- Вид работы:
Реферат - Предмет:
Культурология - Язык:
Русский , Формат файла: MS Word 6,90 kb
Гойя ‘Капричос’
Убежденный в том, что критика
человеческих пороков и заблуждений, хотя и представляется поприщем ораторского
искусства и поэзии, может также быть предметом живописания, художник избрал для
своего произведения из множества сумасбродств и нелепостей, свойственных любому
гражданскому обществу, а также простонародных предрассудков и суеверий, те,
которые он счел особенно подходящими для осмеяния и в то же время для
упражнения своей фантазии.
Поскольку изображаемые в этом
произведении предметы по большей части существуют только в воображении,
художник смеет надеяться на снисходительность людей понимающих: ведь он не
подражал чужим образцам и не мог следовать натуре. И если удачное
воспроизведение натуры столь трудно, сколь и достойно восхищения, то нельзя не
отдать должное тому, кто полностью отвлекся от натуры и зримо представил себе
формы и положения, существовавшие доселе лишь в человеческом сознании,
омраченным невежеством или разгоряченными необузданными человеческими
страстями.
Диарио де Мадрид Гойя было 50
лет, когда он начал свою серию «Капричос». В этом возрасте обычно знаменитые
художники являются завершенными, определившимися творцами. Как бы интересна ни
была живопись Гойя, однако ни ей, а его гравюрам, и притом сериям, созданным в
старости, обязан он своей репутации. И никогда до него ни один мастер не создал
ничего подобного «Капричос». Необычайность их тематики сочетается с неожиданной
глубиной идейных намеков и выполнена с предельного виртуозностью терпением. Нет
ничего странного и трудного в искусстве, чем эта серия, где неясным остается
план, зачастую смысл, где намек понятен только художнику, но где четко и ясно
прочитывается острие социальной сатиры.
Издание «Капричос» заключает в себе
восемьдесят листов, пронумерованных и снабженных подписями самого автора.
Например: лист 39 «Вплоть до третьего поколения» это бедное животное свели с
ума знатоки геральдики и родословных. Оно не одиноко». И изображен осел за
роялем.
Восемьдесят листов варьируют темы
испанской жизни. Сколько Гойя вносит всего! Какие удивительные темы: разбойники
похищают женщин; молодая женщина в поисках талисмана, приносящего счастье,
забралась к виселице и вырывает зуб у повешенного и т.д. Начиная с 14 листа
доминирует тема «Женщины».
Начиная с 43 листа, бесчисленное
количество чудовищ изображено на оставшихся 37 офортах, в которых ведьмы собирают
мертвых младенцев, на шабаш отправляются колдуньи т пр.
Последний лист «Капричос» гласит –
«Час настал».
Объяснить исчерпывающую серию
трудно. Гойя не только «показывает « но и «рассказывает». Его образы отражают,
при всей их специфичности, реальность испанской жизни, эпохи смертельного
кризиса феодализма. Фантазия, аллегория, антропоморфизм – вот основные приемы,
используемые мастером в этих уникальных, неповторимых офортах, по праву входящих
в золотую коллекцию искусства.