- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,2 Кб
Государственная религия и религиозная политика ахеменидов (по античным источникам и древнеперсидским надписям)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА
Кафедра истории древнего мира и средних веков
Курсовая работа на тему:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА
АХЕМЕНИДОВ (ПО АНТИЧНЫМ ИСТОЧНИКАМ И ДРЕНЕПЕРСИДСКИМ НАДПИСЯМ)
Выполнила: Дементьева А.О.
Студент II курса д/о
Москва – 2012
Содержание
Введение
Источники и историография
Глава 1. Государственная религия
Глава 2. Исполнение религиозного культа
Глава 3. Религиозная политика в отношении покоренных государств
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность темы. Держава Ахеменидов – одно из самых сильнейших государств древнего мира (VI – IV вв. до н.э.). В самом начале своего становления, персидский племенной союз занимал территорию в области Парсуа к югу и юго-западу от озера Урмии. Отсюда они двинулись на юг, занимая сначала Эламские земли, затем завоёвывая Мидию, Лидию, Египет и другие государства, разрастаясь и превращаясь в могущественную державу. В период своего расцвета Держава Ахеменидов состояла из 20 сатрапий (подвластных областей) и занимало территорию от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере и до I Нильского порога на юге.2
Зороастризм представляет собой некий дуализм, веру в «доброго» бога Ахура-Мазду и его «соратников», божеств ахур. В противовес ему существовал «злой» бог Ангра-Манью с дэвами. Таким образом, получается своеобразная система весов – на каждое доброе дело совершается что-то злое. Человек создан Ахура-Маздой, но по сути своей свободен и поэтому уязвим для воздействия сил зла. Его долг – своими благими делами и помыслами противостоять Ангра-Манью и духов зла. В конечном итоге добро должно победить над злом. Эта религия проникала постепенно, но уже при Дарии I и его приемнике Ксерксе возводиться в ранг государственной и приобретает черты монотеизма. («Бехистунская надпись Дария I», «Антидэвовская надпись Ксеркса»).
Проблема. Столь нехарактерная для древнего Востока и средней Азии религия, в сочетании с активной завоевательной политикой Ахеменидов не могла не отразиться в античной литературе (Геродот «История», Страбон «География», Диоген Лаэртский, Платон). Но так как греческие авторы писали «со стороны», то многие данные о религии и культе Ахеменидов не соответствуют древнеперсидским источникам.
Хронологические рамки 522 – 330 г. до н.э., то есть от до её последнего представителя Дария III. Это связано с тем, что в работе рассматривается развитие религии именно в период правления в Персии данной династии.
Задачей данной работы является:
исследование древнеперсидских и античных источников, затрагивающих вопрос религиозной политики державы Ахеменидов
Сравнительный анализ древнеперсидских и античных источников на предмет описания в них особенностей:)погребального обряда
b)Исполнение религиозного культа)Религиозная политика в отношении покоренных государств
Целью данной работы является ответить, на основании анализа источников, на следующие вопросы:
Каковы основные черты зороастризма?
Как зороастризм отражался на повседневной жизни Персов?
Влияли ли религиозные воззрения Ахеменидов на политику в отношении завоёванных государств и их культов?
Структура работа. Работа состоит из введения, обзора источников и историографии, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Источники и историография
Древнеперсидские надписи и документы. Среди древнеперсидских источников, посвящённых истории развития зороастризма на территории державы Ахеменидов, следует выделить следующие документы: Это Авеста, «Бехистунская надпись Дария I», «Надписи на статуе Дария I», «Антидэвовская надпись Ксеркса».
Авеста – свод священных текстов зороастрийской религии, написанных на особом архаичном авестийском языке, священное откровение Ахурамазды, переданное Заратуштрой. Дошедший до нас текст оформился в период династии Сасанидов (III- VII вв. н.э.). Данные «Авесты» могут характеризовать быт, культуру и религию ираноязычных племён в первой половине – середине I тысячелетия до н.э. на территории Северо-Восточного Ирана и соседних областей средней Азии и Афганистана. Книга состоит всего трёх частей, каждая из которых разделяться не только по своему содержанию, но главное, предназначению.
«Вендидад» (авест. «Кодекс против Дэвов»). Представляет собой свод законов и предписаний, направленных на борьбу со злыми духами (дэвами) и водворение сил праведности – Ашура. Глава написана в виде диалога между Заратуштрой и Ахура-Маздой.
.«Ясна» (авест. «Почитать», «Поклоняться»). Включает себя молитвы, произносимые при жертвоприношениях и богослужении, восхваления и литургические обращения к божествам (Гаты).
2.«Яшт» (авест. «Почитание», «Восхваление»). Содержит хвалебные гимны, посвященные зороастрийским божествам. Содержат особенно много мифологических элементов.
«Авеста» сегодня, как и много веков назад используется в богослужении. Законы, мораль правила очищения, этические предписания и право, изложенные в священной книге должны стать законами жизни правоверного зороастрийца, стремящегося к праведности, пути Аша. Поэтому работа с Авестой так важна в понимании значения зороастризма в державе Ахеменидов. Но так как в теме заявлена работа «по античным источникам и древнеперсидским надписям», то можно сказать, что «Авеста» не является основным источником, а служит вспомогательной литературой для понимания проблемы.
«Бехистунская надпись Дария I» – является одним из крупнейших эпиграфических памятников и самой важной по значению из надписей ахемендиских царей. Высечена на скале Бехистун, вовышающейся у древней дороги, связывающей Двуречье с Ираном, между Керманшахом и Хамаданом, на территории Древней Мидии. Надпись исполнена на трёх языках: древнеперсидском, аккадском и вавилонском. Содержание повествует о борьбе Дария I с внутренним сепаратизмом, но главное восхваление бога Ахурамазды, с чьей помощью и желанию он покорил восставшие территории и «лжецов» заговорщиков. Именно при Дарии I зороастризм приобретает статус государственной религии.
«Антидэвовская надпись Ксеркса» – повествует о подавление восстания в некой стране и сокрушения в ней жертвенника – «Притона дайвов». Здесь же содержится призыв к почитанию Ахурамазды и признание его единым богом, то есть проявляться зачатки монотеизма.
К сожалению, это практически все древнеперсидские источники, касающиеся религиозных взглядов державы Ахеменидов и роли религии в ней. Поэтому значение античных источников довольно велико. Из них стоит выделить выдержки из следующих сочинений: Геродот «История», Страбон «География», Плутарх «Об Исиде и Осирисе», Диоген Лаэртский «О знаменитых философах». В каждом из них можно почерпнуть сведения о религиозной политике персов в завоёванных государствах, представления греков о зороастрийском культе, божествах и степени их правоверности.
Историография представлена работами следующих отечественных историков: Игоря Михайловича Дьяконова (статьи сборника лекция «Итсория древнего мира») и Мухаммада Абдулкадыровича Дандамаева («Политическая и история державы Ахеменидов», раздел «Иран и средняя Азия в Древности» учебника «История древнего Востока».)
ахеменид зороастризм религия культ
Глава 1. Государственная религия
То, что древние персы исповедовали зороастризм – довольно известный факт, но принять его и обойти в этой работе нельзя. Стоит сказать, что зороастризм принимает статус государственной религии лишь при Дарии I. Об этом говорит поведение первого царя Камбиса. Согласно Геродоту он сжёг тело египетского фараона Амасиса, что противоречило обеим религиям, так как персы почитали огонь за божество. Также известно, что Камбис наравне с зороастризмом почитал божества Элама. В «Бехистунской надписи Дария I» впервые не упоминаются эламские божества, Дарий благодарит за свои победы только Ахурамазду. Ксеркс и его «Антидэвовская надпись» окончательно закрепляют в стране монотеизм «Человек, который следует тому закону, который установлен Ахурамаздой и Артой, и чтит Ахурамазду и Арту, праведным образом, он при жизни будет счастлив и по смерти приобщится к Арте».
Но, как замечают многие античные авторы, центральной религиозной фигурой был не один Ахурамазда. Например, Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе», заметил, что персы рассказывают о своих богах много сказочного, например: «И Горомадз создал шесть богов: первым – бога Доброй Мысли, вторым – Истины, третьим – Справедливости и остальных – Мудрости, Богатства и Творца благих наслаждений».
Скорее всего, здесь имеется в виду шестёрка Амеша-спента, персидский пантеон, главой которого является Ахурамазда.
Геродот, делясь информацией о жертвоприношениях (о которых подробнее будет говориться в следующей главе) также упоминает другие божества: «Совершают они жертвоприношения также солнцу, луне, огню, воде и ветрам. Первоначально они приносили жертвы только этим одним божествам, затем от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы – Алилат, а персы – Митра)». Здесь речь идёт уже явно не об Амеша-Спента, а скорее всего, «детях Ахурамазды», младших богах Анахите, Митре, Заг, Магх и других. (Авеста) Они же упоминаются и в поздних источниках державы Ахеменидов. Артаксеркс II заканчивает свою надпись «о сооружении дворца в Сузах» словами: «Ахурамазда, Анахита и Митра меня да хранят от всякой скверны и то, что мною сделано».
Предложенный отрывок из «Истории» Геродота интересен ещё тем, что в нём говориться о сопоставлении божеств стихиям, природным явлениям, следовательно, для персов они носили сакральный характер. К сожалению, об этом не упоминается в царских надписях Ахеменидов, но соответствующее наблюдение можно найти у Страбона: «Персы избегают мочиться в реку, не моются и не купаются в реке; они не бросают туда покойников и ничего другого, что у них считается нечистым. Какому бы божеству они ни приносили жертвы, они прежде всего обращаются с молитвой к огню».
Такое отношение к окружающей природе определенно отражалось в традициях, культе, и тем более влияло на повседневную жизнь, заставляло искать аналоги, например, традиционным методам захоронения.
Своё влияние на мировоззрение персов оказывало замеченное Геродотом отношение к лжецам и самой лжи, которая считалась позором и самым страшным грехом.1 Особенно это заметно в «Бехистунской надписи» Дария I. «Эти страны, которые стали мятежными, – ложь сделала их мятежными, потому что они [самозванцы] обманывали народ – Ахурамазда их предал в мои руки. Как мне было угодно, так я с ним поступил». Все восставшие против Дария здесь названы лжецами, вместе с тем автор постоянно говорит о своей приверженности к правде (Дандамаев, ПИА).3 Таким образом, Дарий I, который как раз и предал зороастризму статус государственной религии, использует её основные постулаты в выгодной для него стороне, оправдывая свой приход к власти (свержение Гауматы, подавление восстаний), предавая статус законности, благославения свыше. «Говорит Дарий-царь: «О ты, который будешь со временем царем, крепко оберегай себя от лжи. Человека, который будет лжецом, строго наказывай, если хочешь, чтоб страна твоя была невредимой».
Подводя итог этой главы можно выделить следующее: Начиная с правления Дария I (522 – 486 гг. до н.э.), зороастризм приобретает статус государственной религии державы Ахеменидов. Наравне с Ахурамаздой в древней Персии особенно почитались божества Митра и Анахита. Что касается особенностей зороастризма, то особое влияние на повседневную жизнь имели сакральность окружающей природа (воды, огня, воздуха, земли), а также отношение ко лжи как к самому страшному греху.
Глава 2. Исполнение религиозного культа
«Там, где прежде дэвы почитались, там я совершил поклонение Ахурамазде и Арте (правде) правильным/праведным образом благочестно». Это выдержка из «Антидэвовской надписи Ксеркса», которая, к сожалению, является единственной из известных древнеперсидских надписей, содержащих упоминание о совершении поклонения Ахурамазде. Поэтому здесь стоит опираться на античные источники и ссылки к Авесте.
Основой религиозного культа зороастризма являются жертвоприношения. Жрецы в зороастризме именуются магами. Первым магом считается Зороастр (Спитама – Заратуштра). Довольно подробно их описывает Диоген Лаэртский. Они занимаются гаданиями, порицаниями, составлением сочинений о справедливости. «Утверждали, будто боги являются им воочию, да и вообще воздух полон видностей, истечение или воспарение которых, ощутимо для зоркого глаза». Геродот в свою очередь считает, что маги – это одно из мидийских племён.
Как уже было установлено в предыдущей главе, объектом зороастрийского культа был не только Ахурамазда. Например, у Плутарха есть очень интересная запись: «Зороастр также учил, что первому божеству надо приносить жертвы обетные и благодарственные, а второму – умилостивительные и мрачные». То есть, жертвоприношения приносили также и богу зла, лжи, тьмы Ангро-Манью.
Скорее всего, Плутарх писал это на основе достаточно древней информации, до установления монотеизма, появления «Антидэвовской надписи Ксеркса».
Страбон пишет, что персы в основном поклонялись огню и воде.
Почитание огня. Огонь считается стихией Ахурамазды и поэтому к нему требовалось особенное отношение. На сухие, очищенные деревья кладётся жир, всё поливается оливковым маслом и поджигается снизу. Плутарх предполагал, что доброму богу приносят некую траву, скорее всего он имел в виду хаому. Если человек посмел дунуть на огонь, загрязнить, или, самое ужасное – положить мёртвое тело, то, как замечает Страбон, человека свершившее подобное злодеяние предают смерти. Точно также высказывает своё удивление Геродот, описывая сжигание Камбисом мумии фараона Амасиса, так как это противоречит обеим культурам.
Отличительной чертой зороастризма периода державы Ахеменидов является отсутствие храмов. По сообщениям Страбона персы не воздвигают статуй или жертвенников.
То же самое можно найти и у Геродота: «Воздвигать статуи, храмы и алтари у персов не принято. Тех же, кто это делает, они считают глупцами, потому, мне думается, что вовсе не считают богов человекоподобными существами, как это делают эллины. Так, Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом»
В связи с тем, что огонь, вода и земля священны у персов сложился своеобразный обряд погребения, который разными античными авторами представляется по-своему. Согласно авесте, Ахурамазда завещал обычай выставления.2 Геродот считает, что обычай погребения персы передают как тайну. «Лишь глухо сообщается, что труп перса предают погребению только после того, как его растерзают хищные птицы или собаки. Впрочем, я достоверно знаю, что маги соблюдают этот обычай. Они ведь делают это совершенно открыто. Во всяком случае, персы предают земле тело покойника, покрытое воском. Таким образом, Геродот описывает ещё один обряд, ингумации (покрытие воском). Он не характерен для зороастризма, но зато объясняет наличие царских гробниц – Кира Великого, Дария I.
Итак, центральными фигурами религиозного культа зороастризма в державе Ахеменидов выступали огонь и вода. Жертвоприношениями занимались маги, и чаще всего совершали их в виде возлияний или мяса, которое после раздавалось. Для этого не существовало специальных алтарей или храмов, так как у зороастрийцев человеческое изображение богов не принято. Священность стихий нашла своё отражение не только в обычаях поклонения, но и в обряде погребения. Чаще всего они совершались в виде выставления, иногда проводилась Ингумация – покрытие трупа воском.
Глава 3. Религиозная политика в отношении покоренных территорий
В период своего расцвета Держава Ахеменидов состояла из 20 сатрапий (подвластных областей) и занимало территорию от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере и до I Нильского порога на юге. В каждой из захваченных государств уже имелась своя сложившаяся религиозная система, которая играла огромную роль в жизни населения. Поэтому особенно интересно узнать, какую религиозную политику проводили персидские цари в отношении покоренных территорий, имело ли это влияние на культуру государств или внешнюю политику Ахеменидов?
В «Бехистунской надписи Дария I» содержится подробное описание подавления восстаний, военного вмешательства на территории Египта, Вавилона, Элама, Мидии.2 Но для лучше всего религиозную политику Дария I характеризует надпись на одной из сохранившихся, посвященных ему статуй в Сузах. Надпись выполнена египетским иероглифическим письмом, скорее всего после его коронации как фараона Египта. В надписи описываются подвиги Дария как «живого образа Ра», «Бога доброго», «потомок Атума». В Египте Дарий благожелательно отнёсся к местной культуре и религии. По его распоряжению был отреставрирован храм Птаха в Мемфисе и построено крупное святилище богу Амону в оазисе Эль-Харга.
Можно предположить, что подобное лояльность является политическим расчетом, завоевание авторитета, преодоления препятствий к мировому господству. В свою очередь И. М. Дьяконов считает, что основной причиной такой политики была настоящая вера в богов покоренных территорий и поиск поддержки, при этом самым могущественных богом для них оставался Ахурамазда.
Согласно Геродоту, сын Дария I Ксеркс, придерживался других взглядов относительно отношений с богами покоренных территорий. Взяв Афины, Ксеркс приказал сжечь акрополь, а наследующий день издал другой приказ, о совершении афинянами жертвоприношения на месте разрешенного алатаря. Геродот объясняет такое поведение пророческим «сновидением» или «раскаянием» царя. М.А. Дандамаев предлагает версию, согласно которой Ксеркс относился к акрополю не как к культовому месту, а центру жречества, главных советников горожан.3 Подобную политику Ксеркс проводил в Египте, Вавилоне. Например, описанные в «Атидэвовской надписи Ксеркса» события можно связать с подавлением восстания в Вавилоне и похищения статуи главного бога Мардука. «Когда я царем стал, была среди этих стран, которые выше написаны [такая, где было] волнение. Потом мне Ахурамазда помощь подал. По воле Ахурамазды эту страну я сокрушил и ее на [прежнее] место поставил. И среди этих стран была [такая], где прежде дэвы почитались. Потом, по воле Ахурамазды, я этот притон дэвов разгромил и провозгласил: «Дэвов не почитай»».
Можно предположить, что Ксеркс считал, что сжигая, уничтожая храмы или святилища он лишает народы небесного покровительства.1 Есть рассматривать ситуацию со статуей бога Мардука, то после её утери в стране пресеклась царская власть, так как по Вавилонскому обычаю именно от него новый царь получал власть над народом.2
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что цари державы Ахеменидов придерживалось двух направлений в религиозной политике относительно покоренных территорий. Это либо уважительное отношение к религии и божествам, либо их дискриминация, попытка отрезать население от их покровителей. Оба направления представляют собой попытку влияние на отношения с государствами через религию.
Заключение
Зороастризм распространился среди иранцев ещё в VII-VI вв. до н.э., но долгие годы вынужден был соперничать с языческими верованиями соседних государств (Мидии, Элама). Лишь в правление Дария I (522-486 гг. до н.э.) приобретает статус государственной религии державы Ахеменнидов. На повседневной жизни персов имело отражение отношение к природе, её стихиям, особенно огню. Отсюда появлялись особенности захоронений – выставления трупов, чтобы избежать осквернения земли, огня или воды. Согласно замечанию Геродота, изображение богов в человеческом облике считается нечестивым, поэтому трудно найти храмы, алтари или жертвенники периода ранней династии Ахеменидов. Уже было положено начало воздвижению статуй богов, храмов огня. Стоит сказать, что позже вместе с Ахурамаздой активно почитались божества Анахита и Митра. Возможно, это можно объяснить тем, что рассматривается период VI в. до н.э. Для древних персов было сложно понимание монотеизма, и они ещё долго придерживались традиционного язычества. С этим можно связать и их религиозную политику. Ахемениды не могли избавиться от внутреннего страха перед местными божествами, что заставляло ориентировать их внешнюю политику на религиозный чувства населения (поиск расположения у местных богов или попытка лишить население божественной защиты и покровительства). Влияние религии зороастризма, его обычаев на покоренные или попыток привести захваченные государства в поклонения Ахурамазде в источниках не зафиксировано. Скорее всего, зороастризм как государственная религия не выходил за территории Персии.
Список использованной литературы
Источники:
1.«Авеста»
2.«Антидэвовская надпись Ксеркса»
.«Бехистунская Надпись Дария I»
.«География», Страбон
.«История», Геродот
.«Об Исиде и Осирисе», Плутарх
.«О знаменитых философах», Диоген Лаэртский
Литература:
9.Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. разд. И.В. Рака. – СПб.: Журнал «Нева» – РХГИ, 1992. – 440 с., карта
10.Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»¸ 1985.
.История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / А. А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 462 с.
.История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свеницкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная редакция Восточной литературы издательства, 1989.
.Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Рос. Энциклопедия, 1997. – Т. 1. А-К. – 671 с. с ил.
.Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях. Ч. 2 / под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. – М.: Высш. школа, 1980. – 256 с.