- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 10,09 Кб
Характеристика финно-угорского народа (удмурты)
1. Характеристика одного из финно-угорских народов (удмурты)
Удмурты (прежнее название – ары, аряне, арские люди, чудь вотяцкая, отяки, вотяки) – народ, издревле живущий в Прикамье, численностью около 750 тыс. человек. (Это по переписи 1989 г.) Но этот сравнительно небольшой народ имеет большую историю. Как уже отмечалось, по языку удмурты принадлежат к финно-угорской группе (по численности занимая в ней 2-е место – после мордвы – в России и 5-е в мире), куда входят также венгры, финны, мордва, эстонцы, марийцы, коми, карелы, ханты, манси, саамы (лопари) и др. Самые дальние родственники удмуртов по языку – это венгры на Дунае, ханты и манси на Оби. Тем не менее, если удмурт спросит на своем языке в будапештском гастрономе «Вой вань-а?» («Масло есть?»), его поймут, потому что по-мадьярски это звучит примерно так же. Имя великого венгерского поэта Шандора Петефи по удмуртски звучит Сан-дыр Петырпи, – похоже, правда? Конечно, это скорее исключительные, нежели типичные примеры. Ведь удмуртский и мадьярский языки, несмотря на их древнее родство, довольно далеко в буквальном и переносном смысле отошли друг от друга. Все же лингвисты находят в удмуртском языке около 1000-1200 слов, общих для всех финно-угров . Вот некоторые из них: глаз – удм. син, коми син, мар. сензя, морд, сельме, фин. сильма, венг. сем; дерево – удм. пу, коми пу, мар. пу, фин. пуу, венг. фа; стрела – удм. ньол, коми ньол, морд, нал, фин. нуоле, венг. ньил; кость – удм. лы, коми лы, мар. лу, фин. луу, манс. лу, и т. д. Наиболее близки удмуртскому языки коми (около 80% слов общего происхождения). Вместе они составляют пермскую ветвь финно-угорских языков; они близки примерно так же, как польский и русский языки. Языковые параллели могут говорить как об общности происхождения финно-угров, так и о прямом или опосредованном этнокультурном взаимодействии. Например, удмурты имели с марийцами и особенно с коми постоянные связи, что сказалось на их языке и культуре.
Письменность на удмуртском языке была создана в XVIII в. на основе кириллицы с добавлением букв: з, ж, ч, и, о (в 20-е годы XX в. началось и в последнее время возобновилось обсуждение вопроса о возможности перехода на латинскую графику). Первая научная грамматика удмуртского языка была опубликована в 1775 г. (ее создателем считается казанский архиепископ Вениамин – В.Г. Пуцек-Григорович). Книгопечатание на удмуртском языке началось в XIX в., тогда же появились первые календари, газеты. Выделяют северное, южное и периферийные диалекты. Литературный язык складывается на основе срединных говоров. Правительственным постановлением в 1995 г. создана и успешно функционирует термино-орфографическая комиссия, призванная оптимизировать сложные процессы развития и обновления удмуртского языка.
В антропологическом отношении удмурты относятся к малой уральской расе, которой присуще преобладание европеоидных черт с некоторыми элементами монголоидности, к ее вятско-камскому сублапаноидному типу. Дискуссионным остается вопрос об «удмуртской» монголоидности: является ли она результатом длительного взаимодействия европеоидной и монголоидной рас или это продукт древней адаптации к местным условиям? Видимо, скорее всего – второе . Отличительной особенностью антропологии удмуртов является их высокий индекс рыжести, по этому признаку они превосходят даже «мировых чемпионов по златоволосости» – кельтов-ирландцев6. Между тем рыжий цвет в антропологии считается довольно загадочным. Ясно одно, что рыжий цвет – это целый комплекс специфических черт как внешнего (даже солнце пристрастно к рыжим: они не загорают, а часто обгорают; раны у рыжих медленнее заживают, отсюда удмуртское выражение «азись силь» – «воспаляющееся мясо/кожа»), так и внутреннего/душевного свойства – не отсюда ли феноменальная удмуртская обидчивость, ранимость, уязвимость, «стеклянная хрупкость». Внешне удмурты не богатырского телосложения, однако крепки и удивительно выносливы. Среднего роста, с белой, реже смуглой кожей, часто с голубыми глазами, слегка уплощенным лицом, нередко скуластые, иногда встречается эпикантус. Несмотря на сложность и условность психологических характеристик, можно утверждать вслед за путешественниками и исследователями XVIII-XIX вв., что удмурты в большинстве своем миролюбивы, доброжелательны, гостеприимны, «склонны более к веселию, нежели к печали». Подчеркивается их стеснительность до робости, сдержанность чувств до скрытности и замкнутости, бережливость до скупости, терпеливость до самопожертвования, настойчивость до упрямства. Естественно, исторические перемены, контактирование со многими, самыми разными этносами не могли не сказаться на внешних и внутренних характеристиках современных удмуртов.
О прародине финно-угров до сих пор ведутся споры. Раньше считали, что она находилась где-то в предгорьях Алтая и Саян; другие искали ее в Центральной Германии и Скандинавии; третьи были убеждены, что финно-угры пришли из Индии. В настоящее время почти никто уже не придерживается этих взглядов. Большинство исследователей полагает, что основная территория формирования и древнейшего расселения финно-угорских народов находилась в Приуралье в широком смысле слова (Волго-Камье, Средний Урал и Зауралье). Финно-угорская общность существовала, очевидно, в эпоху развитого неолита, в III тысячелетии до н. э., а затем начала распадаться на отдельные ветви, что в конечном итоге привело к формированию современных финно-угорских народов. Один из первых и главных вопросов, который неизбежно встает перед специалистами по этнической истории, это вопрос, «откуда есть пошел народ». Современное состояние исторической науки позволяет утверждать, что основой для формирования финноязычных удмуртов послужили автохтонные племена междуречья Вятки и Камы, создатели ряда последовательно сменявшихся здесь археологических культур. Тем не менее необходимо учитывать влияние на развитие местных племен и со стороны их этнических соседей: древних иранцев, угров и тюрок широкого этнокультурного и хронологического спектра. Об истоках собственно удмуртского этногенеза мы можем, по-видимому, достаточно уверенно говорить с ананьинской археологической культуры (VIII-III вв. до н. э.). Очевидно, ананьинцы – общие предки удмуртов, коми и марийцев. На базе ананьинской культуры вырастает ряд локальных культур первых веков н. э.: гляденовская (Верхняя Кама), осинская (Средняя Кама, устье р. Тулвы), пьяноборская (устье р. Белой). Полагают, что гляденовцы – предки коми, осинцы и пьяноборцы – древние удмурты. По всей вероятности, в тот период и начался распад пермской этнолингвистической общности. В первой половине I тысячелетия до н. э. часть населения с Камы уходит на Вятку и ее приток Чепцу. Здесь, в Чепецком бассейне, возникает новая археологическая культура – поломская (III-IX вв.). Поломскую культуру сменяет чепецкая (IX-XV вв.), которая прослеживается уже до того времени, когда появляются первые письменные источники по удмуртам.
У удмуртов сохранились легенды о том, что когда-то удмуртское племя Ватка жило на р. Вятке. Об этом же говорит и «язык земли» – топонимика. На Вятке очень много удмуртских топонимов. Они неоспоримо свидетельствуют о том, что когда-то здесь жили удмурты. Особенно густо они населяли местность около современного г. Кирова. В одном из преданий рассказывается, что на месте будущего города находилось большое удмуртское поселение с Великой куалой – родовым святилищем. Где-то на рубеже I-II тысячелетий н. э. удмурты, жившие на Вятке, составляли древнеудмуртскую общность. Тогда же мог появиться сам этноним «удмурт», который, по-видимому, генетически восходит к булгарскому названию р. Вятки – Ваты («ват-мурт -от-мурт – ут-мурт – уд-мурт»: человек с Вятки). Существуют и другие толкования этимологии и семантики этнонима «удмурт». В русском звучании этот термин приобрел форму «вотяк»: к древнему корню «ват» был прибавлен типичный словообразовательный суффикс (ср.: пермяк, сибиряк). В условиях царской России с ее неравной политикой по отношению к «инородцам» термин «вотяк» воспринимался удмуртами как уничижительный и даже оскорбительный (ср.: мари – «черемисы», украинцы – «хохлы», евреи – «жиды» и т. д.), хотя даже государственное образование удмуртов при его создании (4 ноября 1920 г.) первоначально было официально определено как «Автономная область вотского (вотякского) народа» и лишь в 1932 было переименовано в Удмуртскую АО, в 1934 – АССР. На бытовом уровне термин «вотяк» встречается порой и сейчас, порождая массу обид (на Западе, особенно в научной литературе, до сих пор по традиции нередко используется эк-зоэтноним «вотяки», хотя все больше обращаются к эндоэтнониму народа). Самоназвание «удмурт» зафиксировано с XVIII в.
2. История народа (Удмурты)
удмурт языковой свадебный традиция
Удмурты, переселявшиеся на новые земли, освоили районы Южного Прикамья, кроме того, значительная их часть осела на землях Северной Башкирии и в Зауралье. Часть удмуртов-переселенцев сыграла свою роль в формировании этнических групп пермских татар, башкир, марийцев и была ими ассимилирована.
Значительная часть удмуртов, осевших в Южном Прикамье, обосновалась в верховьях реки Буй. Новопоселенцы и составили основу образовавшейся в XVII-XVIII вв. этнической группы буйских (куединских) удмуртов.
Деревни буйских удмуртов возникают во второй половине XVII века. По документам 1673 года, жители удмуртских деревень Кирга, Гондырь, Барабан заключили договор о припуске с башкирами Уранской волости, этим же годом датируется известие об уплате жителями названных деревень ясака (дани) в казну.
К 1707 году относится договор, составленный жителями удмуртской деревни Шагирт с башкирами. Можно предположить, что к середине XVIII века была определена основная территория расселения буйской группы. На карте Осинского уезда Пермского наместничества 1792 года были отмечены удмуртские деревни: Большой, Малый и Верхний Гондырь, Кипчак, Кирга, Барабан, Шагирт.
Переселение удмуртов в бассейн реки Буй в основном шло из южных районов современной Удмуртии, из бассейнов реки Валы, Тоймы, Умяка, Киль-мезь, Иж. Это подтверждают как современные научные исследования, так и исторические предания буйских удмуртов. Главную причину своего переселения сами буйские удмурты до сих пор связывают прежде всего с насильственной христианизацией.
Этническая культура удмуртов Прикамья развивалась в условиях иноэтнического окружения. Буйские удмурты, проживавшие до начала XIX века рядом с башкирами, восприняли некоторые элементы их культуры, многие свободно владели языком башкир, часть удмуртов приняла ислам.
С начала XIX века в южной части Осинского уезда появилось русское население. Активные контакты с ним обусловили ряд культурных заимствований. Из всей закамской группы удмурты Куединского района испытали наибольшее влияние со стороны русских традиций.
В середине XIX в. в Южном Прикамье появляется еще одна удмуртская деревня – Новые Калмияры (ныне Куединский район Пермского края). Ее основали выходцы из деревни Старые Калмияры Уфимской губернии (ныне Татышлинский район Башкортостана).
Сложившаяся к концу XVIII века основная территория проживания буйских удмуртов сохраняется и до настоящего времени.
В XIX веке удмуртские деревни Южного Прикамья относились к Осинскому уезду Пермской губернии и были включены в Больше-Гондырскую волость. В настоящее время удмуртские деревни относятся к Куединскому району Пермского края.
У удмуртов преобладают мононациональные деревни, такие, например, как Кипчак, Кирга, Гожан, Удмурт-Шагирт, Союз, Барабан, Вильгурт. Но есть и поселения, где удмурты проживают совместно с другими народами: в деревнях Малый и Верхний Гондырь – с татарами, в селе Старый Шагирт – с русскими, куда удмурты переселились в начале XX века из деревни Удмурт-Шагирт.
Численность удмуртского населения южных территорий Прикамья прослеживается по документам с начала XVIII века. На рубеже 1720-1730-х годов она составляла 930 человек. По материалам V ревизии 1795 года, в Осинском уезде насчитывалось 2100 удмуртов, к середине XIX века их численность увеличилась до 3346 человек.
В советское время наибольшее число удмуртского населения в Куединском районе отмечено в 1959 году. В дальнейшем его численность постоянно снижалась.
По переписи 1989 года, в Куединском районе проживало 5842 удмурта, по переписи 2002 года – уже 5571 человек, что составило, как и в 1989 году, 17,7% от общего населения этого района.
3. Описание обряда
Свадебные традиции удмуртов
Удмуртская свадьба, которой, как правило, предшествовал сложный ритуал сватовства, во время которого как родители невесты, так и сама невеста могли выразить свое согласие или несогласие, состояла из двух частей, разделенных большими интервалами.
Если невесту увозили в дом мужа сразу после сговора – до свадебного пира, то в доме жениха происходил пир (ярашон), после чего невеста возвращалась домой и готовила приданое. После этого назначался сюан (пир в доме невесты). Если же невеста после сговора оставалась в доме родителей, тогда сначала происходил сюан, а потом ярашон. В этом случае в назначенный день свадебный поезд отправлялся в дом невесты. Жених оставался дома, за невестой ехали отец и старший брат жениха. Вначале свадебный поезд заезжал к свахе (дэмчи) и только после этого шли в дом к невесте, где их встречали лепешками. Поезжанам представляли распорядителя сюана, которому в дальнейшем все подчинялись.
После застолья начиналось пение свадебных песен и некоторое время продолжалось непрерывно. Участники поезда жениха должны были продемонстрировать знание обрядовых мелодий. Затем поезжан угощали в доме распорядителя сюана и во всех домах родственников невесты – участников свадьбы.
Далее следовал ритуал прощания невесты с родным домом. Выносили приданое, складывали в повозку. Невеста должна была ехать в повозке свахи. Жених должен откупить приданое у родственников невесты, чтобы они открыли ворота.
В доме жениха, встречавшие родственники обводили невесту вокруг лошади по солнцу три раза, во дворе освящали кашу. Мать жениха под руку вводила молодую в дом, сажала на подушку в женской половине дома. Родственники подносили ей хлеб с маслом, расплетали косу, заплетали две и укладывали вокруг головы. Мать жениха одевала ей головное полотенце замужней женщины, что ознаменовало окончание девичества.
Утром следующего дня ближайшие родственник были представлены невесте, состоялась оценка приданого. Угощать присутствующих должна была невеста, которая демонстрировала свои хозяйственные способности.
Далее вместе с молодыми родственниками новобрачная шла к роднику или реке. Бросала серебряную монетку, откупаясь перед хозяином воды. Воду принесенную молодой родственницей принимала свекровь и снова усаживала молодую на подушку.
Через несколько дней, прибывал свадебный поезд родственников невесты. Пир происходил поочередно во всех домах родственников жениха. Согласно правилам ритуала родственники невесты вели себя шумно и вызывающе. Били посуду, топали ногами, могли разобрать печь в бане, заложить дымоход. Тем самым проверялась расторопность новобрачного.
Сложный ритуал свадьбы не всегда воспроизводился полностью, допускались и сокращенные варианты, поскольку свадьба с соблюдением всех обрядов требовала больших расходов.