилий Марон. В своей знаменитой поэме "Энеида" он излагает в 12 песнях все превратности странствий Энея, во многом подражая Гомеру и порой достигая, особенно в описаниях лирических сцен, большой поэтической силы. При всем том "Энеида" не мифологический подлинник, не создание народного поэтического творчества. В ней много современных Вергилию не греческих, а римских мотивов и интонаций.
Целью работы является рассмотрение героизма гомеровского эпоса. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи курсовой работы:
.Дать понятие героизма в античной мифологии.
2.Охарактеризовать героев троянского цикла.
.Дать характеристику главного героя Ахилла.
В настоящей работе для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
) сравнительно-исторический;
) структурно-типологический:
а) контекстологический анализ-интерпретация художественного текста, в процессе которого выявляются принципы построения образов героев в гомеровских поэмах, их взаимовлияние и функции;
б) сопоставительный анализ – в данной работе производится сравнение поэм Гомера с другими произведениями "гомеровского цикла": сравнение сквозных образов, символов, деталей для выявления творческой эволюции автора в осмыслении темы и определении сходных принципов актуализации эстетической многоплановости.
героизм гомер мифология античная
Глава 1. Героизм в античной мифологии
1.1 История героизма у древних греков
Герой (hēros) в древнегреческой мифологии – сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин или благородный человек, имеющий славных предков. Гесиод впервые называет род "героев", созданный Зевсом, "полубогами" (hemitheoi). Лексикограф Гесихий Александрийский (VI в. н.э.) разъясняет: "герой: мощный, сильный, благородный, значительный". Современные этимологи не дают единого толкования этого слова, выделяя в нем функцию защиты, покровительства (корень *ser – вариант *swer – *wer-; ср. servāre, а также сближение с именем богини Геры – Нēга).
История героизма, как известно, относится к классическому, или олимпийскому, периоду древнегреческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет – середина II тыс.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-Земли, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных людей. Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Гесиод "Теогония" 240-1022; Аполлоний Родосский "Аргонавтика" I 23 – 233). Иной раз, правда, герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на его поиски, совершая по пути подвиги.
Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, закон вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Поэтому он наделяется обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями. Однако герой лишен бессмертия, остающегося божественной привилегией. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченностью смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. До нас дошли мифы о попытке богов сделать героев бессмертными. Так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией, или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет в огне их сына Демофонта. И в том и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей – отец Ахилла, Метанира – мать Демофонта). Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и Корониды, пытавшийся воскрешать людей, был поражен молнией Зевса (Аполлодор "Библиотека" III 10,3 – 4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дающие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Аполлодор "Библиотека" II 5,11). Так же безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни свою жену Эвридику (Аполлодор "Библиотека" I 3,2).
Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига и славой среди потомков. Личность героя большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. В связи с этим в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудов. Герой часто гоним враждебным божеством, например Геракла преследует Гера (Аполлодор "Библиотека" II 4,8), и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество. Так, Геракл подчинен царю Еврисфею, Ясон зависит от царя Пелия, оба они близкие родичи героев, несправедливо захватившие власть. Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение героев. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами, чтобы через тринадцать поколений появился от брака Зевса и Алкмены Геракл (Эсхил "Прометей прикованный" 774), среди предков которого уже были Данай, Персей, Алкей и другие сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, например, как тот же Геракл.
Можно наметить разные типы героев, сложившиеся исторически. Более ранний героизм связан с подвигами героя, физически уничтожающего чудовищ. Такова борьба Персея с Горгоной, Беллерофонта с Химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (то есть со смертью), которого он ранит (Аполлодор "Библиотека" II 7,3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, с их культурными функциями, как, например, у искусного мастера Дедала или строителей фиванских стен Зета и Амфиона. Среди героев – певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные странствующие герои (Одиссей), установители законодательства (Тесей).
Независимо от рода героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследует Одиссея вопреки мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены) .
Герой зачастую испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла, см. Софокл "Трахинянки", Сенека "Геракл Этейский"), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиацинт, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе и получает в жены богиню Гебу (Гесиод "Теогония" 950 – 955). Однако, по другой версии, на Олимпе находится сам Геракл, а тень его скитается в Аиде (Гомер "Одиссея" XI 601 – 604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев.
Такая же двойственность в судьбе Ахилла: он гибнет под Троей, но затем оказывается на острове Левке (аналог Островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Павсаний "Описание Эллады" III 1,11 – 13) или даже с Медеей в Елисейских полях (Аполлоний Родосский "Аргонавтика" IV 811 – 814). На острове Левке находились после смерти также оба Аякса, Патрокл и Антилох (Павсаний "Описание Эллады" III 19,13). Большая определенность у таких героев, как Менелай, который, будучи зятем Зевса, не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Гомер "Одиссея" IV 561 – 563). Гесиод же считает обязательным для большинства героев переселение на Острова блаженных ("Труды и дни" 167 – 173). Асклепий, сын Аполлона, убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона.
Единственный полубог, то есть герой, сын Зевса и Семелы, Дионис, становится еще при жизни божеством (см. "Вакханки" Еврипида), но и эта его божественность подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея, архаической ипостаси Диониса, сына Зевса и богини Персефоны (Нонн VI 155 – 388). В песне Элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису-герою. Таким образом, Геракл явился образцом для представления о герое-боге (Пиндар "Немейские оды" III, 22), а Дионис считался героем среди богов.
Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героизма вообще. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе герои конца классического олимпийского периода мифологии, соответствующего упадку микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов, или Танталидов (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Агамемнон, Эгисф, Орест), над родом Кадмидов (дети и внуки Кадма – Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов (Амфиарий и его сын Алкмеон). Создаются также мифы о гибели всего героического рода людей. Таковы мифы о войне семерых вождей против Фив и о Троянской войне. Гесиод рассматривает их как войны, где герои истребили друг друга ("Труды и дни" 156 – 165). Итак, конец II тысячелетия можно рассматривать как конец всего героизма.
В постдорийский период, период после нашествия дорийцев, то есть в начале I тысячелетия до н.э., большое распространение получает культ умерших героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато хорошо известный по микенским царским захоронениям. В культе героев сказалась идея божественного вознаграждения их после смерти, продолжение их заступничества и покровительства людям. На могилах героев приносили жертвы, желая отвратить несчастье (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (например, Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода – "Труды и дни" 654 – 657). Плачи, или френы, по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. "славные деяния мужей", которые поет Ахилл, – Гомер "Илиада" IX, 189). Общегреческий герой Геракл считался установителем Немейских игр (ср. Пиндар "Немейские оды" I). Ему приносили жертвы в разных храмах – в одних как бессмертному олимпийцу, в других как герою (Геродот II, 44). Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например Зевса (ср. Зевс – Агамемнон, Зевс – Амфиарай, Зевс – Трофоний, Посейдон – Эрехфей) На месте исчезновения Трофония вопрошали оракула (Павсаний "Описание Эллады" IX 39,5).
Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре).
В VII – VI вв. до н.э. с развитием культа Диониса некоторые древние герои, эпонимы городов, вынуждены были уступить торжества в их честь Дионису (при тиране Клисфене в Сикионе почитание Адраста сменилось почитанием Диониса – Геродот V, 67).
В Греции мифологический героизм перешел начиная с VII в. до н.э., с эпохи формирования городов-государств, в стадию религиозно-культового героизма, освященного полисными установлениями и игравшего политическую роль Герой оказывался защитником полиса, мыслился посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богами. Останки древних героев переносили в города, как это было в 475 г. до н.э. с прославлением Тесея в Афинах, куда перенесли его прах с острова Скироса (Плутарх, Тесей 36). Отсюда – жертвы героям, павшим в битвах, например, в греко-персидской войне при Платеях (Плутарх, Аристид 21) Отсюда же обожествление после смерти и причисление к лику героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал героем по имени Дексион). Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы (Брасид после битвы при Амфиполе – Фукидид V 11,1). В культе героев сказалось древнее почитание мифологических героев, которые стали восприниматься потомками как предки – покровители семьи, рода и полиса.
1.2 Герои Троянского цикла мифов
В изумительно богатой и разнообразной по содержанию древнегреческой мифологии, наполненной деяниями богов и героев, Троянская война занимает особое и, пожалуй, все-таки главное место. Но это вовсе не значит, что перед нами законченное и вполне самостоятельное мифологическое целое, оно сложилось из многих как предшествующих (по времени создания), так и последующих мифов, в истоках которых, несомненно, были реальные впечатления военных троянских событий, постепенно обраставшие народной фантазией. Троянский мифологический цикл в конечном счете – это явление античной культуры, в создании которого принимали участие как очевидцы осады и гибели Трои, так и вдохновенные народные певцы последующих столетий. Поэтому в Троянском цикле нет абсолютной внутренней цельности и совершенной гармонии в согласованности отдельных частных мифов. Такого и быть не могло. Но вместе с тем Троянский цикл мифов един как создание самобытного необыкновенно плодотворного духа древнегреческого народа и в этом смысле явление национальное.
В Троянском мифологическом цикле заключены воспоминания о более ранних циклах, известных народным певцам до Гомера. Таковы, например, предания о походе аргонавтов, о войне "Семи против Фив". Это значит, что Троянский цикл впитал в себя огромное богатство более раннего мифологического материала, целиком заимствованного из народного песенного творчества, объединив его со сказаниями о самой Троянской войне в едином эпическом синтезе.
Гомер, как легендарный или исторический, но и в том и другом случае подлинный создатель поэм "Илиада" и "Одиссея", в нашем сознании как бы сливается с самой Троянской войной. Но если брать античную литературу целиком, то с Троянской войной были связаны произведения и других, более поздних древнегреческих поэтов, а также римских поэтов, особенно Вергилия, без "Энеиды" которого также не обойтись современному читателю.
Начнем с самого краткого изложения мифологии Троянской войны.
На побережье Геллеспонта (нынешний пролив Дарданеллы) в глубокой древности существовало царство, правителем которого был царь Трос, основавший столицу – Трою. Родоначальник династии троянских царей Дардан был сыном самого верховного бога – Зевса, поэтому все его потомки назывались дарданцами или дарданидами. Внук Троса царь Лаомедон пользовался особым покровительством богов, при нем Троя достигла особого величия. В сооружении ее крепостных стен принимал участие сам владыка морей, (брат Зевса) Посейдон. Внуком Лаомедона был царь Приам, при котором Троя, называвшаяся также Илионом, достигла высшего расцвета, стала центром небольшого, но могущественного царства и уже к старости Приама – центром Троянской войны.
Перед появлением на свет второго сына Приама мать младенца, царица Гекуба, увидела во сне гибнущую от пожара Трою, после чего родившийся вскоре мальчик Парис, он же Александр, был унесен в горы Иды и предоставлен собственной участи. Медведица вскормила малютку, а местные пастухи воспитали мальчика. Став взрослым, красавец Парис женился на нимфе Эноне и жил с ней долго и счастливо, продолжая пасти свод стада.
В это или близкое к нему время в мире богов, живших преимущественно на горе Олимп, разнеслась весть о необыкновенной прелести морской богини Фетиды (часто пишут Тетис), сближения с ней стали искать Зевс и Посейдон. Впрочем, они воздержались от решительных шагов, поскольку, по предсказанию, рожденный Фетидой сын станет могущественнее отца. Фетида по воле богов была выдана замуж за нелюбимого ею смертного – представителя царского рода Пелея. На их свадьбу были приглашены все боги, за исключением единственной нежеланной богини раздора Эриды. Эта богиня и подбросила в пиршественную залу яблоко с надписью "Прекраснейшей" – знаменитое "яблоко раздора". Никому не пришло в голову отдать это яблоко невесте, все богини оказались настоящими тщеславными женщинами, и между главными богинями Герой, Афиной и Афродитой возник спор: кто прекраснейшая? За решением спора все три богини отправились в Троаду к самому красивому мужчине – Парису. Каждая богиня обещала Парису свои дары, но он признал прекраснейшей Афродиту, обещавшую ему красивейшую в мире женщину. Как богиня любви и красоты Афродита приняла яблоко как само собой разумеющееся, а равно обиженные Гера и Афина объединились в своем гневе и на Париса, и на его народ. Затем они стали делать все, чтобы отомстить троянцам за поражение па "конкурсе красоты".
Царевич Парис, уже давно признанный сын царя Приама, отыскал эту красивейшую женщину – Елену, жену спартанского царя Менелая из династии Атридов – потомков Атрея. По названию народа, к которому принадлежал Менелай, аргивян, прекрасная Елена вошла в мировую литературу как Елена Аргивская. Сама же она была, как и ее сестра Клитемнестра, дочерью Зевса. С помощью Афродиты и в отсутствие царя Менелая Парис добился согласия Елены и тайно увез ее в Трою, захватив немало сокровищ. Так Елена становится жертвой обольщения, она вызывает сочувствие, Парис же отныне и навеки выступает как женолюбец и обольститель, вызывая осуждение даже собственного старшего брата – Гектора.
Оскорбленный Менелай принимает меры. Но до войны еще далеко. Вместе со своим могущественным братом, царем Микен и мужем сестры Елены – Клитемнестры, Агамемноном Менелай объехал все главные города-царства тогдашней Греции, уговаривая их владык общими силами отомстить Парису, вернуть Елену в Спарту и уж, конечно, разграбить и разрушить Трою. Уговоры и подготовка длились десять лет. Наконец, огромная армия ахейцев, называемых Гомером также аргивянами и данайцами, около 100 тысяч воинов, более чем на тысяче кораблей явилась под стены Трои.
В войне против Трои участвовали самые могущественные и прославленные цари и герои Греции. Правда, среди них не было знаменитейших Геракла, Персея, Тезея, Язона, Беллерофонта, подвиги и имена которых приводятся у Гомера. Первый из них, Геракл, получил бессмертие и стал одним из олимпийских богов, остальные умерли в своих владениях еще до похищения Елены.
Среди героев и вождей, приведших свои корабли к Трое, на первом плане стоят братья Агамемнон и Менелай, о которых мы уже говорили. Агамемнон, приведший самое многочисленное войско, стал верховным главнокомандующим. Ему был обязан подчиняться и знаменитейший герой греческих мифов Ахиллес, сын Пелея и богини Фетиды, тех самых, на свадьбе которых богиня раздора подбросила свое яблоко. Ахиллес был царем мирмидонян, он превосходил всех силой, храбростью, красотой.
Одиссей, царь Итаки, в "деловом" отношении занимал в ахейском войске первое место как дипломат, ловкач, организатор, тактик, советчик, ему придается эпитет "хитроумный", он станет главным виновником гибели Трои.
Аякс (или Аянт), сын Теламонов, владыка Саламина, по храбрости, мощи и воинскому искусству в целом уступал только Ахиллесу.
Другой Аякс, Оилеев сын, предводитель ловкров, "копьеметец отличный меж эллинов всех и данаев", превосходит всех других быстротой бега.
Диомед, сын Тидея, властитель Тиринфа и других городов, выступает в троянской мифологии как "знаменитый воитель", уступающий только Ахиллесу и Аяксу Теламониду. Он дерзает сражаться даже с богами.
Царь Пилоса Нестор, сын Нелея, – старец, пользующийся всеобщим уважением за мудрость, многоопытность, к советам которого все прислушиваются. На Тройскую войну он отправился потому, что его сын Антилох был одним из женихов Елены. Он же склонил к участию в осаде Трои Ахиллеса и его ближайшего друга Патрокла.
Идоменей, царь Крита и предводитель критян, "знаменитый копейщик", в прошлом также один из женихов Елены. Всех претендентов руки прекраснейшей Елены в греческих мифах числилось до восьмидесяти.
Назовем еще Филоктета, сына Пойанта, которому сам Геракл некогда подарил свой лук и отравленные, не дающие промаха стрелы. Укушенный змеей на пути в Трою, он остался в тяжких страданиях на острове Лемнос, пока, в самом конце Троянской войны, не был привезен на место осады. Он стал убийцей Париса.
Множество других имен знатных и знаменитых вождей, воевавших на стороне ахейцев, названо в гомеровском эпосе, но они второстепенны.
Со стороны осажденных в своей крепости троянцев на первом месте стоит старший сын царя Приама, Гектор, бесстрашный воин, силач, опытный вождь, отмеченный также благородством и добродетелями семьянина. Его эпитеты у Гомера – "великий", "шлемоблещущий". Фигура, пожалуй, в "Илиаде" самая трагическая. Неповинный в похищении Елены, он вынужден стать во главе защитников Трои, совершает военные подвиги, но гибнет от коварства богов, убитый Ахиллесом. По месту, отведенному ему в гомеровском эпосе, стоит в одном ряду с Ахиллесом и Одиссеем.
Осада Трои длилась безуспешно девять лет, стоила жизни многим героям с обеих сторон. Несмотря на численное превосходство троянцев ахейцами – в десять раз – взять Трою не удавалось. На стороне Трои выступили ее союзники, населявшие приморские берега современной Малой Азии. Из местных союзников троянцев в битвах на их стороне принял участие второй по значению после Гектора, также дарданец по происхождению, Эней, сын царского сына Анхиза и богини Афродиты. Вначале войны Эней не принимал в ней участия, но затем вынужден был стать на сторону троян, так как Ахиллес стал разорять его земли.
Частные мифические события Троянской войны описаны Гомером только для короткого, около сорока дней, промежутка времени на десятом году осады. Если взять эти события как таковые, они еще не предвещают трагической гибели Трои, хотя о ней говорят и люди и боги. Гибель Трои предрешена, это воля Рока. А пока Ахиллес жестоко ссорится с Агамемноном из-за пленницы, дочери жреца Аполлона Хриза, ранее доставшейся Агамемнону и удерживаемой им в неволе. Отец ее, Хриз, взмолился Аполлону, и тот в знак требования освободить из плела дочь жреца "язву на воинство злую навел, погибали народы.". Вынужденный возвратить отцу свою пленницу, Агамемнон потребовал взамен отнять для себя пленницу Бризеиду у поспорившего с ним Ахиллеса. Отсюда знаменитый первый стих "Илиады":
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына.
Ссора закончилась поначалу тем, что Ахиллес, отдав Бризеиду Агамемнону, отказался участвовать в войне, чем сразу ослабил сторону ахейцев. После ряда эпизодов, заключавшихся в попытках ахейцев и троянцев прекратить войну вообще и в устроенных для этой цели поединках между Менелаем и Парисом, а также между Гектором и Аяксом, после заключения затем временного перемирия боги Олимпа организуют провокацию (покушение на жизнь Менелая, самого заинтересованного лица во всей ведущейся войне) и бои возобновляются с новой силой.
Таким образом, можно заметить, что люди изображаются в эпосе особым стилем: они понимаются как носители всех общих свойств эпоса. Человек оказывается героем потому, что он лишен мелких эгоистических черт, но всегда является и внутренне и внешне связанным с общенародной жизнью и общенародным делом. Он может быть победителем или побежденным, сильным или бессильным, он может любить или ненавидеть – словом, обладать разнообразными свойствами человеческой личности, но все это при одном условии: он должен быть обязательно по самому своему существу в единстве с общенародной и общеплеменной жизнью. Эпический герой вовсе не тот, кто лишен свойственной ему лично психологии. Но эта психология в основе своей должна быть у него общенародной. Это и делает его героем монументального эпоса.
Глава 2. Герои гомеровского эпоса
2.1 Судьба героев Троянской войны
Покажем, как развивается судьба героев Троянской войны.
Глубоко оскорбленный, да еще и ограбленный Парисом, Менелай двадцать лет старается возвратить Елену в свой дом, а когда Елена освобождается в горящей Трое, то оказывается, что им предстоят еще долгие странствования в Египет и Эфиопию. Но в общем жизнь Елены и Менелая заканчивается благополучно.
О судьбе Ахиллеса мы уже кое-что знаем. Он пал под Троей почти накануне ее взятая. Мы будем еще возвращаться к нему, как к главному герою "Илиады", точно так же как и к его главному "супротивнику" – троянцу Гектору.
Аякс Теламонид, самый мощный и грозный в стане ахейцев после Ахиллеса, вместе с Одиссеем был претендентом на доспехи убитого Ахиллеса. После того как друг Ахиллеса Патрокл в доспехах Ахиллеса бросился отбивать суда у троянцев и погиб, а все его вооружение досталось Гектору, Фетида уговорила "олимпийского кузнеца" Гефеста выковать своему сыну новые доспехи, ставшие чудом искусства и совершенства защиты. Однако после гибели Трои доспехи достались не Аяксу, а хитроумному Одиссею. Гнев и ярость Аякса были столь велики, что рассудок его помрачился, и в конце концов он покончил жизнь самоубийством – закололся собственным мечом.
Другой Аякс (младший), воевавший под Троей и уступавший в беге только Ахиллесу, сын Оилеев, кончил также плохо. За свою гордость и высокомерие он поплатился уже по возвращении из Трои: корабль его разбился о прибрежные скалы, а сам Аякс утонул. В послегомеровых сказаниях говорилось, что при разгроме Трои он первым обнаружил Кассандру, искавшую защиты в храме Афины, увлек ее в лагерь ахейцев, где ее отнял у него Агамемнон.
Одиссей, сын Лаэрта, как мы увидели, один из самых знаменитых греческих героев, "странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен", претерпел много бед, гонимый гневом Посейдона, но при этом и неизменно пользовавшийся расположением и покровительством богини Афины. Богиня не забыла о "яблоке раздора", испытывала ненависть ко всему троянскому, благоволила Одиссею и за то, что овладением Троей хитростью ахейцы были обязаны ему прежде всего. Одиссей, странствуя, как это подробно рассказано в Гомеровой "Одиссее", испытал много лишений. Наконец, с помощью той же Афины, добравшись до своей родной Итаки, он нашел в ней полное неустройство. Его жену, Пенелопу, ставшую в мировой литературе символом женской преданности и верности, осаждали женихи, считавшие, что Одиссей не вернется. Ведь прошло около 20 лет со дня его отъезда. В "Одиссее" все кончается для героя благополучно, хотя есть предсказание, что ему снова придется долго странствовать, прежде чем наступит для него мирная старость в Итаке. Как видим, падение Трои стоило недешево и хитроумному Одиссею.
Диомед, царь Аргоса, благополучно добрался до родины, но, узнав, что жена ему изменила, должен был бежать и затем, странствуя далеко от Аргоса, оказался наконец в Италии. Но это миф более позднего происхождения.
Эней – сын Анхиза и один из потомков основателя рода троянских царей – Дардана. Властитель одноименного города в Троаде, выступил как союзник троянцев. Ею мать, богиня Афродита, принимает самое близкое участие в судьбе сына. В разговоре с Энеем сам бог Аполлон замечает, что он родовитее Ахиллеса, рожденного простой богиней. В "Илиаде" говорится, что Энею предназначено судьбой стать троянским царем, но вместе с тем неоднократно упоминается об обреченности на разрушение самой Трои. Выход из этого противоречия был найден в позднейшем сказании: при гибели Трои Эней с помощью Афродиты спасается от ахейцев вместе со слепым отцом, Анхизом, сыном Асканием и частью дружины. Им удается бежать на корабле и после долгих странствий добраться до Италии, а Эней становится основателем Рима.
Наконец, о главном виновнике Троянской войны – Парисе. Раненный до взятия Трои отравленной стрелой Филоктета, он обратился за помощью к своей первой жене – нимфе Эноне. Нимфа отказала. Парис умер, но и Энона не смогла его пережить.
Таковы послевоенные судьбы главных героев Троянской войны. С каждым случилось то, что должно было случиться по воле Рока и в большинстве случаев заранее предвиделось.
Каков же итог всей Троянской войны в мифологическом ее освещении? Троя погибла безвозвратно, погибли и все троянцы (за исключением Энея и немногих его людей), разграблена вся Троада. Победители из числа оставшихся в живых перессорились по разным причинам и разъехались, но благополучно вернулись на родину из главных героев совсем немногие: Нестор, Филоктет, Неоптолем, Идоменей, Менелай. Самая страшная участь постигла главнокомандующего ахейской армией Агамемнона, зарезанного сразу по прибытии на родину, "как бык при яслях". По возвращении из Трои погибла масса простых воинов, потонуло вместе с кораблями победителей множество награбленных в Трое "корыстей", рабынь. Самые знаменитые, самые смелые и могущественные герои Ахиллес и Гектор, а также Патрокл и Парис погибли еще до взятия Трои. Как видим, неприглядная картина.
2.2 Главные герой гомеровского эпоса
Можно ли говорить о характерах героев Гомера? Можно ли вообще как-то судить о характерах персонажей народного эпоса, испытавших, по всей видимости, неоднократную отделку и переделку и обычно наделенных качествами, возвышающими их над обычными людьми? У Гомера эта преувеличенность различных достоинств его героев особенно и постоянно подчеркивается. "Божественный", "богоподобный", "богоравный" – эпитеты не только героев, но и второстепенных, впрочем, всегда положительных персонажей. Вспомним для примера "богоравного свинопаса Эвмея" из "Одиссеи". И все же заведомо "героический" тон и стиль народного эпоса не затушевывают, а порой даже подчеркивают личные черты действующих лиц. На самом деле, если взять наши былины, разве Илья Муромец не характер? Не находим ли мы то же самое в финское эпосе "Калевала" и в эпических поэмах другая народов?
Интересно противопоставить характеры двух главных героев "Илиады" – Ахиллеса и Гектора, что было сделано, конечно, самим Гомером, но не излишни и комментарии.древнегреческой мифологии Ахиллес – один на самых популярных и прославленных героев Троянского цикла. Его жизнь и подвиги воспеты, изменены или дополнены позднейшими греческими поэтами. Напротив, имя Гектора в греческой мифологии связано только или почти только с "Илиадой". Даже в "Одиссее" Гектор, по существу, забыт.
Но сравним грека-фессалийца Ахиллеса и троянца Гектора по их месту в "Илиаде" и вообще в Троянской войне. Первый не был замешан в событиях, ставших причиной этой войны, но принял в ней самое деятельное участие и был убит до взятия Трои, в то время, когда ахейцы еще не добились никаких военных успехов.
Гектор также не имел никакого личного отношения к причинам, породившим Троянскую войну, но как сильнейший и храбрейший воин Трои и как старший сын царя Приама должен был стать во главе обороны родного города, с честью сражался с ахейцами и был убит Ахиллесом незадолго до взятия Трои, еще некоторое время остававшейся неприступной.
Итак, оба героя вступили в Троянскую войну с самого ее начала, но Гектор – вынужденно, а Ахиллес – поддавшись уговорам организаторов Троянской войны. Оба погибли до взятия Трои. Оба – ярые участники Троянской войны – не имели отношения к ее исходу. Нельзя, таким образом, не отметить сходство их судеб и тот факт, что картины войны на десятом году осады Трои в поэме Гомера составили лишь общий фон для последних дней обоих героев.
В самой "Илиаде" о прошлом Ахиллеса сказано сравнительно мало. Сын смертного Пелея и морской богини Фетиды, родившийся в Фессалии, царь мирмидонян, пользующийся особым покровительством богов, избравший вместо долгой счастливой мирной жизни жизнь короткую, но полную подвигов и воинской славы. В до и послегомеровских сказаниях его детство изображается по-разному. Наиболее популярна версия о том, что богиня Фетида выкупала маленького сына в водах Стикса, реки подземного мира, что сделало его неуязвимым в будущих боях. При этом мать держала ребенка за пятку, и она-то и стала единственным уязвимым местом на теле Ахиллеса. Уже в конце осады Трои стрела Париса, направленная Аполлоном в пятку героя, сразила его на месте. Отсюда выражение "ахиллесова пята" – слабое, уязвимое место.
Мальчик Ахиллес вырос на попечении воспитателя Феникса и мудрого кентавра Хирона. Когда по Греции разнесся призыв к походу против Трои, Фетида, знавшая, что участие в этом походе ее сына кончится безвременной его гибелью, пыталась скрыть Ахиллеса на острове Скирос, где он, одетый в женское платье, жил среди дочерей царя Ликомеда. По одной версии к участию в Троянской войне его склонил Нестор, по другой – Одиссей, разложивший под видом торговца перед дочерьми Ликомеда среди женских украшений также боевое оружие, при виде которого Ахиллес выдал себя. Так он стал участником Троянской войны, возглавив войско мирмидонян, разместившееся на 50 кораблях.
"Илиада" говорит об Ахиллесе как о славнейшем герое Троянской войны, да и во всей греческой мифологии он представляется идеальным воином, не менее знаменитым, чем славнейшие и древнейшие герои – Геракл, Тезей, Язон и некоторые другие. В местах, мифологически связанных с жизнью и деяниями Ахиллеса, существовал его культ, совершались жертвоприношения. С восхищением относились к Ахиллесу создатели и слушатели послегомеровских поэм.
Гомер неоднократно подчеркивает, что Ахиллес в стане ахейцев превосходил всех силой и храбростью. Его постоянные эпитеты "благородный", "быстроногий". К нему особенно милостивы высшие богини греческого Пантеона – Гера и Афина, жена и дочь Зевса. Он единственный, кто решается спорить с главнокомандующим ахейцами Агамемноном, требующим себе красивейшую новую пленницу взамен бывшей в его владении пленницы, дочери жреца Хриза, которую необходимо вернуть отцу по требованию бога Аполлона. Именно гнев Ахиллеса по этому поводу послужил сюжетной основой для всей "Илиады". В разгаре спора Ахиллес намеревается даже убить Агамемнона. По Гомеру, справедливость на стороне Ахиллеса, так как он отвергает, а Агамемнон, как верховная власть, как "пастырь народов", напротив, требует пересмотра дележа уже давно захваченных военных трофеев, и прежде всего красивых пленниц. По воле богов Ахиллес смиряет несколько свой гнев, но отказывается от участия в дальнейшей осаде Трои, отдавая при этом свою пленницу Агамемнону (признание нерушимости воинских обычаев при разделе военной добычи). Оскорбленный, он более не принимает участия в боях под Троей, но и не возвращается к себе домой в Фессалию, о чем сам говорит в пылу ссоры, но не решается идти против воли богов. Во время самого спора с Агамемноном Ахиллес признается, что никаких обид от троянцев он не знал, мстить им ему не за что и воевать в Трою он прибыл, собственно, лишь "чести ища Менелаю". В дальнейшем мы узнаем из "Илиады", что гнев Ахиллеса чуть не стоил ахейцам полного разгрома и уничтожения троянцами их кораблей.
Уже античные критики "Илиады" отмечали, что в самой поэме гневу Ахиллеса уделено не столь много места, об этом пространно толковали позднейшие европейские ученые. Но если обратиться к тексту поэмы без всякой предвзятости, то хорошо видно, что из гнева Ахиллеса так или иначе следует временный успех троянцев, их переход от обороны к наступлению, угроза самому ахейскому лагерю, убийство Гектором друга Ахиллеса Патрокла, из-за чего Ахиллес в великом гневе и в новых доспехах, изготовленных по просьбе Фетиды за одну ночь богом Гефестом, возвращается к битве, убивает Гектора с помощью Афины у стен Трои. За этим следует умиротворение гнева Ахиллеса, выдача тела Гектора его отцу, Приаму, подробное описание похорон сначала Патрокла, а затем, в конце поэмы, Гектора. Таким образом, основной сюжетной линией "Илиады" от начала до конца действительно является гнев Ахиллеса, тесно связанные с ним события и следствия.
В образе гомеровского Ахиллеса мы видим идеал эллина героического периода, весьма далекий, например, от идеала средневекового рыцаря. Хотя "благородство" и составляет один из главнейших и постояннейших его эпитетов, но под ним подразумевается, по-видимому, только происхождение героя (мать – богиня), возвышающее его над простыми людьми. Эпитет "быстроногий" подчеркивает спортивные качества Ахиллеса, ценившиеся древними в отличие от наших дней прежде всего с военной точки зрения. Главное же в гомеровском Ахиллесе – его беспредельная храбрость, физическая сила и красота. Именно по этим "параметрам" с ним сравнивается Аякс Старший, лучший после Ахиллеса воин среди ахейцев. Любопытно, что нигде у Гомера не отмечается ум, мудрость Ахиллеса. Гомер молчаливо признает, что куда ему в этом отношении до Нестора или Одиссея. Явившись под Трою со своими мирмидонянами, в течение первых девяти лет Ахиллес, кажется, ничем не прославился, кроме набегов и разбоев по всей Троаде. Из "Илиады" можно понять, что подобное он замышлял и против пасшего свои стада на горах Иды дарданского царя Энея, чем побудил последнего к участию в войне на стороне троянцев. Из сетований Андромахи, жены Гектоpa, мы узнаем, что в это же время он добрался до царя Киликии и отца Андромахи Гетиона, убил его вместе со всеми сыновьями и разграбил город. О подобной работе "на стороне" во время осады Трои других ахейских вождей Гомер не сообщает. Так, по Гомеру, Ахиллеса возвышает над другими еще неуемная и ненасытная жажда войны, убийств, грабежа, насилия самих по себе. Недаром, желая отомстить Агамемнону отказом участвовать в осаде Трои, Ахиллес праздней сидел, но душою алкал он и брани и боя.
Так с предельной четкостью вырисовывается перед нами эллинский идеал мужа-воина – храброго, могучего, прекрасного телом и лицом, но и не знающего жалости, жестокого, корыстолюбивого.
Вспомним грандиозный мифический цикл о Геракле и его двепадцати подвигах. Этот величайший из героев греческой мифологии совершал убийства разных чудовищ и людей вынужденно, мотивированно. Ахиллес отправился воевать в Трою ради войны как таковой, ради убийств и грабежей. Сам Гомер не отрицает излишней жестокости и кровожадности главного своего героя, его чисто варварских замашек, его недостойных издевательств над умирающим Гектором и затем над его телом, его зверского убийства двенадцати ни в чем неповинных троянских юношей в честь похорон Патрокла. Сам Гомер, симпатии которого к ахейцам в отличие от троянцев нередко ясно просвечивают в торжественно-бесстрастной речи поэмы, отмечает, что "и на Гектора он недостойное дело замыслил.".
В то же время, зная о близком конце своей жизни, Ахиллес не боятся смерти, смело идет ей навстречу, а пока, пока. пользуется особой милостью богов, которые идут даже на то, что, будучи невидимыми, сражаются с ним рядом и обеспечивают ему в бою преимущества. Безгранично храбрый уже потому, что знает о своей неуязвимости до последнего, рокового часа, Ахиллес в своей "частной жизни" высоко ценит дружбу, неутешно оплакивает своего друга Патрокла, устраивает грандиозные похороны его тела и спортивные состязания в честь умершего, щедро вознаграждая победителей в разных видах игр. Его сердце способно смягчиться в разговоре с Приамом о выдаче поруганного им тела Гектора. Великодушный разбойник Ахиллес, можно сказать, предвосхищает многих подобных персонажей европейской литературы, но с той разницей, что в большинстве случаев и он, как и другие герои Гомеровых поэм, творил добрые дела, лишь уступая воле богов. Впрочем, и сами боги вмешивались в поступки и судьбы смертных героев, руководствуясь исключительно личными симпатиями и пристрастиями, а не "моральными принципами" и уступая только воле всемогущего Рока. Таким от начала до конца Троянской войны и во время последующих странствий Одиссея было поведение Геры и Афины, жестоко мстивших всему троянскому народу за непризнание их "прекраснейшими" единственным троянцем – Парисом.
Если судить по Гомеровым поэмам, греки героического периода не знали ни скромности, ни сентиментальности, а убийство оправдывалось одной "практической" целесообразностью, мародерство же на поле боя рассматривалось как доблесть.
Таков был и один из любимейших героев греческого эпоса, сын Пелея, Ахиллес. Его первым подвигом при походе против Трои было убийство одного из троадских царей – Кикна, препятствовавшего высадке ахейской армии на берег Геллеспонта и тем самым бывшего союзником Трои.
Существо последнего подвига Ахиллеса, судя по позднейшим сказаниям, то же самое. После убийства Гектора на помощь троянцам прибыли амазонки во главе со своей царицей Пентеселеей и сын владыки Эфиопии Мемнон. Тот и другая были убиты Ахиллесом. Как бы мы теперь сказали, "послужной список" героя отличался неизменностью избранного им пути и свидетельствовал о его высоком, хотя, с нашей точки зрения, и узком профессионализме. В дальнейшем за Ахиллесом не числилось ни одного подвига, совершенного с гуманной целью, чем прославились Геракл, Персей, Тезей. Варварски-разбойничья натура Ахиллеса во всем блеске проявилась в его скупой, короткой "биографии". Пожалуй, ни один из смертных героев греческой мифологии не пользовался таким покровительством богов, как Ахиллес. Не исключая и Геракла, на долю которого выпало столько непомерных трудов. Особой божественной мерой поощрения послужило, как помним, укрепление сил Ахиллеса перед его возвращением к битве едой и питьем небожителей, принесенными Афиной. И еще особое благоволение: после своей гибели он становится в подземном мире повелителем душ умерших, хотя, впрочем, душа самого Ахиллеса невысоко ценит эту привилегию.
Такое абсолютное превосходство Ахиллеса над всеми смертными на поле боя, к которому древние относились с восторгом и преклонением, в глазах современного читателя резко ослабляет человеческие, черты одного из любимейших героев древних греков. Оно несовместимо в наши дни даже с самим понятием героизма.
Как бы чувствуя глубокие противоречия в натуре Ахиллеса и предвидя возможность отрицательной реакции своих читателей, Гомер апеллирует к наивысшему авторитету – к самому Зевсу.
Эолийцы (северная группа древнегреческих племен, населявших Фессалию и Македонию), предпринявшие первую колонизацию северо-западной части Малой Азии и, следовательно, Троады, как полагают ученые, создали по мотивам своих завоеваний первую, догомеровскую редакцию "Илиады", их национальным (гораздо позднее – общегреческим) героем и стал Ахиллес – воин-завоеватель со всеми необходимыми для такой профессии качествами. Ввел ли Гомер в своей "Илиаде" что-то новое в его характеристику, мы не знаем и никогда не узнаем. И хотя в позднейшей и даже в новейшей литературе имя Ахиллеса означает имя одного из величайших героев древности, с современной точки зрения этому персонажу "Илиады" трудно сочувствовать. Но так, пожалуй, устроена вообще человеческая память, и не только личная, но и народная: хорошее помнится лучше и дольше, становясь в отдалении все лучезарнее, плохое, преступное, позорное меркнет, на него как бы набрасывается даже покров величия.
Таким образом, разрушение Трои было торжеством, триумфом греческого народа, создавшего для достижения этой цели огромный военный союз под единым командованием. Но вместе с тем в сознании древних греков сохранялась глубокая убежденность в изначальной и заранее предсказанной обреченности Трои и ее народа, так же как и убежденность в предначертанности судьбы каждого, кем бы он ни был – простым человеком, царем или героем. Сила Рока неумолима, будущее мрачно для всех. А значит, пользуйся настоящим, как сумеешь
Троянская война не принесла успеха ни той, ни другой стороне. Она обернулась трагедией, крахом, но порожденными не случайностями, а неисповедимыми путями судьбы. Судьба Трои, троянцев, ахейских героев была предсказана и неумолима. Большинству своих участников Троянская война принесла гибель или позор, изгнание.
Заключение
Почти все герои у Гомера сильны, красивы, благородны; они тоже "божественные", "богоравные" или по крайней мере ведут свое происхождение от богов. Стандартным, однако, это изображение героев у Гомера никак нельзя назвать. Оно часто весьма далеко от эпического трафарета, отличается большой пестротой и предвозвещает уже сложность позднейшей литературы.
Ахилл – это грозный герой гомеровского эпоса, уверенный в себе, преданный родине и народу. Однако часто забывают, что он чрезвычайно гневлив и груб, что он из-за какой-то пленницы оставляет поле сражения и изменяет своим соотечественникам; он упрям и несговорчив, хотя послы всячески его уговаривают; к боям он возвращается лишь потому, что стремится отомстить за своего друга; он беспощаден к Гектору и проповедует право сильного зверя, отказывая ему в исполнении его предсмертной мольбы, и с бессмысленной жестокостью и надругательством волочит его труп вокруг Трои в течение девяти дней.
Но вместе с тем Ахилл умеет благородно и снисходительно относиться к побежденному врагу и даже питать к нему гуманные чувства (как это прекрасно рассказывает XXIV песнь: по просьбе Приама он прекращает надругательство над трупом Гектора и (с почетом возвращает его отцу), он искренне любит Брисеиду, Патрокла и, прежде всего, свою мать и своего отца. Ахилл знает предопределение судьбы о своей близкой гибели, и тем не менее он не страшится; образ его исполнен трагической скорби.
Другой главный герой "Илиады" – Агамемнон – тоже не так прост, как его обычно представляли. Он деспотичен и даже бесчеловечен, жаден и труслив, но он от души скорбит по поводу поражения своего войска, сам бросается в бой и получает ранение, а, в конце концов, бесславно гибнет от руки собственной жены; но и ему не чужды нежные чувства.
Одиссей всем известен своим умом, хитростью, дипломатичностью, ораторским искусством и умением выйти из любого тяжелого положения. К этому, однако, нужно прибавить два свойства, которые хотя обычно и упоминаются в характеристиках Одиссея, но заслуживают гораздо большего внимания. Прежде всего, Одиссей очень предан интересам своей родины и не может о ней забыть в течение 20 лет. Нимфа Калипсо, сделавшая его своим мужем, предлагала ему роскошную жизнь и бессмертие, и все-таки он предпочел оставить ее и вернуться к себе на родину. Вторая черта, без которой Одиссей немыслим, – это его невероятная и бесчеловечная жестокость. Он перебивает женихов, наполняя весь дворец трупами, и вместе со своим сыном вешает неверных служанок с каким-то патологическим хладнокровием. Если к этому прибавить еще его постоянную храбрость, отважность как в мелких, так и в больших делах, бесстрашие перед смертью, его неистощимую терпеливость и вечные страдания, то нужно признать, что и этот гомеровский характер бесконечно далек от какого-нибудь скучного однообразия и полон самых глубоких противоречий.
Список использованной литературы
1.Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н. Гнедича. – М.: Худож. лит., 1978. – 534 с. – (Б-ка античной лит-ры).
2.Гомер. Одиссея / Пер. с древнегреч. В.А. Жуковского. – М.: Правда, 1984. – 320 с.
.Античная литература: Учеб. для студентов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А.А. Тахо-Годи и др.; Под ред. А.А. Тахо-Годи. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
.Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. – Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1978. – 395 с.
.Грейвс Р. Мифы Древней Греции: Пер. с англ. / Под ред. и послесл. А.А. Тахо-Годи. – М.: Прогресс, 1992. – 624 с.
.Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Подг. к изданию А.Г. Бокщанин. – Алма-Ата: Жалын, 1985. – 384 с.
.Лисовый И.А., Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь – справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. – 2-е изд. – Минск: Беларусь, 1997. – 253 с.
.Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М.: Учпедгиз, 1957. – 518 с.
.Лосев А.Ф. Гомер. – М.: Просвещение, 1960. – 285 с.
.Макушкина С. Ю.В.А. Жуковский и Гомер (Путь к эпосу): автореф. дис. … канд. филол. наук / С.Ю. Макушкина. – Томск, 2002. – 22 с.
.Мальчукова Т.Г. "Одиссея" Гомера и проблемы ее изучения: Уч. пос. по спецкурсу. – Петрозаводск, 1983. – 92 с.
.Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. – М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1962. – 127 с.
.Мелетинский Е.М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири // Проблемы сравнительной филологии: Сб. ст. к 70-летию В.М. Жирмунского. – М.; Л.: Наука, 1964. – С.426 – 443.
.Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. – М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963. – 317 с.
.Садыкова Н.К. К вопросу об эпическом синкретизме (на примере гомеровского glaucos) // Вестн. МГУ. Сер.9. Филология. – 1975. – № 1. – С.73 – 82.
.Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. – М.: Худож. лит-ра, 1976. – 319 с.
.Словарь античности: Пер. с нем. / Редкол.: В.И. Кузищин и др. – М.: Прогресс, 1989. – 704 с.
.Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989. – 304 с.
.Тахо-Годи А.А. Мифологическое происхождение поэтического языка "Илиады" Гомера // Античность и современность. – М.: Наука, 1972. – С. 194 – 215.
.Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. – 274 с.
.Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. – М.: Наука, 1991. – 144 с.
.Фрейденберг О.М. Терсит // Яфетический сборник. – Л., 1930. – Т.6. – С.231 – 253.
.Шталь И.В. "Одиссея" – героическая поэма странствий. – М.: Наука, 1978. – 166 с.
.Шталь И.В. Гомеровский эпос. Опыт текстологического анализа "Илиады": Уч. пос. – М.: Высш. шк., 1975. – 246 с.
.Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М.: Наука, 1983. – 296 с.