- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 19,86 Кб
Характеристика деятельности продюсера
Содержание
Введение
Зарубежный опыт
Предпринимательская деятельность продюсера
Привлекательность для спонсоров
Спонсорство на телевидении
Заключение
Список литературы
Введение
В последнее время вопросы продюсирования приобретают важное значение. Это связано с новой философией бизнеса, которую диктует современный рынок.
Продюсер – это создатель, участник и организатор творческого процесса. Это та профессия, с которой многие в настоящее время связывают надежды на возрождение российской культуры.
Настоящий Продюсер с большой буквы отличается от всех других творческих профессий тем, что рождает идею. И уже потом начинает собирать деньги, людей и заставляет их работать на воплощение. Конечно, при этом продюсер не может не быть менеджером. Он должен думать о том, насколько его идея будет востребована, а это предполагает умение мыслить в категориях экономики.
При этом в продюсере изначально предполагается присутствие творческого начала. Иначе он не сможет поразить новизной художественного замысла. Он должен обладать вкусом, разбираться в тонкостях творческого процесса и уметь подбирать людей.
«Главное заблуждение обывателей состоит в том, что продюсер вкладывает в дело собственные деньги. Чаще всего ситуация иная. Он привлекает деньги, договариваясь с меценатами, спонсорами, кредитодателями».
Продюсер является стратегом реализации проекта, поскольку именно он является лицом профессиональной команды. Это в определенной степени начальник генерального штаба, он отвечает за все: контролирует все сделки, которые заключает агент, промоутер, организует подготовку проекта, обеспечивает составление планов.
«У кого взять искомые деньги? Вариантов немного: государство, частные меценаты, крупные компании. В разных странах по-разному складываются отношения культуры с покровителями, существуют разные варианты выбора меньшего из зол. Скажем, во Франции государство традиционно обеспечивало поддержку культуры, и когда в девяностые годы в культуру пришли деньги корпораций, этот процесс сопровождался бурными дискуссиями на тему «Являются ли деньги промышленных меценатов извращением?». В Англии, напротив, существует давняя традиция взаимодействия культуры и крупного капитала, а извращением считается скорее излишне активное участие государства».
Стабильное благополучие и уверенность в завтрашнем дне, достигнутые бизнесом на определенном этапе развития, побуждают его обращаться к благотворительным и гуманитарным проектам. Философствования о социальной ответственности бизнеса, конечно, не являются здесь движущей силой. Только тогда, когда репутация компании становится существенным рыночным фактором, о репутации начинают заботиться и тратить значительные суммы на ее укрепление и поддержание. И только тогда, когда банального «не грабить, не обманывать, соблюдать законы, платить налоги» оказывается недостаточно, бизнес вынужден становиться социально ориентированным. Осознав, что благородное дело финансирования культуры прибавляет очки в глазах общества, компания начинает искать возможности совершить благородный поступок – и находит их во множестве.
Только в конце девяностых российский бизнес постепенно начал избавляться от предрассудка: деньги на культуру – это деньги на ветер. «Поэтому благотворительность и меценатство в современной России пока носят хаотический характер с некоторыми перегибами. Государство же, как известно, сейчас может поддерживать культуру только морально, и лучше бы оно этого вообще не делало».
Зарубежный опыт
«Герберт Шмерц, бывший руководитель по связям с общественностью корпорации Mobil и автор телевизионной программы, освещающей общественную благотворительность, приводит несколько причин более точно объясняющих, почему корпорациям необходимо поддерживать искусство и культуру.
Неизменно, поддержка программ первого класса в искусстве и культуре будет значительно повышать имидж компании. Всякий раз, когда корпорация участвует в достойном проекте, ее работники ощущают, что это прибавляет уважения к их коллективу, и в том числе среди их коллег. Участие компании в поддержке искусства предоставляет отличную возможность влияния на общество.
Поскольку правительственные чиновники часто имеют особые культурные интересы и любимые проекты, ваше спонсорство подобных проектов даст вам возможность сформировать полезный альянс и наладить ценные контакты.
Корпоративное спонсорство искусства также положительно влияет и на найм новых сотрудников. Многие смышленые молодые люди стремятся работать в компании, которая очевидно заботится об обществе и интересах культуры.
В эпоху, когда корпорации часто голословно критикуют за недостаточную вовлеченность в дела общества, участие в программах, поддерживающих искусство и культуру, может предоставить превосходную возможность стать вовлеченными в созидательное социальное действие».
Финансирование обосновывается убежденностью, что такая политика является здравой для компании, что это полезное дело для общества, и что миссия PR и маркетинга – продолжать данный проект, пока не найден лучший способ достижения прибылей.
Когда компания Philip Morris начинала спонсировать искусство, первым ее проектом была выдающаяся для того времени выставка популярного и абстрактного искусства («Pop and Op art») это произвело мало или даже никакого эффекта в обществе.
Но среди управленческой верхушки, действительно интересующейся искусством, передача средств была отмечена, и сегодня Philip Morris считается одним из немногих наиболее влиятельных сторонников поддержки культуры в обществе. Программа также имела значение для маркетинговой политики компании и была поддержана со стороны соответствующих должностных лиц фирмы, которые понимали, что она поможет в установлении престижной репутации не только компании, но и торговой марки.
«Philip Morris наравне с другими видами искусства поддерживает исполнительское искусство. Компания спонсировала балетную труппу Joffrey Ballet (с 1982 г.), получившей всемирное признание, авангардный фестиваль «Новая волна» («Next wave»), подготовленный Бруклинской Музыкальной Академией и обширные туры театра Alvin Ailey Dance Theater, которые познакомили многие страны с настоящей американской джаз- и блюз-музыкой. Philip Morris активно помогает театру The Dance Theater of Harlem’s Open House Series, который представляет нетрадиционные культурные программы жителям Харлема в Нью-Йорке. Финансовый фонд, названный «Театральный проект», обеспечивает оперативную поддержку театральных трупп всех категорий, по этой же модели были созданы три других фонда: Музыкальный проект, Танцевальный проект и Проект Исполнительских Центров».уже довольно долго поддерживает искусство. Сегодня, поддержка культуры компанией IBM состоит в финансировании большого количества культурных проектов практически во всех сферах художественного и исполнительского искусства. В целом IBM поддерживает около 2500 культурных организаций.финансирует искусство потому, что это помогает бизнесу и потому, что компания хочет внести свой вклад в улучшение качества жизни общества, частью которого являются работники и клиенты компании. Компания полагает, что бизнес и искусство могут сотрудничать, помогать друг другу в достижении своих целей.
«В 1988 году IBM пожертвовала более $14.2 миллиона на поддержку искусства во всем мире через конкурсные и прямые дотации музеям и другим культурным организациям и институтам, обществам исполнительского искусства и общественному телевидению».
Корпорация AT&T начала поддерживать некоммерческие театры в середине 80-х и помогла провести 26 проектов в 19 театрах в 12 городах за первые 5 лет. К 1990 году AT&T стала крупнейшим спонсором некоммерческих театров в Соединенных Штатах. Согласно мнению театральной общественной организации Theater Communications Group. Один из более примечательных успешных проектов, поддержанных компанией – постановка обработки The Grapes of Wrath (Плоды гнева), которая в 1990 году была названа Тони Авардом (Tony Award) лучшей пьесой года.
В то время как корпорации, подобные Mobil, At&T и IBM концентрируют свои усилия на спонсировании художественного и исполнительского искусства, маркетинговые отделы компаний, производящих безалкогольные напитки, пиво и другие потребительские продукты, все больше уделяют внимание спонсированию популярной музыки, часто используя звездные концертные туры в целях собственной рекламы. Алан Потташ (Alan Pottasch)- вице-президент компании Pepsi-Cola – говорит, что «музыка – одно из трех явлений, переступающих культурные барьеры – музыка, секс и спорт, и музыка здесь идет намного дальше спорта, она на100 % универсальна».
«Джим Харрис (Jim Harris), организовавший спонсирование компанией Anheuser-Busch концертов Эрика Клэптона (Eric Clapton), Стива Винвуда (Steve Winwood) и Genesis, говорит – «спонсирование спорта выросло из нашей любви к участию в нем; поиски в области другой большой части нашего досуга, которую в широком смысле можно обозначить как развлечения, были настоящим прогрессом».
Компания Reebok потратила $10 миллионов на поддержку тура, в котором участвовали такие суперзвезды, как Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen), Стинг (Sting), Питер Габриэль (Peter Gabriel) и Трэйси Чепмен (Tracy Chapman), которые дали концерты в 14 странах на 5 континентах в течение 6 недель в 1988 году. Компания тонко и со вкусом позаботилась о том, чтобы обеспечить ассоциирование тура со своим именем. Это имя появилось только на палатках для гостей и в нижней части печатной рекламы и памятных подарков, где можно было прочитать: «Это стало возможным благодаря безвозмездному дару компании Reebok»«.
Когда федеральное финансирование сокращается, частный бизнес становится основным источником финансирования искусства.
Предпринимательская деятельность продюсера
Сегодня культура России получила возможность иметь альтернативные источники финансирования. Поиск дополнительных средств – фандрайзинг – стал сегодня одной из важных задач российских менеджеров в культуре.
Область фандрайзинга – абсолютно новая для нашего искусства развита в США более чем в какой-либо другой стране мира. Это объясняется тем, что культура и искусство в Америке всегда получали ничтожные субсидии от государства, и, таким образом, чтобы выжить, должны были выискивать иные источники финансирования. Государство способствовало таким методам, создавая необходимые условия, вырабатывая изощрённую систему льгот и поощрений вкладчикам, будь то коммерческие структуры, фонды или частные лица. Постепенно, поиск субсидий или денежных средств – фандрайзинг – вырос в отдельную профессиональную управленческую область.
В России в настоящие время не существует ни специалистов в этой области, ни самой области фандрайзинга в его прямом значении.
Однако подготовка менеджеров и продюсеров организаций культуры и искусства включает в себя некоторые основные моменты деятельности по привлечению финансовых средств. Это очень важно, поскольку в современных условиях культура страны зачастую лишается существующих ранее гарантированных субсидий со стороны государства.
Рекомендации для успешного фандрайзинга:
«если вы рассчитываете на долговременный успех, поиск средств не должен быть единовременной акцией. Процесс поиска средств должен стать системой продуманных мер, ежедневно осуществляемых в рамках проектов;
важно, кто в коллективе будет организовывать этот процесс, руководить работой по сбору средств. Качественные характеристики продюсера, его профессионализм очень важны;
при организации фандрайзинговой кампании следует предусмотреть 5 этапов ее проведения: определение стратегии действия; разработка списков доноров; ходатайство о вкладах; непрерывная работа с вкладчиками; налаживание эффективной системы учета. Название этапов условно, все они проводятся параллельно, но главное – не прекращаются никогда».
При поиске и привлечении финансовых средств для организаций культуры и искусства необходимо, прежде всего, знать за счёт чего они вообще могут быть образованны. «По действующему в России законодательству и Положению Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства от 26 июня 1995года рассматриваемые нами средства образуются за счёт: бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя; доходов от платных форм культурной деятельности; платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям; кредитов банков и иных кредитных учреждений; других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Из выше изложенного видно, что поле деятельности по привлечению финансовых средств достаточно обширно.
Наиболее мощный источник формирования финансовых средств организаций культуры – коммерческий сектор.
Бизнес вкладывает средства в культуру не только по альтруистическим мотивам, – ему это выгодно. Предпринимательский успех фирмы, её прибыль не в последнюю очередь зависит от её известности и успеха в обществе. Пожертвования в сферу культуры и искусства дают прекрасную возможность получить признание и успех.
Что же может привлечь спонсора заниматься инвестированием? Это мотив «престижа». Для чиновника высокого ранга (губернатора, мэра) – престиж в глазах избирателей. Для физических лиц – престиж в глазах друзей, коллег. Для коммерческих фирм – престиж у партнеров по бизнесу, в обществе. На эти мотивы, прежде всего, и необходимо «давить» инициаторам создания новых проектов культуры.
Небесполезным в этой связи является знакомство потенциальных спонсоров с бизнес-планом будущего проекта. Обоснованный бизнес-план помогает подготовиться к внедрению проекта в жизнь.
«Продюсеру предстоит пройти все стадии бюджетного процесса, начиная с составления производственного бюджета. Следом будет составлен бюджет продвижения проекта. На основе этих бюджетов, а также с учетом имеющихся предварительных договоренностей о продаже прав, рекламе и мерчандайзинге, составляются два основных бюджета: бюджет доходов и расходов (БДР) и бюджет движения денежных средств (БДДС). Эти документы после утверждения будут служить основанием для составления бизнес-плана и инвестиционной заявки».
Продюсер, организующий в современных экономических условиях производство и реализацию нового проекта, должен быть готов к масштабному применению такого инструмента обеспечения эффективности предпринимательской деятельности, каковым является управление рисками (УР).
«Теоретически УР можно определить как систему организационно-экономических мероприятий, направленных на своевременное выявление, оценку, предупреждение, и контроль событий случайного и непредсказуемого характера, способных вызвать перерыв в нормальной реализации предпринимательского проекта. Сюда же следует отнести и финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации негативного воздействия подобных явлений».
В развитой системе экономического управления УР выполняет важную роль – защищает продюсера от отрицательного влияния обстоятельств, которые находятся вне непосредственного разумного контроля его самого и нанятых им менеджеров. Тем самым в определенной степени обеспечиваются условия для непрерывного функционирования предпринимательских проектов, что, в свою очередь, является основой для поддержания запланированного уровня издержек, достижения прогнозируемой рентабельности, и т.д. Иными словами, – УР выступает как важный фактор эффективной реализации замыслов продюсера. «Неразвитость в рамках предпринимательских структур (продюсерских компаний) программ противостояния отрицательному воздействию событий случайного и непредсказуемого характера является серьезным сдерживающим фактором, объективно вызывающим настороженность и колебания потенциальных инвесторов».
Каждый инвестор будет задавать себе вопрос: «Действительно ли организаторы затевают нечто «стоящее», либо имеют приблизительное представление о возможности реализации проекта».
Для этого необходимо, во-первых, подготовить проект высокого качества. Если проект в хорошем смысле амбициозный, правильно рассчитан продюсером, и на этапе развития грамотно промоутирован (promotion), то на него легче найти деньги. Привлекать финансы можно из разных источников, это может быть государственная поддержка, спонсорская помощь или частные инвестиции. Шансы возрастают, если продюсер уже известен благодаря своим предыдущим (успешным) работам. К такому продюсеру инвесторы будут относиться с большим доверием.
3. Привлекательность для спонсоров
Продюсер должен быть уверен в том, что вложенные деньги вернуться.
«Фильмы «Антикиллер-1» и «Антикиллер-2», «72 метра», «Ночной дозор» не только окупились и вернули деньги инвесторам, но и принесли продюсерам доход, что для возрождающегося российского кино является большой победой. Хочу подчеркнуть, что эти проекты точно просчитаны и грамотно разработаны продюсерами. Инвесторы и спонсоры, давая деньги на кино, выдвигают всегда два условия. Первое – вернуть вложенные в проект деньги. И второе – заработать на этом проекте. Проект, который не в состоянии окупиться и вернуть вложенные средства, нужно рассматривать как авантюризм и непрофессионализм продюсера. Исключение, естественно, составляет так называемое авторское кино.
Для того чтобы найти деньги на кино, никаких особых слов инвесторам говорить не нужно, продюсеру не надо обладать ораторским искусством. Где много слов, там мало мудрости – гласит восточная мудрость. К инвесторам надо обращаться с хорошо подготовленным проектом, в котором: первое – должен быть захватывающий, интересный сценарий. Характеры всех героев необходимо продумать и проработать до мелочей. Качество сценария должно быть безусловным. Второе – звезды. Желательно, подобрать звездный состав актеров. Опять же, смотрите на примере «Ночного дозора»: там и Владимир Меньшов, и Константин Хабенский, и Гоша Куценко. Сегодняшний зритель уже во многом подготовлен к тому, чтобы ходить в кинотеатры на любимых «звездных» актеров. Но звезду можно не только приглашать на новый проект, ее можно открыть или создать самому. Для Людмилы Гурченко фильм «Карнавальная ночь» стал звездным.
Другой пример – это телесериал «Бригада». Сергей Безруков сейчас любимец всех девушек России, а у режиссеров пользуется профессиональным спросом. Марат Башаров, Виктор Сухоруков, Гоша Куценко – их первое появление на экране было ярким и они легко запомнились зрителям. А талантливая актерская игра сразу сделала их звездами. Продюсер, который приглашает того или иного неизвестного актера, в первую очередь должен быть уверен в своем выборе, коммерческое и творческое чутье должны ему подсказывать, что этот актер «выстрелит», то есть станет «звездой», и этот фильм окажется его «звездным часом». Но для этого актеру нужна хорошая, яркая роль. Важно, чтобы характер героя и диалоги в сценарии были четко разработаны. Но тут мы опять возвращаемся к сценарию. Сценарий должен быть требуется захватывающий, интересный. Если у вас нет хорошего сценария, можете даже не начинать. Хотя только хороший сценарий успеха фильму не гарантирует. Тут важна еще интуитивная способность продюсера правильно подобрать состав: режиссера, оператора, художника, композитора. Без этого невозможен коммерческий успех фильма.
Третий фактор – это бюджет. К пакету документов должна быть приложена детализированная смета с обоснованием всех расходов. Обязательно должна быть предусмотрена сумма на рекламу. Надо понимать, что мы сейчас живем в другом мире. Никто другой за вас не будет доделывать ваши дела. Кино – это сфера, в которой каждый свой шаг надо грамотно просчитывать».
В российском кино большинство нынешних продюсеров «происходит» из режиссеров и актеров. Например, один из самых успешных в этой области Сергей Сельянов сначала приобрел известность как талантливый режиссер. Его первый фильм «День ангела», снятый практически подпольно, произвел в свое время сенсацию. Затем были «Духов день» и «Время печали еще не пришло». И уже потом появилась кинокомпания «СТВ», где Сельянов продюсировал фильмы других режиссеров: «Особенности национальной рыбалки», «Блок-пост», «Про уродов и людей», «Кукушка», «Война» и т.д. Фильмы «СТВ» получили множество призов – как российских, так и международных. Особенно шумный успех выпал на долю ставшего культовым «Брата».
Еще один из примеров – Сергей Жигунов. Начав карьеру в кино с ролей романтических героев (самый известный – Сашка Белов из «Гардемаринов»), он очень скоро ступил на дорогу кинобизнеса. Фильм «Подземелье ведьм», где он снялся в одной из главных ролей, что называется, лег на полку. И пришлось Сергею вместе с коллегой-артистом самим заниматься прокатом, ездить с копиями по стране.
Через некоторое время появилась собственная студия, со временем превратившаяся в одну из самых крупных и стабильных кинокомпаний. Сейчас Жигунов, безусловно, больше продюсер, нежели актер. Его компания снимает кинофильмы («Черный квадрат», «Принцесса на бобах», «Раздетые»), телефильмы и сериалы («Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Что сказал покойник» и другие).
Талант менеджера и организатора помог Жигунову проводить кинофестивали, стать президентом Гильдии киноактеров. И лишь иногда актера можно увидеть на экране, в тех ролях, которые ему глубоко симпатичны. Как, например, легкий и обаятельный Арчи Гудвин в новом сериале про Ниро Вульфа.
Продюсер – профессия непубличная. Если в шоу-бизнесе имена самых известных и удачливых продюсеров на слуху, то в кино и в театре не так.
Даже на телевидении известны лишь те, кто, как и в кино, совмещает журналистскую деятельность с продюсерской. Яркий пример – Алексей Пиманов. Начав с создания документальных фильмов, затем выступив в качестве ведущего программы, он пришел к созданию своей телекомпании «РТС». И сейчас говорит: «Я привык к тому, что 80% своих мозгов и времени я вкладываю не в собственное творчество, а в других людей, не всегда, кстати, благодарных… Если бы мне предложили успокоиться на пять лет, только делать свою программу и обеспечивать ей рейтинг, и все, я бы спокойно занимался своим проектом. Но я знаю, что это невозможно. На телевизионном рынке нужно быть сильным».
Компания, которой руководит Алексей Пиманов, выпускает программы «Процесс», «Человек и закон», «Здоровье», «Мир женщины», «Документальный детектив», «Экстренный вызов» и уникальную по своей сложности передачу «Вкусные истории». Пиманов участвует в создании программ на всех этапах: выработка концепции, подбор команды, изменения в привычном стиле ведения и так далее. Сам про себя он говорит, что постоянно работает как кризис-менеджер, потому что вопрос «Где взять деньги?» не исчезает ни на минуту.
продюсер телевизионный спонсорство фандрайзинг
Спонсорство на телевидении
«Следует заметить, что под спонсорством в данном случае мы понимаем как размещение отдельных элементов спонсорства, включая product placement, в телевизионных программах, так и спонсирование BTL проектов и специальных акций, которые потом условно могут «всплыть» на телевидении, а также спонсорство спортивных команд, которые затем можно грамотно использовать в качестве носителя для проведения телевизионных акций»,- говорит директор компании ProMedia Владимир Ризов.
«На протяжении последних двух лет объемы телевизионных спонсорских инвестиций ежегодно увеличиваются на 44%. В связи с активным появлением на ТВ популярных проектов в духе реалити-шоу, растет интерес спонсоров к сегменту «развлекательных передач» – на их долю в прошлом году пришлось почти половина всех спонсорских затрат. А вот рекламный ажиотаж на кинопрограммы в 2003 году несколько утих: на них спонсоры потратили только пятую часть своих бюджетов. Доля прошлогодних спонсорских затрат на новостные программы сравнительно невелика – примерно десятая часть всех вложений».
Спонсорский ролик по прежнему остается самым популярным элементом этого вида рекламы: на его долю в прошлом году пришлось около 36% затрат. Менее активно инвестировались такие виды спонсорства, как «динамическая заставка», «вручение подарков и призов», «щиты», «интервью с представителем фирмы-спонсора». «Одновременно растет популярность такого элемента, как «продукция спонсора» (product placement): объем инвестиций в product placement за последний год увеличился почти вдвое и составил 27% всех спонсорских бюджетов. По оценкам экспертов, потенциал этого коммерческого носителя в нашей стране очень велик. Эффективность демонстрации продукции спонсора в кадре доказывают многочисленные зарубежные спонсорские проекты. По данным открытых источников, затраты компании Seagram’s на размещение виски Jack Daniel’s в фильме «Основной инстинкт» составили $1,2 млн, тогда как после показа фильма, в связи с резким увеличением продаж виски, финансовые вложения окупились в пять раз. Интересно, что после того, как Том Круз в фильме «Фирма» выпил пиво марки Red Stripe, продажи этого продукта выросли на 55%. А использование внедорожника Blazer фирмы Chevrolet в фильме «Правдивая ложь» вывело эту модель на вторую позицию по популярности в США».
Основным преимуществом ТВ-спонсорства перед прямой рекламой является его «вовлеченность» в сюжет программы. Никто не переключается на другой канал, когда Якубович дарит участникам игры «Поле чудес» телевизоры Rolsen или Максим Галкин предлагает собеседнику выпить безалкогольную «Балтику». Иная ситуация наблюдается в течение рекламных пауз. По данным TNS Gallup, за второе полугодие прошлого года на телевизионную рекламу обращали внимание около 53% мужского и 59% женского населения России старше 16 лет, тогда как остальная часть аудитории рекламные сообщения не воспринимала.
Проблема zapping factor волнует всех рекламистов, в той или иной степени заинтересованных в эффективности рекламной кампании. Согласно данным TNS, в марте текущего года zapping factor для Первого канала составил 13% (т.е. данный процент аудитории Первого канала не смотрел рекламные блоки). Наибольшие показатели zapping factor среди национальных каналов за данный период наблюдались на канале НТВ – 17% и Россия – 16%.
«В принципе, спонсорство – это такой же коммерческий носитель, как и все другие, однако, на мой взгляд, всё-таки разумнее использовать спонсорство совместно с другими видами рекламы. Ведь зачастую оно способно решать только часть задач и создает лишь эмоциональное отношение. Формально, я считаю, что это более эффективный носитель, по сравнению с прямой рекламой, при условии его грамотного использования. Вопрос в том, что не всегда программы хорошо и профессионально умеют «отрабатывать» спонсоров. Как правило, прямая реклама дается профессиональными компаниями. А спонсорство реализуется не всегда вовлеченными людьми, и зрители это очень хорошо замечают».
Пример, спонсорство проекта «Последний герой» компанией «Вимм-Билль-Данн». Прошло уже 2 года, но до сих пор, когда мы говорим о «Последнем герое», мы, прежде всего, имеем в виду J7. Они «завязали» эту марку на себе. Раньше, когда начинался проект, сок J7 был «льющимся откуда-то», а теперь он «путешествующий». Даже проблемы, которые он испытывает, это проблемы не J7, а «Вимм Билль Дан». J7 самый дорогой в своей категории. Середнячок по качеству, а продается на уровне премиум. Как вы думаете, сколько в первом «Последнем герое» было спонсоров? Шесть. Среди них: Fa Men, Yandex.ru, ВИД и др. Но вы спросите у людей, они вспомнят только J7. Их спонсорство было органичным с точки зрения своего присутствия. Они добились сочетания тропиков и смогли использовать этот образ и в дальнейшем.
Начиная с 2003 года на телеканале «Первый канал Евразия» компанией TV MEDIA Advertising Agency успешно реализуется спонсирование телевизионных программ в виде размещения динамичных заставок, логотипов спонсора. Данная услуга стала пользоваться большой популярностью у рекламодателей, число которых растет с каждым годом.
В 2004 году было впервые осуществлено спонсорство не просто отдельных программ, а крупных телевизионных проектов. Это проект «Так зажигаются звезды» со спонсором – компанией LG Electronics, и мегапопулярный конкурс «SuperStar.kz-2», генеральным спонсором которого выступил Казкоммерцбанк. (заставки программ, спонсорские выходы и заставки).
В наши дни сериалы стали лидерами на телевидении. Российские «долгоиграющие» картины выиграли соревнование с зарубежными конкурентами и почти вытеснили их с экранов. Как следствие, рекламодатели выстраиваются в очередь, чтобы попасть в сериальные проекты. И российский продукт выходит на мировой рынок.
Сейчас уже всем понятно, что у производителя сериалов должна быть своя крыша (в прямом смысле этого слова) над головой. Ею для компании «Амедиа» – одного из столпов отечественного сериального производства – стала территория московского завода «Шарикоподшипник». В опустевшей гулкой промзоне «Амедиа» построила 16 павильонов и поставила производство на поток. Сейчас здесь снимают сразу три сериала: «Люба, дети и завод», «Не родись красивой» и «Адъютанты любви». Плюс, готовят новые серии нашумевшей «Няни». Результат такой производительности очевиден: с конвейера отечественного ТВ, словно горячие пирожки, сыплются как рейтинговые, так и проходные сериалы – ежедневно по основным каналам их идет минимум пять. Совсем по-другому к созданию телесериалов подходят такие компании, как «Фильм-ПРО», «Централ Партнершип» и «Рекун-фильм». Они предпочитают европейский опыт и сериалы снимают как «длинное кино»: с одним сценаристом, одним режиссером, одним оператором и одним продюсером. А финансируется такой проект, как правило, за счет привлечения инвесторов. Подобные сериалы гораздо более затратны, но (при высоком качестве продукта) и намного выгоднее. Практика показа «Гибели империи», «Штрафбата» и особенно «Идиота» наглядно убедила пессимистов: количество повторов с лихвой окупает затраты.
Заключение
Имена продюсеров шоу-бизнеса, потому что там-то как раз действуют более заметные фигуры, чаще мелькают в газетах и на телевидении. Почему, наверное, многие и считают, что продюсеры наличествуют только в этой сфере и все они жутко богатые. Конечно, есть небольшая категория людей, которые рискуют собственными деньгами. Но большей частью продюсер трудится в области принятия решений. Он, опять же, выдвигает идею, находит артиста, который, по его мнению, может принести прибыль. Формирует команду, репертуар, организует рекламную компанию, словом, «запускает» механизм. Часть функций он может передавать нанятым людям, а может выполнять самостоятельно. Но, как теперь говорят, «идеология проекта» – главная область ответственности продюсера.
Ни один из продюсеров, где бы он ни работал – на телевидении, на эстраде или в театре, – не миновал этапа накопления опыта организационной работы. Для того чтобы суметь соединить в себе творческие и менеджерские качества, увлечь людей своей идеей, требуется и навык, и понимание процесса (кино, театра, музыки и т.д.), и связи, и просто жизненный опыт.
Однако без базовых знаний делать в этой профессии нечего. Поэтому нужно учиться.
Учебных заведений, предлагающих получить профессию продюсера, практически нет. Коммерческие институты и курсы, которые в одних стенах и одним составом преподавателей готовят журналистов, дизайнеров, актеров, моделей и продюсеров, в расчет не берутся. Сюда имеет смысл обращаться тем, кто хочет слегка расширить кругозор или приобрести дополнительные к основной профессии знания.
Если же мысль стать продюсером достаточно серьезна и устойчива, нужно идти на факультет, готовящий менеджеров и управленцев в конкретной области. Это будет та самая база, на которой можно строить дальнейшую карьеру.
«XXI век, скорее всего, будет веком продюсерского театра, то есть значимость продюсера будет возрастать, становясь решающей. Именно этот человек отбирает пьесу, приглашает режиссера, актеров, привлекает деньги, а значит, от него зависит либо успех, либо провал.
Теория эта не всем нравится. Слишком многое в ней удручает ценителей русского классического театра и кинематографа. Но почти все они признают, что все к этому идет.
Значит, несмотря на нервность и сложность профессии, быть продюсером в нашей стране можно и нужно. Если только отдавать себе во всем отчет и ничего не бояться».
Список литературы
1.Федеральный закон №30 «О рекламе». 14.06.1995г., ст.19 Спонсорство.
2.Портсар А. Современная музыка. Арт-енеджер. 06.05.2004 г. – С. 26-30.
.Баканова Е. Маркетинг Паблик Рилейшнз и культура. Международный пресс-клуб. 2006 г. – С. 52-61.
.Дымникова А. Виды и особенности предпринимательской деятельрости в культуре. – СПБ. 1997 г.
.Менеджер кино. №3. 2006 г. – С. 8-12.
.Кушнерев Ю. Где найти деньги на кино. Наше кино. – №7. 2004 г.
.Технологии спонсорства. Электронно-периодическое издание. 2007 г. – С. 2-4.
.Элитный персонал. №7. 24.02.2003 г. – С. 12-14.
.Лайков А. Организация комплексного управления рисками. РИФАМС. 2007 г. – С. 3-5.
.Султакова Е. Рекламодатель: теория и практика. №4, 2006 г. – С. 21-26.
.Рассказова Т. «Поначалу мы слегка блефовали». Финансовая Россия. 28.03.2002 г.
.«Итоги» №6, 08.02.2005 г. – С-7.
.Сериалы. ARADIO.RU. 17.02.2006 г.
.Как просить деньги на культуру. – СПБ.: Нотабене, 1995 г.
.Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры. МК РФ. – М.1995 г.